Для Старца не существовало неразрешимых проблем, любовь его была необъяснима нашей бедной логикой, помощь, приносимая им, происходила от безграничной силы Святого Духа, не вымышленная или изобретённая человеческой логикой – всё, с чем бы он ни сталкивался, решал с неизреченной мудростью, которую не мог постичь обыкновенный человеческий ум. Сколько бы о нём ни писали, pie смогут передать величие полной гармонии и единения его с Божией Благодатью, т.к. в такой степени было пропитано его человеческое существо божественным присутствием, что задаёшься вопросом, кто был действующий. Конечно, действовал Христос – Который для Старца был всем – и сам Старец был проводником передачи Божией Благодати людям – проводник, но без выключателя. Если, теперь, иной раз, кому-либо из нас казалось, что не действует (Благодать), то это объяснялось исключительно не надлежащим нашим душевным расположением. Во всяком случае, и мусульманину, и безбожнику, и идолослужителю достаточно было побыть рядом со Старцем, чтобы отбросить всё и с неудержимым энтузиазмом исповедовать, что жив Господь Бог, и что Он – Господь наш Иисус Христос, Которого вернейший раб и слуга был Старец. Ко всей преподобной душе его абсолютно подходит слово Апостола: «Ибо слово Божие живо (в преподобной душе Старца) и действенно... и проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные, и нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт» ( Евр. 4, 12–13 ). Послание старца Порфирия к своим духовным чадам Из книги Константина Яннициотиса «Рядом со старцем Порфирием», Афины, 1995. Возлюбленные мои духовные чада, теперь, пока я ещё в здравом уме, хочу сказать вам несколько советов. С малых лет я был весь во грехах. И когда мать моя посылала меня сторожить животных в горе, потому что отец мой, поскольку мы были бедные, уехал в Америку на строительство Панамского канала, ради нас, детей своих, там, где я пас животных, читал я по слогам житие святого Иоанна Каливита, и очень я полюбил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

И Старец сказал им: – Э! Вы не правильно делаете. И я молюсь, но Бог отсечёт мои дни от меня и даст их нашему Патриарху для покаяния. Старец находился в Афинах по какому-то делу. В воскресенье в храме во время Божественной Литургии, мальчики, прислуживавшие в алтаре, – и некоторые другие, присутствовавшие там, – разговаривали и создавали шум. Случайно, как потом выяснилось, находился там и один католик, и он соблазнился. Когда закончилась Божественная Литургия, он сказал Старцу: – Отец, вы видели, какой шум устроили дети в алтаре? У нас, когда Божественная Литургия, не слышно даже дыхания людей. И Старец, улыбнувшись, ответил: – Мальчики чувствуют себя здесь удобно и двигаются свободно, потому что знают, что находятся в доме Отца своего, а не в чужом доме! Один послушник в обители, в начале, когда пришёл, имел некоторые трудности и не хотел ни в мир уйти, ни монахом стать. Эта проблема проявлялась и в одежде. Не хотел он носить ни мирской одежды, ни рясы. В таком расстроенном состоянии он пришёл к Старцу, и тот сказал ему: – Иди сюда, у меня есть прекрасная кофта для тебя. Она ни для мирян, ни для монахов, не расстраивайся! Брат удивился, что Старец знал о его проблеме, и ещё более удивился, потому что этим действием изгнал смущение и посоветовал ему, как преодолеть его трудности. – Геронта, порой нас спрашивают, по какой причине мы стали монахами, а не женились. Что следует им ответить? Старец ответил: – Зависит и от обстоятельств. Можете им сказать и то, что написано в Евангелии: «И, отвечав, сказал им Иисус: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:34–36 ). Э! Разве не стоит положить начало от этой жизни? Ведь все желают вечной жизни, почему бы не начать отсюда? «Наши Святые действительно совершали многие подвиги, но у них было, прежде всего, и многое смирение. Они радовались, и их не искушала телесная аскеза. Но сегодня некоторые подвизаются по любочестию, не имея, однако, смирения. Так, с одной стороны, ослабевает организм с естественным результатом помрачения ума их, а с другой – впадают в гордость и заблуждение, из-за того что не имеют смирения».

