Как бы то ни было, но Анания думал опереться на ее авторитете в своих притязаниях на права независимого архиепископа и, как видно, упорно ссылался на нее вопреки определениям патриарха Иакова, осудившего его образ действий, и вовсе не думал отступать от своих привычек именоваться блаженнейшим, облекаться подобно патриархам и не поминать, никакого патриарха при богослужении. В следствие этого вопрос о правах епископа Синайского снова был самым подробным образом рассмотрен с константинопольской патриархии при патриархе Каллинике в 1688 году. Ученый патриарх иерусалимский Досифей теперь дал возможность обсудить это дело с особенною полнотою. По поводу Синайского дела, касающегося прав и иерусалимской церкви, он составил и представил патриарху Каллинику полный сборник (τμος περιεκτικς) всех патриарших и синодальных грамот, относящихся к делам Синайского монастыря, со времени патриарха Иеремии и до позднейшего времени 77 . Обследовав в синоде дело по всем этим документам, патриарх Каллиник издал синодальную грамоту, в которой подробно излагалось все дело Анании, приведены все грамоты прежних патриархов, из всех канонических постановлений по этому предмету сделаны были выводы, утверждались установленные прежними патриархами права и обязанности Синайского архиепископа и отменялась, признавалась недействительною, как совершенно противоречащая всем прочим, грамота патриарха Дионисия, на которую ссылался Анания 78 . Анания однако же не уступал, и встретив сильный отпор своим притязаниям в Константинополе, искал защиты своего дела в Молдовалахии, которая всегда принимала живейшее участие в делах Востока и в частности Синая, для которого, как и для Афона, была едвали не самою щедрою вкладчицею. Господарь Молдовлахийский вероятно пожелал разъяснения этого дела в вероятно чрез посредство своих митрополитов и епископов обратился к великой константинопольской церкви с вопросами о деле бывшего Синайского архиепископа Анании. По этому случаю патриарх Каллиник издал молдовлахийским митрополитам и всему тамошнему духовенству особую синодальную грамоту с изложением всего дела и раскрытием всех данных, обличающих неправоту Анании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поговорим о том, как сложилась проскомидия. Проскомидия с греческого переводится как ‘приношение’. В общине святых Апостолов у каждого христианина было внутреннее движение, которое можно назвать словом приношение, — приношение как движение души, как смысл собрания, как нечто, объединяющее всех людей воедино. Это приношение заключалось в том, что все всё считали общим. Это очень важный признак Церкви, церковной общины: во-первых, как особенно подчеркивалось в книге Деяний святых Апостолов, у всех людей было общее сердце; во-вторых — никто не почитал ничего своим; и в-третьих — все всё приносили, чтобы это послужило для блага всех. В шестой главе Деяний святых Апостолов говорится об избрании семи диаконов и об их рукоположении на особое служение, на раздаяние потребностей. А затем описывается история об Анании и Сапфире, которая у некоторых людей вызывает недоумение. Вспомним эту историю. Пришли два человека, которые вошли в новый мир христианской жизни, но совместно решили утаить от денег за проданную землю и принести только часть. И когда Анания принес деньги к ногам Апостолов, Петр сказал ему: Почему вы вложили в сердце свое солгать Духу Святому? Ведь разве это все не ваше было? И после этих слов Анания упал бездыханный. А когда пришла Сапфира, Апостол и ее спросил: За такую ли цену вы продали землю? Она сказала, — да, за такую. Тогда он ее укорил и сказал: Сейчас выносят твоего мужа, и тебя вынесут. И она тоже умерла. Страшной такой, неожиданной смертью… Это место в Деяниях святых Апостолов как-то ужасает… Как же так, ведь если эту ситуацию рассмотреть с нашей современной прагматической точки зрения, они же принесли деньги в Церковь, никто их не заставлял, эти деньги были их собственными. Так за что же их так страшно наказывать? Это очень серьезный вопрос. На самом деле его необходимо осознать для того, чтобы и нам всем от этой болезни исцелиться, потому что современное состояние нашей Церкви и нашей с вами общины очень похоже на состояние души Анании и Сапфиры. Анания и Сапфира пришли в общину, где все общее, — общее сердце, общая жизнь, где Христос царствует. Пришли не за тем, чтобы отдать себя, а чтобы получить эту благость, оставаясь прежними, оставаясь со своей корыстью.