И хочется, взяв высоту, подниматься выше, еще масштабнее работать. Хочется больших тем, обобщений, своей философии. Рождение масштабных полотен связано с тем, что к нему пришел успех, он стал востребован. Многие именно по работам Рыженко уже помнят и царскую семью, и Дмитрия Донского. — В одном из интервью он сказал, что избегает общения с художниками, что жизнь художника сродни жизни монаха. Это действительно так? И правда избегал? — Да нет. Как нет ничего общего между жизнью монаха и творчеством художника. Я вообще не люблю подобных сравнений. Другое дело, что в этих словах он пытался выразить не до конца сформулированную мысль о пути художника. Избегал? Да, когда у человека есть семья, дети и большие замыслы, то будешь поневоле избегать общения. Иначе ничего не успеть. Друзья — это не те, кто отнимает время, но те, кто дарит его. Но когда погружен в работу и варишься в замыслах, окружающие действительно могут выпадать из поля твоего зрения. — «Страстный в работе талантливый художник», — сказал о нем Илья Сергеевич Глазунов. Можно ли сказать, что он сгорел на работе? — Нет, я бы так не сказал. Он сгорел скорее от нервического восприятия действительности. Последние события, происходящие в России, вокруг России, он принимал близко к сердцу. Любой провал на политической арене был его личной болью. Пусть это звучит и пафосно, и громко, но его исторические образы, трагедия царской семьи, «окаянных дней» и «темных дней» — это тоже было личным переживанием. Последний год своей жизни он вообще был очень взвинчен. Об этом говорила и его жена Анастасия Рыженко, удивительная и настоящая жена художника, отдающая себя творчеству мужа. Я, конечно, не могу утверждать, но мне кажется, что он сгорел именно от внутренних переживаний человека, который видит и понимает, что происходит. Это пошатнуло его здоровье больше, чем силы, отданные работе над картинами. Апокалипсис Вообще, Павел Рыженко был человеком невероятной бодрости душевной и телесной. Мне кажется, что он работал бы и работал. Художник черпает силы именно в творчестве и потому не может перетрудиться и сгореть от тягостей художественной жизни. Творчество — это радость, то, что дает силы. Если у тебя есть возможность самовыражаться, есть востребованность, ты на этом сгореть не можешь.

http://foma.ru/put-hudozhnika.html

600 Turner, op. cit. II, 1, ρ. 7: «Diaconus, si testatus fuerit sine uxore non posse esse, deponatur. 601 Новейшие исследования доказали, что Икумений жил не в X в., а VI–VII. В известных под его именем толкованиях, ему принадлежат лишь отрывки, а остальное – более позднего происхождения. Ему принадлежит в полном виде лишь древнейшее толкование Апокалипсиса, найденное, Diekamp’oм. См. Sitzungeberichte d. Berliner. Akadem. 1901, 43, 1046 сл.; Echos d’Orient 1903, 6, 307 сл. 602 Пастырские посл. к Тимофею и Титу. Толк. Икумения, еп. Трикского. Киев, 1888 стр. 18. Migne, S. Gr. 119, 157. Ο τοτο νομοϑετι, τι πο γυναικς εναι δε πντως τν ποκοπον, λλ» ε γνεται, φησιν, π κοσμικν, μ εη δευτεργαμος... Τινς δε περ κκλσας τοτ φασιν ατν ιρηκναι, να μ μεταβ π αλλης ες λλην· μοιχεα γρ τ πργμα. 603 Ibid. стр. 22, Migne, 119, 161: Ορς, πς τ αυτ και παρ ιακνων παιτε, παρ πισκπων. 604 Ibid., стр. 86; Migne, 119. 245, 247: Ατν, φησν, εδετω τν νομμην μνην. Τος τν γμον βδελοσσομνους αρετικους πιστομζει, ς δυναμνους κα μετ γμου πισκοπς προνοεν τινος. Τν δε δευτεрγαμον, ς ντα π κατγνωσιν, χωλει. 605 Migne, 77, 601–602. Bigamis enim aperta fronte resistimus, ne sacramentum utique cor- rumpatur. 607 Migne, 77, 1261. Similiter vero dc quodam bigamo requisiti, an ad sacrum ordinem potuisset accedere, iuxta canonicam regulam omnino vetuimus. Здесь говорится об отказе св. Григория королю Теодориху и королеве Брунегильде разрешить рукоположение второбрачного во диаконы. 