Чуть ниже по течению Сухоны после Прилуков на левом берегу когда-то была деревня Кукуй. До нее — деревня Борочева. Вот там, согласно «Писцовой книге Устюжского уезда 1623–1626 гг.», и была та самая церковь «Никола на Опоке». Сейчас на месте Опоцкой Николаевской церкви стоит деревянный крест. Фото: Юрия Алексеевич/ sobory.ru На Сухоне в районе Опок — сложные пороги, по-местному «переборы». На них можно и груз потерять, и судно разбить — не только деревянную ладью, а и мощный пароход, — и самим сгинуть. В Никольский храм приходили отслужить молебен перед тем, как пороги пройти, и приходили поблагодарить за помощь Господа и покровителя путешествующих святителя Николая те, кто, двигаясь вверх по течению от Устюга к Вологде, пороги уже прошел. В 1791 году после благополучного преодоления Опоцкого перебора в церкви молился и русский писатель, путешественник и этнограф Петр Иванович Челищев. Согласно его подробным описаниям, в конце XVIII века здесь высились еще две деревянных церкви, «в одной престол Живоначальной Троицы, в другой настоящий храм Рождеству Пресвятыя Богородицы, придельный на верху, под самой крышкой, Илии Пророку». Челищев и его спутники отстояли всенощную, литургию и молебен в Рождественской Богородицкой церкви и взяли в Опоках для дальнейшего пути по Сухоне пять «бичевщиков» и лоцмана. Каменную Опоцкую Николаевскую церковь с двумя престолами во имя Николая Чудотворца и в честь Живоначальной Троицы построили на месте деревянной в первой половине XIX века, а после революции разрушили. Сегодня нет уже ни деревни Кукуй, ни храма. Точного места, где располагалась церковь тоже нет. Известно лишь, что «Никола на Опоке» стояла у правого берега речушки Ягрыш. 5 Близгородняя Крестовоздвиженская церковь (1713–1857), деревня Воздвиженье, Марденгское с/п, Великоустюгский район Согласно сборнику С. А. Мальцева и С. К. Мальцева «Храмы и часовни Великоустюгского района (сохраненные и утраченные)», Крестовоздвиженская Близгородняя церковь строилась долго — с начала XVII до середины XVIII века. Имела два престола: в честь Воздвижения Господня и во имя Казанской иконы Божией Матери. Было у храма целых шесть часовен по деревням Пушкариха, Конечная, Биричиха, Большой Двор, Осиновская, Деревесниково. В 1788 году в приходе числилось 886 человек, в 1868 — 1905 человек. В 1910 году церковь еще стояла — каменная, красивая, высокая, трехэтажная (сохранилась фотография). Сейчас и церковь, и все часовни разрушены.

http://sever.foma.ru/hramy-po-suhonskim-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Прп. Иоаким Опочский. Икона. Сер. ХХ в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл.) Прп. Иоаким Опочский. Икона. Сер. ХХ в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл.) (XV - нач. XVI в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), Опочский, игум., возможно основатель Ильинского мон-ря на погосте Опоки на р. Шелони, в 35 км от г. Порхова (ныне дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл.). В соч. «Описание о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) сведения об И. помещены в разд. «Преподобные отцы Новгородские»: «Преподобный Иоаким, игумен Опоцкого монастыря святаго пророка Илии на Шелоне реце, преставися месяца сентября в 9 день» (С. 44; ср. также перечни рус. святых в рукописях: РНБ. Вяз. Q. 80. Л. 109-110; Мих. Q. 348. Л. 9 об.; Q.I.382. Л. 15 об.; Тит. 2024. Л. 5; Q. 541. Л. 172 об.). Память И. под 9 сент. имеется в старообрядческих святцах: БАН. Дружин. 130. Л. 12 об.- 13; 131. Л. 10 об. и в «Алфавите русских святых» (1807-1811) старообрядческого мон. Ионы Керженского : «Иоаким бе игумен Опоцъкаго монастыря пророка Илии на Шелоне же реце. Время бытия показано 6904-го года» (ЯМЗ. Лукьян. 675 (15544). Л. 258). По-видимому, в отдельных рукописных месяцесловах И. был назван не только игуменом, но и основателем Опочского мон-ря. Об И. как о создателе Опочской обители писал архиеп. Сергий (Спасский) , ссылаясь на месяцеслов из собрания М. П. Погодина, на Коряжемские святцы 1621 г. (РГБ. Унд. 237. Л. 170 об.- 171), где, впрочем, такого указания нет, и на Белозерские святцы РНБ. Кир.-Бел. 516/773. Л. 17 (в ркп. есть упоминание «пр(епо)добнаго Иоакима Новаго»; поскольку такой святой неизвестен, архиеп. Сергий отождествил его с опочским игуменом). Мнение о том, что И. был не только настоятелем, но и первоначальником Опочского мон-ря, прочно вошло в агиографическую лит-ру XIX-XX вв.

