662 В сохранившихся творениях учителей Церкви, живших до преподобного Анастасия, не находится данного выражения. Учитывая дальнейшую мысль Синаита, возможно, что он по памяти ссылается на слова свт. Василия Великого из Беседы 11 «О Зависти»: «Что виновника зла, демона, вооружило на брань против человека? Не зависть ли? В зависти явно обличил себя богоборец, когда вознегодовал на Бога за щедрые дары Его человеку, но отмстил человеку, потому что не мог отмстить Богу». 672 Преподобный Анастасий кратко коснулся истории гностицизма. Первым гностиком, согласно Преданию, является Симон Волхв, который был крещен в Самарии Филиппом, а затем предлагал деньги апостолам Петру и Иоанну за возможность самому низводить на других Святого Духа, то есть за рукоположение (ср.: Деян.8:9–25 ). Сведения о противодействии Симона в Риме апостолу Петру основаны на свидетельствах мч. Иустина Философа (Апология I, 26) и сщмч. Иринея Лионского (Против ересей I, 23). О Керинфе, младшем современнике апостола Иоанна Богослова, говорит сщмч. Ириней Лионский (Против ересей I, 26, 1; III, 3, 4). Николай, по свидетельству сщмч. Иринея Лионского (Против ересей I, 26, 3), являлся одним из семи диаконов, поставленных апостолами (ср.: Деян.6:5 ). Секта николаитов упомянута в Апокалипсисе (ср.: Откр.2:6; 2:15 ). О Маркионе как о своем современнике и проповеднике дуализма и разврата говорит сщмч. Иустин Философ (Апология I, 26). Гностицизм как совокупность религиозно-философских течений Ι–III веков представлял собой усилие философской мысли превратить христианство из религии в простую религиозную философию и характеризовался следующими основными общими чертами: дуализмом, сложной космогонией, докетизмом и пониманием спасения как приобщения к тайному знанию (гносису), к которому призваны только избранные. 674 Отец родоначальника манихейства Мани (Μνης, ок. 216 – ок. 277) перешел из парсизма в христианство. Поэтому преподобный Анастасий и говорит, что сам Мани вышел из «среды родившихся силою Христовой», т.е. был крещен. Однако затем Мани стал в Персии, Средней Азии и Индии проповедовать свое учение. Манихейство, как и гностицизм, восприняло из того же парсизма дуализм: зло (тьма) – начало столь же самостоятельное, как и добро (свет); человек двойствен: творение диавола, он заключает в себе и элементы света. Манихейство было широко распространено, фактически до масштабов мировой религии. Сочинения блж. Августина , который до перехода в христианство восемь лет принадлежал к манихейству, являются источниками по истории и вероучению этой религии. Неоднократно называя в последующих главах «Путеводителя» монофизитов манихеями, преподобный Анастасий тем самым обвиняет их именно в дуализме за умаление ими человечества во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Мнения св. Иринея придерживались священномученик Викторин Петавский (ок. 279–303), Ювенк пресвитер (IV в.), свт. Андрей Кесарийский (VI–VII вв.) (Андрей Кесарийский свт. архиеп. Толкование на Апокалипсис. М. 1901. С. 38), Икумений (VI в.), свт. Софроний, Патриарх Иерусалимский (560–638), прп. Анастасий Синаит (ок. 640 – кон. VII в.). Арефа Кесарийский (ок. 850 – после 932), Феофилакт Болгарский (2 пол. половины XI в. – нач XII в.) (Феофилакт Болгарский блж. Благовестник, или толкование на Святое Евангелие. М. 2002. С. 257–258) и некоторые другие богословы. Эта традиция хранилась на христианском Востоке и в Малой Азии, а на Западе она не прижилась, там предпочитали следовать мнению блаж. Иеронима. В «Толковании на Апокалипсис» свт. Андрея Кесарийского находятся ценные дополнения к тому, что писал св. Ириней: «Мы думаем, что эти четыре (апокалипсических) животных – те самые, которых некогда видел Иезекииль, обозначают или четыре стихии и Божие управление ими и охранение, или власть Божию над небесным, земным, морским и преисподним, или, как еще думают другие, четыре главных добродетели и четыре Евангелия. Лев – символ мужества, обозначает Евангелие от Иоанна, ибо, согласно Иринею, он, изображая предвечное