После речей под руководством агитаторов пели революционные песни. Речей после меня не произносили, лишь оратор был спрошен, будут ли еще говориться речи, и получен ответ, что нет. Ораторы оставили Эммаус раньше меня. Общее мнение было не в пользу ораторов... Общее мнение крестьян было таково: потерпели неудачу, какие это ораторы. Крестьянами была мне выражена глубокая благодарность. В моем приходе ораторов совсем не являлось. Хотя была слабая попытка один раз в школе, во время чтения, но ораторы тут потерпели полное поражение, и народ их попросил замолчать. То доверие, которое существует между мной и крестьянами, не делает благоприятной почвы для происков ораторов, этих непризванных радетелей русского народа...» В начале XX века быстрыми темпами стало развиваться обнищание русской деревни. В результате этого многие крестьяне направляли своих малолетних детей в Санкт-Петербург, где они попадали в руки мастеров, которые вместе с обучением ремеслам обучали их порокам, и в результате губили их и как будущих мастеров, и как здоровых людей. Пьянство и пороки стали приобретать среди народа все больший масштаб; появлялось все больше детей, лишенных родителей или чьи родители безнадежно погрязли в пороках. Столкнувшись с массой бездомных детей, отец Николай не мог пройти мимо них; христианский пастырь, он не мог не протянуть им руку помощи, и в 1907 году он принял решение организовать детский приют. С этой целью он составил воззвание, которое представил архиепископу Тверскому Алексию (Опоцкому). 12 октября 1907 года владыка написал: «С сердечным удовольствием разделяю добрую мысль и желанное для города Твери дело призрения нищих детей. Усерднейше прошу все приходские советы, состоящие при церквах города Твери, принять участие в сем святом деле... Воззвание это напечатать и в Епархиальных ведомостях, и в особой брошюре...» 26 декабря 1908 года состоялось заседание епархиального съезда, на котором один из депутатов предложил прийти на помощь детскому приюту Власьевского Общества трезвости, который пострадал от пожара. По благословению архиепископа в «Тверских епархиальных ведомостях» в экстренном порядке было отпечатано воззвание о помощи с приложением подписных листов для сбора пожертвований, как среди духовенства, так и прихожан. Воззвание было составлено священником Николаем Лебедевым.

http://pravicon.com/info-3042

Столкнувшись с массой бездомных детей, отец Николай не мог пройти мимо них; христианский па­стырь, он не мог не протянуть им руку помощи и в 1907 году принял решение организовать детский приют. С этой целью он составил воззвание, кото­рое представил архиепископу Тверскому Алексию (Опоцкому). 12 октября 1907 года архиепископ в от­вет написал: «С сердечным удовольствием разделяю добрую мысль и желанное для города Твери дело призрения нищих детей. Усерднейше прошу все при­ходские советы, состоящие при церквях города Тве­ри, принять участие в сем святом деле. Воззва­ние это напечатать и в епархиальных ведомостях, и особой брошюрой...» В воззвании отец Николай писал: «Вы, конечно, видели, читатель, на улицах нашего города нищих детей; вы слышали их обычную голодную песню, которой они неизменно встречают и провожают всех проходящих по улицам: " Барин, подайте копеечку... Христа ради... копеечку на хлеб... " И в темный осен­ний вечер, когда частый осенний дождь и резкий хо­лодный ветер пронизывают вас до костей и в теплой одежде, и в зимнюю студеную пору вы можете видеть маленькие фигурки этих несчастных, или робко при­жавшихся к стене какого-нибудь дома или подъезда и тщетно пытающихся защитить от пронизывающе­го ветра и холода свое худенькое тело, плохо при­крытое какими-то жалкими лохмотьями, или робко протягивающих к вам свои окостеневшие от холода руки и провожающих вас своей обычной мольбой о помощи. Что же это за дети? Кто и что выгнало их из теплых домов на холод и дождь, на улицу, к безучаст­ным иногда людям?.. Это – несчастные дети, сиро­ты, у которых нет ни тятьки, ни мамки родной, нет ни теплого родного угла, нет никого, кто бы их обул, одел, накормил, приласкал, поприсмотрел за ними; беспощадный голод и нужда выгнали их на улицу искать себе там участия среди чуждой им толпы. Это – дети, у которых и тятька, и мамка есть, но пьют они, не работают, которые всё, что было в дому, променяли на водку, пропили всё и теперь выгнали своих детей на улицу собирать копеечки с тем, что­бы вечером пропить всё, что насобирают те за день.