http://pravenc.ru/text/468873.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДУБНЕНСКИЙ СМОЛЕНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм Смоленской иконы Божией Матери в Дубне Первоначально храм Смоленской иконы Божией Матери находился на выезде из села Подберезье Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Подберезье – это улица Кирова в городе Дубне). Поводом к построению церкви послужило чудесное избавление в 1891 году села Подберезье от эпидемии холеры, куда была принесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери из Преображенского храма города Корчевы (ныне - город затоплен водами Иваньковского водохранилища). В 1906 году жители Подберезья составили прошение на имя архиепископа Тверского Алексия (Опоцкого) . Архиерей постройку храма благословил, и 4 августа 1907 года из Преображенской церкви города Корчевы в Подберезье двинулся крестный ход с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери, богомольцы прошли тогда около 25 километров. На следующий день, 5 августа, священник Иоанн Иоаннович Лебедев, настоятель Преображенской церкви города Корчевы, совершил чин основания и закладку храма. Строительство храма было завершено в 1915 году. Начиная с 1929 года, Смоленская церковь закрывалась и открывалась несколько раз, главным образом из-за отсутствия священника. В 1937 году храм окончательно закрывают и разоряют, сбрасывают колокола. 1948 году здание храма было разобрано на кирпич и разрушено до основания. Идея восстановления Смоленской церкви принадлежит врачу городской больницы В.Н. Калякину, дед которого был старостой разрушенного храма. Инициативная группа православных христиан организовалась летом 1993 года. После долгих поисков в январе 1994 года было найдено и арендовано временное помещение для совершения богослужения - картонажный цех Лечебно-производственных мастерских Московской областной психиатрической больницы 14, расположенный по улице Хлебозаводской. Первое богослужение состоялось вечером 5 февраля 1994 года накануне дня памяти святой блаженной Ксении Петербургской . В благодарность за ее реальную и скорую помощь в деле строительства нашего Смоленского храма приписную колокольню-крестельню, прирубив алтарь, посвятили блаженной Ксении.

