Все мы стали пророками, отец мой, и объясняем умом нашим вещи, как хотим. И здесь я был вынужден им сказать, что святой Косьма, когда говорил: «тогда придёт», не подразумевал турок. Разумел, что тогда придёт свобода для жителей Северного Эпира 23 . И действительно, в этот год открыли после стольких лет границы, и они могут, некоторым образом, свободно сообщаться со своим отечеством. Отец мой, я видел, что весьма большой вред наносят эти люди, объясняя вещи своим бедным умом. И мало того, передают и другим свои испорченные мысли. Некий брат известил Старца о состоянии одного больного, которое было очень тяжёлым, и спросил мнение Старца, что делать? Старец сказал ему: – Есть два решения. Одно – передать всё в руки Божии и желать действия любви Его, имея непреклонную веру, что Он будет действовать к его пользе. Тогда Бог сделает всё, и нет ничего невозможного для Него; и в этом случае всё для Бога будет очень легко. Трудность в том, чтобы человек принял такое решение, т.е. полностью смирился и положился на промысел и любовь Божию. Второй случай – если не может предоставить своё дело с доверием в руки Божии, – действуя по-человечески, спросить хорошего врача и быть послушным во всём, что он скажет. У одного брата был брат, прикованный из-за несчастного случая параличом к кровати в течение многих лет. В этом состоянии, которое он не мог переносить с терпением и смирением, он нервничал. Срамился и обвинял всех и вся. Старец тогда сказал брату: – Скажи своему брату, пусть исповедуется. Скажи ему ещё, что, будучи раненным в бою, тем, что делает, как бы не хочет, чтобы была перевязана рана его. Брат ответил: – Геронта, говорил ему поисповедаться, но он сказал: «В чём исповедаться? После этого сразу начну то же самое делать, ругаться...» И Старец: – Э, не имеет значения! Потом пусть снова поисповедуется. Когда я был архондаричным в свящ. обители Кутлумуш, однажды вечером пришёл Старец на бдение, и я поспешил устроить его в комнате. Итак, повёл его в лучшую комнату, для Владыки, который находился на Синоде. Как только открыл я дверь комнаты и Старец увидел ухоженную комнату, с прекрасными простынями, со «всем» на стене и ковром на полу, то сказал мне:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

В то время прибегает, дрожа, ещё один солдат и просит пустить его в яму. Тогда я сказал: – Влезай. Но когда он влез, я оказался совсем открытым. Одна пуля пролетела у меня над головой и сбрила у меня до корней волосы, так что на голове получилась пустая полоса без волос. Но кожа даже не поцарапалась. Видишь, если не устраиваешь сам себя, тебя хранит Бог! «Божественный промысел «Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил и был постыжен?» ( Сирах 2:10 ) Промысел – это забота, происходящая от Бога. Всё, что бывает по промыслу Божию, бывает благолепно, наилучшим способом и не может быть лучше. Что Он промышляет – и особенно хорошо промышляет – мог бы убедиться в том любой мыслящий человек из следующих рассуждений: Бог – благ, и, поскольку благ, промышляет и печётся о создании Своём (потому что если не заботится – не есть благ). Ведь и люди, бессловесные животные по природе заботятся о своих детях. Кто не заботится, осуждается как злой. Поскольку Бог – Премудрый, наилучшим способом проявляет свою заботу о всём творении. Когда смотрим и внимательно наблюдаем дела Божественного промысла, удивляемся благому действию Божию, и нам нужно Его славить и принимать без исследования все дела Божественного промысла, хотя, иной раз, они нам кажутся несправедливыми и неприемлемыми. Как-то Старец рассказал мне следующее: – Один раз мне нужно было пойти в мир и требовалась тысяча драхм, потому что столько стоили расходы проезда. Денег у меня не было. Переводы, приходившие по почте, я велел немедленно возвращать, как невостребованные. Итак, когда я находился в этом трудном положении, принёс один брат мне письмо и перевод, как раз на тысячу драхм, анонимный, без обратного адреса, на котором вместо обратного адреса стояла надпись: «Отправитель: Пантанасса (Всецарица)». Едва я увидел Божий промысел, заплакал и благодарил Господа и Панагию нашу. Я многое видел в жизни. Страшная вещь: если не смотреть за собой, Бог не оставляет даже помыслить, что нуждаешься в чём-либо! Смотри, перевод этот был уже послан до того, как я нуждался. Бог, как добрый Отец, заботится прежде, чем нуждаемся в какой–либо