Преп. Анастасий комментирует и сон Адама, во время которого Бог сотворил Еву: Почему [Писание] гласит, что Бог привел ее к Адаму (Быт. 2, 22)? Не должны ли мы понимать привел следующим образом: то, что Бог взял от Адама, когда тот впал в сон греха и испытал исступление из нетления и бессмертия, это же Он вновь привел к Адаму и восстановил в нем жизнь, пришедшую и прибывшую к нему на землю? (II, 2, 2). Толкования сна Адама у Святых Отцов Церкви весьма разнообразно. Так, свт. Иоанн Златоуст толкует его следующим образом: «Это было не простое исступление и не обыкновенный сон; но так как премудрый и благоискусный Создатель нашей природы хотел взять у Адама одно из ребер его, то чтобы он не почувствовал боли и затем враждебного расположения к созидаемой из его ребра, чтобы, помня боль, не возненавидел создаваемое животное, для этого Бог, погрузив Адама) в исступление и как бы повелел ему быть объяту некоторого рода оцепенением, навел на него такой сон, что он совсем не чувствовал, что происходило с ним». Преп. Анастасий же понимает «исступление» Адама в смысле некоего временного «исхода» из нетления и бессмертия, а «сон» — в смысле «сна греховного». По этому поводу свт. Филарет замечает: «Некоторые представляют сей сон действием некоторого наклонения его к чувственному от духовного». Адам после наречения имен животных понял, что ни одно из них не является подобным ему, что ему нужен другой помощник, не удовлетворившись в виде помощника себе одним своим Создателем. Подобно и израильский народ просил через Самуила у Бога себе царя, на что Господь с укоризной ответил Своему пророку: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними (1 Цар. 8, 7).   Филарет Московский, свт. Записки, руководствующия к основательному разумению книги Бытия, заключающия в себе и перевод сея книги на русское наречие: В 3 ч. Ч. 1: Сотворение мира и История перваго мира. — М.: Московское Общество любителей духовнаго просвещения, 1867. — С. 71–72.

http://pravoslavie.ru/2990.html

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Как определить, где есть «совет нечестивых», не нарушая заповедь «не суди»? Благословите, батюшка! В первом псалме Давида сказано: " Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе... " , но как определить для себя, что вот тот совет есть совет нечестивых, а там губители сидят, а тот человек вообще не достоин чтобы с ним за один стол сесть? Как определить, чтобы при этом не нарушить заповедь " не суди! " ? Где грань между Заповедью и дозволенными выводами о человеке? Ответьте пожалуйста и если можно приведите пример. Спаси, Господи! Анастасия. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Анастасия! Обычно при словах Христа «не судите» очень часто забывают важное продолжение их: «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2). То есть – не всякий суд, не всякая оценка недозволена, а только неправедная, несправедливая. Без оценок вообще в нашей жизни обойтись невозможно. Тот же Иисус ведь говорил, например: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7, 24). Следовательно, в данном случае мы стараемся применять к другим так называемое «золотое правило» Библии: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). Мы все грешники, все можем ошибаться, поэтому если не любим скорых и поспешных выводов о нас самих и о наших недостатках, не стоит то же делать в отношении окружающих нас людей. С другой стороны, в этой же 7-й главе от Матфея в Нагорной проповеди мы читаем: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. 16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/kak-opred...

