Конец апрелямай 1917 г. Чрезвычайный съезд духовенства и мирян Смоленской епархии, приступая к обсуждению вопросов переустройства церковной жизни на началах свободы и самоопределения, шлет свой горячий привет и сердечные пожелания благотворной работы Временному правительству, твердо стоящему на страже защиты прав величия и славы нашего Отечества и Православной церкви, в борьбе за раскрепощение Родины от всякого гнета, и принявшему на себя тяжелый труд вывести дорогую Родину на путь свободной, истинно христианской жизни. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 165. Л. 17. Подлинник. 380. Телеграммы Симбирского епархиального собрания духовенства и мирян 25 апреля3 мая 1917 г. Министру-председателю князю Г.Е. Львову: Симбирское епархиальное церковно-народное собрание приветствует демократизацию государственного строя, всей душой с Вами, несущими огромное бремя власти. Будьте непоколебимы. Прочь гибельное двоевластие. 670 Полное доверие Вам и вашим товарищам. Ждем Учредительного собрания. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 164. Л. 16. Подлинник; Церковная правда. Симбирск, 1917. 6. С. 2. Обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Симбирская церковь напряженно ждет одновременно с Учредительным собранием созыва церковного [Поместного] собора. Тяготимся расстройством церковно-общественной жизни. Ждем с нетерпением коренных церковных реформ. Церковная правда. Симбирск, 1917. 6. С. 2. 381. Телеграммы Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Астраханской епархии 2 мая 1917 г. Родзянко М.В.: Чрезвычайный Съезд духовенства и мирян Астраханской епархии приветствует в вашем лице Временное Правительство, выражает ему полное доверие и признательность за отмену смертной казни, сознавая многотрудность лежащей на нем задачи, желаетем крепости сил и мужества благополучно довести Государственный Корабль до Учредительного Собрания, и настоящую войну до победоносного конца. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 168. Подлинник; Журналы Астраханского епархиального 40-го съезда духовенства и мирян. 210 мая 1917 г. Астраханские епарх. ведомости. Астрахань, 1917 г. Приложение к 11. С. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осенью 1941 г. в момент крупных неудач Красной армии религиозным лидерам было предписано оставить столицу. 7 октября 1941 г. Московский городской Совет распорядился эвакуировать руководство Русской Церкви в Оренбург (тогда Чкалов), однако Патриархии удалось добиться разрешения переехать в Симбирск (Ульяновск). Вместе с митрополитом Сергием Москву покинула группа священнослужителей, в том числе митрополит Николай (Ярушевич) , 15 июля, получивший титул митрополита Киевского, а также архиепископы Сергий (Гришин), Иоанн (Соколов) , управляющий делами Патриархии протопресвитер Николай Колчицкий и др. Духовенство сопровождал обслуживающий персонал и личный врач митрополита Сергия. Выехало из Москвы и обновленческое руководство. По прибытии в Симбирск духовенство первое время проживало в вагоне, не имея возможности найти квартиру. Еще хуже была ситуация с городскими храмами – родина Ульянова-Ленина рассматривалась коммунистами как образцовый советский город, в котором религии не место. Часть храмов к тому времени успели сровнять с землей, оставшиеся были поруганы и для богослужения совершенно не годились. Через некоторое время обновленцы наш ли себе закрытый