Начало Христианства на Руси Предки наши, славяне, были язычниками и поклонялись идолам; они приносили идолам в жертву не только животных, но даже и людей по жребию. Но так как великий князь Киевский Владимир был человек весьма мудрый, то он вскоре понял, что идолы, сделанные руками человеческими, не могут быть настоящими богами и пожелал переменить свою веру. Для этого он послал в разные государства старцев Киевских, мудрых и опытных людей, посмотреть, как кто совершает свое богослужение. Через несколько времени возвратились посланные, которые побывали у магометан, у евреев, у католиков, а также и в Греции у православных христиан и одобрили греческую веру. Тогда, по совету бояр и старцев, Владимир решил принять греческую, т. е. православную христианскую веру. Но просить об этом греков он считал для себя унизительным и решил лучше завоевать Грецию и тогда уже креститься. Для этого в 988 году Владимир пошел с войском на Греческий город Херсон. Херсонцы заперлись в городе и крепко оборонялись. Владимир послал сказать им: «если не сдадитесь, то три года простою здесь»; но они не послушались. Тогда Владимир, устроив свое войско, велел делать насыпи вокруг города; но херсонцы, подкопав городскую стену, уносили насыпаемую землю к себе в город. В это время один Херсонский житель, именем Анастас, пустил стрелу в стан русский, а на стреле было написано: «на восток от тебя колодезь; из него вода по трубе идет в город: откопай колодезь и перейми воду». Владимир тотчас велел копать и, точно воду переняли у граждан; тогда греки изнемогли от жажды и сдались. Владимир пошёл в город с дружиною и послал к греческим императорам, Василию и Константину, с такими словами: «вот я взял ваш славный город; слышу, что у вас сестра девица; если вы не отдадите ее за меня, то и столице вашей будет от меня тоже, что и Херсону». Оба царя, услыхав это; сильно огорчились и отвечали: «неприлично христианам выдавать своих сестер за неверных; если крестишься, то и сестру нашу получишь, а вместе с нею царство небесное и с нами будешь единоверный; если же не хочешь креститься, то мы не можем выдать за тебя сестру». Владимир отвечал послам: «скажите царям, что я готов креститься потому что прежде испытал ваш закон и мне нравится ваша вера и богослужение». Цари, услышав это, обрадовались и послали сестру свою, именем Анну, которую насилу уговорили идти: она села на корабль, простилась с родными и с плачем поплыла через море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

А вот имена полководцев их: первый – маркиз из Рима, из города Вероны, где жил когда-то язычник жестокий Теодорих. А второй граф Фландрский. А третий – дож слепой с острова Марка, из Венеции. Этого дожа ослепил цесарь Мануил, ибо многие мудрые убеждали цесаря: если отпустишь этого дожа невредимым, то много зла принесет твоему царству. Цесарь же не захотел его убить, но повелел ослепить его стеклом, и были глаза его неповрежденны, а перестал он видеть. Этот дож много войн замышлял на город, и все его слушались, и ему принадлежали огромные корабли, с которых был взят город. А стояли фряги у Царьграда с декабря по апрель, когда и взяли город. А в мае, девятого числа, поставили цесарем своего латиняна графа Фландрского по решению своих епископов, и власть между собой поделили: цесарю город, маркизу Суд, а дожу – десятина. И так погибло царство богохранимого города Константина и земля греческая от распрей цесарей, и обладают землей той фряги. Киево-Печерский патерик Подготовка текста и примечания Л. А. Дмитриева. Перевод М. А. Викторовой ПОСЛАНИЕ СМИРЕННАГО ЕПИСКОПА СИМОНА ВЛАДИМЕРЬСКАГО И СУЗДАЛЬСКАГО К ПОЛИКАРПУ, ЧЕРНОРИЗЬЦЮ ПЕЧЕРЬСКОМУ …Пишеть бо ми княгини Ростиславляа Верхослава, 350 хотящи тя поставлена быти епискупомь или Новугороду на Онтониево мсто, или Смоленьску на Лазарево мсто, или Юрьеву на Олексево мсто, и аще ми, рече, и до тысячи сребра расточити теб ради и Поликарпа. И рх ей: «Дьщи моа