Разделы портала «Азбука веры» В Евангелии не указано что нужно идти в ЗАГС или в церковь венчаться. Написано просто “не прелюбодействуй”. Получается не должен быть первый шаг — ЗАГС? Можно и так пожить с человеком, а потом расписаться Теоретически можно прожить с человеком без этого? Интуитивно я понимаю что нет, а логикой не соображу. Можно и так пожить с человеком, а потом расписаться? Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 4 Ответа А можно “пожить вместе” и не жениться. Это более вероятный сценарий. А потом пожить с другим и снова не жениться… А потом уже и никому не нужны будете. Анастасия, в Ваших размышлениях две ошибки: Анастасия, Вы не принимаете во внимание то, что Иисус Христос проповедовал в иудейской среде, где законные брачные отношения считались нормой еще с Ветхого Завета, а половые отношения вне брака — преступлением. Вот что говорил ветхозаветный закон об этом: Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их, то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят [сиклей] серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею ( Втор.22:28–29 ) Иисус Христос не отменял ветхозаветных моральных норм в отношении брака, так как изначальный замысел Бога был именно таков — один мужчина для одной женщины в законном союзе. И дело здесь не в ЗАГСе и не в венчании даже самом по себе, а в том, чтобы узаконить свои отношения перед лицом общества и получить благословение Божие для создания христианской семьи. Формы этого узаконения и благословения были всегда и во всех культурах разными, но суть оставалась одна и та же. Так было и во времена Христа, и впоследствии в Церкви. Сегодня формы заключения брака изменились, но суть осталась той же и христианам нельзя это игнорировать. Можно и так пожить с человеком, а потом расписаться. В этом утверждении уже кроется подвох. А именно предполагается возможность расстаться с человеком, несмотря на то, что люди уже пожили вместе как супруги. Иначе бы так вопрос не ставился. Для христиан такая возможность по умолчанию неприемлема. Если вступили в отношения, то уже, будьте добры, взять ответственность и хранить друг другу верность всю жизнь. Пока люди не расписаны и не венчаны, то у них не наступает ни моральная, ни юридическая ответственность за эти отношения. Как утверждается в Основах социальной концепции Русской Церкви ,

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-pozhit...

Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия (версия для печати)/Православие.Ru Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Православие.Ru , 7 января 2011 г. Переведа с греческого Зинаида Оборнева Ибо младенец родился нам (Ис. 9: 6) Избавитель приходит в жестокий мир как Младенец, с самого начала неся в него чистоту, воплощающую великую тайну и бесчисленные возможности. В этой спокойной и бесстрашной невинности воплощенное Слово Божие сталкивается с полной лукавства и интриг развратной человеческой природой. «Новорожденный Младенец есть символ незлобия, это дитя есть как новая тварь», – говорит святой Кирилл Александрийский. У Младенца есть красота, обладающая первородной силой, но она такая хрупкая. Избавитель мира требовал от Своих последователей чистоты сердца, в котором рождаются желания и помыслы. Не внешнего поверхностного благочестия, но чистоты глубинного бытия. Позже, будучи в зрелом возрасте, когда Христос вел споры с псевдобогобоязненными фарисеями и скептически настроенными саддукеями, Он предупреждал: «Если не обратитесь и не станете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Он благословил и обнял детей и сказал: «Ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14). Оно тех, кто, как и они, живут в простоте и доброте: «Оно есть тех, кому от природы присуще незлобие и кто по своей воле стяжал простоту, которую дети имеют от природы», – объясняет архиепископ Феофилакт. И Христос настаивает: «Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10: 15; Лк. 18: 17). В другой раз, обрисовывая дух, отношение к жизни тех, кого Он признает Своими, Он утверждает: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).Те, у кого чистое сердце, будут видеть лицом к лицу Бога и будут поистине сопричастны Ему. Они действительно блаженны. «Отроча родися нам». Невинность и чистота Младенца, воплощенного Слова Божия, нового Адама, нового Человека, вскоре сталкивается с жестокостью и лукавством ветхого, падшего Адама, отраженного со всей силой в лице Ирода. «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце, – попросил мудрецов Востока, волхвов, хитрый правитель, – и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2: 8). Развращенный и безжалостный правитель намерен закончить как можно скорее с угрозой, которую, как он чувствует, таит для него новорожденный Иисус, воплощенная чистота. Рождественская история ясно раскрывает этот конфликт: развращенность против целомудрия. И целомудрие выступает против развращенности большой или малой власти.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Сон Адама, творение Евы Преподобный Анастасий описывает во втором «Слове» творение Евы. Согласно Бытию, навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. (Быт. 2, 21–24). Вот как комментирует это повествование преп. Анастасий: Далее, поскольку, как это написано об Адаме, к нему, приведенному Богом в состояние омертвелости, неподвижности и исступления, пришла жизнь, то [можно предполагать, что в него] мертвого было вдохнуто животворное дыхание Божие (см. Быт. 2, 7). Заметь: [Писание] гласит, что Бог привел к Адаму жизнь, вышедшую из него во сне и исступлении; оба — я имею в виду Бога и Адама — были единодушны, когда ребро, называемое жизнью, взялось от него (II, 2, 1). Автор «Слов» намекает здесь на наречение жены именем «Ева», что значит «жизнь». Правда, согласно Священному Писанию это наречение состоялось уже после грехопадения и изгнания прародителей из рая: И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих   (Быт. 3, 20).  Чтобы понять мысль преп. Анастасия, воспользуемся комментарием на этот стих свт. Филарета Московского: «С первого взгляда представляется, что повествование о наречении жене нового имени Евы, то есть жизни, находится вне связи с предыдущим и последующим повествованием о падении человека и что самое имя жизни не прилично жене после осуждения на смерть. В разрешение сего затруднения толкователи полагают: а) что Моисей упоминает о наречении жены, предшествовавшем грехопадению, и желает обнаружить погрешность Адама в сем наречении, или б) что Адам, осужденный на смерть, именует жену свою жизнью в укоризну и уничижение; и в) что сим наименованием показывается неосмотрительность и надменность грешника, даже после осуждения; или г) что жизнь, которою Адам утешается в наименовании жены, есть отсрочка смерти телесной; или д) что жена именуется жизнью по разуму обетования, данного Богом о ее семени, долженствующем стереть главу змия, имеющего державу смерти, и сделалась матерью всех живущих, как Мать второго Адама, Который есть дух животворящий (1 Кор. 15, 45). Сия последняя догадка паче прочих соответствует порядку и духу повествования Моисеева, и оправдывается примерами других имен, в которых праотцы заключали исповедание веры и упования, каковы суть имена Каина, Сифа, Ноя».   Толкование под буквой а) свт. Филарета согласуется и с упоминанием о имени «жизнь» у преп. Анастасия при описании сна Адама и с мыслью Синаита о том, что Адам, Ева и их сын предначертали образ Единосущной Троицы (см. соответствующую главу, где мы рассуждали о возможности рождения детей у прародителей без грехопадения).