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Итак, если бы мы были рабы не по воле, но по принуждению – и не могли бы уйти – тогда почему Бог даёт такие заповеди: «уйдите оттуда и идите сюда»? Итак, если Он нам говорит, чтобы мы сами ушли, то это означает, что мы сами держимся быть рабами страстей, ибо мы их любим и их желаем. И в тот момент, когда возненавидим их и обратим нашу любовь к Богу, немедленно освобождаемся. Итак, прежде всего, – да прочувствуем нашу болезнь (вольное пребывание во зле), возненавидим зло и возлюбим благо и сразу имеем его. Очищение души «Ибо вы – храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду им Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдете из среды их, и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». ( 2Кор.6:16–18; 7:1 ) «Ты должен ежедневно заботиться об очищении души своей. Смотри на своё духовное и твори молитву. Где ум, там и помысел, и изволение, и похоть. Главное – покорение духу нашему. Чтобы приобрести всякую добродетель, нам нужно иметь смирение и внимание, чтобы мы могли увидеть противоположное ей зло, и молитву, чтобы его удалил Христос: и не нужно делать особых стараний или попечения сердцем своим, как и когда, и каким способом её приобрести». – Геронта, мы читали Отцов и встретили в их учении следующий феномен: Один Святой говорит, что главнее – это молитва , а другой – послушание, а третий – нестяжание; затрудняемся понять, что, в конце концов, есть то, чего взыскует от нас Христос: ибо, если считать, что всё вместе следует выполнять, тогда, некоторым образом, отчаиваемся и не можем подвизаться о всех вместе; но если поймём, что одно есть это дело, тогда бывает легче подвиг. Прошу вас, помогите мне уразуметь, каково есть это дело, которое мне следует делать, чтобы я мог, наконец, вступить на путь Христов? Старец тогда ответил мне образно, немногими словами и объяснил:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Итак, один разбойник, слева, у которого внутри была фабрика по производству злых помыслов, «...злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас» ( Лк. 23:39 ). Он, хотя и видел всё, не поставил ни одного вопросительного знака в своём помысле. Другой же, справа, имевший добрые помыслы, смотрите, как противостал: «Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же ? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешъ в Царствие Твое!» ( Лк23:40–42 ). И оба одного и того же всесильного Бога имели возле себя, чтобы им помочь, однако один препятствовал своим злым помыслом Богу помочь ему, в то время как другой – хотя и сделал страшные преступления и был справедливо наказан – своим добрым помыслом «подвиг» Бога, сказавшего ему в тот момент: «...аминь глаголю тебе, ныне же будешь со Мной в раю» ( Лк.23:43 ). Поэтому нам нужно знать, что и Сам Бог «не может», хотя и весьма хочет помочь нам, если мы не имеем добрых помыслов, В духовном преуспеянии послушника играет величайшую роль то, имеет ли послушник добрые помыслы, а не то, что является ли духовник святым...» Глядя и под другим углом зрения на тему помыслов, Старец выделял и придавал особую силу этому свойству любви, т.е. тому именно, что «любовь не мыслит зла». Говорил, что «нужно всегда, притом и в самых плохих случаях, не позволять в нашу душу входить злым помыслам, Кто всегда, во всяком случае, имеет произволение склоняться к доброму помыслу, тот никогда не потеряет или не потерпит вреда от него ни в чём. Жизнь человека сего, который непрестанно питает себя благими помыслами, есть непрестанный праздник. Это аналогично тому, какую кто имеет машину, такое производит и дело. Какое вещество заложит и в каком месте находится – не имеет, столь большого значения. Приведу тебе такой пример, чтобы ты понял: Если один имеет машину, которая изготовляет пули, и в эту машину заложить самый лучший материал, который у него есть, например золото, – машина его преобразует в разрушительную вещь, будет выдавать золотые, разрушительные пули; если заложат серебро – произведет серебряные пули; железо – железные пули; глину – глиняные пули, одним словом, эта машина, какой ни дашь ей материал, от многоценного и наилучшего до незначительного, машина эта, поскольку так она устроена, всегда будет выдавать разрушительные пули. Если же теперь, переделать эту машину так, чтобы она изготовляла, скажем, чаши, и если заложить глину – произведёт глиняную чашу, железо – железную, золото – золотую, и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Несмотря