64 Текст этой рукописи опубликован: Pitra J. Analecta sacra et classica, spicilegio Solesmensi parata. Romae, 1891. Vol. 6. Критическое издание: Demetrii Chomateni Ponemata diaphora. Berolini, 2002. 64 Πατμιακ Βιβλιοθκη ... π ωννου Σακκελωνος. θναι, 1890; рецензия Г. С. Дестуниса: ЖМНП. 1891. Апрель. С. 426–437. 65 Πατμιακ Βιβλιοθκη ... π ωννου Σακκελωνος. θναι, 1890; рецензия Г. С. Дестуниса: ЖМНП. 1891. Апрель. С. 426–437. 66 По-видимому, сведения нужны были И. В. Помяловскому для передачи французскому ученому Эмилю Леграну, с которым он тесно сотрудничал. См. об этом: Медведев И. П. Русский вклад в созда­ние «Греческой библиографии» Эмиля Леграна//Учен. зап. Российского Православного университе­та ап. Иоанна Богослова. М., 2000. Вып. 5. С. 205–216. 69 Λμπρος Σπ. στορα τς λλδος, μετ εκνων, π τν ρχαιοττων χρνων μχρι τς λσεως. 1886–1908. T. 1–6. Здесь имеются в виду первые тома издания. 71 Буслаев Ф. И. Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с века по XIX. Μ., 1884. 73 Советом Академии работа Н. В. Покровского была признана заслуживающей денежной награ­ды как одно из лучших студенческих сочинений. См.: Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной академии за 1874 г. СПб., 1875. С. 23, 25. 74 ХХХ. Профессор Николай Васильевич Покровский ... Автобиография. С. 3. В 1876–1877 гт. часть диссертации была опубликована в журнале «Странник» в виде трех отдельных статей. См.: 1) Черты современности в проповедничестве конца прошлого и начала нынешнего столетия//Стран­ник. 1876. T. 1. С. 69–93; 2) Проповедническая деятельность преосвященного Анастасия Братановского//Там же. С. 173–195; 3) Экзарх Грузии Феофилакт Русанов и его проповеди //Там же. 1877. T. 1. С. 3–18. 78 Журналы заседаний Совета... за 1876 г. СПб., 1876. С. 41–43, 128–130. Подробнее о целях и итогах поездки см.: Отчет о заграничной командировке за 1-е полугодие 1876–1877 гг.//Журналы заседаний Совета... за 1876/7 учебный год. СПб., 1877. С. 119–130; Отчет об ученых занятиях за границею за 2-е полугодие 1876–1877 г.//Журналы заседаний Совета... за 1877/8 учебный год. СПб., 1878. С. 180–200.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи. В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 году здесь было окончено длившееся 66 лет строительство собора во имя Андрея Первозванного, крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом – большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол. В 1644 году иноки монастыря св. Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники преподнесли в дар царю Михаилу Феодоровичу десницу Андрея Первозванного, которая была положена в Успенском соборе Московского Кремля (в настоящее время хранится в Богоявленском соборе в Москве). К этому времени в Москве уже были части мощей, для которых в 1603–1604 годах, по указанию Бориса Феодоровича Годунова, был изготовлен серебряный ковчег-мощевик, находящийся в Благовещенском соборе Московского Кремля. Житие святого равноапостольного Великого князя Владимира, во святом крещении Василия, крестителя Руси Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Православной Церкви и русского народа. Во времена господства язычества на Руси, задолго до предуготовляемого Промыслом Божиим принятия святого крещения, уже жили христиане. Впервые славянские племена, населявшие территорию будущей Киевской Руси, услышали евангельскую проповедь от святого апостола Андрея Первозванного еще в I веке по Р.Х. Святой Андрей прошел от Крыма через всю страну до будущего Новгорода, повсюду крестя наших предков и утверждая их в вере Христовой. На Киевских горах он предсказал основание великого города со множеством христианских храмов Константинопольский патриарх Фотий (857–867; 877–886) прислал на Русь епископа Михаила, который стал проповедовать Слово Божие среди язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сейчас именно идут сигналы, которые нас настраивают на то, чтобы быть ближе к Богу. Ближе к Богу - и ближе друг к другу. Стараться нерадение свое уже оставить, посерьезнее отнестись и к вопросу своего спасения и своего исправления, испытания. А для этого, конечно, чтобы одержать победу, облечься во всеоружие Божие, чтобы все козни эти преодолеть, устоять, поэтому сейчас как никогда надо нам облечься в броню веры и любви христианской». О том же говорили старец схиигумен Иероним (Верендякин) Санаксарский, оптинский схиигумен Гавриил (Виноградов) и другие истинные подвижники веры и благочестия, но никто не сеял панику, как утверждает священник Максимов.» Николай П.