– Недавно у газеты " Кифа " вышло два сборника – дайджесты лучших материалов за последние пять лет. Один из этих дайджестов называется " Живое предание " , его-то мы и представили на круглом столе. И темы взяты из этого дайджеста. Мы пригласили специалистов. Например, Александра Буданова, приехавшая на круглый стол из Москвы, в этом году встречалась с 88-летней женщиной, последним ныне здравствующим членом братства епископа Макария, которого все братчики называли " папа " . Владыка Макарий основал несколько братств в разных городах: куда его ссылали, там и возникало братство. Последнее из этих братств было в Великом Новгороде, где владыка и скончался в 1941 году. – Владыка Макарий канонизирован? – Пока нет. Как раз в ноябре этого года исполнилось 140 лет со дня его рождения. Митрополит Новгородский и Старорусский Лев служил по этому поводу литию на его могиле, а после сказал очень прочувствованную проповедь о том, что церковную жизнь надо возрождать на основах братолюбия. – Почему нынче важно возрождение братств? – Это норма христианской жизни. Многие люди рассказывают о том, чего им не хватает, когда они приходят в храм – как раз вот этого: чтоб их встретили с любовью, чтобы возникали именно братские отношения. Это традиция нашей Церкви. Христос основал общину учеников. И в древней Церкви люди жили сообща, помогая друг другу. По поводу апостольских времен не возникает сомнений, что люди жили по-братски. Если вспомнить русскую историю, то преподобный Сергий Радонежский стал основывать общежительные монастыри. В XVI-XVII веках подобные движения мирян появлялись на Украине в связи с унией – их основывали люди, которые поняли, что нужно защищать Церковь, что народ, не зная, чем отличаются греко-католики от православных, перейдет к католикам и даже этого не заметит. В XIX веке, после отмены крепостного права, в 1864-м году был принят соответствующий документ о том, что в России разрешено создавать православные братства – это было ответом на то, что люди переходили из деревни в город, то есть у них полностью менялся жизненный уклад, что часто плохо сказывалось на их моральном состоянии, многие начинали спиваться. И в городах стали возникать общества трезвости, но не только. Были и благотворительные организации, которые занимались конкретными делами, социальной помощью, но не братотворением, их члены могли быть даже не знакомы между собой, каждый занимался своим делом. Но были и немногочисленные сообщества, которые возникали именно на братской любви – люди старались жить по Евангелию вместе. Например, Крестовоздвиженское братство, основанное Николаем Николаевичем Неплюевым под Черниговом. Владыку Макария (Опоцкого) можно назвать учеником Неплюева.

http://religare.ru/2_98894.html

Учась в семинарии и исполняя послушание учителя певчих архиерейского хора, Арсений служил псаломщиком в Успенской единоверческой церкви в Твери. В 1903 году Арсений Сергеевич женился на девице Татьяне, дочери протоиерея Павла Плетнева, служившего в храме Ильи Пророка в селе Селихово Корчевского уезда Тверской губернии. Вскоре он был рукоположен в сан диакона, а 17 октября 1903 года – в сан священника к Ильинской церкви в селе Селихово. Отец Арсений со всей ревностью глубоко верующего человека принялся за пастырский труд, не ограничивая его только рамками богослужения. Он сразу же вступил в благотворительное общество имени великомученицы Варвары, целью которого было оказание помощи бедным воспитанницам Тверского епархиального училища, и стал щедрым жертвователем и активным деятелем этого общества. В 1908 году отец Арсений в соответствии с пожеланиями и благословением епархиального архиерея Алексия (Опоцкого) учредил при храме в селе Селихово церковноприходской совет, состоящий из двенадцати человек. Его целью стало поддержать в приходе «угасающий дух религиозности и любви к святому храму и богослужению, развить приходскую благотворительность, ослабить сильно распространившийся порок пьянства, организовать библиотеку-читальню». За полгода деятельности совета была открыта при содействии Корчевского земства прекрасная библиотека-читальня и назначен заведующий, на оплату труда которого стали выделяться постоянные средства. Все крестные ходы и молебны в домах прихожан совершались при огромном стечении народа и с великим благоговением. Все это стало происходить благодаря разъяснениям священника сути церковных таинств. Собирались денежные средства, которые раздавались нуждающимся во время пасхальных празднеств, были собраны средства на устройство богадельни при храме. Отчет о деятельности приходского совета Ильинской церкви правящий архиерей отправил для публикации в «Тверских епархиальных ведомостях» в качестве примера добрых начинаний для других приходов. В те годы становится насущной необходимостью выработка программы преподавания Закона Божия для просвещения народа. В епархии были проведены совещания представителей епархиального и губернского училищных советов и священников-законоучителей начальных школ. Одним из самых активных участников этих совещаний, проходивших с 4 по 6 марта 1914 года в Твери, стал священник Арсений Троицкий.

