л. 125. От Патерика. Нач. Рече авва Иероним: упсыне утваряйся ходити, то бо ти несть на успех. Всех изречений аввы Иеронима, подобных сему, числом 20. л. 127. Нила отца епистолиа к епископу Анастасу. Нач. Вузантийскыа великыа церкве, паче же всего мира светилник Иоан чюдный, святитель прозорливый. л. 127 об. О отцах слово от Историа, в лето, в нем же царствова Иуль царь. Нач. В Александрии же Афанасию Великому и Богомь венчаному многы труды зде всприимшу, и противу тому всему венца приимшу, преступи на бесконечную жизнь. л. 141. Иже в святых отца нашего Геннадиа, патриарха Царяграда, главы добродетелны (числом 100). Нач. Веруй в Отца и Сына (и) Св. Духа, Троицю неразделную, неслиянную. л. 144. Св. Ивана Лествичника. Нач. Слышах некыя в мире нерадив живущая, рекша ко мне: како можем с женами живуще и мирьскым попечением подлежаще, иноческое житие сохранити? Тут же другой отрывок: Како подобает быти христианину. л. 144 об. Св. Василиа поучение полезно. Нач. Человече, вся всприал еси от Бога: разум и смысл, хитрость и ум, и вся ти покоренна суть. л. 145. Мес. апреля 22 дня, житье вкратце и мало от чюдес препод. отца нашего Феодора Сикеота. Нач. Препод. отець нашь Феодор родися во время Иустиниана царя в галатстей стране, во веси нарицаемей Сикея, под градом Анастасеевом суще. л. 156. Апокалипси Иоанна евангелиста Богослова. Один свящ. текст без прибавлений и разделений на слова и главы. Перевод отличен от 83. На обороте 140 листа: В лето 7001 (1493) написана бысть книга сиа Ламскаик (sic), да Василей архиепископ Кесарии каподокии, повелением господина преосвященнаго архиепископа Владыке Генадиа, месяца марта 30 день. По всей вероятности, книги Патерик, Василий В. и Апокалипсис переведены по воле святителя Геннадия, но почему последняя не в таком виде вошла в состав полной его Библии (Синод. библ. 1)? Конечные листы (с 141) писаны приметно тою же рукою или, по крайней мере, современною. Впереди на белом листе крупным почерком Cniga archidiakona Arsenia dana 16. См. на конце 704.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #7e465e803e Закрыть Эсхатологические ожидания в христианской культуре X -XI вв Егор Андреев   04:00 04.08.2008 583 Время на чтение 7 минут Учение о конце света и конечной судьбе мира и человека - Страшном суде - составляет важную часть христианского богословия. Основанием для этого учения служат библейские тексты, прежде всего Евангелие от Матфея и Апокалипсис Иоанна Богослова. Значительно более разработано учение о конце света в Священном Предании. С первых веков христианства мысль богословов напряженно работала в попытках определить дату Второго пришествия Христова, хотя в Евангелии напрямую говорится о тщетности подобных попыток: " О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец " (Марк 13:24-26,30-32). Во II-III вв. господствовала вера в то, что конец света последует в шеститысячный год (Ириней Лионский, Ипполит Римский), а седьмая тысяча будет временем земного царства славы. Однако начиная со второй половины III в. преобладают доктрины спиритуалистов, которые отвергали учение о земном царстве праведников, но в лице Оригена допускали возможность множественности кончины мира. Мнение о кончине мира с истечением седьмой тысячи лет, то есть, в 1492 году от Р.Х., появилась в церковном сознании в III - VI вв. Обоснование для этого тезиса православные экзегеты находили в целом ряде библейских текстов. Они опирались на тексты Псалтыри: " Тысяча лет пред очима твоима яко день вчерашний " (Пс. 89,5), Екклизиаста: " Даждь часть убо седмым и тогда осмому " , Второе Послание апостола Петра: " у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет как один день " . О " седморичности " человеческих времен писали святые отцы Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Анастасий Синайский, Иоанн Лествичник. Хотя в творениях отцов церкви и проводилась евангельская мысль о невозможности заранее угадать сроки Второго пришествия, но мнение о конце мира, долженствующий произойти в 7000 г., сделалось, по всей видимости, на Востоке всеобщим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

