Когда человек глубоко верит в Бога и всем сердцем доверяет Его водительству, то он учится терпению, смирению и спокойному перенесению нестроений, причем этими добродетелями заражаются его ближние. Такой человек всегда будет поступать по-евангельски. Вспомним мученический подвиг Митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), молившегося о прощении своих убийц и благословившего их перед собственным расстрелом. Дальний родственник святителя Владимира, Блаженнейший Митрополит Анастасий (Грибановский), второй по счету Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, назвал его «предводителем боговенчанного полка» новых страстотерпцев и исповедников Христовых. Представьте себе, какого просвещающего благословения удостоились духовенство и верующие того времени, узнав о примере нового священномученика Владимира и его спокойно молитвенном отношении к гонениям и гонителям! Стоит вспомнить и пример святителя Тихона (Белавина), Патриарха-Исповедника, которого, как и ныне Блаженнейшего Онуфрия, Константинопольский Патриархат отверг. Святитель Тихон воспринимал зверства, которые совершались во времена гонений, как попущение Божие, помня слова Псалмопевца: «…Мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа». Поэтому для нас самое сложное сейчас и в то же время главное следовать их примеру и крепко стоять в вере, со смирением и благодарностью принимать Промысл Божий, зная, что Он ведет нас к жизни вечной, горячо молясь как за гонимых, так и за гонителей. Надо надеяться, что такая молитва и такое поведение привлекут милость Божию. – Вы были пострижены в рясофор с именем Иларион в честь преподобного Илариона, схимника Печерского. Чувствуется ли в этой связи особое отношение к киевской земле? – Безусловно! В моей келье хранится образ моего небесного покровителя преподобного Илариона, схимника Печерского, с частицей его святых мощей. Эта икона выносится на середину Знаменского собора в Нью-Йорке для поклонения верующих в день памяти этого святого. Приезжая в Киево-Печерскую Лавру, всегда стремлюсь к его раке, моля его о помощи.

http://pravoslavie.ru/139601.html

Кто был родом, где жил и скончался, нет достоверных сведений. Тело его принесено было на льдине по Мсте к порогу Боровицкому в 1440 году; в 1544 г., по благословению митрополита Макария, положено в церкви Боровицкого Духова монастыря. В 1657 году патриарх Никон перенес мощи его в Иверский монастырь, устроенный им на Валдайском озере. Пролог. Есть служба. 24 Св. муч. Арефы, и иже с ним. Градоправитель Неграна, старец. Пострадал от Дунаана жидовина, Омиритского царя, со множеством граждан (до 4299, по Прологу), около 522 г. Чет. Минея от Метафраста. (Surius ad h. d. Bibl. Orient. Sim. Aseem. I. 358. Anecdota Boissonadii. Paris. 1833. V. 1–116.) Мес. В. Март. P. В службе канон Феофана. Св. мученицы Синклитикии, и двух дочерей ее. Именитая жена Неграна; пострадали от Дунаана со св. Арефой. Чет. Минея в Страдании св. Арефы. Блаженного Елезвоа, царя Ефиопского. Царь Абиссинский, отмститель крови христианской, пролитой Дунааном, скончавшийся отшельником в 6 веке. Чет. Минея в Страдании св. Арефы. Март. Р. 27 окт. Преп. Арефы Печерского. Полочанин, инок Киево-Печерский, подвизавшийся в 13 веке. Чет. Минея от Патерика печерского. Празднество иконе Пресвятой Богородицы, Всех Скорбящих Радосте. Икона явилась в 1688 году. Месяц. всех свв. 25 Свв. мучч. Маркиана и Мартирия, нотариев. Св. Маркиан чтец и св Мартирий иподиакон, ученики и писцы св. Павла, Константинопольского патриарха (6 ноября), вскоре по кончине его обезглавленные от ариан, за исповедание божества Иисуса Христа, в царствование Констанция, около 355 года. Чет. Минея от Метафраста и Созомена. (Surius 25 oct. Morcelli Kalend. CPlit. I. р. 202). Мес. В. Март. Р. Канон Иосифа. Св. муч. Анастасия. Убиен от нечестивых. Пролог. В субботу, предшествующую 26 дню октября, постановлено совершать поминовение воинов, на брани убиенных. Началом сему было поминовение, совершенное в 1380 году после победы, одержанной в. кн. Дм. Ив. Донским над Мамаем. 26 Св. великомученика Димитрия. Проконсул Солунский. За веру в Иисуса Христа избоден копьями в темнице, по приказанию Максимиана Геркулия, когда сей возвращался от брани с Сарматами, ок. 306 года. Вскоре после Димитрия усекнут слуга его Лупп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

