Даниила Шужгорского. См. ист. Росс. Иер. т. VI, стр. 731 слов. Щекатова VII, 278. 5. Преподобный Анания иконописець Преподобный Анания иконописец жил в Антониеве Новгородском монастыре. По сказанию о чудесах преп. Антония Римлянина, Анания писал дивные иконы многих св. чудотворцев и так строго выполнял иноческие обеты, что в продолжении 33 лет ни разу не выходил за ограду обители. Он скончался 1581 г. июня 17 дня. О месте его погребения никаких сведений нет. См. слов. ист. о свят. прославл. в Русс. ц. стр. 17. 6. Марк пустынник Пустынник Марк, имевший, по устному народному преданию, родителем своим священника, а в иночестве Иеромонаха Тихона, название пустынника получил, вероятно, от того, что большую часть жизни своей проводил в пустынных местах, а именно: был настоятелем Миголощской пустыни, потом, по обращении оной в приходскую церковь , в царствование Екатерины II жил на одном острове, который доныне называется Шапочным по той причине, что, при удалении с оного на другой маленький полуостров, окруженный двух сторон водою, Марк оставил там свою шапку. На сем последнем полуострове. Марк устроил деревянную часовню, в которой и молился до конца своей жизни. Подле часовни Марком была выложена из булыжных камешков постель для опочиванья, следы которой видны и теперь. Недалеко от этой часовни за речкою находится еще часовня, которая также, по преданию, устроена Марком и при ней доныне существует родник с холодною водою. На сей родник, как говорят местные обыватели, пустынник Марк ходил вкушать пищу. По временам он занимался рыбною ловлей, но только в таком количестве, какое нужно было для употребления в пищу, никогда не оставляя ее к будущему времени. Пред концем своей жизни Марк видел ангела своей смерти и разговаривал с ним при своем ученике. Пустынник просил ангела позволить ему прожить еще три дня и, действительно, он скончался через три дня и был погребен в часовне, им самим устроенной. Над могилою его впоследствии положена была деревянная доска с изображением на ней препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Эпизоду, в к-ром рассказывается о грехе Анании и Сапфиры, предшествует упоминание о левите, примкнувшем к христ. общине и подавшем пример бескорыстного отказа от собственного имущества в ее пользу (ср.: Деян 4. 36-37). История Анании и Сапфиры позволяет ответить на вопрос о том, был ли отказ от имущества непременным условием вступления в общину: судя по всему, не был. В то же время сокрытие части вырученных от продажи имущества средств воспринималось как преступление против Бога. Это иллюстрируется рассказом о семейной паре, Анании и Сапфире, утаившей часть прибыли от продажи своего имущества. Узнав об этом, П. сказал: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили». То же происходит и с Сапфирой (Деян 5. 1-11). Вопрос, к-рый П. задает Анании, свидетельствует о том, что ни отказ от имущества, ни внесение в общую копилку полной суммы не были обязательными требованиями. Продав имущество, Анания получил деньги, к-рые также были его собственностью: он не был обязан приносить их к ногам апостолов. Грех Анании и Сапфиры заключался не в том, что они решили пожертвовать не полную сумму вырученных денег, а в том, что они по взаимному сговору пытались обмануть апостолов. История Анании и Сапфиры свидетельствует о бескомпромиссности П. в вопросах, касающихся основ христ. жизни. Эта бескомпромиссность отражает общее мироощущение раннехрист. общины. Весь мир воспринимался как поле битвы между правдой Божией и сатанинской ложью (ср.: Ин 8. 44). Сознательная ложь однозначно воспринималась как предательство по отношению к правде Божией. Этим обусловлена строгость наказания, примененного по отношению к Анании и Сапфире.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Раз этот Анания, отбивая у поляков черных людей в кустарнике, был отторгнут двумя ротами от его дружины и, бегая, спасался. Немой скрылся среди пней и видел бедственное положение Анании; у него в руке был лук и большой колчан стрел; и он выскочил, как рысь, и, стреляя по литовцам, яростно бился. Литовцы обратились на немого, и тут же Анания вырвался к нему, и они стали рядом. И многих поранили они людей и коней и отошли невредимыми, лишь коня под Ананией ранили. Поляки только и думали, как убить коня под Ананией, ибо знали, что живым его не взять. Когда Анания выходил на бой, то все по коню стреляли. Всего во многих вылазках конь его шесть раз