В это время Сардис и его окрестности были опустошены землетрясением и по сему случаю Император говорит: «вы приходите от этого в отчаяние, – а христиане утверждаются в вере своему Богу. Когда вы не имеете никаких опасений, – вы нерадеете к богам, не приносите жертв безсмертному Богу и гоните до смерти христиан, поклоняющихся Ему»  164 . Мелитон был первым из христианских писателей, который составил каталог всем книгам, составляющим Ветхий Завет и ездил для того нарочно в Палестину, ибо тогда многие церкви не знали ещё всех книг Библии, признанных Церковью. Этот епископ, известный святостью своей жизни и которому приписывали даже дар пророческий, кончил свои дни в Сардисе, где и погребен. От Мелитона осталось только несколько выписок у Евсевия и у Анастасия Синаита . Приведем здесь мало известную выписку из его толкования на книгу Бытия; эти немного строки были найдены, в прошедшем столетии, в одной древней рукописи: «За праведного Исаака явился на заклание агнец, да освободится от уз Исаак. Закланный агнец избавил его. Так и Господь закланный, нас спас; связанный, разрешил наши узы, и принесший себя на жертву нас искупил. Агнец, которого узрел Авраам в чаще Савек, изображает Господа; ибо растение означало крест, место – Иерусалим, а овен – Господа, связанного на заклание»  165 . Но не таковы были последователи Мелитона и страшное слово: близкие к смерти  166 , было ими заглушено и потому Сардис сохранил свое имя, будто жив, – но он мертв! Малое число живущих здесь казались мне шатающимися без пристанища, ибо кроме разодранных шатров туркоманов и какой-то мазанки я не видел здесь человеческого обиталища, зато несколько шакалов выскакивали при приближении нашем к грудам развалин и несколько сов отрясли на нас свои пыльные крылья за то, что мы нарушили их спокойствие. Другие развалины церкви во имя Пресвятой Богородицы останавливают грустное внимание христианина, она была украшена остатками разрушенных храмов Сардиса. Первым епископом Сардиса по показанию греческой Минеи из библиотеки кардинала Сирлета, изданной Канизием  167 , можно считать Климента, одного их LXX Апостолов, ученика и сотрудника св.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

735 Вавула – Вавила никомидийский был учителем детей в Никомидии, главном городе Вифинии, провинции Малой Азии. 736 ...бша при Максимиян цесари... – Максимиан – римский император (305–311). Время жития или мучения святого всегда обозначалось периодом правления какого-либо императора. 737 Ефросинья Измарагд – монахиня, жившая во время правления византийского императора Феодосия II (408–450). Происхождение прозвища неясно, но, возможно, оно было получено ею в мужском монастыре. 738 Александрия – главный город в Египте, основанный Александром Македонским в 332 г. до н. э. До VIII в. н. э. был центром просвещения христианского населения северо-восточной Африки. 739 Покров святой Богородицы – праздник, установленный на Руси не позднее второй половины XII в. и отмечаемый 1(14) октября. В Византии этот день не праздновался так широко, как на Руси, хотя связан с одним из событий ее истории – нападением сарацинов на столицу. Такие дни обычно отмечались в Синаксарях и были рядовыми церковными праздниками. На Руси же, особенно в XIV–XV вв. и позже, этот праздник отмечался наряду с двунадесятыми. 740 ...видние честною святителю Αндря и Епифана... – В основу «Слова» автором положен эпизод известного византийского «Жития Андрея Юродивого» («О виднии святыя Богородици во Влахерн»). 