вещи; и, притом, прежде, чем просили, промысел Его печётся и заботится о нас. Однако нужно, чтобы Он видел в нас доверие к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– Кто-то стучит, но я не знаю его. Высокий и носит очки, похож на инженера-строителя. По проволоке он послал ему вниз ключ, чтобы открыл. Когда тот пришёл, он усадил его рядом с нами, а сам пошёл приготовить обычное угощение. Тогда мы сразу спросили его: – Вы откуда? – Из Иоаннины. – Кем работаете? – Инженер-строитель, – ответил он. – Вы приходили раньше, знаете Старца? – Нет, – говорит, – в первый раз прихожу. Между тем пришёл Старец с угощением и мы, простившись, ушли. Вне кельи Старца, там, в архондарике «под открытым небом», сидел Старец вместе с отцом Арсением, которому давал советы о монашеской жизни. На тропинке показались паломники, идущие к Старцу. Старец смотрит на них издали и, обратившись к о. Арсению, говорит: – Они, похоже, с Керкиры. Вскоре они подошли, и Старец спрашивает их: – Откуда вы, ребята? – С Керкиры, Геронта. – А, садитесь, у меня есть отличный лукум. Старец сидел во дворе и разговаривал с компанией посетивших его паломников. Отец Е. сидел и с удовольствием слушал Старца и «рассуждал в себе»: – Какими же всё-таки средствами душа Старца связана с благодатью и какую нужно иметь чистоту, чтобы действовала благодать? В то время, как он рассуждал так, Старец прерывает беседу с другими и, обратившись к отцу Е., говорит: – Какими средствами? Средствами, полными нечистоты и зловония. И, повернувшись к остальным, которые ничего не поняли, продолжал говорить им. Отец Е. оставался нем. Господин Д.К. родился в Самарине. Когда ему не было ещё года, родители его переселились в Козану и жили уже постоянно там, Господин К. вырос и, поскольку жил в Козане более сорока лет, всегда, когда его спрашивали, откуда он, говорил: «из Козаны», совершенно позабыв о Самарине. Когда у него возникла семейная проблема, ему посоветовали поехать на Святую Гору, познакомиться со Старцем Паисием и посоветоваться. Итак, приехал он на Святую Гору и пошёл к Старцу. Когда увидел, что тот разговаривает с паломниками, встал недалеко, и Старец говорит ему: – Э, чадо, подходи ближе! Господин Д.К. подходит и, не зная монашеской терминологии, приветствует его по мирскому:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Надо освящаться и самим, и освящать свою профессию и заботиться о возрастании добра: однако всегда по-доброму. Цена вещей возрастает, в то время как сами люди теряют постоянно свою цену. Родители должны посвящать возможно большее время своим детям, даже в ущерб своим занятиям и своей работе. Страшный грех – аборты. Один врач с медсестрой убили 250 зародышей. Здесь котят, и то жалко! Ко мне приходили кошки и рожали, и я держал котят, пока не подрастут, 6–7 месяцев, и потом отсылал их в киновии. Тогда только «схватывает» проклятие, когда есть неправда. Если неправды нет, тогда проклятие возвращается назад на голову того, кто изрёк его, и он подвергается всем последствиям. То же бывает и с обязующими словами: если слово правдивое и духовное, то «схватывает», – если же несправедливое и неразумное, тогда случается то, что с проклятием. Когда проклятие выходит из сердца поистине онеправданного, тогда «схватывает». Ужасная вещь! Когда я был молодым, видел женщину, умиравшую на моих глазах, поскольку справедливо её кто-то проклял, сказав: «лопни». На самом деле, её раздуло за несколько часов, и она буквально лопнула и умерла. Христиане не должны проклинать, ибо надо иметь в виду, что проклятие «схватывает», когда происходит от того, кто был онеправдован: но отмывает того, кто принимает, его очищает и, наконец, спасает. Однако тот, кто даёт проклятие, будет наказан за то, что сделал. Нам нужно всегда находиться в бодрствовании, чтобы не обсуждать других, не быть любопытным и не смотреть, где нам получить выгоду за счёт другого. Мы не должны укорять Адама и Еву, потому что они за одно единственное преслушание мучились столько лет на земле и в аду, в то время как у нас есть возможность быть прощаемыми ежедневно Богом. Какого человеколюбивого Владыку имеем! Бог знал изначала, что человек согрешит: хотел сделать его Своим чадом по свободе, а не рабом. Клирикам, когда меня спрашивают, говорю, что лучше не водить (автомобили), чтобы не вышло какого-либо несчастья, и тогда они будут вынуждены из практики «повесить епитрахили свои».

