Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК Прп. Авраамий Затворник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Прп. Авраамий Затворник. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. ради тезоименитства 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Время жизни можно датировать приблизительно не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в., т. к. о Печерских святых, живших до монголо-татар. нашествия, сохранились более подробные сведения. А. З. упоминается в числе святых «града Киева» в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII вв.). Мощи святого почивают в Ближних пещерах между мощами прмч. Анастасия и преподобных 12 зодчих. Местная канонизация А. З. совершилась при установлении митр. Киевским свт. Петром (Могилой) празднования Собора преподобных отцов Ближних и Дальних пещер - в 1643 г. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг., согласно к-рым имена ряда Киевских святых дозволялось вносить в общецерковные московские Месяцесловы. В «Службе святых отец, иже во пещере преподобнаго Антония, близ Великаго монастыря [почивающих]» (Собор Ближних пещер) А. З. упоминается вместе с преподобными Агапитом Елладием как «другой Авраамий» (3-й тропарь 6-й песни канона) в отличие от прп. Авраамия Трудолюбивого . А. з. имеются общий тропарь и кондак как затворнику Киево-Печерскому (составлены в Киево-Печерской лавре в 50-х гг. XX в.). Ист.: Описание о российских святых. С. 24. Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 1. Сентябрь. С. 160-162; Вып. 12. Ч. 2. Август. С. 190-191; Голубинский. Канонизация святых. С. 202-203, 210; Минея (МП). Сентябрь. С. 724; Октябрь. С. 803. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/62942.html

Георгий 2014/07/02, 18:13:16 святые отцы печерские низкий вам поклон и прошу вашего заступничества пред богом за иулитту с младенцем галину глеба и помогите мне мудростью которую доровал вам бог в этой земной жизни .аминь 2014/04/25, 09:25:13 Старцы Киево печорские молите Бога о упокоении Схиимонаха Ионны Василия Владимира Василия Марии веры Марии веры Антонины Иакова Дмитрия Дарьи Даниила луки Алексия софии Евгении Алексия Александра мл Дарьи отр Ольги Ольги Василия Ольги Марии веры Татианы 2014/04/25, 09:17:16 Святые старцы Киево печорские молите Бога о нас Арх Серафима Иег Алексия Марии Афанассии Ирины Сергия Татианы Анастасии Екатерины бол надежды Лидии Светланы Екатерины Непраздной Валерии. Татиана 2014/04/13, 19:18:02 Старцы Киево Печерские помолитесь за моего мужа Сергия , чтоб определился он в направлении с работой.Я очень прошу...... Татиана 2014/04/11, 20:09:17 Угодники Божие Киево-Печерские, родненькие, помолитесь о нас ко Господу, прошу вас!!! р.б. Екатерина со чадами. Екатерина 2014/03/12, 13:21:40 Дорогий Отцы ПечерскиеЮ прошу за сына Богдана. Молитвами Вашими охраните его от грехов и всякого зла, вразумите найти работу во Львове и возвратиться домой. Да будет Воля Божия. Богдан 2014/03/12, 13:19:53 Святые и праведные Отцы Лавры, прошу за сына Александра. Молитвами Вашими привести к вере в Господа Исуса Христа, покаянию, прощению грехов, примирению и возвращению в семью. Аминь. Алексанндр и Ольга 2014/02/15, 18:31:32 Все Святые Киево-Печерской Лавры ! Помогите, ради Бога ,Анне с соработниками Андреем, Валентиной, Галиной, Еленой, Верой, Ольгой отработать при комиссионной проверке без нарушений и штрафов И в последнюю очередь из всех предприятий. Слава Богу за все! Аминь, 2014/02/11, 03:13:57 Святые отцы! Молите Бога о нас грешных. Не выжить нам без молитв и милости Божией Тамара Светлана 2014/02/10, 15:55:35 Святые Отцы Киево печорские помолитесь , помогите моему мужу Сергию в работе , понять направление, вырасти. Возьмите его под свое покровительство. Я очень , очень прошу.

