Потому он заключает: «Если же слово и жизнь идут бок о бок, они составляют единое здание любомудрия» 95 . Заключение Как мы увидели, осознание апостольского долга очевидно для раннего монашества Восточной Церкви. Те же мотивы, которыми руководствовались монахи в своих подвигах и в безмолвии: стремление к совершенству, брань против диавола, желание безоговорочно следовать за Христом, – сподвигали их затем к делу распространения веры 96 . «Стремление монахов к свободе от мира включало в первую очередь их готовность содействовать свободе ближнего от воздействия греха» 97 . Заостренный опыт силы молитвы и ее значения для обретения духовной свободы, которую столь поразительно переживали святые и которую никоим образом нельзя считать основанием нашей скудной жизни, заставляла монахов рассматривать молитву как наиболее действенное оружие в борьбе за духовную свободу мира: «Души, узурпированные демонами, освободил молитвами» монах, – пишет Златоуст 98 . Но в то же время, они не оставались равнодушны к проповеди, к учительству, к проявлениям образцов любви 99 . Когда исследуешь жизнь монахов, констатируешь поразительное разнообразие миссионерских проявлений их стремления приблизить Царство Божие: от воинственного образа действий Александра до сильного в своем воздействии стояния отшельников и столпников, которым одним своим присутствием и своим пропитанным молитвенной жизнью словом удалось привлечь многих к вере. Конечно, можно заметить различия между ними в их взглядах на формы проявления и воздействия своей духовности. Но остается неоспоримым факт, что начиная с IV в. наиболее решительными миссионерами были монахи, те, кто проводил жизнь по Евангелию без поблажек, с тем, чтобы в их сердцах отзывалось восклицание из Апокалипсиса: «Гряди, Господи Иисусе». Избранная библиография Афанасий Великий . Житие и деяния преподобного отца нашего Антония. PG 26. Col. 835–978. Аммон. Послание 1, О безмолвии. РО 11. Р. 432–454. Baur Ch. Der heilige J. Chrysostomus und seine Zeit. Munchen, 1929–1930.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Возражение: Такие безумные увещания духовных властей, которые приводятся в грамоте, и раньше говорились еретическими царями и патриархами, каковы Сергий, Пирр, Антоний, Павел, Анастасий и др., а ныне говорит их римский папа, обращаясь к православным и стараясь совратить их в ересь. Но разве кто теперь считает, что эти патриархи были голосом Церкви? Никто, конечно. А тогда считали. С другой стороны, – разве теперь есть какое-нибудь доказательство того, что в наше время ни Синод, ни Патриарх не могут ошибиться? Наоборот: исторический случай с ростовским митрополитом Арсением Мациевичем, беззаконно осуждённым Синодом, и последовавшее за то, по пророчеству святителя, наказание всего состава Синода , а также пророчество св. Серафима, записанное Еленой Ивановной Мотовиловой, пророчества Апокалипсиса и многие другие обстоятельства ясно свидетельствуют, что голос некоторых епископов не всегда достоверен и может вещать ложь, посягать на писания святых , почему Жена, т. е. оставшиеся верными, убежит в пустыню ( Откр. 12 гл.), а считавшие себя первенцами Христа впадут в новоязычество , как евангельская юродивая дева, услышат глас жениха: не вем вас ( Мф. 25:12 ), а также: се оставляется вам дом ваш пуст ( Мф. 23:38 ), потому что то лобзание Имени Иисусова, которое показывают некоторые епископы, есть не более, как отречение от Имени Своего Жениха, есть блуд невесты, есть лобзание Иуды. Ведь грамота, вещающая нам под видом благовестия мира хулу, хочет утвердить её при помощи цепей, пулемётов и ружей, с проклятиями и всякими насилиями, какие можно себе только представить, как это ныне творится на Афоне, под командой еп. Никона, а не «умоляет», как говорится в ней, и уже пролила кровь неповинную. 