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Богослов пречудный Дионисий тайнозритель, Тайн Божественных списатель, к небу управитель, Ум собрал он в сердце, к Господу его вперил – И всю славу иерархии Небесных Сил явил: Херувимы, Серафимы и Престолы вышние – Се есть первый чин, к Владыке Богу ближний. Власти, Силы светлые, Господства вечные – Се срединный чин у Бога неботечный. С Архангелами Ангелы вкупе и с Началами – Третий чин, что знаменьми прославился немалыми. В страхе Матерь Божию святитель созерцал, Дивные небесные законы постигал: Видел он теченье бесконечных горних сил И сияньем звездным свое сердце озарил. В книгу все увиденное с тщанием собрал, Людям в назидание благое передал. Подвиг свой земной скончал он смертью за Христа, После же – в чертогах райских на небе блистал. Воинства бесплотные, дарами дивными богаты, Таинником именуют Дионисия и братом. 2. Преп. Иоанн Хозевит . Египтянин. Подвизался в Хозевитской обители в правление императора Иустиниана. Служа Божественную литургию, не раз видел небесный свет в алтаре. Близ него подвизался старец Анания. Удивительным было смирение этих святых подвижников. Некий человек привел своего помешанного сына к старцу Анании, чтобы тот своей молитвой его исцелил. Анания же послал его к Иоанну, почитая сего болыпим себя. Иоанн же не мог не послушаться старца, но приказал демону: «Во имя Иисуса Христа повелевает тебе Анания, а не я, выйти из сего юноши!» 3. Преп. Дионисий Печерский . Иеромонах и затворник. На Пасху 1463 года с ним произошел такой случай. С крестом и кадилом обходил он пещеры, чтобы окадить мощи и гробницы усопших святых подвижников. Преисполненный радости о Воскресении Христовом, он, войдя в пещеру, воскликнул: «Святые отцы и братья! Христос воскресе!» И в то же мгновение из гробниц раздался громогласный ответ: «Воистину воскресе!» 4. Блаж. Исихий Хоривит . Сначала нерадел о спасении своей души. Но тяжело заболел и умер – однако вернулся из смерти и выздоровел. Это событие его всецело переменило. Затворился он на Святой Горе (то есть в данном случае – на Хориве. – Пер.) в келью и на протяжении двенадцати лет ни с кем не перемолвился словом. Перед кончиной монахи отворили его келью и упросили его сказать им какое-нибудь наставление. Блаженный Исихий лишь ответил: «Кто помышляет о смерти, тот не может согрешить». От него произошли так называемые исихасты, которые безмолвие, богомыслие и умную молитву ставили в качестве высшего делания настоящих монахов. Был у них особый скит исихастов, или безмолвников, на Святой Горе. Рассказывают и о святителе Григории Богослове , что он брал на себя подвиг безмолвия в течение Великого поста. Жил блаженный Исихий в VI веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

32–37. Состояние Церкви Христовой в это время осталось то же самое, что и прежде. То же единение христиан между собою, – единение, согласие не только относительно предметов верования, но и во всех мыслях и нравственных расположениях, так что у множества уверовавших было, по выражению дееписателя, одно сердце и одна душа; то же общение любви, по которому никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (ст. 32), – характеризовало и теперь первохристианское общество. Среди этого сонма святых особенно величественно выступают апостолы: руководители, наставники, домохозяева среди своих, вне Церкви они несут могучее, сильнодейственное слово о воскресении Господа Иисуса Христа. Как ни велико было число верующих, не было между ними никого нуждающегося (ст. 34). Это достигалось именно чрез взаимное братское вспомоществование христиан: движимые любовию к своим братьям-христианам, более состоятельные члены Апостольской Церкви приносили свои достатки к апостолам на их распоряжение, последние же выдавали каждому то, в чем кто имел нужду. В пример этой самоотверженной любви, свободно, непринужденно отрекающейся от своей собственности на пользу общества, дееписатель указывает на поступок Иосии-Варнавы, который, будучи владетелем на родине своей, острове Кипре, земли, продал ее и деньги принес на распоряжение апостолов. Глава 5. 