http://fond.ru/kalendar/1173/arseniy/

Пожелаем, чтобы свет, который этот институт даст своим слушателям, не был сокрыт ими под спудом, знания их не были потрачены на писание длинных трактатов на странные и бесполезные темы о том, например, как нужно класть крестное знамя при чтении молитвы Иисусовой (о чем спорят в настоящем году старообрядцы); пожелаем, чтобы старообрядцы-поповцы при помощи света науки, при объективном характере исследования, дошли до признания того, как мелочно, ничтожно с точки зрения идеи вечного спасения, как цели человеческой жизни, то, из-за чего они отделяются от своих братьев по вере; а убедившись в этом сами, помогли и другим согласиям разрешить их внутренние затаенные муки о безысходности своего положения: помогли, например, беспоповцам в их современной беспомощности с учением об антихристе, беглопоповцам – с их исканием законной иерархии и вместе с ними пришли руководимые светом истинного знания и любовью к братьям по вере и крови туда, откуда они ушли в страну далекую, и там, блуждая во тьме невежества и вражды, ожесточились на Церковь , которая, как чадолюбивая мать, непрестанно зовет их к себе. Пусть же Рогожский институт будет мостом чрез пропасть невежества и вражды! 1 Вступительная лекция по истории русского раскола старообрядчества 11 сентября 1912 г. 9 «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках» А.И.Журавлева. М., 1890 г., ч. 1. Вместо предисловия, стр. 3. 12 «О причинах появления в русской Церкви раскола, известного под именем старообрядчества» Опоцкого, Спб., 1861 г., стр. 15. 22 Ibidem, стр. 121. В этом пункте Нильский совершенно расходится со Щаповым, который признает распоряжение Никона об удалении расколоучителей из столицы «умным и благодетельным» распоряжением. 23 На такой же точке зрения стоял в свое время митрополит Платон Левшин , по которому «надлежало было, объяснив все причины исправления книг, и представив пред очи видимые ошибки, также оговорить, что и в старых книгах ничего Церкви противного не заключается. Оставить на волю: по старым ли служить книгам или по новым».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istoriko...