http://fond.ru/kalendar/700/nikolay/

Алексею Нежданову (пользовавшемуся стипендией М. А. Хлудова в 118 р.); архиеп. Алексия – 2 курса Алексею Петровскому, И. С. Аксакова – 2 курса Георгию Поп-Харалампиеву, болгарскому уроженцу (содержавшемуся на средства Святейшего Синода); казённую – 2 курса Дмитрию Маркову (пользовавшемуся стипендией Г. И. Хлудова в 80 р.); В. И. Феолого – 3 курса священнику Николаю Опоцкому (пользовавшемуся казённой стипендией); Епископа Никодима – 2 курса Христофору Соболеву (пользовавшемуся стипендией М. А. Хлудова в 118 р.); Епископа Агафодора – 2 курса Михаилу Пивоварчуку (пользовавшемуся казённой стипендией) и протопресвитера А. С. Ильинского – 4 курса Михаилу Созонову.– 2) Казённую стипендию (после В. Страхова) передать студенту 2 курса священнику Владимиру Горлицыну (пользовавшему стипендией Г. И. Хлудова в 80 р.); стипендию архиепископа Макария (после М. Смирнова) – 4 курса Ивану Неутриевскому (пользовавшемуся Ломоносовской стипендией в 202 р.); протоиереев Ф. А. Голубинского и П. С. Делицына (после Ф. Ершова) – 1 курса Николаю Перлову; Ю. Ф. Самарина (после А. Батина) – 2 курса Ивану Пятикрестовскому (пользовавшемуся стипендией Г. И. Хлудова в 80 р.); прот. И. В. Рождественского (после А. Петропавловского) – 2 курса Алексею Смирнову (пользовавшемуся стипендией Г. И. Хлудова в 80 р.); В. М. Ундольского (после В. Соколова ) – 2 курса Венедикту Фришфельд-Кайсыну (пользовавшемуся стипендией Московской кафедры в 110 р.); академическую (после В. Ремезова) – 2 курса Николаю Варжанскому (пользовавшемуся стипендией Московской кафедры в 110 р.); казённую (после свящ. Н. Опоцкого) – 3 курса Михаилу Веретенникову (пользовавшемуся стипендией Епископа Христофора в 160 р.); казённую (после М. Пивоварчука) – 2 курса Ивану Ключареву (пользовавшемуся стипендией прот. А. И. Невоструева в 142 р.) и Ломоносовскую (после И. Неутриевского) – студенту 2 курса Ивану Березкину (пользовавшемуся стипендией М. А. Хлудова в 118 р.). – 3) За прочими студентами оставить на будущий 1904–1905 учебный год те стипендии, которыми они пользовались в минувшем году, а пятнадцать стипендий: Епископа Христофора в 160 р., протоиерея А. И. Невоструева в 142 р., пять Московской кафедры по 110 р., три М. А. Хлудова по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Экстракт о доходах Новгородского архиерея ДОХОД В каком оные от Новагорода расстоянии За Новгородским архиереем деревень и в них душ мужеска полу Сколько где душ В Паозерской волости » деревне Пальцовой горе » Демянской » Опоцкой вотчине » деревне Подборовье » Пидебской волости » Креченской » Полянской » Тесовско » Зверинской » деревне Видогощи » Холынской » Семёновской » Невской » Подлютовской » Боровенской » Теребуновской » Заборовской » деревне Починку » деревне Шабаноть » Каменской » Черницкой » Заболоцкой » Высоцкой » Танбальской и Загубской » Папороцкой » Горнецкой » Еглинской » Шугозерской » Озерской » деревне Бели с деревнями » Полижской волости » Николаевской Гостиноского монастыря » Васильевской Ивановского монастыря Зеленецкого монастыря В Прусынской » деревне Бурге » Сермажской » Владыческой » Каномской и Яндебской волостях » Надпорожской и Вонозерской » Хмелезерской » Косинской » Звацкой » Немчиновской » Хлавицкой » Маринченской » деревне Рышкове и Дубровке » Кулибацкой волости » Плеской » Спасо-Клинской » Никицкой Троицкого монастыря Николаевского пустынного монастыря В Пятницкой, что на плоту » Московском уезде » селе Ильинском 15 767 Сверх того показано мужеска полу душ, которые в вышеписанных вотчинах не числятся: Домовых градских бобылей Градских Чудиновцы и Легощи улицы крестьян В подмонастырских слободках приписных монастырей: Видогожского Верендовского Шилова Ковалёва Китецкого Колмова В деревнях: В Городенском погосте » выставке Вычелобке » деревне Любеховичах » сельце Пустоши » Любынском погосте » Ширском погосте » Сабельском погосте » Шегринского погоста в деревне Талцах » Буховском погосте » Коломенском погосте в деревне Борискове » Олонецкого уезда Важенского погоста в деревнях Пертозере и других Того ж уезда в Пиркинском погосте в деревнях Трошенице и Даншиной Горы 16 648 Со оных вотчин показано доходов, которые и Синод рассуждает за настоящие, – в 1735 году собрано: Оброчных За дрова Вместо выдела пятинного хлеба за сенокосцев » сеновозцев