Царство Его, возвестил, что «в начале было Слово»; телец, довольствующийся своими трудами, означает правду и Евангелие от Луки, где изображается законное и священническое родословие Христа; орел указывает на умеренность (говорят, что он ее любит) и на Евангелие от Марка, как самое краткое и начатое духом пророчества; человек – мудрость и Евангелие от Матфея, которое начинается повествованием о рождении Христа по естеству, но не по закону. Этими же образами, наверное, знаменуется и домостроительство Христово: львом – как Царя, тельцом – как Первосвященника или Жертвы, человеком – как Воплотившегося ради нашего спасения, и орлом – как Подателя Духа жизни, сошедшего свыше на верных» (Андрей Кесарийский свт. Толкование. С. 38). У свт. Софрония, Патриарха Иерусалимского: лев – сила и начальство Иисуса Христа; телец – священническое служение Иисуса Христа; человек – явление во плоти; орел – нисходящая сила Святого Духа. Первый из этих символов усвояется Иоанну, второй – Луке, третий – Матфею, четвертый – Марку.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

Если принять это толкование, то Папий оказывается в цепи предания не на четвертом и отчасти третьем месте, а на третьем и отчасти на втором. Говоря вкратце, отрывок Папия представляет следующия данные: 1)   Папий всех поименованных им лиц зовет κυρου μαϑητα (ученики Господа), в том числе и Аристиона, который заведомо не из числа 12-ти апостолов; следовательно, присутствие этого названия не доказывает, что названное лицо – апостол (в нашем смысле слова); 2)   он никого из названных им лиц не зовет πστολος, в том числе и заведомых апостолов: Петра, Андрея, Иоанна и т.д.; следовательно, отсутствие этого названия при чьем-либо имени не доказывает, что названное лицо – не апостол; 3)   он, может быт, зовет пресвитерами заведомых апостолов. Отсюда вывод, что папиев «Иоанн пресвитер, ученик Господа» может быть тождествен с апостолом. Далее идти мы не имеем средств. Правда, Гарнак говорит, что Евсевий «читал основательно, и он свидетельствует нам, что ничего не нашел у Папия о знакомстве его с апостолом». Но 1) Евсевий не говорит, что во всем Папии он этого не нашел, а только в «предисловии» (κατ τ προομιον); о дальнейшем же говорит, что личное знакомство Папия с «пресвитером Иоанном» не подлежит спору. Вводя такую новость, как отрицание знакомства Папия с апостолом, знакомства, считавшегося в его времена несомненным, Евсевий, конечно, привел бы более решительные отрывки Папия в пользу своего мнения, если бы таковые отыскались; 2) Ириней тоже читал всего Папия и заявляет столь же решительно, что Папий знал апостола, сколь решительно Евсевий это отрицает. Если возразят, что Ириней мог тут увлечься желанием как можно выше поднять авторитет Папия и Поликарпа, то несомненно, с другой стороны, что и у Евсевия была субъективная причина двоить Иоанна апостола; он выдает себя сам: ему не хотелось признавать за апостольское произведение апокалипсис, на который опирались хилиасты, и он приписывает его им открытому «пресвитеру». 3) Сам Евсевий в своей «Хронике» категорически признает, что Папий слушал именно апостола; и нельзя решить, откуда перемена его взгляда: оттого ли, что он впоследствии («Хроника» писана до «Истории») лучше вчитался в Папия; или оттого, что его пленила мысль опровергнуть хилиазм предложенною им в «Истории» комбинацией. Во всяком случае достойно внимания, что, хотя, как мы видели выше, апокалипсис был наиболее спорною книгой во всем новозаветном каноне, комбинации Евсевия не принял буквально никто. Надо полагать, полный текст Папия давал ей плохую опору. Аполлинарий (неизвестно какой – старший или младший), цитируя Папия, зовет Папия просто ωννου μαϑητς. Анастасий Синаит называет его учеником το επιστηϑιο (возлежавшего на груди), т. е. апостола, и το εαγγελιστο.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

