Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Монах Моисей Агиорит. Если сейчас придет Христос и скажет, что рай наполнился и мест больше нет, — что мы ответим?     Монах Моисей Агиорит. Если сейчас придет Христос и скажет, что рай наполнился и мест больше нет, — что мы ответим?   Монах Моисей Агиорит весьма известен на Афоне . Он живет  в Карее на келье. Его грозная внешность обманчива. На самом деле, он добрейшей души человек... Он много выступает, пишет статьи. Наконец, мы решили и его творчество освятить на русском языке! На нашем портале и в рунете его поучения публикуются впервые. Это поучение показывает взгляды старца по многим вопросам.  - Святая Гора Афон     Очень  важно  для   человека осознавать свою немощь и быть искренним в отношениях с Богом. Например, сказать Богу: «Господи, прости меня, мне скучно и трудно молиться». Господь очень любит искренность, добросовестность,  ответственность  человека. Но очень часто мы идем к Богу не такими, какие мы есть, а напялив на себя множество дорогих одежд из своих оправдании. Как мы знаем, Адам и Ева утратили Рай не потому что согрешили, а потому что стали оправдываться. Старец Паисий говорит страшные слова: тот, кто постоянно оправдывается, имеет своим старцем демона. Когда мы обращаемся к Богу с такими словами: «Господи, мне тяжело молиться, потому что жена моя ведет себя не так, потому что мой коллега меня поддел, потому что дети меня не слушаются и тому подобное», — мы возлагаем ответственность на кого угодно, но только не на самих себя. Некоторые святые говорили совсем другое: «Мир плохой, потому что я нехороший. Когда я стану хорошим, то я мир исправится». Благой Бог ждет от каждого из нас не того, что мы не можем, а того, что мы в состоянии совершить. Господь не будет требовать от нас того, чего Он не сеял. Он не будет спрашивать у хромого человека, почему тот не стал спринтером, у человека неграмотного — почему он не стал писателем. Начало духовной жизни — это исправление себя, это «создание фабрики добрых помыслов», как говорил старец Паиснн.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=45&iid=124...

иером. Христодул Агиорит Скачать epub pdf Часть 1 Смирение Во всей своей монашеской жизни Старец отличался смиренномудрием. Ещё молодым он понял, что, для того чтобы не обеднеть духовно, нужно облечься одеждой смиренномудрия. И даже, не просто так накинуть её на себя, но хорошенько «пристегнуть», согласно побуждению апостола Петра: «...облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас» ( 1Петр.5,5–7 ). Нам, новоначальным в монашеской жизни, он постоянно подчёркивал, что нашей целью должно быть смирение самих себя (покорение ума Благодати). Естественным же результатом будет действие Божественной Благодати, которая дана нам в таинстве помазания во время крещения и которая совершит потом всё остальное. «Не старайтесь, – советовал он нам, – приобретать любовь, молитву, пост, бдение и добродетели. Напрасно будете трудиться, ибо вам не будет помогать Бог , поскольку отсутствует смирение. И это не по какой другой причине, но лишь потому, что, если Он поможет вам, повредитесь от гордости. Бог только смирения ищет в нас. Всё остальное – естественный плод доброго содействия, при посредстве смиренного расположения человека, виновника всех благ Божественной Благодати. »Плод же Духа: (когда человек позволит ему «возрасти») любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, благость, вера, кротость, воздержание...« ( Гал.5,22–23 ). Смотрите, как и Богородица исповедует, но и показывает нам, что Бог »...призрел на смирение рабы Своея» ( Лк.1,48 ). Все действия Старца истекали всегда из такого смирения. Имея полное ощущение своей человеческой немощи, он чувствовал глубокую потребность прильнуть – через горячее желание и любовь – умом к единственной благой силе, к Господу нашему Иисусу Христу. От Него, абсолютно зависимый и покорный, он получал всякое движение и действие. Когда ум его находился в таком состоянии Благодати, совершались через него все чудесные знамения. Старец не попустил ни на мгновение уму заниматься чем-либо другим и прерывать умное единение с Божественной Благодатью, чтобы не замещать Божественную энергию человеческой. Притом ум его затруднялся даже читать священные писания последований, которые он чрезвычайно любил и которым удивлялся, и нас всех побуждал вникать в священный их смысл. («Так люблю церковные книги, – говорил он нам, – что, когда молюсь, беру канонник и прижимаю его к сердцу».)

