Если имеет силу молитва одного человека, тем более имеет она силу, когда возносится в собрании верующих. Что холоднее камня? Но когда будем ударять камень о камень: посыплются искры. Когда души наши совокупятся в молитве: она будет сильна и пламенна. Можно молиться дома, но нельзя так молиться, как в церкви, где возносится единодушное пение, где единомыслие, согласие, союз любви... Здесь возносятся молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы немощные молитвы народа, придерживаясь за их более сильные, взошли вместе с ними на небо». 52 Раскольники–беспоповцы в след за стригольниками толкуют: «премнози древне жительствующие по пустыням не причащахуся св. тайн, овии через многая лета, овии же через всю свою жизнь, обаче спасошася». 53 Св. Иосиф вот что говорит об этом: «ничто же нужнейше есть божественного крещения и причастия св. Христовых пречистых тайн. Во множайших житиях апостольских и мученических, и отеческих не явлено есть о сем?.. Еда убо не вси крещени быша или не вси причащахуся св. отцы и мученицы и преподобнии? Ей и вси крестишася и вси причащахуся. Но сего ради не писаху, яко не нужно о сих писати: вси бо человецы ведят, яко не мощно христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается Христовых тайн». 54 Память о препод. Иоакиме опочском По ркп. святцам «препод. отец Иоаким игумен Опоцкого монастыря св. пророка Илии на реке Шеломе преставился м. сентября в 9 д.». По другим памятникам пр. Иоаким называется основателем монастыря в опочском погосте; что ныне в порховском уезде, в 20 вер. от Порхова. По писцовой книге 1584 г. видим в Опоцком монастыре игумена Нафанаила с несколькими братьями 55 и след. кончина препод. Иоакима последовала около 1550 г. если только он жил, как полагают. в 16 в. 56 Мощи его почивают в приходском, прежнем монастырском, храме пр. Илии и память его местно чтится 9 сент. в день его кончины. 57 Преставление преп. Иоасафа, в мире князя Андрея Жизнь преп. князя длилась не долго, но она вся была прекрасна. 58 Князь Андрей был сын князя заозерского Димитрия Васильевича, потомка св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

19) Ректора Академии Епископа Едокима о сочинении студента священника Опоцкого Николая на тему: «Образ Господа Иисуса Христа, как Учителя»: «В наши дни жгучих исканий живой, искренней, совершенно христианской проповеди без малейшего даже уклона в сторону различных иных учений, раздающихся повсюду и повседневно теперь с многоразличных трибун, многие более искренние пастыри пытаются найти секрет неотразимого влияния на людей и возвратить себе утраченное положение. В эпоху раннейших церковно-реформационных движений в погоне за утраченным идеалом взоры писателей обращались к первохристианским временам и там искали разрешения своих недоумений. Ныне естественно, кажется, более чем когда-либо современным пастырям искать эти утраченные идеалы в глубине давно минувших времён. Автор названного сочинения, как пастырь, уже не мало потрудившийся в деле спасения душ человеческих, решил все своё внимание сосредоточить на нашем первом необычайном небесном Учителе – Христе Спасителе и отсюда почерпнуть материал об учительстве, так нужном и необходимом в наши смутные дни. Автор понял задачу своего труда не механически, не исторически, не археологически, не внешне научно, а внутренне глубоко психологически, философски, мистически и —159— жизненно-практически. Свой труд он готовил не как неизбежную и печальную необходимость, а как такой труд, который прежде всего для самого автора, для его исстрадавшейся души даст полное удовлетворение и разрешение мучивших его вопросов. Отсюда во всём труде, от начала до конца его, сильной живой струёй течёт глубокое чувство любви к Христу Спасителю, как Небесному Учителю, и невольно заражает своей силой читателя. Сочинение о. Николая очень оригинально по замыслу. Оно не подходит под мерку обычных сочинений на подобную тему. Сочинение не занимается