742 ...съ Предътечею... – Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель – евангельский пророк, предсказавший пришествие Иисуса Христа и крестивший его в реке Иордан. 743 ...съ Богословьчемь Иоаномь... – Иоанн Богослов – один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, автор одной из четырех книг Евангелий и «Апокалипсиса». 744 ...дияконъ бывъ въ Вурит святыя церква. – Св. Роман был дьяконом в церкви Вознесения в г. Вирите. Современное название – г. Бейрут. 745 Дошьдъша же Костянтиня-града... – древнерусское название г. Константинополя. Современное название – г. Стамбул. 746 ...въ лта Анастасиа цесаря... – Имеется в виду период правления византийского императора Анастасия I (491–498). 748 ...даръ сбора кондаки... – Кондак – краткое церковное песнопение, в котором излагалась похвала святому или сущность праздника. При переводе с греческого на церковнославянский язык песнопения, как правило, теряли стихотворную форму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При аресте священномученика Дамаскина в августе 1934 г. у него была изъята рукописная тетрадь, в которой были переписаны и письма митрополита Петра митрополиту Сергию, в том числе письмо от декабря 1929 г. и последующая записка со словами «прошу поглубже укоренить убеждение, что мое решение – предложить Вам исправить ошибку и устранить все мероприятия, превысившие Ваши полномочия, есть Богом благословенное и имеет обязательную силу» 1358 . На допросах епископ Дамаскин не отрицал (хотя и не углубляясь в это), что давал читать эти письма отдельным лицам, так, например, есть такие показания: «В начале апреля с. г., будучи в Киеве, я посетил [схиархиепископа] Антония Абашидзе и дал ему для прочтения копию письма митр[ополита] Петра Крутицкого к митр[ополиту] Сергию Нижегородскому» 1359 . Но широко распространять эти важнейшие документы Местоблюстителя епископ Дамаскин не стал, хотя имел для это несколько месяцев (как минимум, с апреля по август 1934 г.). Возникает вопрос: почему? Возможно, причина была в том, что Глуховский святитель опасался дать власти повод окончательно расправиться с заключенным Местоблюстителем (он, очевидно, догадывался, что именно письма митрополиту Сергию привели к аресту митрополита Петра в 1930 г.). Понимал епископ Дамаскин и то, что такой сильнейший аргумент (по сути дела, доказательство канонической несостоятельности митрополита Сергия) нельзя было выдвигать с легкостью: последствия для Церкви («всей массы обманутых верующих») могли быть очень серьезные. Главное же объяснение «бездеятельности» епископа Дамаскина в решающий момент можно найти во все том же его письме архиепископу Серафиму от 15 апреля 1934 г. После слов о былой готовности «состряпать пирог значительного размера и достойной формы вкупе с знаменитейшими кондитерами» (то есть совместно с другими иерархами, в том числе авторитетнейшими, выступить с осуждением деятельности митрополита Сергия) епископ Дамаскин писал: «Теперь я пришел к совершенно иным выводам, когда после “падения с луны» (возвращения из лагеря – свящ. А. М.) присмотрелся к вашей земной жизни и проразумевая во всем совершившемся и совершающемся благую волю Божию, ведущую нас к Великой Анастасии (Воскресению – свящ. А. М.) Ц[ерк]ви Православной. [...] Времена же приблизились несомненно апокалипсические. Разумеется, в таком плане необходимо быть и сергиянам, как необходим был Иуда». Имея такое откровение, священномученик Дамаскин не видел уже смысла тратить силы на борьбу с Заместителем. «Поздно, да и бесполезно. Уйдет м[итрополит] С[ерги]й – остается сергианство». «Все мое старание сейчас, – признавался епископ Дамаскин архиепископу Серафиму, – направлено к тому, чтобы обрести место, где бы я мог, удалившись в тишину кельи души своей, по возможности изолировав себя от суеты, должным образом приуготовлять себя на суд Божий» 1360 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