1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, 2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. 3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? 4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. 5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. 6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. 7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. 8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. 9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. 10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. 11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Помимо проблемы Джувайнийского подворья, претензии Синайского монастыря возрастали и в других сферах. Местные епископы отрицали подчиненность Синая Иерусалимской кафедре, надевали патриаршие облачения, подписывали свои грамоты титулом «блаженнейший», положенном только автокефальным архиереям – в целом, вели себя как полностью независимая от других патриархов поместная церковь . Самым амбициозным из епископов был Анания, возглавлявший монастырь в 1661–1671 гг., потом ушедший в отставку под давлением вселенского и иерусалимского патриархов, но продолжавший неофициально руководить всеми действиями монахов. По словам одного из врагов «второго Ария» Анании, вселенского патриарха Каллиника, «правда Божия бросила на него (Ананию. – К.П.), как массы града, поругания от всех, соборные проклятия, церковные епитимии... Но он, как будто созданный из камня или из меди, не устыдился, не покаялся в беззакониях своих... но как диавол остался нераскаянным». 1268 В 1680-х гг. Анания и синайский архиепископ Иоанникий попытались разыграть хитроумную политическую комбинацию, передав монастырь под покровительство русских царей и московского патриарха. Тем самым, Синай переходил бы из-под контроля Иерусалима в номинальную юрисдикцию Москвы, что вызвало взрыв негодования иерусалимского патриарха Досифея. 1269 В 1690 г. Анания чуть было не переиграл своего главного противника Досифея. В отсутствие султана и великого везира в Стамбуле, синаиты подкупили каиммакама везира и договорились с ним об аресте Досифея, если тот откажется признать автокефалию Синая. Османская стража и синайские монахи вломились в Святогробское подворье в Константинополе, искали патриарха, который в последний момент успел скрыться, три дня где-то прятался, а потом ночью бежал в Эдирне, в ставку султана, где мог опереться на надежных покровителей. Упомянутый вселенский патриарх Каллиник в своих грамотах очень красочно описал «акцию» синаитов на Святогробском подворье: «И тогда вы могли бы видеть пустынников, рясоносных бесов, как они подобно кровожадным диким зверям и одичалым медведям побежали впереди людей властителей, чтобы раньше их схватить своего патриарха и предать его смерти». 1270 «И сего им не довольно, – продолжал Каллиник, – но они отверзают гнусные уста свои, как гробы отверстые, разрешают чревоядные языки свои и изрыгают бесчисленные оскорбления... на патриархов и архиереев». 1271

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полицейские смутились от этих простых слов Христа, сказанных без всякого гнева: не такого преступника ждали они найти. Словно агнец непорочный, шел Христос в Своих белых одеждах, окруженный толпой вооруженных солдат и городовых. А в это время митрополит Анания стоял у телефона и звонил к генерал-губернатору: – Это вы, ваше превосходительство? – Я, ваше высокопреосвященство! – У меня к вам большая просьба, да я только не знаю, не явится ли это, так сказать, нарушением законов Империи? – Помилуйте, ваше высокопреосвященство, все, что в моей власти, я готов для вас сделать. – Я все насчет того бунтовщика… Помните?