Тимур Щукин: Новомученики расширили наше представление о святости. Да и как могло быть иначе: в сонм, составленный из византийских и древнерусских святых, которые и жили иначе, о которых и рассказывали по-другому, вошла дивизия новобранцев — наших современников. Они родились и выросли в эпоху радио и кино, железных дорог и индустриализации, рабочих демонстраций и женской эмансипации, распада сословного и вообще традиционного общества. Конечно, эти люди на всё (кроме главного) смотрели по-другому. Совсем иначе — об этом говорят письма, воспоминания, дневники — они понимали брак, отношения мужчины и женщины. Если кратко: христианское благочестие оказалось совместимым с «романтикой», с идеализацией супруга, с опытом взаимопроникновения полов как чем-то самоценным. А может быть, христианский брак научился не прятаться, не стесняться себя. Главная причина расцерковления Александр Королев: На мой взгляд, главная причина кризиса веры, расцерковления, разочарования — в том, что церковь сейчас не воплощается в том, в чем она должна воплощаться, — в любящей общине братьев и сестер, которые по разным причинам потеряли веру или ушли из Церкви. Конечно, тут важен церковный опыт. В этом отношении XX век помимо скорбных страниц церковной истории имеет и опыт возрождения братско-общинной жизни. Многие новомученики приходили к общинной жизни как единственной возможной форме церковного существования в условиях гонений. Традиционная приходская форма тут совершенно недееспособна. Так жили Александро-Невское братство в Петрограде, община архимандрита Сергия (Савельева), мечевские общины, община митр. Макария (Опоцкого). Этот опыт практически никак не воспринят современной церковью, которая является наследницей новомучеников и исповедников. Точнее, должна являться. Их канонизировали, составили им службы и благополучно забыли, даже не подозревая, что это часто опыт общинной жизни, которая смогла устоять в условиях беспрецедентных гонений на Церковь, массового уничтожения верующих. Почему Церковь до сих пор не признала «екатеринбургские останки» мощами святых? Четыре причины

http://blog.predanie.ru/article/putevodi...

«На Псковщине люди сохранили тот самый старинный уклад жизни» Такая служба. Беседа с иереем Артемием Лутченко (+ВИДЕО) Михаил и Екатерина П. Церковь Николая Чудотворца со Усохи – один из древнейших памятников Пскова, внесенный в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО как образец псковской архитектурной школы, памятник истории и культуры федерального значения XV–XVI веков. Считается, что свое необычное название церковь получила потому, что была построена на окраине большого болота, место это называлось «усохой». Еще надо отметить, что древний Псков имел деление на районы – концы. И в каждом таком районе была своя главная «кончанская» церковь. И к названиям таких церквей в Пскове часто добавлялось название места, где они стояли. Таким образом, церковь Николая Чудотворца со Усохи – это кончанский храм древнего Опоцкого конца. Каменное здание церкви было построено в 1536 году на месте сгоревшего деревянного храма 1371 года. Знаменитый исследователь псковской старины Юрий Спегальский пишет, что церковь подвергалась неоднократным переделкам в XVII–XIX веках. В годы Великой Отечественной войны здание храма горело и было сильно повреждено. Реставрация под руководством архитектора Юрия Спегальского проводилась в 40-х и 60-х годах XX века. Храму вернули древние формы. Он является одним из наиболее значительных памятников псковского храмового зодчества XVI века. Иерей Артемий Лутченко – Отец Артемий, вы служите в Пскове в церкви Николы со Усохи. Расскажи об этом храме. – Наш храм довольно древний, хотя и не самый древний по псковским меркам. В Пскове трудно быть самым древним. Это старинный город. С XIV века на этом месте, согласно летописям, существует храм. За такую долгую историю с ним было всякое. Он и от пожара страдал, и перестраивался. Нынешний храм относится к XVI веку. Если кто не знает, в средневековом Новгороде и Пскове была принята такая административная система – концы. Город делился на территориальные общины, которые назывались концами. Они обладали самоуправляемым статусом. Наш храм был центром одной из таких общин и назывался кончанским. В нем находилась и казна общины, и оружейный склад. Это был некий административный центр.