Анастасие! Дло не богоугодно хощеши сътворити, но аще бы пребыл в монастыр неисходно, с чистою съвстию, в послушании игумении и всей братии, трзвяся о всх, то не токмо бы в святительскую оджю оболчен, но и вышняго царствиа достоин бы был». ПОСЛАНИЕ СМИРЕННОГО ЕПИСКОПА СИМОНА ВЛАДИМИРСКОГО И СУЗДАЛСКОГО К ПОЛИКАРПУ, ИНОКУ ПЕЧЕРСКОМУ …Пишет ко мне княгиня Ростиславова, Верхуслава, что она хотела бы поставить тебя епископом или в Новгород, на Антониево место, или в Смоленск, на Лазарево, или в Юрьев, на Алексеево. «Я, говорит, готова хотя до тысячи серебра издержать для тебя и для Поликарпа».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

У преосвященного был брат, намного моложе его, которому он покровительствовал и которого воспитывал; брата звали Антонием и родился он в 1800 году. Воспитанник Каменец-подольской семинарии, отец Антоний занял приход брата в Каменец-Подольской епархии, 20и лет от роду, когда отец Августин уехал учиться в Киевскую Академию. Отец Антоний Мартыновский никогда не выезжал из Каменец-Подольской епархии — жил тихой мирной жизнью и умер в сане протоиерея в 70х годах. У него было 3ое детей: старший Василий, строгий аскет, рано принявший монашество и умерший иеромонахом Киево-Печерской лавры в сравнительно молодом возрасте; дочь Анастасия Антоновна, вышедшая замуж за акцизного чиновника, и младший — Виктор Антонович — мой Дед. Дед начал карьеру, как и его предки, в Каменец-Подольской Духовной Семинарии. Мягкий, вдумчивый юноша, он считался кандидатом в ученые монахи: все считали, что он пойдет по стопам своего дяди, архиепископа. И тот считал его будущим иерархом. Киевская Духовная Академия гостеприимно распахивала перед ним свои двери. Все дело испортил, однако, Белинский. Увлекшись его статьями в «Современнике», молодой семинарист перешел от него к Гегелю и Фейербаху. Вскоре один из его товарищей побывал в Петербурге и привез оттуда «Колокол». Перейдя в последний класс Семинарии, на каникулах, Виктор Мартыновский поехал в Петербург. И сразу познакомился с Добролюбовым. Тот принял его по-братски, поставил четверть водки; начались расспросы о Семинарии, об учителях, об экзаменах. Воспоминания о товарищах, о семинарских порядках, о порках, полученных в свое время обоими в изобилии. Два бурсака очень быстро нашли общий язык. Неизвестно, о чем еще говорили Добролюбов и Мартыновский, только по приезде в Каменец-Подольск Виктор Антонович категорически заявил отцу, что в Академию он не пойдет и от сана отказывается, а вместо этого поедет в Петербург, поступать в Филологический Институт. Мягкий и сговорчивый отец Антоний сначала очень удивился, но довольно быстро дал свое согласие. В 1860 году молодой попович прибыл в Петербург и преобразился в студента-филолога. Вскоре умер его друг, А.Н. Добролюбов, однако благоговение к нему и к Чернышевскому дед сохранил до конца жизни.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Итак, знакомьтесь: семья Малиновских из Феодосии. Капитан, штурман, боцман, пехота и кошка Леля Сергей Николаевич – капитан по званию и в семейной жизни, в недалеком прошлом – начальник технического звена по подготовке авиационной военной техники к полету, водитель семейного минивэна на семь пассажиров. Виктория Владимировна – преподаватель «Основ православной культуры Крыма», замечательный экскурсовод по православным святыням полуострова, садовод в храме святого Агапита Киево-Печерского, по меткому определению супруга – «штурман». Их дети: Владислав – гид-экскурсовод по достопримечательностям Феодосии, недавно отслужил в морфлоте на большом десантном корабле, выполнявшем задания в Сирии, в семье – «боцман». Анастасия – медсестра в детской больнице Феодосии, учится заочно на врача-реабилитолога, усердная паломница по святым местам. Анна – ученица пятого класса, любительница музыки и пения, победитель городских фестивалей, по ласковому определению отца – «пехота». Главная попечительница всеобщей любимицы – кошки Лели. Когда звонит телефон – у каждого члена семьи звучит своя мелодия, и капитан весело комментирует: «О! Боцман на проводе!» или «Штурман вызывает!» Как получилось, что семья Малиновских связала свою жизнь с паломничеством по святым местам Крыма, – отдельный разговор. Сергей и Виктория с сыном Владиславом «Учи Верую!”» Виктория: Я должна стать такой, какой меня хочет видеть Бог – В Бога я верила с детства, но в юные годы ходила в храм редко, по большим праздникам. Переворот в моей душе случился около 20 лет назад, когда я тяжело заболела. Исхудала, при росте 168 весила 42 килограмма и продолжала худеть. Врачи поставили диагноз «цирроз печени после перенесенного гепатита» и развели руками. Я не могла ничего есть и готовилась к смерти, меня качало от слабости. А ведь у меня росли шестилетний сыночек и доченька четырех лет. На тот момент я знала только одну молитву – «Отче наш» – и в тяжелых жизненных ситуациях всегда повторяла про себя эту молитву. И вот в тонком сне я слышу: «Тебе уже недостаточно молиться так кратко! Учи Верую!”» Что это за молитва, я тогда не знала, и, проснувшись, первым делом схватила единственную в доме православную книгу. Нашла «Верую» и поняла из «Закона Божия», что это Символ веры, в котором заключена вся суть Православия.

http://pravoslavie.ru/112684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Киевских святых (15 июля) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. АННА (Янка) (не позднее 1055/60-1112), дочь переясл. кн. Всеволода Ярославича, прп. (пам. 18 мая, 3 нояб.) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/rubrics/1561643.html

Мощи его почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Преподобный Анастасий Печерский (XII в.) Память его празднуется 22 янв, 28 сент. вместе с Соборам прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Анастасий, диакон Печерского монастыря, был другом прп. Тита (память его 27 февр.). Святые мощи его почивают в Ближней Антониевой пещере. •  В службе Собору отцев Ближних пещер св. Анастасий называется преподобномучеником и имевшим такое дерзновение к Богу, что получал все просимое. Преподобные Спиридон и Никодим, Просфорники, и преподобный Анатолий Печерские (XII в.) Память их празднуется 31 окт., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Спиридон был родом крестьянин и пришел в Печерский монастырь уже в немолодых летах, при игумене прп. Пимене Постнике. Грамоте он научился уже в обители, причем выучил всю Псалтирь наизусть и воспевал ее каждый день всю с начала до конца. За богоугодную жизнь на него было возложено послушание печь просфоры, и, исполняя его, он не переставал воспевать псалмы Давидовы. Сотрудником его был прп. Никодим. Однажды пламя вырвалось из устья печи, и крыша просфорной загорелась. Преподобный заткнул устье ее мантией, а сам, стянув рукава своей власяницы, пошел с ней к колодцу и наполнил ее водой. Затем он позвал братию помочь ему погасить пламя. Собравшаяся братия с удивлением увидела, что мантия его не загорелась и вода не вытекла из власяницы. Они погасили пламя и прославили Бога. Прп. Анатолий, по примеру великого отца Антония, подвизался в затворе, в то же время как Спиридон и Никодим подвизались в общежитии, и достиг дара чудотворения. Он почивает нетленным в Антониевой пещере, там же, где и мощи прпп. Спиридона и Никодима. Преподобный Феофан, постник Печерский (XII в.) Память его празднуется 11 окт., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Мощи его почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Преподобный Анастасий Печерский (XII в.) Память его празднуется 22 янв, 28 сент. вместе с Соборам прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Анастасий, диакон Печерского монастыря, был другом прп. Тита (память его 27 февр.). Святые мощи его почивают в Ближней Антониевой пещере. •  В службе Собору отцев Ближних пещер св. Анастасий называется преподобномучеником и имевшим