Нельзя в этом случае не обратить внимания на то обстоятельство, что те ревнители, о происхождении которых мы только знаем, были земляки или по происхождению, или по месту своей деятельности, что некоторые из них были, вероятно, лично или по слухам знакомы друг с другом еще до своей встречи в Москве. Неронов, как мы видели, в видах довершения своего образования поселился у священника села Лыскова (недалеко от Нижнего Новгорода) Анании, который «зело искусен бе в Божественном Писании». У Анании он прожил долгое время «и извыче от него разумети, яже о Божественном Писании суть недоведомая». В «Повести о блаженной жизни преосвященнейшего Илариона, митрополита суздальского, бывшего первого строителя Флорищевския обители», рассказывается, что отец Илариона священник, именем Анания, был «зело благочестив, и Божественнаго Писания Ветхаго и Новаго Завета добре искусен, благ зело и кроток», что он был сначала священником в нижегородском девичьем Зачатьевском монастыре, а потом перешел отсюда в село Кириково, «яже близ веси, именуемой Лысково и близ обители преподобнаго Макария Желтоводскаго чудотворца». Анания принял монашество под именем Антония, и Никон, еще будучи бельцом, не раз бывал у Анании, который и предсказал ему тогда, что он будет патриархом. Не трудно видеть, что священник Анания, у которого Неронов прожил долгое время и у которого он научился разуметь «яже о Божественном Писании суть недоведомая», и священник Анания «добре искусный в Божественном Писании Ветхого и Нового Завета», у которого поучался Никон и который предсказал ему, что он будет патриархом, – был одно и то же лицо. Очень возможно, что Неронов и Никон встречались у Анании или же по слухам еще до встречи в Москве уже знали друг друга. То же сказание об Иларионе рассказывает, что Иларион был женат на дочери соседнего священника, Ксении (которая умерла через полтора года после замужества), и что Ксения была родная сестра Павла, епископа коломенского. Значит, и Павел коломенский был родом из села, соседнего с Лысковым, хорошо знал священника Ананию (с которым породнился через свою сестру) и, вероятно, знал Неронова и Никона или лично, или по рассказам. Родина протопопа Аввакума, по его собственному свидетельству, находилась только в пятнадцати верстах от родины Никона, так что и Аввакум мог лично или по слухам знать Ананию, Павла коломенского, Неронова, Никона. Вероятно, не случайно было, что ревнители или по рождению, или по месту деятельности происходили из нижегородской области и были люди, уже ранее своей встречи в Москве так или иначе знакомые друг с другом. К сожалению, мы решительно не знаем, откуда был родом глава кружка – Стефан Вонифатьев и почему он приблизил к себе ревнителей по преимуществу из нижегородцев. Нелишне указать здесь и на то обстоятельство, что Иларион, архиепископ рязанский, один из главных поборников исправлений Никона, был ранее священником в Москве или в соседнем селе и хорошо был знаком тогда с Аввакумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

400 Опис. лавры стр. 32. 33. Святыни Киева стр. 36. 37 Только напрасно приурочивают построение врат к 1106 г. 401 Этот перевод с предисловием и послесловием нап. в чтен. общ. ист. 1848 г. 7. «Веде же господин мой кир Николае, яко никакоже достойно твоего чаяния преложение... призываю же раб твой Феодосий моего патриарха молитвы». 404 Послание 1578 г. в ист. акт. 1, 381. Житие пр. к. Николая в ркп. прологе 17 в. у Румянцева 325. 408 Относительно посвящения Иоанна в епископа допускали странную путаницу: то писали, что посвящен он после смерти свят. Алексия († 1376 г.), то говорили, что он – предшественник архиеп. Дионисия (с 1374 г.) и поставлял пр. Евфимия в настоятеля. – Это зависело от того, что хотели, но не умели, примирить посвящения Иоанна при Данииле епископе Суздаля. 416 Анания о Суздале стр. 127. 28. 