28 Православное же мудрование об Именах Божиих таково: 1. Имя Божие свято и достопоклоняемо, и вожделенно, потому что оно служит для нас словесным обозначением самого превожделенного и святейшего Существа – Бога, Источника всяких благ. Имя это божественно, потому что открыто нам Богом, говорит нам о Боге, возносит наш ум к Богу и проч. В молитве (особенно Иисусовой) Имя Божие и Сам Бог сознаются нами нераздельно, как бы отождествляются, даже не могут и не должны быть отделены и противопоставлены одно другому, но только в молитве и только для нашего сердца, в богословствовании же, как и на деле. Имя Божие есть только имя, а не Сам Бог и не Его свойство; название предмета, а не сам предмет, и потому не может быть признано или называемо ни Богом (что было бы бессмысленно и богохульно), ни Божеством, потому что оно не есть и энергия Божия 877 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Определили: Принять к сведению и руководству. IV. Резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшие на журналах собраний Совета Академии: а) 19 февраля, за 2: «9 марта 1915. Исполнить». б) 10 марта, за 3: «29 марта 1915. Исполнить. К ст. XXVI – Согласен». Определили: Резолюции Его Высокопреосвященства принять к сведению и исполнению. —92— V. а) Благодарственные письма вновь избранных Почетных Членов Академии (на имя Преосвященного Ректора и Совета Академии): 1) Преосвященного Анастасия, Епископа Ямбургского, Ректора Императорской Петроградской Духовной Академии: «Получив диплом на звание почетного члена Императорской Московской духовной Академии, почтительнейше приношу Вашему Преосвященству и Совету высокочтимой Академии еще раз глубочайшую благодарность за высокую, оказанную мне честь. Бесконечно рад иметь счастье быть в духовном общении с великими деятелями, светочами науки. Сердечно желаю родной мне теперь Академии Московской великих милостей от Господа на славу и благо Святой Церкви Христовой и науки богословской». 2). Преосвященного Василия, Епископа Каневского. Ректора Императорской Киевской Духовной Академии: «Приношу Вашему преосвященству и возглавляемому Вами Совету Академии еще раз искреннейшую благодарность за оказанную мне высокую честь избранием меня в Почетные Плены Императорской Московской Духовной Академии. Посылаемые при сем особым переводом сто рублей покорнейше прошу принять в кассу Братства Преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам вверенной Вашему преосвященству Академии». 3) Г. Секретаря Императорского Православного Палестинского Общества, заслуженного профессора Академии Алексея Афанасьевича Дмитриевского: «Приношу глубокую благодарность почтенному Совету славной Императорской Московской Духовной Академии высокую честь избрания меня в почетные свои члены, прошу верить, что выпавшей на мою долю честью я дорожу особенно потому, что по роду своих специальных научных занятий благоговейно преклонялся и умилялся пред высоко-научными трудами талантливых питомцев и профессоров этой Академии, каковы: протоиерей А. В. Горский, Е. Е. Голубинский . А. Л. Катанский , П. Д. Мансветов и многообещающий, но преждевременно скончавшийся, А. П. Голубцов . За исключением последнего я привык считать, всех их своими учителями, стараясь в скромной своей работе по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первое крещение миссионеры совершили уже 7 сентября 1830 года – дата, считающаяся днем основания Алтайской миссии. В общей истории христианского миссионерства, православного русского в том числе, христианизация часто начиналась и заканчивалась актом крещения, после чего новообращенный предоставлялся самому себе. За подобной практикой стояла и «простоватость» миссионеров, и восприятие Таинства Крещения главной, окончательной, целью миссионерского служения. К крещению, по большей части, относились как к деянию самодостаточному, так сказать, «магически» предопределяющему искомый результат. «Издержки» подобного миссионерства достаточно известны, засвидетельствованные многочисленными сообщениями об отпадении крещеных обратно в язычество. (У нас проникновенно писал об этом Н. С. Лесков, в частности, в рассказе «На краю света».) Алтайская миссия, отдадим должное ее отцу-основателю, сразу же определила для себя иной путь. Сохранилось описание, как архимандрит Макарий готовил обращаемого к крещению: «Обычно он узнавал так или иначе, что в том или ином пункте имеется