был ранен, а на седьмой убит. И сделалось Анании хуже в боях. А потом Ананию ранили из пищали в ногу, в большой палец, и всю плюсну раздробили; и опухла вся его нога, но он еще хорошо воевал. А через семь дней в колено той же ноги он был ранен. Тогда этот крепкий муж возвратился назад. И отекла нога его до пояса, и через несколько дней он скончался в Господе. О МОСКОВСКОМ СТРЕЛЬЦЕ НЕХОРОШКЕ И О НИКИФОРЕ ШИЛОВЕ Однажды, когда Александр Лисовский со своим полком напал на вышедших на вылазку людей и пожирал их устами меча, как волк ягнят, в числе преследуемых был московский стрелец именем Нехорошко, а с ним клементьевский крестьянин Никифор Шилов. Увидев Лисовского, одетого в хороший доспех и держащего в руке копье, разгорелись оба сердцем, но страшились свирепства его. И, взглянув на храм Пресвятой Троицы, призывая на помощь великого Сергия чудотворца, они поскакали на своих меринах: Никифор Шилов убил под Лисовским коня, Нехорошко же ударил его копьем в бедро. Они были отняты у казаков троицким воинством и среди многих противников остались невредимыми по молитвам великого чудотворца Сергия. Тот Никифор Шилов и Нехорошко знаменитыми бойцами были, на многих вылазках они отличались, сражаясь крепко. О ПРИХОДЕ В ОБИТЕЛЬ С ГРАМОТАМИ ОТ КЕЛАРЯ АВРААМИЯ УХОДИВШИХ КАМЕНОТЕСОВ Месяца мая в седьмой день в четвертом часу ночи пришли в Троицкий Сергиев монастырь уходившие троицкие каменотесы Шулешь Шпаников и Гаранька, будучи присланы из Москвы с грамотами от келаря старца Авраамия Палицына. И писал он в грамотах архимандриту Иоасафу с братией, государевым воеводам, воинам и всем находившимся в осаде людям, православным христианам, чтобы помнили они крестное целование, стояли бы против неверных твердо и непоколебимо, жили бы без оплошностей и берегли бы себя накрепко от литовских людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господь не наказует Иуду смертью, сам предатель совершает самоказнь над собою. Затем «чудесную кару» Анании и Сапфиры «за тяжкий грех» наш автор старается объяснить пользою для тогдашней христианской общины и для последующей церкви. «Наконец, говорит автор, грех Анании мог иметь важное общественное и историческое значение. Правда, трудно допустить, чтобы Анания решился на свой поступок, с целью именно испытать Духа Святого, действовавшего чрез Апостолов, и узнать, может ли Он открыть тайные деяния или нет. Но нельзя также не заметить, что Апостол с особенною мыслью выставляет на вид то, что Анания солгал Духу Святому и что на деле у него вышло такое именно испытание Духа. Если такое и не было прямою целью поступка Анании, то оно было бы необходимым следствием его. Сам Анания усомнился бы во всеведении и Божественном характере Духа, обитавшего в Апостолах. А чем могло бы грозить всё это только что начавшемуся делу проповеди Христовой?» (стр. 251). Но, во-1-х, «чудесная кара» грешника не за «прямую цель поступка», а за «необходимое следствие его» не соответствует Правде-Любви Божией. Во-2-х, все эти последствия как для Анании с Сапфирою, так и для последующих всех христиан устранялись тем, что Дух Святой открыл тайну грешников Ап. Петру и таким образом Своим всеведением явил Себя Богом-Сердцеведцем всех ( Деян.1:24 , –15:8). Испытание и ложь Анании и Сапфиры по отношению к Святому Духу-Богу заключались не в не желании их обмануть Святого Духа-Бога, а в том, что они ошибочно считали нравственно допустимыми поблажку своей страсти мамоно- —224— служения и сокрытие от апостолов части денег за проданное имение. Они очевидно руководились столь обычным всегда и везде началом совмещения служить Богу и мамоне ( Лк.16:1–16 , – Мф.6:24 ). Но мы знаем, что к подобной же страсти богача Господь отнесся с любовью и снисхождением: «Иисус же, воззрев на него, возлюбил его и сказал ему» и пр. ( Мк.10:21 , ср. ст. 22–27 ср. Лк. 18:18–30 , – Мф.19:21–26 ). Неумеренно поддаваясь влиянию комментариев, не обращающих внимание на выражения ψεσασθαι τ πνεμα τ γιον и οκ ψεσω νθρποις λλ τ θε, автор не смог ultra commentarios sapere и тем лишил себя возможности выйти из затруднений при толковании этого места.