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также добавляю в чины молитвы, составленные новомучениками и исповедниками, в частности еп. Макария (Опоцкого), сборник его молитв был недавно издан Преображенским братством. Это тоже уникальный молитвенный пласт, тех, кто жил в историческом плане совсем рядом, но при этом имел духовный опыт, сродный опыту христиан первых веков. Утреню и вечерню вы используете целиком или какие-то отдельные молитвы? (утреня ведь огромная) А часы, повечерие, полунощницу? Утреню и вечерню я, конечно, не целиком использую. Только неизменяемые части, и то, конечно, не все. Обязательно читаю так называемые «светильничные молитвы», те молитвы, которые на утрене и вечерне читаются тихо священником, и которые являются главными и конституирующими в данных чинах, но которые никогда не слышатся в храме. Периодически служу часы, повечерие, полунощницу. Из часов обычно служу 6-й час. Естественно, все в свое время: 6-й час в 12 часов дня, 3-й час в 9 утра, 1-й в 6 утра. Реже всего приходилось служить 9-й час в 15.00. Чинопоследование часов обычно вычитываю полностью: там три псалма, тропари, молитвы, плюс еще добавляю чтение Писания. Но это не часто. 6-й час обычно служу, если по какой-то причине не получилось утреню послужить утром. Из повечерия беру какие-то части. Великое повечерие состоит из трех частей: беру какую-то одну. И эту одну часть тоже не целиком служу. Одна часть повечерия состоит из трех трехпсалмий, читаю обычно одно трехпсалмие, молитвы и также прибавляю отрывок из Писания. Вообще чтение из Писания всегда прилагаю к молитвенному правилу. Также в обязательном порядке добавляю молитву своими словами. Если дожил до полуночи, но еще не успел помолиться, то служу полунощницу. Тоже не всю, конечно. Там огромный 118 псалом, он разбит на три кафизмы, читаю какую-нибудь одну кафизму и молитвы. Что дает вам служба часов в течение дня? отличается ли (и как отличается) день, когда вы служите часы, от дней, когда нет? Я не могу сказать, что такой день как-то принципиально отличается от тех дней, когда я не служу часы. Для меня это возможность разнообразить свое молитвенное правило, а значит, его оживить, противодействовать механистичности и формализму, которые неизбежно появляются при чтении одних и тех же текстов. Также важно приобщение православной традиции, потому что, как я уже говорил, современный православный человек очень мало приобщен оной. Храмовое богослужение в том виде, в каком оно сейчас существует в храме, надежно защищает верующих от православной традиции.

http://blog.predanie.ru/article/alternat...

