Необходимо знать, что когда подвизаемся против какой-либо страсти, и она не уходит, тогда эгоизм имеем, или высокомудрие, или осуждаем других. Доказательство истинности духовного состояния духовника – то, что он к самому себе очень строг, а к другим – весьма снисходителен и не использует, как правило, каноны Церкви против других! Пока молод, нужно подвизаться, т.к., когда состаришься, не сможешь ничего сделать. Тогда в старости тебя будет беспокоить даже и поток воздуха, образуемый от замочной скважины. Древние отцы имели постоянно в уме смерть, поэтому, куда бы ни приходили на жительство, первое, что делали, рыли могилу. Сегодня, кто едва разобьёт нос, принимаем помысел, не следует ли сходить сделать обследования. Многие наши юноши сегодня имеют странный образ мыслей: хотят учиться, не ходя, однако, в школу (устраивают забастовки, захваты и т.п.), хотят иметь хорошие оценки, не читая, и хотят, чтобы им привезли аттестаты (!) и вручили в кафетериях! Юноши сегодня имеют хорошие и новые машины однако с замёрзшими маслами, и хотят, чтобы мы им помогли их завести. Когда заведутся, тогда всё пойдёт хорошо. Когда иерей имеет много духовных чад, между которыми есть отличающиеся своим благоговением, тогда следует более заниматься благоговейными чадами: ибо они потом помогут, в свою очередь, и другим. То, что жена удерживает своё имя (т.е. девичью фамилию), – есть начало разлада христианской семьи и начало расставания. Начало (порядок), которое дал Бог семье, уходит и начинается путаница: один ребёнок берёт имя матери, другой отца, и понеслось. Необходимое условие для образования семьи – найти будущим супругам хорошего духовника, которому станут подчинять свои мнения. Духовник будет играть роль третейского судьи, чтобы в семье не было ссор. Когда они между собой не найдут согласия, пойдут к духовнику, чтобы им дал решение Бог; потому что иначе в семье получается разлад. Вмешиваются родители жены и ей советуют: «так делай», родители мужа – то же самое, – и потом все вместе постараются настоять на своём и разделят семью. Когда же они согласятся иметь духовного руководителя, тогда в семье не возникают такие запутанные ситуации.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Монахам нужно и должно учиться музыке (пению): но всякое делание не должно быть самочинным, иначе – напрасный труд. Слушаю некоторые многоголосные хоры, имеющие много высокоголосных (теноров) и низкоголосных (басов) певцов, и они доставляют чрезвычайное наслаждение на слух. В этих случаях, вместо того чтобы радовать сердце словами, доставляют удовольствие слуху искусным пением. Мне нравится, когда внимание ума не привлекается абсолютно ничем: ни особенным басом, ни высокоголосным исполнением и т.д. Византийское пение не допускает украшений и показности («показухи»). Когда кто-либо поёт непринуждённо, без показности, имеет естественную красоту, и похож как бы на женщину, которой Бог дал естественную красоту. Когда же старается произвести впечатление различными приёмами, тогда похож как бы на плохую женщину, которая разными украшениями старается показать, что она – красивая. Но таким способом можно лишь вызвать отвращение. Приходят многие и просят меня помолиться за больного родственника. И я молюсь и переживаю, движимый любовью к просящему, ибо вижу, что он болеет за своего ребёнка или за жену свою и страдает. И тем заставляет меня сочувствовать, и я делаю его боль – своею болью. Но иной раз меня разочаровывают и не даёт мне сердце молиться за них. Скажу тебе один пример: Пришёл однажды начальник гимназии, пенсионер – богослов, к сожалению,– и сказал: – Геронта, у моей жены – рак, и врачи говорят, что требуется операция. Но они не знают, принесёт ли она положительный результат. Поэтому пришёл к вам, чтобы вы сказали, какое «извещение» имеете: будет ли жить, или умрёт? Мне сказали, что операция будет стоить два миллиона. И если будет жить, хорошо, если же нет, – я хочу ещё прожить свою жизнь. Итак, не хочу давать напрасно деньги, потому что я потом буду испытывать трудности и не смогу «устроить свою жизнь»! И Старец заключил: – Что сказать такому? Теперь, если и скажешь ему что-либо, скажет тебе, что ты ругаешь его без причины, и не поймёт ничего. Один отец-мирянин, пришёл к Старцу и жаловался, что дети обижают его без причины. Старец постарался убедить его, что следует посмотреть на дело духовно, и говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– Геронта, надо ли делать послушание с рассуждением, или не рассуждая? – Тогда Старец ответил: – Нужно после того, как мы покорились хорошему духовнику, если он будет смиренным и иметь любовь, делать послушание без рассуждения. Скажу тебе пример, чтобы ты немного понял, как действует и Бог. Допустим, что игумен скажет тебе: «Спустись к Иверону 18 и отправляйся на корабле на работу в Лавру». А ты подумаешь и скажешь ему: «Геронта, может мне лучше пойти через гору пешком, буду один и мне духовно будет полезнее? Потому что на корабле будет народ и могу празднословить, и, одним словом, духовно осквернюсь». Тогда Старец может тебе сказать: «Поступай, как тебе спокойнее», – чтобы не расстроить тебя. – Но ты должен познать, что находишься в своей воле, а не в послушании. Так Бог бывает вынужден попустить тебе искушения в дороге, или змея ужалит, или споткнёшься, или потеряешь тропинку, и вообще, попустит какое-либо искушение, чтобы научить тебя быть смиренным и не смотреть – по эгоизму – что тебе полезнее, но оставить Богу заботиться о тебе. Ибо только Он знает, что для тебя полезно. Но, если ты не прекословишь и окажешь послушание, и пойдёшь кораблём, благодать Божия покрыла бы тебя, и устроила, чтобы ты не повредился от общения с людьми. Духовным отцам нужно доверяться без рассуждения и слушаться их! Если же то, что они говорят, мы испытываем, и после того как мысленно осудим, что следовало бы быть по другому, тогда должны будем познать, что мы не оказываем послушание духовнику, а действуем по нашему суду и мнению. Мы должны будем узнать, что благодать Божия принимается только таким сердцем, которое с простотой верует отцам и не доверяет во всём своему помыслу. Цель нерассуждаемого послушания монаха Старцу, есть совершенное очищение ума и всецелое покорение своей воли Божественной благодати: когда даруется монаху такое состояние, тогда совершается и цель послушания, и действует уже евангельское слово «...для таковых нет закона» ( Гал.5:23 ). Старец сосредотачивал всё духовное делание христианина на стяжении смиренномудрия. Он говорил характерно:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Сегодня люди всё подделывают, но еду подделывать нельзя, иначе она станет причиной болезней и испортит желудки. Подделка – зло: когда бывает в одежде – малое зло, но в еде – великое. Есть торговцы добрые и злые, честные и воры. Честные говорят истину, выкладывают хорошие товары, у них низкие цены. Другие много лгут и нахальны. Честного торговца вначале не предпочитают, и он на грани закрытия магазина. Но затем Бог попускает, и разоряются остальные, в то время как к доброму торговцу приходит благословение Божие и он преуспевает. Освящение – не одинаково для всех: каждый человек идёт своим путём. Если один Святой освятился, пребывая на миндальном дереве, это не означает, что и тебе нужно влезать на миндальное дерево; или поскольку делал пять тысяч поклонов, то и ты должен делать столько; или такой-то задерживал дыхание на молитве, должен и ты делать то же самое. Дети, когда маленькие, подобны Ангелам. Когда же начинают входить в возраст – и принимают элемент плотского удовольствия – становятся маленькими зверями. Кто имеет смирение, не делается учителем: только слушает. И когда спрашивают его мнение, тогда смиренно говорит его. Из того, насколько кто любит ближнего, можно понять, сколько он любит Христа! Предположим, что бедняк идёт к кому-нибудь и просит рубашку и тот ему даёт самую лучшую, какую имеет, – из этого ясно, что он любит Христа, ибо брату отдал самое лучшее. – Геронта, у меня жалоба, потому что в одном и том же деле одно даёте брату, а другое – мне. – Ну, благословенный, каждому даю витамины, каких кому не хватает. – Геронта, мы думаем пожениться, каково ваше мнение? – Если имеете, «духовного судью» и будете слушаться его во всём, что вам скажет, – ибо так сглаживаются различия, – тогда женитесь как можно скорее, молясь, чтобы до брака вам не войти в плотскую связь. Когда в искушениях, в трудных состояниях и проблемах кто проявляет терпение, тогда Бог находит для него наилучшие решения. Поэтому нужно во всём оказывать послушание и смиряться, т.е. терпеть все, желая лишь, чтобы действовала благодать Божия. По этой причине мы терпим и не действуем, оставляя действовать Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