А проходил златоустовский игумен по групповому следственному делу с люто ненавидимым обновленцами архиепископом Димитрием (Добросердовым), за плечами которого было и настоятельство в Саввино-Сторожевском монастыре, и служение на Ставропольской, Тамбовской, Костромской, Пятигорской кафедрах. Как отец Пахомий был связан с высокоавторитетным владыкой и другими – священнослужителями, монашествующими, мирянами? Например, с архимандритом Амвросием (Астаховым), тоже твердо и безбоязненно заявившем на допросе, что к советской власти он относится враждебно, считая, что она разрушает храмы, ссылает совершенно безвинное духовенство и верующих? Тут есть один нюанс, о котором мы, например, не знали. Нам его разъяснили. Оказывается, за ведение группового дела давали куда большую премию, чем за ведение одиночного. Поэтому сотрудники следственных органов, точнее каратели, старались включать «одиночных узников» в групповые дела, руководствуясь чисто корыстолюбивыми целями. Так наш отец Пахомий попал в следственное дело вместе с другими стойкими воинами Христовыми. И все восемь человек 21 октября 1937 года были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года они были причислены к лику святых Новомучеников и исповедников Российских. Отец Пахомий – как преподобномученик. Как написал один наш современник, благодаря несгибаемой стойкости и жертвенности таких людей, Господь укрепил Православие в пору самых жестоких его испытаний. И разве сегодня мы не ощущаем эту крепость веры в масштабах России, несмотря на серьезные вызовы нашего времени, порою кажущиеся некоторым предвестниками Апокалипсиса?! И крепость веры мы ощущаем, и молитвенную помощь небесных избранников, среди коих – наши новомученики. Время поистине непростое, но слава Богу за всё! Образование – «низшее», духовное состояние – высокое, или один из 85 300… Анастасия Павловна, в житии златоустовского игумена меня поразило определение его образования: низшее. Мы знаем о начальном образовании, среднем, высшем, а низшее – это сколько классов? Впрочем, дело не в этом. Подумалось, что человек с «низшим» образованием, сын сельского кузнеца, спустя годы становится братским духовником в одной из древнейших обителей в центре первопрестольной. Значит, высота его духовного состояния была такова, что сподвигла монастырское руководство дать игумену это ответственнейшее послушание?

http://ruskline.ru/opp/2020/10/20/molitv...

16 . Св. Григорий Палама . Святогорский Томос в защиту священнобезмолвствующих.../Пер. с греч. Т. [А.] Миллер//Альфа и Омега. 1995. (6). 17 . Св. Григорий Палама . Три главы о молитве и чистоте сердца/Пер. Д. И. Макарова//Настоящее издание. 18 . Св. Григорий Палама . Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер. В. Вениаминова [В. В. Бибихина]. М., 1996. (История христианской мысли в памятниках). 19 . Св. Григорий Палама . Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности/Пер. К. Михайлова//Альфа и Омега. 2000. 4 (26). 20 . Иларион Святогорец, иером. Исповедание православной веры св. Григория Паламы . М., 1995. 21 . Saint Grégoire Palamas. Traités apodictiques sur la procession du Saint-Esprit/Trad. et intr. par J.-C.Larchet. P. – Suresnes, 1995. 1.5. Издание греческого текста Нового Завета. Произведения раннехристианских и византийских авторов. 22 . Алексей Макремволит. Разговор богатых и бедных/Пер. М. А. Поляковской//Поляковская М. А. Портреты византийских интеллектуалов. СПб.: Алетейя, 1998. (Византийская библиотека). 23 . Преподобный Анастасий Синаит . Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Третье слово, или Слово против монофелитов/Пер. А. И. Сидорова //Альфа и Омега. 