140. Ркп. разговор 1785 г. о древностях Суздаля «великий святитель и чудотворец Иоанн, епископ суздальский, иже бысть епископ и Нижнему Новуграду и Городеску, преставился в л. 6882 окт. 15 д. и положены быша святые мощи его в суздальской соборной церкви, иже и доныне нетленны пребывают, чудес лучи с верою притекающим источая, память его святая церковь торжественно празднует м. окт. 15 д.» 417 Анания стр. 117–-150. Стихиры и каноны Иоанну и Феодору суздальским чудотворцам – в описи Евфимиева монас. Владимирский сборник стр. 165. Анания стр 132. 419 Суздальский епископ Порфирий в 1751 г. писал в святейший синод: «не соблаговолено ли будет освидетельствовать мощи святителей Феодора и Иоанна?» Синод указом 27 авгус. 1755 г отвечал: «понеже святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в суздальской стране пастырие благочестивы и по скончаний своей жизни пребыли и ныне пребывают нетленны и чрез такое многое время бывыми преемниками и народом были почитаемы и почитаются за святых, то не имея никакого о них сумнительства, вновь свидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии в почитании». Анания стр. 145. 146. 421 Степ. кн. 1, 526. В 1343 г. из Печерской Дионисиевой обители отправится пр. Евфимий для основания монастыря в Суздале; а до того времени он жил у Дионисия конечно не менее 8 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В услужение ему из среды их взято было несколько молодых людей, в числе которых были Анания, Азария, Мисаил и Даниил. Одаренные от Бога мудростью, юноши эти скоро были отличены от других и заняли высокие места в управлении царством. Языческий царь, покорив многие народы, возгордился своим могуществом и вздумал почтить себя божеской честью. Однажды он собрал представителей из всех покоренных народов на поле Деирском, слил огромного золотого идола и приказал всем кланяться ему, как Богу, наперед объявив, что кто не поклонится, тот будет брошен в печь, раскаленную огнем. Три еврейских отрока: Анания, Азария и Мисаил не захотели исполнить воли царя, противной воле Божией. Раздраженный царь приказал раскалить печь всемеро более против того, как она обыкновенно накаливалась, и бросить их в нее. Связанные Анания, Азария и Мисаил в нижнем и верхнем платье своем были брошены в раскаленную печь. Печь раскалена была до того, что даже людей тех, которые бросали этих трех юношей, обожгло пламя. Между тем Анания, Азария и Мисаил не только были спасены, но и волос на голове их не опалился, и платье их не изменилось, и даже запаху дыма не было на них. Мало того, среди их в раскаленной печи явился четвертый юноша, видом подобный ангелу. Удивленный этим, языческий царь прославил Бога Анании, Азарии и Мисаила, «Который послал ангела Своего и избавил рабов Своих». Спасенные отроки пели: «благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки» ( Дан. 3:52 )... «благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки» ( Дан. 3:52–56 ). В первой из этих песней они воспоминают чудесные события, случившиеся в жизни своих отцов, и славят Бога; во второй призывают всю тварь славить Господа. По примеру этих песней, церковь наша в седьмой песни, воспоминая чудесное спасение отроков вместе с празднуемым событием, славит Бога, как всемогущего и всесильного, в восьмой – призывает всю тварь славить Господа. В первой из этих песней вы часто слышите такия выражения: «образу златому на поле Деире служиму»...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

