Блаженнейший митрополит Онуфрий благословил велопробег от Киево-Печерской до Почаевской лавры 14 мая 2019 г. 17:41 Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий  благословил 20 паломников, которые 14 мая 2019 года отправились в велопробег из Киева в Почаев. Целью велопаломничества является призыв к межконфессиональному миру на Украине и популяризация здорового образа жизни среди молодежи. Координатор велопробега, настоятель киевского храма в честь Феодора Освященного протоиерей Петр Семащук отметил: «Во время этого велопаломничества у человека — а среди нас участники и 17 лет, и 75 лет — есть возможность испытать себя физически и вместе с тем прикоснуться к святыням, помолиться». За четыре дня паломники преодолеют 450 километров — от Киево-Печерской лавры до Почаевской обители . Паломники также посетят женский монастырь в честь святой Анастасии Римляныни в Житомире, Троицкий женский монастырь в г. Корец, храм святого Георгия Победоносца в г. Дубно. Ежедневно велопаломники будут преодолевать более ста километров: 150 км от Киева до Житомира, 124 км составляет маршрут из Житомира в Корец, 116 км — из Корца в Дубно и около 60 км отделяет Дубно от Почаева. Отец Петр также рассказал, что несмотря на расстояние и усталость, каждую ночь велопаломники будут молиться за ночными Литургиями, во время которых смогут причаститься Святых Христовых Таин: «В паломничестве принимают участие и миряне, и священники; четыре ночи подряд — в Житомирском и Корецком монастырях, Дубненском храме и Почаеве — мы служим ночные Литургии, это миссионерская составляющая велопробега». Инициатором велопаломничества из Киева в Почаев еще четыре года назад выступил столичный приход в честь Феодора Освященного. К этой инициативе присоединились Миссионерский отдел Украинской Православной Церкви , Паломнический центр УПЦ, Архитектурный отдел, Отдел по делам молодежи УПЦ и другие организации. На протяжении всего маршрута велопаломников сопровождают полиция, машины скорой помощи и технической службы. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5435488.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/123220.html