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Аристотель, по Пселлу, называет фантазию пассивным умом, принимающим в себя отпечатки пяти внешних чувств. Этот ум, хотя и имеет знание, но проявляет его пассивно 502 . Метасхематизм фантазии как внутреннего чувства, как аппрегензивной деятельности, происходит под воздействием двух катастатических факторов: 1) «худого делания ума», его гедонизма и эмпатии и 2) «дурного употребления чувств», которое также происходит от ума. Григорий Неокесарийский говорит: «Чувства, будучи неразумны, создают в нас лживую фантазию» 503 . И здесь, как и во всей тримерии, метасхематизированный (извращенный) ум является главным метасхематизирующим фактором. Общее и внутреннее чувство Назвав фантазию пассивным умом, Аристотель тем не менее не отрицает чувственную природу фантазии. Никодим Агиорит ( περ φυλακς των πντε αισθσεων, της τε φαντασας, του νος κα της καρδας) приводит мнение Аристотеля, считающего фантазию общим чувством ( κοιν ασθησς), которое одно имеет в себе все образы, вошедшие извне посредством пяти внешних чувств. Таким образом, фантазия или воображение есть единое внутреннее чувство души, основная душевная функция, чувственность в своем первозданном единстве, простоте и недифференцированности, которое дифференцируется на пять внешних чувств, осуществляя тем самым связь души с телом. Приняв в себя специфическое, дифференцированное ощущение от каждого из телесных органов чувств, оно дает свой внутренний эквивалент каждому ощущению; некое внутреннее раздражение, поступающее, как чувственный образ, в мозг и дающее начало представлению. Никодим Агиорит 504 считает воображение, или фантазию, внутренним чувством, которое тоньше чувства, но грубее ума и потому является границею ума и чувства. Фантазия и познание В простоте и недифференцированности этой синтетической функции, способности создавать из разрозненных ощущений цельные образы, переставлять и изменять элементы этих образов, создавая новые образы, часто не соответствующие никаким реальным объектам. На лоне этого таинственного и загадочного внутреннего чувства осуществляется не менее таинственный бессознательный синтез воображения, синтез многообразного, синтез аппрегензии, который, по Юму и Канту лежит в основе всякого опыта и всякого познания.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Преставился ко Господу иеродиакон Феодосий Агиорит Преставился ко Господу иеродиакон Феодосий Агиорит Монах Феодосий был старцем Иверской кельи Святой Анны недалеко от Кареи. Это один из старейших насельников Святой Горы. Он прибыл на Афон в 1939-м году! Так, 73 года старец невыходно провел в келье Агиа Анны в столице Святой Горы Карее, разделив эти годы поровну между тремя составляющими своего счастья, которые он особенно возлюбил: Богородицей, Святой Анной, и Афоном. Монах Феодосий так и остался светлым и постоянно улыбающимся в памяти святогорцев, видевших его на каждом панигере в Кутлумуше на Преображение. Это один из представителей Старого Афон, уходящего в Вечность. Всем таким старым монахам присуще странноприимство, доброта, простота, радостность и какая-то особенная несгибаемость перед скорбями... - Святая Гора Афон Комментарии Всего комментариев: 17 2012/09/16, 06:22:14 Упокой , Господи, душу р.