http://pravoslavie.ru/158218.html

 Открытость Неплюева вполне согласуется по духу с христианским исповеданием, отраженном в Деян и 2 Кор. или в 5-й главе «Послания к Дионгету» ( Diogn . 5 ).  Неплюев Н. Отчеты блюстителя о жизни Трудового братства. Ч. 1. Москва: Преображение, 2011. 224 с. Ч. 2. Москва: Преображение, 2011. 336 с.  Речь идет о свящ. Романе Медведе. См.: Неплюев Н. Частное ответное письмо священнику Иванову //Он же. Беседы о трудовом братстве. Частное ответное письмо священнику Иванову. Москва: Преображение, 2010. С. 305–389.  См.: Неплюев Н.Н. Звуки души/Предисл. и прим. Н.Д. Игнатович. Москва : Преображение, 2012. 112 с.  В большинстве публикаций, посвященных Н.Н. Неплюеву и Крестовоздвиженскому братству, затрагиваются социальные аспекты их деятельности, а ее церковные основания остаются вне внимания исследователей [ Гордеева 2017; Сомин; Фейзрахманова ]. Тогда как целью Неплюева была организация именно церковного братства, а не хозяйственной артели.  Немаловажным для судьбы братства было и положение Неплюева в обществе, но тема данной статьи и ее формат позволяют здесь лишь упомянуть об этом.  Утвержден Святейшим Правительствующим Синодом 23 декабря 1893 года.  Братские отношения архиерея с народом, о которых писал Н.Н. Неплюев, были реализованы, в частности, в служении еп. Иннокентия (Тихонова) и еп. Макария (Опоцкого). См.: [ Зегжда, 15–121; Дмитренко, 83–155 ].  Ср. «Апостольская церковь не знала деления на клириков и лаиков в нашем смысле, как и не содержала самих терминов “лаик” и “клирик”. Это есть основной факт церковной жизни первоначальной эпохи…» [ Афанасьев, 37 ].  Такими последователями стали, например, принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845–1925) и епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий) (1872–1941).  Сходные мысли были высказаны в 1910 г. петербургским священником Иоанном Егоровым, возглавлявшим Братство Святого Креста: «…Не место, и не плотское, что связано с местом; не человеческое, напр , единство обычаев, воспитания, состояния, образования, связывало в группу, но единство религиозных переживаний» [ Егоров, 103 ].

http://bogoslov.ru/article/6177593

(Среди этих прихожан, в частности, были две дочери отца Димитрия Опоцкого, Елена и Паулина, которые жили в этом храмовом доме ещё до его покупки Петровым). Это позволило принять ненаследуемый дом в собственность общины. Факт о том, что дом был на балансе Российской Миссии, в этот момент был как бы забыт. Приход тогда был зарегистрирован как часть диоцеза митрополита Евлогия в Associations Orthodoxes russes en Europe Occidentale, а после принятия дома в собственность стал числиться в коммуне под именем Association «Eglise Orthodoxe Russe de la rue des Chevaliers». 22 декабря 1933 года приходская община в лице старых прихожан передала дом в собственность вновь образованной некоммерческой ассоциации " Conference Saint Nicolas " . 1.3. Основание Брюссельско-Бельгийской архиепископии 1.3.1. Митрополит Александр (Немоловский, 1875-1960). «Преемником о. Извольского стал преосвященный Александр (Американский). После Америки он попал в Константинополь, оттуда турки его выселили вместе с другими русскими, протомив при высылке два дня в тюрьме. Владыка Александр приехал в Париж и оказался в самом неопределённом положении. Я предложил ему настоятельство в Брюссельском храме. Он энергично взял там бразды правления и быстро завоевал широкие симпатии. Оригинальной складки архипастырь. Истовый в служении (служит ежедневно), аскет, постник, проповедник агитационного американского типа с политическими оттенками в содержании своих проповедей, по политическим взглядам монархист-легитимист. На богослужениях он поминает всех монархов Европы, служит в национальных трёхцветных поручах, с такими же трёхцветными ленточками на трикириях; в царские дни на церковном доме, по его распоряжению, развеваются русские национальные флаги...» (Митрополит Евлогий. Путь моей жизни. – Париж, 1947. С. 427). Епископ в последствии митрополит Александр (Немоловский).фоторгафия публикуется впервые. АРЭ Начав трудиться в Брюсселе с 5 января 1929 года, владыка Александр все свои силы и энергию отдавал прихожанам.