Β связи с канонизацией святых Киево-Печерского монастыря в XVII веке создаются жития Симона и Поликарпа, которые читаются в издании Патерика 1661 года; здесь Поликарп назван родственником Симона и отождествлен с печерским архимандритом Поликарпом (1164/65–1182/83). 858 ...Псалтырь чтеши или обанадесять псалма поеши... – Псалтирь – одна из книг Ветхого завета, относящаяся κ разряду учительных. Состоит из 150 (151 – в греческой и славянской Библии) псалмов, песен, восхваляющих Бога, авторство которых приписывается израильско-иудейскому царю Давиду (конец XI века – около 950 года до н. э.). Свое название книга получила от струнного музыкального инструмента, аккомпанируя на котором, Давид пел свои песни. 863 ...якоже въ Отечъниц писано. – Β данном случае имеется в виду эпизод, сюжет которого изложен Симоном, из так называемого Скитского патерика (сборника изречений и повестей из жизни восточных монахов IV–V веков), известного на Руси с XI века. 865 Ты ли еси болши Давида-царя, емуже Семей досаждаше в лице? – Имеется в виду эпизод из Второй Книги Царств (16, Библии. Когда Давид с народом и воинами уходил из Иерусалима, захваченного его сыном Авессаломом, то Семей из рода Саула насмехался над Давидом и его спутниками. Один из слуг Давида, Авесса, сын Саруин, хотел убить Семея, но Давид остановил его, сказав: «Пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида». 869 ...архимандрыту Акиндину Печерьскому. – Современником Симона и Поликарпа, авторов Патерика, был архимандрит Киево-Печерского монастыря Акиндин (1224–1231). Его, начиная с печатных редакций Патерика XVII века, часто отождествляют с другим Акиндином, который с 1156 года был игуменом Печерского монастыря, в 1159 году возведен в сан архимандрита и скончался в 1164 году. 874 ...княгини Ростиславляа, Връхуславля... – Верхуслава-Анастасия, дочь князя Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо), жена князя Ростислава Рюриковича (сын великого князя киевского Рюрика Ростиславича), умершего в 1218 году. 875 ...епискупом или Новугороду, на Онтониево мсто, или Смоленьску, на Лазарево мсто, или Юрьеву, на Олексево мсто.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская). Об И. ничего не было известно до обретения гробницы с ее нетленными мощами возле придела ап. Иоанна Богослова Успенского собора в Киево-Печерском мон-ре, что, согласно «Тератургиме» иером. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), произошло между 1599 и 1617 гг., при печерском архим. Елисее (Плетенецком) . Тело И. было в богатых одеждах, с украшениями и с венцом на голове. На гробе лежал камень с гербом князей Гольшанских (на гербе изображен китоврас (кентавр)), на серебряной пластине на камне имелась надпись: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Дубровицкого-Ольшанского, преставльшаяся девою в лето от рождения своего шестнадцатое». Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Икона. Нач. XXI в. (мон-рь во имя прп. Елисея Лавришевского, Белоруссия) Прав. Иулиания, кнж. Ольшанская. Икона. Нач. XXI в. (мон-рь во имя прп. Елисея Лавришевского, Белоруссия) И. принадлежала к одному из самых знатных родов Литовского великого княжества - князьям Гольшанским, родственникам Гедиминовичей (род прекратился после 1556). Семья именовалась по вотчине в Гольшанах (ныне в Гродненской обл. Белоруссии). С нач. XV в. волынская ветвь Гольшанских называлась Дубровицкими (Домбровскими) от г. Дубровица (ныне в Ровненской обл. Украины). Придел во имя св. Иоанна Богослова, близ к-рого была погребена И., был построен ок. 1470 г., т. е. святая не могла скончаться ранее этого времени. По всей видимости, И. жила между 1500 и 1540 гг., ее отцом был кн. Юрий (Георгий) Иванович Гольшанский-Дубровицкий, известный в 1-й пол. XVI в. благотворитель Киево-Печерского мон-ря, чье имя было вписано в древний Печерский помянник. У кн. Юрия Ивановича было 2 жены - Иулиания, дочь Ивана Ярославича, и Мария, дочь Андрея Сангушко. Очевидно, одна из них была матерью И. О благочестии семьи, в которой выросла И., свидетельствует завещание кн. Юрия Ивановича, по которому 6 монастырей и 16 соборных храмов Киева, Вильно, Луцка, Владимира получали вклады, в завещании также содержалось предписание сыновьям построить церковь (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. Кн. 21. Л. 170 об.- 176 об.; см. также: Яковенко Н. М. Украïнська шляхта з kih. XIV до сер. XVII ст.: Волынь и Центр. Украïна. К., 1993. С. 106). По заказу представительницы рода Гольшанских, возможно родной сестры И.,- кнг. Анастасии Юрьевны в замужестве Заславской, было создано Пересопницкое Евангелие (1561).