инородец, расположенный к принятию христианского учения. Тогда он спешил в то место, оглашал инородца, затем крестил, поручал надежному восприемнику, который и ограждал новообращенного от вредных влияний. Но иногда отцу Макарию приходилось сталкиваться при оглашении алтайца с противодействием или его семьи, или шаманов. Тогда он или крестил тайно и велел разрывать семейные связи, или же отказывался крестить... Оглашение продолжалось от одного дня до двух недель, в зависимости от возраста и развития, умственного и нравственного, оглашаемого». За крещением следовало обязательное приобщение новообращенного к жизни церковной общины, собственно – шире – к христианской культуре и цивилизации. Практически это означало переход к оседлому образу жизни. И здесь со стороны правительства по представлению миссии всем принявшим крещение оказывалась необходимая помощь в связи с новым обустройством быта. Вместе с семьями на определенное время они освобождались от податей, предоставлялась и определенная материальная поддержка. Миссия быстро расширялась. На смену Волкову и Попову, покинувшим отца Макария уже в начале 30-х гг. XX в., приходят – произнесем имена первых делателей Алтайской миссии – двое ссыльных поселенцев: Петр Лисицкий и Иван Савельев, а в конце 30-х гг. там трудились юноши Михаил Нигрицкий из Томского духовного училища, семинарист Стефан Ландышев, будущий преемник отца Макария на посту начальника, ссыльный дьячок Петр Торбаев, иеромонах Анастасий, крестьянин Филипп Гилев, Артемий Левицкий, студент Медико-хирургической академии, впоследствии игумен Акакий, скончавшийся на Алтае в 1875 году... В начале 40-х гг. из Москвы приехала девица Софья де-Вальмон, акушерка, ставшая учительницей в открывшейся при миссии школе. Архимандрит Макарий ставил вопрос и о создании женского монастыря – не разрешили.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кон. XVI в. Москва. ГИМ. Происходит из Ипатьевского монастыря В процессе формирования «годуновской живописи» огромное значение имел поток лучших столичных икон, щедро подаренных Годуновыми Костроме. Начало ему положил царь Иоанн IV, который, вступив в брак с Анастасией Захарьевой-Юрьевой, стал оказывать особое покровительство Анастасиину и Богоявленскому костромским монастырям. В частности, государь подарил огромный образ «Иоанн Богослов на острове Патмос с Апокалипсисом в 68 клеймах» в новый каменный храм Богоявленской обители. Этот извод был написан в царской мастерской в лучших традициях московской и новгородской иконописи, но с явным заимствованием западноевропейских приемов. Грандиозность иконографического замысла в сочетании с подробным иллюстрированием текста Откровения, миниатюрное живописное исполнение стали своеобразными ориентирами для костромичей-иконописцев, а «Апокалипсис» – излюбленной темой. Мастер Устин. Архангел Михаил. Икона. 1592г. Москва. КГХМ. Происходит из церкви Богоявления с. Красное-на-Волге Костромской обл. Троица Ветхозаветная, с деяниями. Кон. XVI в. Москва. КМЗ «Ипатьевский монастырь». Происходит из Троицкого собора Ипатьевского Забота о костромских храмах со стороны Годуновых объясняется семейным преданием, по которому основателем Ипатьевского монастыря в Костроме был родоначальник Годуновых, выходец из Орды, мурза Чет, принявший Православие с именем Захария. Расцвет Ипатьевской обители приходится на царствование Федора Иоанновича (1584–1598), женатого на дочери Бориса Годунова Ирине. Согласно монастырской переписной книге, Годуновы вложили в обитель 288 икон, не считая книг и риз. Сошествие во ад. Кон. XVI в. Москва. ГИМ. Происходит из Ипатьевского монастыря Троица Ветхозаветная, с князем Всеволодом и княгиней Ольгой на полях. Кон. XVI в. Москва. КМЗ «Ипатьевский монастырь». Происходит из Троицкого собора Ипатьевского монастыря На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди царицы Ирины, был создан иконостас для главного Троицкого собора Ипатьевского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

