Так Иосия левит, прозванный апостолами Варнавою (сыном утешения), продал свою землю и деньги, за нее полученные, положил к ногам апостолов. Даже незнакомец, приходивший издалека, если только он приносил одобрительное письмо от своей общины, доказывавшее, что он христианин, был принимаем как брат, н все относились к нему, как к брату. «Они любят, не зная друг друга», изумленно говорит один язычник. Впрочем, и среди первенствующей Церкви обнаружились некоторые слабости и пороки. Так, некто Анания с женою своею Сапфирою продали свое имение, но согласились между собою не все деньги отдать апостолам, а часть оставить себе, и потому не сказали правды, за сколько продали. Когда Анания принес деньги ап. Петру, то Петр сказал: «Анания! зачем сатана исполнил твое сердце солгать Святому Духу? Ты солгал не человекам, no Богу». Анания упал и умер. Его похоронили. Приходит жена его Сапфира. Ап. Петр спросил ее: «За сколько вы продали имение?» Она сказала то же, что и Анания. Аностол Петр сказал ей: «И ты согласилась с мужем обманывать Святого Духа»; и Сапфира упала и умерла тотчас же. Из этого узнали все, что в апостолах живет Святой Дух, Который есть Бог , и боялись лгать пред ними. Другой случай, нарушивший добрые отношения между верующими, произошел из-за давнего разделения между членами Церкви из евреев палестинских и евреев-эллинистов, т.е. прибывших в Иерусалим из других стран. Последние уверяли, что вдовам и сиротам их оказывается менее пособий, нежели вдовам и сиротам евреев палестинских. Апостолы, узнав о ропоте эллинистов, созвали учеников и сказали: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, заботиться о столах. Итак, братия, выберите из своей среды семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости, их поставим на службу сию». И когда общество избрало их, апостолы, помолясь, возложили на них руки. Избранные стали называться диаконами. Их обязанностью было раздавать пособия бедным и помогать апостолам в деле проповеди и при совершении таинств. Таким образом возникла первая священная степень диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский 1. Теперь (писатель) намеревается повествовать об Анании с Сапфирой и, желая показать, что этот человек совершил тягчайший грех, наперед упоминает о том, который посту­пил, как должно. И когда столь многие поступали также, когда была такая благодать, такие знамения, он (Анания) при всем этом не исправился; но, будучи однажды ослеплен любостя­жанием, навлек погибель на свою голову. " У которого была своя земля " , – так сказал (писатель), выражая, что больше ничего у него и не было, – " продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов " . " Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов " (Деян.5:1,2). Важно то, что грех (со­вершен) по согласию, и никто другой не знал о случившемся. Откуда пришло (на мысль) этому несчастному и жалкому сделать это? " Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? " (Деян.5:3) Смотри – и теперь совершилось великое знамение и притом гораздо боль­шее того прежнего. " Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? " (ст. 4) То есть, разве была какая-либо не­обходимость и принуждение? Разве мы привлекаем вас невольно? " Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен " (ст. 4-5). Видишь ли, чем это знамение больше (прежнего)? Тем, что (Анания) лишается жизни, и что (Петр) узнает сокро­венное в мыслях и совершенное втайне. " И великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? " (ст. 5-8) Он хотел спасти ее, – так как муж был виновником греха, – и потому, может быть, дает ей время к оправданию и возможность к покаянно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1668...

Христианство произвело переворот в нравственной жизни человечества. Верующие во Христа изменяли свою прежнюю «дикую природу» и начинали вести строго нравственную жизнь. Учение Христа о любви к ближним было вполне осуществлено первыми христианами. «В Иерусалиме, – говорит св. Лука, – у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее; не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». Между собой христиане называли себя братьями и сестрами, и это название было не словом только: они и в действительности жили, как братья и сестры. Целование, которым они приветствовали друг друга при совершении евхаристии, не было простой формой; христианская община, действительно, была одним семейством, все ее члены – чадами единого небесного Отца. Всякий служил другому, всякий молился за других. Даже незнакомец, приходивший издалека, если только он приносил одобрительное письмо от своей общины, доказывавшее, что он христианин, был принимаем как брат, и все относились к нему, как к брату. Впрочем, и среди первенствующей церкви обнаруживались некоторые слабости и пороки. Так, некто Анания с женою своею Сапфирною продали свое имение, но согласились между собой не все деньги отдать апостолам, а часть оставить себе, и потому не сказали правды, за сколько продали. Когда Анания принес деньги ап. Петру, то Петр сказал «Анания! зачем сатана исполнил твое сердце солгать Святому Духу? Ты солгал не человекам, но Богу». Анания упал и умер. Его похоронили. Приходит жена его Сапфира. Ап. Петр спросил и ее: «За сколько вы продали имение?» Она сказала то же, что и Анания. Ап. Петр сказал ей: «И ты согласилась с мужем обманывать Святого Духа»; и Сапфира упала и умерла тотчас же. Из этого узнали все, что в апостолах живет Святый Дух, Который есть Бог , и боялись лгать пред ними. Другой случай, нарушивший добрые отношения между верующими, произошел из-за давнего разделения между членами церкви из евреев палестинских и евреев–эллинистов, т.