http://pravenc.ru/text/1237853.html

часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века: часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть святого Предтечи Иоанна Крестителя, святого Первомученика и архидиакона Стефана, св. апостола и Евангелиста Матфея, св. апостола Павла. III, Части мощей греческих Святителей: св. Василия Великого , св. Григория Богослова , св. Иоанна Златоустог о, св; Василия епископа Амасийского, св. Михаила епископа Синадского, Священномученика Анфима, епископа Никомидиского, Священномученика Власия, епископа Севастийского, Священномученика Ианнуария епископа. IV. Части мощей Святителей российских: св. Михаила первого митрополита Киевского, св. Симона епископа Суздальского, св. Ефрема епископа Переяславского, св. Исайи епископа Ростовского, св. Нифонта епископа Новогородского. V. Части мощей греческих Великомучеников Георгия, Прокопия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Артемия, Пантелеимона, Иоанна Сочавского (Молдавского); Мучеников: Космы Бессребреника, Иакова Персянина, Трифона, Севастиана, Мирона, Преподобномученика Лукиана пресвитера Антиохийского. VI. Великомучениц греческих: Феклы Первомученицы, Варвары, Марины; Мучениц: Ефимии, Параскевы, Фотинии. VII. Преподобных греческих Макария Египетского , Ефрема Сирина , Илариона Великого, Иоанна Дамаскина Марка Фряческого, Ксенофонта; Преподобных российских Киево-Печерских: Николы Святоши князя Черниговского, Поликарпа архимандрита Печерского, Никона игумена Печерского, Варлаама игумена Печерского, Нестора летописца, Иоанна Многострадального, Никона, Анатолия, Никодима просфорника, Дамиана Целебника, Феодора Молчаливого, Григория иконописца, Кукши, Марка гробокопателя, Феофана Постника, Авраамия, Феодора, Иосифа, Никона Сухого, Луки эконома Печерского, Афанасия затворника, Исаака затворника, Еразма, Илариона схимника, Евфимия схимника, Силуана схимника, Онисифора; Арсения Трудолюбивого, Лаврентия затворника, Григория Чудотворца , Прохора Чудотворца, Феофила Чудотворца, Иоанна Чудотворца, Тита, Агафона, Паисия, Логгина вратаря, Агапита врача, Нестора не книжного, Зинона постника, Спиридона просфорника, Сергия Послушливого, Павла Послушливого, Онуфра Молчаливого, Ильи Муромца, Пимена Многоболезненного, Иоанна Постника , Мартирия диакона, Анастасия диакона, Макария диакона и Евфросинии игумении Полотской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Обилием реликвий, их составом и спецификой надписей интересен серебряный крест рубежа XVII–XVIII веков. Он содержал 14 частиц мощей святых иноков Успенского Киево-Печерского монастыря. погребённых в пещерах Антониевой и Феодосиевой в XI–XIV веках. Тексты. сопровождающие мощи, точно и лаконично обозначают их принадлежность в соответствии с рассказами Печерского Патерика и других источников: «болярин» Варлаам, «врачебный» Демьян, «посник» Сисой, «игумен» Авраамий, «дьякон» Анастасий, «священник» Тит, «послушник» Сергий, «прозорливый» Еремей (Иеремия. И. Р.) и др. Среди святынь необычен дубликат реликвий, принадлежащих Николе Святоше (в надписи «Святыш»), в миру Святославу, князю Черниговскому (ум. в 1143 году). Он первым из русских князей принял пострижение в Киево-Печерской обители, стяжал, сообразно с именем своим, совершенную, святую жизнь, а по успении, ещё до обретения мощей, чудесным целительством стала обладать власяница блаженного 1282 . Первым ощутил её силу брат Святоши Изяслав. Тяжко заболевшему князю игумен дал власяницу и велел облечься в неё, после чего Изяслав выздоровел, и с тех пор всегда брал святыню и надевал на себя, когда заболевал, и тотчас обретал здоровье. «И во всякой битве имел он с собою эту власяницу и оставался невредимым», – сообщает Патерик. Вероятно, из двух реликвий, вложенных в крест, помимо собственно мощей преподобного, одна была частицей его чудесной власяницы. Особенное внимание к личности и культу святынь, связанных с именем князя, кроме естественного благоговения перед киево-печерским подвижником, кажется объяснимым, если предположить новгородско-псковское происхождение вкладчика – Наума Румянцова, для которого могла иметь значение родственная связь Святоши со столь чтимым в псковско-новгородских землях святым князем Всеволодом-Гавриилом Псковским, женатым на его дочери 1283 . Согласно утвердившейся традиции, следующей тексту Патерика, среди святых частиц печерских иноков помещены мощи Новгородского архиепископа и чудотворца Никиты. Бывший затворник Печерской обители, он впоследствии стал архиепископом Новгорода и после кончины (в 1108 году) погребён в новгородском Софийском соборе. Там хранились его мощи, обретённые в 1558 году вместе с нетленными одеждами. Прославление мощей святителя нашло отражение в летописи, житиях и посвящённом ему Похвальном слове. С именем епископа связывали и победы русского оружия в Ливонской войне.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп передал приветствие Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира . Подчеркнув значимость открывшейся фотовыставки и презентации Священной книги христиан в Совете Европы, владыка Филипп отметил, что Киево-Печерская лавра является не только жемчужиной Украины, но и сердцем славянского мира. Он также подчеркнул, что Пересопницкое Евангелие — рукописный памятник XVI столетия — является одним из первых переводов канонического текста Четвероевангелия на язык Южной Руси того времени. По словам главы Полтавской епархии, на сегодняшний день факсимильная копии Пересопницкого Евангелия представлены во многих уголках мира. «Это Евангелие  — не только символ Православия и духовности, но и национальный символ Украины, на котором с 1991 года приносят присягу Президенты Украины», — отметил архиепископ Филипп. После открытия выставки представители Православной Церкви приняли участие в торжественном обеде в резиденции постоянного представителя Украины при Совете Европы. На открывшейся в Совете Европы выставке представлены уникальные фотографии Киево-Печерской лавры: архитектурные ансамбли монастыря, древнейшие росписи Успенского собора, Троицкой надвратной церкви, а также Трапезной палаты. Особое внимание привлекают фотографии с изображением лабиринтов Ближних и Дальних пещер — памятников истории и подземной архитектуры Лавры. Помимо фотографий на выставке представлены уникальные голограммы, передающие трехмерные виды обители. Пересопницкое Евангелие было создано в 1556-1561 годах по заказу княгини Анастасии Заславской (Гольшанской) сыном протопопа Михаилом Василевичем и архимандритом Пречистенского монастыря Григорием, которые начали работу в селе Дворце (ныне Хмельницкая область), а завершили в Пересопнице (ныне Ровненская область). Вес книги  — 9 кг 300 г, она написанная поздним уставом на пергаменте форматом 380х240 мм. Книга состоит из 482 листов. Рукопись богато орнаментирована, украшена высокохудожественными многоцветными заставками и миниатюрами. По красоте и богатству оформления Пересопницкое Евангелие не имеет равных среди украинских рукописей .

