Опытное Поле. Яранский Пророчицкий мужской монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Архитектурный стиль: Эклектика Год основания:Между 1899 и 1921. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Кировская область, Яранский район, местечко Опытное Поле. Координаты: 57.382619, 47.921246 Проезд:Трасса Р-176 " Вятка " , участок Яранск-Тужа. От Яранска около 10км, затем правый поворот на Опытное Поле (напротив поворота на с.Рождественское). От трассы примерно 1 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1899 году далеко на юге Вятской земли, в 10 верстах севернее Яранска, был учрежден новый мужской общежительный монастырь во имя Праведной Анны Пророчицы. Появился он на земле, принадлежавшей ранее умершей купеческой вдове Анне Дмитриевне Беляевой, завещавшей ее под новый монастырь. Для того времени это было появление уже далеко не первого нового монастыря на Вятской земле, и рост их продолжался. Незадолго до этого поблизости того же города Яранска был основан женский Знаменский монастырь, в соседнем Уржумском уезде два года назад появилась Куженерская женская община; в 1901 г. появится аналогичная община в местечке Арбаж в соседнем Котельничском уезде. Это было новое чудесное явление вятской православной жизни тех лет. Строителем и настоятелем новой обители был назначен келейник архиепископа Вятского и Слободского Алексия (Опоцкого) иеромонах Нил, который был известен своей богоугодной жизнью. 25 сентября 1899 г. монастырь был освящен, но продолжал строиться. В помощь о.Нилу было послано из Вятки несколько самых достойных священнослужителей. 18 июня 1899 г.указом Вятской духовной консистории туда был отправлен диакон Филейского монастыря Николай Константинович Люстрицкий, а 24 ноября 1899 г. указом Вятской духовной консистории перемещен иеромонах Матфей с должностью казначея. Как говорит устное предание, нелегко было ему покидать родную обитель, в земле которой покоился его дорогой наставник, но он смиренно подчинился указу духовной власти, к тому же командировка сначала намечалась как «временная», но как оказалось – на всю оставшуюся жизнь. Указом Вятской духовной консистории за 17861 от 21 декабря 1900 г. о.Матфей был окончательно оставлен в Пророчицком монастыре. Впрочем, как уже говорилось, связь его с Филейским монастырем осталась и в дальнейшем.

http://sobory.ru/article/?object=37142

22 . Преподобный ИОАКИМ, основатель Ильинского мужского Монастыря, бывшего в Опоцком Погосте Порховского Уезда, в конце 1б или начале 17 столетия. Мощи его там под спудом, а память его совершается сентября 9. 23 . ИОАНН, затворник Псковский, скончавшийся 1616 года октября 24 во время осады Пскова от Шведского Короля Густава Адолфа. Он жил 22 лета в городовой стене в молчании, яко в пустыне, хлеба не ел, а питался только рыбою. Сверх того во Псковских Синодиках записаны следующие Христа ради Юродивые Псковские: Марк. Авксентий. Домника. Иоанн. Максим. Еедокия. Тимофей. Борис. Марина. Ксения. Авраамий. Стефан. Екатерина. Агафия. Артемий. Варлаам. Монах Псковопечерский Амвросий. Мартин. Митрофан. Иоанн. Петр. Ермолай. Алексий. Козма. Об упомянутом выше под числом 19 Юродивом Николае Псковское предание гласит, что когда Царь Иван Васильевич, в 1570 г. строго наказавший Новгородцев, шел оттуда во IIckob с таким же намерением, подозревая и сей Город в согласии с Новгородцами, то Юродивый Николай присоветовал Псковичам