всевозможными историко-археологическими вопросами этой области, как-то: наименование проповеди Спасителя, формы речей и бесед Господа, язык и пр. Оставляя внешнюю сторону вопроса, автор все своё внимание хочет сосредоточить исключительно на внутренней. И здесь он всюду старательно избегает всех схоластических тонкостей данного вопроса. Он следит только за тем, что в проповеди является самым главным и, исходя отсюда, делает весьма ценные выводы для современных пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—155— дакова Ивана, 35) Ранча Любомира, серба, Березкина Ивана, Добромыслова Анатолия, Фришфельд-Кайсына Венедикта, свящ. Горлицына Владимира, 40) Смирнова Алексея, Пет рова Василия и 42) иеродиакона Стефана (Беха). в) в IV курсе – студентов III курса: 1) Чернявского Николая, Воскресенского Евгения, Смирнова Николая, Семидалова Владимира, 5) Горностаева Николая, Качоровского Наркисса, Беляева-Сергиева Михаила, Лебедева Алексея , Крутикова Андрея, 10) Парнасского Василия, Соколова Андрея, Соколова Виктора, Суслова Алексея, Рождественского Николая, 15) Тирича Ивана, серба, венг. подд., Гусева Анатолия, Зубарева Сергия, Макова Александра, Лепехина Павла, 20) свящ. Королева Михаила, Соколова Петра, Титова Николая, Смирнова Василия, Лебедева Виктора, 25) Андреева Владимира, Тихомирова Александра, Лагова Петра, Якубовича Ивана, Владиславлева Константина, 30) Перехвальского Сергея, Краско Николая, Пятницкого Нила, Успенского Андрея, свящ. Опоцкого Николая, 35) Королева Аркадия, Словинского Ивана, Цветановича Иосифа, серба, свящ. Звездкина Иоанна, Веретенникова Михаила, 40) Беляева Ивана и 41) Видаковича Любомира, серб. уроженца. 2) Относительно находящихся на Дальнем Востоке студентов: III курса – священника Часоводова Николая и II курса Соболева Христофора – оставить в силе определение Совета Академии от 3 июня 1904 года. 3) Студентов: I курса – Попова Алексея, Сныткина Михаила и Седова Стефана и I курса – Иванова Харитона оставить в тех же курсах на второй год. 4) Просьбу студента курса Николая Писаревского об оставлении его на третий год во II курсе, для чего, в виду требований, изложенных в § 134 академического устава, потребовалось бы возбуждение особого ходатайства пред Святейшим Синодом, по отсутствию достаточных оснований к её удовлетворению, – отклонить, сообщив о сем Правлению Академии для увольнения Писаревского из числа студентов Академии. 5) Принимая во внимание засвидетельствованное врачами болезненное состояние студентов: I курса – Красновского Ипполита, Миролюбова Георгия, Помелова Георгия и Дьяконова Дмитрия; курса – Пивоварчук Михаила, Павловского Дмит-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1900-1902 гг. духовным учебным заведениям с усиленным преподаванием рус. языка было выделено из казны 17 300 р., а из фонда главноуправляющего Кавказом - 26 тыс. р. (Цнобис пурцели. 1903. 2157. С. 2). Педагогический штат духовных учебных заведений комплектовался в основном из русских по происхождению преподавателей, они же занимали руководящие должности (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22380. Л. 1-9; Ед. хр. 25452. Л. 1; Ф. 1438. Ед. хр. 279; ЦГИАГЛ. Ф. 796. Оп. 442. Ед. хр. 2022. Л. 28; Оп. 72. Ед. хр. 246. Отд. 2. Л. 6; Мцкемси. 1904. 15-16. С. 17). В ответ на антиправительственные настроения среди студентов власти Г. Э. 4 дек. 1902 г. отчислили из Кутаисской ДС 15 чел., массовый характер приняли аресты учащихся (Могзаури. 1905. 37. С. 579; Габуния В. К. Учащаяся молодежь в Грузии в борьбе против царизма накануне революции 1905 года: 1900-1904 гг.//Саисторио моамбе. 1982. 45-46). Непонимание церковнослав. языка, употребляемого за богослужением, было одной из причин отчуждения прихожан от Церкви и равнодушия к вере (Могзаури. 1910. 11. С. 11). По указанию экзарха Алексия I (Опоцкого; 1901-1905), большого ценителя церковного пения, в 1901 г. для церковного хора Г. Э. было составлено пособие по изучению груз. церковного пения (Отчет. 