Живая легенда: как английский дуб в русском монастыре сохранить Анастасия Соминова Источник: Официальный сайт ПсковоПечерского монастыря 600 лет исполняется в 2022 году монастырскому дубу на Святой горке Псково-Печерского монастыря. По бережно хранимому на Псковской земле преданию, еще задолго до основания обители на Святой горке под тремя дубами крестьяне замечали молящихся монахов. От двух тех деревьев не осталось и следа, а вот третьему было уготовано стать свидетелем истории древней обители с начала XV века. Теперь благодаря возможностям современной науки стало понятно, что уникальный возраст дерева — не благочестивая выдумка, а факт, подтверждённый профессиональными исследователями. По данным Национального реестра старовозрастных деревьев России, на сегодняшний день дуб на Святой горке — самый старый среди профессионально обследованных английских дубов в нашей стране. Дуб на Святой горке Псково-Печерского монастыря      Хранитель предания Дуб — культура для наших широт нередкая. Могучие широколиственные красавцы образуют роскошные лесные массивы и благосклонно соседствуют с другими деревьями: елью, сосной, липой или кленом. Крупные деревья с раскидистыми кронами благородны и основательны, их длинные корни уходят глубоко в землю — будто им предназначено возделывать и хранить окружающее их пространство. Когда-то в древности густые леса покрывали холмы Псково-Печерского монастыря. Сегодня величественный двадцатиметровый дуб обхватом более полутора метров возвышается над кровлей и куполами Успенского храма. Прекрасный вид открывается отсюда на монастырь, живописные луга и леса. Монастырское предание повествует, что именно на этом месте изборские охотники видели пустынника Марка, первого Печерского преподобного. До 1523 года на Святой горе находилась церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Во время реставрации разрушенной монастырской стены архимандрит Алипий (Воронов) поставил на Святой горе часовню в честь преподобных Антония и Феодосия. В 1988 году, в день Казанской иконы Божией Матери, архимандрит Гавриил (Стеблюченко) с братией заложили деревянный храм в честь Псково-Печерских преподобных.

http://pravoslavie.ru/146065.html

Используя в качестве образца византийские и русские храмы, Николаев создал или реконструировал ок. 20 киевских церквей. По воле вел. кнг. Александры Петровны (в иночестве прп. Анастасия) на Вознесенском холме над Подолом был возведен киевский в честь Покрова Пресв. Богородицы женский монастырь - крупнейший в К. ансамбль в русском («московско-ярославском») стиле. Сохранились построенные Николаевым Покровская ц. (1889-1890) и Никольский собор (1896-1911; эскиз сделал сын прп. Анастасии, военный инженер вел. кн. Петр Николаевич) - самый большой по площади киевский храм. Вероятно, при проектировании Никольского собора архитектор применил плановое решение и декор одного из предыдущих своих сооружений - небольшой Александро-Невской ц. в Галаганах (1891-1892, разрушена в 1936). Из др. его храмовых построек уцелели Трапезная ц. преподобных Антония и Феодосия в Киево-Печерской лавре (1893-1895), сочетающая черты рус. и визант. стилей, и Вознесенская ц. на Байковом кладбище в визант. стиле (1884-1888). Его сыном, городовым архит. И. В. Николаевым, была спроектирована Покровская ц. на Соломенке (1893-1897) в формах узорочья XVII в. Преемником В. Николаева на посту киевского епархиального архитектора был Е. Ф. Ермаков, спроектировавший множество храмов и церковно-административных зданий в киевских монастырях, особенно активное строительство под его рук. развернулось в Киево-Печерской лавре, где им было возведено 11 зданий, включая митрополичью Крестовую Благовещенскую и больничную церкви, б-ку митр. Флавиана (Городецкого). В богатой отделке митрополичьего корпуса оригинально сочетаются русский стиль и барочные элементы старого здания. Его храмовые сооружения - ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Голосеевской пуст. (1910-1912, воссоздана после 1997) и собор Свято-Пантелеимонова монастыря в Феофании (1905-1912), последний киевский собор, построенный перед Октябрьским переворотом, а также Покровская ц. на Приорке (1899-1906). Особой выразительностью отличалась доминировавшая в районе вокзала Ильинская ц.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Первый наместник Киево-Печерской обители после возрождения митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан рассказал об открытии Лавры и возобновлении в ней монашеской жизни. Воспоминаниями о возрождении Лавры поделился композитор, многолетний регент Киевского митрополичьего хора Михаил Литвиненко. О возобновлении монашеской жизни в Киево-Печерской обители вспомнил в своем слове председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по работе с молодежью архиепископ Обуховский Иона, который начал свой монашеский путь в Лавре. Традиционную премию «Милосердие» генеральный директор Смарт-Холдинга Алексей Пертин и председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви архиепископ Нежинский и Прилукский Климент передали на лечение незрячей девочки Марии Шевчук. Архиерей также поделился воспоминаниями о том, какой была Лавра в прежние десятилетия. В рамках акции «Милосердие» народный депутат Украины Нестор Шуфрич вручил денежный сертификат инвалиду по зрению Владимиру Турскому — общественному деятелю Украины, руководителю Всеукраинской благотворительной организации инвалидов и пенсионеров «Обличчям до («Лицом к истине»). Помощь была передана сотруднику паллиативного центра помощи детям Анастасии Волощенко, а также Татьяне Глове — тете восьмилетнего мальчика Саши, у которого больное сердце. Народная артистка Нина Матвиенко и Алексей Пертин вручили премию 12-летней талантливой певице Олесе Воробьевой с Донбасса.. С приветствием выступил президент фестиваля народный депутат Украины Андрей Деркач, объявивший об открытии XVI кинофорума «Покров». После торжественной церемонии открытия состоялась мировая премьера фильма «Ошибки неофита. Великий пост» (режиссер Виталий Любецкий, студия во имя святого Иоанна Воина Свято-Елисаветинского монастыря, Белоруссия, 2018). Просмотры конкурсных работ проходят в Доме кино (г. Киев , ул. Саксаганского, д. 6) до 22.00. Торжественное закрытие кинофестиваля состоится 11 октября в 18.00. Вход свободный. С подробным расписанием показов можно ознакомиться на сайте кинофестиваля.