деревянный храм в честь иконы «Неопалимая Купина». Московской Патриархии горсовет передал здание бывшего католического костела. Помещение было переоборудовано под православный храм, который был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. На два года этот храм стал средоточием церковной жизни Московского Патриархата и патриаршим собором. Келейник митрополита Сергия архимандрит (впоследствии митрополит) Иоанн (Разумов) вспоминал, как проходил день патриаршего местоблюстителя в эти годы. Митрополит Сергий вставал в 5 часов утра, вычитывал положенное иноческое правило, молился за богослужением. В 9 часов утра архипастырь завтракал, затем до обеда принимал посетителей. В 15 часов следовал обед и короткий отдых, затем митрополит изучал почту, лично отвечая на каждое письмо, и приступал к чтению газет. Затем следовало вечернее правило. Об ужине митрополит часто забывал. Ночью он вставал в 3 часа и вычитывал 12 избранных псалмов с поклонами. Если иерарх не служил сам, то каждый день вычитывал и утреннее, и вечернее богослужение по Октоиху и Минеям. Митрополит Сергий установил для себя и еще одно правило – каждый день читать Библию на еврейском, греческом и церковнославянском языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Документы, хранящиеся в Ульяновском областном архиве, помогают восстановить хотя бы частично картину управления владыкой Иоанном Ульяновской епархией. Судя по всему, архиепископ Иоанн сначала был назначен временно управлющим Ульяновской епархией. Первый, подписанный им в этом качестве документ, сохранившийся в архиве, относится к 19 февраля 1953 г. Этим документом он назначает протоиерея Димитрия Ермишина благочинным 2-го округа, в который входили восемь церквей: церкви в г. Мелекессе, с. Ивановке, с. Бирле, с. Кокрята, с. Теньковке, Мордовской Карагуже, с. Лаве, с. Кашинке. Всего же Ульяновская епархия была разделена владыкой Иоанном на 2 благочиннических округа. По приезде в г. Ульяновск владыка устроился в церкви на ул. Водников. Об этом эпизоде его жизни, а равно и о самом храме, судьба которого сложилась чрезвычайно необычно, следует сказать особо. Здание, в котором располагалась церковь на ул. Водников (д. 17), не строилось как храм. Оно было выстроено в 1887 г. Деревянное, на кирпичном фундаменте. Общая площадь его была ко времени закрытия церкви в июне 1959 г. всего 136 квадратных метра. Ничем особо примечательным это здание не отличалось, ибо строилось оно в свое время как клуб водников, а к 50-м годам использовалось как общежитие работников речного порта г. Ульяновска. Судьба здания резко изменилась в октябре 1941 г., когда в Симбирск-Ульяновск прибыл в эвакуацию из Москвы Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий (Страгородский ) со своей свитой. Общежитие в очень короткие сроки было переоборудовано под главный храм Ульяновска. Причем на втором этаже располагалась пристройка, предназначенная для кельи митрополита Сергия. Вот в этой-то пристройке и поселился по приезде своем в Симбирск в 1953 г. владыка Иоанн. Иногда, даже не будучи на службе в храме, он строго следил за ее правильным исполнением из своей кельи. Современники свидетельствуют, что архиепископ Иоанн (Братолюбов) был человеком и архиереем весьма необычным. Он так горел любовию к Богу, что с детских лет начал юродствовать. Кому-то удалось узнать об этом, но мы не знаем, в чем именно это юродство заключалось.