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Анания и Сапфира считались в числе братий Церкви Апостольской. О них повествует книга Деяний Апостольских следующее: «некоторый муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов». Из дальнейшего повествования, именно из слов Ап. Петра видно, что такое приношение в Церкви Апостольской было делом совершенно свободным для каждого брата, что оно проистекало от любви и усердия отдельного члена Церкви к служению проповеди Евангелия: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, – говорил Ап. Петр Анании, – не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:1–4 ). Грех Анании и Сапфиры, вносивших в общество верующих злокачественное двоедушие, фарисейское лицемерие, желавших не только первенствовать через ложь и обман и видевших в благочестии не цель, а средство, и смотрев потому на подмену благочестия, как на вещь естественную, требовал от Апостолов не только публичного перед всею Церковию обличения, но и примерного наказания. И Ап. Петр откровением через него воли Божией запечатлел свое обличение высшею и чрезвычайною карою преступной воли Анании и Сапфиры, ибо сперва Анания, а потом и Сапфира поражены были внезапной смертью ( Деян.5:5–10 ). Что в данном случае суд был совершен не невидимым только осуждением Божиим грешников, но видимым предстательством на суде Ап. Петра, доказывается тем, что Сапфире Ап. Петр, по действию в нем, конечно, Духа Божия, прямо говорит: «Вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут», – что, действительно, и случилось, ибо «вдруг она упала у ног его и испустила дух» ( Деян.5:9–10 ). Смерть Анании и Сапфиры была, конечно, высоким и чрезвычайным проявлением карательного суда Апостольского; все-таки, однако, саму смерть нужно считать меньшим проявлением кары, чем осуждение Симона-волхва: смерть телесная само по себе есть взыскание за грех ( Быт.2:17, 3:19 ), а внезапная смерть по приговору суда – тем более, а потому такая смерть есть некоторое карательное возмездие за совершенное преступление и есть поэтому некоторое удовлетворение правосудию Божию. На эту именно сторону суда и кары Божией указывает Ап. Павел, говоря: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:30–32 ); тогда как осуждение на погибель Симона-волхва переносит некоторым образом кару за пределы телесной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Адодуров Иван Иванович, кн. Адония, четвёртый сын ц. Давида, библ. Адриан, патр. Московский и всея Руси, прежде митр. Казанский и Свияжский Адрианова-Перетц В.П. Азария, свщ., библ. Азбелев С.Н. Акакий, архим. В.Н.-И. мон. Акакий, митр. Монемвасии Александр, еп. Коломенский и Каширский, затем еп. Вятский и Великопермский Александр, ц. Грузинский Александров Фёдор, голова стр. Александров Ю.Ю. Алексев А.А. Алексев Мишка, икон. Онежского Крестного мон. Алексев Офонька, сл. Ф. мон. Алексей Алексевич, цч., сын ц. Алексея Михайловича Алексей Комнин, имп. Алексей Михайлович Романов, ц. Алексий человек Божий, ев. Алексий, митрополит Московский, св. Алимпий, икон. Алферова Г.В. Амалик, библ. Амвросий (Зертис-Каменский), архим. В.Н.-И. мон. Амико Бернардино, автор чертежей и рисунков Святых мест в Иерусалиме Аммон, библ. Амнон, сын ц. Давида, библ. Амфилохий (Казанский-Сергиевский). архим. Анания, архиеп. Синайский Анания, архим. Афонского Павлова мон. Анания, житель Иерусалима, библ. Андреев Васька, плотник, нарядчик Андреев Софронко, стр. Андрей Курбский, кн. Андрей Первозванный, ап. от двенадцати, библ. Андрей Рублёв, икон. Андрей Стратилат. мч. Андрей Юрьевич Боголюбский, кн. Владимиро-Суздальский Андрей, архиеп. Кесарийский, св. Андрей, архиеп. Критский, св. Андрей, еп. Тверской Андрюшка, сл. Аникиев Мишка, стр. Анна Алексевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Анна Михайловна, црв., родная сестра ц. Алексея Михайловича Анна, бывший первосвщ., допрашивал Иисуса Христа, библ. Анна, княжна, внучка Дмитрия Донского Антоний Сийский, прп., св. Антоний, архим. В.Н.-И. мон. Антоний, мч. Антоний, п.ч., очевидец чудесного явления над Иверским мон. Антонов Н.Р. Антонова В.И. Анфим, архим. Есфигменского мон. Аполлос (Алексеевский). архим. Апресян Ю.Д. Арета, арабский ц., библ. Аркудий Пётр, латинский миссионер Арнольд И.