609 Migne. Ser. Gr. 114, 388: Κλλιον φανετα μοι ’εκλεψαι τν λιον, η λειψι τν ϑεον νμον. Хотя автор жития св. Иоанна Симеон Метафраст жил, по новейшим исследованиям во второй половине X века (Buchberger II, 2100) но житие составлено по утерянному житию, составленному Иоанном Мосхом († 619) и Софронием, натр. Иерусалимских († 638), друзьями св. Иоанна. Этот рассказ приводится и в Пидалионе стр. 11, примеч. Этот же рассказ с несущественными изменениями сохранился и в житии св. Иоанна, составленном Леонтием Неапольским († 642). По Леонтию, Козьма обещал 2000 мер хлеба и 180 футов золота. Голод в 614 г. в Александрии произошел вследствии недостаточного разлития Нила и нашествия персов. Это житие в латинском переводе Анастасия Библиотекаря попечатано у Миня Ser. Gr. 93, 1625–1626; Ser. Lat. 73, 337–392, а греческий оригинал его с немецким переводом издан в 1893 г. Гельцером. Ср. L. Wilcken в «Archiv für Papyruforschung.» 1907. 4. 186 с.т. Сирский перевод издан Беджаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

То, что могло казаться сомнительным прежде, то стало совершенно очевидным после Русской революции. В ней все почувствовали, как выразился один современный писатель, предельное воплощение абсолютного зла в человеческом облике; другими словами, здесь ясно обнаружилось участие дьявола этого отца лжи и древнего противника Божия, пытающегося сделать человека своим послушным богоборческим орудием. Исконная борьба зла с добром, тьмы со светом, сатаны с Богом и составляет глубочайшую нравственную основу революции, ее сокровенную душу и главную цель. Все остальное – что обычно характеризует ее, т.е. политические и социальные перевороты, разгул кровавых страстей, есть только внешние последетвия или средства этой борьбы; они относятся к ней так же, как стрелки на часовом циферблате к движущей их скрытой от нас пружине. Революционный процесс проходит через всю историю мира. Первый акт этой великой драмы имел место в глубине небес, когда там произошло возмущение против Творца в среде бесплотных духов, а эпилог ее изображен огненными красками на страницах Апокалипсиса. Падший Денница первый зажег огонь революции в мире. Об этом мы читаем у Пророка Исаии: Как упал ты с неба, Денница, сын зари! А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих, вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов: взойду на высоты облачныя, буду подобен Вышнему ( Ис. 14:12–14 ). Он увлек за собою третью часть звезд, т.е. небесных воинств; против них восстал Михаил Архангел с прочими бесплотными силами и низринул их с неба ( Откр.12:7–9 ). Слово Божие не дает нам подробного изображения этой небесной брани, картину которой попытался нарисовать при помощи поэтического воображения в своем «Потерянном Рае» Мильтон. Он изображает все моменты этого восстания типичными чертами революционного мятежа. «Хоть я изменился по внешнему блеску, говорит Веельзевул, но я не изменил твердой мысли и гордаго негодования, сознающаго гордое достоинство; оно то и побудило меня поспорить с Сильнейшим и увлекло в ожесточенную борьбу несметные силы вооруженных духов».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Рожденный и воспитанный в огне и бури революции – он имел право сказать о себе: «Революция – это я». В нем, к счастью для Франции, воплотился, наконец, мятущийся дух последней, который гнал его из одного края мира в другой, заставляя развивать сверхчеловеческую энергию и нигде не давая ему покоя. Его сердце не знало ни религиозной теплоты, ни любви, ни радости, ни жалости, ни раскаяния, о чем говорил всегда углубленный в себя его мрачный взор. Только маленький остров Св. Елены, сдавленный отовсюду морем, мог укротит его бушующую природу. Запертый там, как лев в клетке, «мучим казнью покоя» он мог сознательно обозревать свой исключительный исторический путь и хоть отчасти смирить свою гордыню. Пребывание его там было, если не разрешением его трагедии, то залогом успокоения мира, приведенного в состояние волнующагося океана. Вместе с ним, или лучше сказать, в его лице, на острове Св. Елены заключена была и умирающая революционная стихия, чтобы до конца изжить саму себя и погаснуть вместе с ним. Нет ничего нового под луной. То, что мы называем нынешним кризисом и что справедливее было бы назвать велиикой мировой катастрофой и, быть может, предвестием конца самого мира, прозирали