Спутники Савла видели свет и слышали звук голоса, но не видели Явившегося и не поняли Его повеления. Они взяли Савла, ослепшего от света славы Божией, и привели в Дамаск. Там он постился и молился три дня, раскаиваясь в своих злодействах. В Дамаске христианскую Церковь возглавлял епископ Анания, один из семидесяти учеников Господа. Христос, явившись ему, повелел идти и крестить Савла. Тогда Анания возразил: – Господи! Я слышал от многих, сколько он зла принес Твоим святым в Иерусалиме и здесь должен делать то же. Но Господь Иисус сказал: – Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое ( Деян. 9, 15–16 ). Тогда Анания пришел к Савлу и, возложив на него руки, сказал: – Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты прозрел и наполнился Святого Духа. Бог отцов предызбрал тебя, чтобы ты увидел Праведника и стал Его свидетелем. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса! Тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он сразу же крестился и, приняв священной пищи, укрепился. После этого он был обучен учениками в Дамаске и ушел в Аравию. Там он провел три года. Возвратившись, Савл в синагогах опровергал иудеев, доказывая, что Иисус есть обещанный Мессия. Убедившись, что опровергнуть его нельзя, фанатики решили убить новообращенного и для этого стерегли его у ворот. Тогда христиане спустили Савла в корзине, и он пришел в Иерусалим. Там ему сначала не доверяли, но затем святой Варнава ввел его к апостолам, и те признали Савла верным Богу. Он много проповедовал в синагогах, и его пытались убить здесь. Однажды Савл молился в Храме, и Христос, явившись, повелел ему идти из Иерусалима, потому что здесь не примут его свидетельства о Нем. – Я пошлю тебя далеко, к язычникам, – сказал Господь. После этого Откровения братья переправили Савла в Кесарию, а оттуда на его родину, в Тарс. Так яростный гонитель стал учеником Воскресшего Христа!