С входящими в состав прихода село Высокое деревнями: Копенки и Радобичи составляло вотчинное владение знаменитого рода бояр Колычевых, из которого происходил св. Филипп, митрополит Московский. Последний из проживающий в селе Высоком бояр Колычевых придворный камергер, действительный статский советник Александр Михайлович Колычев в 1835 г., с благословения преосв. Никодима, устроил каменный трехпрестольный храм с обширною каменною оградою. В том же году храм был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1836 гг. на месте бывшего за ветхостью разобранного храма устроен памятник. Со времени своего устройства храм во внешнем своем виде не подвергался никаким изменениям. Внутри храма в 1894 г., благодаря заботам церковного старосты барона А. А. Тизенгаузена и щедрому пособию в 500 руб. о. Иоанна Кронштадского, выстроен был новый иконостас, настланы в главном алтаре новые полы, вновь окрашены внутренние стены храма и расписаны живописью. Из достопримечательностей храма обращают на себя внимание два образа Спаса Нерукотворенного Образа и Знамения Божией Матери, находящиеся в придельном иконостасе, в особо устроенных киотах. Иконы эти древние, в серебряных ризах, богато украшенных драгоценными камнями, составляли фамильную святыню бояр Колычевых и переданы в храм после смерти последнего из Колычевых Александра Михайловича, во исполнение его духовного завещания. Второю достопримечательностью храма служит обширная по своим размерам и редкая по художественности исполнения икона Божией Матери Печерской, высланная в церковь, как дар Киево-Печерской Лавры, на память о своем знаменитом священно-архимандрите митрополите Филарете ( Амфитеатров Феодор Георгиевич, родился 17 апреля 1779 г. в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии). В ризнице церковной хранится больших размеров потир с прибором, сребропозлащенный, с дорогими украшениями, подаренный митрополитом Филаретом в 1845 г., когда он 25 мая изволил посетить свою Родину – село Высокое и молиться на могиле своих родителей иерея Георгия и Анастасии.

