На дворе Старца сидела группа людей, не имеющих связи с Церковью . Среди них был адвокат, который утомил Старца непотребными вопросами, связанными с туманными идеями о воздаянии по правде. Старец многими примерами и опытом старался убедить его, что, когда речь идёт о воздаянии по правде, нужно быть искренним и не пытаться оправдывать убийцу, представляя его словесно как святого. Адвокат настаивал, пока Старец, видя его упрямство, не сказал: – Ну, чадо, ты не понимаешь, не вразумляешься словами! Однажды там, у Месолонги, был один житель, имевший овцу, которая принесла одного маленького ягнёнка. Однако, после того как она объягнилась, сдохла, и ягнёнок остался без молока. Но в те же дни ощенилась собака, и ягнёнок ходил к ней и сосал у неё молоко. Итак, он рос, питаясь собачьим молоком. Когда же крестьянин через несколько месяцев захотел заколоть ягнёнка к Пасхе, у него возникла мысль, можно ли есть мясо ягнёнка или нет, т.к. он вырос с молоком собаки. И, повернувшись к адвокату, добавил: – Внемли! Потому что к концу и Бог, раз ты так делаешь, будет в затруднении, Его ли ты овца или, там, нечто другое. Бог в конце концов всегда воздаст по правде! Благочестивый отец многодетной семьи часто подвергался многим несправедливостям со стороны сослуживцев, но, будучи очень добрым, всё терпел без ропота и укоренил. Старец, зная его положение, сказал: – Ты так и делай! Терпи! И знай, что Бог в конце концов всегда воздаст по правде! И если порой по какой-либо причине божественный Его промысел судит, что не нужно воздавать, тогда будь уверен, что наверняка воздаст твоим детям и даже во сто крат. Младший сын священника отца И. рассказал мне в августе 1995 г., что когда ему предстояло ехать в гимназию, некоторые предлагали отцу послать его в Афониаду. Другие же влияли отрицательно, говоря, что там детям неудобно учиться и т.п. И отец И. находился перед дилеммой, следовало ли посылать сына в Афониаду или нет. В то время он приехал на Святую Гору, желая посетить известного духовника, который жил немного ниже Старца. Когда он проходил мимо келлии Старца, тот случайно был во дворе и, увидев его, позвал:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Н.Г. родом с Кипра. Когда он был студентом, одна из его близких родственниц причинила ему много неприятностей, так что он не мог более продолжать свою учёбу. Тогда он решил поехать на Святую Гору и посетить старца Паисия. Спустился к келлии и рассказал всё, чему подвергся и что с ним произошло. Старец с добротою и очень тактично старался убедить его, что нельзя копать память и поднимать на поверхность всё то, что ему сделали и что его расстраивало, потому что он постоянно гневался на них и раздражался. Однако Н. упрямился и не убеждался и гневался и говорил со страстью против тех, кто его раньше обидел. Старец, видя его в таком возбуждённом состоянии, немного огорчённым тоном сказал: – Ну, парень, ты неверно думаешь. Ты находишься в августе месяце и в летней жаре, а как ты постоянно думаешь о прошедшем декабре с его снегами, то тебя схватит простуда и будешь чихать! Теперь давай иди! Ты не понимаешь слов, я помолюсь, чтобы тебе помог Господь. Ушёл Н., но не мог пережить свою проблему, однако через несколько дней удостоверился, что его не беспокоят прежние мысли и что он не вспоминал с раздражением прошлое. Тогда он понял, что молитвы Старца, согласно его обещанию, подействовали и освободили его от беспокойных и мнительных помыслов. Полезность чёток Один брат, как начинающий, имел изначальную ревность и не использовал чётки с надлежащей целью, но выполнял правило, делая определённое число чёток, и этим удовлетворялся и считал себя духовно в порядке. Придя однажды к Старцу, он открыл ему свой помысел и что чувствовал, и тот простым способом дал ему понять действительное назначение чёток: – Старые механические или цепные пилы имеют шнурок с деревянной ручкой на конце. Когда захочешь запустить её, наматываешь шнурок на стартер и тянешь с силой. Пила, однако, не заводится сразу. После того как постараемся несколько раз шнурком и замёрзшие масла разогреются, тогда она заводится и сама работает уже беспрерывно, без усилий с нашей стороны. Так бывает и с чётками: используем их не для измерения количества молитв, после чего гордимся, а стараемся разогреть сердце, так чтобы совершать её беспрерывно, для Бога. Благоговение