встретить Царя с выставленными перед каждым домом на обоих сторонах столами с хлебом и солью, а сам Николай выскочив на улицу перед Царем на палочке своей прыгая с боку и спереди его кричал много раз: Иванушко! Иванушко! покушай хлеба и соли, а не Христианской крови. Царь скучив его криком, велел было его поймать, но он невидим был. Сие укротило первый гнев Царя, к за сие то Псковичи признали Николая Святым и погребли в своем Кафедральном Соборе. Смотр, к сему Повесть о начале и основании Почерского Монастыря напеч. в Москве 1807 г. стран. 106. Исторический Монастырей Псковской Епархии, доныне существующих. I. Псковский ПЕЧЕРСКИЙ, мужской Монастырь первого класса, находится в безуездном городе Печерах, от Пскова к западу в 56 верстах по Лифляндской дороге на границе к Лифляндии. Печерским назван он по древней в горе пещере, неизвестно когда и кем ископанной, а найденной в XV столетии одним крестьянном при рубке деревъев по горе под корнями их открывшейся. Но еще до открытия сего за несколько времени по некоему явлению окрестными жителями над пещерою на горе устроена уже была Церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы и написана была Икона ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Вскоре после женитьбы, 15 августа 1895 года, Николай Семенович Флоров был рукоположен в священный сан. Первым местом его служения стало село Пужеучинское в Елабужском уезде. Население здесь было смешанное: проживали и русские, и вотяки (удмурты), и татары. Нелегко пришлось молодому пастырю: прихожане — народ простой и доверчивый — или вообще не знали русского языка или знали его очень плохо. Целый год отец Николай прослужил в Ильинском храме села Пуже-Уча, исполняя одновременно обязанности законоучителя в Пужеучинском министерском училище. В 1896 году молодой священник был переведен в село Гостево, где ушел за штат его дедушка. Незадолго до смерти отец Михаил дал своему внуку завет: «Будь честным и трудолюбивым во всех твоих обязанно­стях, помня, что ты Богу служишь и людей спасаешь. Будь правдивым, не лукавь, не лицемерь, всех — и сослуживцев, и пасомых — зело учи тяготы их нести терпеливо, будь при­ветлив, и весел, и бодр. Никогда не торопись отправлением Божественной службы, но всякий раз служи торжественно и назидательно. Поступая так, по заповедям Христовым, ты не услышишь слова грозного пророка: " Проклят человек, творяй дело Господне с небрежением " » 3 . В Гостеве будущий священноисповедник Николай Флоров написал церковно-приходскую летопись местного Вознесенского храма. Она была составлена на основе тех старинных грамот, договоров, сборных книг и других документов, которые бережно хранил его дед, отец Михаил. Летопись получилась основательная и подробная и удостоилась высокой оценки вятского историка А.С. Верещагина (в настоящее время сама летопись утеряна, но ее черновики обнаружены на чердаке заброшенного дома в селе Кобра). За создание этой летописи в 1900 году отец Николай Флоров получил в награду набедренник, а в 1901 году удостоился перевода в другой, более обширный приход села Молотниково того же Котельничского уезда. Ревностные труды молодого священника были не раз отмечены в отчетах епископа Алексия (Опоцкого). В них имя отца Николая Флорова упоминалось среди тех священнослужителей, которые особенно преуспели в деле проповеди слова Божия.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5661500...