http://sobory.ru/article/?object=56961

– около 950 г. до н.э.). Свое название книга получила от струнного музыкального инструмента, аккомпанируя на котором, Давид пел свои песни. 56 Имеется в виду эпизод из 25 слова Скитского патерика (сборника изречений и повестей из жизни восточного монашества вв.), известного на Руси с XI в. 57 Келарь – в древнерусском монашестве тот, кто ведал монастырскими вотчинами и светскими делами монастыря. 60 Имеется в виду эпизод из Второй Книги Царств ( 2Цар.16:9–12 ) Библии . Когда царь Давид бежал из Иерусалима, захваченного его сыном Авессаломом, Семей, сын Геры из рода Саулова, встретил Давида и его свиту проклятиями и камнями. Слуга царя Авесса, сын Саруин, хотел убить Семея, но Давид запретил ему это, сказав: «Пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить». 63 Безмездниками (бессеребрениками) на Руси называли святых Козму и Дамиана. В данном случае речь, скорее всего, идет о суздальском Козмодемьянском монастыре, где одно время игуменствовал Поликарп. Монастырь Козьмы и Демьяна, покровителей кузнечного дела, возник в Суздале в XII в., он был расположен на высоком берегу в месте слияния рек Гремячки и Каменки. 66 Современником Симона и Поликарпа, авторов Патерика, был архимандрит Киево-Печерской лавры Акиндин (1224–1231). Его, начиная с печатных редакций Патерика XVII в., часто отождествляли с другим Акиндином, который в 1156 г. стал игуменом Печерского монастыря, в 1159 г. был возведен в сан архимандрита и скончался в 1164 г. 68 Возможно, речь идет о древнейшем в Суздале Дмитровском монастыре, основанном в конце XI в. и расположенном в юго-западном углу города, на повороте реки Каменки, напротив Дмитровских ворот кремлевского вала. 72 Речь идет о Верхуславе-Анастасии, дочери владимиро-суздальского князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, которая была женой князя Ростислава (ум. 1218), сына великого киевского князя Рюрика Ростиславича. 73 В перечне возможных для Поликарпа поставлений на епископию упоминается Алексей Юрьевский, известный как епископ до 1225 г., а также Лазарь Смоленский, который был поставлен в епископы после 1205 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он встал, сел на постели и увидел икону Пресвятой Богородицы, из монастыря преп. Феодосия, стоящую перед постелью его, и услыхал от иконы такой голос: «Отчего, Климент, не дал ты мне того, что обещал. Говорю тебе теперь: постарайся исполнить обещание свое». После этого гласа икона стала невидима. А боярин в великом страхе взял столько золота, сколько обещался, и, сделав золотой венец для украшения иконы Пресвятой Богородицы, отнес в Печерский монастырь к преподобному Феодосию, который и не помышлял о таком украшении, и отдал ему. В скором времени тот боярин, по Божию смотрению, задумал дать Евангелие в монастырь и пришел к преподобному Феодосию с Евангелием, спрятанным под платьем. Когда, по молитве, хотели они сесть, и боярин не открыл еще Евангелия, преподобный сказал ему: «Брат Климент, вынь прежде святое Евангелие, обещанное Пресвятой Богородице, находящееся под твоим платьем, и тогда сядешь». Услыхав это, поражен был боярин прозорливостью преподобного, потому что никому еще о том не говорил; и, вынув святое Евангелие, он дал его в руки преподобному и тогда уже, сев, насладился духовной беседы, а потом возвратился домой, разглашая, как нестяжатель, уповающий на украшения от Бога, чудотворно украшается не только Богоугодными вещами, но и прозрением. Но больше всего упование свое на Бога в пополнение оскудения и недостатков доказал этот преподобный нестяжатель многими бесчисленными чудесами, из которых вспомним следующие: Поведал это инок Иларион, всякий день и ночь переписывавший книги в кельи преподобного отца нашего Феодосия, который в это время устами тихо пел Псалтирь, а руками прял волну, или делал какое другое дело. Однажды вечером, когда они были заняты своим делом, пришел к преподобному эконом Анастасий, говоря, что на следующий день не на что купить ни припасов для трапезы братии, ни других нужных предметов. Преподобный ответил ему: «Как ты видишь теперь вечер, а завтрашний день далек; поэтому иди и потерпи немного, молясь Богу – не помилует ли Он нас и попечется о нас, как Ему угодно». После такого ответа эконом ушел. Преподобный же встал, вошел вглубь кельи своей, петь обычное правило свое и после молитвы вернулся и сел, продолжая свое дело. Снова вошел эконом с теми же словами; преподобный ответил ему: «Не говорил ли я тебе – молись Богу. Завтра, отправляясь в город, возьмешь в долг у продавцов все нужное для братии, а потом, по благодеянию Божию, отдадим долг. Ибо верен Бог, глаголющий: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем». Бог и не оставит нас благодатью своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Союзные отношения между Г. В. и киевским правителем прекратились после смерти Святополка (16 апр. 1113) и прихода к власти в Киеве Мономаха. Владимир Мономах в «Поучении» писал, что причиной его похода вместе с союзниками - черниговскими князьями на Минское княжество стал захват Г. В. чужих земель («бяше люди заял»). По сообщению Ипатьевской летописи, минский князь «воевал Дреговичи» и «не каяшеться о сем, ни покаряшеться, но боле противу Володимеру глаголаше, оукаряя и». В ответ на эти действия киевский князь в янв.-марте 1116 г. предпринял широкомасштабную военную операцию, в ходе к-рой союзники Владимира Мономаха захватили значительную часть Минского княжества, а Мономах начал продолжительную осаду Минска. Вероятно, в марте 1116 г. Г. В. выслал послов с предложением мира. Князь вышел из города «с детми и с дружиною», поклонился старейшему князю, обсудил условия мира, обещая «по всему послушати Володимера». В ответ киевский князь, «омирив Глеба», отдал ему из городов лишь Минск. Потерпевший сокрушительное поражение Г. В. уже не представлял угрозы для киевского князя, тем не менее в 1119 г. он был пленен Мономахом и выведен из Минска в Киев, где вскоре скончался (возможно, был умерщвлен). Причины нового военного похода против Г. В. летописи не раскрывают. Можно предположить, что захват минского князя стал следствием бегства в 1118 г. из Владимира-Волынского в Венгрию двоюродного брата жены Г. В. Ярослава Святополчича. Не исключено, что близкие родственники, лишенные Мономахом мн. родовых владений, предприняли попытки к объединению, за что в итоге поплатились своими княжениями. Г. В. и кнг. Анастасия, следуя примеру Ярополка Изяславича, отца княгини, «велику имеяше любовь... к святеи Богородицы (Успенскому Киево-Печерскому мон-рю.- А. К.) и к отцу Федосью». В 1108 г. в Киево-Печерском мон-ре завершилось строительство обширной каменной трапезной, заложенной по повелению Г. В. и построенной на его средства. Трапезная была расписана фресками, ее полы были выложены поливными цветными прямоугольными и фигурными плитками.