5, стр. 291). Климент Александрийский (Paedag. III. 8), Ориген (Comment, in Math. XIII, 56), Тертуллиан (De cult. fern. 1, 8) и др. приписывают 7 соборное послание св. ап. Иуде, брату Иакова, праведного. Послание писано к «призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом (1 ст.). Сходство этого послания со 2 посланием ап. Петра ( Иуда 3, 3–18 ) и указание на тех же лжеучителей, о которых говорит ап. Петр, показывает, что ап. Иуда писал к тем же лицам, к которым писали св. ап. Иаков и Петр, т. е. к христианам Малой Азии. Написано это послание по смерти св. Иакова (63) и до разрушения Иерусалима, (т. е. между 63–65 и до написания ап. Петром второго послания). Послание св. Иуды от начала до конца представляет одну непрерывную и грозную речь, направленную против лжеучителей и замечательно тем, что он (Иуда) пользуется в своем послании свидетельствами апокрифических сочинений (книгою Еноха, ст. 14, и Успением или Восхождением Моисея, ст. 4), что было причиной сомнения у некоторых писателей (Евсевия, Амфилохия и др.) в принадлежности сего послания св. ап. Иуде; но это послание включено в число священных книг 85 правилом св. апостолов, 60 правилом Лаодик. собора и 33 правилом Карфагенскаго собора; признано таковым же у св. Афанасия Великого (О праздниках) Григорием Богословом , Амфилохием, Кириллом Иерусалимским и др. Святой апостол Анания Св. Анания, крестивший Савла – ап. Павла, был из числа 70 учеников Господа и занимал между ними почетное положение ( Дeяh. XXII, 12 ), но, к сожалению, о нем достоверно только то, что сообщается в апостольских Деяниях. «В Дамаске был один ученик именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи». Господь же сказал ему: «встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится». И (Савл) видел в видении мужа, именем, Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, прославляющих Твое имя».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Петр и Иоанн были наказаны тридцатью девятью ударами бича; согласно закону, это означало, что дело исчерпано и человек прощен. Жестокое бичевание не сломило апостолов; они шли к братьям, «радуясь, — как пишет Лука, — что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян 5: 41). Синедриону же оставалось ждать дальнейшего развития событий. Угрозы властей не были главным испытанием для Церкви. Самое трудное было организовать и направить жизнь новообращенных, которых насчитывалось уже несколько тысяч. Большая часть галилеян и присоединившихся к ним не имели в Иерусалиме ни постоянного крова, ни заработка. Покидать город апостолы не хотели, потому; что Сам Господь велел им оставаться там двенадцать лет. В любом случае они не могли бросить крестившихся на произвол судьбы. Приходилось и наставлять их, и поддерживать, и заботиться об их пропитании. Ни опыта, ни особых талантов ученики не имели. Все делалось силой Духа, чудом. Одним из таких чудес оказалась любовь. Крепкие сердечные узы соединяли верующих, которые были не «единомышленниками», а братьями и сестрами. Каждый готов был поделиться последним. Кто побогаче, — продавалимущество или землю и нес вырученные деньги апостолам в общую казну. Другие предоставляли свои дома, кормили самых бедных. Разумеется, таких людей было меньшинство, но в материальном отношении община держалась на них. Особенно много сделали для общины Мария, мать Марка, которую Петр любовно называл «своей матерью», и ее родственник Иосиф Варнава, левит, приехавший с острова Кипра. Это был человек возвышенной, благородной души, позднее ставший другом Павла. Его называли «сыном утешения». От него Лука мог слышать рассказы о первых годах Церкви в Иерусалиме. Среди этих преданий Лука приводит одно печальное, показывая, что община не состояла из идеальных людей. Некие Анания и Сапфира, желая прослыть благодетелями Церкви, принесли Петру деньги, вырученные от продажи имения. По их словам, они отдали все, чем владели. В действительности же часть серебра супруги утаили. Придя к Петру, Анания ожидал, что ему воздадут почести, как Варнаве, но вместо этого апостол, проникнув в мысли обманщика, сурово обличил его. Предание гласит, что Анания, а за ним и его жена были настигнуты внезапной смертью (см. Деян 5, 1 — 11). Возмущение апостола Петра не было случайной