2-й Чтобы Бог дал просвещение тем; кто едет на съезд. 3-й Чтобы избежать людского зла, чтобы не обидеть несправедливо своих товарищей. 4-й Чтобы исцелил Бог чувствительных людей, которые заболели меланхолией, через отношение к ним жестокосердных людей. 5–й. Чтобы Бог исцелил раненые глаза, ударенные злым человеком. 6-й Чтобы освободил Бог человека от чар. 7-й О тех, кто пострадал от страха через устрашения и угрозы злых людей. 8-й О тех, кто потерпел зло от демонов или от лукавых людей. 9-й Чтобы прекратились устрашения демонов во сне или фантазиями днём. 10-й О жестокосердии супругов, которые ссорятся и разделяются. (Когда мучает несправедливо жестокий или жестокая благочувствительного.) 11-й О безумных, делающих зло людям. 12-й О тех, кто страдают печенью. 13-й На страшного демона (трижды в день – 3 дня). 14-й Об изменении мыслей грабителей и об обращении их к покаянию. 15-й О нахождении потерянных ключей. 16-й О большой клевете, 3 раза в день в течение 3 дней. Когда бывает землетрясение или гнев Божий, ливни и молнии. 18-й Об освобождении матерей при родах. 19-й О бездетных супругах по причине увечья, дабы исцелил их Бог и они не разлучались. 20-й Об умягчении сердец богатых, чтобы давали милость бедным. 21-й О прекращении пожара, чтобы не было зла. 22-й Об усмирении бесчинных и непослушных детей, оскорбляющих родителей; 23-й Чтобы открылись двери, когда потерян ключ. 24-й Людям, которым очень завидует искуситель и постоянно приносит им напасти, чтобы возроптали. 25-й Чтобы не повредило тому, кто просит у Бога доброго, если Он даст. 26-й Чтобы защитил Бог жителей от вражеских войск, да не сделают они зла людям и не разграбят фермы. 27-й Об исцелении неврастеников и нервнобольных. 28-й О тех, кто боится моря и шторма. 29-й О тех, кто находится в опасности, далеко, среди варваров и безбожных народов, чтобы сохранил их Бог и просветил, а тех усмирил, да познают они Бога. 30-й Чтобы дал Бог изобилие посевов и плодов на деревьях, когда погода не благоприятна. 31-й Чтобы нашли путники дорогу, когда заблудятся и измучаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

17 .Сказали бы, может быть, некоторые, что все не могут владеть страстями; это происходит оттого, что все не имеют разумного помысла. 18 .Итак, только те, кто всем сердцем заботятся и промышляют о благочестии, они только могут господствовать в телесных страстях, 19 .ибо веруют, что, поскольку есть Бог , они не умирают, точно так же как наши патриархи Авраам, Исаак й Иаков, но живут в «в Боге». ( Мф 22:31–33 : «О воскресении же мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мёртвых, но живых, и, слыша, народ дивился учению Его».) 20 .Отнюдь не приходит в противоречие (тому, что мы сказали выше) тот факт, что некоторые кажутся обладаемыми страстями по причине немощного их помысла. 21 .Ибо, кто благочестиво любомудрствуя о полной лествице любомудрия 22 .и доверившись Богу, и зная, что блаженно претерпевать всякий труд для приобретения добродетели, не обуздывал бы свои страсти благочестием к Богу? 23 .Потому что только мудрый и разумный – мужественный господин страстей. ΙΗ " 1 .О израильтяне, потомки сынов Авраама, будьте послушны Закону и всяким способом будьте благочестивы, 2 .зная, что благочестивый помысел господствует в страстях и в болях, не только душевных, но и во внешних телесных. 3 .По сей причине, поскольку те предали тела свои на страдания ради благочестия, им не только удивлялись люди, но они удостоились и божественной награды. 4 .И ради них мирствовал народ, и поскольку они установили хорошее исполнение законов, то окружили и покорили врагов своих. 5 .А тиран Антиох и здесь на земле был наказан, и после смерти наказывается. Потому что, когда никаким образом не смог заставить иерусалимлян отказаться от своего народа и отступить от обычаев отцов своих, тогда он снял свой стан от Иерусалима и расположился станом в государстве персов. 6 .И говорила матерь семи отроков, кроме других, и об этих добродетелях своих, детям своим: 7 .Я родилась чистой девой и не выходила из отеческого моего дома, и хранила свою непорочность.