http://pravoslavie.ru/2990.html

«Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его» ( Притч. 10:26 ). Самое первое значение этого стиха в том, что человек ленивый для любого, кто должен с ним работать и о чем-то его просить, становится неприятным. Лень делает человека неприятным для других людей. Поскольку попросишь такого, и он не сделает, или сделает медленно, или сделает кое-как. Это сравнивается с уксусом для зубов и дымом для глаз. Уксус на зубы не самое хорошее воздействие производит, а если есть какая-то ранка в зубах, то и крайне болезненное. Также и дым, попавший в глазв, вызывает болезненное и неприятное ощущение. Через эти сравнения священный автор показывает человеку, каким делает его лень. Притч. 10:27 «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» ( Притч. 10:27 ). Приведу комментарий отца Даниила Сысоева : «Это сказано в прямом смысле. Например, когда царь Езекия заболел чумой, к нему пришел пророк Исаия и сказал: «Сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь». Езекия повернулся лицом к стене, заплакал и стал просить: «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». Не успел Исаия выйти из города, как Бог велел ему вернуться и сказать Езекии: «Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, я исцелю тебя и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет» ( 4Цар. 20:1–4 ). Страх Господень добавил лет жизни Езекии, царю Иудейскому. Также в прямом смысле сократятся и годы жизни нечестивых. Жил некогда император Анастасий, поддерживавший ересь монофизитов. Однажды патриарх увидел в видении Христа, Который сказал ангелу, что Анастасию нужно было править еще восемь лет, но Господь велел принести книгу Его. Ангел принес, и Господь сказал: «Вычеркивай его». На следующий день Анастасий умер. За ересь, за нечестие ему были сокращены лета жизни. Так происходит и сейчас». Притч. 10:28 «Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет» ( Притч. 10:28 ). Приведу толкование на эти слова архимандрита Эмилиана Симонопетрита. «Веселие становится неотъемлемым свойством праведника. Если Священное Писание говорит так о ныне живущих праведниках, которые завтра могут пасть, тем более эти слова относятся к святым, для которых нет опасности падения. С ними радость пребывает в гораздо большей степени. Стало быть, святой, приходя к нам, приносит нам свою радость, улыбку, он приходит со своим характером, опытом, жизнью: он становится таким же, как прежде, у него тот же ум, тот же нрав, какие были на земле. Значит, я очень легко могу приобрести радостный дух, столь необходимый мне для того, чтобы молиться с легкостью и свободой».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