на то, что Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» 255 , – папа преобразовал Царство Христа, Его Церковь в мирское царство, светское государство. Начиная с V в. папство распространило миф о «двух мечах». Как говорил Бонифаций VIII в 1302 г., один меч – это символ духовной власти, другой – светской. Тот же папа провозгласил: «Ego Sum Caesar, ego sum imperator (Я – цезарь, я – император)» 256 . Иннокентий III (1198–1216) распространил другой миф, согласно которому папа – это солнце власти, а светский правитель – луна, освещаемая папской властью. Хотя Христос сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» 257 , – папа хочет, чтобы все было его, все вместе с кесаревым. Хотя Христос прямо указывает на то, что следующие за Ним идут не к светской славе, но ко Кресту: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и следуй за Мною» 258 , – папа не ведет распинаемого к страданию, очищению, поскольку он хочет только славы, более всего же светской . Несмотря на то, что апостол Павел говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям» 259 , – папа не желает быть покорным: он хочет, чтобы все были покорны ему как властелину мира. Каноны запрещают принятия духовенством светской власти . Об этом говорят 6-ой, 81-ый и 82-ой святых Апостолов, а так же 3-ий IV-oro Вселенского Собора. И, тем не менее, папа хочет иметь государство Ватикан и стать и религиозным, и политическим вождем. Вот что нам об этом говорит Никодим Агиорит: «Власть делится на две. Первая есть светская, которую Бог доверяет царям и правителям, другая же – духовная, которую Бог вверяет архиереям, направляющим души. Одна же противоположна другой: одна земная, другая небесная. Одна несет с собой мечи и смерть, другая кротко прощает и укрепляет. Поэтому-то Златоуст и использует для одной понятия царские, для другой – священства. Царь размышляет понятиями здешними, я же – небесными… Неправильно, если царь дерзает взойти на амвон, или архиерей править и быть опоясанным мечом, как и случилось это с двурогим гигантом Рима, я говорю с папой, который должен быт внутренне и по духу Архиерей, но хочет стать внешне и телом царем: освящать смерти, держать пастырский посох и нож для убиения. Смесь несмешанная и чудовище чудное!» 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

Но он имел всегда хороший помысел, потому и Бог «известил» и львов даже. Также, когда и три отрока были несправедливо брошены в печь, не имели помыслов против Бога и не говорили: «Почему, Боже мой, в то время как мы любили закон Твой, Ты оставляешь нас, и нас бросили в печь?» Но что говорили? Обвиняли себя и славословили Бога, говоря: «Благословен ecu Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Ибо праведен Ты во всём, что сотворил нам... и суды истины сотворив во всём, что навёл на нас, потому что по истине и по суду навёл Ты всё это на нас за грехи наши, ибо согрешили мы и поступали беззаконно, отступив от Тебя и во всём согрешили и заповедей Твоих не слушали и не соблюдали, и не поступали, как Ты повелел нам, чтоб нам было благо « (Дан. гл.З – молитва Азария и песнь трёх). Видите, – говорит нам Старец, – какой добрый помысел имели три отрока, который был замешан на смиренномудрии? Один хороший и смиренномудрый помысел делает львов ягнятами и седьмижды разожженную печь превращает в райскую росу и прохладу. Всем нашим проблемам нужно противостоять терпением, добрым помыслом и смирением, чтобы могла нам помогать благодать Божия». Однажды мы спросили Старца о следующей проблеме, с которой столкнулись: – Геронта, вы говорите, что нужно иметь хороший помысел. Но мы расскажем вам о случае и хотим знать, что вы нам посоветуете ответить. Приходят несколько человек и говорят: такой-то священник берёт много денег за таинства, такой-то курит много сигарет и ходит в кафетерии, другой, говорят, – аморальный и, вообще, обвиняют клириков и представляют доказательства. Этим людям, что можем ответить? Тогда Старец начал нам говорить: – Познал я из опыта, что в этой жизни люди разделяются на две категории. Третьей не существует: или в одной будет, или в другой. Итак, одна категория людей подобна мухе. Муха имеет следующую особенность: летит всегда и садится на всё грязное. Например, если в саду много благоухающих цветов и в углу сада животное сделало нечистоту, тогда муха, пролетая по прекрасному саду, пролетит над цветами и не на один из них не сядет. Только когда увидит нечистоту, тогда сразу спустится