Это был смиренный, молчаливый, всегда невозмутимый, приветливый и ласковый инок. Родная тетка Св. Иоасафа (сестра Пахомия) под именем Анастасии постриглась в монахини в Ладинском монастыре, – недалеко от г. Прилук, на берегу р. Удая. Следовательно, трое Горленков – дед, сын и внук (Димитрий, Андрей Димитриевич и Андрей Андреевич) «громко заявили о своем существовании в летописях Малороссии первой половины XVIIbeka», а трое других 6 – родной дядя Святителя Иоасафа – смиренный инок Киево-Печерской Лавры – Пахомий, брат Святителя – архимандрит Митрофан (настоятель Киево-Братского монастыря, затем Киево-Выдубицкого), окончивший жизнь в Святогорской пустыни на покое 7 , и сам Святитель Иоасаф удалились под своды монастырских храмов, которыми была усеяна Малороссия, и соделывали спасение свое подвигами иноческого жития. Приведенные данные касательно предков Святителя Иоасафа, склада домашней жизни в семье Горленков и поступления некоторых членов из фамилии Горленков в монашество в некоторой степени объясняют нам возникновение в душе отрока Иоакима того благочестивого настроения, вследствие которого он преклонился не пред широким поприщем шумной светской жизни, а пред незримою жизнью верующего сердца, пред молитвою и подвигами монастырской жизни. В доме родителей Святителя Иоасафа витала та благодатная атмосфера, под согревающим влиянием которой произрастала и получила свое развитие юность Иоакима. В этой благодатной атмосфере слагалась и образовалась та крепкая сила духа Святителя Иоасафа, которая покорила в себе человеческую природу и пересоздала ее потом в духе истинно-христианской настроенности. Опираясь на это, мы смеем подтвердить, что родители Святителя Иоасафа, отличавшиеся, помимо внешних преимуществ, благодатною настроенностью, своим примером и наставлениями посеяли в восприимчивой и впечатлительной душе первенца своего Иоакима первые семена веры и благочестия. Тихий, ласковый, добрый, кроткий, незлобивый, смиренный родитель Святителя Иоасафа своею жизнью и наставлениями внедрял и укоренял в душе ребенка Иоакима высокие правила благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Ранее так именовали многолюдные монастыри в Палестине, а позже и на Руси. Впоследствии термин «лавра» употреблялся по отношению к привилегированным обителям с правами, закрепленными царским указом. В отношении Киево-Печерского монастыря подобный документ составил Андрей Боголюбский и утвердил константинопольский патриарх, хотя не сразу, а по прошествии трех столетий. Подлинные монастырские документы сгорели во время пожара 1718 года. Однако их реальность подтвердили летописцы и сам факт независимого, благополучного существования обители. По желанию великого князя печерское братство пополнили монахи близлежащих и дальних монастырей: Киевского, Брянского, Пустыннониколаевского, Свинского, Черниговского и Новгородского. С давних пор обитель владела селом Лесники, где Феодосий выкопал пещеру для пребывания в пору Великого поста. За два столетия со времени основания братия воспитала около 20 представителей высшего духовенства, неизменно сохранявших почтение к родной обители. В середине XIX века в состав Киево-Печерской лавры, помимо келий, хозяйственных построек и основных культовых сооружений, входили Голосеевская и Китаевская пустыни. Великий князь Андрей Боголюбский подарил лавре место рождения преподобного Феодосия – город Васильков вместе с окрестными селами. В 1158 году сюда перенесли и захоронили останки Анастасии, супруги князя Глеба Всеславича, завещавшего любимой обители земли и пять деревень, которые перешли к настоятелям тотчас после похорон княгини. На средства этого правителя была построена трапезная, вначале состоявшая из зала, нескольких подсобных помещений и однокупольного храма. О прилежности ее создателей можно судить из патерика, где описано землетрясение 3 мая 1230 года. В тот день монахи собрались в трапезной для того, чтобы почтить память Феодосия: «…камение дробное сверху падеся, снесено бывшю корму и питию, столы и скамьи. Но обаче вся трапезница каменна не падеся, ни верх ее». Здание почти не пострадало и, незначительно отреставрированное, почти не изменилось внешне, хотя осталось без купола. С того времени уже не столь почетный киевский престол редко занимал наследник умершего князя. Старинный обычай предлагать великое княжение правителям других городов в XIII веке стал нормой. Вошли в традицию захваты власти, нередко сопровождаемые битвами у стен столицы. Беспокойство княжеского дворца передавалось городу, тяжелое состояние которого усугублялось природными катаклизмами: засухой, пожарами и землетрясениями. Междоусобицы не прекращались, невзирая на бедствия и страхи. Народ догадывался, а князья точно знали, что с востока на Русь надвигаются татары, в то время как северные земли опустошают осмелевшие литовские князья.