1999. (10). 24 . Апокалипсис Петра/Пер. с греч. А. Л. Хосроева//Хосроев A. Л. Из истории раннего христианства в Египте. На материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М., 1997. 25 . Апология св. Аристида/Пер. с др.-греч. А. Г. Дунаева//Сочинения древних христианских апологетов/Подред. А. Г. Дунаева. СПб.: Алетейя, 1999. (Античное христианство). (Далее – СДХА). 26 . Св. Афанасий Великий [Александрийский]. Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах//Св. Афанасий Великий . Творения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902 (репр.: М., 1994). Т. 3. 27 . Св. Афанасий Великий . Слово о Воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Там же. Т. 1. 28 . Афинагор Афинянин . О воскресении мертвых/Пер. прот. П. Преображенского //СДХА.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

VII в.; яркими жизнеописаниями IX-X вв. (о Феофане Исповеднике , Филарете Милостивом, Феодоре Студите , Стефане Новом, Никифоре Мидикийском, Евфимии Сардском, Григории Декаполите , Патриархах Константинополя Тарасии, Никифоре, Игнатии, Евфимии, митиленских братьях Давиде, Симеоне и Георгии, основателях монастырей Луке Стилите и Афанасии с Афона, подвижнике с Пелопоннеса Никоне Метаноите). Для Житий X-XI вв. характерно то, что они все были составлены исключительно монахами, игуменами, церковниками, касались посмертного культа святого и включали чудеса (к примеру, Жития Феодоры Фессалоникской, Марии Новой). Другой их тенеденцией стало включение в текст апокалиптических представлений о конце света, видений Страшного Суда, небесного Иерусалима (например, Житие Андрея Юродивого, Василия Нового, «Апокалипсис» Анастасия»). Во второй пол. Х в. 148 Житий было сведено в корпус – Минологий, составленный пересказавшим их Симеоном Метафрастом . Кроме того существовали другие краткие резюме Житий святых, собранные по дням церкового календаря, которые тоже назывались минологии или синаксари. После упадка в XII в., в эпоху Палеологов (1261–1453 гг.) А. становится прежде всего упражнением в письме, к которому прибегали такие писатели как Георгий Акрополит, Патриарх Григорий Кипрский , Никифор Хумн, Константин Акрополит, Никифор Каллист Ксанфопул, Никифор Григора. В это время почти нет Житий святых женщин (редким исключением является Житие Св. Феодоры из Арта, которая умерла в 1270-х гг.). Зато А. отражает споры вокруг Лионской унии и исихасма, а также расцвет монашества в Константинополе, Фессалонике, на Афоне и Метеоре, развитие или формализацию процедуры канонизации. Так, большинство из 32 святых этого периода – противники унии, исихасты, странствующие монахи или новомученики, убитые турками или египетскими мусульманами. Один из наиболее известных палеологовских агиографов, Патриарх Константинополя Филофей Коккин («Красный») (ум. в заточении в 1377 или 1378 г.) составил четыре биографии исихастских святых, включая Патрирха Исидора I (1347–1350 гг) и Григория Паламы , митрополита Фессалоники (13471350 гг), вставив панегирики Фессалонике во все четыре Жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 См. под. же типы в мин. ркп. Космы Индикоплова Ват. Библ. в указ. «Истории виз. искус, и иконографии», стр. 96. Ср. иные типы традиционного характера в изображении пророков Туринской библиотеки – рис. к сочин. проф. Буслаева, в Сборнике Общ. древнерусского искус., за 1866 г. к стр. 86. 7 Леонтия схоластика ок. 610 г. – история ересей, И. Дамаскина руководство к различению их, Фотия о Манихействе; под. же частные сочинения Максенция, Феодора, Германа, Максима Исп., Анастаса и пр. 9 Афанасия толкование на Пс. в Patrol, с. compl. cd Migne, ser. gr. t. 28. Феодорита кир. еп. там же т. 80. 10 Изд. в соч. Афанасия, Patrol. с. с. ser. gr., ed. Migne, t. XXVIII, p. 798–824 в четырех списках. 