б. монаха Феодосия.Прости ему все грехи вольные и невольные и поставь одесную Отца.Помолись, батюшка о грешных р.б. Юрии, Валентине, Андрее,Александре. валентина 2012/09/03, 10:57:11 Со Святыми упокой!! Светлана 2012/08/30, 22:40:55 Упокой, Господи, душу усопшего рабаТвоего - новопреставленного Феодосия и учини душу его в раю идеже лица праведных сияют. Дорогой отец Феодосий,если ты предстоишь пред лицем Божиим и дерзаешь взывати ко Господу, молись о грешных рабах Божиих Ирине, Алле, Валерии. р.Б. Ирина 2012/08/28, 10:11:32 Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего иеродьякона Феодосия и даруй ему Царствие Твое. р.Б.Ирина 2012/08/27, 23:04:14 Упокой Господи душу раба твоего иеродьякона Феодосия и сотвори ему вечную память. 2012/08/27, 21:50:53 Вечная память! р.Б.Раиса 2012/08/27, 21:42:32 Господи, приими душу почившего раба Твоего и даруй ему Царствие Твое.Помолись за меня грешную.Аминь 2012/08/27, 18:45:10 Со Святыми упокой Тамара 2012/08/27, 15:29:44 Царство Небесное и со святыми упокоение новопреставленному рабу Божию иеродиакону Феодосию! Помолись за нас, дорогой наш батюшка, пред Престолом Божиим!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1193

Личность старца Порфирия была поистине удивительна, и все, кто его знал, сохранили о нем самые светлые воспоминания. Некоторые  из духовных чад, может быть, впервые взялись за перо только ради того, чтобы почтить память своего дорогого Батюшки. Автор этой книги – тоже не профессиональный писатель и даже не филолог. Он не претендует на литературный талант, а хочет лишь поделиться с нами тем малым, что имеет сам. Его пером движет не жажда славы, а любовь – любовь к Старцу и к людям, которым он ради духовной пользы со всей искренностью открывает свою душу. И эта искренность придает всей книге какую-то необыкновенную теплоту. Его рассказы очень безыскусны и часто по-детски непосредственны. Он иногда неловко выражает свою мысль, и некоторые его рассуждения о духовных вещах настолько простодушны, что могут вызвать улыбку… Ну и пусть! Мы даже не стремились устранить все «погрешности» стиля, чтобы сохранить живое восприятие живого человека. Когда есть такая «живость», то невольно начинаешь переживать вместе с автором волнение, радость, чувство духовного восторга… А по прочтении книги вдруг приходит ощущение, что и Старец, и автор для тебя – родные, близкие люди, что мы – одна духовная семья и у всех нас  - одно великое дерзновение и упование, которым хвалимся - наш Господь Иисус Христос. 10.  Иеромонах Христодул Агиорит. Избранный сосуд. СПб., 2000. С. 246. – Ред. 11.  Священник Дионисий Тацис. Когда чужая боль становится своей. М., 2002. С. 255. – Ред. 12.  См.: Георгий Крусталакис. Старец Порфирий, духовный отец и наставник. М., 2000. С. 51. Восстание 1821 года – начало Греческой революции 1821 – 29 годов, в ходе которой была провозглашена независимость Греции от Турции. – Ред. 13.  Там же. С. 48. – Ред. 14.  1 Кор. 2, 10. – Ред. 15.  Иеромонах Христодул Агиорит. Избранный сосуд. СПб., 2000. С. 339. – Ред. 16.  См.: Невероятные дары. М., 2003. С. 22. – Ред. 17.  Ср.: 1 Кор. 12, 31. 22. – Ред. 18.  Ср.: Рим. 5, 5. 22. – Ред. 19.  Ср.: Рим. 8, 39. 22. – Ред. 20.  Евр 3, 6. – Ред.

