Вторник 1-й седм., Песнь 2. " Я есмь путь и истина и жизнь " (Ин. 14:6) - представьте себе, все три слова по гречески будут женского рода. " ...а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость " (1Кор.23-24). " сила " по гречески - женского рода. " ...Ибо Он есть мир наш... " (Еф.2:14) " мир " по гречески - женского рода. Кстати, о свидетельству пс.-Кодина, в КПле были храмы в честь Христа-Софии, Христа-Мира, Христа-Силы. Еще из Предания: Канон прп. Космы Маюмского на утрене Великого Четверга (Тайная вечеря): - " Всевиновная и подательная жизни,/безмерная мудрость Божия,/созда храм Себе от Чистыя Неискусомужныя Матере:/в храм бо телесно оболкийся,/славно прославися Христос Бог наш " (Песнь 1, тропарь 1) (ср. " Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его... " Притч.9:1) - " Тайноводящи други Своя,/душепитательную уготовляет Трапезу,/безсмертия же воистинну мудрость Божия растворяет Чашу верным./Приступим благочестно, и возопиим:/славно прославися Христос Бог наш " (Песнь 1, тропарь 2) (ср. " ...заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу... " Притч.9:2) - " Услышим вси вернии,/созывающую высоким проповеданием,/несозданную и естественную премудрость Божию,/вопиет бо: вкусите и разумевше, яко Христос Аз, возопийте:/славно прославися Христос Бог наш " (Песнь 1, тропарь 3) (ср. " послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное... " Притч. 9:3-5) Данное толкование 9-й главы Притчей (о Пире Премудрости) восходит через прп. Анастасия Синаита к свщмч. Иринею Лионскому. Точно так оно толкуется, например, в вопросо-ответах Анастасия в Изборнике Святослава 1073 г. Думаю, на вскидку Вам пока хватит. С уважением, С.З. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. |
– Да запретит тебе Господь, о дьявол! Дьявол же опять сказал ему: – Василий, ты обижаешь меня! Ведь не я пришел к нему, а он ко мне: он отрекся от Христа своего, дав мне расписку, которую я имею в руке своей, и которую я в день судный покажу всеобщему Судье. Василий же сказал: – Благословен Господь Бог мой! Эти люди до тех пор не опустят поднятых к небу рук своих 62 , пока ты не отдашь ту расписку. Затем, обратившись к народу, святой сказал: – Поднимите руки ваши горе и взывайте: «Господи помилуй!» И вот после того, как народ, поднявши руки к небу, долгое время вопил со слезами: «Господи помилуй!», расписка того юноши, на глазах у всех принеслась по воздуху прямо в руки святителю Василию. Взяв эту расписку, святой возрадовался и воздавал благодарение Богу, а потом вслух всех сказал юноше: – Знаешь ли, брат, эту расписку? Юноша отвечал: – Да, святитель Божий, это моя расписка; я написал ее своею собственною рукою. Василий же Великий тотчас разорвал ее пред всеми на части и, введя юношу в церковь , причастил его Божественными Тайнами и предложил обильную трапезу всем присутствовавшим. После того, дав поучение юноше и указав подобающие правила жизни, возвратил жене его, а тот, не умолкая, славословил и благодарил Бога. Тот же Елладий рассказывал о святом Василии еще следующее. Однажды великий отец наш Василий, будучи озарен божественною благодатью, сказал своему клиру: – Идите, чада, за мною и мы увидим славу Божью, а вместе и прославим Владыку нашего. С этими словами он вышел из города, но никто не знал, куда он хотел идти. В то время в одном селении жил пресвитер Анастасий с женою Феогнией. Сорок лет они прожили друг с другом в девстве, и многие думали, что Феогния бесплодная, ибо никто не знал хранимого ими в тайне чистого девства. Анастасий же за свою святую жизнь удостоился получить благодать Духа Божьего, и был прозорливцем. Провидя духом, что Василий хочет посетить его, он сказал Феогнии: – Я иду возделывать поле, а ты, сестра моя, убери дом и, в девятом часу дня, зажегши свечи, выйди навстречу святому архиепископу Василию, ибо он идет посетить нас грешных. |