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Хромой думал, что ему хотят подать милостыню, и пристально смотрел на апостолов. Апостол Петр сказал ему: „Денег у меня нет, но что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа встань и ходи“, взял его за руку и поднял, и хромой сделался здоров. Он тотчас вскочил, стал ходить, пошел за апостолами в храм, хваля Бога. Весь народ, бывший в это время в храме, видя такое чудо, окружил апостолов. Апостол Петр сказал им: «Израильтяне! чему вы дивитесь и смотрите, как будто мы это своею силою или благочестием сделали, что этот человек ходит? Бог отцев ваших прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали Пилату и отвергли Праведника. Его силою и сей хромой стал ходить. Его Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. Но это вы сделали по неведению. Итак, покайтесь и обратитесь, чтоб загладить грехи свои». И в этот же день уверовало во Христа около 5000 человек ( Деян. 3 ). Жизнь первых христиан Все уверовавшие во Иисуса Христа постоянно пребывали в учении апостолов, в братском общении, в молитве и преломлении хлеба при совершении таинства причащения. У всего общества как бы была душа одна и сердце одно. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все было у них общее. Владельцы домов или полей, продавая оные, приносили цену проданного и отдавали апостолам, и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Когда же случалась какая нужда у христиан в другой стране, то услышавшие об этом посылали туда свое возможное пособие ( Деян. 2:11,27 ). Анания и Сапфира При апостолах, когда у верующих все было общее, так что некоторые из них продавали свои имения и отдавали деньги апостолам, в числе христиан был некто Анания; жену его звали Сапфира. Они тоже продали свое имение, но согласились между собою не все деньги отдать апостолам, а часть оставить себе и потому не сказали правды, за сколько продали. Когда Анания принес деньги апостолу Петру, то Петр сказал: „Анания! зачем сатана исполнил твое сердце солгать Святому Духу (в нас живущему)? Ты солгал не нам, человекам, но Богу». Анания упал и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Некоторые имена, очевидно, были популярны в первую очередь из-за их значения. Такова группа из трех очень популярных имен: Иоанн (пятое место), Анания (седьмое), и Анан – сокращенная форма Анании (двенадцатое). Иоанн (Иегоханан), одно из имен Хасмонеев, означает то же, что и Анания. Оба эти имени имеют значение «Яхве милостив» и различаются лишь тем, в начале или в конце имени стоит элемент YH. Анан («он милостив») означает то же самое, но без прямой отсылки к Богу. Такие имена могли иметь личный смысл – выражение благодарности родителей Богу за рождение сына. Однако в них могло проявляться и более широкое и общее чувство – надежда на то, что милосердный к своему народу Бог рано или поздно, согласно своим обетованиям, изгонит языческих завоевателей и восстановит Израиль. Стоит отметить, что имена с этим значением (Анания, Ананиил, Анна) часто встречаются в Книге Товита, где они символизируют надежду на милость Бога к изгнанникам и на их возвращение в Израиль 175 . Имя Измаил («услышал Бог») 176 , стоящее в списке популярности на тринадцатом месте, также может иметь как личный (Бог услышал наши молитвы о ребенке), так и более широкий, национальный смысл. Однако в случае Менахема («утешителя»), стоящего на десятом месте, вывода о мессианском, эсхатологическом значении этого имени избежать невозможно. Глагол «утешать» в этот период четко ассоциировался с восстановлением Израиля, особенно в связи с тем, что это слово открывает собой Ис 40 и часто повторяется в дальнейших пророчествах ( Ис 49:13; 51:3, 12; 52:9; 61:2; 66:13 , ср. Иер 31:13 , Зах. 1:17 ); поэтому вполне возможно, что имя Менахем, как и хасмонейские имена и имя Иошуа, выражает надежду иудеев на вмешательство Бога и освобождение народа его из-под власти язычников. Едва ли стоит считать случайностью, что самый знаменитый Менахем этого периода 177 – претендент на мессианство, сын Иуды Галилейского, который в 66 году н. э., в начале иудейского восстания, во главе армии сикариев занял Иерусалим (Иосиф Флавий, Иудейская война, 2.433–434.) Не имя ли вдохновляло его самого и его последователей считать его Мессией? 178