http://isihazm.ru/1/?id=744

Расскажу тебе и один случай со Старцем из Капсалы, может улыбнёшься. Этот Старец, имел именно такую машину, которая всегда думала с хорошей стороны во всяком деле. Только хорошее видел, на плохое же был слепым. Как-то посетили его миряне и принесли в подарок маленький радиоприёмник и ему подарили. Старец взял его в руки и с удивлением рассматривал. Спросил, в какой стране изготовлен, и те сказали, что в Японии. Итак, в то время, когда он с удивлением разглядывал, миряне вдруг видят, что лицо его приняло радостный вид и он, целуя приёмник, говорит: – Слава Тебе, Боже! Тогда спрашивают посетители, по какой причине он радуется и славит Бога, и тот им объясняет: – Вот, я рад, что и японцы стали христианами и ставят на вещах, которые производят, в качестве знака Честной и Животворящий Крест. Увидел, Старец + и – (плюс и минус), и принял за крест. Этот Старец помыслом своим стал в этом, и, если бы имел плохие помыслы, мог бы побранить их, зачем, мол, принесли ему радиоприёмник, когда он был аскет и т.д. Тот же самый Старец, когда пролетал какой–либо самолёт, сразу же благоговейно крестился. Кто–то спросил: – Геронта, почему, когда видишь самолёт, крестишься? И тот с естественным благоговением и простотой отвечает: – Но ты разве не видишь, чадо, что он имеет образ Честного и Животворящего Креста Христа нашего? И в этом случае Старец этот – в то время как мог бы уличить плохие полёты самолёта, когда он бомбит и убивает, – стоял на образе креста, который носил самолёт, и таким образом шум и вид самолёта для него стали причиной мысленного переноса на Голгофу». «Несколько лет назад я приехал в Афины по какому-то делу и был принят в доме одного брата христианина. Дом его был рядом с центральной улицей, откуда доносился постоянный шум. Вечером этот брат сказал мне, что из-за шума не может ночами сомкнуть глаз, в результате чего расстроились нервы, и он вынужден принимать успокоительные таблетки. После еды мне дали комнату для отдыха и, показывая её, он сказал: – Геронта, вот комната, но не знаю, сомкнёте ли вы глаза с этим шумом от автомобилей, который слышен с улицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

И, оставив мотыгу, повёл их и угостил... Полагаю нелишним сказать, что тот юноша исповедовался после того, что произошло! Мы, шесть отцов, сидели вместе со Старцем у его кельи, слушая его поучения. В то время подошёл юноша-анархист с длинными волосами и шёлковым шарфом на шее, и с некоторым бесстыдством спросил: – Где этот Паисий? Тогда Старец поднялся и, приблизившись, говорит: – Что ты от него хочешь, чадо? – Его хочу, – ответил тот. В левом кармане на рубашке у юноши была пачка сигарет. Старец, показывая на карман, говорит: – Что у тебя здесь, Четвероевангелие? – Нет, сигареты, – ответил он и, вынув, предложил ему, говоря: – Хочешь одну? Старец говорит: – Нет. Так как мы все смотрели на Старца и улыбались, юноша понял, что тот был Старец, и после того, как спросил нас и удостоверился, поворачивается и спрашивает его: – Хочу, чтобы ты сказал мне, как меня зовут. И Старец, почёсывая голову, якобы в недоумении, говорит: – Как тебя зовут... тебя зовут… тебя зовут... как называют тех, ну, которые есть в Афинах и останавливают, и разрешают автомобилям проезжать... (он подразумевал регулировщиков)? Вскочили тогда и мы, и говорим ему: – «Стаматис» и «Григорий» 26 – вы хотите сказать, Геронта? (Народное выражение и терминология регулировщиков.) – А, да, так тебя зовут. Его звали Григорий, и когда он услышал, растерялся и сразу попросил Старца поговорить наедине. Они удалились немного, поговорили, и юноша ушёл. Через шесть месяцев он снова пришёл на Святую Гору и я его встретил у монастыря Кутлумуш. Однако он ничем не напоминал того прежнего анархиста. Он полностью изменился и привёл