На протяжении столетий главной достопримечательностью Киево-Печерской лавры являются Ближние и Дальние пещеры, где покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина). В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Адрес: 01015 ул. Лаврская, 15 Телефон: (044) 255-11-05 . Проезд: Подробнее... Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь [ править править код ] Архангело-Михайловский Зверинецкий пещерный монастырь — пещерный монастырь в Киеве, в исторической местности Зверинец. Пещеры монастыря являются памятником археологии национального значения. Адрес: 01014 ул. Мичурина 20-22 Телефон: (044) 285-24-40 Проезд: Подробнее... Свято-Покровский Киевский женский монастырь [ править править код ] Покровский женский монастырь был основан Великой Княгиней Александрой Петровной Романовой (в иночестве — Анастасия), супругой Великого Князя Николая Николаевича, третьего сына Императора Николая I. 24 января 1889 года состоялось освящение места постройки будущей обители, возникновение которой было предсказано прп. Феофилом Киевским ещё в 30-х годах XIX века; и уже в июле Великая Княгиня перешла сюда на жительство с первыми сестрами из Липок. Она принимала деятельное участие в созидании и налаживании жизни в обители, вложив в это все свои средства. Революционное лихолетье не минуло обитель. С 1923 года по 1941 год здесь проживали рабочие-металлисты; в обезглавленных храмах расположились детские ясли, типография, книгохранилище. В октябре 1941 года вновь возродилась монашеская жизнь в обители. Здесь была организована амбулатория, которая в период оккупации Киева оказывала помощь оставшимся в городе жителям. Монастырю была возвращена лишь третья часть его бывшей территории. На протяжении десяти лет по чертежам, находившимся в городском архиве, Покровский храм был перестроен из деревянного на каменный, восстановлены его купола, расписаны внутренние стены и своды. В мае 1999 года состоялось освящение этой церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Киев

Dies diem docet. Прошу пересмотреть все статьи, нет ли ошибок, особливо в хронологии. Потом прошу на последних днях масляницы отдать ее в цензуру, именно Красовскому, ко мне некогда благоволившему. На свободе 1-ой недели поста он успеет ее прочитать и подписать. К сему NB: если бы он вздумал о сей книге сноситься с духовною цензурою, всячески отклоните сие. Вы знаете недоброхотство ко мне наших. Они затруднят выпуск. Растолкуйте, что книга сия и прежде вышла из гражданской цензуры и притом она не догматическая, а литературная, историческая. Выхлопотав, так. обр., цензуру пришлите мне книгу покорее назад. 2-я ч. оканчивается перепискою». Но оканчивая, Евгений и тут не покидал хлопот о дополнении своего труда, – 16 января 1822 г. он писал тому же Анастасовичу: «Справьтесь, пожалуйста, у иностранных книгопродавцев московского митр. Платона «Богословия», для великого кн. Павла Петровича сочиненная, когда и где напечатана на английском языке по переводу Пинкертона, который сам мне о себе сказывал. Мне это нужно поскорее»: (Др. и Нов. Рос.. – 1881 г.. фев., стр. 307). Желание архипастыря было исполнено. Красовский пересмотрел не только 1-ю часть Словаря, по и 2-ю, переданную ему не более, как через полгода после первой. Первая часть была разрешена к напечатанию С.-Петербургским цензурным комитетом, 27 февраля 1822 года, а 2-я – 29 декабря тогоже самого года. Но не вдруг автор воспользовался этим желанным разрешением. Еще за три дня до отсылки Анастасевичу 1-й ч. Словаря, именно 24 ч. января, он был переведен на киевскую архиепископию, получив 16 марта звание митрополита. В новом, знаменитом своим прошлым, краю наша, ученый, по обыкновенно, заинтересовался местными древностями и местною историю, энергично взялся за их изучение и в первые же 4 года своего служения составила, известное «Описание Киево-Софийского собора» (напеч. в 1825 г.) и солидное «Описание Киево-Печерской лавры» (1826 г.). Отдавшись, таким образом, совершенно другому труду, занятый кроме того епархиальными делами, преосвященный исследователь не обращала, уже должного внимания иа свой процензурованный Словарь, не оставляя, разумеется, мысли издать его (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В продолжении пещерных галерей, в порядке, почивают: преподобный Анатолий, в затворе подвизавшийся. Преподобный Спиридон просфорник; на ежедневной молитве он прочитывал всю псалтырь, от начала до конца, и умер с молитвенным перстосложением. Блаженный Арефа, в затворе проведший последние дни жизни и ныне