http://drevo-info.ru/news/24146.html

государей являются князья и цари страстотерпцы , принявшие смерть за исполнение заповедей Христовых, но не принуждавшихся к отречению от веры. В подвиге страстотерпчества Б. князь добровольно совлекался власти и воинской силы, шел на вольное обнищание, страдание и мученическую смерть ради совершенного исполнения Евангелия, приносил себя в жертву, подражая крестному подвигу Христа Спасителя (ср.: Фил 2. 5-11). Убиение Б. князя (царя), покровителя Православия, рассматривается Церковью как явление духовной брани, в к-рой убиенный государь выступает служителем и мучеником Христовым. Среди Б. князей страстотерпцев - первые канонизированные рус. святые братья Борис Ростовский и Глеб Муромский († 1015, пам. 24 июля). Их почитание связано не только со страстотерпческой кончиной, но и с небесным заступничеством, к-рое они оказывали Русской земле после своей кончины, напр., в битве кн. Александра со шведами на Неве 15 июля 1240 г., в битве кн. Димитрия с монголо-татарами на Куликовом поле 8 сент. 1380 г. и др. К Б. страстотерпцам относятся также Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174, пам. 4 июля), кн. владимиро-суздальский; Михаил Ярославич († 1318, пам. 22 нояб.), кн. тверской; Димитрий († 1591, пам. 15 мая), царевич московский; царственные страстотерпцы имп. Николай II , имп. Александра Феодоровна , цесаревич Алексий , царевны Ольга , Татиана , Мария , Анастасия († 1918, пам. 4 июля) и др. В оценке мученического и страстотерпческого подвигов Б. государей Русская Церковь едина в духовном опыте с др. Поместными Церквами. К лику Б. цариц примыкает также ряд святых жен, чей подвиг не был связан с возглавлением народа Божия, но к-рые являлись царицами в языческих гос-вах. Таковы Есфирь (V в. до Р. Х., пам. в Неделю праотец), супруга персид. царя Артаксеркса ; мц. Дросида , (II в., пам. 22 марта), дочь имп. Траяна ; мц. Александра царица (IV в., пам. 23 или 21 апр.) и др. Лит.: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903; Минея (МП): Май. Ч. 3. С. 360-363; Федотов Г. П. Святые древней Руси. М., 1990. С. 89-108; Тальберг Н. Д. Святая Русь. СПб., 1992. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/149259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ (Меткин Александр Михайлович; род. 27.08.1944, дер. Столбово Кимрского р-на Калининской обл.), митрополит. Из семьи председателя колхоза, окончил школу в г. Кимры, с кон. 50-х гг. служил иподиаконом в Успенском храме с. Щёлкова, готовился к поступлению в ДС. Городская администрация потребовала от А. Меткина отречься от Церкви; после его отказа Успенский храм был закрыт, священник снят с регистрации «за привлечение несовершеннолетних к религиозному культу». По окончании в 1963 г. строительного уч-ща А. Меткин работал на машиностроительном заводе в Кимрах. Анастасий (Меткин), архиеп. Казанский Анастасий (Меткин), архиеп. Казанский По совету духовника переехал в Казанскую епархию, чтобы избежать возможных преследований за религ. убеждения, с 1967 г. служил псаломщиком в храмах Казанской епархии. 6 мая 1968 г. архиеп. Казанским Михаилом (Воскресенским) рукоположен во диакона, 7 февр. 1972 г.- во священника. 5 сент. 1976 г. епископом Казанским Пантелеимоном (Митрюковским) пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Анастасия Киево-Печерского . В том же году А. был назначен настоятелем Никольского кафедрального собора Казани и секретарем Казанского епархиального управления. В 1985 г. возведен в сан архимандрита. В годы советской власти А. сохранил многие правосл. святыни, в т. ч. переданные ему иеросхим. Серафимом (Кошуриным) мощи прп. Гавриила (Зырянова) . В 1975 г. заочно окончил МДС, в 1983 г.- МДА. В 1988 г. являлся членом Поместного Собора РПЦ . По рапорту ушедшего на покой по состоянию здоровья еп. Пантелеимона постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Свящ. Синода от 30 нояб. 1988 г. А. был назначен епископом Казанским и Марийским. 10 дек. 1988 г. в Богоявленском Патриаршем соборе состоялось наречение, а 11 дек.- архиерейская хиротония. После разделения Казанской епархии на Казанскую и Марийскую 11 июля 1993 г. А. присвоен титул «Казанский и Татарстанский». 25 февр. 1996 г. возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/114850.html