Т. 2019/04/13, 23:43:22 Важно вспомнить слова современного нам подвижника, истинного богослова-молитвенника архимандрита Афанасиоса Анастасиу, наместника священной обители Великие Метеоры: «В наше время развитие технологий столь стремительно, что почти что невозможно кому-то проследить их ход и каждое новое в них открытие. Контроль и манипулирование гражданами через некую центральную систему электронного учета и контроля появились уже в последние двадцать лет, имея различные формы и виды... Цель всех этих методов вполне очевидна и ясно очерчена: речь идет о явном и организованном стремлении к всецелому подчинению всех народов (в том числе и нашего Отечества) планам " нового мирового порядка " и Новой Эры, для того чтобы довести нас до состояния рабства у невероятной власти мировых ростовщиков и спекулянтов... Это всемирная богоборческая люциферова тирания, которая совершенно очевидно формируется в наше время, на наших глазах. Она создается не по Божией воле, но, напротив, стремиться изменить и вытеснить все подлинно христианское из жизни людей... Антихрист не явится и не возьмет окончательно свою всемирную власть внезапно, каким-то самым радикальным образом, опрокидывая весь ход истории. Напротив, он утвердится в некоей, намного ранее созданной обстановке, в среде, в которой люди привыкнут жить на протяжении длительного периода времени.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=303...

Нач. Слово о премудрости. Неизреченнаго девства чистота смиреные мудрости истина имеет бо над главою Христа. На л. 150 толкование трех стихов, под заглавием: В св. Софии есть комора Соломана сына Давида от камени другого (драгого) сделана, на нейже суть написани стиси трие еврейскы и самаряньскыми писмены. л. 155. Св. Григориа Феолога словеса избранная, еже суть толковая. Нач. Что есть оноя ниавици не устерегохся, иже не токмо Египтяном, но и Иерусалимленом вследует и до гроба? Далее следуют выписки из Златоуста, Анастасия Синаита , И. Дамаскина, Никона черногорца, Феодорита, Тетровасилья 3-я книга, и проч. л. 225. Блаженаго Афанасия, архиеп. александрейскаго, к Антиоху князю о нужных взысканиях, иже в свящ. писаниях недоумных, и должных всеми хрестьяны ведомым быти. Нач. Первие убо веровавше и крестивеся в Троицу единосущную. л. 275. О кончине и антихристе. Из Диоптры. Впереди на белом листе: Сия святая Откровение Ивана Богослова и евангилиста Апокалипсис, да в ней служба толковая, да иных приписей много без числа, мудрых без меры. А сия книга Зосимы митрополита всея Руси. Митр. Зосима (1491–1494) скончался в Кирилловском Белоезерском монастыре. Ист. росс. иер., изд. 2-е, стр. 100 и 101. Отдел III. Отцы церкви 123. (1842). Дионисия Ареопагита творения, полууст., напис. 1524 года, в лист, 429 листов, заставки (л.4:13) с красками искусны. Рукопись красивая, совершенно сходна с описанною в Собрании Царск. 47; быть может, список с оной или та списана с нашей. Владелец ркп. Царск. Андрей Иванов был слугою Троицкого Сергиева монастыри. См. 517. л. 1. Предисловие Ареопагиту (переводчика, афонского монаха Исаии, совершившего свой труд в 1371 году, по воле митр. серского Феодосия). См. Оп. Рум. Муз. стр. 161. л. 4. Главы книги св. Дионисия Ареопагита . л. 5. Предисловие ( Максима исповедника , толкователя св. Дионисия, с изъяснениями анонима). л. 13. Книга о небесном священноначалстве. Надписание: Священику Тимофею, Дионисие священник. Глав 15, впереди оглавление. Отделы текста названы лежащее, изъяснения их – толк.