– 4) Из оканчивающих ныне курс воспитанников Академии не пользовался казенным содержанием ни в семинарии, ни в академии лишь один Крутиков Андрей, подавший в Совет заявление о своем желании служить по духовно-учебному ведомству. – 5) Определением Святейшего Синода от 20 мая-3 июня-15 июня 1905 года за 2809 постановлено; «В виду того, что допущение иностранных уроженцев на духовно-учебную службу в пределах России зависит от усмотрения Святейшего Синода, в выдаваемых академическим воспитанникам из таковых уроженцев дипломах и аттестатах, если ими не принята присяга на русское подданство, не должно быть обозначаемо их право быть преподавателями в русских духовно-учебных заведениях; вследствие чего академическим начальствам надлежит выдавать иностранным уроженцам дипломы и аттестаты по особой соответственно сему изготовленной форме». – 6) Окончившее ныне курс воспитанники-иностранцы: Тирич Иван, Цветанович Иосиф и Видакович Любомир присяги на русское подданство не принимали. Определили: 1) Окончивших полный академический курс студентов: 1) Чернявского Николая, Качоровского Наркисса, —188— Смирнова Николая, Горностаева Николая, 5) Беляева-Сергиева Михаила Крутикова Андрея, Воскресенского Евгения, Суслова Алексея, Соколова Петра, 10) Соколова Виктора, Лебедева Алексея , Парнасского Васшпя, Тирича Ивана, серб. урож., Рождественского Николая, 15) Зубарева Сергея и 16) Тихомирова Александра утвердить в степени кандидата богословия, с предоставлением им права на получение степени магистра богословия без нового устного испытания; 17) Макова Александра, Якубовича Ивана, Гусева Анатолия, 20) Священника Королева Михаила, Успенского Андрея, Лепехина Павла, Словинского Ивана, Соколова Андрея, 25) Перехвальского Сергея, Священника Боголюбова Владимира, Священника Опоцкого Николая, Краско Николая, Пятницкого Нила, 30) Цветановича Иосифа, серб. урож., Лебедева Виктора, Владиславлева Константина, Веретенникова Михаила, Свящ. Звездкина Иоанна и 35) Видаковича Любомира, серб. урож., утвердить в степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра по исполнении требований, означенных в § 137 академического устава; 36) Андреева Владимира, —189— Беляева Ивана, Королева Аркадия, Лагова Петра, и 40) Титова Николая утвердить в звании действительного студента Академии, с предоставлением им права на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительных кандидатских сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) на северной стороне СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ о пяти главах, готической архитектуры, во имя Введения во храм Божьей Матери. Иконостас в ней выкрашен по приличию, а местами золочён по полименту, стены расписаны. В западной части – два придела: а) с южной стороны – во имя Преп. Пафнутия Боровского, б) с северной – во имя Великомученика Феодора Стратилата; 2) на южной стороне – тёплая ЦЕРКОВЬ во имя Казанской Божьей Матери, об одной главе, вновь выстроена; при ней два придела: а) с южной стороны – во имя Воздвижения креста Господня, б) с северной – Великомученика Георгия Победоносца. В главном храме и приделах Иконостас золочен по полименту; 3) на восточной стороне – больничная ЦЕРКОВЬ во имя Владимирской Божьей Матери искуснейшей архитектуры, крестообразная, с полукружными концами; в боковых полукружьях устроены кельи для болящей братии. Церковь эта сооружена в начале XIX столения; 4) над западными воротами – КОЛОКОЛЬНЯ высотой около 30 саженей, также вновь построена; 5) по сторонам ворот – два небольшие братские ФЛИГЕЛИ; 6) ОГРАДА кругом монастыря четырёхугольная. Все сие каменного строения, а гостинные и братские внутри и вне монастыря КЕЛЬИ, и прочие службы деревянные. Опоцкий Ильинский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Новгородской, а потом Псковской Епархии, в Порховском уезде, в Опоцком погосте на берегу реки Шелони, расстоянием от Новгорода к юго-западу в 95, от Пскова к востоку в 80, от Порхова к северу в 20 вёрстах. О начале этого монастыря сведений не имеется; по описи 1628 года, значились в этом монастыре строения все деревянные следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ во имя Преп. Илии; 2) КЕЛИЙ три; 3) вне монастыря – скотный двор. Настоятельство тогда было Игуменское. По переписи же 1687 года, Июля в 30 день, по приписке этого монастыря в том же году Июня 28 дня к Новгородскому Архиерейскому дому, – учинённой оказалось в нём кроме помянутой церкви два колокола на дубе, две кельи и ограда кругом монастыря. Настоятельство Строительское; в подмонастырной слободе 15 дворов крестьянских; в Боротинском погосте – три деревни, в которых 7 крестьянских дворов, пахотной земли на 355 четвертей; сенокоса на 872 копны. В 1688 году был в этом монастыре уже белый Священник с причтом; потом упоминается он в 1693 году, а более нигде в записках не значится. В монастыре сем почивают под спудом мощи Преп. Иоакима, Игумена этого монастыря. Память его совершается 9Сентября. Опоцкий или Опоченский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