Еще до воплощения Сын Божий имеет сродство с человечеством как Прообраз каждого рождающегося человека. Тем более Сын Божий стал родственен людям по воплощении. Преподобный отец говорит о цели воплощения: образовать семью (Церковь), в которой Христос как первородный Сын занимает первое место среди братьев — членов Церкви. Став братьями Христа Спасителя в более тесном смысле (после Его воплощения и своего вхождения в Церковь), христиане получают освящение, восстанавливают поврежденный образ и подобие Божие. Без воплощения, без того, чтобы Сын стал нашим братом, невозможно наше спасение. (Ср. Евр. 2, 11–18: Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями… Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь). Если же «по образу» следует толковать не так, то почему не произошли четыре, или две, или более ипостасей [наших] пращуров, обладающих взаимозаменяемыми ипостасными свойствами своими (я имею в виду — нерожденностью, рожденностью и исхождением), но их было [только] три и они суть едины? (I, 1, 8)Таким образом, преподобный Анастасий делит все человечество на три (неравные) части. Все человечество (в том числе Адам и Ева) имеют единую сущность и поэтому составляют единый вид. Каждый человек — это отдельная ипостась. Но Адам и Ева имеют каждый свои ипостасные свойства — нерожденности, беспричинности (для Адама) и исходимости (для Евы), а третья часть составляет все остальное человечество — по единой ипостасной характеристике — рожденности. Стало быть, теперь ты разумеешь, что «по образу и по отпечатлительному подобию» [должно понимать] как Троицу в Единице, в трех Ипостасях (I, 1, 8). Итак, образ единосущной Троицы преп. Анастасий видит в создании трех единосущных людей, трех ипостасях первобытного человечества. Да и все остальное человечество есть образ Второй Ипостаси Троицы — Сына Божия, образ, ставший более близким и родственным Прообразу благодаря Его воплощению, рождению от Девы без мужеского семени. |
Итак, смерть нужна для сохранения в недрах стихий семени будущей жизни, которое «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» ( 1Кор.15:42–43 ). В связи с этим «восстанием» апостол Павел открывает нам некую неведомую тайну мгновенного анастасического изменения самого существа человека. Здесь поразительное и в то же время вполне реалистичное прозрение Апостола в глубины самой сущности анастасического преображения плоти достигает своего апогея: «Говорю вам тайну: не все мы умрем; но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор.15:51–52 ). Примечательно, что, по мысли апостола Павла, таинственное изменение живых в последний эсхатологический момент произойдет в личном индивидуальном начале каждого, отличающем его от всех других во всем мире и в вечности. Следовательно, при последнем эсхатологическом изменении, по апостолу Павлу, земной человек «Петр» превратился в «Петра» жизни будущего века, постольку же лучшего и преображенного, поскольку в этот момент окажется преображенной и просветленной и вся мировая действительность. Прототипом же этого можно назвать Самого Христа, жившего на земле и учившего на «стогнах» Иерусалима, Христа преображенного и воскресшего, являвшегося ученикам «дверем затворенным». Итак, основным в анастасическом учении апостола Павла является воскрешение мертвых промыслительным действием воли Божией, но при условии, что и сама природа человека еще при жизни изменяется в самих своих недрах, воспринимая в себя Тело и Кровь Христовы в таинстве Причащения, что дает человеку непрерываемость сознательного существования, лишь переходящего по смерти в иные условия жизни во Христе. Приобщившийся Христу есть, можно сказать, частица Его вечного и бессмертного Тела, объединяющего в себе живых видимо, а мертвых– невидимо и образующего единую Церковь Христову. В этом же состоит и залог грядущего нашего воскресения, когда живым и умершим предстоит измениться в глубочайших недрах своей физической индивидуальности при полном сохранении ее в мире и вечности 26 . III |