http://pravenc.ru/text/165107.html

Кроме того, в Старом Киеве, на площади между Софийским собором и Златоверхо–Михайловским монастырем, находится памятник Малороссийскому гетману Богдану Хмельницкому, главному деятелю в истории воссоединения Малороссии с Россиею в 1654 г. Памятник открыт в 1888 г. В новозаселенных частях верхнего Киева, примыкающих к Старому Киеву с юго–запада и северо-запада, находятся еще следующие монастыри и храмы. Сретенская, или Скорбященская церковь К западу от Старого Киева, по улице Большой Житомирской, на площади, называемой Сенной, находится каменная одно купольная церковь во имя Сретения Господня. Она построена в 1861 г. на месте прежней деревянной церкви, первоначально сооруженной в 1752 г. Нынешняя каменная церковь Сретенская значительно расширена и перестроена в 1883 г. Святыню ее составляет чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих радости». Еженедельно пред сею иконою по субботам читается акафист. Покровский женский монастырь К северо-западу от Сретенской церкви, по Львовской улице, на северной стороне ее, находится Покровский женский монастырь. Он устроен в 1889 г. иждивением и заботами в Бозе почившей великой княгини Александры Петровны, принявшей в конце жизни монашество с именем Анастасии. В монастыре имеются следующие храмы: 1) соборный Покровский с двумя приделами во имя св. прор. Илии и Всех Святых; 2) трапезный Михайловский; 3) во имя иконы Божией Матери „Всех скорбящих радости“ при терапевтической больнице и 4) во имя преп. Агапита врача при хирургической больнице. Кроме того, в монастыре заканчивается постройка величественного здания для новой соборной церкви во имя святителя Николая, которая была заложена в 1896 г. Святыню обители составляет находящийся в главном храме чудотворный образ Почаевской Божией Матери. При монастыре находятся прекрасно устроенные бесплатные больницы – терапевтическая и хирургическая – имени Императора Николая II. Межигорский монастырь С 1894 г. к Покровскому монастырю причислен Киево–Межигорский Преображенский монастырь, находящийся на правом берегу р. Днепра, в 17 вер. от Киева, к сев.–вост. от него, в долине, окруженной с трех сторон горами. Происхождение монастыря, бывшего мужеским, относится к X–XII в.в. В XVII– XVIII в. в. он был казацким монастырем, славился доброю жизнию и многочисленностию своих иноков. В монастыре находятся следующие храмы: 1) каменный Спасо–Преображенский, построенный в 1676 г. 2) Петропавловский, каменный, с колокольнею, сооруженный в 1772–1774 г. г. Вознесенская Старо–Киевская церковь