По приобщении больного, зажигают крашенину и оберточную бумагу и по тому, куда направится дым, замечают – выздоровеет ли больной, или нет. Веником, которым обмывали умершего, пчеловоды опахивают новые отройки пчел, в видах большей удачи в развитии ульев. У Ижор в старину клали в гроб кушанье и бутылку с водкой. Иногда в гроб кладут деньги, как бы выкуп за землю. В ночь на Иванов день (24 июня) бывает обычное веселье у зажженного костра. При первом выгоне скота, в Георгиев день, за кушак вставляют сзади топор или косарь, как средства от похищения скота диким зверем; кроме того выгоняют скот не прямо в ворота на улицу, а чрез калитку, по задворкам, в видах ограждения скота от мора. В приходе, на мызе Синковицах, в имении баронессы Анастасии Сергеевны Вревской, в 3-х верстах от Бегуниц, есть домовая церковь во имя Преображения, построенная в 1795 году генерал-майором Разумовским и в 1836 году возобновленная генералом от инфантерии Матвеем Евграфовичем Храповицким. Она соединена с жилыми покоями, построена из дерева, покрыта железом и окрашена медянкой. Антиминс освящен митрополитом Гавриилом в 1794 г. В церкви замечательны: 1) Икона Успения Богородицы, с частицами мощей, точный список с образа „иже обретается над царскими вратами во Влахернской киево-печерской церкви” – как гласит надпись. Икона прислана строителю церкви Разумовскому от настоятеля Киево-печерской лавры; 2) Икона Феодоровской Божией Матери, старинной греческой живописи. Внизу две надписи: „Сей святый образ списан с чудотворного образа Пресв. Богородицы, нарицаемой Феодоровской, еже во граде Костроме и явление того цельбоносного образа бысть в лето 6747 (1239) году, августа 27 дня. Празднование тому чудотворному образу и о явлении предложено в прологе месяца марта, в 14-й день». Другая надпись: „явися той святый чудотворный образ благоверному и велик. князю Василию Георгиевичу, рекомому в башне, Костромскому и Галицкому, сыну благоверного и вел. князя Георгия, Ярослава Владимирского, внуку же преподобного и велик.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Киево-Печерской лавре состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви 10.02.2011 10 февраля 2011 года под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Синодальном зале Киевской митрополии состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви . В его работе приняли участие: митрополиты Одесский и Измаильский Агафангел, Луганский и Алчевский Иоанникий, Луцкий и Волынский Нифонт, Черновицкий и Буковинский Онуфрий; архиепископы Белоцерковский и Богуславский Митрофан, Хустский и Виноградовский Марк, Почаевский Владимир; епископ Сумской и Ахтырский Евлогий. В начале заседания Блаженнейший владыка поздравил митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия с 20-летием, а архиепископа Почаевского Владимира — с 10-летием архиерейской хиротонии, и наградил их орденами святителя Феодосия Черниговского. На заседании установили день памяти собора Киевских святых - 15/28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. Участники заседания постановили освободить преосвященного Пантелеимона , архиепископа Кировоградского и Новомиргородского, от управления Кировоградской епархией и почислить его за штат по состоянию здоровья согласно поданному рапорту. Управляющим Кировоградской епархией решено назначить преосвященного Иоасафа , епископа Новокаховского и Генического, освободив его от управления Новокаховской епархией. Епископом Новокаховским и Генический постановлено быть клирику Полтавской епархии архимандриту Филарету (Звереву) . Архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий (Кузьменко) освобожден от управления Житомирской епархией и почислен за штат согласно поданному рапорту. Временное управление Житомирской епархией поручено митрополиту Овручскому и Коростенскому Виссариону . Архиеп. Гурий освобожден от должности председателя Богословско-канонической комиссии, на эту должность назначен архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич) . Решением Синода женскому монастырю в честь святой преподобномученицы Анастасии Римляныни в Житомире предоставлен статус ставропигии. Благословлено открытие монастырей: Свято-Вознесенского мужского монастыря в г. Переяслав-Хмельницком Киевской области, мужского монастыря в честь св. Архистратига Михаила в г. Переяслав-Хмельницком Киевской области, мужского монастыря в честь преподобного Алексия, человека Божия, в с. Плескачовка Смелянского района Черкасской области. Синодальным решением монахиня Сергия (Алексеенко) утверждена настоятельницей Крестовоздвиженского женского монастыря г. Полтавы с возведением в сан игумении и возложением наперсного креста по должности. Официальный сайт Московского Патриархата / Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 10.02.2011 19:01:13