… – Ну разумеется. Он уже взят, ваше высокопреосвященство. И, представьте, без всякого сопротивления. Сейчас сообщил мне по телефону пристав. Не извольте больше беспокоиться. Можете спокойно предаваться служению Всевышнему. – Нет, я не о том. Мне уже сообщили, что он взят. Я бы хотел иметь с ним свидание. – Очень хорошо. – Но, вы понимаете, ваше превосходительство, в моем сане неудобно посещать тюрьмы, особенно в такое лихолетье… это может возбудить толки. – Ну разумеется, я понимаю, ваше высокопреосвященство. Сегодня же арестованный будет доставлен в ваши покои. – Глубоко благодарен вам, ваше превосходительство. – Помилуйте, ваше высокопреосвященство! XIII – Я призвал тебя, чтобы говорить с тобой как пастырь с заблудившейся овцой, – сказал Анания, когда келейник ввел Иисуса в низкий, темный кабинет митрополита. Христос молчал. Круглые, острые глаза Анании внимательно всматривались в лицо Иисуса. – Ты должен быть со мной откровенен. В моих руках твоя участь. Христос по-прежнему не произносил ни слова и прямо смотрел в лицо Анании. Владыке стало жутко, и он, чтобы скрыть свое смущение, сказал: – Что же ты ничего не отвечаешь? – Зачем ты звал меня? – спросил Христос. – Я звал тебя для того, чтобы все обошлось без суда, чтобы ты раскаялся во всех своих делах. Ты молод, ты мог их совершить по неопытности, по увлечению… – В чем хочешь ты заставить раскаяться меня? – Ты не признаешь Церковь, – сурово сказал Анания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Но при внимательном прочтении этого события, не вырывая эпизод из контекста, видно, что это не так. Прочитав историю до конца, мы увидим следующее. Несмотря на то, что Апостолу явился Сам Христос, он был присоединен к Церкви Апостолом из семидесяти Ананием. Это не было личным решением Анании, так как Господь Иисус Христос явился ему и поручил присоединить к Церкви иудея Савла, через Крещение и с возложением рук. Вот как об этом сказано в этой же главе: «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» ( Деян. 9, 10–18 ). Церковь – это не просто собравшиеся и уверовавшие во Христа. Она создана Иисусом Христом, освящена Духом Святым, посланным от Бога Отца, и пребывает непрерывно до сегодняшнего времени. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Попытка положить свое основание вместо Христа имеет следствием бесчисленное дробление протестантизма и неопротестантизма на различные секты. Об этом Спаситель предупреждал так: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Свою речь Петр начинает указанием на то, что чудо совершено силою того самого Иисуса, Которого они (слушатели) недавно распяли. Впрочем, так как они сделали это по неведению, и так как сама смерть Иисуса Христа была предопределена Богом, то они легко могут загладить свой грех покаянием и верою во Христа; вместе с тем наступит для них предсказанное пророками время отрады ( ναφξεως). В речи к синедриону апостол повторяет то же указание на исцеление хромого силою распятого ими Иисуса и приводит пророчество о камне краеугольном ( Пс.117:22–23 ), то самое, которое приводил и Иисус Христос , когда предсказывал Свою смерть ( Мф.21:42 ). Выражение: «сей бысть во главу угла» апостол тут же объясняет, замечая, что нет иного имени под небом, кроме имени Иисуса Христа ( Деян.4:12 ; 1Тим.2:5 ). Так на краеугольном камне, Христе, апостолы начинают создавать Церковь Его. Призвание апостолов в синедрион было первым судебным действием иудейской власти над рождающейся Церковью Христовою. Это столкновение суда человеческого с делом Божиим ограничивалось на первых порах только угрозами. Но апостолы знали, что такие угрозы синедриона, и потому в повелении его отказаться от проповеди апостолы справедливо видели для себя смертный приговор; тем не менее, это их не испугало, и они с молитвою обращаются к живущему на небесах, чтобы Он посмеялся над суетными замыслами князей и царей народа против Господа и Христа Его, как то предсказано устами пророка Давида ( Пс.2 ). Анания и Сапфира (Деян.5:1–11) Едва на ниве Божией стали прорастать добрые семена, как враг Церкви Божией стал сеять и свои плевелы: рядом с сыном утешения, которые отдавали все свое имущество на служение Церкви и благо ближних, появились люди завистливые, славолюбивые, своекорыстные. Некто Анания с женой Сапфирой продают свое имущество и утаивают часть цены, за что прозорливостью Петра обличены во лжи и в поучение другим поражены внезапной смертью. 1 . Анания и Сапфира хотят стяжать себе славу сынов утешения, но в то же время жалеют расстаться с имуществом и, чтобы удержать хоть часть его, употребляют обман. Но вместо одобрения и благодарности за сделанное пожертвование, лишаются и славы и жизни. Так, согласно слову Спасителя, этим богачам оказалось неудобным войти в Царствие Божие ради привязанности к богатству. Преследование апостолов синедрионом (Деян.5:12–42)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