132, 1) ! И еще:  Велик мир среди любящих имя Твое и нет им преткновения   (Пс. 118, 165) . Да и в другом месте:  Бог дает нам жить в согласии в доме . О том же свидетельствовал и Исайя:  Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас   (Ис. 26, 12) . О том, что согласие братьев приятно Богу, Святой Дух изрек через Соломона, говоря:  Тремя я украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми; это — единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою  (Сир. 25:1-2). Потому справедливо Господь в этом месте и говорит, что когда двое или трое собираются вместе на земле, то Отец даст все, о чем станут просить.  Преподобный Анастасий Синаит Вопросы и ответы Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Господь, зная о склонности человека к мечтаниям и высокомерию, не желает предавать нас [целиком] самим себе, даже если мы стяжали добродетельную жизнь и святость, но к нам, считающим самих себя недостойными в своих прошениях к Нему, изволяет присовокупить и других единодушных [братий], чтобы они совместно с нами призывали [Бога] и были [полностью] едины с нами [в своих устремлениях]. Ведь тот, кто молит [Бога] в одиночестве и получает по своим прошениям, часто впадает в гордыню, тогда как молящиеся совместно все остаются в состоянии смирения. Это часто случалось и со мной, когда я творил [молитву] вместе с другими [братиями], а потому я советую вам делать то же самое в своих прошениях к Богу, особенно если мы не знаем, есть ли воля Божия на наши будущие деяния или ее нет. Ибо когда двое или трое от всей души молятся о чем-либо или подвизаются в посте [ради этого], то часто на второй или третий день либо [даруется наставляющее нас] видение, либо сердце желающего свершить деяние удостоверяется [в правильности его]. Равным образом после молитвы удостаиваются правильного ответа и те, которые открывают [Писание в поисках такого ответа].

http://pravmir.ru/vyiskazyivaniya-protoi...

15-е Святых Апостолов от 70-ти: Аристарха, Пуда и Трофима О Св. Аристархе, обращённом к И. X. Апост. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.19:29 ), что ремесленники, делавшие серебряные храмы Артемиды и получавшие от того немалую прибыль, возмутились против Апост. Павла и спутников его, проповедовавших, что «делаемые руками человеческими не суть боги», и, «схватив Македонян Гаия и Аристарха, они единодушно устремились на зрелище» ... Другое упоминание об Ап. Аристархе – в послании Ап. Павла к Колоссянам – свидетельствует о том, что он был узником вместе с Ап. Павлом: «Приветствует вас Аристарх, заключённый вместе со мной» ... (Посл. Кол.4:10 ). Ещё упоминает о нём св. Павел в послании к Филимону: «приветствуют тебя Епафрас, Марк, Аристарх и другие сотрудники мои» ( Флм.1:23 ). Аристарх был епископом в Апамее Сирской. – Кончина его произошла при императоре Нероне; он был обезглавлен в одно время с Апп. Павлом, Пудом и Трофимом. Св. Пуд, упоминаемый во 2-м послании св. Павла к Тимофею ( 2Тим.4:21 ): «приветствуют тебя Еввул и Пуд и все братия», был Римским сенатором и благочестивым человеком; он принимал в дом свой святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, и всех христиан, так что дом его служил как бы Церковью. Об Ап. Трофиме, бывшем родом из Ефеса, обращённом ко Христу св. Ап. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.20:4,21:29 ), что он сопровождал Ап. Павла на его пути благовествования, и во 2-м посл. к Тимофею ( 2Тим.4:20 ) Павел говорит: «Трофима же я оставил больного в Милете». Последовав за Павлом и во время гонения при императоре Нероне, был в 64-м году обезглавлен вместе с ним и другими Апостолами. Святых мучениц Василисы и Анастасии Просвещённые верой Христовой от самих Апостолов, эти благородные Римлянки, посвятив себя на служение Христу, погребали замученных в Риме за исповедание Иисуса Христа и за это сами после истязаний обезглавлены при Нероне. – Мощи их в Риме, в церкви Божией Матери – Умиротворительницы. Свв. мучч. Сухия и 16 Месукевийцев