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– Уходи отсюда и дай мне выполнить мой долг. Тот ответил мне: – Ба! Зачем уходить? Я делаю свою работу! И работа моя – беспокоить вас, чтобы вы не молились! Так, – сказал Старец брату, – диавол делает свою работу, но и мы должны делать свою работу. Пояснение писателя: Вероятно, Старец внутренне, имея душу, исполненную доброты, считал даже диавола своим благодетелем, потому что – как он говорил – помогал ему постоянно напрягать свои силы и приближаться чистым умом к Богу. И всем своим сердцем он благодарил Бога, за то что Он для блага использовал даже зло диавола. И тогда как от одного слышания имени диавола многие трепещут и боятся, исполненное доброты сердце Старца благодарило Бога, Который помогал ему: и он молился даже и за диавола! «Бесноватый»! У Старца было великое рассуждение. Он расстраивался, когда из-за малейшего говорили, что такой-то имеет беса, или он бесноватый. Характерными были и движения лица его, которые явно показывали беспокойство, когда некоторые перед страдающим братом (даже и бесноватым) говорили, что он – бесноватый. Говорил, что, если страдающий брат станет здоров, тем отношением, какое мы ему оказали, затрудняем ему снова прийти в общение с нами, поэтому даже и экзерцизмы (заклинательные молитвы над бесноватым для изгнания нечистых духов) не должны происходить публично, перед многим народом. Очень часто многие, причём и иереи, ошибались в своих диагнозах и при малейшем находили лёгкое решение: «Человек имеет беса» – говорили. Один благодатный случай показывает, как необоснованно, порой, мы осуждаем человека: «Разнёсся слух, что в Северной Греции есть батюшка, который читает экзерцизмы и изгоняет бесов. Итак, однажды, – рассказывает Старец, – к нему привели человека средних лет, у которого чрезвычайно распух живот, вот-вот лопнет. Он не мог и дышать нормально. Когда его увидел батюшка, напрямик – как обычно – сделал заключение, что у него бес в животе. Он сразу дал наставление совершать для него различные службы и читать экзерцизмы, чтобы вышел, как он говорил, бес из его живота. Простые и доверчивые эти братья послушались его совета, однако живот ещё более увеличился. Тогда некоторые послали их ко мне. Они пришли и рассказали о проблеме. Я смотрю в его глаза и вижу, что светится лицо его. Человек казался чистым и непорочным. Так я исключил наличие беснования. Сразу спрашиваю его:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Старец исповедался нам однажды: Когда я был молодым монахом в священной обители ..., на бдении, в то время как я выполнял послушание церковника, в ту ночь, в момент, в который иерей обители совершал божественную проскомидию, увидел я наяву на святом дискосе очень маленького ягнёнка. Когда иерей говорил молитву проскомидии и прободал одновременно святым копием, он бился и трепетал от боли. Хотя и из другого события было видно, что Бог хотел, дабы я стал иереем, но я уже и в алтарь не осмеливался входить, размышляя об ужасном таинстве, которое смотрением Божием там совершается. Старец после этого случая изгнал из своей чистой души всякий след помышления о священстве. Даже не хотел открыть другим действительную причину, решив, что он на войне, будучи радистом, извещая штаб о посылке подкрепления, стал причиной убийства многих. Конечно, и этот факт для тонкой души Старца составлял истинное препятствие, и он не говорил неправду, выставляя его как причину. Требуется большой толчок вначале! – В армии у нас была и «баня»: глубокая яма, полная грязной воды. Над ней, с горизонтального железного стержня свисала верёвка. Солдат заставляли браться за её конец, разбегаться и перепрыгивать на другую сторону. Нужно было вначале приложить усилие и сделать толчок, чтобы пролететь над ямой. Многие, не достаточно разбежавшись, не могли перепрыгнуть на ту сторону и, покачавшись немного, оставались висеть прямо над ямой. Приходил тогда обучающий и «охаживал» их ремнём. Так и мы, монахи, если не приложим внимание вначале, если не сделаем большой толчок, то не достигнем другой стороны и, таким образом, будем ни монахами, ни мирскими, но запутавшимися человеками. И Бог скажет нам в день Суда: «С кем тебя помещу? С монахами или с мирскими? Ты ни то ни сё». Бог не спросит кого-либо из нас, почему мы не стали монахами, или почему не женились, но за то спросит, делали ли мы правильно то, что хотели, и кем стали. Если ты монах, стал ли ты правильным монахом, или стал правильным семьянином, или правильным врачом, или кем бы то ни было другим? Т.е. освятили ли мы то, кем стали? Похожи на часы, которые постоянно делают тик-так

