Принимая свидетельство Иринея, время жизни Папия придется определить приблизительно в тех же границах, что и жизнь его товарища Поликарпа, то есть между 80–160 годами. О времени смерти Папия ничего не известно. Характеристики Папия у древних писателей различны. Ириней говорит о нем в почтительных выражениях, как о свидетеле апостольского предания; Евсевий же считает его (III, 39,13) «человеком весьма ограниченного ума», ссылаясь на его хилиастическое суеверие. Вероятно, Папий действительно был человеком немного простоватым: он, как видим, доверчиво и без всякой критики принимал всякие предания, и при том такие, которые вовсе не оправдывались, а иногда и прямо противоречили новозаветным писаниям. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАПИЯ Папий написал одно большое сочинение «Изъяснение Господних изречений в пяти книгах». Сочинением пользовались. Ириней, Евсевий, Аполлинарий Лаодикийский (IV век), Анастасий Синаит (VII) и другие, даже в XIII веке оно упоминалось в каталогах западных монастырских библиотек, но, до нашего времени оно не сохранилось, так что судить о нем приходится по встречающимся у разных авторов отрывком (Фрагменты эти собраны в изданиях Гарнака и Функа). Из сохраненной Евсевием части предисловия Папия, обращенного к неизвестному лицу, видно, что труд Папия преимущественно представлял толкования, вероятно, Евангелий (Евс.Ш,39), в которых автор помещал и то, что узнал по устному преданию. Первую часть предисловия Папия, трактовавшую о письменных источниках предания, вероятно, составляли приводимые Евсевием (Ш, 39) свидетельства о наших Евангелиях. Во второй книге Папий сообщал о мученической кончине апостола Иакова и Иоанна, согласно с предсказанием Господа ( Мк. 10, 38–39 ). Тут же, вероятно, сообщалось со слов дочерей апостола Филиппа о чуде с Иустом – Варсавой, который, по предложению верных, выпил яд ехидны и остался невредим. В четвертой книге сообщалось, что Иуда не повесился, а погиб (задохся) от необычной своей полноты. Здесь же Папий раскрыл и свое хилиастическое учение. Он передает слова Господа, что в будущее Царство Христово на земле появится необычайное плодородие, тогда будут расти виноградные деревья, и на каждом будет по 10 000 веток, на каждой ветке по 10 000 прутьев, на каждом пруте по 10 000 кистей и на каждой кисти по 10 000 ягод, каждая в 25 мер вина. И когда кто-либо из святых возьмется за кисть, то другая возопит: «Я лучше, возьми меня; чрез меня благослови Господа». Необычайно много будет родить пшеница и деревья плодовые и т.п. Иуда предатель усомнился в этом, но Господь сказал: «Это увидят те, которые достигнут тех времен» (Ириней, Против ересей. V. 33,3–4). То же приблизительно находится в иудейском апокрифе: Апокалипсисе Варуха. Неизвестно, к какой книге сочинения Папия относятся фрагменты, в которых он удостоверял подлинность Апокалипсиса и предлагал толкование райского состояния первых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В них сохранилось много отрывков из утраченных и отвергнутых книг, из толкований Оригена, Дидима, Диодора. Это часто позволяет восстановит забытые мотивы в истории толкования вообще и толкования отдельных характерных текстов. Иногда в катенах мы находим экзегетические отрывки из очень ранних авторов, например, Ипполита в даже Папия Иерапольского, и пред нами оживают архаические богословские мотивы. Однако, пользование катенами нелегко. Указания авторов часто неясны, ненадежны, иногда явно неверны. Полагаться приходится даже не на составителей сборника, но на позднейших переписчиков, собственно на писца известного нам списка. Тем не менее материал, извлекаемый из катен, очень важен. До сих пор еще он не исчерпан и не исследован вполне... Впервые составлением экзегетического свода занимался Прокопий Газский (прибл. 465-528), стоявший много лет подряд во главе школы в Газе. От него остался ряд толкований, - прежде всего, обширное толкование на Осьмикнижие; оно полностью до сих пор еще не издано. В предисловии Прокопий описывает метод своей работы, Сперва он собирает и выписывает мнения избранных толкователей ( " выборки, " " эклоги " ). Затем, так как очень часто объяснения совпадают, он сокращает свой свод, оставляя только расходящиеся мнения. Его толкование и есть такое " сокращение. " Прокопий пользовался больше всего толкованиями Василия Великого, Григория Богослова и святого Кирилла. Кроме Осьмикнижия Прокопий объяснял книгу Исаии; сохранились еще его схолии к книгам Царств и Паралипоменон, главным образом по Феодориту. Принадлежность Прокопию известных под его именем комментариев на Притчи и Песнь Песней не бесспорна... Такого же характера толкования Олимпиодора, александрийского диакона, на учительные книги Ветхого Завета, на пророков Иеремию, Варуха и книгу Плач, на Евангелие Луки (перв. пол. II-ro в.). Более самостоятельны позднейшие толкователи: Григорий Агригентский в толковании на Екклизиаст (ок. 600 г.), Икумений в толковании на Апокалипсис (ок. 600 г.), Анастасий Никейский в объяснении Псалмов (кон.