меня в недоумение: он ли это? И я спросил: – Извините, не вы ли шесть месяцев назад приезжали к Старцу? Он говорит: – Да, отец, тот самый, который бесстыдно разговаривал со Старцем. Я был животное, отец! Помолитесь, однако, чтобы мне исправиться по молитвам Старца. Отец... из свящ. обители Кутлумуш и я были в кельи Старца и сидели в архондарике. Вдруг паломник начал стучать в колокольчик у внешних дверей. Старец идёт к коридору и через окно смотрит, кто стучит. Встали и мы, и подошли, и он говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– Геронта, почему мы часто забываем прочитанное? – Потому, что не сочувствует сердце наше. Понял я, что и в молитве к Богу, нужно иметь такую же предварительную подготовку, т.е. стать на место другого и сделать его боль нашей болью. Так смягчается сердце, и Бог слушает сердечную молитву. Во всяком делании нам нужно помещать впереди сердце. И куда войдёт сердце, оно потом не забудет. «Однажды пришёл мирянин и радостно говорит: – Геронта, вы меня помните? Тогда я ответил: – Прости, чадо, не помню. Кажется, что ты не очень хороший, потому что сердце моё помнило бы тебя и радовалось, и не очень плохой, потому что, опять, ты был бы у меня в сердце, и я огорчался бы, когда думал о тебе. Ты – теплохладный...» Одному священнику, пришедшему посоветоваться, Старец сказал: – Поминай, сколько можешь, на проскомидии сердцем, а не по привычке, только сухо называя имена. Если знаешь, что такой-то развёлся, подумай о детях, которые страдают, о родителях, которые расстраиваются; или когда кто-либо в больнице, подумай о боли его и скорби, и, вообще, прежде в сердце своё помести человека и его проблему, и потом проси помощи от Бога. Тогда, верю, Бог поможет, потому что увидит искреннюю, сердечную любовь. Старец сидел на дворе с несколькими паломниками и беседовал на некоторые духовные темы. У одного мальчика в руке была палка, и он, не понимая, сильно ударял ею по земле, и таким образом отвлекал внимание паломников. Тогда Старец простым, благостным – и, как часто бывало, шутливым способом, для нашего исправления, не браня за ошибку, – повернулся и, улыбаясь, шёпотом сказал мальчику: – Э–э, Юрочка, не бей сильно по земле, потому что точно под нами находятся американцы, а сейчас у них ночь, и ты их разбудишь! Старец говорил, что монахов, не имеющих необходимости в работе, поскольку они преданы полностью молитве, можно пересчитать по пальцам, но они появляются каждые сто лет. Все остальные, отговариваются, что им нет нужды работать, и делают это не по причине духовного своего состояния, а потому, что покрылись плесенью. И продолжал: «Когда я был на Синае, мне приходилось работать двенадцать часов вручную, и всё, что я зарабатывал, раздавал бедуинам. Также в Иверской скиту приходил заготавливать дрова почти на год, топором, ради аскезы. Ветхий Завет пишет: «В похотях находится всякий праздный...» ( Притч.13:4 )». Старец всегда говорил, что в мире нет ничего злого. Всё создал Бог, и Сам Бог увидел, что было «зело добро» ( Быт.1:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

3 . «Случай этот произошёл 60 лет назад в одном монастыре на Святой Горе. Один брат прельстился и думал, что достиг большой меры святости, такой, что принимал мочу свою за агиазму 11 и пил её. Говорил: – Я не имею нужды в Божественном причащении, ибо имею Христа в себе, и подобное, и дошёл до того, что хотел стать мучеником. Один раз предпринял попытку самоубийства. Тогда отцы схватили его и закрыли в комнате, и учинили брата следить за ним. Наблюдали, чтобы не давать ему ни вилки, ни ножа и ничего такого, чем бы он смог попытаться кончить «мученически», – по его мысли, ради Христа, – и приносили ему всё готовое и очищенное. Однако в один большой праздник поставили на монастырскую трапезу консервы сардин и принесли и