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– Ты разве не видишь, что святые Мученики, когда были Диоклетианы и Нероны, устраивавшие ужасные гонения с целью уничтожения рода христианского, женились и мучения были для них торжеством? Не видишь разве, сколько мучеников принимали мучения семьями, вместе с жёнами и детьми? То же самое будет происходить всегда! Таинственный свет! Когда Старец находился на Синае, то решил как-то раз подняться на вершину ночью, ради пользы душевной от труда и молитвы. Итак, он отправился ночью, с фонарём. В середине пути фонарь сломался и Старец всячески пытался его зажечь. Когда Старец поднимался и был немного расстроен из-за фонаря, неожиданно таинственный свет загорелся перед ним и осветил ему тропинку, и вместе с ним он услышал саркастический смех. Старец, однако, не стал продолжать свой путь, понимая, что это было бесовское действие, как он сказал, чтобы вызвать у него помыслы гордости. Старец советовал читать жития Святых и Отечник. Говорил, что они являются прекрасным толкованием евангельской теории. Племянница Старца, госпожа Е.К., страдала сердцем, и с каждым годом состояние её ухудшалось. Поэтому она, когда Старец вышел в Салоники, поехала к нему посоветоваться что делать. Итак, она сказала ему: – Геронта, врач сказал, что у меня сердце чрезвычайно большое. Что мне надо делать? И тот, улыбаясь: – И из-за этого ты расстраиваешься? У нас у обоих большое сердце! Однако, поскольку он был строг в своих монашеских правилах, а госпожа Е. была его родственницей, он сказал лаконично: – Не расстраивайся! Я найду тебе хорошего врача в Салониках, и он вставит тебе два железных клапана и будешь одна радость! Прошло довольно много времени. Дедушка скончался, и состояние Е. постоянно ухудшалось. Примерно через два года после его смерти, она чувствовала себя настолько плохо, что лучшие врачи Греции посоветовали ей делать срочную операцию. Тогда она пошла в больницу и подверглась всем необходимым обследованиям. Последнее зондирование показало, что только один сердечный клапан повреждён и должен быть заменён. Другой же клапан, как показало зондирование, – не был повреждён. Ей сказали характерно: «Он выдержит и другие тридцать лет!» Е. ощутила недоверие к врачам.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

У сестры К. была проблема, к решению которой она не правильно подошла, и у неё возникли нехорошие помыслы. Находясь в таком состоянии, она позвонила Старцу поговорить с ним. Она много раз звонила, но никто не подходил к телефону. Тогда она сказала подруге, чтобы и та попыталась. Подруга её позвонила, Старец ответил, и, поговорив с ним немного, она позвонила К. и сообщила, что только что разговаривала со Старцем. Сестра К. снова звонила несколько раз, однако Старец не отвечал. Тогда она начала осознавать, что не имела хороших помыслов и поэтому, кажется, Старец не отвечал ей. После того как она разобрала несколько свои рассуждения и убедилась, что мысли её были неверными, она позвонила Старцу. Тогда Старец ответил, не спрашивая про это: – Позвони в другой раз, потому что я болен и не могу говорить с тобой. И выключил телефон. Сестра поняла, что нужно было исправить свои помыслы и, видимо, из-за этого Старец не захотел говорить с ней. Она осознала своё состояние и устыдилась. Внутренне она ощущала Старца своим благодетелем, который таким прекрасным способом, без советов, без поучений, не браня её, помог ей избавиться от злобы, которая её мучила. Потом Старец сразу ответил по телефону и даже долго говорил с ней. У сестры с тех пор было правило: если Старец не брал трубку, сидела и искала в себе, в чём виновата, и когда находила причину и потом звонила, Старец немедленно отвечал. Иду туда по благодати Божией! Врач К. позвонила Старцу, чтобы посоветоваться о своём деле, как она часто делала. Однако, то, что происходило всегда, обычно было так: пока она говорила ему об одном аспекте беспокоившего его вопроса, Старец всегда уже имел целостное представление о нём и открывал ей и другие стороны, которые она сама и не осознавала. Она удивлялась, как Старец знал всё, что касалось личных особенностей её жизни, т.к. он часто отвечал на её мысли, прежде чем она спрашивала его, или делал описание того, как живут её братишки, где есть поломка в машинах и т.