165 Канадский миссионер о. Иаков Корчинский был уволен от службы в Алеутской епархии с 1 января 1902 г. 169 Крассов Георгин Виссарионович: о нём см. рапорт преосвящ. Алеутского в Свят. Синод от 1 мая 1900 г. за 37 (РГИА. ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3111, л. 1–1об.); в августе 1901 года Крассова причислили к канцелярии синодального обер-прокурора сверх штата; в марте 1902 года он был откомандирован в Контроль при Свят. Синоде для исполнения обязанностей счётного чиновника. 173 Кандидат СПбДА иером. Неофит (Осипов) был назначен в Холмскую семинарию преподавателем гомилетики и литургики 31 августа 1901 года. В 2009 году синодальным определением Русской Православной Церкви архим. Неофит (Осипов) был причислен к лику святых. 174 Епископа Вятского Алексия (Опоцкого) назначили экзархом Грузии, архиепископом Карталинским и Кахетинским. 10 ноября 1901 г. 175 Преосвящ. Нарвский Никон (Софийский) назначен епископом Вятским и Слободским 10 декабря 1901 г. 179 Иеромонах Московского Заиконоспасского монастыря Валентин (Ляхоцкий); о нём см.: Круглик Α., Крестников Ю.В., Пасхалова Т.В. Жизнеописания настоятелей Московского Новоспасского ставропигнального мужского монастыря с 1906 по 1926 гг. Μ.: Новоспасский монастырь. 2002. С. 25–26. 180 Рапорт преосвящ. Алеутского Святейшему Синоду от 4 декабря 1901 г. за 159 (РГИА. ф. 796, оп. 183, год 1902, д. 4454, л. 1–2об.). 181 Булгаков М.И., преподаватель логики, психологии, философии и дидактики в Холмской духовой семинарии. 186 Прот. Климент Чехович; о нем см.; Устимович М.П. Кафедральный протоиереи Климент Михайлович Чехович//Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1902, 6. с. 70–72. 187 Прот. Макарий Жаханович, ключарь Варшавского Свято-Троиикого собора. Кафедральным протоиереем Варшавского Свято-Троицкого собора 1 марта 1902 г. был назначен прот. Павел Каллистов. 189 Апостольский визитатор аббат Андраш Годобай, бывший каноник Пряшевского диоцеза: служил в Филадельфии. 191 29 марта 1902 г. преосвящ. Алеутский рукоположил Туркевича В.И. в лиаконский сан; 30 числа того же месяца о. диакон был хиротонисан во пресвитера (второго) к Свято-Духовской церкви Бриджпорта.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ювеналий (Половцев), архиеп. Виленский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Ювеналий (Половцев), архиеп. Виленский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) С 1686 г., когда Киевская правосл. митрополия перешла под омофор Московского Патриарха, насельники В. м. получили возможность обращаться за помощью непосредственно в Москву (отдельные монахи В. м. с 1628 приезжали в Москву за милостыней). Грамотами Петра I Алексеевича 1703 и 1708 гг. братии разрешалось «приезжати в Московское государство для милости... сколько захотят». Мон-рю давали крупные пожалования Петр I, цесаревна Наталия Алексеевна. Однако виленские власти притесняли мон-рь и препятствовали его контактам с Россией. В 1721 г. братия В. м. писала в Святейший Синод РПЦ, что «униатский оффициал, остригши игумену Иоасафу Опоцкому волосы и связавши его, уволок в свою Сутенскую обитель, иноков разогнал, а тамошних прихожан принуждает у себя исповедоваться и причащаться». Братия просила Синод принять В. м. «в свою пастырскую и отеческую протекцию» и назначить выплаты (50 р. в год). Указом Синода от 2 апр. 1722 г. В. м. был признан ставропигиальным. В 1733 г. имп. Анна Иоанновна назначила материальную помощь виленским монахам в размере 100 р. ежегодно (выплачивалась до 1781). Указом Синода 1741 г. наместники В. м. назначались Киевскими митрополитами и утверждались Синодом. Во время пожаров 1748 и 1749 гг. сгорел Свято-Духовский храм, др. монастырские постройки, архив обители. В 1751 г. виленские власти выдали братии разрешение на восстановление мон-ря. Виленский католич. еп. М. Зинкевич в письме канцлеру ВКЛ поставил условия восстановления правосл. храмов: колокольня не должна выделяться среди городских строений, монастырские ворота не должны иметь излишних украшений. Автором проекта восстановления мон-ря был архит. И. К. Глаубиц, строительство шло медленно из-за нехватки средств. В 1795 г., после 3-го раздела Польши, г. Вильно вошел в состав Российской империи, Виленская губ. стала частью Минской епархии, В. м. перешел в подчинение Минскому архиерею, к-рый приписные к мон-рю церковные учреждения сделал самостоятельными.