http://pravoslavie.ru/archiv/archiereolo...

В 1670 году в нашем регионе вспыхнул разинский бунт. В связи с этим правительство попыталось укрепить гарнизон Саратова, прислав 500 стрельцов из Казани и Самары, но при подходе к городу семитысячного разинского войска они вышли из повиновения и оставили город. Стрелецкие начальники тоже разбежались. Вот как описывает один документ события, связанные с захватом Разиным Саратова в августе 1670 года: «Августа в 22 день, в четвёртом часу дни прибежал в Симбирск с Саратова казанских стрельцов голова Тимофей Давыдов а в расспросе сказал: На Успеньев де день Пречистыя Богородицы поутру рано вор и изменник Стенька Разин с казаками пришёл на Саратов, и город де Саратов саратовские жители сдали и его де вора Богородицкого монастыря игумен и саратовские все жители встречали с хлебом... А на Саратове саратовские жители к воеводе приставили караул 20 человек накануне его воровского прихода, чтоб он не ушёл. А как де он вор Стенька к Саратову идёт за 7 вёрст и саратовцы де, пришед к воеводе, говорили, что де мы тебя у Стеньки отпечалуем» 366 . Разин вошёл в город без боя и разорения. Воевода Кузьма Лутохин и дети боярские были перебиты, а их имущество и государева казна разграблены и «раздуванены». С этого времени Саратов стал одним из центров восстания. Саратовцы участвовали в походе Разина под Симбирск, довольно значительный отряд, состоявший из саратовских «жилецких людей» и донских казаков, взял Пензу, Верхний и Нижний Ломов и сражался до декабря 1670 года, пока не был разбит. Саратовцы бунтовали в составе разных шаек до лета 1671 года, когда в город снова вошли царские войска и восстановили порядок. Из вышеприведённого документа видно, что игумену нашего монастыря выпала сомнительная честь встречать Разина с хлебом и солью. Неизвестно, что побудило его к этому неблаговидному поступку. Может быть, он был принуждён к этому силой или угрозами, а может быть, участвовал в этом добровольно. К сожалению, описано довольно много случаев активного участия в мятежах и бунтах духовных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Г. А. Орлову-Чесменскую. 23 Новгород, 16 сентября 1840 года. Несколько только тому дней, возлюбленная моя мати, Господь меня возвратил преблагополучно в мое мирное уединение; спешу тебя благодарить, моя милая, за твое воспоминание дня моих имянин; равно и за прекрасный твой кошелек, который получила в исправности и целости. Более пяти тысяч верст объехала я нынешнее лето: поехала я отсюда 24 июня прямо в Москву, оттуда в Орел к моей тетке, где пробыла несколько дней; оттуда в Воронеж, Пензу, Симбирск, и в мое имение, дней двадцать там пробыла, и паки в Симбирск, Казань, Нижний Новгород, Арзамаск, и в Саровскую пустынь; a оттуда через Муром, Владимир, Москву и домой. Очень рада быть уже в моем раю земном! В Москве видела Евдокию Посникову, которая по благости Божией теперь совсем здорова. Матушке игуменьи и почтенной матери Феофании земно кланяюсь, за их обо мне милостивое воспоминание и прошу их святых молитв о мне многогрешной, равно и тебя, моя милая, о том же прошу, также и принять благосклонно при сем посылаемые лепты на твои нужды; теперь ежели Господь благословит, желаю пожить в моем раю земном, как возможно подольше. Спасайся, преподобная мати! Еще позабыла тебе сообщить, что бывши в Москве, ездила я в пустынь к матери Марии, на Бородино Поле, то есть, к Μ. М. Тучковой, и ее пустынь мне очень полюбилась, и порядок хорош, и она сестрами крайне любима: сие очень приятно видеть. Обнимаю тебя дружески и желаю тебе получить от Господа нашего премилосердого всех благ небесных. Христос с тобой! на всегда тебя искренно любящая Г. А. Орлова-Чесменская. 24 С.-Петербург. 2 мая 1841 года. Воистинну Христос воскресе! Преподобная моя мати, обнимаю тебя дружески за твою любовь и за твое воспоминание о мне многогрешной; получила исправно твой прекрасный ковер, за который тебе земно кланяюсь; извини меня старую, ленивую, что редко к тебе пишу. Ты меня спрашиваешь, что я намерена делать сие лето? истинно не могу тебе ничего верного сказать: сама не знаю, что Бог благословит, a ты с Богом не переменяй свои намерения для меня; может и все лето просижу в своей мирной пустыне. Жаль мне очень, что здоровье твое все так слабо, преподобная моя мати, укрепи его Господи! Матушке игуменьи и твоей возлюбленной матери Феофании скажи мое усерднейшее почтение и благодарность, что меня немощную помнят; прошу их святых молитв, равно и твоих тоже. Верно уже ты знаешь, что страдалец преосвященный Кирилл скончался в самую великую пятницу в здешней столице; добрая и кроткая душа его была несумненно угодна Господу Богу. Спасайся, преподобная моя мати, и не позабывай тебя искренно многолюбящую