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– Нет ли у вас не столь ухоженной комнатушки? Т.к. в этой не могу. Я тогда, желая поухаживать за ним, сказал ложь: – Нет, Геронта. Тогда он сказал: – Однажды я приехал в Афины и гостил в одном доме. Меня поместили в хорошей комнате с кроватью, которая была покрыта белыми, наглаженными простынями. Вошёл я в комнату и всю ночь мучился. Я спросил его: – Почему, Геронта? И он ответил: – Потому что боялся лечь, замарать и измять те прекрасные простыни. И так всю ночь «коротал» на стуле. И я измучился, и они утром, увидев нетронутую кровать, расстроились. Поэтому говорю: может быть, у тебя есть другая комната? – Хорошо, Геронта, идите. И я дал ему простую, незатейливую комнату, и он успокоился. «Я увидел, что катастрофа для человека – когда у него есть все (материальные блага) в изобилии. Тогда трудно ему чувствовать присутствие Божие и благодеяния Его. Хочешь удалить кого-нибудь от Бога? Давай ему постоянно изобильно вещественное. Э, он и Бога забудет и всё. Я это осознал на самом себе, когда был помоложе. Когда я был на Синае, там, где жил, не было воды. Нужно было идти около двух часов, чтобы добраться до скалы, которую «рассекала» вода и капала. Итак, я ставил кувшин и сидел там ещё некоторое время, пока он не наполнялся, и возвращался. Да, из-за этой воды, истекающей каплями, душа моя переживала следующее состояние: Каждый день я тревожился: «Будет ли скала сегодня источать воду?» Молился Богу о воде. Когда шёл за водой, обладаемый тревогой, молился. Когда же издалека замечал, что скала блестит на Солнце от воды, с радостью славил Бога, и возвращение в келью было с благодарением и славословием, за воду, которую Он дал. И каплющая вода, во-первых, постоянно побуждала меня просить Бога о том, чтобы скала продолжала источать воду, и, во-вторых, благодарить и славить Бога, единого Подателя всех благ. Когда я ушёл и пришёл сюда, в скиту «Иверон» не было проблемы с водой, Вода там была в изобилии, изливалась кубометрами и бежала бесцельно. Итак, как-то раз, я почувствовал, что во мне мало-помалу усиливалось иное состояние: пока я был столько времени в скиту, я «поймал» себя на том, что ни разу не сказал: «Слава Тебе, Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Тотчас, чтобы он не видел меня плачущим, вошёл я в калию, поставил тарелку и умыл немного лицо, прибрался и потом пошёл открывать. Он, в искушении, говорит: – Так что, так, э? И ты считаешь и его аскетом! Мясо ел и, как только меня заметил, сразу скрылся, чтобы я не увидел тебя. Теперь я понял, кто ты есть на самом деле! Я засмеялся, не оправдывался, но удивился тому, что он так подумал и что возделывал плохие помыслы». Старец имел столь добрые помыслы, что и в худших случаях принимал наилучшие помыслы. И из вредных вещей умел извлекать великое добро. Как-то один посетитель, получивший много пользы, от Старца, уходя спросил, что бы он хотел, чтобы тот прислал ему? Поскольку посетитель очень настаивал, Старец, наконец, – после того, как объяснил, что не хочет ничего,– сказал шутливо: – Э, пришли мне сигареты! Посетитель ушёл, и через некоторое время пришла бандероль по почте для отца Паисия. Была большая коробка, в которой содержалось множество других коробок с пачками сигарет. Когда Старец их увидел, смутился. Что делать с этими сигаретами? Выбросить? Пропало бы столько денег. Дать кому-нибудь? Становился бы соучастником во зле. Итак, однажды пришёл некто в его калию. Старец спросил, курит ли, и тот ответил утвердительно. – Сколько пачек день? – спросил Старец. – Три, – сказал тот. – Смотри, – сказал ему Старец, – таким количеством курева и самого себя калечишь, и много денег изводишь. Хочешь, сделаем соглашение? Я обеспечу тебя на несколько месяцев сигаретами, но ты кури, с той поры и далее, по одной пачке. Тот согласился, и Старец радостно отдал ему их, потому что – как говорил – сигареты сделали своё дело, поскольку принесена польза человеку, ограничившему свою страсть. «От качества помыслов, выявляется духовное состояние человека. Однажды в парке одного города сидели трое человек и беседовали. Вдруг мимо них быстро, почти бегом, прошёл юноша. Тогда и в троих вошёл помысел. Один подумал: «Кажется, он что-то украл, и бежит, чтобы его не схватили». Другой подумал: «Кажется, у него должно быть свидание с девушкой, и опоздал и поэтому бежит». И третий: «Наверное, он псаломщик в церкви, и бежит, чтобы успеть к началу службы».

