– Вы ждите здесь, я пойду один повидаться со Старцем, потому что мы говорим на высокие темы, которые вам не понять. Я вам объясню их позже. Итак, он шёл к Старцу, у которого, между тем, было много народа, садился ненадолго, не разговаривая, и, после того как брал угощение с лукумом, вставал и уходил. Это продолжалось один-два года. Старец, по божественному попущению, не знал, что за его спиной велась такая игра. Пока однажды один ученик учителя индуистской философии, имея серьёзную проблему, счёл нужным самому сходить к Старцу и рассказать ему о своей проблеме, дабы он помог ему. Итак, он сказал: – Я ученик такой-то философской школы, которой руководит ваш ученик... Старец изумлённо спросил: – Кто тебе сказал, что он мой ученик? И юноша открыл тогда – по своей чистоте – всю историю и интригу своего учителя. Я случайно нахожусь на дворе Старца в летний день, когда появился индуистский учитель. Тогда мы видели неожиданно, как Старец встаёт и с силою толкает его, изгоняя со двора и говоря, что он много пострадает за то, что натворил в мире, используя его имя. Остальные посетители, не зная в чём дело, недоумевали и осуждали Старца. Впоследствии, однако, Старец рассказал мне всю историю и что этот учитель, лицемеря и прикрываясь его именем, ввёл в заблуждение многих людей. Нужно отдать кровь, чтобы принять дух Старец сидел на своём дворе и беседовал с монахом отцом П. Беседа вращалась вокруг темы послушания. Когда брат расспрашивал, до какой степени должно доходить послушание к старцу, тот рассказал ему следующий случай: – Отец П., когда я был в священной обители Есфигмен, меня послали послушником в столярку. Там столяром был один старец, очень своенравный, который меня чрезвычайно угнетал. Я – часто и от поста, и от болезней – был изнурён телесно и прикладывал большие старания, чтобы хоть суметь стоять на ногах. Я просил старца по крайней мере не иного чего, а лишь прекращать послушание в столярке в назначенное время и не перерабатывать. Старец, однако, совсем не придавал значения моей немощи. Я настолько был изнурён, что у меня однажды изо рта и из носа вытекла горсть крови, и, несмотря на это, я не прекратил работу, пока не закончился рабочий день.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Улыбнувшись, прошёл он два-три шага, остановился и снова повернулся в мою сторону и сказал: – Разве тебе не достаточно этого? И вошёл в синодик. С той минуты обнаружился мой эгоизм! Внутренне я стал мучиться помыслами и расстраиваться из-за того, что игумену Старец пожелал быть как преподобный Христодул, а мне только (!) как игумен. Этим прекрасным способом, однако, Старец дал мне почувствовать, что меня мучил эгоизм и я не понимал этого. Но тут я понял, что пожелание Старца для игумена и для меня было абсолютно одинаковым. Но этим способом он рассудительно и с любовью дал мне осознать мой эгоизм, дабы, смиряясь и подвизаясь с любочестием, по силам, я тем самым изгонял его. Он видел всё хорошим Доброта Старца была неописуема. Радостно было видеть, как он взирал на всё с добрым помыслом. Характерна его беседа с братом, который приехал с Кипра посетить его. Старец спросил: – Как поживает такой-то монах из обители ... Брат ответил: – Скверно, согнулся, сгорбился. И Старец ответил: – Колос, когда в нём много зёрен, сгибается. И отец... имеет многий плод! Старец спросил тут же о другом иерее: – Как поживает отец Т.? И брат сказал: – Он, Геронта, находится в тяжёлом положении. – Это тяжёлое положение будет лёгкой дорогой в другую жизнь, небесную и вечную! Покров молитв В одном из районов Греции жил предприниматель, у которого была фабрика. Он был знаком Старцу. Отличался благочестием, милостыней и добротой, поэтому и Старец любил его. Соблюдал законы и исправно платил все налоги. Как-то заказал