вспышкой гнева. Передавая его грозные слова, Лука дает почувствовать, как болезненно переживала Церковь измену идеалу: ведь Анания и Сапфира «солгали Духу Святому», который жил в них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Среди этих преданий евангелист приводит одно — печальное, как бы показывая, что община не состояла только из идеальных людей. Некие Анания и Сапфира, желая прослыть благодетелями Церкви, принесли Петру деньги, вырученные от продажи имения. По их словам, они отдали все, чем владели. В действительности же часть серебра супруги утаили. Придя к Петру, Анания ожидал, что ему воздадут почести, как Варнаве, но вместо этого апостол, проникнув в мысли обманщика, сурово обличил его. Предание гласит, что жертва честолюбия, Анания, а за ним и его жена, были настигнуты внезапной смертью. [ 2-24 ] Возмущение апостола Петра не было случайной вспышкой гнева. Передавая его грозные слова, Лука дает почувствовать, как болезненно переживала Церковь измену идеалу. Ведь Анания и Сапфира " солгали Духу Святому " , который жил в ней… Обращает на себя внимание и упрек Петра: " Вырученное продажей не в твоей ли власти было? " Другими словами, жертвы, приносимые апостолам, являлись добровольными. Никакого жесткого устава — вроде Кумранского — который бы требовал обязательного отказа от собственности, в Церкви не было. Иерусалимская коммуна ценила лишь свободное проявление братской любви.   На чем же держалось это удивительное духовное единство, которое так восхищало автора Деяний в Иерусалимской общине? Были и общие молитвы, и беседы, и чтение Слова Божия, и проповеди, и взаимопомощь, и совместный труд, но в центре всего стояла Трапеза Нового Завета . Она вошла в жизнь верных как нечто новое, хотя и облеченное в привычные формы. [ 2-25 ] Посещая Храм, назаряне имели при этом уже свое собственное священнодействие, заповеданное Господом. Вечерами все собирались по домам; торжественно, как на Пасху, преломлялся Хлеб, звучала благодарственная, евхаристическая молитва, напоминавшая о страстях Христовых; из рук в руки передавалась Чаша… И тогда Сам Мессия входил в круг учеников, словно в те дни, когда Он был среди Двенадцати в ночь перед Голгофой. Они жили Им и в Нем. Не " память о великом Человеке " , Которого больше нет, соединяла их, а Его реальное, таинственное присутствие. Обетование " Я с вами " не обмануло. Он воскрес, чтобы остаться с ними. На этой встрече с живым Сыном Человеческим, Который грядет, но и Который уже здесь , среди людей, стояла отныне и будет всегда стоять Его Церковь, Церковь Нового Завета. Глава третья. ПЕРВЫЙ МУЧЕНИК И ПРИЗВАНИЕ САВЛА. Иерусалим — Дамаск, 35-37 годы. Эллинисты

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Эфесские иудеи решили, что это были христиане из язычников, пришедшие с Павлом в Иерусалим. 21 ты знаешь по-гречески? Тысяченачальник был удивлен, слыша, что Павел свободно изъясняется по-гречески; он принял его за мятежного иудея из Египта, который появился три года назад, выдавая себя за пророка (Иосиф Флавий «Иудейская война», 2.261–263). 21 разбойников. Это были фанатичные иудейские националисты. 21 на еврейском языке. Имеется в виду разговорный арамейский язык иудеев Палестины, хотя священники и левиты знали наравне с ним и древнееврейский. Однако греческий язык в эту эпоху оставался общим языком и для римлян, и для других народов Средиземноморья. Глава 22 22 в Тарсе Киликийском. Крупный торговый и культурный центр, расположенный в Киликии, в юго-восточной части Малой Азии. 22 Анания. Такому человеку и подобало встретить Павла, ревностного фарисея, «еврея от евреев» ( Флп. 3,5.6 ). Анания стал связным между Павлом и другими иудеями города, которые могли отнестись к Павлу с подозрительностью (9,10–19). 22 крестись. В НЗ крещение является внешним знаком внутреннего очищения; таково было значение обрезания в ВЗ ( Втор. 10,16; 30,6 ; Иез. 44,7 ). 