http://drevo-info.ru/news/10160.html

Предстоятель Русской Православной Церкви приложился к чтимому списку Козельщанской иконы Божией Матери. Этот образ — дар Успенской Киево-Печерской лавры . Список чудотворной иконы был доставлен в Городок 11 января 2000 года, и в память этого события в монастыре было установлено местное празднование. Во время праздничной трапезы, на которой присутствовал Святейший Патриарх Кирилл, был дан концерт, в ходе которого выступили детский творческий коллектив, монастырский хор и ансамбль бандуристок из сестер обители. Исполнив несколько музыкальных композиций, участницы ансамбля преподнесли в дар Святейшему Владыке бандуру — украинский народный струнный инструмент. Село Городок известно с середины XV века. На рубеже XV – XVI столетий владелица Городка, княгиня Анастасия Ольшанская, подарила это имение с замком на острове Киево-Печерской лавре. На острове Лавра основала свой скит. В конце XVII века Украина надолго разделилась: левобережье Днепра и Киев на правом берегу образовали автономный край в составе России, а Правобережье, за исключением Киева, еще сто лет оставалось частью Речи Посполитой. Лавра и Городок оказались по разные стороны границы. В этой обстановке село присвоил себе епископ Львовский Иосиф (Шумлянский), который вскоре перешел в унию — сначала тайно, потом открыто. С 1715 года Городок по воле польского короля принадлежал светским вельможам, а в 1730 году был передан униатскому митрополиту Афанасию (Шептицкому). Именно тогда православный монастырь прекратил существование. В 1740 году митрополит Афанасий (Шептицкий) построил на острове каменный храм. XVIII-м веком датируют и каменный корпус келий, примыкающий к церкви с юга, а также колокольню. Присоединив в 1793 году Ровно к своей державе, российская императрица Екатерина II пожаловала Городок графу Валенту Эстергази. Используя стройматериал из стен древнего замка, новый владелец переделал корпус келий в усадебный дворец в стиле классицизма и посадил на острове парк. Во время Великой Отечественной войны на острове в Городке размещался военный госпиталь, в 1948 – 1990 годах здесь был областной туберкулезный санаторий. В 1950 – 1970-х годах для нужд санатория построили ряд вспомогательных помещений, но при этом архитектурной доминантой острова остался храм святителя Николая. До начала 1960-х храм действовал как приходской, затем был хранилищем экспонатов Ровенского краеведческого музея, а в 1989-м вновь открылся в качестве приходской церкви.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Митрополит Павел у иконы «Всецарица» Митрополит Павел, наместник Киево-Печерской Лавры , прокомментировал событие: «Каждая икона, на которой изображены Пресвятая Богородица или Иисус Христос, уже чудотворная. Все мы знаем случай появления Нерукотворного образа Христа: для исцеления князя в городе Едессе в Сирии художник пытался нарисовать Иисуса Христа и не мог, и тогда Иисус взял полотенце, вытер Свой Лик, и на ткани остался отпечаток – Нерукотворный образ Господа, исцеливший князя. Молитва перед иконой ни в коем случае не поклонение идолам. Чудотворные иконы с изображением Девы Марии являют много чудес потому, что Божия благодать была и будет во всех образах, запечатлевших Богородицу. Пресвятая Дева проводит больше времени на земле, чем на небе. Она незримо пребывает со страждущими, помогая нам в скорбях и несчастьях, заботясь о нас как Мать Небесная о детях. У иконы “Всецарица” происходит много чудес и исцелений, одно из них – прозрение ослепшей девушки. В Киево-Печерской Лавре есть иконы и мощи, которые напитали Святого Духа и помогают очень нуждающимся людям. Я не могу сказать, как, но молитва сильно помогает, я это почувствовал на себе, когда я болел, – святые отцы молились за меня, и я это чувствовал. Главное, чтобы молитва была от души и человек очень нуждался, а молятся все по-разному: кто-то читает все правила, кто-то своими словами. Храм Всех преподобных отцов Печерских называется «теплым» потому, что здесь присутствует Божия благодать, окутывая прихожан любовью, и чудотворных икон здесь много». По словам очевидцев, стоящих в храме людей может окутать тончайший благодатный запах, а икона иногда мироточит. Лена – самый яркий пример многих исцелений у чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица». Рейтинг: 9.7 Голосов: 1439 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анастасия 1 сентября 2023, 07:35 Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Пресвятая Богородице помогает нам Аминь Ксения 1 сентября 2021, 00:45 Пресвятая Богородице спаси нас!