Дубна. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:1997. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, г. Дубна, ул. Макаренко, д. 42 Координаты: 56.754726, 37.151827 Проезд:из Москвы с Савеловского вокзала (метро " Савеловская " ) автобусом, электричкой или экспрессом до станции " Большая Волга " , далее автобусами, следующими в левобережную часть города - 1, 3, 6, 11 или маршрутными такси до остановки " Детская поликлиника " . Ориентиры: Смоленская деревянная церковь у старого кладбища в сосновом бору. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Поводом к построению церкви послужило чудесное избавление в 1891 году с. Подберезье от эпидемии холеры, куда была принесена чудотворная икона Божией Матери, именуемая Смоленская, из Преображенского храма г. Корчевы (ныне город затоплен водами Иваньковского водохранилища). По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Алексия (Опоцкого) закладку храма совершил в 5 августа 1907 года настоятель Преображенского храма г. Корчевы священник Иоанн Лебедев. Церковь была «построена тщанием и усердием гражданами дер. Подберезья с гражданином Е.А. Зерновым во главе... постройкой закончена в 1915 году». Первым настоятелем был прот. Александр Чекалов. В 1930 г. в ней служил свящ. Григорий Сперанский, который был репрессирован в 1937 г. и умер в лагере в 1938 г. В 1937 году церковь окончательно закрывают и разоряют, сбрасывают колокола. В 1947 году здание храма было разобрано на кирпич. Информация предоставлена настоятелем храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым Здание бывшей Смоленской церкви было построено в 1914 году и полностью разрушено в 1948 году. Летом 1993 года группа православных христиан принимает решение о регистрации прихода в левобережной части города Дубны. После долгих поисков было найдено и арендовано временное помещение для совершения богослужения – картонажный цех Лечебно-производственных мастерских Московской областной психиатрической больницы 14, расположенный по улице Хлебозаводской.

http://sobory.ru/article/?object=03614

Среди различных угодий платежная книга 1585–1587 гг. отмечает долю в рыбной ловле, принадлежавшую храму Николы со Усохи в реках Толве и Верхолянке в Верхолинской губе Бельской засады Псковского уезда . Да и сама деревня Толвица в Кривовицкой губе Бельской засады в то время была никольской. При ней также имелось шесть пустошей . Эта «деревня Толвица на речке на Толвице» располагается к западу от деревни Великое Поле, на другом берегу. Таким образом, храм Николы Опоцкого или со Усохи уже в XV в. владел землями в тех краях, где возник Елеазаров монастырь. Испытывая глубокое почтение к преподобному старцу Евфросину, псковичи, прихожане Никольского и Варваринского храмов, решили одарить его обитель земельным пожалованием, выделя часть своей церковной вотчины в пользу Трехсвятительского монастыря. Причем вместе с суседями святых Николы и Варвары «свою половину земли» «надахом» и «сябре их» Матфей Кохнов. Вторая клаузула посвящена описанию границ землевладения: «А обо д то и земли о т струге [въ] боръ, а возл бор да у глинище а из глини[щ]а да у Талву рку». Здесь границы участка определяются по примечательным урочищам. Струга — это «поток, ручей» или «протока, соединяющая озерки» . По толкованию В. И. Даля, струга — это также «омут, колдобина в речке, которая летом пересыхает, покидая лишь местами воду» . Бор — «хвойный, преимущественно сосновый лес или сухое возвышенное место, где обычно растут сосны» . Глинище — «место, где берут глину, участок земли с глинистой почвой» . Главным опознавательным ориентиром в поисках описываемого места является гидроним Толва-река. Следовательно, нужно искать сие место вдоль ее берегов при впадении в реку ручья-струги. Наиболее ранней сохранившейся картой местности вокруг Елеазарова монастыря является план Генерального межевания Псковского уезда 1780-х гг. На нем представлены многие впоследствии утраченные населенные пункты и старинные топографические названия. Благодаря крупному масштабу (в одном дюйме — 200 сажен) на плане отмечены мелкие безымянные ручьи и речушки, озера и прочие урочища.