http://isihazm.ru/?id=822&c_pid=1

Среди них - могилы известного деятеля Свято-Владимирского братства г. Бредихина; княгини Т. Горчаковой, монахини Киево-Флоровского монастыря (в монашестве - Анастасии) и др. В числе утраченных могил - склеп из двух камер, где покоились Иеросхимомонах, книготорговец Киево-Печерской лавры Иларион и известный Лаврский юродивый Ковалевский Иван Григорьевич (1807-1855), имевший прозвище «Босый»; погребение Вениамина (в миру - Базилевич Дмитрий Ильич; 1787-1873) - печатника и архитектора Киево-Печерской лавры, архимандрита Киево-Выдубицкого монастыря (1856-1867), автора полного «Киевского месяцеслова»; Епифания (1770-1828) - философа, богослова, проповедника, иеромонаха, руководителя Лаврской типографии (1814-1822). Несколько человек были похоронены в Троицкой церкви. В 1970-х г.г. возле с. Круглик было устроено новое кладбище Китаевской пустыни, рядом с которым возник скит Преображенская пустынь. В 1920-х г.г. в пустыне находилась детская колония, часть сооружений использовалась сельскохозяйственными заведениями. В 1930 г. территория и здания переданы, основанному в это время, Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (с 1954 г. - украинский НИИ садоводства). Во время Великой Отечественной войны все здания сильно пострадали. Позже здесь размещались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений (с 1956 г.). После реставрации Троицкой церкви (1992) и ремонта трапезной с кельями эти здания переданы Украинской православной церкви Московского патриархата. «Свод памятников истории и культуры Украины». – М.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского. Хозяйственный двор Напротив главного двора пустыни через ул. Китаевскую, вдоль которой установлено ажурное металлическое ограждение на кирпичных столбах. На территории двора содержались сооружения жилого и хозяйственного назначения – госпитали, конюшни, погреба, переведенный из Киево-Печерской лавры свечной завод и т.д.; часть их сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=06709

Феофилакт, епископ Вологодский и Устюжский (Слонецкий (Слоницкий) Фёдор Васильевич) Родился в 1744 году в селе Прохорове Борзенского уезда Черниговской губернии в семье священника. Сначала обучался в Черниговских училищах. В 1756 году поступил в Киевскую духовную академию, по окончании которой поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. В 1766 году пострижен в монашество и исполнял в лавре должности корректора типографии, проповедника С 1768 года исполнял в лавре должность перводиакона. Затем рукоположен во иеромонаха, определён соборным настоятелем больничного монастыря и блюстителем Дальних пещер. В 1792 году избран наместником Киево-Печерской лавры. В 1793 году возведён в сан архимандрита. 17 августа 1795 года назначен настоятелем Киево-Михайловского Златоверхого монастыря и с этого же года ректор Киевской духовной академии. Эту должность исполнял до 1803 года. 10 декабря 1798 года переведён в Киево-Николаевский Пустынный монастырь. С 1799 года – архимандрит Киево-Братского Богоявленского монастыря. 26 апреля 1803 года хиротонисан во епископа Вологодского и Устюжского. 3 января 1808 года по болезни уволен на покой с повелением иметь пребывание в Киево-Печерской лавре. Скончался 13 августа 1823 года в лавре (по другим источникам, в 1827 году). Первый из ректоров академии, который был высочайше пожалован в кавалеры ордена святой Анны II степени «за ревностные труды и усердную службу» по академии. Литература: Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академией: в 2 т. – Киев. 1856. Серебренников В.К. Киевская академия с половины XVIII века до преобразования её в 1819 году. – Киев. 1897. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1397. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 192. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 302. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 48. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 192. Письма Киевского митрополита Евгения Болховитинова к В.Г. Анастасевичу//Русский архив. М. 1889. Кн. 2, стр. 328. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12т./Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского . СПб., 1900–1911, т. 3, стр. 712. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 1, стр. 541. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 469. Титов Ф. , протоиерей. Императорская Киевская Духовная Академия 1615–1915. Изд. 2. Киев. 2003, стр. 514. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Больше известно о поддержке К. И. церковных учреждений в Турове. В 1513 г. Преображенской ц. были подарены разные угодья (сад, луга, озера и др.). 5 марта 1520 г. К. И. передал расположенной в замке Успенской ц. 3 села и 14 озер. Тогда же собору и епископской кафедре были пожалованы 24 ведра ежегодной медовой дани. При переходе Турова под власть К. И. возникла проблема отношений магната с Турово-Пинским епископом. По ходатайству К. И. Сигизмунд I в февр. 1522 г. подтвердил привилей кор. Александра 1506 г. Турово-Пинской епархии, где устанавливалось, что князья и бояре на территории епархии без благословения архиерея не должны закладывать храмы и монастыри, не должны определять к ним священников и вообще не могут вмешиваться в духовные дела под угрозой штрафа в 3 тыс. коп литов. грошей. С приобретением К. И. ряда значительных владений в Киевской земле следует связывать первые попытки князей Острожских влиять на церковную жизнь в Ср. Поднепровье. В 1508 г. установились связи К. И. с самой почитаемой обителью Великого княжества Литовского - Киево-Печерским мон-рем (см. Киево-Печерская лавра ). Первые десятилетия XVI в. стали временем внутренних конфликтов в обители. В результате одного из таких конфликтов в 1508 г. киевский воевода арестовал печерского архим. Вассиана. После вмешательства К. И. архимандрит был освобожден и получил возможность поехать в Вильно к королю. В 1516 г. К. И. вместе с женой дал Киево-Печерскому мон-рю ряд сел как поминальный вклад по родителям Татьяны - кн. Семену Юрьевичу Гольшанскому и его жене Анастасии. В 1522 г. в положении Киево-Печерской обители произошли серьезные изменения. Сигизмунд I санкционировал восстановление в мон-ре общежительства, было ограничено вмешательство киевского воеводы и его «урядников» в монастырскую жизнь. Одновременно особым постановлением был введен коллективный патронат князей, бояр и земян Киевской земли над Киево-Печерским мон-рем. Поскольку такой порядок был ранее установлен по отношению к Жидичинскому монастырю по инициативе К. И., то, вероятно, и в данном случае могла иметь место его инициатива. Однако у этих преобразований нашлись противники. Уже в 1524 г. архим. Игнатий был отстранен от управления Киево-Печерским мон-рем и заменен новым настоятелем Антонием. В следующем году К. И. и печерские старцы обратились к королю, добиваясь возвращения архим. Игнатия, т. к. Антоний разрушал монастырскую общину. Игнатий вновь занял пост настоятеля, но в 1526 г. Антоний был возвращен в мон-рь, в 1528 г. по ходатайству политического противника К. И.- виленского воеводы Гаштольда Антонию было обеспечено пожизненное настоятельство. По-видимому, враги К. И. не желали установления прочных связей между правосл. магнатом и самой почитаемой и богатой правосл. обителью Великого княжества Литовского.