он грузовик материала для производства. Приехал грузовик и разгрузил материал. Однако благочестивому предпринимателю сказали, что товар этот поступил нелегально в Грецию, и поэтому ему не предъявили ценника, собираясь впоследствии получить значительную прибыль. Предприниматель оказался в трудном положении. Но чтобы не оскорбить тех, кто доставил ему товар, он взял его, подумав, что прибыль от необлагаемой налогом продукции отдаст в милостыню, как и действительно сделал. Но поскольку он был благочестивый и милостивый и не смотрел на самого себя, Бог по действию божественного Своего промысла устроил вовремя известить, что компания эта, снабдившая его контрабандным товаром, снабдила товаром и другие предприятия Греции, в результате об этом узнала YIIEAA и служба преследования контрабанды. Схватив зачинщиков контрабанды, служба преследования стала доискиваться, кому были развезены товары. Один из контрабандистов подробно рассказал, куда и к кому ездил, и среди имён назвал знакомого доброго предпринимателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Здесь, на Святой Горе, не так давно были румынские аскеты, которых я очень хорошо знал, и у них была большая нужда, так что не было что поесть. Когда родители других монахов посылали своим что-либо съестного, те помышляли о бедных этих румынских аскетах и говорили: «У нас есть немного еды, тогда как у них нет ничего». И, не оставив у себя ничего, посылали съестное аскетам. Аскеты теперь, в свою очередь, имея по случаю иной раз заплесневевшие сухари, говорили: «У нас, слава Богу, есть немного сухарей и мы обеспечены. Пошлём это другим аскетам, у которых нечего поесть». Так и те отдавали назад, удерживая для себя только плесневелый сухарь, и вместе с ним удерживая благодать Христову, потому что ради любви к брату лишались необходимого. Поэтому благодать исполняла их духовной пищей и божественным утешением. Добрые эти отцы самым совершенным способом достигли того, что между ними существовало равенство, ибо те, кто имели, не имели, поскольку отдавали, и те опять, кто не имели, имели, потому что получали: но и опять не имели, потому что отдавали, и, таким образом, все имели и все не имели, и не было таких, кто бы имел больше других. Но все имели благодать Христову в себе, которую сохраняли, проявляя любовь на деле. Это – действительное равенство. Сейчас, если народ имеет проблемы и нуждается в помощи монахов, Святая Гора открыта для каждого нуждающегося в помощи. Народ свободен чувствовать необходимость просить помощи у монахов, и те тогда, в свою очередь, ему помогут. Не огорчайся поэтому из-за брата, потому что если он искренне болеет за других и заинтересован в устранении общественной несправедливости и имеет внутри остатки искренней доброты, то Бог устроит и найдёт способ привести его на путь Свой. Когда кто не понимает по-хорошему, тогда попускает Христос съесть и подзатыльник. Итак, Он может попустить или болезнь для его пользы, или автомобильную аварию, или как-то иначе, Бог знает, что полезнее для его души. Всегда Бог найдёт способ вразумить его. Скажи брату, если он – хороший, а иереи – нет, то почему тогда он не становится иереем, чтобы поставить вещи на свои места и самому быть примером для иерея? Разбивают носы гордые, а не смиренные