http://bogoslov.ru/article/6195871

Псковская 2-я летопись сообщает: «В лето 6879. Поставлена бысть церковь камена святого Николы на Всосе» . Другой летописец свидетельствует: «В лето 6879. Свершена бысть церковь святого Николы оу Вопоки камена» . Указание «на Всосе» отмечает местоположение храма у русла высохшей речки или болота. Из других источников известно о существовании в древние времена около этого места заболоченной низины и речки Зрачки — правобережного притока Великой . Другой топоним «оу Вопоки» отмечает расположение храма близ опоки. По толкованию В. И. Даля, «опока — меловой известняк; известковый суглинок; белая сероватая глина» . Близ русла сей высохшей речушки и был построен Никольский храм. Вероятно, древнейший храм XIV в. был деревянным, а в 1370–1371 гг. на его месте возвели каменный. Уже тогда он находился внутри деревянной стены Среднего города, которая в 1375 г. отстроена в камне. Топография объекта описана И. К. Лабутиной и затруднений не вызывает, поскольку церковь сохранилась на своем месте . Спустя полвека рядом был построен еще один храм. В 1421 (6929) г. «свершиша церков каменоу святую Варвару возле святого Николы в Опоцком конци » . Церкви выстраивались вдоль главной улицы Пскова — Великой, идущей через город с южного направления в Кром к Дому Святой Троицы. Никольский храм являлся украшением Среднего города. Его абсиды выходили в сторону Великой улицы. Несомненно, что, бывая во Пскове, преподобный Евфросин посещал этот храм, также как и его прихожане-«суседи» совершали паломничества в Елизарову обитель. Еще при жизни святого, в 1473 (6981) г., псковичи благоустроили церковный двор как райский вертоград: «Тоя же весне около боуя святого Николе, оу Вопочком конци каменем оделав и врата каменыя изрядив, и садом яблонями насадили» . Обе каменные церкви Николы и Варвары на Усохе находились в ведении одной приходской общины, объединявшей «сусед» Опоцкого конца. Никольская церковь имела довольно крупную вотчину, что свидетельствует о ее древности и почитании, а также о том, что ее прихожанами были знатные псковичи.

http://bogoslov.ru/article/6195871

Во втором погосте той же пятины, Сутоцком, было два монастыря, оба разоренные литовцами: Троицкий на Видогощи и Спасский на Веренде, в котором жили только два старца, а тринадцать келий были выжжены. Точно так же были разорены литовцами монастыри: Покровский девич на реке Луге в Передольском погосте с четырьмя кельями; Иоанно-Богословский на озере Черменце в Петровском погосте с 16 кельями; Введенский девич на Шелони в Скнятинском погосте с 20 кельями; Успенский «новыя печеры» на реке Черной в Хмерском погосте с 8 кельями; Троицкий на озере Черном в Щирском погосте; Спасский на озере Сябере в Бельском погосте с семью кельями; наконец, Христо-Рождественский на реке Демянке в Михайловском погосте, здесь жили только три старца . Известны еще монастыри Шелонской пятины: старорусские — Николаевский в урочище Кречеве (упоминается в 1572 г.) и Спасский в урочище Взваде; в городе Порхове — Спасо-Преображенский на посаде с четырьмя иноками и Рождество-Богородицкий женский за посадом; в Опоцком погосте — Ильинский на Шелони с тремя иноками да два ружные — Успенский, иначе Феофилова пустынь, на реке Омуче в Порховском уезде и Покровский Пустошский на юго-западном берегу Ильменя, близ села Пустоши с 24 братиями . Вотская пятина, простиравшаяся на север и северо-запад от Новгорода между реками Лугою и Волховом и затем Ладожским озером, была втрое обширнее Шелонской пятины и почти настолько же Деревской и Бежецкой. Потому неудивительно, если превосходила каждую из них и числом своих монастырей. Два из этих монастырей находились близ самого Новгорода и оба пользовались ругою, именно: Сплавский во имя святого Симеона Богоприимца на реке Сплаве, или Плаве, и Сырков в честь Сретения чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской на реке Веряжи, основанный около 1548 г. новгородским боярином Феодором Дмитриевичем Сырковым, который, будучи отправлен пред тем в качестве дьяка при нашем посольстве в ливонский город Колывань (ныне Ревель), дал обет построить этот монастырь, если совершит путь свой благополучно, и действительно построил с дозволения самого государя Иоанна Васильевича IV. Другие монастыри лежали дальше от Новгорода, но в Новгородском же уезде: Никольский в деревне Клинске Тесовского погоста, Троицкий над озером Тесовым в том же погосте, Покровский в Городенском погосте, Троицкий над озером Верхутном в Бутновском погосте и Никольский на левом берегу Волхова в Полишском погосте. Два предпоследние монастыря назывались монастырьками .