такое дерзновение к Богу, что получал все просимое. Преподобные Спиридон и Никодим, Просфорники, и преподобный Анатолий Печерские (XII в.) Память их празднуется 31 окт., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Спиридон  был родом крестьянин и пришел в Печерский монастырь уже в немолодых летах, при игумене прп. Пимене Постнике. Грамоте он научился уже в обители, причем выучил всю Псалтирь наизусть и воспевал ее каждый день всю с начала до конца. За богоугодную жизнь на него было возложено послушание печь просфоры, и, исполняя его, он не переставал воспевать псалмы Давидовы.   Сотрудником его был  прп. Никодим . Однажды пламя вырвалось из устья печи, и крыша просфорной загорелась. Преподобный заткнул устье ее мантией, а сам, стянув рукава своей власяницы, пошел с ней к колодцу и наполнил ее водой. Затем он позвал братию помочь ему погасить пламя. Собравшаяся братия с удивлением увидела, что мантия его не загорелась и вода не вытекла из власяницы. Они погасили пламя и прославили Бога.   Прп. Анатолий , по примеру великого отца Антония, подвизался в затворе, в то же время как Спиридон и Никодим подвизались в общежитии, и достиг дара чудотворения. Он почивает нетленным в Антониевой пещере, там же, где и мощи прпп. Спиридона и Никодима. Преподобный Феофан, постник Печерский (XII в.) Память его празднуется 11 окт., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Архив Пн Предстоятель Албанской Православной Церкви обратился со словами поддержки к наместнику Киево-Печерской лавры 14 августа 2023 г. 21:15 В письме наместнику Успенской Киево-Печерской лавры митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу , направленном 11 августа 2023 года, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий выразил скорбь в связи с переживаемыми владыкой Павлом и братией монастыря «болезненными испытаниями». «Мы участвуем в Ваших страданиях и, по мере наших возможностей, делимся, где это уместно, нашим свидетельством о зверствах против благочестивого православного святого духовенства, набожного народа, а также прославленной святыни — Киево-Печерской лавры», — подчеркнул Его Блаженство. Предстоятель Албанской Церкви заверил в своих молитвах о наместнике и братии обители: «Мы молимся, чтобы Господь укрепил Вас, чтобы Вы явили себя как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах (2 Кор. 6:4-5)». «Наши мысли и молитвы непрестанно с Вами, чтобы, присоединившись к сонму новомучеников, Вы также смогли выдержать нынешнее абсурдное гонение на православных», — подчеркнул Архиепископ Анастасий. Как сообщалось ранее, 14 июля Соломенским районным судом города Киева была изменена мера пресечения владыке Павлу с круглосуточного домашнего ареста на содержание под стражей. 15 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, ряду религиозных деятелей и представителей международных организаций с посланиями, в которых сообщил о преследовании наместника Киево-Печерской лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла. Принявшим решение о помещении православного иерарха под арест судом была назначена огромная сумма залога. Тем не менее, верующие смогли собрать эти средства, и 7 августа архипастырь был освобожден из следственного изолятора. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь. 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6049392.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЙ (кон. XII - нач. XIII в.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Иером. Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» (1638) называет А. «братом» прп. Тита иеромонаха († кон. XII в.). В «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII вв.) А. именуется диаконом, в тропаре, кондаке и стихире, ему посвященных, отмечается его постничество и мученическая кончина (Минея (МП). Январь. Ч. 2. С. 276-277). А. упоминается также в службе Собора преподобных отцов Ближних пещер как особо трудолюбивый и дерзновенный пред Богом в своих прошениях (3-й тропарь 4-й песни канона (Минея (МП). Сентябрь. С. 722)). Местная канонизация А. совершилась в XVII в., когда Киево-Печерский архим. Варлаам (Ясинский) установил празднование Собора преподобных отцов Ближних пещер, вероятно, тогда же была составлена служба Собору. Общецерковное почитание А. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым ряд киевских святых (в т. ч. А.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Память А. 22 янв. совершается ради тезоименитства с прмч. Анастасием Персиянином . В нек-рых изданиях ошибочно указывается на существование еще одного Анастасия, почивающего в Дальних пещерах. Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике А. сказано: «Надсед, брада доле Григория Богослова, на главе кавтырь, риза чернила, испод празелень, правою рукою левой стороны ризу держит, а левую руку к сердцу, персты вверх» (БАН. Строг. 66. Л. 311об., «правая страна», 18-й). В сюжете «Собор Киево-Печерских святых» он представлен, как правило, в монашеском одеянии с куколем на голове, в левой группе, за прп. Антонием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах. Оглавное изображение А. помещено в 7-м ряду 2-м слева на гравюре кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. (ЦАК МДА), на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры, с надписанием на нимбе: «Пре Ahacmaciй зат.[ворник]». На литографии 1859 г., изд. А. Абрамова (ЦАК МДА), раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ) образ преподобного находится в 6-м ряду 1-м слева; выраженных индивидуальных черт не имеет. У Д. А. Ровинского указано 15 гравюр с изображением Собора Киево-Печерских святых.

http://pravenc.ru/text/114798.html

После окончания строительства и освящения Успенского собора в 1089 г. его площадь в юж. части храма и прилегающая к нему местность в пределах обители стали одним из самых престижных некрополей Киева и его округи в кон. XI-XIX в. Первенствующую роль Киево-Печерского монастыря не смогли поколебать даже события, связанные с ордынским игом XIII-XV вв. К числу древнейших захоронений относятся мощи первых насельников, а также перенесенные в Успенский собор мощи прп. Феодосия Печерского. На территории Киево-Печерского мон-ря также были похоронены знатные и щедрые вкладчики. Первым из них стал киевский боярин Шимон (Симон) Африканович (кон. XI в.). Помимо него в обители были похоронены такие представители высшей киевской титулованной и нетитулованной знати, как тысяцкий и боярин Ян (Иоанн) Вышатич (в 1106) и его жена Мария (родители прп. Варлаама), сестра Киевского вел. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха - Евпраксия Всеволодовна (в 1109), минский кн. Глеб Всеславич (в 1119), его жена кнг. Анастасия Ярополковна (в 1158), дочь владимиро-волынского кн. Ярополка (Петра) Изяславича, пожаловавшего Киево-Печерскому монастырю в 1080 г. права на свои доходы в Небльской, Деревской и Луцкой волостях, а также ряд сел «около Киева», в кон. сент. 1143 г.- князь-инок Николай Святоша и др. При изучении Успенского собора археологами было найдено 13 шиферных саркофагов, относящихся к древнерус. периоду. О существовании до 1941 г. еще 2 саркофагов известно по плану М. М. Захарченко. Кроме того, в 1961 г. один саркофаг был найден за Успенским собором. Всего в них были похоронены не менее 9 мужчин, 4 женщин и 4 детей. Число захоронений древнерус. элиты до сер. XIII в., несомненно, было больше ( Холостенко. 1967. С. 58-59; Ibakih Г. Ю., Бaлakih С. А. Apxeoлoriчhi дocлiджehhя Успенського собору у 1998 р.//Apxeoлoriчhi biдkpummя в Ykpaïhi 1997-1998 рр. К., 1998. С. 78-79; Ивакин В. 2008. С. 142). Захоронение вкладчиков практиковалось не только на территории Киево-Печерского мон-ря, Ближних и Дальних пещер, но и в некрополях сел, принадлежавших обители (Древнерус. патерики. 1999. С. 11).

http://pravenc.ru/text/1684519.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010