http://patriarchia.ru/db/text/1670258.ht...

Первосвятительский визит Предстоятеля Русской Церкви на Украину, приуроченный к празднованию 1020-летия Крещения Руси. День третий. Код плеера Livejournal Liveinternet 28 июля 2008 г. 18:00 28 июля, день памяти святого равноапостольного князя Владимира - день кульминации церковной программы торжеств, посвященных 1020-летию Крещения Руси. На Соборной площади Лавры прошло праздничное богослужение, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Перед началом богослужения у Святых врат Киево-Печерской Лавры Предстоятеля Русской Церкви встретил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Многочисленные паломники, прибывшие в столицу Украины на торжества, приветствовали Его Святейшество возгласами " Алексий - наш Патриарх! " . Его Святейшеству сослужили Предстоятель Албанской Православной Церкви архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополит Киевский и всея Украины Владимир, иерархи и духовенство Русской Православной Церкви, представители других Поместных Православных Церквей. Богослужение транслировалось на экраны, установленные на территории монастыря. На службе присутствовал лидер Партии регионов Виктор Янукович. По окончании Литургии со словом поздравления ко всем присутствующим обратился Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Затем с Первосвятительским словом к верующим обратился Святейший Патриарх Алексий, который поздравил всех с днем памяти равноапостольного великого князя Владимира и 1020-летием Крещения Руси. Затем Патриарх вручил Блаженнейшему митрополиту Владимиру праздничные панагии и крест и наградил орденом преподобного Серафима Саровского. В дар Киево-Печерской лавре Святейший Патриарх Алексий передал евхаристические сосуды. После этого Предстоятель Русской Церкви посетил и благословил открытие выставки " Православные иконы России, Украины, Белоруссии " в Музее народного декоративного искусства Киево-Печерской лавры. Затем, на состоявшемся в лавре приеме, Святейший Патриарх Алексий наградил медалями и памятными подарками архиереев и духовенство Украинской Православной Церкви. Митрополит Владимир вручил Его Святейшеству памятную медаль в честь 1020-летия Крещения Руси. Вечером во дворце " Украина " Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл праздничный концерт, посвященный празднованию 1020-летия Крещения Руси. Святейший Патриарх Алексий поздравил всех присутствующих со знаменательной датой и отметил, что " принятие Святого Православия киевлянами положило начало нашей Церкви " . Праздничный концерт - последний пункт программы пребывания Святейшего Патриарха Алексия на Украине. После окончания концерта Предстоятель Русской Церкви ввернулся в Москву. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/450991.htm...