1903. С. 424; Иверия. 1902. 130. С. 2; Сб. постановлений. 1916. С. 256-270). В 1902 г. главноуправляющий Кавказом Г. С. Голицын выделил 1 тыс. р. для издания нотных записей груз. церковного пения (Иверия. 1902. 130. С. 2; 1903. 184. С. 1). С нач. ХХ в. в духовных уч-щах уроки груз. пения сперва были сокращены, а позже заменены уроками рус. церковного пения (Иверия. 1901. 93. С. 1; Шинаури сакмееби. 1910. 19. С. 8). Наряду с духовными школами было усилено финансирование и просветительских орг-ций. Так, в 1907 г. ОВПХК по ходатайству Святейшего Синода было выделено из казны 100 тыс. р. и 100 тыс. десятин земли в Закавказье (Обзор. 1910. С. 181). Об-во занималось реставрацией и строительством церквей и мон-рей: в 1902-1905 гг. построено 3 церкви и 3 мон-ря, отремонтировано 7 церквей, в 1906-1909 гг. построен молельный дом, в 1909 г.- церковь, в 1909-1910 гг. на осуществление строительной деятельности было потрачено 23,5 тыс. р. (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 56. Л. 172). В 1900-1917 гг. ОВПХК открыло 58 приходских школ, среди них 9 - в Сухумском окр., 7 - в Лечхумском у., 4 - в Ахалцихском у., 2 - в Тионетском у., 1 - в Тифлисе и др. (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 56. Л. 184). На свои средства ОВПХК публиковало Библию, духовную и учебно-познавательную лит-ру, ноты церковных песнопений и др. (Сахалхо газети. 1912. 76. С. 3). Литература издавалась на рус., груз., сванском, мегрельском, осет., абхазском языках и поступала в б-ки учебных заведений. В 1910-1915 гг. были открыты 153 б-ки (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 56940. Л. 75; Ед. хр. 54599. Л. 154).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Справк а: 1) § 132–134 устава духовных академий: „По окончании испытаний, на каждом курсе составляется Советом список студентов по успехам и поведению... При определении сравнительного достоинства студентов и составлении списка их принимаются во внимание сочинения, устные ответы и поведение. Примечание. При составлении списка новые языки в общий счёт предметов не вводятся. – В случае неуспешности, зависевшей единственно от болезни, студенты могут быть оставляемы, с разрешения Совета, на второй год в том или другом курсе, но один только раз в продолжении четырёхлетнего академического курса“. 2) По § 81 лит. а п.п. 4–5 устава духовных академий: „составление списка студентов после испытаний и перевод студентов из курса в курс“ значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. 3) Указом Святейшего Синода от 16 января 1891 года за 212 Совету Академии вменено в обязанность дозволять студентам перенесение устных экзаменов на после-каникулярное время только в самых уважительных случаях и не иначе, как с особого в каждом отдельном случае разрешения Его Высокопреосвященства. Определил и: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство сочинений, устных ответов и поведения студентов I, II III курсов Академии, – перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) во II курс – студентов I курса: 1) Беляева Михаила, Чернявского Николая, Семидалова Владимира, Андреева Владимира, 5) Качоровского Наркисса, Мелиоранского Василия, Суслова Алексея, Горностаева Николая, священника Часоводова Николая, 10) Соколова Виктора, Соколова Петра, Крутикова Андрея, Парнасского Василия, Якубовича Ивана, 15) Макова Александра, Рождественского Николая, Лебедева Алексея , Перехвальского Сергея, Титова Николая, 20) Воскресенского Евгения, свящ. Королева Михаила, Зубарева Сергея, Успенского Андрея, Соколова Андрея, 25) Тихоми- —136— рова Александра, Королева Аркадия, Петрова Сергея, Гусева Анатолия, Словинского Ивана, 30) Смирнова Василия, Бартенева Александра, Тирича Ивана – серба, Краско Николая, Лепехина Павла, 35) Писаревского Николая , Владиславлева Константина, Иванова Харитона, Лагова Петра, Пятницкого Нила, 40) Веретенникова Михаила, Беляева Ивана , свящ. Опоцкого Николая, Цветановича Иосифа – серба, свящ. Звездкина Иоанна, 45) Лебедева Виктора, Видаковича Любомира – серба, 47) Павловича Боголюба – серба.