http://pravenc.ru/text/158674.html

Горностаева Николая, присланного из Вифанской сем., Макова Александра, присланного из Рязанской сем., Петрова Сергея, присланного из Могилевской сем., 10) Титова Николая, присланного из Курской семинарии, Суслова Алексея, волонтёра из Тверской семинарии, Чернявского Николая, присл. из Харьковской сем., Семидалова Владимира, присл. из Красноярской сем., Бартенева Александра, присл. из Ставропольской сем., 15) Парнасского Василия, присланного из Орловской сем., Словинского Ивана, присланного из Новгородской сем., Зубарева Сергея, волонтёра из Вифанской семинарии, Якубовича Ивана, присланного из Литовской семин., Королева Аркадия, волонтёра из Вифанской семинарии, 20) Часоводова Николая, свящ., вол. из Рязанской сем., Воскресенского Евгения, присл. из Тамбовской сем., Иванова Харитона, присл. из Екатеринославской сем., Мелиоранского Василия, волонтёра из Рязанской сем., Лебедева Алексея , волонтёра из Вифанской семинарии, 25) Перехвальского Сергея, волонтёра из Рязанской сем., Соколова Петра, присланного из Московской семин., Смирнова Василия, волонтёра из Владимирской семин., Лагова Петра, волонтёра из Рязанской семинарии, Тихомирова Александра, вол. из Московской 7-й гимн., 30) Королева Михаила, свящ., волонтёра из Тверской сем., Соколова Андрея, волонтёра из Московской семинарии, Успенского Андрея, волонтёра из Костромской сем., Опоцкого Николая, свящ., вол. из Новгородской сем., Рождественского Николая, вол. из Владимирской сем., 35) Лепехина Павла, волонтёра из Московской семинарии, Меньшихова Всеволода, волонтёра из Псковской сем., Писаревского Николая , присл. из Полтавской сем., Пятницкого Нила, волонтёра из Московской семинарии, Краско Николая, волонтёра из Московской семинарии, 40) Веретенникова Михаила, вол. из Московской 7-й гимн., Владиславлева Константина, вол. из Московской сем., 42) Лебедева Виктора, волонтёра из Костромской семин. 2) Явившихся к поверочным испытаниям в качестве волонтёров студентов Московской духовной семинарии —338— Александра Сокольского и Николая Покровского признать недостаточно подготовленными к слушанию академических лекций и выдать под расписки их документы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сщмч. Иннокентий (Тихонов), как никто остро переживший эсхатологическую природу братства, писал: «Братство есть старая, но забытая и обновляемая форма церковной жизни. Оно есть жизнь Церкви в Церкви, которая не есть какое-то внешнее учреждение, но, напротив, семья наша, истинное единение наше во Христе…» . «Кажется, все Господь возьмет от нас на время или совсем от нас для того, чтобы мы восчувствовали не убор, не блеск, но самое Тело во Христе, самую Церковь, братское общение наше в благодати. Если оно сохранится, то все может быть спасено, а если оно утратится, то не будет и благодати христианской жизни» . В 1932, а затем в 1937 гг. в результате массовых репрессий, направленных против руководителей братств и их членов, большинство братств были уничтожены. Немногочисленные исключения, подобные братствам еп. Макария (Опоцкого) существовали на глубоко нелегальном положении. Тем не менее, память о братствах, тяга к общей братской жизни сохранялись в Церкви и народе и разгорались при первой же возможности. Так, в 60-е годы Борисом Талантовым было создано Братство Вятских христиан. А в 1970-х годах берет свое начало общинно-братское движение, возглавляемое священником Георгием Кочетковым. Начало 90-х также было ознаменовано явлением ряда православных братств, и по сей день продолжающих свое существование. ВОПРОСЫ Несмотря на то, что «константиновский» период жизни Церкви завершился в нашей стране в 1917 г., несмотря на то, что история показала, что братства более верны и надежны, чем приходы, что именно они являются настоящей опорой Церкви, за последние 25 лет в церковной жизни нашей страны восстанавливались в основном приходы. Почему так произошло? Каким должно быть на настоящий момент соотношение приходской и братской жизни? Проф. свящ. Георгий Кочетков : Это большой вопрос. Трудно на него ответить кратко, что неизбежно с собой несёт какую-то редукцию смысла. И всё же попробую. Мне кажется, что после такого разгрома, которому подверглась Церковь в нашей стране в XX веке, представить себе восстановление сразу общин и братств было почти невозможно. Восстановление Церкви Сталиным после 1943 года совершалось по лекалам Кремля и соответствующих органов, а совсем не по планам церковной иерархии или церковного народа. Весь наш народ был рассеян, люди были атомизированы, ничему не научены, священники не образованы. Не было возможности давать нормальное образование ни священнослужителям, ни даже епископам. Епископов было очень мало, храмов было тоже очень мало. Вся церковная жизнь находилось в кризисе. Христианская культура нашей страны к концу существования советской власти была практически уничтожена. Откуда же могли взяться у нас такие деликатные, утончённые цветы, как общины и братства?!