и сядет на неё и начнёт копаться в ней, наслаждаясь зловонием, возникающим от ворошения, и не может оторваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– «Пусть и поболтают, что я умру в августе. Пришёл в январе один и говорит мне: – Геронта, с таким кровотечением, как у тебя, умрёшь. И я ответил шутливо: – Ба! Теперь не выгодно умирать, среди зимы: в комнате-то замерзаем! Хорошо – в августе, когда будет тепло. Это сказал ему шутя, а он, понял и распространил, будто я умру в августе. Наконец, мне и пошутить нельзя!» Один монах ввиду того, что станет диаконом и впоследствии – иереем, пришёл к Старцу взять благословение и спросить, есть ли воля Божия быть ему иереем? Тогда тот сказал, что воля Божия быть ему иереем – есть, но пусть немного подождёт (и определил когда). Молодой монах сказал Старцу, что сам он не стремится стать иереем, но, поскольку старец и монастырь его настаивают, не знает, что делать. Старец сказал: – Делай послушание. И рассказал следующее событие: – «Когда я был в Конице, в монастыре Стомиос (Ετομιου), однажды ночью, когда я совершал бдение и молился, явился Господь наш в образе Епископа (т.е. был одет в архиерейские одежды) и сказал мне: – Воля Моя – станешь иереем, так же как и такой-то юноша из такой-то деревни. Но так как я хотел убедиться и человеческой логикой в истинности видения, то пошел в ту деревню, какую сказал мне Господь, и спросил, где живёт такой-то. Когда я пришёл туда, то для оправдания сказал, что случайно проходил и посетил их, чтобы немного отдохнуть. Они обрадовались. Я спросил их, имеют ли детей, и они ответили, что у них мальчик учится. Опять спросил, что он собирается делать, и те ответили, что сейчас, в последнее время, показывает склонность стать священником. Тогда я сказал им, чтобы не мешали ему и что он действительно будет иереем по воле Божией, как и было. Таким образом, я убедился, что видение было истинным. Сейчас же, недавно, пришёл епископ и говорит: – Тебе нужно стать иереем и духовником. И я сказал ему, что у меня есть препятствие. Говорит мне: – Что за препятствие у тебя? – На войне, – говорю, – я служил в пехоте и был радистом. Так я стал причиной убийства многих, потому что извещал генерала и он посылал самолёты, куда нужно, и они сбрасывали бомбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Спустя несколько лет я женился и – поскольку не мог жить здесь, в Греции, из–за экономических трудностей – взял жену и мы уехали в Германию. Там устроил я, с помощью Божией, собственное дело, и на те деньги, которые я получал от этого дела, жила моя семья без чьей–либо поддержки. После того как пробыли мы в Германии довольно долго (около 20 лет) и увеличилось немного дело наше, мы с болью вспоминали наше отечество и решили возвратиться назад и продолжить там наше дело. О том участке, что мне дали братья в наследство, как бесполезном, мы совершенно забыли и вычеркнули из памяти, но не забыл Бог. Что же произошло? За годы нашего отсутствия в Германии, в Греции в том районе было построено много больших гостиниц и туристических фирм, и земля в районе была в очень большой цене. Песчаный тот участок находился посреди построек, и за него давали, для того времени, большую цену. Итак, подал я его на аукционную продажу, как это бывает в таких случаях и, поскольку все его хотели, поднялась и цена его до нескольких миллионов. Наконец я отдал тому, кто давал больше всех, и сейчас приехал сюда со следующей целью: т.к. от своего дела я получаю, сколько нужно для жизни семьи, часть тех денег, что я получил от поля, хочу предложить для целей милосердия. И для этого пришёл к вам спросить, куда их отдать. Тогда я сказал: – Братья твои что делают? – Обрабатывают те участки и живут от них, – отвечал паломник. – Тогда, сказал я, – дай прежде им в помощь, чтобы не имели жалобы, а остальное отдай, куда сам знаешь. Так, – продолжал Старец, – всегда торжествует правда Божия. Может, немного задержится, однако не бывает чтобы не восторжествовала. По этой причине Господь наш побуждает нас и говорит, чтобы наша правда переизбыточествовала над правдой фарисейской ибо те стремились к правде человеческой. Оттого наказывали, судили, сажали в темницы, спорили, защищали праведность свою, не могли согласиться с расхищением имущества или со всякой неправдой, которая была для них в тягость. В то время как Господь уверял каждого из нас, глаголя: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведность книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним (в I законе Ветхого Завета, который человеческой праведностью пытается обратить человека от неправды и приготовить его к принятию Божественной правды) ...