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Юстиции”, I, 1831 (переписн. книга 1670 г. владений м-ря в Воцкой пятине Корельской половины). 2127 . Троицкий – Видогодский или Вигодощский, мужской, ныне часовня около дер. Видогощи, Новгородской губ. и уезда, в 21 вер. от Новгорода и не­далеко от села Сутоки. Первое известие о нем встречается в 1415 г., когда «поставиша церковь камену св. Троицу, на Видогощи в монастыре». В 1561 г. «горело на Ведогощи монастыри под келарской мост да опечек». В 1562 г. «горел монастырь Жив. Троица Ведогоща деревяная пустыня, весь, при игу­мене Феодорите». В 1687 г. приписан к Новгор. архиер. дому; в начале XVIII ст. упразднен; место его, заросшее травою, в 1797 г. отписано к Клопскому мон. “Полн. собр. лет.”, III, 105, 160; IV, 144; “Ист. Росс. Иер.”, III, 537; “Акты истор.”, V, 214 (Ц. гр. 1692 г., роспись приписных м-рей); Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. III, 72; “Акты Археогр. Эксп.”, III, 145 (Ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 31. 2128 . Троицкий – Голдовский, муж­ской, совсем уничтоженный, Виленской губ. и уезда, близ гор. Вильно. До 1721 г. был приписан к Духову Ви­ленскому мон., а в этом году насиль­ственно обращен в унию, причем игу­мену Иоасафу Опоцкому остригли волосы, а иноков разогнали. В реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе Виленских м-рей заеханных от униа­тов, и Голдовский Свято-Троицкий, отня­тый униатами в 1721 г. 30 августа. Не тоже ли самое, чтó и Троицкий в Вильне; убеждаюсь, что да. “Ист. Росс. Иер.”, 735; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 203; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, II, ч. 1, 597 (о насилиях униатов); III, прилож., XXIX (реестр м-рей); 1726 г., 10 (пока­зана церковь Голдовская с м-рем, насильно отобранная униатами); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 2129 . Троицкий – Головчинский, мужской, ныне местечко Головчин, Мо­гилевской губ. и уезда, в 30 вер. к сев.-зап. от Могилева, при рч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1631 . Ильинский – Опоцкой, мужской, ныне погост Опоки, Псков­ской губ., Порховского у., Опокской во­лости, в 29 вер. от Порхова, при р. Шелони. Основан в XVI ст. преп. Иоа­кимом, мощи коего ныне покоятся под спудом в нынешней церкви; память ему совершается 9 сент. В 1584 г. в нем был игуменом Нафанаил. В 1687 г. приписан к Новород. архиер. дому и упразднен задолго до 1764 г. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 296; V, 366; Ратшин, 456; “Акты истор.”, V, 214 (Ц. гр. 1692 г., роспись приписн. м-рей); “Словарь истор. о свят.”, 129; Не­волин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. III, 81; прилож. IV, 116; “Псков. губ. в.”, 1849 г., 29 (ист. г. Опочки, в примеч.); Тол­стой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 44, 133; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 32. 1632 . Ильинский – Пошехон­ский, мужской, совсем уничтоженный, Ярославской губ., Пошехонского у., в котором существует 4 погоста Ильин­ских: под Щетинским в 59 вер. от Пошехони, на Югу в 79 вер., на Эгу в 25 вер. и в Лугах в 24 вер. Он существовал в XVII ст. и в 1636 г. дана была грамота царя Михаила Феодоровича «в Пошехонской уезд, Ильин­ского монастыря игумену Лаврентию» о приписке Преображенского м-ря к Троицкой-Колясниковой пустыни. Не тот ли это самый Ильинский м-рь, о котором упоминает Журавлев при описании Романово-Борисоглеб. уезда в своем путев. по Ярослав. губ. и который я при­урочил к погосту Ильи Пророка по древности церкви. “Ярослав. губ. в.”, 1852 г., 17 (грамота). 1633 . Ильинский – Пусторжевский – Вревский, мужской, ныне по­гост Врев, Псковской губ., Островского у., в 36 вер. к юго-вост. от Острова, при рч. Вревке. Уже существовал в первой четверти XVII ст.; ныне видно место, на котором он стоял. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 296; Ратшин, 456. 1634 . Ильинский на Торговище или на Дмитровке, а также на Крестце, мужской, ныне приходская церковь св. прор. Илии в Москве, у Троицкого подворья, на Ильинке. О нем упоминается в начале XVI ст., когда некто Клим мужила построил в 1519 г. церковь каменную. Ратшин, 270; Снегирев, “Гефсиман. скит”, изд. 1863 г., 28, в примеч.; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Анно-Пророчицкий монастырь В 1898 году на юге Вятской земли, в 10 верстах севернее города Яранска, был учрежден новый мужской общежительный монастырь во имя праведной Анны Пророчицы. Обитель была устроена на земле, ранее принадлежавшей умершей купеческой вдове Анне Дмитриевне Беляевой, которая и завещала ее под новый монастырь. Интересно, что незадолго до этого события вблизи того же города Яранска был основан женский Знаменский монастырь, в соседнем Уржумском уезде в это же время появилась Куженерская женская община; такая же община была образована и в соседнем с Яранском Котельничском уезде – в местечке Арбаж. Впоследствии обе общины были преобразованы в монастыри. Это было новое чудесное явление вятской православной жизни тех лет. Отец Нил Игумен Нил (Пиляков) Строителем и настоятелем Пророчицкого монастыря был назначен келейник архиепископа Вятского и Слободского Алексия (Опоцкого) иеромонах Нил (Пиляков), человек богоугодной жизни, оставивший о себе добрую память. Он был необыкновенно добр ко всем, всегда был готов отдать последнее. 25 сентября 1899 года монастырь был освящен, но продолжал активно строиться. Со временем территория монастыря была обнесена деревянной стеной, а с западной стороны – кирпичной, с красивыми железными воротами и островерхими башенками по углам. В помощь отцу Нилу из Филейского Александро-Невского монастыря города Вятки было прислано несколько священнослужителей. Так, 18 июня 1899 года указом Вятской духовной консистории туда был отправлен диакон Филейского монастыря Николай Константинович Люстрицкий, а 24 ноября 1899 года указом Вятской духовной консистории перемещен с должностью казначея будущий старец иеромонах Матфей. Анно-Пророчицкий монастырь Анно-Пророчицкий монастырь В первые годы в новой обители братии было немного – настоятель и два иеромонаха, причем игумен Нил и один из иеромонахов были больны и не могли работать в полную силу. Поэтому именно на отца Матфея было возложено много обязанностей: вести богослужение, исполнять требы, следить за ходом строительства, а также быть келейником у больного чахоткой настоятеля. К 1902 году отец Нил уже не смог исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, а 7 ноября того же года в возрасте 37 лет отошел ко Господу.

http://pravoslavie.ru/115650.html

Преподобные Никандр Псковский и Иоаким Опочский. Икона. 1-я четв. ХХ в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл.) Преподобные Никандр Псковский и Иоаким Опочский. Икона. 1-я четв. ХХ в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл.) Митр. Евгений (Болховитинов) , не аргументируя своей т. зр., отнес время жизни И. к кон. XVI - нач. XVII в. Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что кончина И. последовала ок. 1550 г., поскольку в писцовой книге Шелонской пятины 1584/85 г. игуменом Ильинского монастыря в Опоках назван Нафанаил (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 967. Л. 284 об.