Старец подчёркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к промыслу Божию, а не устанавливать человеческую программу, ибо детей даёт Бог. Он один знает, дать ли, когда дать, и сколько детей дать – и никто иной. Некоторые, говорил Старец, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь от силы одного ребёнка и с трудом его вырастить, поэтому они предохраняются, чтобы не иметь другого ребёнка. Однако это великий грех , поскольку они показывают, что сами устраивают свои дела лучше, чем Бог. Будучи гордыми, они недооценивают всемудрый промысел Божий. Бог видит и душевное, и экономическое их состояние, и многое другое, которое мы не видим и не знаем, что оно существует. Итак, если семья бедная и едва хватает на содержание одного ребёнка, то родители боятся заиметь другого и всячески избегают этого, и таким образом противостоят воле Божией, что не является разумным решением, но надо верить, что если благой Бог хочет принести другого или других детей в мир, то Тот, Кто «знает, что мы имеем нужду, прежде прошения нашего к Нему», позаботится и об экономическом укреплении семьи. Тем, кто не имеет детей и старается их приобрести или искусственным оплодотворением, или усыновлением чужих детей, он объяснял, что Бог делает это, конечно, для блага их. Что-то увидит и не даёт: и им не следует насиловать изволение Его из-за какой-либо причины, потому что впоследствии, хотя бы они и добились своими человеческими способами желаемого, убедятся, что Бог, заботясь об их благе, не дал им ребёнка. И надо хорошо знать, что добрым бывает только то дело, которое согласуется с волей Божией, а не по упрямству и нашими человеческими средствами. Многим людям Бог не дал детей, и это специально, чтобы так они полюбили детей всего мира, как своих. Старец привёл и пример, что знал некоего, который не имел своих детей, но ему было «проблематично» ходить по улице, потому что все дети квартала прибегали к нему, и он продвигался по улице с большим трудом, среди группы ребят, любивших его! Его Бог лишил малой семьи, но даровал право, которое даёт только немногим, – принадлежать великой семье Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Был полдень, когда он добрался до его келлии. Увидел Старца на крыше, производившего какие-то работы. Казалось очень трудным оставить работу на крыше и спуститься для беседы. И любочестивый господин П. засучил рукава и начал сам помогать Старцу. В какой-то момент, и тогда как господин II. ещё ни слова не говорил Старцу о своём деле, тот прекратил ненадолго свою работу и, повернувшись в его сторону, говорит благостным способом, который одновременно передавал абсолютную уверенность: – Что будет дальше с этим учителем? Оставь его. Совсем не занимайся им. Он – лев, но без зубов. Не бойся, устроит и его Бог. Через некоторое время, когда возвратился господин П. в Афины, узнал от детей, что сменился их учитель и пришёл новый, и никто не знает, куда перевели предшествующего. Сегодня добрый господин П. продолжает неустанно своё дело и радуется, что видит детишек радостными, беззаботно идущих по пути нашей Церкви. Помнишь, два года назад с тобой произошёл тот случай... Юноша П. находился вдали от пути нашей Церкви. Добрые друзья его, которые говорили ему о Старце, убедили его поехать с ними на Святую Гору и вместе посетить Старца. Назначили число, но когда подошёл день отьезда, юноша начал находить оправдания и ссылаться на разные трудности. Друзьям, Однако, удалось его убедить, и они отправились. Когда добрались до Карей, юноша никак не хотел спускаться к келлии, говоря: – Идите вы! И кроме того, что он может мне сказать? Братья с трудом убедили его, и он спустился вместе с ними. Старец принял их доброхотно, угостил и сел рядом. Что бы ни говорил Старец, брат возражал и не соглашался. Тот с добротой пытался дать ему понять, но юноша не вразумлялся. И после того как он сделал по человеческой возможности, и, видя, что брат нуждается в божественной помощи, оставил его, да действует Бог, и в какой-то момент, исполненный нежности и любви, повернулся и сказал ему: – Послушай, чадо моё. То, что ты говоришь, – не правильно, как не правильно было и то, что ты задумал предпринять ровно четыре года назад от сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– Цель даров Божиих – помочь этим человеку. И объяснил: – И во мне иной раз обнаруживается благодать Его. Однако только тогда, когда предстоит помочь какой-либо душе. Вот, некоторое время назад один человек из Америки спросил меня о серьёзном