http://sedmitza.ru/lib/text/538187/

Из сочинений по библеистике были распространены Шестодневы Св. Василия Великого и Иоанна, Экзарха Болгарского, толкования на Псалтырь Св. Афанасия Александрийского и блаженного Феодорита Кирского , толкования на книги пророков Ипполита Римского , толкование Икумения Триккского на послание св. апостола Павла и св. Андрея Кесарийского – на Апокалипсис Иоанна Богослова. Из нравственно-назидательных святоотеческих поучений широко были распространены и пользовались особой любовью читателей духовной литературы сочинения Св. Иоанна Златоустог о (сохранились списки более 250-ти сочинений святителя), преподобного Ефрема Сирина (более ста «Слов»), преподобного Феодора Студита . Из аскетических сочинений широко известны были на Руси «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника , «деятельные и созерцательные главы» преподобного Анастасия Синаита , «главы о молитве» преподобного Нила Синайскогг о, «Пандекты» и «Тактикон» преподобного Никона Черногорца и др. Из сочинений по Библейской и Церковной истории на Руси были известны: «Палея (т.е. изложение истории от сотворения мира) краткая и толковая», хронографы Георгия Амартола и Иоанна Малалы, которых библейская и церковная история дополнялись обзором истории античной и византийской. Пришла на Русь также весьма обширная греко-славянская житийная литература в виде Прологов, Синаксарий, кратких и пространных житий, включенных в богослужебные минеи. Произведения оригинальной, т.е. нашей отечественной духовной литературы, дошедшие до нас, включались в сборники назидательных поучений, наряду с творениями св. отцев. За два с небольшим столетия, прошедшие от Крещения Руси до нашествия монголо-татар, на Руси сменилось три поколения духовных писателей, творчество которых глубоко укоренено во вселенской православной традиции и взаимопреемственно. К первому поколению русских книжников Киевского периода следует отнести митрополита Илариона, епископа Новгородского ЛУКУ, преподобного ФЕОДОСИЯ Печерского , Иакова Мниха. Второе поколение – это преподобный Нестор Летописец , архиепископ Новгородский НИФОНТ, митрополит Климент Смолятич, диакон Кирик-Новгородец, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господь, как о признаках конца видимого мира, говорит об умножении беззаконий и упразднении любви (см.: Мф. 24, 12), а также — о фактическом отсутствии на земле веры (см.: Лк. 18, 8). И можно потому, не боясь ошибиться, «предсказывать»: когда не станет больше подлинной праведности, но везде воцарится беззаконие, когда не останется в людях способности по-настоящему любить, когда вера даже в душах тех, кто носит имя христиан, потеряет свою силу, тогда-то все и закончится. Потому что не будет больше смысла в бытии нашей планеты и нашем собственном, потому как никто уже плода достодолжного Господу не принесет. А конец света, Апокалипсис, станет последней для нас в земной нашей жизни милостью Божией, поскольку ужас этого времени, сходство его с тем, о чем говорит апостол Любви в своем Откровении, заставит обратиться к Богу хотя бы еще тех немногих, кто будет к этому способен. От противного, так сказать… Бояться же нам надо, наверное, лишь трех вещей. Во-первых, того, как бы нам не оказаться не готовыми к этой поре тяжелейшего испытания и не пасть, не сломаться, вступив в эту пору. Во-вторых, как бы не «привыкнуть» к