http://drevo-info.ru/articles/17779.html

  Отдельно были описаны значительные вотчинные владения обители, находившиеся в разных губах и засадах Псковской земли. Грамота — Середина XV в. (До 1458 г.) — Данная старост псковских церквей Николы Опоцкого и Варвары в Трехсвятительский монастырь старцу Елеазару на землю по Толве-реке. Публикуется впервые. ПИХМЗ. Древлехранилище. Ф. 242. Елеазаров монастырь. О. Ф. 36622. ДОК–21512. Л. 3 об. — 4. Се даше старост с(вя)т(а)го Никол Опоцко го Васил[еи] и Опимах и старост с(вя)ти Варвар Пет[ръ] i Иванъ и вси сусди с(вя)т(а)го Никол и с(вя)т[и] Варваре сусди и сябре ихъ М[а]т[еи] Кохновъ надахо м землю с(вя)таго Н[икол] и с(вя)тй Варвар и Матей К[охновъ далъ] свою половину земли у В[еликово поля] в монасты р (ь) Тремъ С[(вяти)телемъ Гpuropiю Б(го)-] [сло]ву i [B]acuлiю Kec[apiйckoмy i Ioahhy Златоустому и ] Л. 4 [Елеа]за ру старцу и всей его лавры че р нече ц кому [чину С(вя)ты]х Треи Святителевъ, А обо д то и земли о т струге [въ] боръ, а возл бор да у глинище а из глини- [щ]а да у Талву рку, а се и дань, и тая [з]емля С(вя)ты м Тре м С(вяти)т(е)лем и Елеазару ста р цу и все и [то и ] лавры чернецком в одерень. [У] той крпости печать свинцовая. Грамоты и следует рассматривать в совокупности как наиболее древние пожалования в пользу монастыря, сделанные псковичами еще в бытность преподобного старца Евфросина для обустройства им Трехсвятительской обители. В этих двух грамотах содержится описание земель самого сердца елизаровской вотчины. На сих участках располагался сам монастырь с храмом Трех Святителей и его надворные хозяйственные постройки с прилегающими угодьями. Первая клаузула акта состоит из трех частей: указания имен дарителей, имени получателя и обозначения объекта пожалования, то есть от кого, кому и что передается: «Се даше старост с(вя)т(а)го Никол Опоцкого Васил[еи] и Опимах и старост с(вя)ти Варвар Пет[ръ] i Иванъ и вси сусди с(вя)т(а)го Никол и с(вя)т[и] Варваре сусди и сябре ихъ М[а]т[еи] Кохновъ надахом землю с(вя)таго Н[икол] и с(вя)тй Варвар и Матей К[охновъ далъ] свою половину земли у В[еликово поля] в монасты р (ь) Тремъ С[(вяти)телемъ Гpuropiю Б(го)сло]ву i [B]acuлiю Kec[apiйckoмy i Ioahhy Златоустому и ] Л.

http://bogoslov.ru/article/6195871

Кроме того, в отличие от грамоты где помимо старца Евфросина назван также игумен Игнатий, в грамоте имя игумена отсутствует. Это указывает на более раннее время создания акта, то есть до 1459 г., когда, по предположению Н. И. Серебрянского, в Трехсвятительскую обитель мог быть благословлен игумен Игнатий. Из Жития старца Евфросина известно, что преподобный отец по смирению отказался от чина настоятеля, но в своей обители он всегда оставался признанным духовным наставником и главою основанного им монастыря. Это подтверждают и слова харатейной данной, объявляющей о том, что жалуемая земля передавалась «[Елеа]зару старцу и всей его лавры чернечецкому [чину С(вя)ты]х Треи Святителев». Здесь слово «лавра» указывает на общежительный статус монастыря, а это значит, что уже тогда в ней действовал устав, разработанный преподобным Евфросином. По наблюдению Н. И. Серебрянского, «этот устав был утвержден сначала Евфимием II, а окончательно митрополитом Феодосием, между 1458–61 гг.» . Таким образом, монастырский устав был написан Евфросином при создании иноческого общежительства, что приходится на последние годы правления архиепископа Евфимия II Вяжищского (1434–1458). Этим же временем следует датировать и харатейную грамоту условно относя ее к середине XV в. Разница во времени создания обоих документов и не должна быть значительной, поскольку каждый из актов давался на земельные участки, находившиеся в смежье, в пору сложения границ самой обители и ее ближайшей округи. Причем данная великопольских сябров 1459–1465 гг. предоставляла монастырю землю, на которой располагался он сам, а данная старост псковских церквей середины XV в. наделяла обитель примыкающим к ней участком. Отсюда следует, что грамота могла быть составлена вскоре после грамоты Дарителями земли монастырю выступали две псковские церковные общины и их сябр Матфей Кохнов. Необходимо рассмотреть их поближе. Названная в грамоте церковь «Николе Опоцкого» есть не что иное, как храм Николы со Усохи в Пскове. Эта церковь впервые упоминается в летописях в связи со строительством каменного храма в 1370/71 г.