— Ищу рабов Бога моего, которые вчера были в этой темнице, а теперь — не знаю, где находятся. Воины, видя, что она христианка, тотчас взяли ее и отвели к начальнику Иллирийской области Флору Когда святую привели к игемону, тот спросил ее: — Ты христианка? Святая Анастасия отвечала: — Воистину я христианка. Что тебе кажется мерзостным, то мне дорого. А имя христианки, которое у вас считается позором, для меня честно и славно. Тогда игемон стал расспрашивать Анастасию об ее происхождении и, узнав, что она из известного римского рода, с удивлением спросил: — Что побудило тебя к тому, что ты, оставив Рим, славное отечество твое, пришла сюда? Святая отвечала ему: — Не что иное, как только глас Господа моего, призывавшего меня к Себе. Внимая этому гласу, я оставила отечество и друзей, взяла Крест Христа моего и бодро и радостно пошла вслед за Христом. Игемон сказал на это: — Где тот Христос, Которого ты исповедуешь? — Анастасия отвечала: — Нет места, в котором бы не было Христа. Он — на небе, в море, и на земле, Он пребывает во всех призывающих и боящихся Его, просвещая их разум и всегда находясь с ними. Игемон спросил: — Где же находятся люди, боящиеся твоего Христа, о которых ты говоришь? Скажи нам, чтобы мы узнали их. Святая отвечала: — Доселе они были с нами на земле, живя в теле, теперь же, оставив дольний мир, они на небе и с высоты смотрят на нас. Это блаженство доставила им смерть, принятая за Христа. И я желаю быть в их числе и пойти тем же путем, что и они. Игемон ничего не мог сделать со знатною римлянкою, прежде чем о ней не узнает царь, и потому он, описав все касающееся Анастасии, отправил это в особом донесении Диоклитиану. Диоклитиан знавал родителей Анастасии и мужа ее, равно как и ее самое. Поняв, что она тратит на бедных христиан свое имение, полученное ею от родителей, он приказал привести святую к себе и, увидев ее, стал расспрашивать об ее состоянии, так как больше любил богатство, чем своих богов. — Где твои богатства, оставшиеся тебе после отца? Святая мужественно отвечала: |
«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф.5,23-26). (Кстати, есть интересная церковная традиция, предложенная Поместным Собором 1917 года о том, как можно совместить независимость судей с полнотой иерархической власти епископа в своей епархии). 2. Ответ на 1., Анатолий Пронин: " Если потерпевший (лицо, которое склонили к мужеложеству) не подал заявление в полицию, то значит ничего не было. Вы забываете, что не подача заявления может быть результатом давления, причём серьёзного. Год назад Прокуратура Татарстана вроде бы начала проверку. Где результаты? И ещё. Если ничего не было, то почему снят Илюхин и митрополит Анастасий последовательно снят с ректорства, а потом и переведён? Что, церковная целесообразность, которая уже стала притчей во языцех и никаких оснований для это не было? Да вам любой житель Казани, имеющий хоть какое-то отношение к Церкви, расскажет,что и как происходит в митрополии. Доказательств нет? Естественно, что нет. Это очень сфера особенная. Такие преступления вообще очень тяжело расследуются. " Было изнасилование, не было. Было давление, не было. Один говорит одно, другой другое. Свидетелей не было. Но митрополит, когда про него такие пошли слухи и информация, обязан был для пользы Церкви, а не для собственной репутации, обелиться. В том числе и в судебном порядке. Если Кураев лжёт - подать на него в суд. Если нет- подать прошение об отставке. Ведь всё же просто. А тем, что вся ситуация замалчивается, митрополит лишь подтверждает правоту Кураева. И вредит Церкви. 1. Re: Два гаранта церковного благочиния Решением подобных проблем нужно начинать подачей заявления пострадавшим в отделение полиции. Заявление должно быть принято к рассмотрению. полицейские должны или возбудить уголовное дело или принять мотивированное решение об отказе в возбуждении уголовного дела. В рамках уголовного производства следователем могут быть собраны те доказательства, о которых ряд авторов говорит, что их нет. Вопрос должен решаться в рамках уголовного законодательства. Если потерпевший (лицо, которое склонили к мужеложеству) не подал заявление в полицию, то значит ничего не было и Анастасий формально достоин (аксиос) быть епископом Русской Православной Церкви. Вот если бы были поданы заявления и собраны доказательства, то тогда были бы законные основания возгласить анаксиос Анастасию. Нельзя обходить стороной уголовное законодательство и обращаться в Синод или в Церковный Суд при отсутствии даже фактов заявлений в отделение полиции. |