Крестный ход в день памяти Царственных Страстотерпцев на Майдане Незалежности. Фото – Сергей Фрич Православный Киев, как и другие города и веси Украины, 17 июля молитвенно почтил память святых Царственных Страстотерпцев в день 101-й годовщины их мученической кончины. В ночь на 17 июля Божественные литургии совершались в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре и Троицком Ионинском монастыре; в день памяти Царской Семьи молитвенные торжества прошли в большинстве храмов украинской столицы. Также состоялся традиционный крестный ход через старинную часть Киева. Он прошел от стен Киево-Печерской Лавры до Свято-Покровского монастыря, основанного великой княгиней Александрой Петровной Романовой, принявшей монашество и игуменство с именем Анастасия, ныне прославленной в лике преподобных. Корреспондент нашего портала побывал в этот день в киевском храме Царственных Страстотерпцев , действующем на территории городской детской больницы 1. И вот что он там увидел и услышал. Немного истории Чтобы попасть в этот небольшой уютный храм при детской городской клинической больнице 1, находящейся при выезде из Киева в сторону Вышгорода, нужно пересечь весь город, называемый когда-то «Русским Иерусалимом», столь любимый августейшей семьей Императора Николая Царская семья не раз посещала Киев и его древние святыни по дороге в Крым, сам Император многократно бывал здесь по различным поводам. Так, в 1911 году он провел в древнем граде значительное время – сперва по случаю торжеств, посвященных 50-летию «Великой реформы освобождения крестьян», а затем прощаясь с погибшим от рук террориста Петром Аркадьевичем Столыпиным, похороненным у входа в храм преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской Лавры. Молился царь-мученик у гробницы святого князя Ярослава Мудрого и у мощей святителя Киевского Макария в Святой Софии в годы Первой мировой войны, также посещал могилу великой княгини Александры Петровны в Покровском монастыре. Кстати говоря, храмы и многочисленные корпуса этой знаменитой обители, как и большинство старинных церквей Киева, построены и за счет значительных средств царской казны.

http://pravoslavie.ru/122492.html

28 июля 2008 года – в третий день своего визита на Украину – Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил праздничное богослужение на соборной площади Киево-Печерской лавры. 28 июля 2008 года – в третий день своего визита на Украину – Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил праздничное богослужение на соборной площади Киево-Печерской лавры. В день памяти святого равноапостольного князя Владимира Его Святейшеству сослужили Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, многочисленные архипастыри из России, Украины, Беларуси, Молдовы, представители Поместных Православных Церквей. На празднования 1020-летия Крещения Руси в главную обитель Украины съехалось несколько тысяч паломников – киевляне и жители других областей Украины, а также гости из-за рубежа. По окончании Божественной литургии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приветствовал священноархимандрит Киево-Печерской лавры Блаженнейший митрополит Владимир. «Жизнь христианина невозможна без надежды», – особо подчеркнул Предстоятель Украинской Православной Церкви и выразил чаяние, что в будущем отпавшие от церковного общения украинские раскольники воссоединятся с Церковью Христовой. В заключение Его Блаженство высказал пожелание, чтобы Святейший Патриарх Алексий чаще посещал пределы Украинской Православной Церкви. Поздравляя всех собравшихся богомольцев с 1020-летием Крещения Руси, Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил: «Святой равноапостольный князь Владимир стоял у колыбели нашей Поместной Церкви, которая на протяжении всей своей 1020-летней истории являла миру несчетное множество угодников Божиих». По его словам, кем бы ни были эти подвижники – русскими, украинцами, белорусами – именно в древнем Киеве лежит начало духовной жизни народа, здесь исток его церковного и национального самосознания. «В Киеве не только наша общая купель. Здесь – начало нашего просвещения, летописания. Здесь, в пещерах, где ранее подвизался первый русский митрополит Иларион, преподобные Антоний и Феодосий положили начало иноческому подвигу, утвердив устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями», – подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.

http://pravmir.ru/1020-letie-kreshheniya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010