http://bogoslov.ru/article/6195871

Построен новый мост на Пскове реке. Мастерам заплачено 80 рублей. Лето и осень были чрезвычайно дождливые и от того было половодье как весною. Приехал во Псков Новогородский Архиепископ Евфимий января 4, а выехал 27, взяв подъездные пошлины. Октября 3 все Запсковье, начиная от Богоявленского Конца из Мощонской улицы до Воскресенского Монастыря сгорело, и Церковь Козмодемьянская. На место сгоравшей от молнии Церкви Воскресения на Полонищи построена новая каменная на том же месте. Псковичи возвысили накладкою, как сказано в Летописи, своего для добра старую стену на Крому от Захабня до Кутняго Костра при Степенном Посаднике Алексее Васильевиче и мастерам заплатили 150 рублей. Из вышеупомянутых слов Летописи можно заключить, что там хранили они от пожаров или неприятеельских нашествий и свои сокровища в кладовых. Псковичи собравшись на Вече увеличили зобницы (т. е. хлебные меры) и в страх наказания обмеривающим привесили при мерах тех палицу, а старых Посадников побили на Вече, вероятно за злоупотребление в обмеривании. 1459 (а по другим 1460) Января 22 выгорели все пять Концов города Пскова, Торговский, Боловинский, Опоцкий, Городецкий, Остролавицкий и Княжий Двор, (где ныне пушечный) по самый Торг. Тогда погорели и многие Церкви. А начался пожар на Усохе, и огонь от Спаса, что близ Торга, перекинуло в Торговский и Боловинский Конец до Георгиевской Церкви, потом до Куклины Лавицы, оттуда до стены по конец Овраговы улицы. По другой же Псковской Летописи выгорело только три Конца, Опоцкой, Городецкой и Острая Лавица и Княжий Двор. Построена Князем Александром и Посадниками на Озолице у Желатска острова при Псковских исадах или пристанях, Церковь во имя Архангела Михаила: но Лифляндцы оспоривая себе во владение ловли сии, в том же году сожгли ее и с нею 9 человек Псковичей. За сие Князь Александр Васильевич с Посадниками отправясь на насадах и лодьях, многих Лифляндцев также переловили и сожег, а несколько селений их разорил. Но Лифлякдцы приплыв по реке Нарове отняли военную с пушками и со всем ратным запасом Псковскую насаду, или судно и выжгли в Березской волости 42 двора. После сего по просьбе самих Лифляндцев назначен был на Озолице съезд для мира и прибыли послы из Новгорода и Пскова с Князем Александром: однако ж Лифляндцы не приехали.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Русское. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельская церковь Построена по усовершенствованному проекту церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1890-1900, арх. В.М. Дружинин, доработка И.А. Чарушина) в с. Красногорское Удмуртской Республики. По идентичному проекту И.А. Чарушиным также построена  церковь Спаса Преображения (1897-1900) в г. Воткинске. В свою очередь сама церковь в Русском имеет не менее четырёх авторских повторений: По идентичному проекту (с увеличением объёма) построены: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм построен по проекту вятского архитектора И.А.Чарушина, автора многих вятских архитектурных шедевров. Строительство церкви начато при непосредственном участи еп.Алексия (Опоцкого). Заложен храм был 1 мая 1900 года. Первый камень будущего храма торжественно заложил известный вятский купец и благотворитель Яков Фомич Тырышкин. Вдохновленные происходящим, местные жители собрали в тот день более 300 рублей пожертвований. Каменный храм был построен и освящен 3 ноября 1909 года (все даты по старому стилю). Престольный праздник храма – 8/21 ноября, когда идут праздничные службы в честь Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. 7 января 1940 года Кировским районным исполкомом принято решение о закрытии церкви, утверждено облисполкомом 15 января. Здание передано «… для использования под культурное учреждение». Из храма увезли всё церковное имущество около 400 предметов. По некоторым сведениям часть икон жители забрали по домам, часть больших образов – кощунственно переделали на рамы. В 1940-1950-х годах здание храма использовалось под зернохранилище. Потом под мастерскую, затем машинно-тракторную станцию. В конце 1970-х годов по инициативе председателя колхоза «Русский» Литвинова Алексея Ивановича в здании храма был запланирован краеведческий музей. Благодаря этому была проведена реставрация на средства хозяйства (175 тысяч полнокровных советских рублей). 9 января 1990 года Советом по делам религий при Совете министров СССР принято решение о передаче здания «для удовлетворения религиозных потребностей верующих граждан».