мн. А в ответ на второй вопрос должно иметь в виду, что греческим текстом Иринея, кроме Философумен неизвестного составителя (предположительно – Ипполита, епископа гаваниблиз Рима, современника Каллиста) пользуются, или по крайней мере знают этот текст: Евсевий Кесарийский (историк), св. Епифаний, блаж. Иероним, блаж. Феодорит (относительно св. Ефрема Сирина остается неизвестным: пользовался ли он Иринеем в греческом подлиннике, или в сирском переводе), Григорий Великий , Анастасий Синаит , св. Иоанн Дамаскин , составитель Софрониева толкования на литургию, составитель Германова толкования на литургию, Андрей Кесарийский , Фотий, позднейший составитель извлечений из Иринеева опровержения ересей в Кларомонтанском кодексе творений Дамаскина, быть может блажен. Феофилакт еп. Болгарский и др. мн. Утрата столь высоко ценного и общеизвестного труда не должна представляться странною в виду множества подобных же случаев, наприм. утраты греческого текста Пастыря Ермы, хотя эта книга у некоторых греческих писателей, и у того же Иринея, едва ли не считается каноническою новозаветною книгою. 739 Наконец, нижеследующее точное и дословное сравнение цитат приводит к тому неизбежному выводу, что составители как Софрониева, так и Германова толкования могли заимствовать свои выдержки Иринеева творения откуда угодно, только отнюдь не из Анастасия Синаита . К этому сравнению теперь мы и обратимся. При этом заметим, что для более полного представления о предмете и надлежащего о нем суждения, считаем далеко не излишним дать здесь подробную и точную справку относительно употребления символов четвероевангелия в древней церкви – восточной и западной. Первое применение Иезекиилева видения (Иез. гл. 1, ст. 5–10 и сл.) к четвероевангелию можно видеть уже в Апокалипсисе 4:6–9. О четырех животных (τσσαρα ζα),представляющих очевидную параллель Иезекиилевым херувимам (Апок. ст. 3), сказано: «и животное первое подобно льву (κα ζον τ πρτον μοιον λοντι), и второе животное подобно тельцу (κα τ δετερον ζον μοιον μσχ)и третье животное имеет лицо как человека (κα τ τρτον ζον χων, др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Начало Бытия до рождения Исаака и изгнания Измаила; четыре книги. О скинии, ее сосудах и священнических облачениях; четыре книги. Первая книга Самуила, доведенная до смерти Саула; четыре книги. Об аллегорическом значении возведения храма и о прочем; две книги. О Книге Царств; тридцать вопросов . О Притчах Соломоновых; три книги. О Песни Песней; семь книг. Об Исайе, Данииле, 12 пророках и части Иеремии; выдержки из глав трактата блаженного Иеронима. О Ездре и Неемии; три книги. О Песни Аввакума; одна книга. О книге блаженного отца Товии и ее аллегорическом объяснении касательно Христа и церкви; одна книга. Также сборник комментариев на Пятикнижие Моисея, на Иисуса и Судей, на книги Царств и Слов Дневных , на книгу блаженного отца Иова, на Притчи, Экклезиаста, Песнь Песней, на пророков Исайю, Ездру и Неемию. На Евангелие от Марка; четыре книги. На Евангелие от Луки; шесть книг. Евангельские гомилии ; две книги. На Апостола; здесь я перевел по порядку то, что нашел в трудах блаженного Августина . На Деяния апостолов; две книги. На семь католических посланий ; по одной книге. На Апокалипсис святого Иоанна; три книги. Также сборник комментариев на весь Новый Завет, исключая евангелия. Также книга писем к разным людям: одно о шести возрастах мира ; одно о местах отдыха детей Израилевых; одно о словах Исайи «И будут они заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны» ; еще одно о необходимости високосного года и одно о равноденствии по Анатолию. Также истории святых: книга о житии и страстях святого Феликса Исповедника, в которой я переложил прозой метрические стихи Паулина; книга о житии и страстях святого Анастасия, плохо переведенная с греческого неким невеждой, которую я исправил, как мог, чтобы прояснить ее смысл . Также я описал житие святого отца Кутберта, монаха и предстоятеля, сначала в героических стихах, а потом в прозе . История аббатов монастыря, в котором я имею радость служить благочестию, а именно Бенедикта, Кеолфрида и Хветберта ; в двух книгах. Церковная история нашего острова и народа в пяти книгах.