«Многодетность… – писал греческий старец Епифаний (Феодоропулос), – это свидетельство и мученичество. Свидетельство, потому что многодетный христианин постоянно исповедует свою веру: он исполняет заповедь Божию о чадородии. Мученичество же потому, что среди мирских людей он неизменно становится объектом насмешек и шуток, а также потому, что жертвует собой, будучи постоянно обремененным заботами о семье» . Любопытный факт. Зачастую рождению новых детей в православных многодетных семьях, мягко говоря, в гораздо большей степени радуются знакомые этим семьям монахи, чем ближайшие родственники. «Мягко говоря», поскольку в современных семьях рождение более двух детей, как правило, вызывает не радость, а возмущение, помноженное на количество потомков. Автору этих строк пришлось быть свидетелем встречи покойного ныне наместника Оптиной пустыни о. Венедикта (Пенькова) с семьей, в которой воспитывалось семь детей: «Нынче у меня праздник, – ликовал о. Наместник, – утром я встречался с шестидетной семьей, а теперь с семидетной!» Что касается новомучеников, то если мы пытаемся почитать их, не подражая им своей жизнью, перед нами возникает опасность уподобиться тем книжникам и фарисеям, к которым обращены слова Спасителя: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших» (Мф. 23: 29–32). Рейтинг: 9.7 Голосов: 395 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Андрей Горбачев 15 августа 2022, 14:17 Анастасия 14 августа 2022, 06:56: " Рассудительность-очень важная ценность " . Уважаемая Анастасия! Рассудительность - не просто " очень важная ценность " , а по слову прп. Антония Великого - главная добродетель. Но она имеет своего порочного двойника - лукавство, которое по прп. Иоанну Лествичнику " есть извращение правоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благонамеренностью, … превратившееся в природу самомнение, противник смирения, личина покаяния, … упорство в своем мнении, причина падений, препятствие восстанию от падения, коварная улыбка при обличениях, безрассудное сетование, притворное благоговение, словом, оно есть бесовское житие " . А выставляется зачастую как рассудительность. |
Не лишайте Бога возможности вас спасти. Шесть ошибок верующих, но боязливых людей. На письмо читателя отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Подготовила Анастасия Бавинова . Рисунки Александры Шляхтиной//Фома. - — июнь 2019. - С.25-27. - (рубрика « Вопрос номера. Страх смерти »). ВЕРА (раздел). – С.28-51. « Как я три раза отрекся от веры». Священник о своем извилистом пути к Богу /Протоиерей Дмитрий Харцыз , руководитель отделов Норильской епархии по взаимодействию с силовыми структурами и по тюремному служению, руководитель проекта «Духовник-онлайн» в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации). Подготовила Анастасия Спирина// Фома. - — июнь 2019. - С.28-29. - (раздел « Вера »). Школа «Фомы». Праздник : Вознесение Господне . [Иллюстрированная информация]. Дата : в 2019 году 6 июня; Статус : двунадесятый праздник; Событие : На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне. Об этом событии упоминает Евангелие от Марка, более подробно говорит Евангелие от Луки и особенно обстоятельно — книга Деяний апостолов. В этот день Господь, являвшийся апостолам в течение сорока дней после Своего Воскресения, привел их на Елеонскую гору и сказал: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8). Затем Иисус, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50-51); Суть праздника : В день Вознесения произошло то, о чем Христос предупреждал еще первосвященника Каиафу накануне Своего распятия: Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк 22:69). Так и случилось: через сорок дней после Воскресения Господь вознесся на небо (Мк 16:19). Под небом христиане понимают в данном случае тот духовный мир, в котором от века пребывает Бог и о котором трудно рассказать обычным человеческим языком. Вознесение Христово открывает перспективу вхождения в эту вечность и для нас; Икона праздника Вознесения Господня : Вид иконы и 6 кратких пояснений к ней; Ф акты о празднике . Подготовил Игорь Цуканов ; Ил. : Часовня Вознесения на Елеонской горе. Построена при крестоносцах на месте разрушенного храма; «Стопа Спасителя». По преданию с этого камня Христос вознесся на Небо; Икона праздника Вознесения Господня. Псков, 1530-1540 гг.; Гробница Захарии. Древнейшее еврейское кладбище на склоне Елеонской горы//Фома. - – июнь 2019. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »). |