http://pravoslavie.ru/59568.html

Средствами для содержания монастырей служили: а) отчасти собственный труд иноков, как мы знаем из житий некоторых иноков Киево-Печерских 320 ; б) разные добровольные приношения благочестивых Христиан, простого народа, бояр и князей, особенно после кончины близких родственников 321 ; в) земли, какие получали монастыри от князей и от других вкладчиков для обрабатывания и других потребностей 322 , а в след затем г) вотчинное поземельное право, которым пользовались тогда все владетели земель, т. е. право принимать на земли свои вольных крестьян: посему-то еще в уставе св. Владимира упоминаются церковные местницы или поселившиеся на церковных местах, а в Русской Правде монастырские холопы; д) целые села и даже города: так Князь Ярополк Изяславич подарил Киево-Печерскому монастырю около Киева земли и волости, Небльскую, Деревскую и Лучскую; дочь его Княгиня Анастасия, супруга Князя Глеба Всеславича в 1158 году, при смерти своей, завещала тому же монастырю пять сел с челядью и со всем имением, а великий Князь Андрей Боголюбский (в 1159 г.) подарил ему даже два города Василев или Васильков и Мическ, со всеми принадлежащими к ним волостями, десятинами, оброками и поземельными угодьями 323 . Доходы свои монастыри употребляли не только – а) на собственное содержание и на содержание своих церквей и зданий, но и – б) на содержание больниц и богаделен, находившихся почти при каждом из них, на вспомоществование престарелым, вдовам, сиротам и прочим несчастным, обыкновенно притекавшим к монастырям; потому что в то время не было других пристанищ для бедности и дряхлости: наприм. при Киево-Печерской обители еще препод. Феодосий устроил особый двор, с церковью св. первомученика Стефана, для нищих, слепых, хромых и других увечных, уделял им десятую часть от монастырского имения, снабжал их всем потребным и, сверх того, каждую субботу посылал воз хлебов заключенным в темницах 324 ; в) на уплату за крестьян своих некоторых государственных податей: свободные от всех общественных повинностей, монастыри должны были, подобно другим владельцам, платить, по крайней мере, сошные и поземельные дани; г) наконец, иногда на вспомоществование всему отечеству: имея всегда в готовности значительные запасы всех житейских потребностей, обители наши во время глада или войны, не отказывались делать значительные пожертвования в пользу общественную 325 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010