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Симбирске, прежде всего, видимо, усилиями Авдотьи Матвеевны, заложены были основы религиозного мировосприятия писателя. Скончалась она в день Святой Пасхи. В «Летописце» имеется запись: «1851-го года 11-го апреля на Пасху в среду скончалась Авдотья Матвеевна Гончарова на 65-ом году от рождения, урожденная Шахторина, от удара, а погребена 13-го апреля на кладбище Всех Святых». Свою лепту в религиозное воспитание писателя внесла и его няня, замечательная русская женщина, Анна Михайловна (фамилия ее не известна). Племянник писателя Александр Николаевич Гончаров в письме к М. М. Стасюлевичу от 26 октября 1891 года привел любопытные сведения о няне писателя, Аннушке: «И. А. срисовывает портрет Марка Волохова с Владимира Михайловича Кирмалова. С нянюшкой проводил он (Владимир Кирмалов. — Прим. ) целые часы, старался ей выяснить излишество поклонения иконам, которые он называл размалеванными досками. Няня обыкновенно долго молчала, но когда Владимир доходил до икон, она вставала и обещалась пожаловаться маминьке, “а вот, погоди, маминька тебя сведет к Архиерею, а он, батюшка, прикажет тебя запереть в Суздаль монастырь, а там другое запоешь, вон какой выискался умник: иконам не молись, а кому прикажешь молиться, как не угодникам?”». Несомненно, няня писателя была глубоко верующим человеком. Она оказала на маленького Ваню Гончарова огромное влияние, о чем, к сожалению, совершенно умалчивает академическая наука. Именно она открыла для будущего писателя и сокровищницу русского фольклора. Рядом с домом Гончаровых находилось несколько храмов. Храм Вознесения находился не более чем в ста метрах от дома Гончаровых (ныне его не существует), на Большой Саратовской улице, и, конечно, по воскресным дням и православным праздникам мальчик Гончаров ходил либо туда, либо в храм Живоначальной Троицы вместе с матерью на службы. Не случайно о «всенощных», которые нужно было ему посещать вместе с матерью, упоминает он в очерке «На родине». Нельзя не отметить еще один важный фактор религиозного воспитания Гончарова — сам Симбирск, его религиозную атмосферу. Симбирск относился к тем благодатным местам, в которых не иссякало народное благочестие. Недаром здесь одновременно с Гончаровым возрастал на примерах этого благочестия известный «Серафимов служка» Николай Александрович Мотовилов, который был старше Ивана Александровича всего на три года. Были в Симбирске свои святыни и легенды, мимо которых вряд ли прошел маленький Иван Гончаров. Но главной «религиозной достопримечательностью» Симбирска был Андрей Ильич Огородников.

http://pravoslavie.ru/107696.html

В 1665 г. Л. основал Воскресенский Новоиерусалимский мон-рь на т. н. Едемском о-ве (высоком холме) в митрополичьей вотчине Горки над оз. Средний Кабан (ныне Приволжский р-н Казани), расширил и перестроил архиерейский дом в Казанском кремле. По свидетельству осужденного раскольника подьяка Ф. Трофимова, Л. сделал многочисленные переходы (каменные и деревянные) от своей резиденции «черес святые ворота, вкруг колокольни и довел до соборныя церкви к западным дверям» (МДИР. 1878. Т. 4. Ч. 1. С. 295). В 1661 г. Л. построил архиерейское подворье с храмом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Свияжске. Трофимов обвинял Л. в роскоши, так описывая его выезд: «...воссел на колесницу позлащенну, а перед ним неведомо какого чину старец, и сказали, что ехал он к празднику служить. А сказали тутошние люди: прежние де власти к праздникам на колеснице не езживали, ходили с кресты» (Там же). Л. делал богатые вклады в казанские соборы. 4 июня 1671 г. он пожертвовал в Успенский собор серебряный напрестольный крест с мощами. В соборе хранилась и панагия Л. «из камня фиатиста, в котором вырезан образ Богородицы Печерские, на золотом окладе 6 изумрудов и 175 жемчужных зерен и вверху Нерукотворный образ на лазоревом яхонте и украшенный жемчугом» ( Никанор (Каменский). 1909. С. 435). В Благовещенском соборе хранился богатый саккос, подаренный Л. братьями Строгановыми. В период архиерейства Л. ненадолго расширились границы епархии. В 1658 г. патриарх Никон передал из Патриаршей обл. в управление Казанского митрополита г. Симбирск с десятиной (18 церквей и 3 часовни) с причтом и всеми доходами. По наблюдениям И. М. Покровского, это был уникальный «случай аренды» целой десятины, за что митрополит ополичий стряпчий В. Воронов внес в патриаршую казну годовую плату в размере 50 р. Однако вскоре последовала челобитная «симбирских попов» на Л., причиной к-рой, по мнению Покровского, стали финансовые противоречия: в Патриаршей области размер дани на протяжении всего XVII в. был меньше, чем в др. епархиях. Дело тянулось ок. года, а 31 авг. 1659 г. царским указом Симбирская десятина была возвращена в ведение Патриаршего Казенного приказа. Симбирск окончательно вошел в состав Казанской митрополии лишь по указу патриарха Иоасафа от 5 июля 1668 г.