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Зло – в том, что первые, кто воспринимает воздействие такого высокомудрия – это сами родители, потому что как будут сидеть и слушать дети родителей, имея в то же время убеждение, что они – хорошие и что сами всё знают? Поэтому и родители должны быть очень внимательны к духовной жизни, ибо несут ответственность не только за себя, но и за детей. Конечно, и у них есть смягчающее обстоятельство, что «наследовали» и сами от родителей: однако, они не оправдываются за то, что в сознательный период не позаботились его отбросить. То же бывает и с детьми: да, они «наследуют» нечто, но они не должны обвинять за это родителей, т.к. самовластны, и если захотят и не станут любить «наследие», могут его отбросить. По моему мнению, более достоин похвалы тот, кто оказался «наследником» злого невольно, и подвизался отбросить его, чем тот, кто с малых лет естественно унаследовав от родителей благое и не принуждал себя сохранить это: потому что один обрёл всё приготовленным и «убранным», в то время как другой подвизался сам приготовить то. Суд Божий примет это на вид: если, к примеру, у ребёнка отец вор, и будет учить его воровать – и он станет в конце концов вором, если не имеет доброго произволения и принимает на себя «наследие» отца. Этого ребёнка Бог будет судить в какой-то мере снисходительно, видя, что такое расположение он приобрёл как «наследие» от родителей, когда был ещё маленьким и не отличал добра от зла. Слова из уст мудрого – благодать ( Еккл. 10:12 ) Сократи слово, в немногих многое. ( Сирах. 32:10 ) Для Божественного причащения нужна исповедь духовнику, в то время, как для Божественного приобщения нужна исповедь наших немощей перед Богом. Когда кто с болью молится перед Богом о своих ближних, тогда и благой Бог посылает изобильную благодать Свою. На пожелании имениннику говорите: «Желаем тебе «многая лета, благоугодные пред Богом». Иерею, не имеющему добродетели, поскольку он имеет благодать священства, Бог даёт благодать на совершение Божественных таинств, и так он их совершает. Монах же, не имеющий добродетели, – пуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Как только больной услышал это, впал в большое расстройство и отчаяние и был безутешным. Тогда один благоговейный врач подошёл к тяжело больному и постарался его утешить, говоря: – Не надо так. Ладно, мы врачи сказали, что нет надежды. Но есть Бог. Твори молитву и не забывай, что в таких случаях бывают и чудеса. Больной ободрился, попросил духовника, искренно исповедался и молил Бога, да пусть будет, как Он хочет, веруя, однако, в Милость Божию. И Старец продолжал: – Чтобы не быть многословным скажу: четверо, не имевшие серьёзной проблемы, умерли, в то время как пятый, которому сказали, что смерть его – дело нескольких недель, после стольких лет живёт, и даже обрабатывает участок! Отец девочки, больной раком, которой дали срок жизни несколько месяцев, пришёл на Святую Гору к Старцу. Он дал и некоторые вещи дочери, чтобы перекрестил их «батюшка», и попросил молитв о своей дочурке. Тогда Старец говорит ему: – Я буду молиться, но и ты, как отец, должен сделать какую-нибудь жертву, т.к. сильно «подвигается» Бог от жертвенной любви. И тот спросил: – Что пожертвую, Геронта? Старец говорит: – Какие у тебя страсти? Пожертвуй одну. Имея духовное неведение, отвечает: – Не знаю, нет никакой страсти. Тогда Старец говорит: – Сигареты куришь? – Да, – ответил тот. – Итак, брось, по любви к дочери, и Бог сделает её здоровой. Тот пообещал и действительно бросил курить. Девочка начала постепенно поправляться и стала совершенно здоровой, и врачи подтвердили полное восстановление её здоровья. Отец, однако, забыл, или даже нарушил, своё обещание Богу и опять начал курить. Одновременно же начал опять обнаруживаться рак у дочери и она пришла в предыдущее тяжёлое состояние. И тогда снова отец её приехал на Святую гору и опять пришёл к Старцу. Но Старец сказал ему: – Если ты, будучи отцом, не имеешь любочестия и не жертвуешь страстью, разрушающей твоё тело, ради жизни ребёнка, то и я не могу тебе помочь ни в чём. Летом 1993 г. некоторые распространили, что Старец умрёт в августе. Как следствие – братья расстроились. Однако отец Давид решил пойти и спросить Старца, правда ли это, и пусть он сам скажет. Но когда он прибыл, не успел поприветствовать, как Старец схватил его за руку и, улыбаясь, сказал, дословно:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Таким Бог помогает тем, что оставляет впадать их в искушения, и они, через трудности, ненавидят то, что любят, и обращают любовь сердца всецело к Богу. Бог промышляет обо всех людях – о грешных и праведных; «...повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Существует, однако, одна разница: для праведных, промысел Божий – постоянный, во всём, и явный, в то время как неправедным кажется, что прерывается, что он случайный, а иногда, что не существует! Премудрость Божия использует этот способ, чтобы смирилась душа через трудности и кажущееся временное отсутствие Божественного промысла и так уверовала бы и возлюбила всецело Бога и Спасителя своего. То, что случается, – праведно, потому что, кто имеет Божественную правду, желает иметь как бы экономом Самого Бога, Который подаёт и ему праведно. Тогда как имеющий человеческую правду хочет обеспечивать себя сам, своими знаниями, не зная своей немощи: т.е., что без Бога не может делать ничего. («Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:15 ) и «если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?») Итак, он справедливо оставляется Богом, чтобы хорошенько осознал своё бессилие и просил всей душой силу свыше». «В другой раз мне опять потребовалась тысяча драхм. У меня её не было. Итак, когда я собирал на дворе стаканы и пластиковые баночки с лукумом, которым я угощал посетителей, я обратил внимание на отверстие в кирпиче, подложенном под доску для скамейки посетителей. В одном отверстии был свёрток, который я попытался вытащить палкой. В нём оказались имена и хилиарико (тысяча драхм). Тогда я удивился, во-первых, промыслу Божию, который уже действовал заранее – прежде, чем мне нужны были деньги, и, во-вторых, вере того человека, который положил туда внутрь деньги и поверил, что я их найду: (Он, наверное, знал, что я не беру деньги, и нашёл способ их оставить.)» «Иногда приходит мне помысел – однако я им не занимаюсь, – например, что нама 16 у меня кончается и что нужно мне его доставать. Сразу же его оставляю. Э, или назавтра или в другой день мне его принесут! И премного удивляюсь, потому что тот, кто его принёс, предположим – с Крита, следовательно, приготовил, уже его за несколько дней заранее, чтобы принести!

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Старец встаёт и ударяет ласково молодого студента по голове и говорит ему: – Иди сюда, парень, посмотрим, что с тобой происходит. Отойдя немного, они садятся на деревянный брусок и беседуют. Через некоторое время юноша уходит удовлетворённый. Старец подходит к господину К.Т. и рукой ударяет по его голове и говорит: – Радуйся! Старец присаживается с намерением побеседовать. Один врач начинает спрашивать, говоря: – Бесы мучают осуждённых в ад? Тот улыбается: – Ты думаешь, они их гладят? Все страдают, т.к. они – удалены от Бога: горят духовно. Старец поднимается: – Теперь давайте идите потихоньку. К нему подходит господин К.Т., целует руку и говорит: – Геронта, перекрести мне здесь на животе, потому что он у меня болит и я мучаюсь давно. Смотрит на него Старец и советует: – Сходи в супермаркет и купи для этого дела полное равнодушие. Один паломник рядом, не понявший, о чём именно говорил Старец, спрашивает: – Что это, Геронта, специальный прибор? Старец продолжает, разговаривая с К.Т.: – Есть люди благочувствительные, и эту их благочувствительность обрабатывает искуситель и образует болезненные состояния. Господин К.Т. ушёл, успокоенный Старцем, и когда, согласно совету его, «купил полное равнодушие», прошли боли в животе. Чтобы удостовериться, что он абсолютно здоров, пошёл к специалисту-врачу и сделал исследования, которые действительно показали, что у него ничего нет. Проявлял свою благодарность Келлии Панагуда, где жил Старец, принадлежали несколько масличных деревьев, у которых он, когда находил немного времени, обрезал ветки и, вообще, ухаживал за ними; и в результате каждый год они ломились от плодов. Старец, будучи воздержанным в пище, не собирал плодов, но каждый год, проявляя великое благоговение и благодарность к Богу, поступал так: Когда маслины созревали, собирал немного первых плодов и, после того как своим способом выжимал масло, наполнял бокальчик маслица и вливал в неугасимую лампаду, горевшую перед образом Христа. Так проявлял он с благочувствительностью и святостью души свою благодарность Богу, дающему нам всё. Трогательно было видеть радость на лице Старца, когда он вливал масло в лампадку. Такую радость не найти и у тех, кто собирает каждый год от своего урожая тонны масла и складывает их в хранилищах. Делает всё ради этой любви

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010