издали одинаково как наши славянофилы, так и их противники, крайние западники и революционеры. Те и другие, каждые со своей точки зрения, предсказывали нынешний закат Европы, с ея вековой культурой. «Кайтесь, кайтесь, взывал пророческим тоном Герцен, обращаясь к Западу суд миру вашему пришел. Европа идет ко дну, как тонущий корабль». Нечто подобное говорят и Тютчев и Достоевский и Леонтьев, предвидя крушение современной западной культуры. Ныне эти далекие прозрения обратились почти в факт действительной жизни. Все, кто имеет чуткий духовный слух, уже ощущают глухие подземные удары, предупреждающие о грядущем землетрясении. И Шпенглер, и Розанов, и целый ряд других русских и иностранных писателей, каждый на своем литературном или философском языке, пишут «Апокалипсис нашего времени». Розанов, по своему обычаю, глубоко и решительно поставил диагноз нынешней мировой духовной болезни: «в европейском человечестве образовались пустоты от былого христианства, и в эти пустоты проваливается мир». Однако, последний пытается задержаться над этой зияющей бездной, проявляя как выражается Шпенглер, «волю к власти». Выражением последней служит идея сверхчеловека, подготовленная, по его словам, теорией естественного подбора Дарвина и философией Шопенгауера. Ницше дал ей только окончательную философскую формулировку, а Бернар Шоу пытается придать ей более практический и современный характер. Юродство, в которое впадает последний, и особенно безумие самого Ницше являются естественным логическим и нравственным концом попыток человека к самообожению. Они осуждены навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

6. В своем эсхатологическом учении свят. Иоанн раскрывает природу антихриста. Он указывает, что антихрист будет человеком, а не воплотившимся диаволом. Отец его будет неизвестен, а матерью станет блудница. Он будет евреем из колена Данова. Свят. Иоанн считает, что данное в Апокалипсисе имя антихриста «шесть, шесть, шесть» невозможно точно расшифровать до появления самого антихриста. Антихрист будет лицемерно обворожителен, ласков, жалостлив и добр. Приход к мировой власти антихриста осуществится, когда будет совершенно устранен «Удерживающий», то есть законная благочестивая власть. Антихрист утвердится в столице мира – Иерусалиме и потребует поклонения себе как высшему существу, как богу. У всех поклонившихся антихристу будет знак на лбу и на правой руке. Однако, согласно свят. Иоанну, неизвестно будет ли это действительно отметка на теле, или это образное обозначение того, что ум и воля таких людей будут полностью подчинены антихристу. Когда на небе явится знамение Креста, антихрист будет убит и предстанет на Суд Христов. Глава девятая. Блаженнейший митрополит Анастасий (Грибановский) §1. Жизнеописание Митр. Анастасий (в миру Александр Александрович Грибановский) родился 6/19 августа 1873 г. в селе Братки (по другим сведениям в селе Грибановке), Тамбовской губернии, в семье священника. В 1893 г. он окончил Тамбовскую семинарию, в 1898 г. – Московскую духовную академию, ректором которой был тогда еп. Антоний (Храповицкий) . По окончании академии митр. Анастасий принял иноческий постриг в Тамбове, в 1900 г. – назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, в 1901 г. – возведен в сан архимандрита и назначен ректором Московской духовной семинарии. В 1906 г. архим. Анастасий был поставлен во епископа Серпуховского, викария митрополита Московского, и одновременно – на должность настоятеля Данилова монастыря. Митр. Анастасий был викарием до 1914 г., заслужив уважение москвичей. В 1914 г. владыка Анастасий стал епископом Холмским и Люблинским. Управляемая им епархия на западной окраине Российской империи оказалась в сфере военных действий во время Первой мировой войны. За свою патриотическую деятельность и мужество владыка Анастасий был награжден орденом Св. благоверного князя Александра Невского с мечами (орден обычно получали генералы за крупные победы).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