http://sedmitza.ru/lib/text/440925/

В приделе-параклисе кафоликона, посвященном 40 Севастийским мученикам, в сев.-зап. углу, находится гробница с мощами прп. Афанасия и надгробным покровом с изображением святого. В том же параклисе хранятся 2 чтимые выносные иконы - Христа и Божией Матери Экономиссы. Созданные в 1571 г. фрески были покрыты новым слоем живописи в 1854 г. Сев. параклис во имя свт. Николая был украшен в 1560 г. фресками работы живописца Франгоса Кателаноса, современника и, возможно, ученика критских художников, хотя манера его работ отличается от их школы. Оба нартекса кафоликона расписаны: лити - в 1526 и 1854 гг., экзонартекс - в 1852 г. болг. мастером Захарием Зографом из Самокова (последняя и лучшая его работа). среди композиций экзонартекса - «Страшный Суд», «Апокалипсис», Вселенские Соборы, новозаветные притчи, образы святых (в т. ч. равноап. Кирилла и Мефодия и явление Богоматери прп. Афанасию, высечение им источника). Над лити и нартексами устроены катехумены (хоры) с параклисом во имя 5 мучеников (Евстратия, Евгения, Мардария, Авксентия и Ореста). «Хвалите Господа». Фрагмент росписи параклиса Богородицы Кукузелиссы. 1719 г. Мастер Дамаскин из Янины «Хвалите Господа». Фрагмент росписи параклиса Богородицы Кукузелиссы. 1719 г. Мастер Дамаскин из Янины Самый большой из параклисов, в честь Введения Пресв. Богородицы во храм, обычно именуемый Панагия Кукузелисса, расположен напротив центрального входа, к юго-западу от кафоликона. Он был основан прп. Афанасием в память о явлении ему Пресв. Богородицы; перестраивался в XIV в. и 1613 г. Совр. здание построено в 1713 г., наос расписан в 1719 г. мастером Дамаскином из Янины, а притвор - в 1715 г. Давидом Селинидзиотисом из Авлона (Албания). этот купольный триконх сложен из камня и кирпича, его притвор выделен куполом без барабана, зап. фасад притвора имеет европ. элементы декора (фронтон, двери в виде профилированной арки, опирающейся на пилястры). К юго-востоку от кафоликона находится параклис в честь св. Михаила, еп. Синадского,- однонефное здание с полукруглой апсидой и большим куполом, построенное в 1641 г. на основе более раннего сооружения. В 1653 г. параклис был украшен фресками Марином и Анастасием, художниками из Нафплиона; в 1742 г. был расписан нартекс. В результате капитальной реконструкции после землетрясения, произведенной в 1911 г., здание утратило старинный облик, напр. полукруглая в плане апсида с конхой стала 3-гранной с плоским перекрытием и лишилась декоративных арок на стенах.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Первостепенное значение для истории всего мира в А. получили события и войны христ. императоров, происходившие на востоке империи. Эсхатологические темы правления антихриста, Второго пришествия Христа, воскресения мертвых и Страшного Суда в визант. А. почти не развиваются. В представлении об этих событиях византийцы основывались на богатой традиции Свящ. Писания и апокрифов, заимствуя свои знания оттуда. В то же время одной из главных проблем для авторов апокалипсисов было соединение реальной известной им истории с их представлениями о грядущих завершающих событиях, к-рые должны стать прологом для всеобщего конца. Для визант. А. наиболее важными были неск. сюжетов о последних этапах истории империи и человечества. Среди них - история буд. последнего рим. императора (первоначально его прообразом послужил имп. Иовиан (IV в.), отменивший реформы Юлиана Отступника и вновь провозгласивший веротерпимость). В конце времен этот император освободит весь мир от неверных завоевателей, что приведет к окончательному торжеству христианства. Придя в Иерусалим, он должен передать свою власть Самому Христу прямо на Голгофе: возложить свой венец на Св. Крест и тем самым вернуть святыню