этому словосочетанию — «конец света», как привыкли к нему те, для кого он что-то вроде шоу или красочного фестиваля. А в-третьих, как бы не оказаться в числе тех, чья противная Богу жизнь конец света ускорит. Это и есть — то, что по-настоящему страшно. Газета «Православная вера» (476), 2012 г. Рейтинг: 9 Голосов: 171 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анастасия 10 мая 2020, 09:37 С учётом того, как мы относится к экологии и окружающей среде, думаю, конец уже не за горами. Я вообще удивляюсь, как Земля нас до сих пор терпит. Георгий 3 апреля 2013, 19:59 Мятемся убого, и мыслим убого. Сияет терновый венец… Когда перестанем мы радовать Бога, Наступит вселенной конец. Не каждому счастье земное дается. Достиг, не достиг – не юли. Когда перестанем мечтать и бороться, Закончится время Земли. Когда поплывем по теченью, как падаль,

http://pravoslavie.ru/58281.html

стороны (см., напр., ее толкование свт. Софронием I , Патриархом Иерусалимским, в послании Сергию I , Патриарху К-польскому - PG. 87. Col. 3177BC), вплоть до осуждения варианта, к-рый предпочли монофелиты, на Латеранском Соборе (649). Андрей Кесарийский (563-614) трижды ссылался на «А.» в «Толковании на Апокалипсис» в связи с учением об ангелах (PG. 106. Col. 257B, 305C, 356D). В VIII в. прп. Иоанн Дамаскин на основании «А.» строит ангелологию, учение о непостижимости Бога и о Божественных именах, несомненно, в рамках более широкого богословского синтеза; он цитирует почти все сочинения Дионисия в своих основных трудах. Сочинение Германа I, Патриарха К-польского (715-730), «Сказание о Церкви и рассмотрение таинств», вдохновленное идеями «Церковной иерархии», стало образцом символического понимания литургии в Византии. Христологическое учение «А.» защищал игумен Анастасий Синаит († после 700) в своих полемико-богословских сочинениях (Hodegos 13//PG. 89. Col. 213D - 216D; Hod. 24//PG. Col. 305D). «А.» были известны прп. Андрею Критскому (ок. 660-740), особенное внимание он уделял эпизоду участия Дионисия в погребении Божией Матери (напр., DN III 2:1-14 цит. в: In Dormit.//PG. 97. Col. 1060C - 1064B). Прп. Феодор Студит (759-826) ссылался на «А.» в посланиях в защиту иконопочитания, находя в них основание символизма священных изображений; в Послании 165 он защищает институт монашества, указав на то, что уже в «Церковной иерархии» о нем говорится как об одном из 6 таинств ( Phot. Bibl. 1). Свт. Фотий, Патриарх К-польский, дважды упоминает «А.» в «Библиотеке», в самом начале к-рой излагается содержание книги некоего священника Феодора с 4 аргументами в защиту подлинности «А.» ( Phot. Bibl. 1), и неск. раз ссылается на него в «Амфилохиях» (PG. 101. Col. 697С, 900C). От X в. сохранились 2 противоположные оценки «А.»: сомнение в их подлинности, высказанное Арефой , архиеп. Кесарийским, имп. Льву VI Мудрому , и справка из лексикона «Суда» о том, что «Прокл делал заимствования из Дионисия, хотя и чисто формальные» (Πρκλος θεωρμασι πολλκις το μακαρου Διονυσου κχρηται κα ατας δ ξηρας τας λξεσι - Suda. 1170). Уверенность в зависимости Прокла от Дионисия была общим местом: неск. позже визант. гуманист Михаил Пселл писал, что Дионисий до Прокла изложил учение о возвращении всего существующего к Богу «более ясным образом» (σαφστερον) (De omnifaria doctrina. 74//PG. 122. Col. 733B).

http://pravenc.ru/text/ Ареопагитик ...