В. Арсений (Мацеевич) , митр. Ростовский Арсений (Сатановский), м., перев. Арсений (Суханов), иером., кел. Троице-Сергиева мон., посол на Восток Арсений Грек, м., св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Второй раз мы читаем о крещении Савла в его выступлении перед иудеями в Иерусалиме. Говоря о том же событии, он несколько по-иному расставляет акценты, чем это сделал автор Деяний: Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: Бог отцов наших предызбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса ( Деян. 22:12–16 ). Автор Деяний, очевидно, описывает происходившее со слов Анании, тогда как Павел излагает свой собственный опыт. В речи Анании Павел отметил то, что считал главным: Бог предызбрал его, чтобы он стал апостолом, вот для чего необходимо было крещение. В раннехристианской Церкви крещению непременно предшествовало оглашение – научение истинам веры. Когда апостол Филипп пристал к колеснице евнуха царицы Эфиопской, он сначала «благовествовал ему об Иисусе», а потом крестил ( Деян. 8:35–38 ). В случае с Павлом, учитывая экстраординарный характер его обращения, Анания мог ограничиться лишь кратким наставлением, а мог и вообще оставить его на период после крещения. Несомненно, несколько дней, которые Савл провел с учениками в Дамаске, были для него временем, когда он слушал рассказы об Иисусе – те самые рассказы, которые впоследствии будут записаны и войдут в Евангелия. Пока они существуют лишь в устной традиции, передаваясь от одного ученика к другому, от одной общины к другой. И Савл, знавший об Иисусе только от Его врагов, теперь имеет счастливую возможность услышать о Нем от учеников. Можно представить, с каким вниманием он слушал эти рассказы, впитывая, как губка, сведения о Том, Чьим лютым гонителем он был еще несколько дней назад. Деяния апостольские ничего не сообщают об Анании, кроме того, что это был «один ученик» ( Деян. 9:10 ) и что он был «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске» ( Деян. 22:12 ). Что стоит за этими словами? Нигде более в Новом Завете – ни в Евангелиях, ни в других книгах – Анания не упоминается. Может сложиться впечатление, что его роль в раннехристианской общине свелась к крещению Павла. Между тем церковное Предание свидетельствует о том, что он был апостолом от семидесяти и епископом Дамасским, а жизнь закончил мучеником. 91 3. Павел и первохристианская община

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Одно из таковых, не описанных в Евангелии, чудесных действий Иисуса Христа служит, братие, основанием настоящего празднества. До Авгаря, Едесского владельца, - как говорит древнее предание, - страдавшего неисцельной болезнью, дошел слух, что в Иудее явился необыкновенный Муж, называемый Иисусом, Который одним словом исцеляет всякие болезни. Движимый желанием здравия Авгарь немедленно отправляет одного из своих слуг, по имени Анания, сведущего в искусстве живописи, с письмом к великому Чудотворцу, в коем содержалось приглашение прийти в Едессу для подания исцеления ее владельцу и для разделения с ним, в награду за сие, всех выгод царственной жизни. Вместе с тем дано было повеление Анании снять, неведомо от Чудотворца, изображение лица Его. Анания успешно исполнил одну часть своего поручения: вручил письмо своего владельца и получил сам в ответ письмо, в коем было сказано, что Божественному Чудотворцу надлежит оставаться неисходно в Иудее, до дня вознесения Своего на небо, но что после сего события к Авгарю послан будет один из Его апостолов со спасением не только телесным, но и душевным. Но другую часть поручения - снять изображение лица Иисусова - Анания никак не мог исполнить: Божественный образ оставался превыше всех усилий искусства, и художник никак не находил желанного сходства в своем изображении с великим Подлинником. Сердцеведец видел все сие и не восхотел, чтобы труд Анании и усердие его владыки остались без награды. Омыв нарочно в присутствии его лице Свое водою, Он утер его убрусом, - и вдруг на сем убрусе со всей точностью отпечатлелся Его Божественный образ, который составил драгоценнейший дар для Едесского владельца. По вознесении Спасителя на небо, исполнено было обещание и касательно послания Авгарю апостола. Фаддей, один из семидесяти, достигнув Едессы, преподал ему исцеление от недуга телесного и, вместе с тем, доставил ему и его подданным спасение вечное, окрестив их во имя Господа Иисуса. А Нерукотворенный Образ Спасителя и по кончине Авгаря долго составлял необоримую стену для Едессы от врагов видимых и невидимых, доколе не приобретен, как драгоценное сокровище, Романом, царем Греческим, и не перенесен в Константинополь в шестнадцатый день месяца августа, - по какому случаю и получило начало нынешнее празднество. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Подобно как пред народом, так и пред убийцами Господа, не убоялся свидетельствовать Петр, что исцелил хромого, именем распятого и воскресшего Иисуса, Который есть камень отвергнутый зиждущими, но сделался главою угла и без Него нет никакого спасения. Смутились первосвященники; видя исцеленного пред собою, ничего не могли сказать вопреки смелому слову Апостолов, а только с угрозами запретили им говорить о имени Иисусовом. Но Петр и Иоанн отвечали: «Судите сами, справедливо ли слушать вас более, нежели Бога; мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Апостолы, возвратясь к братиям, рассказали им бывшее с ними в храме, и все единодушно возвысив молебный голос к Богу, вспомнили слова Давида о царях земли, которые соберутся вкупе на Господа и на Христа Его, и о тщетном шатании народов. Они молили Господа даровать рабам своим дерзновение распространять слово Его, вопреки всем угрозам, и творить чудеса именем Иисуса. Внезапно по их молитве место, где было собрание, поколебалось, и все исполнились Духа Святого и продолжали отважно проповедовать слово Божие, которое действовало, уже при самом начале, с такою непреодолимою силою, что никакая человеческая мудрость не могла противостать ему, и число верных росло непрестанно. У многочисленного же общества верующих было одно сердце и одна душа. Такая любовь взаимно связывала всех, что не было между ними никого бедного, ибо все владельцы сел или домов продавали их и полагали цену к ногам Апостолов, которые уделяли каждому, кто в чем имел нужду. Так один из Левитов, Иосия, прозванный Варнавою, продав свою землю, принес деньги Апостолам. Его примеру хотели подражать два супруга, Анания и Сапфира, но движимые корыстью, утаили часть проданного имущества. Суд Божий немедленно наказал первое преступление, нарушавшее любовь в Церкви Христовой, и Дух Святой, управляющий ею, обличил виновных устами Петра: «Анания, зачем исполнил сатана сердце твое солгать Св. Духу и утаить цену имения? Не тебе ли принадлежало оно и не в твоей ли власти было проданное? Как пришло тебе на мысль такое дело? Ты солгал не человекам, а Богу». Услышав эти слова, Анания пал бездыханный, и всех объял ужас. Едва изнесли его к погребению, как пришла и жена его с тою же ложью, и та же участь ее постигла при обличении Апостола. Такова была первоначальная чистота Церкви Иерусалимской. Руками же Апостолов делались многие знамения, возбуждавшие веру народа, и даже тень Петрова исцеляла болящих, выносимых на стогны града.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

19 Ибо так говорит Господь Саваоф о столбах и о медном море и о подножиях и о прочих вещах, оставшихся в этом городе, 20 которых Навуходоносор, царь Вавилонский, не взял, когда Иехонию, сына Иоакима, царя Иудейского, и всех знатных Иудеев и Иерусалимлян вывел из Иерусалима в Вавилон, 21 ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, о сосудах, оставшихся в доме Господнем и в доме царя Иудейского и в Иерусалиме: 22 они будут отнесены в Вавилон и там останутся до того дня, когда Я посещу их, говорит Господь, и выведу их и возвращу их на место сие. 1 В тот же год, в начале царствования Седекии, царя Иудейского, в четвертый год, в пятый месяц, Анания, сын Азура, пророк из Гаваона, говорил мне в доме Господнем пред глазами священников и всего народа и сказал: 2 так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: сокрушу ярмо царя Вавилонского; 3 через два года Я возвращу на место сие все сосуды дома Господня, которые Навуходоносор, царь Вавилонский, взял из сего места и перенес их в Вавилон; 4 и Иехонию, сына Иоакима, царя Иудейского, и всех пленных Иудеев, пришедших в Вавилон, Я возвращу на место сие, говорит Господь; ибо сокрушу ярмо царя Вавилонского. 5 И сказал Иеремия пророк пророку Анании пред глазами священников и пред глазами всего народа, стоявших в доме Господнем, — 6 и сказал Иеремия пророк: да будет так, да сотворит сие Господь! да исполнит Господь слова твои, какие ты произнес о возвращении из Вавилона сосудов дома Господня и всех пленников на место сие! 7 Только выслушай слово сие, которое я скажу вслух тебе и вслух всего народа: 8 пророки, которые издавна были прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор. 9 Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка. 10 Тогда пророк Анания взял ярмо с выи Иеремии пророка и сокрушил его. 11 И сказал Анания пред глазами всего народа сии слова: так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, через два года, сняв его с выи всех народов. И пошел Иеремия своею дорогою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010