К первому разряду Евсевий относит четыре Евангелия, деяния апостолов, четырнадцать посланий апостола Павла, первое послание апостола Иоанна и первое Петра, а также (нехотя, повинуясь общему голосу) Апокалипсис Иоанна; ко второму – послания: Иакова, Иоанна второе и третье, Петра второе и Иуды. Наконец, к третьему разряду он причисляет «деяния Павла», «Пастыря» Ермы, Апокалипсис Петра, послание Варнавы, «так-называемые учения апостолов» (ποστλων α λεγμεναι διδαχα), и Евангелие евреев; лично он склонен отнести сюда и Апокалипсис Иоанна. Апокалипсис опущен также в 85-м апостольском правиле, в 60-м правиле лаодикийского собора и в стихотворных списках, приписываемых св. Григорию Богослову и Амфилохию иконийскому ; в последнем списке сказано, что иными отвергается еще, но неосновательно, послание к евреям; сомнительными названы также послания: второе петрово, второе и третье иоанновы и иудино, при чем автор списка своего мнения о них не высказывает. Каноны позднейших писателей – Косьмы Индикоплевста, Леонтия византийского , Анастасия Синаита – отклоняясь в мелочах, по существу дела те же. Таким образом мы видим что несмотря на отсутствие общеобязательного канона, в IV–VII веках счет «священных и чтимых» (то есть читаемых в церкви) книг колеблется в довольно тесных пределах; и если такое согласие среди православных писателей мы объясним единством их догматических воззрений, то мы должны признать, что в эту эпоху писатели еретического направления, в силу своих догматических воззрений, могли отвергать неудобные для них книги, и уж конечно сделали бы это, если бы свое отрицание могли подтвердить историко-литературными ссылками. Но они этого не делают, их новозаветный канон по существу тот же, что и у их православных современников. Глава историко-грамматической школы экзегезиса, духовный отец несторианства, Феодор монсуестский († ок. 428 г.), критик смелый почти до беззастенчивости (он исключил из канона книгу Иова, надписания к псалмам, Песнь песней, книги Паралипоменон, Ездры и Неемии), исключил из Нового Завета только послания Иакова и другие соборные послания, но насчет канонических Евангелий не имел никаких сомнений. Для догматических воззрений четвертое Евангелие было весьма неудобной книгой; а мы имеем его комментарий на него на сирском языке. Отсюда следует, что никаких решительных данных против подлинности нашего четвероевангелия не было в потерянной для нас, но существовавшей в IV–VII веках христианской литературе первых трех веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

К первому разряду Евсевий относит четыре Евангелия, Деяния апостолов, четырнадцать посланий апостола Павла, первое послание апостола Иоанна и первое Петра, а также (нехотя, повинуясь общему голосу) Апокалипсис Иоанна; ко второму – послания: Иакова, Иоанна второе и третье, Петра второе и Иуды. Наконец, к третьему разряду он причисляет деяния Павла, Пастыря Ермы, Апокалипсис Петра, послание Варнавы, так называемые учения апостолов (ποοτλων α λεγμναι διδαχα) и евангелие евреев; лично он склонен отнести сюда и Апокалипсис Иоанна. Апокалипсис опущен также в 85 апостольском правиле, в 60 правиле Лаодикийского собора и в стихотворных списках, приписываемых св. Григорию Богослову и Амфилохию Иконийскому ; в последнем списке сказано, что иными отвергается еще, но неосновательно, послание к евреям; сомнительными названы также послания: второе петрово, второе и третье иоанновы и иудино, причем автор списка своего мнения о них не высказывает. Каноны позднейших писателей – Косьмы Индикоплевста, Леонтия Византийского , Анастасия Синаита , отклоняясь в мелочах, по существу дела те же. Таким образом мы видим, что, несмотря на отсутствие общеобязательного канона, в IV–VII вв. счет «священных и чтимых» (то есть читаемых в церкви) книг колеблется в довольно тесных пределах; и если такое согласие среди православных писателей мы объясним единством их догматических воззрений, то мы должны признать, что в эту эпоху писатели еретического направления, в силу своих догматических воззрений, могли отвергать неудобные для них книги, и уж конечно сделали бы это, если бы свое отрицание могли