прот. Константин Буфеев Литература 1. Августин, блаж. О книге Бытия, буквально. В 12 книгах//Августин, епископ Иппонийский. Творения. Ч. 7. Киев, 1912. 2. Алипий, архим., Исайя, архим. Догматическое богословие//Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. 3. Альфа и Омега. 1 (19). М., 1999. 4. Амвросий Медиоланский , свт. Шестоднев//Божественное откровение и современная наука. Альманах. Вып. 1. М.: Паломник, 2001. 5. Анастасий Синаит , прп., Об устроении человека по образу и подобию Божию. Слово 1//Символ.1990. 23. 6. Анафема. История XX век//Составитель Петр Паламарчук. Издание Сретенского монастыря. М., 1998. 7. Андрей Кесарийский , свт. Толкование на Апокалипсис в славянском переводе по древним спискам и с русским переводом греческого текста. М.: Изд-е Братства Св. Петра, митрополита, 1889. 8. Афанасий Великий , свт. Творения. Т. 1–4. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902–1903//Репринт: М., 1994. 9. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет I. Книга Бытия 1–11. Изд-во: Герменевтика, 2004. 10. Божественное откровение и современная наука. Альманах. Вып. 1. М.: Паломник, 2001. 11. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Ч. 2. М., 1994. 12. Борисов Александр, свящ. Побелевшие нивы. М., 1997. 13. Буфеев Константин, свящ. Православное вероучение и теория эволюции. СПб.: Общество святителя Василия Великого , 2003. 14. Буфеев Константин, прот. Животные рядом со святыми. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2012. 15. Буфеев С.В. «Эллинские» корни библейского эволюционизма.//В книге священника Константина Буфеева «Православное вероучение и теория эволюции». Спб.: Общество свт. Василия Великого , 2003. 16. Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. Нижний Новгород: Издание братства во имя св. князя Александра Невского, 1995. 17. Варсонофий Оптинский , прп., Беседы с духовными детьми. СПб., 1991. 18. Василий Великий , свт. Беседы на шестоднев//Творения. Ч. 1. Типография Августа Семена. 1845. Репринт: М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Е. С. принадлежит также 1-й груз. учебник правосл. богословия, составленный по сочинениям преподобных Иоанна Дамаскина , Анастасия Синаита и Михаила Синкелла . Фрагмент учебника сохранился в ранней рукописи XI в. (Hieros. Patr. 151), целиком текст - в поздних рукописях (НЦРГ. A 853, 1725 г.; A 240, 1791 г.; A 200, XVIII-XIX вв.; H 5, XVIII в.; A 1158, 1796 г.- эту ркп. готовит к печати Н. Чикватия). Пер.: Λμπρος Σ. Κατλογος τν ν τας βιβλιοθκαις το Αγου Ορους λληνικν κωδκων. Αθναι, 1888. Σ. 147b; Хаханов А. Афонский Иверский мон-рь 1074 г. Тифлис, 1901; BHG, N 2143; «Апокалипсис» Иоанна Богослова и его перевод: Древняя груз. версия/Исслед., словарь: И. Имнаишвили//Тр. кафедры древнегруз. языка ТГУ. Тбилиси, 1961. Вып. 7. С. 3-205 (на груз. яз.); Древнегруз. переводы средневек. новелл/Изд.: М. Двали. Тбилиси, 1966. Т. 1 (на груз. яз.); Мученичество вмч. Феодора Стратилата//Грузия в эпоху Руставели: Сб., посвящ. 800-летию Шота Руставели/Ред.: М. Кавтария. Тбилиси, 1966 (на груз. яз.); Малый Номоканон/Ред.: Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); Груз. версия произведений Псевдо-Макария/Изд.: Г. Нинуа. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); Василий Великий, свт. «Поучения» свт. Василия Кесарийского в переводе Евфимия Афонского/Ред.: Ц. Курцикидзе. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Maximus Confesseur. Vie de la Vierge/Ed., trad. M.-J. van Esbroeck. Lovanii, 1986. 2 vol. S. 418-479. (CSCO; 478-479. Iber.; 21-22); Иоанн, прп. «Лествица преподобного отца нашего Иоанна (Лествичника), Синайской горы настоятеля»/Пер., предисл.: Евфимий Мтацмидели (Святогорец)//Календарь Грузинской Церкви на 1986 г. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Афонская коллекция/Ред.: Е. Метревели. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.); Челидзе Е. Индекс апокрифических книг Евфимия Афонского//Богословский сб. Тбилиси, 1991. 1. С. 214-229 (на груз. яз.); Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна/Ред.: М. Шанидзе, З. Сарджвеладзе. Тбилиси, 1993. Т. 1, 2 (на груз. яз.); он же. Толкование на Евангелие от Матфея/Изд.: М. Шанидзе. Тбилиси, 1996. Т. 1, 2; 1998. Т. 3 (на груз. яз.); Груз. переводы «Учений» Зосима/Ред.: М. Барамидзе. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Greg. Nazianz. Opera: Vers. iber. Turnhout, 1998. Vol. 1: Oramiones I, XLV, XLIV, XLI/Ed. H. Metreveli et al. (CCSG; 36 [CN; 5]); 2000. Vol. 2: Oramiones XV, XXIV, XIX (CCSG; 42 [CN; 9]); 2001. Vol. 3: Oramio XXXVIII (CCSG; 45 [CN; 12]); 2004. Vol. 4: Oramio XLIII/Ed. B. Coulie, H. Metreveli et al. (CCSG; 52 [CN; 17]); 2007. Vol. 5: Oramiones XXXIX, XL (CCSG; 58 [CN; 20]); Толкование Посланий ап. Павла по сочинениям свт. Иоанна Златоуста и св. отцов/Ред.: Е. Кочламазашвили. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Евагрий Понтийский, прп. Житие Баграта Тавроменийского: Груз. версия/Изд.: Г. Нинуа. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/187800.html

Оно также ограничено тем, что непосредственно отнесено к «воинникам». Оно более всего ограничено тем, что принимаемая, носимая в сердце и отстаиваемая Правда не понималась Пересветовым как творимая самим человеком. Это Правда, предлежащая человеку; человечная, она все-таки дана свыше — написана в Небесной книге. Сердце свободно, но свобода не утверждена в понятии самовластия, а потому и остается недовершенной. Человек ценен, но не самоценен. Понятия суверенитета человека у Пересветова еще нет. Конкретная картина реформ, предлагаемых Пересветовым, выпадает из широкой рамы, очерченной им же самим. В самом деле, коща авторы Откровения Мефодия Патарского или автор Жития Андрея Юродивого рисуют апокалиптическую картину общественных бедствий — картину мировой катастрофы, она оправдана: тотальное бедствие предваряет тотальную перемену, а именно: эру «новой земли» и «нового неба». Прелюдия новой эры, царство Михаила в одном случае, «царя от нищеты» — в другом, достойна «будущего»: цари обновляют лицо земли. Реформы царей из пересветовских сочинений — Магмет–султана и Ивана IV — так же далеки от реформ этих апокрифических царей, как близки параметры катастроф, обрамляющих равно сочинения Пересветова и названные апокрифы. Ибо «Повесть об основании и взятии Царьграда», а она обрамляет «Сказание о Магмет–султане» и «Челобитные», написана пером, напоминающим об Апокалипсисе. Неужели катастрофа, поглотившая христианское царство Константина, вызвана только бесчинием вельмож, умалением воинников и наличием института холопства?! А о размерах бедствия красноречиво говорит у Пересветова «глас неба», сошедший патриарху Анастасию: большее бедствие — это уже участь испепеленных гневом Божиим Содома и Гоморры. Нет, весь строй Константинова царства поражен Кривдой и, соответственно, Правда должна восторжествовать во всем объеме, охватить все здание государственного и гражданского устройства Магмет–султана, а за ним и царя Ивана, всё здание, а не отдельные его этажи. «Вакуум» естественно заполняется, если проекты реформ рассматривать как передний план картины. На нем злободневные для дворянства проблемы времени. Дальние планы картины туманны. Ну, а если попытаться их проявить, чего не делает, да и опасался бы делать сам публицист?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