13 В соч. Ф. Студита, Patrol, graec. Migne t. 99, p. 477: λεγχος κα νατροπ τν σεβν ποιημτων. 14 См. письма Ф. Студита, указ, изд., стр. 310 след., где Преподобный советует своим следить только за исповеданием веры, и принимать рукоположенных епископами симонианами, коль скоро не было ведомо первым происхождение их священства. 15 См. любопытное послание п-ха Мефодия к Студитам в Patrol. ed. Migne. t. 100, p. 1298, 1295 etc. Исторически важные слова патриарха: «ты монах, и не прилично тебе судить дела иереев, и ты должен повиноваться, а не подчинять себе других и судить их», в прим. к указ. стр. Рукопись наша могла быть составлена после 846 г., в котором перенесены в К-поль мощи Никифора. 17 В житии Феодора, Patrol. с. с. ed. Mjgne t. 99, р. 177: ννης, λλ» οχ ωννης, καλεσθαι ξιος; тоже в летописи Симеона, биографии патриарха Мефодия и пр. 18 См. оценку иконоборства в этом смысла в соч. Шлоссера Geschichte der bildersturmenden Kaiser, греческом соч. Зампелия и статьях О. Иеромонаха Герасима: «Отзывы о св. Фотии, п-хе К-ском, его современников, в связи с историею политических партий Виз. Империи» Спб. 1874 г. из Христ. Чтения за 1872 и 3 г, стр. 46, 49, 50 и пр. 19 Эта арка назначена символически представлять триумфальную арку древней церкви, которая, отделяя пресвитериум от лона церкви, обыкновенно украшалась в смычке свода изображением Христа в медальоне, окруженном 4 евангелистами, или же 24 апокалипсическими старцами. Впоследствии этот образ Славы торжествующего Христа в миниатюрах византийских и карловингских был перенесен на Давида, а от него и к изображению самих императоров Востока и Запада; см. миниатюры в изданиях Даженкура, Лабарта, Луандра и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Что касается истории «Учения», то Гарнак о ней сообщает следующие сведения. В известной главе своей «Церковной истории», где Евсевий дает обстоятельное перечисление книг новозаветного канона (III, 25), между книгами, приписываемыми по своему происхождению апостолам, но в действительности не принадлежащими им, он упоминает «так называемые учения апостолов». Это – первое упоминание о нашем памятнике. Насколько известно, до Евсевия на Востоке никто из писателей не упоминал об этом произведении. Евсевий, как ни кратко говорит об «Учении апостолов», однако же дает знать о характере памятника и том уважении, каким он пользовался в Церкви. «Учение», очевидно, не заключало в себе ничего явно еретического; характер его изложения был близок к слогу и языку апостолов; Евсевий нашел упоминание о нем у какого-то древнейшего христианского писателя. Видно еще, что или во времена Евсевия, или несколько раньше «Учение» наряду со Св. Писанием было употребляемо при богослужении. Спустя 40 лет после Евсевия св. Афанасий в одном из своих пасхальных посланий (в 367 г.) помещает список канонических книг Нового Завета, а вслед за тем высказывает суждение и о таких книгах, которые справедливо или несправедливо пользовались почтением в христианских обществах, упоминая здесь и «Учение». Афанасий отвергает авторитет послания Варнавы, актов Павла и апокалипсиса Петра; что же касается «Учения», то наравне с «Пастырем» Ерма он считает его древнеотеческим и рекомендует для чтения оглашенным. Из писателей последующего времени на Востоке делают упоминание об «Учении» только двое: патриарх Константинопольский Никифор († 828) в так называемой «Стихометрии» (здесь оно указано наряду с посланиями Климента, Игнатия, Поликарпа; автор насчитывает в нем круглым числом 200 стихов, следовательно, представляет себе не обширным по объему; «Учение» отнесено к числу апокрифов древнехристианской литературы, но не еретического характера) и Анастасий, патриарх Антиохийский (у него «Учение» также отнесено к апокрифам).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010