http://pravenc.ru/text/2462459.html

Малевинский Владимир Вячеславович (1864–1908). Псаломщик Вологодской Георгиевской церкви (1885–1887). Священник Леденгской Спасской церкви (1888–1896). Священник Ильинской Дубниковской церкви Влогодского уезда (1896–1900). Священник Чернышевской церкви Усть-Сысольского уезда (1900). Уволен от места с запрещением служения. Определен на псаломщическое место при Вишерской Богородской церкви Усть-Сысольского уезда (1901). Священника Стреленской Богоявленской церкви Устюжского уезда (1902) Заштатный священник, проживавший в Павло-Обнорском монастыре. Коррупционный характер деятельности секретаря Виноградова был хорошо известен современникам. Даже в слове на отпевании епископа Израиля викарий Варсонофий говорил о его «доверчивости к своим ближайшим честным сотрудникам по управлению делами епархиальными», которую «объясняли пристрастием к этим сотрудникам, по которому будто бы… не замечал их злоупотреблений и не удалял от сотрудничества» (Епископ Варсонофий. Слово пред погребением преосвященного Израиля, епископа Вологодского и Тотемского//ВЕВ. 1894. 10. С. 141-142). Колошин Дмитрий Николаевич (ум. после 1895). См. Памятные книжки Вологодской губернии; С.В. Волков. Высшее чиновничество Российской империи. Краткий словарь. М., 2016. Копосов Василий Александрович (1851–1922). Родился в семье священника. Окончил Вологодскую семинарию, Санкт-Петербургскую императорскую медико-хирургическую академию. Работал в земских больницах, участвовал в русско-турецкой войне (187-1878 гг.). Специализировался в психиатрии, работал в Вологде и Твери. С 1887 года занимал должность помощника Саратовских психиатрических больниц. Возглавлял дом призрения умалишенных при Александровской больнице (Симбирск). Организовал Карамзинскую колонию для душевнобольных и был ее главным врачом (Симбирск). Диакон Стефан Богословский. См. выше. Митрополит Иоанникий (Руднев; 1826–1900), с 1882 по 1891 гг. митрополит Московский. Епископ Сергий (Спасский). Священник Палладий Константинович Сергиевский (ум. после 1929 г.) – окончил Вологодскую духовную семинарию (1884), одноклассник Н.А. Ильинского. С 1884 г. псаломщик Иртовской Воскресенской церкви Яренского уезда Вологодской губернии, священник Ильинской Дубниковской церкви Вологодского уезда (14.12.1886), священник Широгорской Димитриевской церкви Вологодского уезда (04.10.1888). В 1909 г. перемещен в поселок Колбинский Томской губернии. Жена – Елена Ефимовна. Дети – Феодосий Палладиевич (1894-1950) – врач; Лидия Палладиевна (1931-1970) – профессор ботаники Томского университета. (См. в воспоминаниях Н.А. Ильинского Д. 2. Л. 129; Палладий Константинович Сергиевский//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=1568 ).