—69— чеслава, 5) Селиванова Александра, Петровского Алексея, Гумилевского Илью, Соколова Дмитрия (Яросл.), Троицкого Петра, 10) Чистякова Василия, Поп-Харалампиева Георгия, болг. ур., Мянда Карпа, Недумова Виктора, Павловского Дмитрия, 15) Яковлева Ивана, Соколова Дмитрия (Виф.), Ремезова Владимира, Троицкого Сергея , Садикова Александра, 20) Виноградова Сергея, Курбатова Петра, Богданова Николая, Пивоварчука Михаила, Пономарева Сергея, 25) Раича Любомира, серб. ур.; Исаева Петра, Маркова Дмитрия, Лясковского Петра, Добромыслова Анатолия, 30) Ключарева Ивана, Гаврилюка Александра, свящ. Горлицына Владимира, Процерова Николая, Вишневецкого Евстафия, 35) Владимирского Петра, Пятикрестовского Ивана, Величкина Сергея, Варжанского Николая , Смирнова Алексея, 40) Равицкого Александра, Рудакова Ивана, Фришфельд-Кайсына Венедикта, Березкина Ивана и 44) Петрова Василия. б) в III курс – студентов II курса: 1) Семидалова Владимира, Чернявского Николая, Качоровского Наркисса, Горностаева Николая, 5) Тирича Ивана, серб. ур., Андреева Владимира, Смирнова Николая, Крутикова Андрея, Соколова Петра, 10) Суслова Алексея, Воскресенского Евгения, Беляева-Сергиева Михаила, Парнасского Василия, Соколова Виктора, 15) Лебедева Алексея , Титова Николая, Тихомирова Александра, Соколова Андрея, Успенского Андрея, 20) Смирнова Василия, Зубарева Сергея, Иванова Харитона, Макова Александра, свящ. Королева Михаила, 25) Гусева Анатолия, Королева Аркадия, Цветановича Иосифа, серб. ур., Словинского Ивана, Якубовича Ивана, 30) Рождественского Николая, Перехвальского Сергея, свящ. Опоцкого Николая, Лагова Петра, Краско Николая, 35) Веретенникова Михаила, Лебедева Виктора, Пятницкого Нила, Владиславлева Константина, Видаковича Любомира, серб. ур., и 40) свящ. Иоанна Звездкина. в) в IV курс – студентов III курса: 1) Каэласа Александра, Россейкина-Косташ Фёдора, Адамова Ивана, Златоустова Павла, 5) Никольского Александра , Благоволина Фёдора, иерод. Игнатия (Дверницкого), Громцева Николая, Протопопова Виктора, 10) Добротворского Николая, Демьянова Григория, свящ. Рождественского Димитрия, Евсеева Константина. Троицкого Александра, 15) Лебедева Ивана, Шафранова Николая, Никитского Владимира, Смирнова Михаила, Роздоль-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В " Ленинградском мартирологе " помещен рассказ о епископе Макарии (Опоцком), 140-летие со дня рождения которого исполняется 28 ноября. Имя основателя Новгородского братства долгое время было незаслуженно забыто. Год назад удалось восстановить жизненный путь исповедника веры. Настоятель храма в Новгородской губернии основал братство и стал готовиться к епископской хиротонии, понимая, что его ждут репрессии. Владыка пережил несколько арестов, заключений и ссылок. Детские страницы журнала с " Дошкольным богословием " на этот раз посвящены ангелам. Название любимого многими праздника ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных - вряд ли понятно малышам. Но можно сказать проще: праздник всех ангелов. А кто они такие и зачем нужны? Встречаются ли ангелы в повседневной жизни или их могут увидеть только святые? Об этом юные читатели узнают из материала Анны Гольдиной " Вестники неба " . " Времена трудные - потому что легкие " журналиста Михаила Фатеева с одним из самых известных в мире кинорежиссеров Кшиштофом Занусси.  Как сегодня говорить о вере? Говорить о ней надо, ведь мир стал слишком благополучен, и Европу пора евангелизировать заново, считает режиссер. Рядом с Иоанновским монастырем на Карповке в необычном домике по вечерам прихожане монастыря, засучив рукава, валяют шерсть. Они готовят изделия к благотворительной выставке " Дети нашей Родины - святому праведному Иоанну Кронштадтскому " в поддержку восстановления родины святого, села Сура в Архангельской области. Об этом в материле " Объединенные делом " рассказывает Мария Сухова. Перед приходом святой равноапостольной Марии Магдалины в Павловске вопрос " куда приложить силы " не стоял. Обилие социальных учреждений в пригороде Санкт-Петербурга говорит само за себя. Стоял другой, сложный вопрос - как свое присутствие в этих учреждениях сделать желанным и полезным для проживающих. Начиналось с того, что вслед идущему причащать священнику кричали: " И сюда попы пришли головы людям морочить!.. " О проблемах, радостях и трудностях в заметках " От страха к радости " ведет рассказ руководитель социально-волонтерской службы храма Юлия Рубцова.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=248...