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Целью твоею да будет очищение души и совершенное покорение ума Божественной благодати. Ради этой цели всегда делай: молись, учись, говори молитву Христову смиренно, сознавая, что имеешь абсолютную нужду в милости Божией и, немногими словами, смотри на духовное своё. Ещё нужно, чтобы передатчик и приёмник (т.е. Христос и душа) были настроены на одну частоту: и то, что говорит Христос, пусть делает монах, и то, что говорит Ему монах, да сделает Христос. Достаточно уподобиться в делах, в частоте. Иначе напрасно сгорели бы батареи (т.е. бесполезны будут поклоны, чётки, посты и т.д). Всё это сказал монаху Старец и всем нам, оставив как бы духовное завещание отца детям. На основе этого вклада постараюсь донести до вашей любви то, что относительно этого слышал я все эти годы возле Старца. Я бы хотел, однако, предварительно, просить у любви вашей простить меня, если в продолжение рассказа (поскольку я человек страстный) вы различите некоторые мои качества, которые не должны бы войти. В таком случае прошу вас с доброй мыслью то пропустить, чтобы не стали мои пристрастия и эгоизм причиной затруднения в получении той пользы, какую дают мудрые слова Старца 9 . «Ибо неправые помыслы удаляют от Бога» (Прем Сол.1:3) Старец всегда нас побуждал иметь хорошие помыслы. Говорил, однако, что не следует заключать цель только в этом, т.е. чтобы иметь добрые помыслы: ибо должна через них очиститься душа наша и пребывать голой, в одной только одежде – Божественной благодати, которую мы получили во святом крещении. «Эта есть цель, – говорил он нам, – да покорится ум наш полностью Божественной благодати. Христос только одного ищет от нас – смирения. Всё остальное потом даёт Божественная благодать. Однако, как предварительная стадия, нужно нам полюбить питать себя добрыми помыслами, ибо так приводимся мы мало–помалу к последнему благу, к Богу, Которому принадлежит всякая слава, честь и поклонение. Напротив, нам принадлежит только смирение кичливого мудрования нашего». «Нужно всегда внимательно следить и иметь постоянное сомнение в том; являются ли вещи таковыми, как мы о них думаем. Ибо когда кто–либо постоянно занят своими мыслями и им доверяет, то в них привносит своё диавол, чтобы сделать человека лукавым, хотя бы и был он по природе своей добрым.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Неподалёку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался. Вскоре подъехал один богатый на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из кармана кошелёк с сотней дукатов 17 и пересчитывал их. Закончив счёт, хотел положить его на своё место, однако не заметил, как кошелёк выпал в траву. Он поел, отдохнул, поспал и затем, сев на лошадь, уехал, не зная ничего о дукатах. Вскоре пришёл другой прохожий к источнику, нашёл кошелёк с дукатами, взял его и побежал полями. Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился и он у источника, набрал водички, вынул и хлебушка из платка, и сел есть. Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник, разъярённый, и с изменившимся от гнева лицом, и набросился на него. С яростью кричал он, чтобы тот отдал ему его дукаты. Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот, как он был в сильном гневе, начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскал всю одежду бедняка, ничего не нашёл, и ушёл огорчённый. Старец же тот всё видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о неправедном убийстве и молился Господу, говорил: – Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу тебя, как терпит благость Твоя такую неправду. Один потерял дукаты, другой их нашёл, а иной был убит неправедно. В то время, как старец молился со слезами, сошёл Ангел Господень и сказал ему: – Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божией. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домостроительству. Итак, слушай: Тот, кто потерял дукаты, – сосед того, кто их нашёл. Последний имел сад, стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов. Бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении. Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне. Другой бедняк, утомлённый, который ничего не нашёл и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся и всю остальную жизнь проводил по христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: «Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же самую дай мне!» Конечно, Господь наш простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Тем более что он не только заботился о хранении Его заповедей по любочестию, но хотел даже заплатить за старую свою вину. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом – как тот Его просил – взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие!