http://sobory.ru/article/?object=05643

Святейший Патриарх Алексий тепло поблагодарил Президента России, отметив, что «возвращение Церкви утраченных ею в годы лихолетья святынь … знаменует собой восстановление добрых отношений между Церковью и государством». Говоря о праздновании 1020-летия Крещения Руси, Святейший Патриарх подчеркнул, что это празднование носит не только церковный, но и общественный характер. Торжества по случаю 1020-летию Крещения Руси продолжились в Киеве, «матери градов Русских», где были приурочены к дню памяти святого равноапостольного князя Владимира. Для участия в них по приглашению Украинской Православной Церкви и украинского государства 26 июля 2008 года в Киев прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира и других архипастырей Русской Православной Церкви. В аэропорту Предстоятеля Русской Православной Церкви встретили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир с архиереями Украинской Православной Церкви, председатель Верховной Совета Украины А.П. Яценюк и другие представители украинского государства, а также Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации на Украине В. Черномырдин. Затем Святейший Патриарх Алексий с сопровождающими лицами проследовал в Успенскую Киево-Печерскую лавру, где на площади перед Успенским собором был совершен молебен. У входа на территорию Ближних пещер Его Святейшество встречала братия Киево-Печерской лавры во главе с ее наместником архиепископом Вышгородским Павлом. Святейший Патриарх Алексий посетил Ближние пещеры, где помолился у мощей преподобных отцов Киево-Печерских. 27 июля, в неделю шестую по Пятидесятнице, на Владимирской горке у подножия памятника святому просветителю Руси Божественную литургию совершили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, а также Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, архипастыри Московского Патриархата и представители Поместных Православных Церквей. На Божественной литургии присутствовали Президент Украины В.А. Ющенко, Председатель Верховного Совета Украины А.П. Яценюк и другие официальные лица. По окончании Божественной литургии с приветственными словами выступили Святейший Патриарх Варфоломей, Святейший Патриарх Алексий и Блаженнейший митрополит Владимир. Это совместное богослужение явило миру единство Православия и его каноническую целостность.

http://patriarchia.ru/db/text/470180.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЧЕСЛАВ (Шкурко Василий Феофилович; 25.04.1886, Полтава - 17.12.1937, Киров), еп. Яранский. Из дворянской семьи. Окончил Полтавскую гимназию, затем Киевскую ДС. С 29 сент. 1910 г. находился в Киево-Печерской лавре. Обучался в Киевской ДА «келейно» (у профессоров на дому). До 1926 г. монах лавры. После ее захвата обновленцами приходский священник на о-ве Труханов (1926-1928), проповедник в Китаевской пуст. лавры (1929-1931), игумен церкви в Пуще-Водице (ныне в черте Киева). В окт. 1932 г. возведен в сан архимандрита, 13 нояб. 1932 г. хиротонисан во епископа Новоград-Волынского, викария Киевской епархии с назначением управлять Житомирской епархией. С 5 нояб. 1934 г. епископ Сумской, вик. Харьковской епархии. С 16 апр. 1936 г. епископ Яранский, викарий Кировской епархии. Составил акафист прмц. Анастасии. 30 сент. 1937 г. арестован по обвинению в совершении панихид на могиле иером. Матфея († 1927), ставшей местом паломничества прихожан сергиевской и викторовской ориентации, в ведении «пропаганды», «что скоро будут мощи Матфея». По утверждениям свидетелей, В. восхвалял «жизнь крестьян при царе» и прославлял святых Русской Православной Церкви. В 1918 г. в числе др. священнослужителей он подписал письмо оккупационным герм. властям о выдаче для охраны Киево-Печерской лавры оружия; эта мера расценивалась как попытка вооруженной борьбы с советской властью. В. инкриминировалось также поддержание тайной связи с митр. Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) . В. виновным себя не признал. 2 нояб. 1937 г. дело направлено на рассмотрение Особой тройки УНКВД по Кировской обл. 9 дек. В. осужден, 17 дек. расстрелян. 30 марта 1989 г. полностью реабилитирован. Арх.: Арх. УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-7949. Лит.: [Сообщ. о хиротонии]//ЖМП, 1931-1935. С. 155. В. В. Марковчин Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/161183.html