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

18 июня 1817 г. Глухарёв был назначен инспектором и преподавателем церковной истории и нем. языка Екатеринославской ДС, а позже ректором Екатеринославского уездного и приходского духовных уч-щ. Сблизился с иеросхим. Ливерием, племянником прп. Паисия (Величковского) . Впосл. писал о старце Ливерии: «Все, что он ни сделал со мною в руководстве духовном,- мудро, благодетельно, свято, от Господа бысть» (Письма. 1905. С. 82). 24 июня 1818 г. еп. Екатеринославским, Херсонским и Таврическим Иовом (Потёмкиным) был пострижен в монашество с именем Макарий, 25 июня рукоположен во диакона, а 28 июня - во иерея и указом Синода причислен к братии Киево-Печерской лавры . В Екатеринославе (ныне Днепропетровск) М., как и др. выпускникам СПбДА, необходимо было проводить осуществлявшуюся тогда реформу духовного образования, которая не всегда принималась на местах, вводить новые программы и уставы. Сложные, порой конфликтные отношения молодого инспектора с руководством семинарии и сослуживцами, неудовлетворенность адм. деятельностью послужили причиной того, что весной 1820 г. М. подал прошение об увольнении с должности инспектора. Только благодаря ходатайству архиеп. Ярославского и Ростовского Филарета (Дроздова) 20 февр. 1821 г. последовал указ Синода о назначении М. ректором Костромской ДС. 20 апр. 1821 г. М. прибыл в Кострому, через 3 дня вступил в должность. 21 дек. того же года еп. Костромским и Галичским Самуилом (Запольским-Платоновым) возведен в сан архимандрита. Одновременно М. был назначен настоятелем второклассного костромского Богоявленско-Анастасиина монастыря , в котором с 1814 г. располагалась семинария. «Труды по семинарии съедают меня, изнемогаю в силах телесных и душевных»,- признавался он в письме екатеринославскому свящ. Иоанну Герболинскому 27 нояб. 1822 г. (Там же). При этом М. руководил большими ремонтно-строительными работами в обители (в частности, юго-зап. башня была перестроена в 2-этажную ц. Смоленской иконы Божией Матери). Взаимоотношения и с правящим архиереем, и с находившимися под его начальством педагогами у М. складывались непросто. Еп. Самуил (Запольский-Платонов) писал о М.: «При строгой, прямо монашеской жизни и честном поведении часто примечается задумчивым, часто вспыльчивым. Подвержен частым припадкам. Крайне слабогласен. К продолжению должностей впредь кажется малонадежным» ( Птохов. 1899. С. 32). 29 апр. 1824 г. М. подал в Синод прошение об увольнении на покой в Киево-Печерскую лавру, 12 авг. того же года получил указ об отставке, но только 28 дек. 1824 г. смог покинуть Кострому.