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Вскоре пришли и другие посетители и перевели беседу на другие темы, к большому разочарованию брата. Старец, однако, успел сказать некоторые вещи о турках. -- Многие греки боятся турок, т.к. их население превосходит наше на много миллионов. Это, впрочем, не имеет никакого значения. Суть в том, что кто прав, тот и обретает Божию помощь. С нашими врагами случается то, что и с волками: Волк, приближаясь к стаду овец, подходит потихоньку, чтобы его не учуяли. И хотя он дикий и сильный, но, поскольку чувствует вину, боится даже лая щенка и убегает. Чувство вины своей заставляет его бояться даже лая маленького бессильного щенка. То же самое бывает и с турками. И те ощущают вину. Поскольку они не правы, то боятся, а на войне падшая мораль и вина – самый большой враг. Он даже сказал, что турки, притом, не имеют много воинских частей. И в заключение добавил: – Турки коливо (для поминовения своих) носят в кушаках. Не будем забывать отшедших Старец советовал горячо молиться и давать милостыню за усопших братьев наших, «да принесём им освежительный напиток», как он говорил. Они уже не в состоянии ничего сделать для своей души, и мы обязаны делать по любочестию то, что можем для них. Мы расплачиваемся за наши бесчинства Один брат, женатый, говорил Старцу о трудностях, с которыми столкнулся в своей семье из-за ворчания родителей, из-за странностей жены и безобразия своих детей. Старец видел вещи несколько иначе: – Бог попускает трудности как расплату за наши безобразия в детстве. Недовольны дедушка и бабушка (отец или мать), но и мы забыли о том недовольстве, которое они терпели от нас, когда мы были маленькими. Мы не помним, как из-за нас им не оставалось времени ни поспать, ни отдохнуть, т.к. держали нас в своих объятиях, дабы мы не плакали. Еда нам не нравилась, много делали вреда. Теперь же мы, в свою очередь, должны терпеть и заботиться о родителях с такой же любовью, какой окружали нас они в нашем младенческом возрасте. Бог справедливо предоставляет нам теперь возможность «погасить» то детское брюзжание таким же образом. Если мы не согласимся, то окажемся несправедливыми и неблагодарными, потому что и мы делали им так же, что они с любовью терпели: окажемся наконец должниками. И от жены, и от детей страдаем, дабы расплатиться за собственные безобразия.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Т.к. мы были рядом со Старцем многие годы и пережили множество подобных состояний, то видели, что во всех случаях он действовал одним способом: т.е. старался дать понять людям, что нужно прежде всего приблизиться посредством Церкви и таинств исповеди и божественного причастия ко благому Отцу нашему. И тогда Он даже без прошения даст им дар, какой они хотят. Отсутствие даров, подчёркивал Старец, бывает не потому, что так хочет Бог, но потому, что человек удалился от источника всех даров, Бога, и, естественно, по своей вине, лишается действий Благодати. Диагноз прежде изобретения осевой томографии Господина П. давно беспокоили болезненные ощущения в теле. Врачи не могли поставить точный диагноз. Его мучили разные мысли, и поскольку он не мог найти решения своей проблемы, то решил поехать на Святую Гору открыть своё сердце Старцу. Приехав, он изложил свою проблему. Тот выслушал его со вниманием и сказал, что проблема его здоровья происходит от головы. Старец объяснил ему, что не нужно беспокоиться, т.к. «с микрохирургией, которую ты сделаешь, – всё пройдёт хорошо!» П. возвратился домой, но врачи, поскольку не имели возможности установить диагноз болезни, не проявляли никакой инициативы. Через несколько лет, когда был изобретён осевой томограф и его привезли в Грецию, господин П. подвергся осевой томографии. Тогда все, врачи и больные, изумились, убедившись, что Старец сделал самый лучший диагноз без осевого томографа. Любовь Старца могла с помощью Благодати обнаруживать и глубочайшие признаки, и причины и существенно содействовать в урегулировании всех духовных вопросов и других проблем, касающихся человека. Помог во всём издании После успения Старца и некоторых событий, относящихся к его успению, решил я написать первую книгу под названием «Старец Паисий». Приобретя от святогорского предания добрый обычай смотреть на то, что