http://pravenc.ru/text/2057074.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ПРИ КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ» издание, выходившее в 1875-1895 гг. Печаталось под одной обложкой с ж. «Труды Киевской Духовной Академии» и в конце года - отдельными оттисками в количестве 100 экземпляров. «И. ц.-а. о.» выходили ежемесячно, но в ряде случаев, в основном после каникул, появлялись выпуски, содержащие информацию о 2-3 месяцах работы Церковно-археологического об-ва при КДА. Объем издания был произвольным, чаще всего от 4 до 16 страниц. Редактором и автором почти всех выпусков был секретарь об-ва Н. И. Петров , выпуски за май и дек. 1875 г., март и апр. 1876 г., авг. и сент. 1877 г. подготовил его помощник С. Т. Голубев . В «И. ц.-а. о.» публиковались краткие сведения о текущих делах об-ва, составленные на основании протоколов его заседаний. С кон. 70-х гг. XIX в. печаталось содержание рефератов, читаемых на заседаниях об-ва. Среди подобных публикаций можно отметить сообщения о выступлениях Голубева по поводу мнимого 300-летия Острожской Библии и развернувшуюся после полемику (ТКДА. 1881. Т. 1. 4. С. 488-493), Т. И. Вержбицкого о бердичевской Николаевской ц. (ТКДА. 1882. Т. 2. 8. С. 465-466), прот. Николая Соколова о киевской Васильевской ц. и замечания на это сообщение прот. Петра Лебединцева (ТКДА. 1883. Т. 1. 2. С. 352-353), И. И. Малышевского и Голубева о 3 рукописных экземплярах помянника Киево-Печерской лавры XV-XVII вв. (ТКДА. 1883. Т. 2. 6. С. 369-370), прот. П. Лебединцева об основании киевского Братского в честь Богоявления монастыря (ТКДА. 1884. Т. 2. 8. С. 601). Особую ценность представляют отчеты об исследованиях членами об-ва христ. памятников Киева и его окрестностей: остатков церкви XII в. на Копыревом конце древнего Киева (ТКДА. 1878. Т. 3. 12. С. 701), древней кладки Успенского собора Киево-Печерской лавры (ТКДА. 1881. Т. 1. 1. С. 124-125), фрагментов мозаики в куполе Киево-Софийского собора (ТКДА. 1884. Т. 3. 9. С. 154-155), усадьбы Киевской Трехсвятительской ц. (ТКДА. 1885. Т. 2. 7. С. 487-488), Рождество-Богородичной ц. XVII в. на Дальних пещерах Киево-Печерской лавры и захоронений под ней (ТКДА. 1891. Т. 1. 2. С. 363-364), Анастасиевской ц. XVIII в. в г. Глухове (ТКДА. 1894. Т. 3. 11. С. 524-526), остатков храма св. Михаила XI-XII вв. возле г. Остра (ТКДА. 1894. Т. 3. 12. С. 656-659). На страницах «И. ц.-а. о.» были впервые опубликованы описания (в ряде случаев достаточно подробные) предметов, поступивших в Церковно-археологический музей при КДА: Сорокинской коллекции икон (ТКДА. 1875. Т. 3. 9. С. 493-510), вещей, пожертвованных Чигиринским еп. Порфирием (Успенским) (ТКДА. 1878. Т. 2. 5. С. 420-425), гравюр, подаренных вел. кн. Владимиром Александровичем (ТКДА. 1880. Т. 2. 6. С. 306-322), а также первое известное описание музея и его экспонатов (ТКДА. 1879. Т. 1. С. 155-159).

http://pravenc.ru/text/293866.html

высоты. При мон. школа с обучением ремеслам, странноприимный дом, больница и приют для бедных. Преображенская пуст., в 9 в. от Киева принадлежащая Киево-Печерской лавре. Основана в 1873 г. Здесь находится церковь во имя Преображения Господня. При ней находится гостиница для богомольцев. Женские: Киево-Введенский , общ., в Киеве, на Печерске. Учрежден в 1901 г. Из женской общины, основанной в 1878 г. При нем богадельня. Киево-Покровский , общ., в Киеве, на Большой Житомирской улице. Основан в 1889 г. на средства Вел. Кн. Александры Петровны (в иночестве Анастасии), скончавшейся 13 апр. 1900 г. Здесь устроена пещера гроба Господня, над которой стоит большого размера распятие. В ковчеге хранятся частицы