http://pravoslavie.ru/43624.html

языка и ГПЦ, к-рой заведовал в течение мн. лет. В 1888-1896 гг. был заведующим открывшимся Церковным музеем Грузинского Экзархата РПЦ, в 1889 г. вошел в состав правления Об-ва по распространению грамотности среди грузин. 27 сент. того же года назначен членом Грузинского епархиального училищного совета, в 1890 г. ревизовал приходские школы Тифлисской губ. (ДВГЭ. 1891. 14. С. 30-32), с 14 апр. 1893 г. член педагогического собрания правления Тифлисской ДС. В 1894 г. составил утвержденную Святейшим Синодом программу, по к-рой в духовных школах груз. языку было отведено 12 часов в неделю, русскому - 6 часов. В марте 1896 г. Ж. получил чин действительного статского советника (Указ. 1893. С. 1-5) и был назначен смотрителем приходских школ Гурийско-Мингрельской епархии . В 1902 г. в связи с поднятым вопросом о расхищении церковного имущества возглавил группу, приступившую по разрешению экзарха архиеп. Алексия (Опоцкого) к сбору церковных ценностей (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22364. Л. 2; Ф. 489. Ед. хр. 46364. Л. 9; Ед. хр. 46852. Л. 1-2, 7, 10-11). В 1907 г. Ж. вошел в состав образованного Историко-этнографического об-ва. В 1911 г. подал в отставку по болезни и поселился в г. Гори; последние годы жизни провел в Каспи, где у него был дом. Награжден орденами св. Станислава 3-й (16 июня 1889) и 2-й (6 мая 1901) степени. Похоронен в Дидубийском пантеоне общественных деятелей в Тбилиси; одна из улиц города носит его имя. Ж. занимался сбором, изучением и публикацией груз. исторических источников, был одним из основателей груз. источниковедения. В 1902-1903 гг., использовав каталоги Д. З. Бакрадзе , Ж. осуществил 1-е издание груз. рукописей - 2-томное описание фонда Тифлисского церковного музея (3-й т. изд. М. Джанашвили в 1908). Ж. много путешествовал по Грузии, собирал рукописи, переписывал лапидарные, чеканные и фресковые надписи, искал и описывал заброшенные церкви, занимался поиском древностей в груз. семьях, работал в фондах Об-ва по распространению грамотности и Церковного музея.

http://pravenc.ru/text/182337.html

ДИМИТРИЕВСКИЙ, мужской, на поле бывший за Псковом за Петровскою Слободою выжжен был Шведами в 1615 году; после возобновлен и приписан к Архиерейскому дому, а ныне кладбищенскою Церковию. ИЛЬИНСКИЙ, женский Монастырь в Завеличье при городе Пскове, просто именовавшийся Илья Сухой, выжжен был Шведами в 1615 году; после возобновлен, но в 1764 обращен в приходскую Церковь , которая в 1786 году упразднена. ПОКРОВСКИЙ девичий в Пригороде Вреве. ИЛЬИНСКИЙ мужской в Пригороде Вреве. Упоминаются в Писцовых Книгах 1623 года. ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ КОСТЕЛЬНИКОВ с Мишариной горы, мужской, во Пскове упоминается в Писцовой Книге 162З года; упразднен по издании Духовного Регламента; а при Штатах 1764 года Церковь оного обращена в приходскую и кладбищенскую. НИКИТИНСКИЙ С ПОЛЯ за городом Псковом, мужской, упоминается 1623 года; в 1764 году упразднен, а Церковь оного обращена в приходскую, но с 1786 приписана к Покровской на Проломе, а с 181З опять сделана приходскою с припискою к ней Покровской. ТРЕХСВЯТИТЕЛЬСКИЙ с Болота, женский во Пскове, упоминается в Писцовых Книгах 162З года: упразднен по издании Духовного Регламента. РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, женский в Торопце, упоминается в 1627 году, а упразднен в 1764 и обращен в приходскую Церковь . СПАСОКЛИНСКИЙ, мужской, в Холмском Уезде в Спасоклинском Погосте упоминается в 1627 году. ИЛЬИНСКИЙ Опоцкий, мужской Монастырь в Порховском Уезде в Погосте Опоцком, упоминается 1628 г; в 1688 году упразднен и обращен в приходскую Церковь . РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Порховский, женский, близ Порхова на устье реки Полони упоминается 1628 года ; в 1764 году обращен в приходскую Церковь . СПАССКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Порховский, мужской, в города Порхове упоминается в 1628 году. СПАССКИЙ СЯБЕРСКИЙ, мужской Монастырь при озере Сябере в Гдовском Уезде упоминается в 1628 году. ЛЮБЯТОВ НИКОЛАЕВСКИЙ за городом Псковом на поле при левом береге Псковы реки, мужской, упоминается в надписи на находящейся там Иконе Умиления Богородицы упраздненным до 1645 года. Но опять был восстановлен и вторично упразднен после Штатов 1764 года, а Церковь оного обращена в приходскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