В речи к синедриону апостол Пётр повторяет то же указание на исцеление хромого силой Распятого ими Иисуса и приводит пророчество о Камне краеугольном ( Пс.118:22–23 ) – то самое, которое приводил и Иисус Христос , когда предсказывал смерть Свою ( Мф.1:42 ). Выражение: Сей бысть во главу угла, апостол тут же объясняет, замечая, что несть иного имене под Небесем данного в человецех, о Нем же подобает нам спастися, кроме Имени Иисуса Христа ( Деян.4:12 ; 1Тим.2:5 ). Так на этом краеугольном Камне, Христе, апостолы начинают создавать Церковь Его. Призвание апостолов в синедрион было первым судебным действием иудейской власти над рождающейся Церковью Христовой. Это столкновение суда человеческого с делом Божиим ограничилось на первых порах только угрозами. Но апостолы знали, что такое угрозы синедриона, и потому в повелении его отказаться от проповеди апостолы справедливо видели для себя смертный приговор; тем не менее это их не испугало, и они с молитвой обращаются к Живущему на Небесах, чтобы Он посмеялся над суетными замыслами князей и царей народа против Господа и Христа Его, как то предсказано устами пророка Давида ( Пс.2 ). Анания и Сапфира ( Деян.5:1–11 ) Едва на ниве Божией стали проростать добрые семена, как враг Церкви Божией стал сеять и свои плевелы: рядом с сынами утешения, которые отдавали всё своё имущество на служение Церкви и благо ближних, появились люди завистливые, славолюбивые, своекорыстные. Некто Анания с женой Сапфирой продают своё имущество и утаивают часть цены проданного, принеся к ногам апостолов только часть цены – за то прозорливостью Петра обличены во лжи и в поучение другим поражены внезапной смертью . 1) Анания и Сапфира хотят стяжать себе славу сынов утешения, но в то же время жалеют расстаться с имуществом и, чтоб удержать хоть часть его, употребляют обман. Но вместо одобрения и благодарности за сделанное пожертвование, лишаются и славы и жизни. Так, согласно слову Спасителя, этим богачам оказалось неудобным войти в царствие Божие ради привязанности к богатству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

История Анании и Сапфиры позволяет ответить на важный вопрос: был ли отказ от имущества непременным условием вступления в общину? Судя по тому, как она изложена у Луки, не был. В то же время сокрытие части вырученных от продажи имущества средств воспринималось как преступление против Бога: Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И, встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери, погребавшие мужа твоего: и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это ( Деян. 5:1–11 ). Вопрос, который Петр задает Анании, свидетельствует о том, что ни отказ от имущества, ни внесение в общую копилку полной суммы не были обязательным требованием. Проданное имущество находилось у Анании в собственности: он мог его не продавать и продолжать им пользоваться. Продав его, он получил деньги, которые также были его собственностью: он не был обязан приносить их к ногам апостолов. Пожертвования имели добровольный, а не принудительный характер, и эта мысль явно прослеживается в вопросе Петра. Грех Анании и Сапфиры заключался не в том, что они решили пожертвовать не полную сумму вырученных денег, а в том, что они по взаимному сговору пытались обмануть апостолов. Автор книги Деяний не указывает, какова была полная сумма и какой процент от нее они решили пожертвовать на общину. Но это и не имеет значения. Грехом Анании и Сапфиры была ложь, и именно она вызвала негодование Петра. Ложь, к тому же, была публичной, поскольку бюджет общины, очевидно, был прозрачным и суммы пожертвований становились известны всем ее членам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010