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Мелётово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Успения Пресвятой Богородицы — каменная церковь, сложенная из плитняка; один из лучших образцов псковского зодчества второй половины XV века. Престольный праздник: 28 августа, Успение Пресвятой Богородицы. Содержание История [ править править код ] Церковь построена в 1461-1465 годах. В надписи над западным порталом сказано, что заказчиком церкви был посадник Я.И. Кротов. В 1465 году храм по повелению псковских посадников Я.И. Кротова и З. Пучкова расписан фресками. Придел в честь святителя и чудотворца Николая построен в конце XVI века. Церковь и придел сложены из плиты, притвор — из кирпича. В 1798 году к притвору на средства помещика села Выголово Ляшева, прихожан и церкви пристроена кирпичная колокольня. На колокольне было пять колоколов. Большой колокол весил 62п. и имел надпись: «Сей колокол устроен усердием прихожан Мелетовской церкви при священниках Александре Бойкове и Александре Опоцком и церковном старосте Иродионе Павлове мастером Куколькиным». Второй колокол имел надпись: «Успения Богородицы лета 1724 ноября 22 дня, мастер Феодор Максимов, вес 41 п. 26 ф.». На третьем колоколе была надпись: «7106 (от сотворения мира, от Рождества Христова 1592) Успения Божией Матери при старосте Иоанне Иоаннове Ольховикове Феодор Клементьев». Четвертый колокол был без надписи и без обозначения веса. Надпись на пятом колоколе: «Псковский посадский человек Феодор Котельников». Престолов в церкви два, главный престол — во имя Успения Пресвятой Богородицы, в приделе — во имя святителя и чудотворца Николая. При церкви находится кладбище. Еще одно кладбище под названием Белохново устроено в 1843 году на земле крестьян деревни Гладухино. В приходе было шесть часовен: в селении Загорье часовня во имя Флора и Лавра построена в 1858 году жителями селения; в деревне Мараморка во имя Святителя Тихона Задонского построена в 1863 году жителями деревни для выноса тел умерших; в деревне Болоты часовня во имя Покрова Божией Матери построена жителями в 1882 году; в селе Выголово часовня во имя Покрова Божией Матери построена владельцем села Ляшевым, когда — неизвестно; в деревне Зенково часовня во имя Александра Невского построена в память мученической кончины Государя Александра II крестьянами в 1887 году; в деревне Селятино часовня во имя преподобного Никандра построена вместо сгоревшей в 1882 году жителями деревни.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Успени...