http://bogoslov.ru/article/6174747

В XX в. в мон-ре подвизались послушник И. Игошкин (см.: преподобноисп. архим. Гавриил (Игошкин) ), а также иером. Евстратий, бывш. насельник Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря . В 1906 г. о. Евстратий совершил паломничество на Афон, затем в течение 3 лет служил в составе Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Святыни, библиотека В соборе К. м. находилась обретенная Казанская Жадовская икона Божией Матери в сребропозлащенных кованых окладе и ризе (1743). После возобновления мон-ря в окт. 1846 г. для иконы была изготовлена новая риза из серебра и золота с большим бриллиантом (в короне Богородицы), 4 алмазами на венце Младенца, 8 яхонтами, 51 гранатом, 28 аметистами и др. драгоценными камнями и финифтью. При настоятеле (1867-1871) иером. Никодиме икону обложили серебряным листом, поверх к-рого была укреплена новая золотая риза, украшенная драгоценными камнями. Симбирская купчиха Егорова пожертвовала на чудотворный образ бриллиантовый фермуар с крупным жемчугом. В украшении иконы принимали участие помещица А. А. Мотовилова и сестры Арзамасского жен. мон-ря. К нач. XX в. чудотворная икона находилась в раме с изображениями чудес от Казанской иконы Божией Матери и помещалась в большой заклиросный киот с правой стороны центрального придела монастырского собора. Осенью 1846 г. Казанский образ был перевезен в Симбирск и некоторое время пребывал в городских храмах. В 1847 г. симбирское дворянство обратилось к священноначалию с просьбой, чтобы икона ежегодно приносилась в Симбирск «с торжественной почестию и находилась здесь не менее месяца, чтобы все жители могли насладиться лицезрением сей древней святыни и почтить ее подобающим поклонением» (Там же. С. 23). Прошение было удовлетворено, и с 1848 по 1927 г. 1 месяц в году икона пребывала в г. Симбирске. Святыня торжественно выносилась из пустыни в сопровождении неск. монахов за 7 дней до дня прибытия в город (15 мая). По пути следования крестного хода с иконой в селах и деревнях монастырское духовенство служило молебны. В Симбирске крестный ход встречали все городские священнослужители во главе с архиереем.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

2005. С. 62-70). В нач. 1835 г. М. по благословению свт. Антония вопреки своему желанию ехать в Симбирск к ожидавшей его Языковой отправился в Киев. Здесь он молился в келье прп. Феодосия Киево-Печерского, познакомился с известной подвижницей схим. Параскевой (Мухановской). В апр. 1836 г. в Воронеже М. встретился с архиеп. Казанским и Свияжским свт. Филаретом (Амфитеатровым) , к-рый посоветовал ему начать хлопоты по офиц. утверждению дивеевских общин. 5 июля 1836 г. Языкова вышла замуж за А. С. Хомякова . Впосл. М. поддерживал дружеские отношения с ней и ее семейством. В окт.- сер. дек. того же года М. посещал Киев, собирал материалы к жизнеописанию первоначальницы Дивеевской общины прп. Александры Дивеевской (Мельгуновой). Собранные сведения о ней и о прп. Серафиме были использованы иером. Иоасафом (Толстошеевым) в жизнеописании прп. Серафима и прп. Александры, опубликованном в 1849 г. В янв. 1837 г. М. посетил Воронеж, Саров, а затем Симбирск, занимался судебными делами в своих поместьях. В июне он подал прошение наследнику престола цесаревичу Александру Николаевичу о помощи в этих делах во время посещения последним г. Симбирска. В июле того же года М. выкупил у Е. П. и А. Е. Ждановых принадлежавшую им землю в Дивееве и договорился о покупке т. н. Зевакинской дачи на земле соседнего сельца Осиновки. В янв. 1838 г. М. подал прошение на имя обер-прокурора Синода гр. Н. А. Протасова об утверждении жертвуемой им земли в пользу 2 дивеевских общин, в к-ром оговаривал для себя право добычи железной руды на жертвуемых участках с тем, чтобы на вырученные средства построить для общин собор во имя Божией Матери. Эта попытка оказалась неудачной, т. к. общины не были официально утверждены, но навела саровского послушника И. Т. Толстошеева (впосл. иеромонах Иоасаф) на мысль начать тайные хлопоты об утверждении не 2, а одной объединенной общины, к-рой он надеялся руководить по своему плану. Толстошеев также использовал идею строительства собора в качестве средства для сбора значительных пожертвований.

http://pravenc.ru/text/2564244.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010