На Усть Моржу за Никольским моностырем 2 дв. крестьянских. 2 (448). В Кольском узде за Кандолоским и за Печенским монастыри 6 дв. бобыльских. л. 627. LXXXIV. Устюжна Железополская. LXXXV. Яскол. В Троецком монастыре 24 дв. 20 (469). В Никольском монастыре, что в Холкаве, 29 дворов. 29 (470). LXXXVI. Масалеск. Мон. Боровенской 79 дв. 209 (462). LXXXVII. Серпееск. л. 627 об. Мон. Никольской, что на посаде, 3 дв. 3 (433). LXXXVIII. Новосиль. Мон. Троецкой Духов 68 дв. 72 (464). LXXXIX. Ливны. Мон. Сергиевской 35 дворов. 35 (465) Великий Новгород. 535 (176). Юрьева мон. 535 дв. 895 (177). Спаского Футыня ион. 895 дв. 200 (178). Антоньева мон. 200 дв. 596 (179). Никольского Вяжицского мон. 596 дв. л. 628. 114 (180). Духова мон. 114 дв. 82 (181). Кирилова мон. 82 дв. 25 (182). Благовещенского мон. 9 дв. 157 (183). Деревяницкого мон. 157 дв. 14 (184). Лисицского мон. 14 дв. 49 (185). Никольского Белого мон. 49 дв. 41 (186). Зверинского девичья мон. 41 дв. 19 (187). Савины пустыни 19 дв. 100 (188). Отни пустыни 100 дв. 3 (189). Волотовского мон. 1 дв. 46 (190). Никольского Островского мон. 46 дв. 58 (191). Спаского Коволева мон. 58 дв. 4 (192). Ситинского мон. 1 дв. л. 628 об. 10 (193). Сковородцского мон. 8 дв. 6 (194). Сырковы пустыни 4 дв. 10 (195). Яркожского мон. 10 дв. 27 (196). Еуфимьева девичья мон. 24 дв. 4 (197). Десятинского девичья мон. 3 дв. 12 (198). Зверина девичья мон. 12 дв. 5 (199). Никольского Перекомского 5 дв. 84 (200). Троецкого Клопского мон. 84 дв. 12 (201). Ильинского Опоцкого мон. 12 дв. 18 (202). Рожественского Демьянского мон. 18 дв. 10 (203). Спаского и Пречистинского девичья монастыря, что у Порхова, 6 дв. 10 (204). Никандровы пустыни 7 дв. 11 (205). Троецкого Видогожского мон. 8 дв. л. 629. 7 (206). Спосолатина мон. 7 дв. 5 (207). Спаского Рабежаского мон. 5 дв. 11 (208). Ивановского Богословского мон., что на Черменче, 11 дворов. 14 (209). Егорьевского мон., что на Городце, 14 дв. 5 (210). Введенского Шкинятина мон. 5 дворов. 7 (211). Левохневы пустыни 6 дв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Архиепископ Анастасий: свобода от страха должна формировать отношение к жизни Тирана, 17 апреля 2009 г. В своем Пасхальном послании , опубликованном на днях, Предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Тиранский Анастасий посвятил особое внимание теме дара Воскресения Христова как освобождения от страха. " Вестью о Воскресении, - пишет в послании Блаженнейший Анастасий, - непрестанно возвещается свобода от всякого страха. Победой Христовой сокрушена власть демонских сил, исчезла пропасть между Богом и людьми, и восстановлены их отношения. Онтологическое значение Креста и Воскресения уникальным образом разъяснил Апостол Павел: Иисус вочеловечился и принял страдания на Кресте, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14-15). Воскресший Христос положил начало новому человечеству «Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:18-22). С Воскресения Христова для людей начался новый способ существования. Уверенность в Воскресении, убеждение в том, что «дана Ему всякая власть на небе и на земле» (Μф. 28:19), освободили учеников от всякого страха и томительного ожидания, сделав их смелыми и мужественными проповедниками новой жизни во Христе... В наше время страхи, угрожающие нам в жизни, умножились. В последнее время они усилились еще и в силу общей тягостной ситуации, вызванной всемирным экономическим кризисом. И старые, и новые страхи крутятся у нас в мыслях и сжимают сердце. В этой тяжелой атмосфере наступает праздник Воскресения, когда все верующие призываются вступить на путь свободный от страха: от страха перед нашими врагами, от страха, порождаемого несправедливостью и жесткостью нашего общества, от страха разнообразных грехов, проникающих в наше существо и изменяющих его к худшему, от страха перед болью, болезнью, одиночеством, опасностями и скорбями, угрожающими нам в жизни, от страха нависших ежедневных проблем, от страха неизвестности, несчастья, неуверенности в будущем.