вопросе, который его беспокоил. Меня же благодать известила о другом серьёзном деле, которое с ним происходило, но которого он не замечал. Итак, я сказал ему: – Будь осторожен, потому что проявляешь особую любовь к одному из двоих детей твоих, и постоянно занимаешься с ним, из-за немощи. Однако таким отношением ты вызвал серьёзную травму в душе другого ребёнка твоего, девочки, – и она ревнует. У тебя образовались большие психологические проблемы, и если ты не обратишь особое внимание сейчас на то, что я тебе говорю, сделаешь большой вред и виноват будешь ты. Итак, будь внимателен, что ты делаешь! Лекарство против рака Старец Порфирий в беседе с братьями между прочим сказал: – Лекарство, которым побеждается рак, – очень лёгкое, и врачи с ним «общаются» ежедневно, и оно перед их глазами: как – по благодати Божией – и я его знаю. Бог, однако, не открывает его, потому что в последние времена из-за этой болезни наполнится рай! Что вам сказать? Один юноша, студент из Афин, решил следовать по пути монашества. Этому его намерению сильно возражал отец и не разрешал стать монахом. В конце концов они оба решили поехать в Оропос и спросить мнение старца Порфирия. Приехали и изложили ему свои взгляды. Старец, выслушав их, обратился к отцу и сказал: – Что вам сказать? Только это могу сказать тебе: У одного отца был сын, желавший стать монахом. Отец, однако, пренебрёг склонностью сердца сына и заставил его жениться и создавать семью. Сын покорился воле отца и против своего желания женился и имел детей. Однако его съедала печаль, и он ежедневно таял. От многого расстройства юноша заболел раком и вскоре умер, оставив жену и детей. И в этом виноват отец, который не уважал свободу, которую Бог даровал человеку, – каковую Он Сам уважает – и заставлял сына своего сделать не то, что любило его сердце, но то, что он по своему упрямству и корыстолюбию понуждал выполнить. Зная этот случай, обращаю твоё внимание, чтобы и тебе не потерпеть подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Если бы так очищалось сердце... (В этом месте Старец показал на грудную клетку справа, и один брат сказал ему: «Геронта, сердце с другой стороны». И Старец, смеясь: «Моё – здесь!») ...Если бы так очищалось сердце... мы ходили бы к хирургу, вынимали бы его и промывали в растворе! Сердце очищается смирением и хорошими помыслами. Очень хорошо помогает размышлять о благости Божией, многих Его благодеяниях, вообще о Его любви; также о нашем недостоинстве, неблагодарности, нашей немощи. И тогда душа наша очищается, и молитва сама струится из нас. Однажды мне позвонил депутат и попросил спуститься к келлии Старца по следующему вопросу: – Спроси, – сказал он, – пожалуйста, Старца: сделать ли мне запрос в Совет на запрет закона об абортах? Каково его мнение? Ответ его передай, пожалуйста, мне, чтобы знать, что делать. Пришёл я к Старцу и передал ему вопрос благочестивого депутата. Тот ответил: – Видел я, отец мой, что некоторые депутаты – и даже огромное большинство – пытаются найти тему, чтобы подать запрос в Совет не по боли и благочестию, но чтобы показать, что и они радеют о добром. И это именно те, кто несколько лет назад, когда принимался этот беззаконный закон, не говорили и не возражали ни слова. Меня не удовлетворяет тот способ, которым некоторые пытаются противостоять создавшемуся положению. Видишь ли, те, кто хотят протащить плохой закон, организованно и заблаговременно делают приготовления: пишут, говорят по телевизору... Разве не видел, как тогда одна собрала нескольких женщин и они вышли с плакатами на улицы и кричали: да будет закон; и из стольких миллионов греческих женщин всего только пятьсот пришло. Вышел премьер-министр на балкон и сказал, что «и я вынужден ради женщин уступить и принять закон об абортах». Они представляют дело так, что правительство якобы вынуждено провести закон под давлением народа. На самом же деле, речь идёт о хорошо поставленном и организованном плане. Итак, скажи депутату не делать запроса, потому что он будет отвергнут, и намного предпочтительнее не выдвигать его совсем, чем предлагать и быть отвергнутым. Нужно, однако, действовать так:

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Утром с несколькими благочестивыми рабочими, они стали убирать плитки с крыши. Они сняли почти все плитки, когда начало чернеть небо и всё показывало, что скоро разразится ливень. Старец и рабочие забеспокоились, потому что келлия была раскрыта и в случае дождя вода пошла бы во внутрь и было бы большое разрушение. В то время, как они оказались в таком трудном положении, неожиданно увидели Старца, идущего к их келлии. Подойдя к ним, он говорит: – О чём вы думаете? Пусть один из вас удерживает облака, чтобы не было дождя, а другой делает чётку! (т.е. молится по чёткам) Потом обращается к о. X.: – Ступай в свою келлию и зажги лампаду, и пусть постоянно горит, дабы Бог устроил, чтобы не было дождя! Отец X. зажёг лампаду и не гасил её, пока не была покрыта вся крыша. Тогда уже открылись хляби небесные и хлынул ливень! Отеческая забота и молитвы Старца снова совершили чудо! И до сих пор отец X. вспоминает неожиданное спасительное появление Старца и его слова, спасшие его келлию от верного разрушения. Сердце его, исполненное благодарности за отеческую нежность, благодарит Старца и просит и теперь, с той высоты, где он находится рядом с Богом, продолжать своими молитвами удерживать облака искушений и «делать чётку», чтобы миновала нас гроза в сей неспокойной жизни и она прошла без треволнений! Электронные карты контроля и абсолютное доверие к Богу Многая молва была в последнее время по теме электронных удостоверений личности, кредитных карт и различных простых карт обслуживания. Народ разделился: один говорил, что эти карты безвредны, а другой, что они – система, которая служит плану того, кто покушается на человечество; некоторые, опять же, заявляют, что да, они знают цель, для которой эти карты выпускаются, но это нас не затронет, если мы сотворим над ними крестное знамение, т.к. нас не просят отречься от Христа. Одним словом, было много разговоров, что создавало смущение и разделение братьев. Между ними царила тяжёлая атмосфера, и каждый поддерживал своё мнение, считая остальных находящимися в заблуждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

То же самое делает и Бог: промышляет о нашей душе. Даёт нам понемногу духовную пищу и, аналогично, дары, после того как предварительно приведёт нас в безопасное место смирения. Знает Бог, что делает! Куда прихожу, и гвоздя не изменяю Старец очень уважал предание древних отцов и никогда не пытался сделать что-либо такое, что они уже отвергли после многолетнего испытания. Рассказывал и следующий случай, который с ним произошёл: -- Когда я пришёл в келлию святого Ипатия, в пустыне Катунак, увидел в саду келлии много палок, воткнутых в землю тут и там. Я недоумевал, для чего предыдущий монах этой келлии положил их так посреди сада, и поскольку думал, что они бесполезны, стал их собирать. Но однажды летом я, работая в саду, увидел змею, выползающую из норы, из которой я убрал палку, куда её положил мой предшественник. Я стал искать палку, чтобы снова заткнуть нору! Так я убедился, что в саду было много нор с гнёздами змей. Тогда я понял, зачем брат, живший до меня, воткнул в саду столь много палок в каждую нору! С того дня я принял решение, и куда бы не пришёл, и гвоздя не изменяю. Древние, кто там жил, знали что-то, потому и положили в этом месте. Благодать чувствуется на том месте, где она есть Один раз спросили Старца, освящается ли место, где жили Святые? Тот ответил: – Летя на самолёте а Австралию, во время полёта я был погружён в молитву. Но неожиданно почувствовал внутри необъяснимую радость. Я посмотрел через окно вниз и увидел божественный свет, покрывающий место, над которым мы пролетали. Ответ пришёл от пилота, который нам сообщил, что мы находимся над Израилем. Тогда я осознал, что божественный свет, который я видел, покрывает эти места и свидетельствует о святости их. Наоборот, немного позднее, я почувствовал внутри холод и чувство некоторого стеснения. Когда услышал голос пилота, извещающий нас, что в тот момент мы находились над Индией, я понял, почему дута ощутила холод. Очень чувствительна благодать, которую имеет место, где освятились многие и приняли мученичество, так же как и отсутствие Благодати на месте или в стране, которая не произвела Святых или Мучеников. Нужно желание других, дабы тебя покрыл Христос