http://sobory.ru/article/?object=08921

26 декабря 1908 года состоялось заседание епархи­ального съезда, на котором один из депутатов пред­ложил прийти на помощь пострадавшему от пожара детскому приюту. По благословению архиепископа Тверского Алексия (Опоцкого) в «Тверских епар­хиальных ведомостях» в экстренном порядке было отпечатано воззвание о помощи с приложением подписных листов для сбора пожертвований среди духовенства и мирян. 2 февраля 1909 года комиссия из пяти человек при­была во Власьевский детский приют для осмотра. Детский приют размещался в обширном деревянном здании, построенном ранее для приюта алкоголиков. Здание стояло в поле, в версте от села на церковной земле. Внутри оно было разделено на две половины широким коридором, по сторонам которого распо­ложены комнаты: классная, корзиночная мастерская, рукодельная для девочек, две спальни, столовая и кух­ня, квартиры заведующей, ее помощницы и псалом­щика-учителя. Детей собрали в классной комнате, просторной, светлой и чистой. Всех детей – 24 маль­чика и 11 девочек, в возрасте от 4 до 15 лет. Выгляде­ли они как все деревенские дети. На некоторых был заметно выражен отпечаток порочности родителей: неправильное строение головы, бледность лица, боль­ные глаза, следы парши. Держали они себя непринуж­денно, но не грубо. Под руководством псаломщика они пропели несколько церковных песнопений. В воскресные и праздничные дни дети поют в церкви на левом клиросе. Организуется церковноприходская школа, в которой пока учит псаломщик. «Мы свидетели того, – писали члены комиссии, – как дети при нас ласкались к отцу Николаю... Ясно, что они привязаны к нему и понимают, что он их приютил. Мы и в отсутствие отца Николая опрашивали детей, хорошо ли им в прию­те, и получали один ответ, что хорошо. И служащие в приюте лица, как видно, преданы своему делу и лю­бимы детьми. Нас дети встретили с радостью и охот­но с нами разговаривали. Кроме школьных занятий, мальчики занимаются плетением корзин из прутьев под руководством особого мастера, а девочки шитьем рубашек и платьев для приюта под руководством помощницы заведующей. Мы видели работы мальчиков и девочек и нашли их удовлетворительными.