подтвердить историко-литературными ссылками. Но они этого не делают, их новозаветный канон по существу тот же, что и у их православных современников. Глава историко-грамматической школы экзегезиса, духовный отец несторианства, Феодор Монсуестский († ок. 428 г.), критик смелый почти до беззастенчивости (он исключил из канона книгу Иова, надписания к псалмам, Песнь песней, книги Паралипоменон, Ездры и Неемии), исключил из Нового Завета только послания Иакова и другие соборные послания, но насчет канонических Евангелий не имел никаких сомнений. Для догматических воззрений четвертое Евангелие было весьма неудобной книгой; а мы имеем его комментарий на него на сирском языке. Отсюда следует, что никаких решительных данных против подлинности нашего Четвероевангелия не было в потерянной для нас, но существовавшей в IV–VII вв. христианской литературе первых трех веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Умолчание об этой книге в каталоге св. Григория Богослова , Кирилла и правилах Лаодикийского собора могло произойти от той причины, что Апокалипсис не был употребляем при богослужении. Впрочем, Григорий Богослов в своих творениях пользуется Апокалипсисом на ряду с прочими новозаветными книгами 4136 . Посему Андрей Кесарийский или Критский в приведенном выше месте о свидетельствах касательно Апокалипсиса говорит, что «достоверность этой книги засвидетельствовали св. Григорий Богослов и пр.». He говорим уже о том, что умолчание об Апокалипсисе некоторых достаточно вознаграждается многочисленными и громкими свидетельствами других об этой книге, какие выше указаны нами. Правда, в IV веке отвергали Апокалипсис некоторые на Востоке, как и послание к Евреям, некоторые – на Западе. Об этом свидетельствует блаж. Иероним 4137 ; о разногласии касательно Апокалипсиса упоминает и св. Амфилохий (в кан. послании о св. книгах). «Но мы, – замечает блаж. Иероним против некоторых современников, (Продолжение следует). 3783 А. 249. 2. а. кон. πε δ πανταχθεν ατν διασεισαντες τς ρθς πστεως μεταστσαι οκ σχυσαν κα τν νειδισμν οκ φερον ο κρατοντες, 249. 2. б. λγου παρελθντος καιρο, πλιν ν Κωνσταντινουπλει τν τε γιον γροντα κα τος δο ατο μαθητς γαγον. Κα μετ πολλν περαν κα βασνους νηκστους ποησεν βασιλες τν κατ’ ατν πρξιν (Τ δ παθεν ατος παριστωσε;sic.) κα μετ τ ναθεματσαι κα νασκψαι παρσωκεν. – Г; противникам св. Максима, не разумевшим истину и не пожелавшим идти путем правды, очень досадно было, что они не сумели отклонить его от правой веры, не смотря на многократные и всесторонние препирательства с ним. Поэтому, спустя немного времени, по повелению царя, его с двумя его учениками снова доставили в город и повели в палату, – вместо С: И после этого привели их в Константинополь и учинили над ними суд, и после анафематствования и проклятия их: святого (τν ν γοις) Максима и блаженного Анастасия ученика его, также святейшего папу Мартина и святого Софрония патриарха Иерусалимского и всех православных и единомысленных с ними, – привели и другого блаженного Анастасия и, подвергнув и его тем же анафемам и прещениям, предали начальникам...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Помимо традиц. иконографии в поствизант. период были разработаны новые сюжеты, связанные с темой Апокалипсиса и Второго пришествия. Румын. митр. Анастасий Кримкович (1608-1629) организовал в мон-ре Драгомирна скрипторий, где создавались иллюминированные рукописи ( Popescu-Vilcea G. Miniaturi romaneti. Bucur., 1998. P. 44). В неск. рукописях в разных композициях представлено совместное изображение прав. Еноха, И. и ап. Иоанна Богослова как 3 провозвестников Второго пришествия: в Четвероевангелии (1609) и Псалтири со Служебником (ок. 1602) - Музей монастыря Драгомирна; в Четвероевангелии (1615) (Sl. 11345) и Служебнике (1616) (Sl. 9182) - Музей национальной истории, Бухарест; в Апостоле (1609-1610) (Vindob. Slav. 6); в Четвероевангелии (1617) (Национальная б-ка, Варшава. Akc. 10778). Интерес к этим святым был обусловлен развитием на Западе иконографии Апокалипсиса. В упомянутых рукописях присутствует ряд совместных изображений 3 святых, иногда в разных иконографических вариантах, повторяющихся неск. раз в пределах одной рукописи. В Апостоле (1609-1610) совместное изображение прав. Еноха, И. и ап. Иоанна Богослова встречается дважды. В Первом послании к Коринфянам ап. Павла внизу листа (Fol. 143r) изображена Богоматерь с Младенцем на троне, перед Которой коленопреклоненные прав. Енох, И. и ап. Иоанн Богослов. Миниатюра соотносится с текстом Послания: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор 15. 