тому одну закрытую банку. Оставили ему и ушли. Тогда он открыл консервы и, видя острую крышку, обрадовался, схватил её и начал резать себе шею, крича от боли. Прибежал учинённый брат и увидел его в крови. Сказал: – Что ты делаешь? Прельщённый ответил: – Вот, хочу мученически умереть, чтобы получить венец мученика. Тогда брат, взяв консервную крышку из его рук, сказал: – Разве это мученичество, ты боишься боли и поэтому хочешь консервной банкой быстро и хорошо устроить дело. Есть воля Божия, чтобы ты подвергся мученичеству от меня. И после того как перевязал ему шею, чтобы не текла кровь, пошёл и принёс кожаный ремень и стал сильно его бить. Тот закричал от боли и просил прекратить. Но брат сказал: – Что, не хочешь мученичества? Умрёшь от дубины! И тот от боли закричал: – Нет, не хону мученичества, больно! И так, мало-помалу, он понял своё тяжёлое состояние, смирился и стал здоров». Эти три показательных примера привёл Старец монаху, который привёз прельщённого брата, и тем показал, какому великому вреду можно подвергнуться, когда слушаешь и веришь своему помыслу. Старец продолжил: «Миряне, когда слушают и верят своему помыслу, становятся безумными, монахи же прельщаются. Монах не должен принимать таблетки. Таблетки для монаха – смирение и покаяние. Но обе сии ушли от монаха, потому мучается. Когда же возвратит их в душу, тогда успокоятся все его проблемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Следовательно, диавол – антихрист, когда находится на паспорте, или на руке, или на нашей голове со своим символом, не освящается даже и тем, если наложим Крест. Мы имеем силу Честнаго Креста, Святого Знамения, Божественную благодать Христову, лишь только тогда, когда мы запечатлеваемся Святой печатью Крещения, когда отрицаемся сатаны, сочетаемся Христу, и принимаем Святую Печать – «Печать дара Духа Святаго». Христос да даст нам благое просвещение. Аминь. Святая Гора Кутлумушская келия Панагуда. Суббота 1–я Поста. 1987 год. Со многой болью и любовью Христовой, монах Паисий «Во времена антихриста, когда он будет говорить народу, а любой христианин будет правильно молиться в тот час, он, почувствовав молитву, задрожит, потому что христиане имеют страшную силу». – Геронта, говорят, что при антихристе христиане не смогут купить пищу и будут голодать. – Э, христиане будут обходиться небольшим сухарём и маслинами. Будут страдать только те, у кого на столе десять видов сыра, от «рокфор» до «голландского». Постоянно слышно, по статистике разных учёных, что треть лесов выгорело от пожаров, треть вод загрязнена, треть людей к 2000 году заболеют раком. Всё уже, когда читаем, является, как бы, чтением толкования Апокалипсиса. – Геронта, сегодня, в связи с Чернобыльской аварией, говорят, что всё уже заражено. Что нам делать? – Если бы было заражено только одно место, мы бы говорили: уходите из заражённого. Сейчас, однако, когда ядерное облучение пришло повсюду, творите Крест (т.е. креститесь) и ешьте всё. Не пострадаете ни от чего: я так делаю. Когда уже перестали «вне» обсуждать удостоверения личности и правительство «заморозило» эту тему, и Старец более не говорил о ней. Некоторые, однако, продолжали обсуждать и писать о законодательстве и правительстве. Пришли к Старцу и сказали: – Геронта, почему замолчал и ты, и не говоришь? И Старец ответил им: – Когда они остановились, нужно и нам остановиться, потому что, иначе, начнут говорить: «Вот они нехорошо делают: в то время как не выдвигается эта тема, они, кричат и создают проблемы». Поэтому следует, когда они прекратили, и нам прекратить, и когда начнут, начать и нам. Хорошая собака, когда видит идущего вора, лает. Когда же он исчезает, тогда и она прекращает. «Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму»

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010