Русский летописи писались и переписывались с XI до XVII столетия. Летописцами были монахи, клирики, миряне, в том числе дружинники, знатные бояре и даже князья 7 . Манера летописания много раз менялась. Старые летописи в позднейшее время дополнялись или сокращались, неоднократно редактировались. В XI-XII вв. появляются летописные своды из разновременных, продолжающих одна другую, или одновременных, но написанных в разных княжествах летописей. С середины XIX столетия русскими историками ведется обширная работа по систематизации и сопоставлению разновременного материала множества списков летописей, установление этапов переделок, редактирования; реконструкция исчезнувших летописей. Особенно большие заслуги в этой области принадлежат М.П.Погодину, И.С.Срезневскому, К.Н.Бестужеву-Рюмину, В.И.Иконникову, А.А.Шахматову, М.Д.Приселкову, Б.Д.Грекову, Л.В.Черепнину, Д.С.Лихачеву, А.Н.Насонову, Б.А.Рыбакову, Ю.А.Лимонову и др 8 . Вопрос о времени начала русского летописания является одним из самых сложных и спорных. Первые летописи, как исторические сочинения имеющие определенную концепцию, появились не позднее конца X в., однако краткие хроникальные записи возникли по-видимому намного раньше. По мнению исследователей первый летописный свод был создан в Киеве в 992–997 гг. при Десятинной церкви Богородицы под руководством ее настоятеля Анастаса Корсунянина 9 . Он содержит важнейшие известия о Крещении Русской земли Св. Владимиром. По мнению А.Шахматова и Д.Лихачева, около 1037 г. под руководством митрополита Феопемпта при кафедральном соборе Св. Софии в Киеве был создан новый летописный свод. Около 1073 г. игуменом Киево-Печерского монастыря Никоном Великим эти первоначальные своды были переработаны и продолжены. Новая редакция летописного свода, согласно А.Шахматову, была составлена в 1093–95 гг. игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном. Она получила в научной литературе наименование Начальный свод. В начале XII в. преподобным Нестором была написана летопись, по своим первым строкам получившая название “Повесть временных лет”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По словам Его Святейшества, находясь в Киеве, можно воочию увидеть, с кем сегодня православный народ Украины, который в изобилии наполняет более одиннадцати тысяч приходов Украинской Православной Церкви, три ее святые Лавры и множество монастырей. " Широкие права самоуправления, которыми пользуется Украинская Церковь, позволяют ей не только успешно преодолевать искушение раскола, но и наилучшим образом исполнять свою высокую миссию, внося в отношения между странами, между народами и отдельными людьми дух мира и единения, бережно храня неделимое достояние Святой Руси, завещанное нам святыми отцами " , - заключил Патриарх Алексий II. Предстоятель Русской Православной Церкви призвал всех духовных наследников священной киевской купели крепить единство в Духе Святом и вновь обратился к отпадшим от Церкви вернуться в ее спасительное лоно. Патриарх Алексий также поздравил с тезоименитством Блаженнейшего митрополита Владимира, преподнес ему на молитвенную память панагии и крест и удостоил ордена святого преподобного Серафима Саровского. На праздничной трапезе в Киево-Печерской лавре Блаженнейший митрополит Владимир преподнес Святейшему Патриарху Алексию памятную медаль, выпущенную к 1020-летию Крещения Руси. На память о торжествах, посвященных 1020-летию Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар Киево-Печерской лавре Евхаристические сосуды. Молящимся в этот день были розданы иконы Божией Матери " Владимирская " . В день памяти святого равноапостольного князя Владимира Его Святейшеству сослужили Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, многочисленные архипастыри из России, Украины, Беларуси, Молдовы, представители Поместных Православных Церквей. Русская линия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2008/07/29/pa...