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Иконы, принадлежащие кисти Анании, неизвестны, но можно предполагать, что он исполнил первый образ преподобного Антония на камне, на котором тот, по преданию, приплыл по Волхову. В 1547 – 1552 гг. камень был вложен в западную стену Рождественского собора, изображение неоднократно поновлялось. Нет сомнений, что Анания был погребен в родной обители, но где именно, неизвестно. Время местной канонизации Анании также неизвестно, но уже в конце XVII в. имя его входило в число святых Великого Новгорода в «Описании о российских святых» (конец XVII-XVIII в.; здесь указан день преставления Анании). Канонизация Анании была подтверждена включением в 1831 г. его имени в Собор Новгородских святых. В службе всем новгородским святым Анания прославляется как чудотворец: «Анания, добре соблюдый образ Божий в души твоей, из раки изобразуя святых и немощныя исцеливый тростию твоею, изобрази и в нас добродетельныя виды, всеславне» (3-й тропарь 6-й песни канона). На прориси с иконы «Новгородские чудотворцы» XVIII в. он представлен в правой группе в 5-м ряду 2-м слева, с надписью на нимбе: «Анании». Тропарь, глас 8 О тебе отче Анание, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой. Кондак, глас 2 Чистотою душевною Божествено вооружився, и непрестанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Анание, отче наш, моли непрестанно о всех нас. Житие преподобного отца нашего Никандра (в миру Никона) Псковского 4, 9 чудотворца Память его празднуется месяца марта в 25-й день, месяца июня в 29-й день и месяца сентября в 24-й день † 1581 При державе великого князя Василия Иоанновича и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова Серапионе родился в пределах Псковских, в селе Видеребье, сей преподобный в 1507 г. от благочестивых родителей Филиппа и Анастасии, и во святом крещении наречено ему было мирское имя Никон. От раннего возраста привержен он был к церкви и просил родителей своих отдать его в научение Божественного Писания, моля Господа Иисуса, да даст ему благой разум, и так открылся ему путь к душеспасительному познанию, постигнув обманчивость жития сего, единого Христа возлюбив и себя предуготовил ему жилище. Брат его Арсений, восприявший иночество, показал ему первый пример отречения от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь вступают в действие законы открытости, доверия и связанности общим делом и общей ответственностью. Не стоит забывать и о другом. Когда Господь говорит: Нехорошо быть человеку одному ( Быт. 2: 18 ), мы понимаем, о чем идет речь. Но, не стоит упускать из виду и того, что если человек не останется один на один с Богом, ничего по-настоящему важного с ним не случится, ничего существенного не произойдет. Такое одиночество сродни настоящей, глубокой молитве, сродни высокому вдохновению творца – ученого, поэта, художника или композитора. Без истинного и глубокого одиночества ничего доброго не родится. Настоящее, глубокое одиночество христианина нужно уметь хранить. Это – наш дар Господу. В тишине и одиночестве необходимо услышать голос Божий, расслышать, как стучит твое сердце. В книге Деяний святых Апостолов о членах первохристианской общины говорится так: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян. 4: 32–35 ). В этой же новозаветной книге повествуется, как некто Анания и его жена Сапфира принесли к ногам Апостолов лишь часть из вырученных от проданного имения средств, а некоторую часть попытались утаить. Казалось бы, что ужасного они совершили? За что так сурово покарал их Дух Святой? 24 Дело вот в чем: они могли вообще ничего не приносить, никаких даров. От них, в сущности, и не требовалось ничего, кроме чистосердечия. Понятно, что если человек приходит туда, где все друг другу открыты, то воспользоваться подобной доверчивостью не составит труда, стоит только прикинуться «своим». Именно этим и занимались Анания и Сапфира. На самом деле они руководствовались единственным принципом: «Свое пусть останется при нас, а тем временем мы воспользуемся вашим!» Святой апостол Петр так охарактеризовал этот страшный грех предательства: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян. 5: 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский 1. Почему кого-либо из верховных апостолов не призвал и не послал (Господь) для оглашения Павла? Потому что ему следовало быть введену (в Церковь) не людьми, но самим Христом; и этот (Анания) ничему не научил его, а только крестил. По крещении же он (Павел) тотчас получил вели­кую благодать Духа, за ревность и великое усердие. Впрочем, и Анания был из числа весьма известных это видно как из того, что (Господь) явившись говорит ему, так и из того, что он отвечает в словах: " Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме " (ст. 13). Если он возражал Господу, то тем более (сделал бы это), если бы (Господь) послал (к нему) ангела. Поэтому и прежде того Филиппу не было открыто будущее, но только является ему ангел, а потом Дух повелевает подойти и пристать к колеснице (Деян.8:26,29). Здесь же прежде всего (Господь) освобождает от страха, и как бы так говорит: вот, он молится, он слеп, и ты страшишься? Так страшился и Моисей (Исх.3:11); но это слова только бояще­гося, а не неверующего. Выслушай и сами слова: " я слышал от многих о сем человеке " . Что ты говоришь? Бог го­ворит, а ты сомневаешься? Так они еще не знали силы Хри­стовой. " И здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое " (ст. 14). Откуда это известно? Вероятно, они, на­ходясь в страхе, разузнавали. Говорит это (Анания) не потому, будто Христос не знал того, но потому, что недоумевал, как, при таких обстоятельствах, возможно исполнение (повеления). Так и в другое время ученики говорят: " кто же может спастись? " (Мк.10:26) Но посмотри, что сделано, чтобы Павел по­верил тому, кто придет (к нему); он видел в видении (мужа, который) предвозвестил ему (об этом). Он молится, говорит (Господь); поэтому не бойся. Для чего же Он не го­ворит ему о происшедшей перемене (в Павле)? Для того, чтобы научить нас не говорить о наших добродетелях; а более потому, что видит его в страхе. Не сказал и так: тебе он поверит; но что? " Встань и пойди " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1676...