Отец Г. в восхищении слушал слова старца. Он понял, что означала раздача монет. В нем укрепилась вера в то, что святые живы и наблюдают с любовью за трудами монахов. С этого дня он с еще большим благоговением чтил иконы Пресвятой Богородицы и преподобномученицы Анастасии, а также святые мощи последней. Однажды отец Г. заболел рожистым воспалением: лицо его покраснело и распухло, головная боль и лихорадка измучили его. И тут не помышлял он ни о каком лечении, уповая лишь на мощи святой Анастасии. И чудо вскоре совершилось. Но не надо удивляться. В жизни монаха, а святогорца особенно, сверхъестественное начало весьма ощутимо. Монахи «привыкли» к непривычному. Многое случается. Как говорил апостол Павел: «Бог Господа нашего Иисуса Христа... просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его и какое богатство славного наследия Его для святых» 45 . Уход на покой За время игуменства отец Афанасий изведал множество трудностей и искушений. В первые годы ему досаждала проблема календаря. Он был настроен решительно против нововведений в монастыре, диктуемых духом модернизма. Его позиция напоминала убеждения студийских монахов. «Мы должны, – говорил он, – быть непоколебимыми столпами древних традиций наших отцов, мужественными воинами Христа, а не руководиться правилом: „Так велели владыки и патриархи». Что говорит нам апостол Павел – уста Христовы? Вот его слова: „Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» 46 ». В 1927 году старец даже не допустил в монастырь государственного чиновника, прибывшего туда с официальным визитом. Эта акция имела следствием отстранение отца Афанасия от игуменства по решению Священного Кинота. Ему угрожало даже изгнание. Однако продолжалось это недолго, и уже через несколько дней он был восстановлен в прежнем своем положении. По истечении тринадцатого года игуменства отец Афанасий почувствовал внутреннюю необходимость освободиться от этого многотрудного служения. |
Под царём разумеется император Аркадий. 38. БЕСЕДА 4 увещательная, сказанная в храме святой Анастасии в отношении отсутствующих, и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова. Беседа увещательная, сказанная в храме святой Анастасии в отношении отсутствующих, и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова. 1. Насколько собравшихся меньше обычного, настолько и мы будем пользоваться большим усердием. И несправедливо было бы, чтобы нерадение отсутствующих оскорбило наше старание, но из-за самого этого предложим трапезу даже более щедрую, чтобы не прибывшие, познав опытом наказание, сделались наконец старательнее относительно этих собраний. Потому также вашу любовь приглашаю быть внимательными к говоримому; для вас будет двойная польза: передавая говоримое отсутствующим, вы сделаете их более старательными, также свою душу совершите более любомудрою. Как природа земли, о которой нерадят, производит худые травы, а постоянно лелеемая земледельческими руками, даёт зрелый плод, так и душа человека - лежащая в лености рождает терние прегрешений, а пользующаяся попечениями приносит красующийся плод добродетели. Потому и некто мудрый увещевает, говоря: " Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась " (Прит. 24:30-31). Чтобы этого не было теперь, мы постоянно пользуемся серпом слова; и, если вырастает что-нибудь худое, всегда вырезаем; а если что-нибудь зрелое, имеющее плод, - питаем, орошаем и доводим до цвета, постоянно выражая свою заботу. Мы нуждаемся в двойном попечении, вернее, даже в тройном: в одном - чтобы нам быть свободными от порочности, в другом - чтобы приобрести себе добродетель; а после этого - чтобы соблюсти приобретенную; здесь даже больше всего нужно труда, потому что тот лукавый демон, завидуя и нашей красоте, больше нападает на преуспевших; и как пираты и потопители минуют корабли с песком, а если где-нибудь увидят с дорогою кладью и с хранящимся в них богатством, нападают на них, пробуравливая снизу, поражая сверху, употребляя всякую хитрость, так и диавол обычно поражает, завидует и коварствует в особенности против собравших много добродетели. |
| |