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Основателем ее был игумен Досифей – ученик, и один из ближайших преемников Преподобного Зосимы. Он был первым «списателем жития и чудес» преподобных Зосимы и Савватия. Посещая Новгород, от которого Соловецкая обитель была тогда в зависимости, Досифей находился в частых сношениях с знаменитым в истории просвещения Архиепископом Новгородским Геннадием, и усвоил от него любовь к книжному делу. В рукописном Соловецком Уставе, написанном в 1494 году в Новгороде, есть такая заметка: «Списажеся сия книга повелением многогрешнаго и недостойнаго и худого во иноцех священноинока Досифея, а послал есмь в дом святаго храма боголепнаго Преображения три книги: Устав, да менею четью Сентябрскую, да книгу Иоанна Златоуста , а преж того летом послал есмь книгу правил Св. Апостол и Святых Отец, да Пророчества, да Маргарит, да Сильвестр, да Пчелу, да Феодора Студита , да Козму пресвитера, да Иоанна Экзарха, да Ивана Дамаскина, да Палею, да Василия Кесарийскаго, да Деонисья Ареопагита, да Анастасия, да Кирилла Иерусалимскаго , да Шестодневец Васильева, да Торжественник постной четьей, да Апокалипси Иоанна Богослова, да плащаницу на престол, да праздники на налой. Того же лета дал есмь писати книгу Афанасия Иерусалимскаго, да Андрея уродиваго, да менею Октябрскую, да менею новым чудотворцам кануны, да и житья собрано». Эти книги послужили основанием Соловецкой библиотеки. Многие рукописи написаны были потом в самом монастыре Соловецкими иконами, но большая часть библиотеки составилась через пожертвования разных лиц, имевших близкое отношение к монастырю, и даже – от царей, патриархов, разных вельмож и простых людей. Так напр., есть книги, пожертвованные царями: Иоанном Васильевичем Грозным, Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михаиловичем; патриархами: Иоасафом, Никоном и др. В вкладной книге Анзерского скита между прочим в числе жертвователей книг упоминаются архимандрит Архангельского Михаиловского монастыря Товия, Архангельского города солдатский капитан Николай Тихонов, Московский гость Аверкий Кириллов, таможенный подъячий города Архангельска Феодор Васильев Погорельский и жена его Ксения, пожертвовавшая до 30 книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Делали приношения книг в монастырские библиотеки и простые миряне, клирики, епископы, императоры и т. д. В описи книг Коаленовой библиотеки, составленной Монфоконом, упомянут кодекс Деяний св. апостолов и Апокалипсиса Иоанна Богослова от конца X и начала XI в., имеющий следующую приписку: «Эта книга куплена и находилась во владении блаженной памяти хартофилакса кафолической Великой Церкви иеродиакона Мануила, а нами, его сыновьями, посвящена монастырю св. Анастасии τς Φαρμακολυτρ ας, находящемуся в митрополии Фессалоникийской близ Γαλιτιτζας». 1789 В 1178 г. серрский митрополит Феодор подарил монастырю Богородицы τς Εκοσκροινσσης на горе Пангее в Македонии через игумена Филарета Евангелие с золотыми украшениями. 1790 Монастырь св. Павла на горе Латре имел в своей библиотеке книги, пожертвованные Константинопольским патриархом Николаем Грамматиком. Это пожертвование состоялось в то время, когда в монастыре игуменствовал св. Христодул, которому Николай также дал несколько книг в личное его пользование. Христодул имел большое попечение о библиотеке Латрского монастыря. Когда монастырю угрожали турки, он отправил монастырскую библиотеку под присмотром эконома на остров Кос; когда же и здесь этому ценному сокровищу стала угрожать опасность от тех же врагов, Христодул перевез его в Константинополь и временно поместил на хранение в храме Св. Софии. 1791 Наконец, известно, что император Василий Македонянин сделал богатое приношение книг в монастырь св. Диомида, а Лев Мудрый подарил монастырю Псамафии Евангелие, украшенное драгоценностями. 1792 Монахи, получив книги от ктиторов и иных жертвователей, прилагали все старание к их сохранению и умножению. Они и сами делали приношения книг в свои монастыри, как при вступлении в число их братства, так и во всякое другое время. В 1165 г. некто Филипп, сын Брул- лия, постригшись в монастыре св. Иоанна Териста, принес в его библиотеку следующие книги: Деяния св. апостолов, книгу под названием «Цветы» ( νθη, flores), две Псалтыри, грамматику (grammaticae questiones), горологий, книгу под названием τ τρ ακοντα и древнюю книгу астрономического содержания ( βιβλ ον παλαιν κατ στρονμοις χον γενθλια). 1793 Некогда лавра св. Афанасия на Афоне владела кодексом посланий апостола Павла с комментариями отцов и учителей Церкви, который имел следующую приписку: «Эта книга отдана в лавру монахом Афанасием за спасение его самого и душ Исайи-монаха... Михаила и Ирины; читающие пусть молятся о них». 1794 Тот же монах подарил лавре другой кодекс с книгами Св. Писания Ветхого Завета от XII в. с той же целью. 1795