- 285). Эту же дату привел архиеп. Сергий (Спасский). Однако, согласно новгородским писцовым книгам, Ильинский Опочский мон-рь существовал уже в кон. XV в. В писцовой книге Шелонской пятины 1498 г. читаем: «В Опотцком же погосте монастырские деревни Илии святого с Опок с Шелони…» (Новгородские писцовые книги. СПб., 1886. Т. 4. Стб. 180; ср.: Стб. 173, 530; 1905. Т. 5. Стб. 77, 309, 312, 313). В писцовой книге Шелонской пятины 1575/76 г. дается следующее описание монастыря: «Монастырь Опоцкой, а в нем храм Илья пророк, в приделе Благовещенье Святей Богородицы, церковь камена. В монастыре игумен Саватей, да черной поп Васьян, да 11 старцов, слуг 7 человек, дружинников 4 человеки» (Там же. 1905. Т. 5. Стб. 680-681). Т. о., если считать, что И. был основателем Опочского монастыря, время его жизни следует отнести к XV - нач. XVI в. В некоторых публикациях (см.: Христианство: ЭС. Т. 3. С. 623) И. назван учеником прп. Евфросина Псковского († 1481), что возможно, однако в перечне учеников псковского святого имя И. не встречается ни в одной из редакций Жития прп. Евфросина. Архиеп. Сергий (Спасский) указывает память обретения мощей И. (которое, вероятно, имело место в XVI в.) в Белозерских святцах под 27 апр.; в Коряжемских святцах 1621 г. под 19 апр.: «В той же день обретение честных мощей преподобнаго отца нашего Иоакима, иже во обители святаго пророка Илии в Опатцком монастыре на реке на Шелони во области великаго Новаграда». Не позднее 1688 г. Опочский мон-рь был упразднен и превращен в приход. В наст. время мощи И. покоятся под спудом в ц. в честь Благовещения (с приделами во имя прор. Илии и св. Иоанна Предтечи), построенной в 1772 г. на месте Ильинской ц. (где, по-видимому, мощи находились ранее; в справочной лит-ре XIX-XX вв. ошибочно указывается местонахождение мощей в Ильинской ц.) в дер. Опоки.

http://pravenc.ru/text/468873.html

Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, учрежденный ок. 1831 г. (празд. подтверждено 10 июля 1981), и в Собор Псковских святых, празднование к-рому было установлено 10 апр. 1987 г. Лит.: ИРИ. Т. 5. С. 366-367; Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 80, 128; СИСПРЦ. С. 113; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 43; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 241; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 68-69; Василёв И. И. Стат.-геогр. словарь Порховского у. Псковской губ. Псков, 1896; Зверинский. Т. 3. С. 70, 1631; Любимов П. Церк. памятники старины в Порховском у.: Ист.-археол. очерк//Псковские ЕВ. 1897. 22. С. 387-388; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 277; Голубинский. Канонизация святых. С. 157; Лебедев Е. Е. Порхов и его окрестности: Ист. очерк. Новгород, 1915. С. 19-20; Седов Вл. В. Новгородская архитектура на Шелони. М., 2001. С. 34-38; Порхов и его уезд. Псков, 2005. С. 121-122, 243-244, 373-374; Моисеев С. В. Церковная жизнь Опоцкого погоста в XV-XVIII вв.//Краеведческие чт. Порхов-Холомки: Мат-лы науч. конф. Псков, 2006. С. 147-158; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1022. В. И. Охотникова Иконография Несмотря на упоминания о почитании И. в XVI-XVIII вв., его изображения до 2-й пол. XIX в. неизвестны. Имя И. без описания внешности встречается под 19 апр. в иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 141 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 121). В описях мон-рей и церквей Пскова и его уездов XVI - нач. XX в. об иконах преподобного сведений нет. Ранний этап формирования иконографии И. связан с Ильинским мон-рем. В наст. время именно в ц. Благовещения Пресв. Богородицы дер. Опоки находятся редкие сохранившиеся образы преподобного. Притом что мощи И. покоятся под спудом в Благовещенской ц., в ее синодике кон. XVII в. (с добавлениями XVIII - нач. XIX в.) имя святого не встречается (ПИАМ. Древлехранилище. Ф. 966. 14155(1)). В помянник, включающий в основном имена новгородцев и жителей деревень близ погоста Опоки, в 1762 г. вписан род буд. строителя каменной Благовещенской ц. (1772) - «отставного прапорщика Василия Иванова сына Косецкого», к-рый собрал в храме драгоценную утварь, серебряные литургические сосуды и Евангелия в окладах. Они отмечены в описании церкви 1897 г., но икон с изображением И., сохранившихся к этому времени, в перечне нет ( Любимов П. Церк. памятники старины в Порховском уезде//Псковские ЕВ. 1897. 22. С. 387-388).

http://pravenc.ru/text/468873.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010