51). На миниатюре, предваряющей Послание к Филиппийцам ап. Павла, святые изображены в рост, их благословляет Иисус Христос, у прав. Еноха и И. в руках развернутые свитки, у ап. Иоанна - Евангелие (Fol. 215r). Также в рост со свитками святые представлены и в Четвероевангелиях 1609 г. (Fol. 12r) и 1615 г. (Fol. 8v). На миниатюре в Псалтири со Служебником (ок. 1602) все трое изображены сидящими на скамье, их благословляет Господь Вседержитель, кроме свитков в руках прав. Еноха - цветы, И.- посох, ап. Иоанна - перо (Fol. 42r). В Служебнике (1616) святые изображены в рост, верхнюю часть листа занимает композиция «Сопрестолие» (Fol. 14v), а после текста литургии Преждеосвященных Даров изображена «Похвала Пресв. Богородицы», где среди пророков - И. (Fol. 131v). В части Псалтири этой рукописи трое святых представлены на листе под изображением Св. Троицы - сидящими, со свитками и с Евангелием, их благословляет Христос Еммануил (Fol. 5v), и в рост на фоне церкви, перед ними коленопреклоненный митр. Анастасий, вверху в облаках - Иисус Христос (Fol. 196v). На листе с вкладной надписью митр. Анастасия в верхнюю часть рамки включены изображения 3 святых, получивших наименование «эсхатологическая триада», а также прав. Иоакима в предстоянии Иисусу Христу (Fol. 197r) ( Poirot E. Le juste Henoch, le saint prophete Elie et saint Jean le Théologien//Ars Transsilvaniae. Bucur., 2008. Vol. 18. P. 133-144).

http://pravenc.ru/text/389301.html

В Византии вслед за раннехрист. апокрифами продолжают создаваться произведения о сверхъестественных путешествиях и персонажах НЗ и о святых людях более поздней эпохи. Среди визант. апокалипсисов следует упомянуть серию апокрифических «Откровений Иоанна Богослова» (греч. и слав. V-XIII вв.), «Откровение Пресвятой Богородицы», «Откровение Седраха». Известны также повести о путешествиях праведников на небеса: «Видение Дорофея» (V в.), «Апокалипсис Анастасии» (XI в.) и др. В визант. житийной лит-ре сохранился ряд примеров космологической А.- путешествий героев по загробному миру. В таких произведениях, как правило, апокалипсис становится частью общего рассказа о том или ином подвижнике и вводится в текст жития в качестве отступления или одного из разделов. Композиция и содержание этих тематических разделов вполне стандартны и во многом повторяют друг друга. В X в. было создано классическое лит. житие св. Андрея Юродивого , в к-рое включены рассказы апокалиптического жанра. Автор жития Никифор К-польский стремился через образ святого раскрыть учение христ. Церкви и не мог обойти космологические и эсхатологические сюжеты. Житие содержит оба варианта А. В одном из эпизодов св. Андрей повествует о своем путешествии на небеса во время холодной зимы в К-поле, где вновь описываются различные иерархические уровни небесного мира, соединенные в едином славословии Всевышнему. В конце жития св. Андрей также рассказывает о буд. судьбе мира, о воздаянии праведникам и наказании грешников. Создавая в своем произведении стилизацию реалий жизни в Византии V в., времени св. Андрея, Никифор использовал для апокалипсиса совр. ему переработки видений Даниила и поэтому обратился непосредственно к традиции «Откровения Мефодия», к-рое, как он, видимо, полагал, было написано св. Мефодием Патарским в III в. и должно было быть известно св. Андрею. Т. о., апокалипсис св. Андрея Юродивого создан на основе греч. переводов VIII в. «Откровения Мефодия» и отражает эсхатологические представления византийцев той эпохи.

http://pravenc.ru/text/75602.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010