д. Итак, в то время как она удивлялась тому, что Старец знал всё, ответ пришёл по телефону – она услышала, как он говорит ей:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Несколько лет назад, во время бдения в праздник Введения Богородицы, один брат стоял с большим благоговением во время последования святогорской обители. На «хвалитех» все братья один за другим по очереди подходили и прикладывались к иконе Богородицы и потом становились перед иереем, который их помазывал маслицем, взятым накануне из лампады Богородицы. Но благоговейный юноша имел смиренный помысел и считал самого себя недостойным помазаться. Из-за многого смирения стыдился даже появиться перед святыми братьями, какими он их чувствовал. Так, он сам не пошёл помазываться. Когда закончилось последование и в то время как учинённый брат гасил лампады, он пошёл поцеловать икону Богородицы. Когда с особым благоговением прикладывался к иконе Её, поднялась лампада и масло вылилось прямо на голову юноши. Важно было то, что ни одна капля не упала на другое место или на его одежду! Величайшим свидетельством, однако, того, что в тот момент его помазала Сама Богородица, была невыразимая радость и веселие, и вместе с тем духовное состояние, в которое перешёл благоговейный брат и которое нельзя объяснить логически. Видите, как смиренный помысел привлекает благодать Божию. Ученики смотрели восхищённо на Старца, и когда позднее они отправились назад, все «едиными усты» исповедали, что в то время, когда тот рассказывал этот случай, лицо его сияло странным образом. Это удостоверяли все дети и долго говорили о чудесном событии изменения лица Старца во время рассказа о конкретном событии, и общим мнением было, что это случилось со Старцем, когда он был молодым, потому что, когда он рассказывал, было видно, что пережил это он сам, и его выдавало изменение вида его. Эту кофту отдашь Михалису! Однажды спустился к Панагуде брат из Афониады. Посоветовавшись со Старцем обо всём, что его беспокоило, ученик взял благословение и собирался уходить. Старец дал ему кофту и сказал: – Эту кофту отдашь Михалису, который заболел гриппом. Когда брат возвратился в Школу, пошёл в комнату Михалиса, который действительно заболел гриппом и лежал. Однако до того момента, как он отдал ему кофту, никто, ни преподаватель, ни ученик, ни прислужник не знал, что он простудился, и, конечно, никто не ходил к Старцу предупредить его об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– Геронта, у меня помысел, – сказал ему однажды иеромонах, – идти миссионером помогать распространять христианство и крестить. Хочу знать ваше мнение. И Старец, улыбаясь: – Каждый сперва начинает поливку своего двора, и потом смотрит, как оросить чужие поля. Поэтому предлагаю следующее: здесь в Греции очень много некрещёных: мусульман, помаков, цыган... Выберем удобное время и вдвоём обойдём всю Фракию и Македонию и будем крестить. Только во Флорину не пойдём, потому что там их всех уже крестил владыка о. Августин. Когда Старец был на Синае, в келлии, где он жил, не имелось воды, и потому ходил далеко и наполнял кувшин из небольшого источника, сочившегося из скалы. Старец говорил, что: – Водой, сочившейся из скалы, я наполнял один кувшин за день. Сейчас узнал, что отец ..., который приходил, что-то предпринял и наполняет уже три кувшина за день. Испортил его, благословенный! Увидите, увидите! Господин Д.К. посетил Старца. В то время СССР был очень сильный во всех отношениях и никто не мог даже предположить, что он может разрушиться, – было ещё при власти Брежнева. Старец, между прочим, сказал ему: – Увидишь, что скоро СССР развалится. Господин Д. возразил: – Но такую крепкую мощь, Геронта, кто развалит? И до ноготка его не смеют дотронуться. – Увидишь! Старец предсказал, что и СССР развалится, и что господин Д. будет ещё жив и увидит это (несмотря на то, что он был уже в возрасте). И продолжал Старец: – Знай, что и Турция развалится. Будет война два с половиной года. Мы будем победители, потому что мы -православные. – Геронта, потерпим ли мы урон в войне? – Э, самое большее, один-два острова займут, а нам отдадут и Константинополь. Увидите, увидите! Читатели видят, что некоторые темы мы повторяем часто по свидетельству различных лиц. И все они признаются, что Старец говорил им точно так же. Поэтому и мы приводим их как по причине чрезвычайной важности темы, так и для откровения истины, которая подтверждается одновременно многими, так чтобы не было никакого сомнения. Что ты хочешь от Паисия?