почивающий в затворе; Живя в келии, он имел богатство; когда последнее было украдено, Арефа долго грустил, не взирая ни на какие увещания братии; Бог дивно вразумил его в болезни: понял Арефа, что не его, а Божьи сокровища похищены, что не плакать, а радоваться следовало ему, и он изменился – прошла вся страсть к стяжанию, молитва и подвиги сопричислили его к лику святых. Преподобные Феофил и Сисой, оба в затворе подвизавшиеся. Преподобный Алипий иконописец; вместе с иконописцами греческими, Алипий участвовал в украшении Киево-Печерской Лавры. Преподобный Онисифор исповедник, пресвитер саном, муж, совершенный во всякой добродетели, сподобившийся от Бога дара прозорливости, так что видел в сердце всякого человека согрешения его. Преподобный Симон, епископ Владимирский и Суздальский. Он написал жития святых печерских и сказания о создании Великой церкви. Поклоняясь гробу Симона, надлежит помнить эту великую его заслугу; много имён великих подвижников не было бы известно нам без житий, написанных Симоном. Скончался в 1226 году. Преподобный Никон, четвёртый игумен Печерский. Он первый пришёл в пещеру к преподобному Антонию, вместе подвизался и постригал поступавших в монастырь, в том числе и преподобного Феодосия, которого особенно любил Никон и почитал до смерти. Он прославился тем, что при нём только Великая Лаврская церковь украсилась. К нему пришли иконописцы из Греции, чудесно договорённые явившимися им старцами; а старцы эти были – уже отошедшие в жизнь вечную преподобные Антоний и Феодосий. Так. сам Господь помог и украсить церковь , как прежде – построить её. Преподобный Феофан, в посте подвизавшийся и известный под именем постника. Преподобный Макарий, мученик Анастасий, диакон, скончавшийся в 1190 году; Авраам трудолюбивый, затворник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«О Десятинной церкви, писал Евгений Анастасевичу 19 марта 1824 г., я нечто поместил и при описании нашей Софии. Тут на месте я также растолковал, весь план церкви, чего никто прежде не замечал 282 ». План этот нарисован и подробно описан не самим Евгением, а Берлинским, в его статье «О Десятинной церкви в Киеве» (Труды и лет. Общ. Истории и древностей Российских, ч. V, стр. 106 и д.). Берлинский подробнее передает и историю Десятинной церкви. Наш же автор, коротко рассказав прежний и нынешний план этой последней, сравнительно коротко трактует и об исторической судьбе ее – на основании свидетельств Нестора, Коссова, Кальнофойского, Дитмара и автора «Описания Киево-печерской лавры» (изд. 1817 г.). Находя у трех последних писателей разноречие относительно места погребения св. кн. Владимира и Анны (Елены), Евгений устраняет его ссылкою на авторитета Карамзина, предположившая существование в церкви Десятинной придельного храма во имя св. Климента, а не отдельного от нее, – в нем и был погребен с своею супругою наш равноапостольный князь. В заключение ученый архипастырь высказал собственную догадку, до сих пор принимаемую чуть ли не всеми историками отечественной церкви, что Десятинная церковь была устроена в честь Успения Просп. Богородицы (о чем умалчивает Нестор). Таким образом, м. Евгений более определенного и положительного сказал о церквах св. Софии и Десятинной и ничего решительного о первой церкви, построенной Владимиром, 283 и о церквах до него бывших. В последнем случае он поставил только вопросы и собрал для их решения несколько материалов из разных печатных источников. Даже о церкви св. пророка Илии преосвященный не решился утверждать, что это первая церковь на Руси, а осторожно только заметил, что если-де она, не первая, то «по крайней мере о ней первой находим свидетельство в договоре Игоря с Греками 945 г.» (стр. 5). Церковь эта не переставала интересовать преосвященного историка и по выходе в свет разбираемого нами его труда. В начале 1827 г. студентам Киевской академии он предложил написать «Исследование о древнейшей в Киеве церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Киево-Печерский монастырь, основан в 1051 г. прп. Антонием Печерским, в 1786 г. получил статус лавры, в 1930 г. ликвидирован, В 1941 г. фашисты взорвали Успенский собор, а в 1942 г. разрешили возобновить монашескую жизнь. В 1961 г. вновь упразднен. В 1988 г. возрожден, с 1990 г. лавра внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Флавиан (Городецкий; 1840–1915 гг.), 2 февраля 1885 г. хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии, с 29 июня 1885 г. епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии, с 14 декабря 1891 г. епископ Холмский и Варшавский, с 15 мая 1892 г. архиепископ, с 21 февраля 1898 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, с 10 ноября 1901 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский, 1 февраля 1903 г. митрополит Киевский и Галицкий, священноархимандрит Киево-Печерской лавры. Александра Петровна (1838–1900 гг.), великая княгиня, урожденная Александра–Фредерика–Вильгельмина Ольденбургская, дочь Петра Георгиевича и Терезии–Вильгельмины Ольденбургских, супруга великого князя Николая Николаевича старшего. В 1881 г. уехала в Киев, где в 1889 г. основала Покровский женский монастырь. 