царства, к-рую получил св. Константин I Великий в обретении Св. Креста. Легенда о конце империи связана с т. н. этиологическими легендами об обретении Св. Креста, о покаянии Иовиана и др. Следующей важной темой визант. А. была легенда о неведомых «северных народах» Гоге и Магоге полных различной скверны, запертых Александром Великим за воротами между 2 гор далеко на востоке. В конце времен эти народы выйдут из заточения, заполонят мн. страны и приумножат скверну и страдания в мире. Наконец, третий мотив - история об антихристе - был связан с личностью и обстоятельствами явления в мир вестника последних времен, последнего искусителя и совратителя мира. Корпус текстов визант. А. составляют сир. оригинал «Откровения Мефодия» (полная редакция и т. н. «Эдесский аноним»), греч. перевод его полного текста (VII-VIII вв.) и лат. перевод (VIII в.). При переводе на греч. язык оно подверглось редактуре: Мефодий получил наименование Патарский, из текста были исключены нек-рые отрывки (напр., молитва автора о даровании ему знаний о грядущем) и упоминания вост. реалий (напр., горы Синджар). Прибавления греч. переводчика незначительны; лишь в одном месте список буд. побед ромейского оружия заменен в греч. варианте конспектом истории отношений Рима и евр. народа, близким текстуально к соч. «Против иудеев», приписанному прп. Анастасию Синаиту .

http://pravenc.ru/text/75602.html

Открытость иным культурам, как характерная черта времени, была свойственна и ему. Будучи одно время преподавателем Вологодской семинарии, он писал оттуда другу: «Вологда наша жатвою многою, а семинария делателями многими похвалиться может, паче же в преподавании иностранных языков. Ибо учится она и у священного еврея, и у премудрого грека, и у вежливого француза, и у думного немца. Правда, что к греческому языку все на перерыв побежали. Бегу и я…» 250 Можно сказать, что его творчество являет собой окончательную победу «Theologia Chrismiana»: значение слова Божия как единого источника богословия подразумевается в его сочинениях по умолчанию, и, не считая нужным более останавливаться на этом специально, он всецело сосредоточивается на нравственной проблематике. «…И бессмертие блаженное предоставлено для одной добродетели: в чем убеждают разум и вера, – пишет он в «Мыслях», приложенных к четвертому тому «Творений». – Итак, о человек, живи по закону разума и веры, живи свято, добродетельно» 251 . Из приведенной цитаты видно, что школой сделан следующий шаг. Противопоставление Божественного и человеческого богословия, столь характерное для преосвященного Феофана, сходит на нет и заменяется тезисом о согласовании естественного разума и сверхъестественного Откровения 252 . Впрочем, поскольку у архиепископа Анастасия, как правило, речь идет о согласовании не философских и догматических истин, а совести и евангельского закона, постольку согласование и выглядит чаще всего достаточно убедительно: «Твоя совесть что? Она не предрассудок воспитания. Се естественная книга, по которой… Бог и не имущих закона вопросит в день, егда судит тайная человеком» 253 . Вообще, обращенность внутрь – характернейшая для Братановского черта. И если святитель Георгий из библейского макрокосмоса выходил в повседневную реальность жизни, то преосвященный Анастасий спешит углубиться в нравственный микрокосмос души, и на этом построено абсолютное большинство его проповедей. Побеждающий, которому Господь в апокалипсисе дает обетование сесть на Его престоле, есть, по Братановскому, прежде всего «побеждаяй самого себя» 254 , созидателям храма внешнего должно озаботиться созиданием храма собственной души 255 , и наоборот: от внутреннего примирения человека с Богом напрямую зависит и мир человека с природой 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010