пол. II-ro в.). Более самостоятельны позднейшие толкователи: Григорий Агригентский в толковании на Екклизиаст (ок. 600 г.), Икумений в толковании на Апокалипсис (ок. 600 г.), Анастасий Никейский в объяснении Псалмов (кон. III-ro века). Особо нужно отметить известное толкование преподобного Андрея Кесарийекого на Апокалипсис (не позже 637-го года); впоследствии его переработал Арефа Кесарийский, современник Фотия. Толкование преподобного Андрея полно ссылок на древних, он часто приводит мнения даже доникейских писателей. Откровение он понимает аллегорически; в иных списках его книга даже прямо надписывается именем Оригена. IV. Nechonucцы 1. Христианское богослужение от начала имеет характер скорее догматический, нежели лирический. Это связано с его мистериальным реализмом. С человеческой стороны богослужение есть, прежде всего, исповедание, — свидетельство веры, не только излияние чувств. Именно поэтому догматические и богословские споры оставили такой заметный след в истории богослужебной поэзии… Уже в догматических спорах конца века ссылка на древние песнопения во славу Христа Бога получает силу богословского довода, как свидетельство от литургического предания. Василий Великий в спорах с арианами о божестве Духа опять-таки опирается на свидетельство литургического предания. Впоследствии папа Келестин выдвигает общий принцип, что закон веры определяется законом молитвы, — ut legem credendi smamuim lex supplicandi (Capimula Celestini, 8, alias 11, — известная нам редакция этих глав принадлежит, по-видимому, Просперу Аквитанскому). Так богослужебный чин получает признание в качестве догматического памятника или источника… В раннее время в богослужении очень значительное место занимает творческая импровизация (срв. 1 Кор. 14:26). [ 5 ] Так было еще и во втором, и в третьем веке (свидетельства Иустина Философа и Тертуллиана). Это были прежде всего гимны и псалмы, песни хвалы и благодарения. Достаточно назвать великую молитву в послании Климента Римского. Иные из этих древних гимнов остались в богослужебном употреблении навсегда (напр., «Свете тихий»; срв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Другой пример известен из жизни священномученика Неофита (Коробова), епископа Ветлужского († 1937). Одна благочестивая христианка, Анастасия Смирнова работала в больнице и вступила в профсоюз. А затем, под влиянием назойливых внутрицерковных слухов про «греховность» и «душепагубность» профсоюзов, уволилась из больницы. Вскоре после этого случилось следующее. Она пришла в храм, где служил святой Неофит. До этого она к нему никогда не подходила и лично не была знакома. Впереди стоит народ; Анастасия позади. И вдруг после всенощной прозорливый владыка через всю толпу говорит: – Настя, Настя, зачем из больницы-то ушла, как жить-то будешь? После этого она вернулась на работу в больницу . В то время многие думали, что приблизились, или даже наступили уже, времена антихристовы, о которых предсказано в книге Апокалипсис как о предшествующих кончине мира. Вот как отзывался об этих представлениях преподобноисповедник Владимир (Терентьев) († 1933): «Мне приходилось говорить с верующими об антихристе, но эти разговоры могли быть только шуточными, так как срок появления антихриста никому неизвестен и никакого знамения на этот счёт ещё не было. Появление советской власти я таким знамением не считаю, так как эта власть попущена Богом для наказания русского народа и для вразумления… Как долго будут продолжаться гонения – не знаю, всё это зависит от воли Божией» . Подробнее обо всех таких настроениях высказывается преподобномученик Макарий (Моржов) († 1931): «Некоторые считают, что пятиугольная советская звезда есть печать антихриста. Однако я не берусь утверждать, что это именно так, ибо ещё ничего не доказано. Некоторые считают также, что грех принимать кооперативные книжки и вступать в колхозы, видя в этом дело богопротивное, но я считаю, что всё это торговые условия… Спрашивали меня на исповедях, можно ли вступать, на что я отвечал, что это дело не религиозное, а хозяйственное, а когда спрашивали об антихристе, я отвечал, что нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по-христиански» .