упокаивает Бога, я делал всё, что нужно для издания этой книги. Не скрою, что внутренне я несколько боялся, не пишут ли другие о Старце, не знавшие его, которые могли дать ошибочный образ его, и в результате, вместо помощи для мира, мог получиться вред, потому что они писали бы лишь исходя из слышанного, если, конечно, им передали всё правильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Однажды пришли сюда юноши с сопровождающим. В то время на дворе случайно находились ученики из Афониады. «Вот, – говорит сопровождающий, обращаясь к своим ребятам, – посмотрите на глаза друг друга и сравните их с глазами учеников из Афониады – ваши глаза (обращаясь к своим ребятам) – как глаза дохлых рыб, тогда как глаза учеников Афониады – ясные! (Старец улыбался, когда рассказывал этот случай.) И продолжал: – Это происходило потому, что ученики Афониады исповедовались и были чистыми, в то время как другие никогда не исповедовались. Бог слушал смиренную молитву Старца Очень многие наши братья, находившиеся в трудном положении, просили Старца помолиться об их деле Богу, дабы Он помог. И действительно, так и происходило! Как Старец смотрел, что упокаивает Бога, и старался это совершить, так и Бог слышал смиренную молитву Старца. Конечно, было бы слишком утомительно описать все те случаи, показывающие, что Старец имел великое дерзновение к Богу, поэтому предлагаем только два маленьких случая к удостоверению великих и многих: Господин К. давно жил в Германии. К сожалению, однажды, когда он был на работе, произошло несчастье, и он находился буквально при дверях смерти. Врачи определили ему очень малое время жизни. Однако, одна благочестивая душа, знавшая пострадавшего, решила оповестить Старца на Святой Горе и попросить его помощи. Старец ободрил их, сказав, чтобы они не беспокоились и что всё пойдёт хорошо. И конечно, согласно его слову, всё пошло хорошо и господин К. сегодня совершенно здоров. Не перестаёт благодарить Бога, Который помог ему, ради молитв Старца, избежать верной смерти. Супруг госпожи С. страдал серьёзной болезнью сердца. Его артерии были закупорены на 90%. Врачи не давали ему надежды на жизнь. Говорили, что можно было бы сделать операцию, однако без гарантии, что он не умрёт во время неё. Состояние его супруги было отчаянное: она не знала, что делать. Операцию не делали, и они должны были со дня на день ожидать смерти. Приступить к операции – это могло привести к роковому исходу. Тогда добрый и благочестивый врач, благоговевший перед Старцем, предложил госпоже С. обратиться к нему и попросить помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Тогда взял слово метеоролог: – Ладно с едой! Я хочу тебя спросить вот о чём: я учился в университете, изучал метеорологию, но вчера не понял, что будет дождь. Как ты знал и даже был уверен в этом? – Э, благословенный, простая вещь! Вчера весь день свиньи валялись в грязи! Наконец заговорил и часовой мастер. Спросил его, как он, не имея часов, узнал вчера вечером, что было двенадцать часов ночи, и сказал им идти спать, и сейчас, утром, что было шесть часов. – Э, благословенный, и ты об этом спрашиваешь?! Вечером, когда мы ели, пропел первый петух: тогда было двенадцать часов ночи. Когда пропел второй – три, и когда пропоёт третий – будет шесть часов утра. Европейцы переглянулись между собой взглядом, выражавшим полное разочарование и сказали: – Давайте уходить из Греции. Здесь нам не укорениться! Если неграмотный мельник знает всё, каковы остальные? И возвратились в Европу». Здесь Старец завершил эту забавную историйку, и, конечно, настроение группы изменилось. Вся компания тряслась от смеха и лица их просветлились. Старец никогда не делался учителем, не хотел советовать, прибегая к различным учениям, и не давал человеческие заповеди. Умел говорить просто и в притчах, как Господь наш, и изменять к лучшему расположение людей. Тысячами спускались они по тропинке к каливе с тяжёлым сердцем и едва держались на ногах: однако после исповедовали, что при возвращении их, которое, естественно, было в гору, они имели крылья на плечах, как и в сердцах своих! На глазах у всех М.