св. мощей печерских угодников. В отдельном киоте – икона Божией Матери в золотой ризе. Она прославлена исцелением, по молитве пред ней, от семилетнего тяжкого недуга строительницы монастыря Вел. Кн. Александры Петровны. Сюда в 1890 г. 19 августа были перенесены из Киево-Печерской лавры частицы мощей св. угодников, приобретенные иноком о. Исихием на Афоне и завещанные им пред смертью этой обители. При мон. двухклассная школа с общежитием при ней для девочек-сирот и полным содержанием от мон.; приют для слепых, неизлечимо больных и безродных; бесплатная больница на 60 кроватей, открытая в 1894 г. и устроенная согласно всем требованиям современной медицины с 2-мя отделениями – терапевтическим и хирургическим; в отдельном корпусе помещается бесплатная лечебница для приходящих больных. Киево – Флоровский Вознесенский , 1 кл., в Киеве, на Подоле. Основан в 1566 г. протопопом Иаковом Гульковичем при церкви свв. мучч. Флора и Лавра. В 1712 г. в него переведены монахини Печерского Вознесенского мон. Возобновлен в 1812 г. после пожара. Соборный храм Вознесения построен в 1732 г. Здесь находится, празднуемая 12 окт., чудотворная Руденская икона Богоматери, явившаяся в 1687 г. в м. Рудне, Могилевской губ., и в 1689 г. перенесенная в бывший Киево-Печерский жен. мон., а в 1712 г. в Флоровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Сведения об облике О. представлены в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в., где содержатся описания Собора Киево-Печерских святых (имена 130 преподобных, все без указания дней памяти): «Сед, брада Сергиева (прп. Сергия Радонежского.- Авт.), на главе кавтырь или клабук черной, риза преподобническая, испод вохра, руце у сердца сложены вместе» (БАН. Строг. 66. Л. 311 об.- «правая страна», 19-й, назван пустынником; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. 4765, кон. XVIII в.). Согласно этому, зафиксированному в подлиннике варианту «соборной» иконографии Киево-Печерских чудотворцев, фигура О. находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, и замыкает «пятерицу» с образами преподобных (Сисоя Затворника, Феофана Постника, Нестора Летописца (диакона) и Анастасия Затворника) в 7-м ряду снизу. Такое местоположение О. остается действительным для всех традиц. станковых композиций Собора Киево-Печерских святых, в т. ч. для самых ранних гравюр с этим изображением - кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) ( Ровинский . Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507). В составе «пятерицы» святых, куда входит образ О., могут быть разночтения (напр., Симон Затворник (см.: Там же. С. 622) вместо Сисоя Затворника). Характерной чертой образа О. является максимальный разворот его фигуры, к-рая представлена в профиль и обращена вправо, к центру; голова покрыта куколем, взор направлен вверх. К памятникам, воспроизводящим данный вариант иконографии, относится ряд гравюр (почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621. 1505); Мартина Нехорошевского, сер. XVIII в. (Там же. 1509); Иоанна Кончаковского, 1771 (1774?) (Там же. 1510); Герасима Проценко, 1821 (Там же. С. 623. 1511) и мн. др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505а; С. 761-763. 1517)); икон (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ; из мастерской Киево-Печерской лавры, сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.); литографий (напр., 1893 г., ГЛМ; на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра) и мн. др. В большинстве случаев в нимбе при имени содержится указание на пустыннический подвиг святого, как, напр., на иконе 1-й трети XIX в. (КБМЗ): «П. Онисимъ Пустын.».