http://pravoslavie.ru/30098.html

Житие преп. Анастасия свидетельствует, что он не только писал аскетические творения, но и в жизни воплотил наставления своего духовного отца – преп. Иоанна Лествичника. Так, во время богословских диспутов с еретиками он «беседами с ними частными и прениями действовал на них и, присоединяя к проповеди чудотворения (однажды во время засухи молитвами своими испросил спасительный дождь), он многих из еретиков обратил в православие» . Итак, и в жизни, и в своих трудах преп. Анастасий Синаит сочетал две стороны совершенного христианина, о которых сам же и говорит в своем произведении «Вопросы и ответы» (вопросы 1-3). Для того чтобы быть истинным и совершенным христианином, недостаточно иметь правую веру и дела благочестия. Наш ум с помощью этих добродетелей обустраивает душу: «верой и добрыми делами созидается умом нашим дом души нашей». Но если в этом доме души живет гордость, то Христу там нет места. А только тот христианин является совершенным, в котором поселился Христос, согласно обетованию: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). А в «Путеводителе» преп. Анастасий объясняет своим читателям, что ни знание Священного Писания и творений Святых Отцов, ни владение философско-богословским аппаратом, ни выдающиеся полемические способности нисколько не помогут им в борьбе с еретиками, если Святой Дух не пребывает в них как путеводитель .  Итак, вера вместе с богословскими изысканиями и добрые дела, согласно святому отцу, направляются в человеке Одним и Тем же Святым Духом. Эти  добродетели не есть лишь две разные стороны жизни христианина, тем более они не противостоят друг другу. Они содействуют друг другу, они вместе служат тому, чтобы в душе христианина поселился Христос. Соединяясь же со Христом, чему служат и аскетические подвиги, христианин познает Его, познает Бога. С другой стороны, добрые дела и аскетические подвиги в сочетании с внимательной духовной жизнью – это богатый опыт самопознания. В труде «Три слова об устроении человека по образу и подобию Божию», где преп. Анастасий сформулировал свое антропологическое учение, он как раз и рассуждает о взаимосвязи самопознания и богопознания.

http://pravoslavie.ru/42876.html

Албанская/Официальные документы/Послания и заявления Предстоятеля Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Будучи Сам Светом истинным, Христос призвал Своих учеников стать светом для мира: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Он связывает сияние света не с экстатическими состояниями, как у неоплатоников или индуистов, но с добрыми делами. Непрестанно поглощая и распространяя свет Христов, каждый верующий призывается к тому, чтобы выражать свою веру служением всем без исключения. Христос – Свет миру. «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». (Ин. 1:9) Слово – Свет истинный, который освещает каждого человека, – приходит в мир. Это потрясающие событие, касающееся всего человечества, мы празднуем в день Рождества Христова. Сегодняшний светлый праздник дарует нам эту всесветлую уверенность и неложную надежду! Как поет наша Церковь во время праздника Рождества Христова, «Свет от Света предвоссия безлетно, во времени плотски, Иже на земли явися и мир просвети» (канон, глас 1, утреня четвертка). Иисус Христос, воплощенное Слово Божие, неизреченно, неоднократно и во всеуслышание провозгласил: «Я – свет миру» (Ин. 8: 12, 9: 5). Свет, который непосредственно связан с жизнью: «Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12). По Его распятии и воскресении весь мир наполнился светом. А когда история спасения людей достигнет своего завершения в новой твари, светом будет Сам Сын и Слово Божие! (Откр. 21: 23). Таким образом, от естественного света, который во временном мире сменяет ночная тьма, мы придем в конце концов к Невечернему свету – Самому Богу. Природа света всегда находится в центре человеческих исканий и напрямую связана с развитием науки. Новые глубокие знания в области естественного «тварного» света еще больше увеличивают символизм в отношении удивительного воздействия на мир света духовного.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010