22 бичевать. Бичевание производилось римской плетью кожаным ремнем с металлическими или костяными привесками на конце; ею можно было искалечить человека и даже забить до смерти. Такой плетью били Иисуса ( Ин. 19,1 ). 22 растянули его. Воины либо привязали руки Павла к столбу, чтобы удобнее было бить по спине, либо, связав ремнями, подвесили за руки. 22 Римский гражданин. Видя, что он будет подвергнут наказанию без суда, Павел снова воспользовался своими правами римского гражданина (16,37). Римское гражданство ценилось высоко и обычно предоставлялось тем, кто занимал высокое общественное или имущественное положение, либо тем, кто оказал ценные услуги государству. Оно передавалось по наследству. Глава 23 23 Первосвященник же Анания. Сын Неведея был первосвященником в 48–59 гг. по Р.Х. Анания был убит перед началом войны с Римом (66–70 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Анание, почто сатана искуси сердце... и в твоей области дати, или ни?» – Патриарх Никон напоминает царю сюжет из книги Деяний апостолов о том, как некий человек по имени Анания, после того, как обратился в христианство ,продал свои земли, подобно другим последователям Христа. Но с согласия своей жены Сапфиры Анания утаил часть денег, поэтому не всю вырученную от продажи имения сумму принес к апостолам. Обличенный апостолом Петром во лжи, Анания пал бездыханным. Тело его было предано земле. Жена Анании, участвовавшая в обмане своего мужа и не знавшая о его кончине, на вопрос апостола о том, по какой цене супруги продали землю, подтвердила ложь Анании и тот час скончалась ( Деян. 5:1 – 10 ). Главная идея сюжета заключена в словах апостола Петра, которые и приводит патриарх Никон : Анания солгал не человеку, а Богу – Деян 5:3 – 4 . Поревнуй оной убогой вдовице... дающим святым Божиим церквам. – О вдове, пожертвовавшей на строительство храма две последние лепты, рассказывается в двух Евангелиях; согласно новозаветным текстам, Господь похвалил ее поступок, сказав своим ученикам, что женщина положила в сокровищницу деньги не от избытка своего, а от скудости – Мк. 12:42 – 44 ; Лк. 21:1 – 4 . О женщине-грешнице, которая в доме Симона фарисея целовала ноги Христа и омыла Его тело своими слезами и миром, отерла Спасителя своими волосами, за что была прощена Иисусом Христом, рассказывается во всех Евангелиях ( Мф. 26:6 – 12 ; Мк. 14:3 – 8 ; Лк. 7:36 – 50 ; Ин. 12:3 – 8 ), но только в Евангелиях от Луки и Иоанна говорится, что женщина миром омыла Христу ноги (в Евангелиях от Матфея и Марка женщина возливала миро на голову Христа); однако в Евангелии от Иоанна имя женщины – Мария, и она сестра Лазаря, воскрешенного Христом. Поэтому источником рассказа о женщине-грешнице, омывшей Христу ноги миром, могло послужить патриарху Никону только Евангелие от Луки. Л. 29 «Твоя от Твоих и Тебе приносяще». – Возглашение из литургии Иоанна Златоуста ; ср.: «Твоя от Твоих и Тебе приносяще о всех и за вся» – Служебник 1655, л. 315.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел проявил полную уверенность в своей правоте, ему нечего было скрывать, — перед Богом и перед людьми апостол был чист. Он имел право обратиться к членам синедриона как к равным, без обычных традиционных прибавлений «отцов» или «начальников народа», ведь некогда и сам Павел был членом его. Поэтому и обращение — мужи братия! — не звучит фамильярно. Наоборот, оно полно доверительности, ведь апостол Павел желает просветить вождей иудейских истинным учением. Только тщетно. С первых же слов почувствовал он к себе крайне неприязненное отношение членов синедриона. Более того, первосвященник Анания, возмутившись равным обращением Павла, приказал бить его по устам. Как свидетельствует историк Флавий, первосвященник Анания слыл человеком недалеким, грубым и вспыльчивым. Он принадлежал к партии саддукеев и являлся