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Старец всегда подчёркивал, что всё, сколько делаем, имеет цену только тогда, когда бывает по любочестивому расположению (души). Он всегда побуждал нас подвизаться по любочестию, а не ради других особых целей. Причём хотел, чтобы и вера наша утверждалась на любочестии. Говорил характерно: «Кто для веры и любви Божией ищет чудес, тот не имеет благородства. Бог , если захочет, может менее чем за две минуты сверхъестественным явлением (некое чудо, видимое всему миру) сделать всех верующими. Но так не делает, ибо некоторым образом будет принуждать самовластный выбор человека: и человек будет веровать в Бога не по любочестию и ради чрезвычайной Его доброты, но из-за сверхъестественной силы Его. Для Бога, однако, имеет цену и «меру»: чтобы человек любил Бога только и только из–за того, что Он – благ. Христос по любви к нам стал человеком, был осмеян, оплёван, заушаем, обнажён, распят, изливая кровь Свою. Всем этим ясно показывает каждому из нас, что Он – сущая любовь. И поскольку «Бог любовь есть» ( 1Ин. 4:8 ), отсюда и только, и мы должны подвизаться Его любить и верить Ему, что Он – Бог наш, «яко благ», кроме Него «другого не знаем». Если кто, видя всю эту жертву Христову и любовь Его, не верует, что Он – Бог наш, и для веры ищет чудес, тот никогда правильно не уверует и никогда правильно не полюбит. И тут Старец рассказал мне случай, происшедший с ним в детском возрасте: – Когда я был малышом и к душе моей ещё не прилипла накипь, я сильно любил Христа и, держа крест в руке, бродил полный радости по лесу, один, пел и молился, и хотел стать монахом. Но мои (родители) говорили, что прежде у тебя должна вырасти борода, и потом пойдёшь. И насмехались надо мной, малышом, говоря: если, мол, спешишь, то нужно расчёской постоянно причёсывать щёки, чтобы скорее появилась и выросла борода. Я спроста верил, поглаживая свои щёки! И когда я находился в этом состоянии, повстречался в лесу с одним односельчанином, агрономом. Я держал крест, и тот, когда увидел меня, сказал: – Что это? И я ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Сколько кто соединяется со Христом, столько он не боится ничего. Сегодня повсюду царит мирской дух. Бог даёт щедрые благословения, чтобы и мы, в свою очередь, давали милостыни. Мы же либо берём большущие холодильники, чтобы не портились продукты, либо увеличиваем склады, чтобы вместилось больше. Сегодня везде владычествует страсть многостяжания. (Даже к нам, монахам, пришёл этот микроб.) Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Со славословием: «Слава Тебе, Боже!» утопают все демоны. Предпочтительно, чтобы женщины становились акушерками, а не мужчины, потому что мужчины путают вещи и создаются многие проблемы. Просто вам скажу, что беременная женщина, возможно, даже не откроется по стеснительности перед гинекологом-мужчиной. Пусть христианские девушки становятся гинекологами. Во многом плотская брань происходит от расстройства (смущения). Если смущается кто из-за какого дела, а не может преодолеть, тогда диавол поворачивает настройку в том направлении, как бы для утешения! Однако потом благочувствительные расстраиваются ещё больше. Всегда стараюсь отдавать полностью самого себя. Узнал кого немного – беспокоюсь, наблюдаю за ним. Осуществляются экологические катастрофы. Если можете, пишите, говорите. Это большая радость – когда настроение самопожертвования. Некоторые ничего не делают, говоря, что всё сделает Бог. Так впадают в безделье, безразличие и праздность. Христиане тяготятся даже и голосовать ходить. Как важно, чтобы духовная жизнь проходила с радостью и любочестием, а не потому, что так должно быть! То малое время, какое у нас остаётся, мы должны использовать полностью. Нужно быть внимательными, потому что переживание вредит духовной жизни, поскольку многих заставляет искать вещественные, человеческие утешения и удовольствия. Никогда мы, христиане, не должны проклинать. Многие люди сыплют проклятия, говоря не задумавшись: «пропади ты пропадом», «живи уродом» – и т.п. Надо быть осторожным, ибо попускает Бог иногда, и «схватывают» (бесы), когда говорят по негодованию, особенно родители!

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010