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

и для вещей, которые не делаются человеческими средствами. ...И дети сейчас не понимают простых вещей; хорошо, не понимали, пока были малы... родители... защищали их, когда они были маленькими, мать – во чреве, потом, когда он родился, клала его в колыбель с решёточкой: э... ребёнок хотел выйти... такая свобода, итак, не понимал, однако, что если бы вылез из люльки, то ударился бы, разбился бы о скамейку... Не понимало этого бедное дитя. Потом родители, естественно, как хороший садовник сажает деревцо, втыкает кол привязывает к нему... верёвочкой, закрывает решёткой, чтобы не съели козлята. Пока не вырастут ветви. После того как вырастают ветки, тогда вынимает оттуда решётку, и дерево будет плодоносить, и в тени его отдохнут и козлята, и овцы, и люди. И дети теперь, хорошо, когда были малы, не понимали этого заключения в люльке, но теперь выросли, допустим, теперь требуется другое заключение, некоторое ограничение. Этого ограничения они не понимают, тогда как нужно понять, чтобы стать правильными детьми, умными и более взрослыми и... даже... и с дипломами и... и, видишь, и ищут... свободу. Какая это свобода? Свобода рубить, разрушать? Срубленное дерево может ли плодоносить? Будет срубленным! Поэтому и дети должны понять, что это связывание, не есть связывание: садовник идёт связывать деревцо не для того, чтобы удушить его или погубить. Закрывая его решёткой, не закрывает его для того, чтобы ограничить: поливает его, ухаживает, всё это; но закрывает для того, чтобы его не съели козлята. Это нужно понять детям, потому что, если будут рубить однажды... так уничтожат их. Но некоторые дети что делают? Как маленьких телят навязывают, там, навязывают их на лугу, и хозяин дома, знаешь теперь, идёт... он (телёнок) съедает сначала этот участок, потом тот, потом другой, пока здесь пасётся... идёт дождь, отрастает новая травка и, в свою очередь... Итак... постоянно он видит траву на лугу, дёргает кол, чтобы убежать... ищет свободу, не знает, что хозяин для его же блага его навязывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Однажды я спустился к Старцу известить его, что наш знакомый брат заболел неизлечимой болезнью и врачи исключили всякую человеческую надежду, давая ему только малое время жизни. Итак, я сказал Старцу: – Геронта, домашние его переживают, что он умрёт, не знают что делать с того момента, как врачи объявили, что нет более никакой надежды на жизнь. Нужно ли молиться Богу? И Старец: – Перво-наперво, скажи им, что нельзя расстраиваться, т.к. не существует смерти, бывает только переход, т.е. перемещение из одной жизни в другую. Видишь, и апостол Павел говорит: «да не скорбите, якоже прочие, неимущие упования». Теперь, что касается того, нужно ли молиться? Нужно, и по следующей причине: когда за грехи попустит Бог и найдёт на него неизлечимая болезнь, тогда если не просим Бога, да действует любовь Его и судит праведно, тогда человек ведётся туда, куда естественно его ведёт болезнь. Когда же за него молятся Богу и просят Его действовать так, как видит любовь Его, т.е. что является лучшим для души его, тогда ради наших прошений, Бог, видя, как Всеведущий, как будет развиваться остальная жизнь больного, продлит его жизнь, если будет большая польза для его души или, если судит, что это – наилучший момент – возьмёт его. Ушла любовь к Богу из сердца нашего Я убедился, что многие братья берутся за тысячу работ, чтобы приобрести много денег. Они часто оправдываются тем, что не хватает на жизнь и потому вынуждены много работать. Однако, если скажем кому: «Сиди дома, твори только молитву, и я дам тебе намного больше денег, чем ты заработаешь» – не согласится. Потому что ушла любовь к Богу из нашего сердца, и если даже нам платят, мы не можем быть заняты Им. Духовники должны иметь многое рассуждение Старец подчеркивал, что духовникам и клирикам нужно иметь многое рассуждение о душах. Сам он рассказывал случай, произошедший с ним: – Когда я жил в пустыне на Синае, был ещё молодым и много постился. Всю неделю ничего не ел, только в субботу позволял себе немного риса с маслицем. Там мы столкнулись с проблемой: у нас часто не было литургии. Неожиданно, в воскресенье меня уведомили, что будет литургия. Я пошёл и сказал, что хотел бы причаститься. Меня подозвал иерей, не знавший меня, к двери в алтарь и спросил, что я ел накануне, и я ответил ему: рис с маслом. Он сказал: не можешь причаститься, т.к. не постился вчера. И не разрешил мне причаститься. И я, конечно, после того как он не спросил, по какой причине я ел, – может, был больной и т.п., – не сказал ему, что всю неделю ничего не ел. Бог будет в затруднении, Его ли ты овца или нечто другое

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010