3 ноября 1889 г. приняла постриг под именем Анастасия. Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь на Подоле в Киеве, основан предположительно, в начале XVI в. В 1929 г. закрыт, в 1934 г. разрушен храм во имя Святой Троицы. В 1941 г. возрожден с приходом фашистов. В 1960 г. казанский храм перестроен под пошивочный цех, в Воскресенском и Трапезном храмах расположилась мастерская объединения «Укрреставрация». У монастыря были отобраны многие келейные корпуса, в части их разместился протезный завод. В 1962 г. монахинь из монастыря выписали. Ныне действующий. Имеется в виду имение Николая Владимировича Струкова, мужа фрейлины великой княгини Елизаветы Федоровны Екатерины Николаевны Козляниновой (Китти), коллежского асессора, камер-юнкера Двора Его Императорского Величества, управляющего Императорским фарфоровым и стеклянным заводом. Почаевский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, основан горе близ местечка Новый Почаев около 1240–1241 гг. В 1713–1831 гг. монастырь был униатским. С 1997 г. имеет статус ставропигии.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

Он происходил из старого украинского служилого рода дворян. Его предки были видными представителями казачества и духовенства. Родился Конисский 20 ноября (по старому стилю) 1755 года, и при рождении его нарекли Григорием - бодрствующий, бдительный. Он получил хорошее семейное образование и воспитание и в 1728 году в 11 лет от роду был отдан в Киево-Могилянскую духовную академию. В 1743 году он блестяще с особой похвалой окончил полный академический курс и сразу вступает в иноческое звание и становится блестящим проповедником Киево-Печерской лавры. В 1747 году через два года работы в академии он назначается на должность префекта академии и одновременно на должность профессора кафедры философии. С 1751 года Конисский становится фактически ректором (невиданный должностной рост в истории). Высок его авторитет в научном мире, любой университет считал бы за честь иметь его своим преподавателем. Налажено и прочно материальное положение, но в 1755 году он вступает на путь личной Голгофы, и чтобы понять и оценить жертвенный подвиг Конисского, следует вспомнить общественно-политическую обстановку на территории современной Беларуси в те времена. История Белорусской церкви 16-18 веков - это непрерывная цепь борьбы, в большинстве случаев борьбы кровавой Православия с латинством. " В российской державе никакая благочестивая церковь не претерпела столько презрения, ругательств, насилия и обид, как церковь Белорусская. Ее жертвенники, ее алтари, ее святое - кровавыми орошены слезами. " Так писал в Священный Синод преемник Конисского епископ Анастасий Братановский. Сейчас даже трудно себе представить и поверить, что в течение двух с половиной веков обездоленные белорусы и малороссы, преследуемые пришельцами по вере отцами-иезуитами, фанатичной польской шляхтой, своими жизнями, кровью и слезами омывали свою веру отцов, свою народность. Православных варили в котлах, жгли на медленном огне, сажали на спицы, травили собаками. Но никакие репрессии не смогли сломить белорусов, их преданность Православию. Тогда отцы-иезуиты пошли на хитрость.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Ведь ныне его пещера просияла светом неизреченным, блистанием грядущего Восьмого дня, исходившим от Солнца правды (ср. Мал. 4, 2), которое есть Сам Христос. Такое безусловно исихастское по своему духу свидетельство преподобного ­Иоанна, повествующего о видении им духовного Божественного сияния, ясно показывает, что не только инокам Горы Афон, но и тогдашним насельникам Печерской лавры была хорошо известна молитвенная практика византийского исихазма с ее лицезрением нетварного фаворского света и что русское монашество в ту эпоху тоже деятельно приобретало и стяжало благодатные плоды «умного делания». Ведь не зря же и о преподобном Феодосии Киево-Печерском в его «Житии» говорится, что он «всего себя отдал Богу и... целые ночи проводил в беспрестанных молитвах, превозмогая сон… После вечернего пения садился он, чтобы подремать, ибо никогда не ложился, а если хотел поспать, то садился на стульце и, подремав так немного, снова вставал на ночное пение и коленопреклонение» 24 . Так, творя именно непрестанную «умную» молитву, он совершенствовался в исихастском делании, восходя к духовным вершинам богопознания, богообщения и святости. Киево-Печерская лавра — один из крупнейших пещерных монастырей православного мира. И ныне ее братия, сегодня страдающая и гонимая, по-прежнему совершает свой иноческий молитвенный и духовный подвиг, следуя тем монашеским идеалам Святой Руси, которые были некогда указаны преподобными Антонием и Феодосием. Среди пещерных монастырей на территории современной России хорошо известны и древние пещерные обители Крыма, в большинстве своем возникшие в Средние века, — иногда в связи с гонением иконоборческих властей Византии на православных греческих монахов-­иконопочитателей, вынужденных бежать в самые отдаленные уголки империи и, скрываясь от преследований, устраивать для себя монастыри. Впрочем, далеко не все пещерные монастыри Крыма могут быть отнесены ко времени иконоборчества: большинство крымских пещерных монастырей возникло в иные эпохи. Среди пещерных обителей Крыма — Бахчисарайский Успенский монастырь, монастырь Шулдан в Шульской долине, Инкерманский монастырь священномученика Климента, папы Римского, а также пещерные обители Челтер-Коба (Решетчатая пещера), известная как монастырь святого Феодора Стратилата в скалах горы Ай-Тодор (Святой Федодор), монастырь святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне, монастырь Челтер-Мармара и некоторые другие.

http://patriarchia.ru/db/text/6111615.ht...

Он отметил, что основные выводы предпринятого митрополитом Никифором исследования уже переведены и на русский язык, и все желающие могут с ними  ознакомиться . По информации Балашова, с оценкой, которую дал митрополит Киккский, согласны и другие видные архипастыри Кипрской Церкви. " А вот в поддержку действий Константинополя до сих пор, насколько я знаю, публично не выступил ни один из них, кроме архиепископа Кипрского Хризостома, внезапно повернувшегося на 180 градусов от своих прежних убеждений, неоднократно высказанных как публично, так и в частных беседах, на которых я присутствовал " , - добавил представитель РПЦ. Отец Николай также напомнил, что исследования украинского церковного вопроса и анализ действий Константинопольского Патриархата и ранее предпринимались иерархами и богословами ряда поместных православных церквей. " Можно вспомнить в этом ряду публикации блаженнейшего архиепископа Албанского Анастасия, епископа Бачского Иринея (Сербская церковь), митрополита Видинского Даниила (Болгарская церковь), митрополита Кифирского и Антикифирского Серафима, митрополита Пирейского Серафима, протопресвитера Анастасия Гоцопулоса, протопресвитера Иоанна Диотиса, профессора Димитрия Целенгидиса (Элладская Церковь), - если упоминать только наиболее развернутые и запоминающиеся выступления. Все они далеки от оправдания легализации раскола Константинопольским Патриархом, все выражают глубокую тревогу за будущее православия и его единство " , - заключил Балашов. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 04.09.2023 18:35 Патриарх Варфоломей: Мы не будем выносить на суд других Церквей наши решения 17.03.2023 13:04 Синод РПЦ объявил о разрыве с новым главой Кипрской Церкви из-за признания ПЦУ 16.02.2023 10:10 Благовест-инфо Глава ПЦУ впервые провел службу в Трапезном храме Киево-Печерской лавры 11.08.2022 10:08 В Иерусалимской Церкви призвали всех патриархов к переговорам по преодолению раскола 19.04.2022 18:15 Благовест-инфо

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Троицкий собор возвратилась также икона, которая была написана специально для Браиловского монастыря – это икона святого великомученика и целителя Пантелеимона. Пока неизвестно, где находятся две большие престольные иконы – великомученицы Варвары и Боголюбская икона Божией Матери. Есть в обители ковчежец с мощами святых угодников Божьих. Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь Украина, Закарпатье, г. Мукачево, ул. Северная, д. 2. На северной окраине города Мукачева, на склоне горы Чернечьей, вершина которой покрыта вековым дубовым лесом, расположен Мукачевский православный Свято-Николаевский женский монастырь. История основания монастыря уходит в XI b. Исторические документы утверждают, что в XXI bb. между Венгрией и Киевской Русью существовали тесные дружественные связи. Они прослеживаются в династических браках венгерских королей с княжнами Древнерусского государства. Возвратившийся на родину от Ярослава Мудрого и ставший в 1047 году королем Венгрии Эндре и его супруга Анастасия Ярославна принесли из Киевской Руси стремление к укреплению православия среди населения славянских территорий Венгерского королевства. Король Эндре и Анастасия основали ряд православных монастырей. Пришедшие вместе с ними монахи из Киево-Печерского монастыря, как свидетельствует ряд источников, основали древний православный Мукачевский монастырь, выкопав на склоне горы пещеры, подобные киевским, и поселившись в них. С противоположной стороны горы Чернечьей, в двух километрах от монастыря, до сих пор сохранились остатки этих пещер с ходами-галереями, где обитали пустынножители. Недалеко от сохранившихся пещер и ныне существует целебный источник, который по преданию был выкопан монахами пещерной обители. Князь Корятович прибыл из Подолии в Угорскую Русь в лето 1339 года к королю угорскому Каролю I, который принял его с радостью и отдал во владение доминию Мукачевскую со всеми окрестными селами и городами. Поселившись в Мукачевском замке, Федор Корятович значительно перестроил и укрепил его. Будучи ревностным православным христианином и постоянно заботясь об укреплении православной церкви, он строит православный монастырь на правом берегу реки Латорицы для переселения иноков из существующей пещерной обители.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

  3. « Церковь над пещерой преп. Антония Печерского. Афон. Греция. 2008 . Афон — это уникальное место на земле, о котором нет возможности здесь рассказывать. Отмечу лишь, что для меня он значит невероятно много и что я бывал на Святой горе тринадцать раз. Конечно, прежде всего Афон привлекает меня как христианина и лишь потом — как художника. На этой картине — место, особо значимое для русской Церкви, место подвигов будущего основателя Киево-Печерской лавры, основоположника русского монашества. Вид очень живописный там открывается — обрыв, море… и эти краски, столь непривычные нашему «северному» глазу, так и просятся на полотно». [Церковь над пещерой преп. Антония Печерского. Лето]. - С.80-81;   4. « Старец Паисий. 2006. Горячо любимый мною старец, ныне уже прославленный Церковью. Очень сильное впечатление произвела книга «Житие старца Паисия Святогорца» (2006), в которой была размещена и фотография (черно-белая), легшая в основу этой картины. Я решил дополнить — «посадил» рядом с ним его любимую птичку по прозвищу Олет, о которой тоже рассказано в этой книге. Старец очень любил животных и общался с ними — как и другие святые, как Адам до грехопадения…». [Старец Паисий сидит на камне и смотрит на птичку]. - С.81;  5. « Во дворе. 2004. Все деревенские сюжеты в моих картинах «родом из детства». Для меня весь этот крестьянский быт: избы, дворы, сараи, куры, коровы, лошади, упряжь, корзины, телеги, дрова — не просто «картинка в русском духе», нет, я именно чувствую все то, что изображаю . Телега, изображенная здесь, мне напомнила телегу в картине Репина «Проводы новобранца», и этой неожиданной перекличке я был весьма рад!». [Телега с сеном у ворот, а около нее – куры и петухи]. - С.82-83. «Академия журнала «Фома» : НОВЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ «ФОМЫ»//Фома. - — март 2023. - С.84-85. Представлены курсы: Ученые монахи. Как монастыри стали самыми древними центрами образования? Автор проекта: Юрий Шичалин — доктор философских наук, филолог-классик, переводчик, создатель классической гимназии, профессор, Лекторы курса: Максим Калинин – исследователь арамейского языка и месопотамской христианской традиции. Научный сотрудник Общецерковной аспирантуры, старший преподаватель кафедры библеистики МДА; Наталья Головина – заместитель заведующего кафедрой восточно-христианской филологии и Восточный Церквей; Петр Пашков – преподаватель кафедры древних языков и раннехристианской письменности ПСТГУ; Анастасия Занегина – литературовед, специалист по кельтскому искусству, лектор МПГУ; Анна Рогожина – MSt, DPhil (Oxon), доцент Школы востоковедения НИУ ВШЭ. Совместный проект журнала «Фома» и Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Юрия Шичалина. При поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Записаться и пройти курс по ученому монашеству бесплатно .

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-239-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010