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

Состоявшиеся осенью 1922 г. уездные съезды духовенства в Кириллове, Белозерске и Череповце условно признали обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) как временный административный орган, не обсуждая его каноничность, и организовали при епископе Кирилловское церковное управление из представителей духовенства и мирян. Съезд в Череповце ходатайствовал перед ВЦУ об учреждении самостоятельной Череповецкой епархии во главе с еп. Тихоном. Последний согласился поддержать ходатайство, чтобы оградить паству «от вмешательства». Пока епископ ожидал извещения из ВЦУ, настоятель Воскресенского собора Череповца вдовый прот. Иоанн Звёздкин самочинно отправился в Москву, где был 4 марта 1923 г. поставлен обновленцами во «епископа» Череповецкого. С этого времени еп. Тихон стал уклоняться от участия в церковном управлении, в результате чего большинство духовенства К. в. подчинилось Иоанну Звёздкину. (Согласно указу ВЦУ от 6 марта 1923, «епископ Тихон Кирилловский остается викарием Череповецкой епархии».) После обновленческого собора 1923 г. еп. Тихон подал заявление о выбытии из Кирилловского церковного управления и «отдалился» от церковных дел. Узнав об освобождении патриарха Московского и всея России св. Тихона из-под ареста и о возвращении его к руководству Церковью, 30 сент. 1923 г. еп. Тихон направил ему доклад, в котором просил прощения за то, что «приходилось некоторое время против воли и желания иметь деловое общение» с обновленческими структурами, «к чему был вынужден просьбами духовенства и мирян, не желавших, чтобы я совершенно устранился от церковного управления». На докладе последовала резолюция от 2 нояб. 1923 г.: «Принять Преосвященного Тихона, епископа Кирилловского, в церковное общение и предложить ему вступить в управление Кирилловским викариатством». 24 марта 1924 г. патриарх разрешил священнослужение Макарию (Опоцкому), епископу обновленческого поставления, и назначил его епископом Череповецким, викарием Новгородской епархии. Под управлением Кирилловского еп. Тихона остались Кирилловский и Белозерский уезды, где под его омофор вернулись почти все приходы. В июне 1926 г. патриаршие общины Череповецкого у. в связи с арестом еп. Макария перешли в ведение еп. Тихона и управлялись им до марта 1928 г. Несмотря на «нелегальный статус» Московской Патриархии, 8 марта 1927 г. в Кириллове состоялся съезд делегатов от духовенства и мирян К. в. (Кирилловского, Белозерского и части Череповецкого уездов). На съезде присутствовал уполномоченный отдела ОГПУ Степанов. На рубеже 1928 и 1929 гг. еп. Тихон был перемещен в Тулу, но вскоре вернулся на прежнее место служения, в 1929 г. вышел на покой.