16-го августа Православная Церковь совершает память перенесения нерукотворного образа Христова из Эдессы в Константинополь. Происхождение этого образа таково. При жизни Господа нашего Иисуса Христа в сирийском г. Эдессе правил князь Авгарь, болевший проказою. Местные врачи ничем не могли помочь ему. Услышав о чудесных исцелениях, совершаемых Христом, он послал к Нему письмо с приглашением прибыть в Эдессу: “Смиренно молю Тебя, писал Авгарь, – потрудись придти ко мне и исцели неизлечимую болезнь, которою я страдаю уже несколько лет.” Это письмо принес живописец Анания, которому было поручено, на случай если Христос не сможет придти, написать Его изображение. Часто и со всем вниманием вглядывался Анания в лик Христов, но все усилия изобразить его красками оставались напрасны. Тогда Сам Спаситель пришел ему на помощь: умывшись, отерся полотенцем. И совершилось великое чудо: на полотенце чудесным образом отобразился лик Христов. Этот нерукотворный лик Христов Анания и отнес своему князю в Эдессу. Князь Авгарь с величайшей радостью принял это священное изображение и поцеловал его; при этом он получил немалое облегчение в своей болезни. По вознесении Господнем один из 70-ти апостолов, Фаддей, пришел в Эдессу и совершенно исцелил кн. Авгаря от проказы, после чего и князь и весь народ его приняли св. крещение. Нерукотворный лик Христов был помещен в нише над главными воротами городской стены, где и находился до 944 г., когда по повелению императора Константина Багрянородного был перенесен в Царьград. И мы легко можем себе представить, с каким благоговением отнеслись к сему св. плату жители Константинополя! Но проходит два с половиной века. Царьград взят в четвертом крестовом походе крестоносцами. Престол в храме св. Софии, обложенный золотом и драгоценными камнями, разбит на куски и увезен; храмы подверглись такому же разграблению. Можно думать, что именно в это время и нерукотворный лик Христов был увезен крестоносцами из Царьграда. Только одни сказания говорят, что во время переезда по Мраморному морю он погиб при кораблекрушении; напротив, по римскому преданию, он благополучно был доставлен в Италию и теперь хранится в церкви св. Сильвестра в Риме. Мраморная надпись в этой церкви как будто подтверждает это предание. Она гласит: “Священное изображение Иисуса Христа, раньше часа страданий чудесно отпечатлевшееся (mirabiliter impressa) и царю Авгарю посланное, принесено в Рим греческими беженцами и чтится в сей церкви св. Сильвестра всеобщим благоговейным поклонением.”

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

  Наказание Анании и Сапфиры Но и между обратившимися оказались не выдержавшие и «обратившиеся вспять», когда пришлось делом осуществить правду Божию. Труден им оказался подвиг отречения от своего имущества, хотя этого и не требовалось принудительно, а представлялось лишь в виде добровольного, произвольного пожертвования своим имуществом в пользу неимущих и нуждающихся. Поревновав другим, всецело предающим все в руки проповедников христианского милосердия, решился и «некоторый муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою», продать имение. Но, продав его, «утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов». «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав эти слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее». (Деян. 5, 1–10) Таким образом, в назидание всем с самого начала установления жизни по закону Христа проявился гнев Божий на нарушителей его.   Проповедь апостолов и гонения на них «И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это. Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, чтобы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