http://pravoslavie.ru/37838.html

В соборе имеется ковчежец со святынями (часть Креста Господня, часть дуба Мамврийского, св. ап. и ев. Марка, преп. Германа Аляскинского, сщмч. Владимира, митр. Киевского, свт. Филарета, митр. Московского, преп. Герасима Иорданского, свт. Луки, архиеп. Красноярского, свт. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского, преп. Евфимия Великого, преп. Саввы Сторожевского, преп. Моисея Угрина, св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая, архиеп. Мирликийского, свт. Иоасафа Белгородского, св. блгв. вел. кн. Александра Невского, свт. Филиппа, митр. Московского, св. вмч. Анастасии Узорешительницы, свт. Иннокентия, митр. Московского, свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского). Кроме того, в соборе имеются иконы сибирских святых с частицами их святых мощей: свт. Иннокентия, митрополита Московского, свт. Иоанна, митрополита Тобольского, сщмч. Гермогена, епископа Тобольского, мученика Василия Мангазейского, св. прав. Феодора, старца Томского, св. блж. Матроны Московской. Имеются также и другие святыни: камень с горы Фавор - места Преображения Господня, иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Отрада и Утешение», освященные на первообразах на Святой Горе Афон (Греция), икона Апокалипсиса, с частицей из пещеры Апокалипсиса на острове Патмос (Греция), икона свт. Николая, архиеп. Мирликийского, освященная на его святых мощах в г. Бари (Италия). Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Черногорск) : Монастыри Хакасии [ править править код ] В Республике Хакасия строится первый женский монастырь при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Черногорске . Храмы Хакасии [ править править код ] Основные храмы Хакасии Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Черногорск) [ править править код ] В 2007 году Черногорскому храму Рождества Пресвятой Богородицы исполнилось 15 лет. Первая служба была проведена 26 апреля 1992 года на Пасху. Но по традиции «День Рождения» храма празднуют 21 сентября, в престольный праздник, когда церковь вспоминает Рождество Пресвятой Богородицы. Памятная надпись у входа в храм, выполненная на мраморной плите:

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Хак...

Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин Содержание Список сокращений Часть I. Максим Исповедник Г.И.Беневич, А.М.Шуфрин. Дело Максима I. Путь к Латерану II Латеран как позиция Изложение прения Диспут в Визии III. Шестой Вселенский собор и дело Максима Преподобный Максим Исповедник и его соратники Изложение прения, бывшего в секретном помещении дворца между господином аввой Максимом и бывшими с ним с одной стороны и начальниками – с другой Диспут в Визии Письмо иже во святых аввы Максима к монаху Анастасию, его ученику Письмо Анастасия к монахам в Кальяри Того же святого Анастасия монаха, ученика святого отца Максима, к общине монахов, учрежденной в Кальяри: Письмо Анастасия апокрисиария Феодосию Гангрскому Воспоминанине. Краткая история о том, что было сделано против блаженного Мартина, папы Римского, и святого Максима, и тех, кто был с ним На константинопольцев поношение, сочиненное одним монахом от огорчения сердечного Часть II. Максим Богослов А.