http://pravenc.ru/text/1840469.html

В г. Луках Великих Псковской до 150 в. наемные В Старой Руссе Новгородской до 90 в. В Валдае до 100 в. В Боровичах до 175 в. В Тихвине до 150 в. наемные В Порхове Шелонск. Псковской до 100 в. Шелонской пятины в Череменецком монастыре до 150 в. наемные В Опоцком погосте до 100 в. наемные наемные Итого: XVII. Олонецкой епархии Каргопольское при Александро-ошевенском монастыре Новгородской Крестновское Устюжное, в Уст. Желез. Есеницкое Итого: XVIII. Переяславль-Залесской епархии В г. Дмитрове Московской В Клину В Рузе  В Волоколамске В Верее В Гжатской пристани Смоленской Итого: XIX. Псковской епархии Гдовское Санкт-Петербургской Островское Псковской Опоцкое Новоржевское Рижское Рижской Невельское Полоцкой Итого: XX. Ростовской епархии В г. Ярославле Ярославской 60 – 250 В Угличе В Пошехонье, в Адриановском монастыре В Мологе Итого: XXI. Рязанской епархии В г. Шацке Тамбовской Прочие в оной епархии 782 церкви расписаны старостам поповским и заказчикам XXII. Славянской епархии В г.Кременчуг Новороссийской В г. Полтаве 20 – 188 В кр. св. Елисаветы В м. Кобеляках Славянское в м. Новых Кодаках 20 – 270 В г. Миргороде Киевской Крюковское в м. Глинске В Екатеринославе Екатеринославской Екатерининское, в Новых Водолагах В г. Бахмуте Азовской 25 –126 Новоростовское, в кр. св. Димитрия В г. кр. Александровской 10 – 309 Итого: XXIII. Смоленской епархии В г. Смоленске Смоленской В с. Порецком В Духовщине   В с. Ельне В г. Дорогобуже (Троицкий Болдин. мон.) . В г. Белом Рославское (в Спасск. м.) В г. Вязьме Торопецкое Псковской Итого: XXIV. Санкт-Петербургской епархии В Ямбурге Петербургской В Новой Ладоге В Выборге Выборгской Не показано В Ревеле Ревельской В Шлиссельбурге Петербургской В Нарве В Кронштадте Итого: XXV. Суздальской епархии В Юрьеве Польском Владимирской В 1781 г. Преосвященным проектированы правления: В Юрьеве Польском Владимирской В Шуе   В Кинешме Костромской В Коврове Владимирской По новому распределению: XXVI. Севской епархии В Брянске Орловской 10 – 121 Губернский город

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

К этому же периоду принадлежит статья профессора И.Ф.Нильского «Как учили об антихристе первые расколоучители», положившая прочное начало для правильного взгляда на затрагиваемый ею вопрос (1889:1), и статья В.М.Верюжского «Противораскольническая деятельность первого холмогорского архиепископа Афанасия» (1900:2). Далее, что касается последующей истории раскола, то можно назвать две статьи общего содержания: Ф.Г.Елеонского «Состояние русского раскола при Петре I», студенческая работа (1864:3), и профессора И.Ф.Нильского «Семейная жизнь в расколе в царствование Александра II», продолжение вышеназванного исследования на степень доктора, вторая часть которого печаталась также на страницах обозреваемого журнала (1871:2), – две статьи по истории федосеевского Преображенского кладбища: И.Ф.Нильского «О московском Преображенском кладбище», с описанием соборов 1791 и 1811 годов, рассуждавших о древнем запасном причастии, титле на кресте и о молитве за царя (1863:2), и В.Васильева «Организация и самоуправление феодосеевской общины на Преображенском кладбище в Москве» (1887:2), – три по истории мероприятий против раскола: П.С.Смирнова «Неизданное противораскольническое сочинение XVII века „Брозда духовная“», характерное по происхождению, содержанию и аргументации (1900:2), А.А.Опоцкого «Питирим, епископ Нижегородский как деятель против раскола», очерк по истории миссии и полемики первой четверти XVIII века (1874:3) и отца А.Синайского «Из истории мероприятий против раскола в первые годы синодального управления при Петре Великом» (1894, 2; 1895:2). Общий взгляд на историю мероприятий против раскола и отношение раскольников к обычаям и порядкам православного общества находим в статьях профессора И.Ф.Нильского «Чем объяснить долговечие раскола» (1871:1) и «Взгляд раскольников на некоторые наши обычаи и порядки жизни церковной, государственной, общественной и домашней» (1863:1). Наконец, по полемике против раскола можно отметить статьи Н.Г.Георгиевского «Описание находящихся в Публичной библиотеке старопечатных книг» применительно именно к требованиям обличения раскола (1857:2) и И.Т.Никифоровского «О перстосложении древних киевлян, сербов и греков», критическая статья по поводу взгляда некоторых учёных (1891:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010