http://pravoslavie.ru/3179.html

Все ли сектанты признают таинство крещения?   Баптисты и адвентисты признают крещение, но понимают его не по-православному, не по-христиански; пашковцы признают крещение не обязательным; толстовцы и молокане совсем отвергают, а скопцы заменяют крещение оскоплением. Как понимают крещение баптисты и адвентисты?   Они считают крещение только простым безблагодатным обрядом, символом и, значит, пустым действием, как бы образным представлением душевного возрождения. Они говорят: крещение показывает только то, что намеривающийся креститься уже омыт от грехов Кровью Христа; отсюда ясно, что, по-ихнему, крещение производится только для виду. Правильно ли такое понимание баптистов и адвентистов?   Нет, не правильно. Крещение не простой обряд, не безблагодатное действие, как думают сектанты. Господь не учреждал никаких, подобных комедиантству, действий: все, что заповедал Спаситель Церкви, все это совершается для получения верующими благодатной силы Божией. Так таинство крещения. Ап. Павел говорит о таинстве крещения не по-баптистски, не называет его символом, а прямо считает возрождающим (ср. Ин. 3:5) священнодействием: «да крестится , — говорит он, — каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:38) Баптисты говорят, что крещением только обозначается, что Бог уже простил грехи, а Ап. Петр говорит, что крещение нужно «для прощения грехов». Не даром Спаситель называет крещение возрождением «от воды и Духа» (Ин. 3:5). Итак, крещение — не представление образное, не комедия, но возрождение «от воды и Духа». Потому и Ап. Анания говорил Апостолу Павлу: «крестись и омой грехи твои» (Деян. 22:16)    Если бы Ап. Анания был баптистом, то он сказал бы, как всякие Фетлеры: встань, и крестись в знак того, что тебе уже прощены грехи, что они уже омыты. Но Ап. Анания говорил не по-баптистски, но от Духа Святого, по православному: «крестись и омой грехи твои» (Деян 22:16)    Баптисты и адвентисты, видимо, хотят поправить и научить Христа и Апостолов! Правильно ли утверждают пошковцы, что крещение не обязательно, что можно его принимать, а можно и не принимать?   Нет, не правильно рассуждают пашковцы. Спаситель сказал, что без св. крещения нельзя войти в Царствие Божие: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

После смерти Иоасафа синаиты избрали архиепископом его ближайшего сподвижника Нектария, историка, богослова и церковного деятеля. Однако тогда же Нектарий был избран Святогробским братством на Иерусалимский Патриарший престол, к-рый занимал в 1661-1669 гг. На Синайскую кафедру Нектарий поставил Ананию, также входившего в ближайшее окружение Иоасафа. В правление Анании претензии синайского братства на автокефалию достигли наивысшей точки. Стремления к автокефалии проявлялись в среде синаитов и ранее: еп. Лаврентий надевал на богослужениях патриаршее облачение, Нектарий написал «Историю» Е. в. м., где на основании апокрифической новеллы имп. Юстиниана I доказывал извечную независимость мон-ря. Анания прекратил поминовение Иерусалимского патриарха, подписывал грамоты титулом «Блаженнейший», положенным только автокефальным архиереям, и претендовал на равный статус с Охридским и Кипрским автокефальными архиепископами (Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. 1909. Т. 2. С. 68). Под давлением Иерусалимского и К-польского патриархов Анания в 1671 г. был вынужден уйти в отставку, однако продолжал неофиц. руководить действиями синаитов. В контексте борьбы за автокефалию следует рассматривать и попытку синаитов получить покровительство московского царствующего дома, против чего категорически возражал Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара . В июле 1690 г. Анания договорился с влиятельными османскими администраторами в К-поле об аресте патриарха Досифея в случае непризнания им автокефалии Е. в. м. Досифей II бежал в ставку султана в Адрианополь, где имел надежных покровителей. В янв. 1691 г. Досифей совместно с К-польским патриархом провел Собор, на к-ром еще раз подтвердил подчиненный статус Синая, осудил своих противников и понизил сан Синайского архиерея до епископа (Там же. С. 95-104). Попытки синаитов привлечь на свою сторону османские власти и добиться пересмотра этого решения продолжались еще неск. лет. Только в 1696 г. стороны пошли на примирение: Синай признал власть Иерусалимского патриарха, а главе мон-ря был возвращен архиепископский сан.

http://pravenc.ru/text/189637.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010