А. из Александруполя, вместе с двумя своими друзьями, пришёл на Святую Гору посетить Старца. Когда они спускались по тропинке, то встретились с группой немцев, поддерживающих своего соотечественника, калеку, который не мог ходить прямо. М. сказал одному из друзей, знавшему немецкий язык, спросить, куда они идут. Те ответили, что ведут своего друга к Старцу, т.к. в Германии они узнали, что он может исцелять. Тогда греки спросили, к какому вероисповеданию они принадлежат, и те ответили, что они – католики. Друзья продолжили свой путь и прибыли к Старцу первыми, однако он принял сначала немцев и, после того как побеседовал достаточное время, вошёл в свою келлию, принёс посох и отдал его брату, у которого было увечье в ногах. Немцы попрощались и ушли. После того как греки в свою очередь побеседовали со Старцем, ушли и те.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– сон на голой земле – стояние на молитве – поклоны и т. д   Вопрос 3. Каковы душевные добродетели? Ответ: – любовь к Богу и ближнему -смирение – попечение о добрых делах – прощение грехов ближнего – хранение души от страстей – исследование божественных тайн, сокрытых в божественных Писаниях – занятие ума молитвой Иисусовой и размышлением о делах Божиих и духовных предметах.   Вопрос 4. А) В чем заключается сила добродетели? Ответ; В смирении. Б) Какую добродетель можно считать подлинной? Ответ: ТУ, для приобретения которой нужны скорби, трудности и подвиги.   Вопрос 5. А) Какая добродетель считается совершенной? Ответ: Ту, которую человек совершает по своему собственному произволению. Б) Какие плоды она приносит? Ответ: – Она заслуживает награды от Бога и – делает сердце чистым.   Вопрос 6. А) Что восстанавливает помышление о добрых делах? Ответ: Оно восстанавливает добродетель. Б) Чем является прощение чужих грехов и терпение обид? Ответ: Величайшей добродетелью.   Вопрос 7. Кто является поистине мудрым? Ответ: Тот, кто перестал грешить и прилагает все возможные усилия для того, чтобы прожить эту жизнь свято и чтобы душа его в час смерти оказалась чистой и непорочной.   Вопрос 8. Кто поистине любит добродетель? Ответ: Того, кто принимает с радостью скорби ради добродетели. Вопрос 9. А) В чем заключается дело добродетели? Ответ: В соблюдении заповедей Христовых. Б) Приносит ли нам пату скорбь о человеке, больном душевно или телесно? Ответ: Очень большую. Благодаря этому мы становимся мучениками.   Вопрос 10. Являются ли добродетелью скорбь о худых людях и благодеяния,оказываемые преимущественно грешникам? Ответ: Да, они являются величайшей добродетелью. Как говорит апостол Павел, всем нашим делам должны предшествовать целомудрие тела и чистота совести.   Вопрос 11. А) Что должно предшествовать каждому нашему делу? Ответ: 1) размышление и 2) исследование его обстоятельств. Б) Почему? Ответ. Потому что Бог ценит в добродетели рассудительность, а не безрассудное совершение дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Ответ: С помощью четырех средств: 1)      молитвы и великой внимательности, 2)      удаления от причин зла (греха), 3) &nbnbsp;    благодати безмолвия и 4) ревностного воздержания. Вопрос 38. В чем заключается дело внутренней добродетели? Ответ: В очищении сердца от страстей. Страсть самолюбия Вопрос 1. Какова первая из страстей? Ответ: Самолюбие. Вопрос 2. Что такое самолюбие? Ответ: Странная и выходящая за рамки здравого смысла любовь к своему телу (согласно святому Максиму) и начало и причина всех зол (согласно святому Феофилакту Болгарскому ). Вопрос 3. Каковы средства борьбы с самолюбием? Ответ: – Любовь и – воздержание (согласно святому Максиму). Вопрос 4. Что имеет самолюбивый человек? Ответ: Все страсти. Страсть гордости – гордость – тщеславие – хвастовство – самомнение – честолюбие – непокорность – насмехательство – лицемерие – упрямство и т.