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

32 Любознательный инок не терял напрасно времени и воспользовался своим пребыванием в Новгороде для того, чтобы ознакомиться с книгами в древних новгородских книгохранилищах; выбирая лучшие древние подлинники и списывая книги, он пересылал их в Соловецкий монастырь. Польза таких занятий Досифея особенно видна из того обстоятельства, что в то время богослужебные книги были употребляемы рукописные, а потому между книгами, переписанными по его распоряжению, много было церковных. Так на одном рукописном Соловецком уставе (1128), писанном в 1494 году, вероятно в Новгороде, по распоряжению Досифея есть следующая приписка: «Списашеся сия книга повелением многогрешного и недостойного и худого во иноцех священноинока Досифея, а послал есмь в дом святого храма боголепного Преображения три книги: Устав, да Минею-четью сентябрьскую, да книгу Иоанна Златоустог о, а прежде того летом послал есмь книгу правил св. Апостол и св. Отец, да Пророчества, да Маргарит, да Сильвестр, да Пчелу, да Феодора Студита , да Кузьму пресвитера, да Ивана экзарха, да Ивана Дамаскина, да Палею, да Василия Кесарийского , да Деонисия Ареопагита, да Анастасия, да Кирилла Иерусалимского , да Шестодневец Васильев, да Торжественник постный четьеи, да Апокалипса Иоанна Богослова, да плащаницу на престол, да праздники на налой. Того же лета дал есмь писати книгу Кирилла Иерусалимского , да Андрея Юродиваго, да Минею октябрьскую четью, да и жития собрал». Отсюда видно, как деятельно Досифей занимался в Новгороде собиранием книг, и притом, как разнообразен его выбор. Этот ревнитель просвещения не просто только списывал книги, какие находил, но по возможности выбирал лучшие. Так на одной рукописи Соловецкой есть приписка. «Книгу сию взял на список у владыки» «Беседа на новоявившуюся ересь», а писана на харатии и есть ей за пятьсот лет». Эта книга заключает несколько сочинений, из которых первое Козьмы пресвитера – слово на богомилов. Все списки Досифея отличаются верною копировкою древнейших оригиналов. Кроме исчисленных книг, без сомнения, много и других прислано было в Соловецкий монастырь Досифеем, из которых иные сохранились и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый такой сборник дошел от Прокопия Газского (ок. 465/475–528); известны экзегетические труды александрийского диакона Олимпиодора, Григория Агригентского на Екклезиаста (ок. 600), Икумения (ок. 600) и Андрея Кесарийского (не позднее 637) на Апокалипсис, Анастасия Никейского на Псалтирь (к. 7 в.) и др. 673 См.: Симеон Новый Богослов , преп. Творения. Т. 3. М., 1993. С. 230–231 (гимн 50): недостойно, дерзко и самонадеянноˆПрикасаются к Моим Божественным тайнам. В особенности (таковы) возвышающиеся на престолах над святыми, Над жертвенником и священством, Имеющие совесть и прежде поврежденнуюˆИ после того совершенно осужденную; Они, входя в Мой Божественный двор, Бесстыдно стоят во святилищах, Открыто разговаривая предо МноюˆИ совершенно не видя Моей Божественной славы, Которую если бы видели они, то не делали бы этогоˆИ (даже) в преддверия Моего Божественного храма Так дерзко не смели бы войти. Итак, что всё это, что написано, Истинно и верно, всякий желающий (может) узнать Из тех самых дел, которые мы, иереи, творим; И отнюдь не найдя никакой лжи, Убедится и признает, Что Сам Бог чрез меня изрек это, Если (только) он – не кто-либо из творящих это И не старается хитрыми словами рассеять И скрыть (оный) собственный стыд Кто из нас, нынешних иереев, Предочистив себя от беззаконий, Так дерзнул (приступить) ко священству? Кто мог бы сказать это с дерзновением, Что он презрел славу земную И ради одной небесной священнодействует? Кто довольствовался одним только необходимым И не утаил чего-либо, (принадлежащего) ближнему? Кого совесть своя Не осуждала за взятки, Чрез которые он старался сделаться и сделать [священнослужителем], Купив или продав благодать? Кто не предпочел друга пред достойным, Поставив скорее недостойного? Кто не старается своих близких Друзей сделать епископами, Чтобы пользоваться властию во всем Чуждом? ведь это (еще одно) из посредственных (дел), Считающееся даже безгрешным теми, Которые вмешиваются в дела другой церкви. Кто по просьбе мирских (людей):