http://pravenc.ru/text/2578417.html

Вводится в «Молении» и новая, по сравнению со «Словом», тема обличения монашества. С негодованием отвергает Даниил воображаемый совет князя постричься в монахи: «То не видал есмъ мертвеца на свинии ездячи, ни черта на бабе; не едал есми от дубья смоквеи, ни от липъя стафилья. Лучши ми есть тако скончати живот свои, нежели, восприимши ангельский образ солгати». Вслед за Козьмой пресвитером Даниил Заточник изображает нравы монахов, возвращающихся на «мирское житие, аки пес на своя блевотины». Он обличает порочные, низменные обычаи чернецов и черниц, которые, словно псы ласкосердые, обходят дома и села «славных мира сего». Появляется в «Молении» и великолепная картина игр на ипподроме, своеобразных состязаний в ловкости и силе. Завершает «Моление» молитва , в которой звучит тревога по поводу появления «незнаемого языка». Таким образом, и «Слово» и «Моление» принадлежат к публицистическим дидактическим произведениям, которые в лапидарной форме гномий-афоризмов, наполненных философским нравственным содержанием, раскрывают быт и нравы Руси накануне монголо-татар-ского нашествия. Как справедливо отмечал еще Белинский, «...кто бы ни был Даниил Заточник, – можно заключить не без основания, что это была одна из тех личностей, которые, на беду себе, слишком умны, слишком даровиты, слишком много знают и, не умея прятать от людей своего превосходства, оскорбляют самолюбивую посредственность; которых сердце болит и снедается ревностию по делам, чуждым им, которые говорят там, где лучше было бы помолчать, и молчат там, где выгодно говорить; словом, одна из тех личностей, которых люди сперва хвалят и холят, потом сживают со свету и, наконец, уморивши, снова начинают хвалить...». «Киево-Печерский патерик». В первой половине XIII в. было положено начало формирования «Киево-Печерского патерика». Основу патерика составила переписка между суздальским епископом Симоном и монахом Киево-Печерского монастыря Поликарпом, а также послание Поликарпа к игумену Акиндину. Эта переписка завязалась в начале 20-х годов XIII в. Недовольный положением простого монаха, Поликарп мечтал о епископской митре, пытался же он получить высокую церковную должность через жену князя Ростислава Рюриковича Анастасию – Верхуславу. Происки и «высокоумие» Поликарпа вызвали возмущение епископа суздальского Симона. В своем послании к Поликарпу он называет его «санолюбцем» и говорит о святости Киево-Печерского монастыря. Симон сам готов променять епископский сан на тихое и безмятежное житие в святой обители. Святость монастыря настолько велика, что только простое погребение и его стенах, по словам Симона, искупает все грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При трапезной, по-видимому, действовала церковь (упом. летописью под 1110 в рассказе о чудесном явлении огненного столба, по предположению А. В. Реутова, в XII в. была посвящена св. апостолам Петру и Павлу - Реутов А. В. Соборная площадь Киево-Печерской лавры//Архитектурно-археол. исследования в Киеве и Киево-Печерской лавре. К., 1995. С. 37-38). Среди найденной в трапезной посуды значительное место занимает керамика XII-XIII вв., как местного производства, так и византийского. Голосники отмечены «двузубцем с крестиком» (трезубцем), к-рый большинство исследователей считают княжеским знаком Г. В., заимствованным у могущественных родственников жены. Г. В. при жизни пожертвовал обители 600 гривен серебра и 50 гривен золота. После кончины князя его супруга дала мон-рю еще 100 гривен серебра и 50 гривен золота. Анастасия Ярополковна, завещавшая перед своей кончиной (1158) похоронить себя в Киево-Печерском мон-ре, пожертвовала обители «5 сел и с челядью» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 492-493). В некрологе кнг. Анастасии Ярополковне отмечено, что ее муж был похоронен в Печерском мон-ре «оу святаго Федосья». Считается, что среди останков 17 чел. (9 мужчин, 4 женщины, 4 ребенка), найденных в юж. части Успенского собора Киево-Печерской лавры во время археологических исследований в 1998 г., находятся останки Г. В. ( Ibakih Г. Ю. , Бaлakih С. А. Apxeoлoriчhi дocлiджehhя Успенського собору у 1998 р.//Apxeoлoriчhi biдkpummя в Ykpaïhi 1997-1998 рр. К., 1998. С. 78-79). Игум. Даниил , совершивший между 1104 и 1108 гг. паломничество в Св. землю, вписал имена Г. В. («Глбъ Менский») и членов его семьи для поминания за здравие в Саввы Освященного лавре в Иерусалиме ( Глушакова Ю. П. О путешествии игум. Даниила в Палестине//Проблемы обществ.-полит. истории России и слав. стран: Сб. ст. к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963. С. 79-87). Имя Г. В. встречается в синодиках. Не исключено, что Глеб, записанный в древнейшем списке «харатейного» синодика Троице-Сергиева мон-ря 1575 г. среди «благоверных князей» после Бориса и Рогволода, ранее Мстислава, Василько, Ярослава и Святослава,- это Г.

http://pravenc.ru/text/165107.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010