М. Шуфрин. Другой Максим Преподобный Максим Исповедник. О различных трудностях Богослова [Григория], глава 7 Схолии. То есть – Слова 14 св. Григория Богослова к бедным), другое (идущее почти сразу перед этим) место из которого св. Максим обсуждает в предыдущей главе Трудностей. Предметно-тематический указатель к схолиям Термины Исследования Поликарпа Шервуда (OSB) Ранние ambigua преподобного Максима исповедника и опровержения им оригенизма Глава I. Максим и оригенизм. Выводы из раздела А Глава II. Триада: сущность-сила-действие Глава III. Ecstasis IV. Логос Глава V. Корос. А. Κρος у оригенистов Глава VI. Апокалипсис Приложения Общая библиография Хронологическая таблица: период моноэнергистских споров     Список сокращений Произведения св. Максима АтЬ Трудности (Ambiguorum liber) Сар ie Capita 15 Capphys Главы физические Char О любви (сотницы) Сотт Воспоминание (Hypomnesticon) DsB Диспут в Визии DsP Диспут с Пирром Ер Письмо EpCal Письмо Анастасия монахам Кальяри ЕрМ Письмо Максима Анастасию ЕрАп Письмо Анастасия апокрисиария Феодосию Гангрскому

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

291. Книга в полдесть, Летописец Русский, вначале: Анастасия блаженного патриарха, скорописный, вопросы и ответы. 292. Книга в полдесть, Дорофей, ветха, вначале: хвалю усердие. 293. Книга в полдесть, Соборник, поволочена в затылок, вначале поучение в понедельник первой недели. Поминовской Березникова. 294. Книга в полдесть, Соборник, митрополита Иоасафа, вначале: житие святого Иоанна епископа безмолвника, Савина монастыря. 295. Книга в полдесть, Григория Амиритского; вначале написано: Весь некая есть не от славных. 296. Книга в полдесть, Соборник, в ней 19 глав вначале: житие святых Минодоры и Митродоры и Нимфодоры. 297. Книга в полдесть, Бытия, поволочена кожею без досок. 298. Книга в полдесть, Соборник, а в нем 10 глав, вначале житие Марии Египетской. 299. Книга в полдесть. Мерило праведное. 300. Книга в полдесть, Соборник, вначале писано: Анастасия горы Синайской, поволочена кожею в затылок. 301. Книга в полдесть, Соборник, в ней 28 глав, поволочен в затылок, в начале Данило Столпник. 302. Книга в полдесть, на бумаге, новым чудотворцам Ростовским, 11 глав, в начале: Леонтию Ростовскому стихиры и канон и житие. 303. Книга в полдесть, Исак Сирин, в начале на заставице крест, письмо добре худо. 304. Книга Исак Сирин, в начале заставица писана красками. 305. Книга в полдесть, пленение Иерусалимское Навуходоносором, а другое Антиохово, а третие Титово, поволочено в затылок, письмо плохо. 306. Книга в полдесть, Соборник, Серапионовский, в начале: иже предста царица одесную тебе. 307. Книга в полдесть, на бумаге, от словес Василия великого, а в ней 30 глав, поволочена в затылок. 308. Книга в полдесть, Стоглавник, поволочена атласом зеленым, ветх. 309. Книга в полдесть, правило Ивана Постника, дачи Арсенья Одинца. 310. Книга в полдесть, Правило же поволочено кожею, заставица писана кружчатая красками, в затылок, ветха. 311. Книга в полдесть, Иов праведный, толковая. 312. Книга в полдесть стихиры и канон Леонтию Ростовскому, и житие, и иным святым. 313. Книга в полдесть, Апокалипсис, в нем 72 главы, Евстафия Головкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Андрей Кесарийский . Об Апокалипсисе, 34.12. 51 14 . ...беря свои намеки у великого Папия Иерапольского , который был учеником Bosom-Friend 52 и Климента, из Пантена, александрийского священника, и Аммония, наиболее образованного ученого, этих древних и наиболее ранних интерпретаторов, согласных 53 друг с другом в понимании «шести дней» 54 как относящихся к Христу и церкви. Анастасий Синаит (ум. ок. 700 г) Consideratins on the Hexaemeron, I. 55 15 . В то время наиболее древние толкователи церквей – я имею в виду Филона, философа и современника апостолов, и знаменитого Папия Иерапольского , ученика Иоанна Евангелиста, Иринея Лионского и Иустина Мученика и Философа, Пантена Александрийского и Климента Стромата и их товарищей – интерпретировали высказывания о Рае духовно и относили их к церкви Христа. Анастасий Синаит . Considerations on the Hexaemeron,7. 