самым развращенным из иудейских иерархов. Известны, например, факты его мщения самарянам, личного участия в убийствах, грабительстве, когда своей алчностью он доводил до крайней нищеты священников, обсчитывая их в десятинах, вымогая деньги и несправедливую мзду. И вот такой человек теперь приказал бить Павла. Автор Деяний святых апостолов пишет: Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону и, вопреки закону, велишь бить меня. Своим приказанием Анания оскорбил не только невиновность и чистоту апостола, но и личную честь его, ведь Павел являлся римским гражданином, к которому иудеи не имели права прикасаться, тем более бить его. Павел был резок в своих словах, назвав первосвященника стеной подбеленной. Слова эти обозначали пустоту, никчемность и низость. У иудеев считалось, что если человек прикасается к мертвому телу, он становится нечистым. Поэтому было принято подбеливать могилы, чтобы никто случайно не притронулся к ним. Таким образом, Павел называет первосвященника, по сути дела, подбеленной могилой. Перед другими людьми Анания стремился выглядеть праведным, Богоугодным человеком, на самом же деле вся жизнь его была преисполнена сплошной греховностью.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Илии против городища, заграждая торговую сторону, где жили главным образом меньшие люди. В испуге мятежники воображали уже, что разгневанный старый князь немедленно ударит на город и предаст их жилища пламени. У св. Николы собралось вече. В сердцах всех царил страх. – Братья, – говорили на вече, – а что если князь скажет: выдайте моих врагов!? Что тогда делать? – Что делать? Умирать, так умирать всем! На людях и смерть красна. Не выдавать никого! – Правда! Всем целовать Пресвятую Богородицу на том, что всем стоять заодно, друг за друга, «либо живот, либо смерть» за свою отчину, за всю правду новгородскую! 328 Общее смятение усилилось еще более, когда сын прежнего посадника Михаил Степанович, посоветовавшись с «лучшими» людьми, собрав полки своих приверженцев, вышел из города и стал у Юрьева монастыря, ожидая своей очереди ударить на мятежников 329 . Между тем как прямодушный ревнитель старины Анания решился разделить с народом грозившую ему участь, сообразительный Михаил своим поступком очевидно хотел угодить сильнейшей стороне и при помощи князя сделаться посадником, свергнув Ананию. Но его поступок вызвал страшную ярость народа. Забыв о своем критическом положении, народ готов был броситься на Михаила и жестоко отмстить за измену общему делу. Только того еще недоставало, чтобы в виду грозного войска Александра новгородцы принялись избивать друг друга... Анания поспешил предупредить Михаила о грозившей ему опасности и бросился к бушевавшей толпе с словами: «Братья! если хотите убить Михаила, убейте прежде меня!» Не подозревал, видно, Анания замыслов Михаила 330 . В то время как обезумевшие от мятежа новгородцы готовы были броситься друг на друга, Александр, спокойно расположив свое войско вокруг городища, своей старой резиденции, вовсе не думал нападать на город и сам сделал первый шаг к примирению. Он отправил к ним в качестве посредника своего племянника Бориса Васильковича. Собрав вече, он предъявил требования великого князя: – Выдайте посадника Ананию! Если же не выдадите, я вам не князь: иду на город войной! 331 Требование князя было знаменательно: Анания был самый видный представитель стремлений, клонившихся к независимости Новгорода, его старой обособленности от остальной Руси в политическом отношении, ревнитель вечевых порядков. В лице Анании Александр явно для всех осуждал бесповоротно эти стремления. Граждане должны были понять, что мир может быть дарован им только под условием полной покорности Новгорода. После долгих рассуждений новгородцы послали Александру следующий уклончивый ответ:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010