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да перед теми образы три свечи деревянныя, на всех подсвечники оловянные ложчатые. Двери северныя, над ними Деисус в киоте; образ страстотерпец Христов Георгий с мучением в киоте, у него икона воротная панагия обложена серебром, на ней Христов мученик Никита, чеканка серебряная, пелена изъярь желта, опушена зелдень лазорева. На правом столпе образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова Апокалипсис и средним местом шестьдесят девять мест, а у него пелена атлас, а опушена тафтою гвоздичною. Да на правом же столпе под игуменским местом и над крылосом образ: Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его, да образ: Почи Господь от дел своих, в одном киоте на красках; образ: С нами Бог разумейте; образ: «Что Тя наречем Обрадованная» на краске в одном киоте. Позади праваго столпа образ Живоначальныя Троицы с бытейсками притчами, да в том же киоте двенадцать образов миней месячных, а все образы на золоте, а киот писан по сусальному золоту травы; пелена кушашная шелковая с золотом, обложена, камка цветная, крест зелдень лазорева, а перед ним свеча деревянная навожена красками, подсвещник оловянный ложчатый. На левом столпе образ Пришествие Господа Бога и Спаса нашего, а киот писан по сусальному золоту травы, пелена изъярь желта, опушена зелдень лазорева. На том же столпе над клиросом образ: Верую во единаго Бога, образ: Величит душе моя Господа на краске в одном киоте, а киот писан по сусальному золоту, образ московских чудотворцев с деянием; образ: Беседа трех святителей вселенских учителей на краске в одном киоте, а киот писан по сусальному золоту. Позади леваго столпа образ Пресвятыя Богородицы Тихвинския на празелени, а киот писан по сусальному золоту, вверху надписано: Достойно есть; по углам четыре евангелиста, по полям праздники Богородичные; пелена кушашная шелковая с золотом, обложена камочка цветная; крест зелдень лазорева, а перед ним свеча древяная навожена красками, подсвещник оловянной ложчатый. Да на тябле над местными образ Пятницы, икон праздников владычных и Богородичных и избранных святых пятьдесят пять икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Преподавал он и в открытой в 1938 г. в Харбине семинарии. После принятия монашества с именем Димитрий в 1934 г. хиротонисан во епископа Хайларского, викария Харбинской епархии. По инициативе еп. Димитрия при Иверской церкви были созданы Серафимовский приют для мальчиков-сирот, Серафимовская столовая для бедняков, Серафимовский приют для престарелых (более 70 человек), приют для малышей. Во время японской оккупации Маньчжурии (с 1931 г.) еп. Димитрий в феврале 1944-го поставил свою подпись под составленным митр. Мелетием (Заборовским) «Архипастырским посланием православному духовенству и мирянам Харбинской епархии», в котором провозглашалась недопустимость поклонения иноверным богам и посещения языческих храмов. Впоследствии в результате давления японских властей был выработан компромисс, по которому митр. Мелетий вместе со своими викариями обещал на время войны воздержаться от публичных высказываний против религиозно­государственных церемоний, если не будет принуждения христиан к участию в них. Был почетным членом Православной комиссии по международной борьбе с безбожием и безбожниками, созданной в 1937 г. по инициативе Всероссийской фашистской партии (ВФП), уделявшей огромное внимание религиозному воспитанию. После решения епископского совещания о разрыве с Архиерейским Синодом РПЦЗ и обращения епархии к Московской патриархии о воссоединении архиеп. Димитрий отдал распоряжение в приходы о поминовении за богослужением наряду с Патриархом Московским и митр. Анастасия (Грибановского) . В 1945 г. был возведен в сан архиепископа епископским совещанием, созданным митр. Мелетием (Заборовским). В ноябре 1945 г. составил письмо к Патриарху Московскому с просьбой ходатайствовать перед правительством СССР и Сталиным об освобождении арестованных советскими органами эмигрантов, служивших у японцев. 26 октября 1945 г. был принят в Русскую Православную Церковь в сущем сане. Почти сразу после этого, в 1946 г., вернулся в СССР и в том же году ушел на покой в Псково-Печерский монастырь. Скончался 31 января 1947 г. в Ленинграде. Похоронен на Большом Охтинском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010