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Вот и я, будучи неженатым, – говорил Старец, – страдаю от стольких молодых людей, приходящих сюда. Так устраивает Бог, чтобы и мне расплатиться за детские мои бесчинства! О супругах Очень многие супруги имеют недовольство и жалобы друг на друга, т.к. не могут среди находящих на них трудностей, различить добрый план Божий. Один жалуется, что жена его с прихотями, другие, что муж гневливый. В соответствующей беседе Старцу была предложена эта тема, и тот, улыбаясь, ответил: – Ну, дети, Бог знает лучше нас, как делать Свою работу. Если, например, один колючий, то Бог устраивает так, чтобы другой был мягкий, чтобы «не убились». Как Бог, Он видит – не годятся вместе два младенческих характера, потому что уснут стоя! Когда некий брат женился, приехал на Святую Гору, и первый, кого он посетил, был Старец. Между ними состоялся следующий диалог: – Геронта, я женился. – Живите и преуспевайте. Красивую ли жену взял? – Красивую, Геронта. – Э, не будешь иметь награды от Бога. Э, бедный, Бог устраивает многомиллионный мир и не устроил тебя! Христиане должны жениться на некрасивых жёнах, дабы устроились и они. Обычно они имеют красоту внутреннюю, в душе, а не внешнюю, телесную. Они, бедняжки, видят, что не пристраиваются, и плачут и отчаиваются и склоняются к худшему. Если их не возьмёте вы, христиане, кто их возьмёт? Брат опять спросил Старца – Отец, помешают ли возможные радости этой жизни и привязанность нашей души к ним в том, чтобы преуспевать по-христиански? – Нет, если сумеешь правильно иерархически относится к вещам. Например: детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, Святых – как Святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Как сказал апостол Павел, нужно воздавать каждому честь и уважение, которое ему надлежит. Сколько нужно иметь детей Очень многих супругов волнует проблема детей. Одни, по причине некоторых проблем, не имели детей и хотели бы усыновить чужого ребёнка, другие думали иметь одного, много – два ребёнка, и принимают профилактические средства, чтобы не иметь детей, тогда как иные поставили цель приобрести много детей... Итак, часто отцы семейств просят советов Старца и по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Итак, увидел отец П., что если хочешь и сильно возжелаешь принять Дух, то нужно отдать и кровь. Знаю, что я не хочу ничего Поскольку Старец по Благодати Божией помог тысячам людей, многие из них, в благодарность, через некоторое время посылали посылки с различными благословениями (благословение – вещественное приношение христианской души, которое они дают ради Бога). Мы заметили, что довольно часто Старец отдавал, в свою очередь, в благословение эти посылки, предварительно их не открывая. Однажды брат спросил его: – Геронта, у меня недоумение: я не раз видел, что посылки, которые вам присылают, вы отдаёте туда и сюда, не открывая и не взглянув, что в них содержится. Зачем вы так делаете? Может быть, в них есть то, что вам требуется? И Старец: – Благословенный, я смотрю на своё сердце, и когда вижу, что оно не хочет ничего, зачем мне их открывать? Старец часто отдавал такие посылки не открывая и в то же время с улыбкой объявляя содержание их. Турки имеют коливо в своих кушаках Как-то раз один благоговейный брат решил не постесняться и «обработать» Старца самыми трудными вопросами. Итак, он спросил об эсхатологической теме. То было время, когда много говорили об антихристе, выпускалось много книги была невероятная путаница. К счастью, Старец в то время написал брошюрку «Знамения времён» и разъяснил положение вещей, потому что иначе многие были бы сбиты с толку и по сей день. (Брошюрка эта публикуется в книге «Старец Паисий».) Сначала он посоветовал брату не заниматься много эсхатологическими вопросами, т.к. если – скажем – его собьёт машина и он умрёт, тогда для него уже настало Второе Пришествие. Впоследствии, поскольку брат в беседах – конечно с добрым помыслом – продолжал говорить об ожидающих их скорбных событиях, о которых он читал в различных книгах и, некоторым образом, устрашил собеседников, Старец, хотя брат ему предварительно ничего об этом не говорил, сказал: – Будь внимательным и не пугай ребят! На вопрос о двух пасхалиях ответил, что это было в 1912 году, когда была освобождена наша Македония. Сказал ещё об определённых пророчествах, что способ, которым они нам передаются, представляет серьёзные затруднения – они сохраняются устно или на полуистёртых листах бумаги, – поэтому часто бывают стёртыми или запутанными.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Другой: Несчастье, которое произошло сейчас, недавно... встревожило весь мир и, естественно, нас, христиан. Во всяком случае привело нас ближе к Писанию; но к Писанию, к изысканию Писания, оно привело также и людей, которые так, напоказ, отказывались открывать Писание. И мы видим людей, которые приходят и спрашивают: «Может, у тебя есть Апокалипсис почитать, посмотреть, что пишет?» В таком случае что может сказать христианин, как помочь человеку, который теперь из страха или из любопытства хочет узнать? Как мы могли бы помочь такому человеку? Сейчас возмутился весь мир и хочет узнать, написано ли это в Священном Писании или в Апокалипсисе, не есть ли это начало конца, и создалось смущение. Как мы могли бы помочь таким? Старец: У него самого, полагаю, при чтении Свящ. Писания образуется, допустим, определённое мнение. Мы, сколько бы ему ни сказали, думаю, не поможем, но вот что поможет ему более существенно – поможет ему вера христианская, наша, т.