д. –   Схема 6. ГОРДОСТЬ Согласно «Православному исповеданию», Гавриилу Филадельфийскану и Николаю Вулгарису Вопрос 1. Кто такой неблагодарный? Ответ: Человек жестокосердый, лживый и несправедливый. Вопрос 2. Что следует за жестокосердием? Ответ: Гордость. Б) Что предшествует сокрушению? Ответ: Гордость. В) Когда Бог нас отвергает? Ответ: Когда у нас есть помысл, что мы оказываем милость Богу, рабами Которого являемся. Г) В каше страсти мы при этом впадаем? Ответ: В гордость и страсти бесчестия. 7. ДЕЛА ГОРДОГО Вопрос 3. А) Что следует за гордым помыслом? Ответ: Сильнейшие искушения. Б) Почему? Ответ: – Чтобы человек потерпел поражение, – увидел свою немощь и – смирился. Лествица 4: САМОМНЕНИЕ Вопрос 4. Что следует за гордостью? Ответ: Прелесть (прельщение). Вопрос 5. Когда нас оставляет наш ангел-хранитель? Ответ: Когда у нас появляется гордость. Вопрос 6. Что предшествует наказанию? Ответ: Самомнение. Вопрос 7. Позволительно ли монахам исследовать догматы Церкви и спорить о них? Ответ: Нет. Вопрос 8. Как мы можем отогнать от себя помысл гордости, если он нападет на нас после долгих подвигов и трудов и приобретения многих добродетелей, чтобы он не осквернил нашу душу?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Ответ: Надежда и страх Божий. Вопрос 5. А) Какую пользу приносят телесные труды? Ответ: – Они сохраняют христианина от похотей и избавляют его от прелести бесовской. Б) Приносят ли телесные труды мир и безмятежие душе? Ответ. Нет, не приносят. Вопрос 6. А) Когда телесные труды и подвиги приносят душе мир и успокоение от помыслов? Ответ: Когда они совершаются в безмолвии. Б) Почему? Ответ: Потому что в безмолвии внешние чувства успокаиваются от смущения и пребывают в божественном делании. Вопрос 7. Для чего нам нужно рукоделие? Ответ: – Ради телесных нужд и – для соблюдения безмолвия. Вопрос 8. А) Подобает ли, пребывая в безмолвии, заниматься небольшим рукоделием? Ответ: Конечно, да. Б) Для чего? Ответ: Чтобы отгонять от себя нерадение. Вопрос 9. А) Что нужно для деятельного подвижничества? Ответ: Внимание к чувствам. Б) Что требуется для деятельного подвижничества? Ответ: – Внимание и – безмолвие сердца. Вопрос 10. Что должно предшествовать совершению любого дела? Ответ: – Молитва и обращение к Богу с прошением о помощи, – размышление и – исследование обстоятельств дела. Вопрос 11. Что требуется для духовного делания? Ответ: Внимание и безмолвие сердца. Глава 6. О свободе, наслаждениях и покое тела Вопрос 1. А) Что связывает свободу? Ответ: – Наслаждения и – покой. Б) Во что они превращают свободу? Ответ: В рабу лукавых рабынь – страстей. Вопрос 2. Чем являются покой телесный и праздность? Ответ: Погибелью души. Вопрос 3. К чему приводят покой и наслаждения? Ответ: К окаянству. Вопрос 4. Что нам необходимо делать, чтобы прогнать врага? Ответ: Прогнать свое самолюбие. Вопрос 5. Каким образам наслаждения телесные порабощают душу? Ответ: -Посредством разжжения и страстных движений телесных и – посредством насильственного принуждения к телесному возбуждению. Вопрос 6. К чему приводят телесные наслаждения? Ответ: – К усилению страстей и – ослаблению души. Вопрос 7. Что любит человеческая природа? Ответ: – покой, – дерзость, – смех, – рассеяние ума, -нерадение о духовном. Вопрос 8. Пробуждает ли к этому душу природа или диавол?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010