http://fond.ru/kalendar/700/nikolay/

Григорий (Дадиани), еп. Гурийско-Мингрельский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) В нач. XX в. в связи с проектом реорганизации Церкви на Кавказе планировалось выделить из состава Г.-М. е. Сванети, включив ее в Сухумскую епархию, поскольку путь в Сванети от Кутаиси и Рачи был открыт только в летние месяцы, а строящееся со стороны побережья Чёрного м. по р. Ингури шоссе обеспечило бы круглогодичный доступ в Сванети (секретное донесение 1080 от апр. 1903 г. экзарха Грузии Алексия I (Опоцкого) еп. Сухумскому Арсению (Изотову) - ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 26868. Л. 1). После рассмотрения проекта о реорганизации Церкви на Кавказе прот. сщмч. Иоанна Восторгова на заседании особой комиссии Синода 29 февр.- 1 марта 1916 г. было предложено переименовать Грузинский Экзархат в Кавказскую митрополию и ввести в состав Г.-М. е. территории Самурзакани (Сухумский окр.) и Аджарии (Батумский окр.) ( Дурново. С. 152; Цнобис пурцели. 1916. 524. С. 3). Г.-М. е. прекратила существование в связи с упразднением Грузинского Экзархата РПЦ в 1917 г. Архиереи. Гурийские: еп. Николай (Шервашидзе; с 1795 митр.; † 1827); еп. Евфимий (Цулукидзе; рукоположен 29 июня 1844; с 11 апр. 1853 епископ Имеретинский); еп. Иоанн (Иоселиани; рукоположен 15 сент. 1853; с 19 авг. 1858 на покое; † 19 окт. 1867); еп. Гавриил (Туския; рукоположен 25 марта 1859; с 1 авг. 1881 на покое; † 11 сент. 1881). Мингрельские: митр. Давид (Церетели; бывш. митрополит Никорцминдский, с 30 мая 1829; с 9 июня 1834 на покое; † 18 янв. 1853); еп. Георгий (Кукалашвили; рукоположен 19 мая 1835; † 2 апр. 1842); еп. Антоний (Дадиани; рукоположен 14 февр. 1843; † 9 дек. 1852); еп. Захария (Дгебуадзе; рукоположен 8 сент. 1853; † 5 марта 1854); еп. Феофан (Габуния; рукоположен 8 сент. 1854; † 1 июля 1859); еп. Геронтий (Папиташвили; бывш. епископ Абхазский, с 16 нояб. 1859; с 19 мая 1862 еп. Горийский, викарий Карталинской епархии); еп. Виссарион (Чичуа; рукоположен 1 янв. 1863; † 13 янв. 1865); еп. Тарасий (Элиава; рукоположен 30 авг. 1865; † 4 янв. 1874); еп. Виссарион (Дадиани; рукоположен 12 янв. 1875; с 1 марта 1886 епископ Алавердский, викарий Грузинской епархии).

http://pravenc.ru/text/168392.html

И как к тебе сия Наша грамота придёт, и ты бы, богомолец Наш, Глушицкого монастыря Игумену на соборе велел стоять по-прежнему выше Корнильева монастыря Игумена против степени; а прочтя сию Нашу грамоту велел с неё списать список слово в слово, а списав, оставил у себя; а сию Нашу подлинную грамоту отдал бы еси Глушицкого монастыря Игумену Ионе. Писан на Москве лета 7155/1647 Марта в 7 день. Подписал Дьяк Давид Дерябин, справил Власко Андреянов. Прибавление из VI тома Глядовский Предтечев Могилёвский монастырь Мужской. Существовал в XVII столетии. В 1649 году, Апреля 10, Игумен оного Павел приезжал в Москву за милостыней. Гнилушская Николаевская пустынь Московской Епархии мужская, упразднённая, находилась близ города Коломны на берегу реки Гнилуши. До учреждения Духовных Штатов в 1764 году было за ней только две души крестьян, по Штатам же осталась на своём содержании и вскоре упразднена. Голдовский Троицкий монастырь Мужской. Находится в Минской Губернии близ города Вильны; до 1731 года принадлежал он к Виленскому Святодухову монастырю, а потом насилием Официала Униатского превращён на Унию. Обстоятельство сие в представлении своём Св. Синоду Виленский Иеромонах Иоасаф изъяснил таким образом: монастырь Троицкий Голдовский, «в повете Лицком лежащий, Официал Униатский с единомышленниками своими насильно отобрал; и Игумена Иоасафа Опоцкого, остригши ему волосы и связавши его, в Бутенскую обитель сослал» (см. Историческое известие о возникшей в Польше Унии, изданную Николаем Николаевичем Бантыш-Каменским в 1805 году в 8-ю долю, стр. 429). Головчинский Преображенский монастырь Подольской Епархии заштатный, мужской. Находился при реке Бух между городом Летичевом и местечком Метжибожем, по которому прежде и монастырь именовался Метжибожинским, а потом, когда устроилось селенье близ монастыря Головчинцы; то монастырь по оному переименован Головчинским. Основание своё получил этот монастырь по преданию соседственных жителей, от некоторых пустынников, поселившихся на сем месте, которые около половины XVI века, построив себе тут земляные кельи и маленькую деревянную церковь , впоследствии составили обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010