«И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою» ( Откр. 12:15 ). В Библии часто упоминаются некие реки – как символ демонических сил, действующих через осатаневших людей. Река, которую выпустил сатана, – это попытка физически уничтожить Церковь . Она начинается с гонений, а потом переходит в попытки разложить Церковь изнутри. Диавольская река стремится утопить Церковь, загубить ее своим лживым учением – на нее постоянно идет идеологическая атака. Почему, например, мусульмане преследуют христиан? От них исходит прямая атака сатаны на Церковь, и началась она в I веке, а продолжаться будет до последних времен. Причем первое, что делают мусульмане, – сбрасывают, уничтожают кресты, потому что страшно, чудовищно ненавидят Крест. 86 Однако Бог устраивает так, что волны гонений захлебываются, преграждаются обычными земными средствами. Нигде ведь не сказано, что Бог будет защищать Свою Церковь исключительно неземными, сверхъестественными способами. «Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей» ( Откр. 12, 16 ). Римская империя устала гнать христиан и сама преклонилась перед Церковью; ереси поднимались, а затем рассыпались – их преодолевало инородное сопротивление и сопротивление людей, верных Христу, преодолевало мужество епископов, благочестие монахов, верность мирян. В 1991 году рухнул Советский Союз, и вместе с ним провалилась попытка физически уничтожить Церковь Божию на земле. А ведь это была одна из последних подобных попыток на планете. В Албании в свое время власть объявила, что Православной Церкви больше не существует: убили всех епископов, почти всех священников, и к моменту, когда туда был назначен владыка Анастасий 87 , Албанская Церковь фактически была уничтожена. Но политическая власть рухнула, как и сказано: «открыла земля уста свои и проглотила», и Господь утроил так, что волна гонений захлебнулась снова. Захлебнутся так же и все волны будущих гонений, которые обязательно пустит на Церковь диавол.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Дошло до нас и другое его сочинение против Эллинов, под заглавием: Обличение ( λεγχος πρòς λληνας). Сверх того он написал книгу о единовластительстве Божием ( Περì θεου μοναρχας) и извлек доказательства на это не только из наших писаний, но и из сочинений Эллинских. Затем следует его сочинение под заглавием «Певец» ( Ψλτης) и также замечания о душе ( Περì ψυχη ς), в котором он предлагает различные исследования вопросов, относящихся к этому предмету и, приводя мнения Эллинских философов, обещается в другом сочинении опровергнуть их и изложить собственное мнение. Иустин также написал разговор против иудеев, который был у него в городе Ефесе с Трифоном, знаменитейшим между тогдашними евреями». Следует несколько цитат из этого произведения. Затем Евсевий продолжает: «Есть, говорят, в разных руках братий очень много и других произведений Иустина. Сочинения этого мужа так уважаемы были еще древними, что слова его приводит Ириней». Следуют две цитаты из сочинения против Маркиона ( πρòς Μαρκωνα). Евсевий заканчивает свое сообщение о произведениях Иустина такими словами: «Упомянуть обо всем я считал необходимым, чтобы расположить любознательных к тщательному изучению сочинений Иустина». Таким образом, Евсевий знал восемь произведений Иустина и при этом он сообщает, что в то время были в обращении и другие произведения апологета. Иероним (De vir. ill., 23) дополнил сообщение Евсевия только ошибочным указанием, что Иустин изъяснял Апокалипсис. Руфин заимствовал из апологии Иустина Латинский оригинал письма Адриана, которое в «Церковной истории» Евсевия (4:9) помещено в Греческом переводе. С IV столетия на Западе, по-видимому, ни один писатель не знает более произведений Иустина. На Востоке же продолжали читать произведения Иустина и пользоваться ими. Как жива была память о святом Иустине в Греческой Церкви, об этом, помимо указаний у Феодорита, в Chron. paschal. ada. 165, у Анастасия Синаита , Леонтия, Максима Исповедника , свидетельствуют многочисленные цитаты у Иоанна Дамаскина и сообщения об Иустине у Фотия (Bibl., cod.125). Цитаты из Иустина в Sacra Parallela Иоанна Дамаскина см.: К. Holl//«Texte und Untersuchungen» XX, N. F. V(1899), S. 32–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010