е. верующих. Он, бедный, прав, предположим, но мы, как верные христиане... в то время как Христос что сказал? Он дал нам власть «наступать на змию и на скорпию». Потом сказал: «Если и что смертное испиете, не повредит вам». И я имею в виду, там, людей... которые выйдут на немного и сменяют (одежду) и делают жизнь свою мученичеством. Читайте... ты – христианин, миропомазанный, крещёный, причащаешься, делаешь... столько говорит Евангелие, это всё мы читали, выучили наизусть изречения, постоянно меняют одежду... они делают жизнь свою чёрной. Тогда как Христос дал нам такую власть, такую силу благодатию Божией, да просим силу Христову, делая крестное знамение, не так, как мы кладём крест; мы поклоняемся спасительной страсти и просим эту силу крестной смерти Христовой... малая вещь?... Следовательно, для христианина не существует... невозможно прекратить есть салат: но и соответственно пусть каждый делает и действует по вере, но и как христианин должен веровать, там... это не значит, что он ходит вызывающе, но позже может бросить и другое, и потом что будет? Мы видим такое состояние, кто знает, кажется, начинаются фиалы Апокалипсиса, итак, их не выливают туда Ангелы... (т.е. беды – следствие греха людей; попускаются Богом для вразумления)

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Вскоре вышел Старец и, спросив, прочитал ли он то, что ему дал, сказал: – То, что прочитал, помни и соответственно делай. Почти целых двадцать лет прошло с тех пор, а отец А. сохраняет с удивлением неизгладимый в памяти маленький этот случай, который удостоился иметь как опыт общения с блаженным и богоносным Старцем. В момент, когда Он будет судить, пошлёт милость Свою, покрывающую нас Господин К.Д. переживал трудные дни. Искушения приходили одно за другим. Нигде не мог найти утешения. Настойчиво просил Богородицу помочь ему и унять волны искушений, однако ничего. Находясь в таком состоянии, брат подумал, что единственная человеческая помощь, какую он мог бы получить, была бы от старца Паисия. Итак, он приехал на Святую Гору и посетил его. Пожаловался ему, что постоянно молится, но Богородица не слушает его, чтобы защитить от искушений, часто его беспокоящих. Тогда Старец сказал: – Смотри, чадо, нам нужно постоянно молиться и просить смиренно милость и помощь Божию: нельзя, однако, настаивать, чтобы здесь и сейчас Богородица исполнила наше желание, хотя бы оно и было добрым. Потому что, да, оно – доброе, и Бог хочет помочь нам, однако может не быть подходящего времени, и, может быть, Бог видит, что нам будет более полезно, если не даст нам просимое. Мы должны терпеть, укоряя самих себя, просить Бога смиренно, а не требовательно, и иметь к Нему доверие, что в момент, когда Он будет судить, пошлёт милость Свою, покрывающую нас. Когда я был в Катунаках, одно время у меня сильно заболел глаз. Пошёл я к лампаде Богородицы, пальцем взял немного маслица и помазал глаз, прося Её исцелить его, чтобы я мог ночами читать Псалтирь и другие книги исследований нашей Церкви. Однако глаз не исцелился, и после того как прошло несколько дней, начало ухудшаться состояние. Глаз мой ужасно болел и опасно опухал. Прошло шестнадцать дней, и глаз мой продолжал ухудшаться и опухать, так что была опасность, что он отвалится. На восемнадцатый день пошёл я снова взять немного маслица из лампадки Богородицы и снова просить Её. Однако я чувствовал, что не был достоин получить помощь, и даже, что частыми прошениями беспокою нашу Панагию. Как только я подошёл к иконе Панагии, сокрушенным сердцем сказал: «Панагия моя, ещё один раз Тебя побеспокою!» В то время, как я протянул руку к лампадке и не коснулся ещё пальцем до маслица, произошло чудесным способом исцеление моего глаза. Видел? Не могла ли Панагия в первый день мне исцелить глаз? Могла. Однако Она видела что-то и поэтому оставила меня шестнадцать дней мучиться. Поэтому и ты впредь терпи и проси смиренно и жди. Запишите византийскую музыку

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010