http://pravenc.ru/text/2561310.html

А судя по общим выражениям святого Симона, Печерская обитель все еще процветала благочестием и пользовалась высоким уважением в России. Он называет ее «местом святым, блаженным, честным, спасенным», уподобляет морю, которое «не держит в себе ничего гнилого, но извергает вон», и, обращаясь к Поликарпу, говорит: «Пойми, брат, как велика слава этого монастыря, и, устыдясь, покайся, и возлюби тихое и безмятежное житие, к которому Господь привел тебя. Я бы рад оставить епископство и служить игумену (печерскому), но знаешь, чт?о удерживает меня. И кто не знает меня, грешного епископа Симона, и этой соборной церкви владимирской, красоты города, и другой суздальской церкви, которую я создал? Сколько они имеют городов и сел? И десятину собирают по всей земли той, и всем тем владеет наша худость. Но пред Богом скажу тебе: всю сию славу и власть я за уметы вменил бы, если бы мне хотя колом торчать за воротами или сором валяться в Печерском монастыре и быть попираему людьми. День один в дому Божией Матери лучше тысячи лет временной чести, и я гораздо охотнее согласился бы пребывать в нем, нежели жить в селениях грешничих» . Можно думать, что особенно процвела тогда в Киево-Печерской обители жизнь затворническая. О затворах в Киеве, бывших в то время, не раз упоминают летописи, и в пещерах Киевской лавры доныне нетленно почивают весьма много святых затворников, которые известны только по имени . К чести Печерского монастыря служило и то, что он по-прежнему продолжал давать из среды своих иноков, достойных иерархов для Русской Церкви . Средствами для своего содержания Киево-Печерский монастырь, без сомнения, был нескуден. Мы видели, что уже в первые годы свои он владел селами и разными угодиями, что владимирский князь Ярополк Изяславич пожаловал ему три волости, а другие князья делали на него большие денежные вклады. Теперь супруга минского князя Глеба Всеславича Анастасия Ярополковна, завещавшая пред кончиною своею (в 1158 г.) похоронить себя в Печерской обители близ гроба преподобного Феодосия, пожертвовала этой обители еще пять сел со всеми слугами и имуществом .

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

Указания на разрешение масла в память того или иного святого находятся в богослужебной книге, именуемой Великий Часослов. Святой Никодим Святогорец в одном из своих трудов жалуется на то, что некоторые «переполнили новопечатные Часословы разрешениями вина и масла, назначенными не только на памяти великоименитых святых, но и ради святых малоизвестных, или, попросту сказать, не имеющих славословия, которым не положено разрешения в сохранившихся древних рукописных и печатных Часословах». Согласно использующимся в наше время Часословам, вино и растительное масло разрешаются в следующие праз­дники (В список внесены также русские святые и праздники – прим, пер.): ЯНВАРЬ 9 Святителя Филиппа, митрополита Московского. Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника. Святителя Саввы, архиепископа Сербского. Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Поклонение веригам Апостола Петра. Святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Преподобного Евфимия Великого. Апостола Тимофея и преподобномученика Анастасия Персянина. Собор Трех Святителей. Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского. ФЕВРАЛЬ 4 Благоверного великого князя Георгия Новгородского. Великомученика Феодора Стратилата. Священномученика Харалампия. Священномученика Власия. Святителя Алексия, митрополита Московского. Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. 1-е и 2-е обретение честной главы Иоанна Предтечи. Святителя Арсения, епископа Тверского. Благоверного князя Даниила Московского. Святых Сорока мучеников Севастийских. Святителя Евфимия, архиепископа Новгородского. Преподобного Алексия, человека Божия; преподобного Макария Калязинского. Собор Архангела Гавриила. АПРЕЛЬ 1 Преподобного Евфимия Суздальского. Равноапостольного Мефодия, учтителя Словенского. Преподобного Зосимы Соловецкого. Великомученика Георгия Победоносца. Апостола и евангелиста Марка. Святителя Стефана, епископа Великопермского. Апостола Иакова Зеведеева. Преподобного Пафнутия Боровского. Преподобного Феодосия Киево-Печерского.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010