56 16 . Вышеприведенное благословение, бесспорно, относится ко времени королевства, когда праведные восстанут из праха, чтобы царствовать, когда также возобновиться созидание и, освободившись от зависимости, произведет изобилие пищи любого рода «из росы небес и из плодородия земли» 57 , точно так, как старшие, которые видели Иоанна, ученика Господа, вспоминают то, что слышали от него, как учил Господь об этих временах, и говорят: Придут дни, и уродятся виноградники с десятью тысячами лоз в каждом, и на всякой лозе будет десять тысяч побегов, на каждом побеге – десять тысяч усиков, на всех них – по десять тысяч гроздей (по десять тысяч виноградин каждая), и каждая даст 25 мер вина. И когда кто-либо из святых сорвет гроздь, другая закричит: «Я лучше ее, сорви меня и возблагодари мною Господа». Точно также каждое зерно родит десять тысяч колосьев, всякий колос – десять тысяч зерен, а все зерна дадут по пять двойных фунтов муки. И прочие фрукты, семена, травы будут множиться в соответствии с их пользой. И все животные, которые кормятся исключительно пищей от плодов земли, будут жить в мире и согласии между собой и будут целиком послушны и покорны человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Papij_Ierapols...

Сколько таковых? “Горстка”, – заявляет Миронова. Бее же великое множество исповедников Христовых, по мнению самозваного историка Церкви, вовсе не мученики Христовы, а “впавшие в руце Бога живаго”. В руце Бога живаго можно действительно впасть, если хулить подвиг новомучеников российских». Если мы хотим быть, а не числиться христианами, то должны признать наши заблуждения и понять, что святой царь–страстотерпец Николай – это только свидетель Христов, а не искупитель. Оправдание же вышеотмеченных несуразиц может создать впечатление, что православные веруют не в Господа Иисуса Христа – Спасителя нашего, а в одного из Его свидетелей, от чего да избавит нас Господь! Покаяние или псевдопокаяние? или Как искупить грех аборта Священник Максим Обухов, руководитель православного медико–просветительского Центра «Жизнь» В последнее время в среде православных верующих получило хождение «правило схимонахини Антонии» («Вымаливание, крещение и наречение имени убиенных детей во чреве матери») Правило, распространяемое в нескольких версиях самиздатовским методом, привлекает внимание многими странностями и заблуждениями. Предваряет это «правило» «покаянное письмо» некоего, никак конкретно не обозначенного «иерусалимского монаха Моисея», который долго и подробно излагает, как, «работая в 1977 году в Иркутской больнице 10, обучал убивать нерожденных младенцев точечным массажем, в течение 14 лет разъезжал по всей России, везде пропагандируя этот “метод” истребления младенцев». Конечно, «мнение схимонахини», да еще подкрепленное авторитетом кающегося врача (пусть и безымянного), ставшего монахом, производит сильное впечатление, особенно на женщин, которыми оно активно распространяется. В листке излагается понятная каждой матери–убийце история о том, как молодая женщина, по имени Анастасия, сделала аборт и «каялась слезно в этом грехе». Привидевшаяся ей женщина, которую она посчитала Богородицей, сказала: «“Умершего ребенка надо окрестить”. И рассказала, как надо молиться за него… Анастасия исполнила правило отмаливания младенцев, дарованное ей Богородицей.

http://azbyka.ru/apokalipsis/iskusheniya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010