Машинописное и рукописное копирование стало основным способом распространения новых богослужебных текстов. Именно новых, поскольку книги, входящие в основной богослужебный круг, имели значительный объем и, по всей видимости, таким образом не тиражировались. К тому же дефицит основных богослужебных книг восполнялся за счет книг из закрывающихся храмов. Исчезновение контроля за распространяемыми среди православных богослужебными текстами произошло одновременно с жестким государственным давлением на Церковь . Доступ к типографскому станку становился все более сложным. В 1918–1919 годах церковным властям с огромным трудом удалось напечатать несколько богослужебных текстов в виде листовок и крохотных брошюр («Служба всем святым в Земле Российской просиявшим» 23 , «Молебное пение о спасении Державы Российския и утолении в ней раздоров и нестроений» 24 , Краткий акафист Пресвятей Богородице «Державной», исправленный (как было сказано в выходных данных) Патриархом Тихоном [Царица 2007: 491–497], Молитва перед Державной иконой [Царица 2007: 459–460]) 25 . После реквизиции церковных типографий богослужебные тексты, получившие санкцию высшей церковной власти, могли распространяться лишь в частном порядке. Церковная санкция перестала быть условием издания текста типографским способом. Машинописные и рукописные копии стали обычным способом распространения текстов, в том числе и тех, которые получали одобрение церковной власти. Причем известны обиходные рукописи, содержащие не только текст службы или акафиста, но и письменное благословение. В распоряжении авторов этой статьи имеется список Акафиста священномученику Власию, представляющий собой школьную тетрадку в клетку, в конце которой находится рукописная резолюция епископа Макария (Опоцкого) о допущении этого акафиста к богослужебному использованию: Акафист вполне удобоприменим при богослужении. Еп. Макарий (Опоцкий) 1930 г. Сентября 3 дня Перед отъездом из Великого Новгорода мне, аки уроженцу-земляку, некогда от дней отроческих прислуживающему «кадиловозжигателем» в алтаре церкви святого великомученика Власия, принесли сей акафист для просмотра и одобрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Псков. Церковь Николая Чудотворца со Усохи. Никола в Опоках Добавить фотографии Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 4 октября 2014 Добавлено: 28 октября 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Николы со усохи. 1536 г. Кончанский храм древнего Опоцкого конца (т.е. района города). Впервые был построен в 1371 г., в 1536 г., после пожара, был возведен заново. «В то время это было второе по величине здание после Троицкого собора. Теперь оно не менее чем на два метра от первоначального основания закрыто напластованиями, наросшими с 16 века» (Ю.П. Спегальский). Крупный, одноглавый, трехапсидный каменный храм с северным бесстолпным приделом во имя Сретения Господня; с южной стороны, возможно, был теплый придел во имя Иоанна Богослова; оба придела имели крыльца. Притворы — главный, западный, и боковые — северный и южный, — соединялись галереей. Однако переделки 17–19 вв. значительно исказили облик храма. Реставрация 1946 –1974 гг. (архитекторы Ю.П. Спегальский, В.А. Лебедева, Б.С. Скобельцын) вернула памятнику древние формы одного из самых значительных памятников псковского церковного зодчества 16 в. Церковь Николы со Усохи сохранила удивительную пристройку с юго–востока, известную в Пскове как «часовня неугасимой свечи». Эта небольшая, с крохотной изящной главкой усыпальница прорезана крупными арками, и по контрасту форм (приему, которым мастерски владели псковичи) обращает на себя внимание. В глубокой полукруглой нише часовни был написан лик святителя Николая Чудотворца. Перед ним постоянно теплилась лампада и горели свечи, — отсюда и название часовни. В интерьере храма — высокое подкупольное пространство, с крупными столпами, с повышенными подпружными арками. В люнетах — голосники — керамические сосуды, вставленные в стены для облегчения кладки и улучшения акустики и создающие особый, светотеневой орнамент. В вышине купола недавно чудесным образом проявились фрески. По характеру декора: лопатки, «поребрик — бегунец — поребрик», «бровки», валиковые разводы на апсидах, также украшенных «псковским ожерельем», — это подчеркнуто псковский храм, с сознательным отношением к своей исторической традиции, и вместе с тем — он неповторим (часовня, изящная двухпролетная звонничка на северной стене, компоновка форм).

http://sobory.ru/article/?object=00262

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010