1) В 1056 году Великий Князь Киевский Изяслав Ярославич по прошению Преподобного Антония повелел отвести гору над пещерой для устроения монастыря, названного после ветхим. 2) Брат его Великий Князь Киевский Святослав Ярославич в 1073 году определил собственную свою землю, в довольном пространстве, на построение большой каменной церкви и монастыря, где ныне Лавра, и при заложении той церкви прежде всех своими руками начал ров копать, и пожаловал на строение 100 гривен злата; а в 1074 году при кончине Преподобного Феодосия приходил он с сыном своим Глебом к нему ради получения у него благословения, и по прошению Преподобного, обещал иметь неусыпное попечение о монастыре Киево-Печерском. 3) В 1107 году Великий Князь Киевский Михаил Святополк Изяславич, тесть Болеслава Кривоустого, Короля Польского, после победы 12 Августа над Половецкими Князьями Боняком и Шураком, близ города Лубен одержанной, приходил в Печерской монастырь, для принесения Богу благодарения за победу, уверяя, что ходатайством Богоматери и тёплыми молитвами Преподобных Печерских та победа одержана, что и в других случаях оный Великий Князь исполнял без упущения. 4) В 1130 году Князь Георгий Симонович, тысяченачальник и Великороссийский Наместник Суздальский, сделал сребро-позолоченную раку для мощей Преподобного Феодосия, употребив на то 50 гривен злата и 500 серебра. 5) В 1158 году Супруга Великого Князя Киевского Глеба Всеславича, дочь Князя Ярополка Изяславича, АНАСТАСИЯ, пребыв во вдовстве 40 лет, при кончине завещала деревни со всем имением в Печерский монастырь, в котором и погребена того же года 3 Января в церкви, близ гроба Преподобного Феодосия. 6) Великий Князь Киевский, АНДРЕЙ Георгиевич Боголюбский чрезвычайное имел усердие к сему монастырю. Он, переселившись из Суздальского на Великое Княжество Киевское, подтвердил данной в 1159 году Грамотой Ставропигию Киево-Печерской Лавры, повелел подчинить оной монастыри: Киевский Пустынно- Николаевский, Брянский-Свенский, Новгород-северский Спасский и Черниговский Елецкий; и даже пожаловал Лавре город Васильков, на реке Стугне, со всеми вокруг лежащими землями.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Киев. Покровский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1889. Ссылки:   Адрес: Украина, г. Киев, Бехтеревский переулок, 15 Координаты: 50.45918, 30.49442 Проезд:от ст. М. " Лукьяновская " , " Майдан Незалежности " - трол. 16, 18 до ост. " Бехтеревский пер. " ; от ст. М. " Вокзальная " - трам. 15, 18 до ост. " ул. Речная " ; от ст. М. " Контрактовая площадь " - трам. 14, 18 до ост. " ул. Соляная " Изменить описание Храмы монастыря: Собор Покрова Пресвятой Богородицы Собор Николая Чудотворца Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Киево-Покровский монастырь, общежительный, в Киеве, на Большой Житомирской улице. Основан в 1889 году на средства Великой Княгини Александры Петровны (в иночестве Анастасии), скончавшейся 13 апреля 1900 года. Здесь устроена пещера гроба Господня, над которой стоит большого размера распятие. В ковчеге хранятся частицы святых мощей печерских угодников. В отдельном киоте — икона Божией Матери в золотой ризе.Она прославлена исцелением, по молитве перед нею, от семилетнего недуга строительницы монастыря Великой Княгини Александры Петровны. Сюда в 1890 году 19 августа были перенесены из Киево-Печерской лавры частицы мощей святых угодников, приобретенные иноком о. Исихием на Афоне и завещанные им перед смертью этой обители. При монастыре двухклассная школа с общежитием при ней для девочек — сирот и полным содержанием от монастыря; приют для слепых, неизлечимо больных и безродных; бесплатная больница на 60 кроватей, открытая в 1894 году и устроенная согласно всем требованиям современной медицины с 2-мя отделениями — терапевтическим и хирургическим; в отдельном корпусе помещается бесплатная лечебница для приходящих больных. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основала обитель вел. кн. Александра Петровна (†1900 г.) - супруга брата императора Александра II вел. кн. Николая Николаевича. 11 января 1889 г. совершилось освящение места будущего монастыря: здесь были заложены домовая церковь и покои княгини. Здесь по молитве перед образом-списком с Почаевской иконы Божией Матери Александра Петровна получила исцеление и приняла тайный постриг с именем Анастасии.