око за – око и зуб за зуб (это есть человеческая правда). А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два ...ибо, если будете любить любящих вас, какая вам будет награда? Не то же ли делают и мытари? ...Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:20–48 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Так, я вижу ясно, как Бог печётся, и даже раньше того момента, когда мы обнаружили, что не хватает какой– либо вещи, и решили просить Его». [«...Ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6:8 ). «...Потому, что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом... Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне» ( Мф.6:32: 34 ).] «Нужно во всём довериться Божественному промыслу, потому что только тогда избавимся от подавленности и от всякого зла. Ибо когда кто знает и верует, что Бог заботится о нём, не расстраивается. Однако, чтобы ввериться во всём Божественному промыслу, нужно прежде очистить себя от всякого мирского попечения и тогда ожидать действия Божественного промысла. Ибо, если кто заботится приобрести деньги на «чёрный день», или чтобы не иметь ни в чём недостатка, тот утверждается на деньгах, а не в Боге. Итак, нужно сначала перестать любить деньги и не надеяться на них, и потом утвердиться в надежде на Бога: обе сии не бывают вместе. Не говорю, не пользоваться деньгами, но чтобы не утверждать на них свою надежду и не отдавать им своего сердца». Старец, желая показать, как Бог промышляет и судит создание Своё, в то время как мы, иной раз, негодуем и не понимаем действия Его, рассказывал нам истории, вроде этой: «Один подвижник, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой праведные и благочестивые люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время, как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно. Когда подвижник Молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил: – Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. И не взыскуй тайного, потому что суды Божии – бездна. Но, поскольку ты просил узнать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймёшь из этого опыта малую часть из судов Божиих. Познаешь тогда, что неисследимо и непостижимо окормление Божие во всём. Услышав сие, старец спустился с предосторожностью в мир и пришёл к одному лугу, через который проходила проезжая дорога.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Тогда я спросил Старца, хочет ли он, чтобы мы отпечатали брошюру в типографии тиражом несколько тысяч экземпляров и распространили её? Он ответил мне: – Для этого я и написал её, чтобы распространять её по всему миру. Есть благословение на то, чтобы ты издал её, но так, как есть, с моими собственными буквами, с синтаксическими и грамматическими ошибками. (Добавлено из предисловия о. Христодула к этой статье Старца, вышедшей в Греции отдельным изданием. – Ред.) Предлагаю далее светокопию этого текста, который он мне дал. Так каждый верующий может иметь этот весьма важный текст в качестве духовного руководства и свидетельства в этом деле. (В греческом издании помещена светокопия всей рукописи Старца, мы же предлагаем её перевод на русский язык. Статья называется «Знамения времён». – Ред.) Знамения времён: 666 После демонской бури наступит солнечный день, Божественный. За мирским духом сегодняшней «свободы», отсутствия уважения к Церкви Христовой, к старшим по возрасту, родителям и учителям, которые имеют страх Божий, кроется духовное рабство, подавленность и анархия, которые ведут общество в безысходность, к душевной и телесной катастрофе. Итак, позади совершенной системы «карты обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста. Откровение Иоанна: «И он сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое, число его шестьсот шестьдесят шесть» ( Ин.13:16–18 ). Святой Андрей Кесарийский пишет следующее: «О мерзком имени антихриста, и точность числа, как и остальное, о чём написано, откроет время и опыт бдительным... но не соблаговолила Божественная благодать в Божественной книге быть написанным имени погубителя, ибо при исследовании этого числа можно найти множество имён, соответствующих этому числу, и собственных и нарицательных» (Святого Андрея Кесарийского объяснение на Откровение Иоанна, стр. 341–342, гл. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010