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

16. Отвечая на это, брат сказал: «Действительно, честные отцы, я проводил свою жизнь со всяким нерадением и беспечностью. И в этот [мой смертный] час Ангелы Божии принесли мне рукописание моих грехов и зачитали все грехи, которые я совершил с момента монашеского пострига. Они сказали: “Узнаешь их?” – “Да, они подлинно мои, и я знаю их. Однако, господа мои, с того времени, как я отрекся от мира, я никогда не осудил никакого человека и не был злопамятен ни на кого. Поэтому прошу [вас], чтобы в отношении меня соблюдено было слово Христово. Ибо Он сказал: не судите, да не судимы будете; простите, и простится вам”. 339 И как только я это сказал Ангелам, они тотчас разорвали рукописание грехов моих, и вот я отхожу ко Христу радостно и беспечально». И когда брат поведал это отцам, то он сразу предал дух [свой Богу], даровав всецелую пользу и назидание слушателям, чтобы и они не судили никого и не впадали в злопамятство, как и он, стяжавший подобные добродетели и [удостоившийся] плода столь великой благодати. Пусть же и мы удостоимся этой благодати и человеколюбия Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Ему же [подобает] слава и сила ныне и присно и во веки веков. Вопрос 19. Как мы можем понять слова Господа, глаголющего: «всякий грех и хула простятся человеку... Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32)? Ответ 1. Господь в этих словах не излагает кафолическое учение, но рассуждает о тех двух мнениях, которые иудеи высказывали о Нем. Ведь когда Он исцелил бесноватого, слепого и немого ( Мф. 12:22 ), то народ разделился надвое. Одни говорили, что Он есть «Христос, Сын Давидов» ( Мф. 12:23 ), то есть пророк, а фарисеи утверждали, что «Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского» ( Мф. 12:25 ), придавая и приписывая сатане действие Духа. 2. Считающим Его пророком и признающим Его по праву Сыном Человеческим Господь прощает, говоря: «Кто скажет, слово на Сына Человеческого, простится ему» ( Мф. 12:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

18. Некоторые из епикурейских и стоических философов стали спорить с ним, и одни говорили: что хочет сказать этот суеслов? А другие: кажется, он проповедует о чужих божествах; потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. 19.И, взяв его, привели в Ареопаг, и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? 20. Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? 21. Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. Епикурейских и стоических философов: причина, почему именно последователи этих двух философских систем, а не другие, не академики, например, и не перипатетики, стали спорить с Павлом, заключались отчасти в том, что эти именно системы пользовались в то время большой популярностью и имели много последователей, с которыми потому и Павлу приходилось чаще встречаться на площади, частью – в том, что эти философские системы были более резко противоположны христианству, так как основным началом первой из них был грубый материализм и нигилизм, второй – самозамкнутая гордость естественными и, следовательно, мнимыми добродетелями поврежденной и, следовательно, греховной человеческой природы. Суждение, какое вынесли эти философы из беседы и споров с Павлом, было двоякое: одни (вероятно, эпикурейцы) считали истины, проповедуемые Павлом и совершенно противоположные их мнимой мудрости, пустословием или безумием ( 1Кор.1:23 ) и не хотели более иметь с ним дела, не понимая его и отвергая проповедуемые им истины. Другие (вероятно, из стоиков) заинтересовывались тем, что этот иностранец проповедовал о чужих, иностранных (не-греческих) божествах, так как Павел проповедовал об Иисусе Христе, как Боге, и о воскресении (Анастасии), которое они, кажется, понимали также как особое божество (Злат.). Эти, по крайней мере, не отвертывались от проповедника с пренебрежением и желали его слушать, хотя считали речи его странными (ст. 20). – Взяв его, привели: не насильственно, а в смысле – пригласили, так как ни из чего не видно, чтобы против воли Павла они взяли его и заставили говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010