http://sobory.ru/article/?object=02898

Великими князьями были построены в Киеве монастыри: Изяславом-Димитрием – Димитриевский, Святополком-Михаилом Изяславичем – Златоверхий Михайловский, Всеволодом Ярославичем – Выдубицкий-Всеволожий, основанный на месте, где выплывал – выдыбал – Перун, ввергнутый в Днепр, Межигорский и женский Андреевский, Св. Мстиславом Владимировичем – Феодоровский, названный его сыновьями в память отца Вотчим. Первый из князей, добровольно посвятивший себя иночеству и прославившийся своими подвигами, был Святослав Давидович черниговский, в иночестве Преподобный Никола Печерский. Инокиней была супруга Св. кн. Владимира – когда он был еще язычником – Рогнеда Рогволодовна, княжна полоцкая, в монашестве Анастасия. От сына ея, Изяслава, произошли князья полоцкие. Инокиней была сестра Владимира Мономаха , Анна Всеволодовна, в мире Янка, подвизавшаяся в Андреевском или Янчином мон., основанном ея отцом. Принять пострижение желал Св. вел. кн. Ростислав Мстиславич (ум. 1168), говоривший Пр. Поликарпу, архимандриту печерскому: «Отче, хотел бы я избавиться от суетного мимотекущего и мятежного житья сего». Святой архимандрит ответствовал ему: «вам Бог тако велел быти: правду деяти на сем свете, в правду суд судити и в крестном целовании стояти». Он отказал ему в постриге. Упоминалось выше об инокине Пр. Евфросинии Полоцкой. Основателем Киево-Печерского мон. был Пр. Антоний, а его настоящим создателем и устроителем Пр. Феодосий. Пр. Антоний, в крещении Антипа, был родом из г. Любеча в Черниговской области и был, видимо, мещанско-крестьянского происхождения. Он возымел желание отправиться в Грецию на поклонение тамошним святым местам. На Афоне, ознакомившись близко с монастырской жизнью, он принял там пострижение. Наречен он был Антонием, чтобы быть для Руси тем же, чем для Египта Св. Антоний Великий . По научении его монашеской жизни, он старцем своим был отправлен в Россию. Пр. Антоний не вернулся в Любеч, а остался в Киеве. Это было в 1051 г. Обойдя монастыри, он не пожелал ни в одном из них остаться и начал искать уединенное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

25 августа (7 сентября) 1919 года в Даниловом монастыре Москвы монах Ермоген был рукоположен во иеродиакона и вскоре был переведен в качестве миссионера в Киево-Печерскую лавру. В 1921 году, в праздник Успения Божией Матери, иеродьякон Ермоген Святейшим Патриархом Тихоном был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1923 году был удостоен сана архимандрита. В этом же году архимандрит Ермоген был привлечен к уголовной ответственности и был выслан на два года из Киева. 464 В 1926 году архимандрит Ермоген, по возвращении в обитель, был избран братией настоятелем лавры. Количество братии Киево-Печерской лавры в то время было более шестисот человек. 465 Время правления архимандрита Ермогена монастырем было тяжелое. Все лаврские храмы были заняты обновленцами, поэтому богослужения приходилось совершать в Ольгинской церкви города Киева. В 1931 году будущий архипастырь был арестован и судим за контрреволюционную деятельность (за «создание подпольной организации, ставившей целью свержение советской власти»). 466 Вероятно, срок заключения архимандрита Ермогена длился до 1945 года, ибо никаких сведений о его деятельности в этот период нет. С марта 1945 года о. Ермоген проходил пастырское служение на приходах Астраханской епархии, одно время был настоятелем кафедрального собора и благочинным астраханских церквей. С сентября 1948 года по январь 1953 года архимандрит Ермоген был настоятелем Покровского собора в Самарканде. С начала 50-х годов о. Ермоген приложил немало трудов по реставрации и постройке в епархии новых храмов. Так, например, его стараниями был построен кафедральный собор в городе Ташкенте. 467 1 марта 1953 года в патриаршем Богоявленском соборе в Москве Святейшим Патриархом Алексием, митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем и архиепископом Можайским Макарием архимандрит Ермоген был рукоположен во епископа на Ташкентскую кафедру. При наречении во епископа архимандрит Ермоген говорил: «В глубоком смирении склоняю свою главу пред державною волею Божиею и вашим избранием и прошу Его помощи, прошу Его милости и ваших святых молитв... Я рад, что могу свидетельствовать не только перед Вами, но и пред Всею Церковью, что мое прошлое – в Боге. Для Господа я еще в дни своей юности отказался от многого... Ему я отдал свое сердце, для Него работала моя мысль. Ему служила моя воля. И если я как человек согрешал, то никогда от Него, своего Господа, не отступал, всегда был верен Святой Его Церкви " … 468

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010