http://bogoslov.ru/article/4767309

2778 Автор в своём рвении перечисляет и такие, в которых даже не упоминается имени Питирима напр. 354 – 1426 г. 2780 Кроме трудов г. Есипова и арх. Макария укажем на ст. Опоцкого: «Преосвященный Питирим еп. Нижегородский»… Христианск. Чтение за 1874 г. Обширная ст. Сахарова: «Деятельность Питирима Нижегородского». Странник за 1881 г. 2781 Кроме «сказания Гурия», Брат. Слово 1888–89 гг. «Сказание об обращении раскольников заволжских», Иеросхимонаха Иоанна, Москва. 1875 г. «Из тетрадей игумена Питирима», Братское Слово. 1889 г. Указываем только главное. 2783 Дионисий V управлял Константинопольской церковью 1887–1891 г. † 13 авг. 1891 г. на 72 г. жизни 2785 Довольно подробные сведения о ней помещены в Приб. к Церк. Вед. 1889 г., 13, стр. 368–373 и Душепол. Чтении за 1893 г., III, стр. 108 и сл. 2788 Рецензия помещена в 5 Богословск. Библиографич. Листка при Руководстве для сельск. пастырей, 1889 г. 2790 Эти письма изданы и напечатаны в Христ. Чтении за 1899 г. начальником архива и библиотеки Св. Синода Апол. Ник. Львовым († 11 авг. 1901 г.). 2792 Деньги 375 р., полученные мною 6-го марта, немедленно переданы были в Тверской Епархиальный Училищный Совет. – Примечание автора Хроники. 2802 Другие Семинарии, как напр. Литовская и Тамбовская, по поводу своих 50-ти летних юбилеев, удостаивались от Св. Синода благословенных грамот; Тверская же Семинария, благодаря неодобрительному, хотя и несправедливому, как увидим впоследствии, отзыву недобросовестного и пристрастного ревизора Ст. Сов. Нечаева о Ректоре Семинарии, не удостоена такой чести, и таким образом осталась неблагословенною. Примечание автора хроники. 2803 Приготовлена была преподавателем Семинарии Николаем Фаворским еще Речь «о значении философии в системе общего (философского) Богословского образования», но она, по причине продолжительности акта, оставлена без произнесения. 2805 Подробное описание Семинарского юбилейного торжества напечатано в Тверских Епарх. Вед. за 1889 г. 2807 Перечень этих сочинений см. в Приб. к Твор. Св. Отц. за 1889 г., ч. 43, стр. 678–738, в статье: Протоиерей С. К. Смирнов, – Корсунского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010