е. прибывших в Иерусалим из других стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Наконец, мог бы вообще ничего не отдавать. И, опять-таки, никто его за такие действия не осудил бы. Но Анания заведомо обманывает, выдавая часть денег за всю вырученную сумму. Почему? Чтобы не выглядеть в глазах общины скупым, то есть чтобы не упасть в мнении ближних своих. Между тем он так упал, что дальше было уже некуда. За деньги, за жалкое материальное богатство, этот человек продал душу диаволу, стал рабом греха, замарался совершенным беззаконием. Святитель Иоанн Златоуст пишет об обличении Анании: «Видишь ли, как он обвиняется в том, что сделав свои деньги священными, потом взял их? Разве не мог ты, говорит, продав имение, пользоваться ими как своими? Разве кто препятствовал тебе? Почему восхищаешь их после того, как обещал отдать? Для чего ты, говорит (апостол Петр), сделал это? Ты хотел удержать у себя? Надобно было удержать сначала и не давать обещания». Наказание за произведенный обман Бога не замедлило: Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. Анания умер. Его смерть не была вызвана сильным нервным срывом или потрясением. Психика людей, привыкших врать, способна вынести еще и не такое. Но тут пред всеми христианами Иерусалима было явлено чудо мгновенного Божественного наказания преступника. Ведь действия его были не только греховны, но и преступны. Анания преступил заповеди Божии, возжелав обмануть Самого Творца. Блаженный Феофилакт усматривает в описываемом событии три чуда, утверждая: «Три чуда в одном и том же случае: одно состояло в том, что Петр узнал то, что совершено было тайно; другое — в том, что он определил мысленное настроение Анании, и третье — в том, что Анания лишился жизни по одному лишь повелению». Тяжкое преступление вполне справедливо повлекло за собой и тяжкое наказание. Так случилось с Ананией. А что же жена его, Сапфира, как она поступила? Верная не Богу, а человеческому договору с мужем, она продолжила ложь пред апостолом Петром. И услышала страшные слова: Что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Аммон, или Аммун, преп. Нитрийский, преставившийся около 350 года. 4 окт. Аммон, или Амой, преп. Египетский, современник Арсения Великого. Субб. с. Аммун диакон, муч. Ираклийский при Ликинии, с 40 девами постницами. 1 сент. Аммун, или Аммон, преп. Нитрийский, ум ок. 350. 4 окт. Амонит, муч. Мелитинский при Диоклетиаие, с Иероном и др. 7 ноября. Амос пророк. 15 июня. Амплий. ап. из 70, со Стахием и др. 31 окт. Амфилохий воИн.муч. Иллирийский при Адриане, с Филитом синклитиком и др. 23 марта. Амфилохий, еп. Иконийский, отец церкви 4 века. 23 ноября. Амфиан и Едесий мучч., ученики муч. Памфила, из коих первый пострадал в Кесарии, ок. 306 г. от Урбана, второй – в Александрии от Иерокла. 2 апр. Анания, из числа трех отроков, с Даниилом прор. 17 дек. Анания, ап. из 70. 1 окт. Анания, пресвитер, муч. Финикийский, с Петром, темничным ключарем, при Диоклетиане. 26 янв. Анания пресвитер, муч. Персидский 341 г., с Симеоном еп. 17 апр. Анания Персянин, из Арвила. 1 дек. Анастасий, муч. Египетский, с Иулианом и Василиссой ок. 285 года. 8 янв. Анастасий муч. 5 дек. Анастасий муч. 25 окт. Анастасий Персянин, преподобномуч. в 628 году. 22 янв. Анастасий, игумен Синайской горы, сконч. при Ираклии. 20 апр. Анастасий преп., исповедник 7 века, с Максимом исповедником. 21 янв. Анастасий, преподобномуч. Печерский XI века. 22 янв. Анастасия, мученица Римская при Нероне, с Василиссой. 15 апр. Анастасия Римляныня, муч. При Декии. 29 окт. Анастасия узорешительница, великомученица Иллирийская, и друг., при Диоклетиане. 22 дек. Анастасия, муч. Солунская. 30 окт. Анастасия Патрикия, преподобная Египетская, ум. 507. 10 марта. Анатолий воин, муч. Никомидийский 303 г., с Георгием великомуч. 23 апр. Анатолий, муч. Никейский ок. 312 г., с Евстафием и Феспесием. 20      ноября. Анатолий, патриарх Цареградский, ум. 458. 3 июля. Анатолия, мученица Римская при Нероне, с сестрой Фотиной Самаряныней. 20 марта. Ангий, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Андрей, ап. из 12. 30 ноября. Андрей, муч. Лампсакийский при Декии, с Петром и др. 18 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Скачать epub pdf Глава пятая Деян.5:1–6 .  Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И, встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Намереваясь повествовать о том, что случилось с Ананией и Сапфирой, и желая показать, что они согрешили, Лука сперва упоминает о человеке, поступившем по правде, – об Иосии. Несмотря на такое множество лиц, которые поступали так же – продавали имущество и деньги отдавали апостолам, несмотря на столь великие знамения и на такое обилие благодати, Анания из всего этого не вынес никакого назидания и навлек на себя погибель. Но удивительно то, что прегрешение было по соглашению с женой и никто другой не был очевидцем продажи. Вот откуда у этого несчастного возникла мысль поступить так, как он поступил. Некоторые говорят, что если сатана исполнил сердце Анании, то за что же он понес наказание? За то, что он сам был виновником того, что сатана исполнил сердце его, так как он сам подготовил себя к принятию действия сатаны и к подчинению себя его силе. А то, что верующие сносили имения свои апостолам, неужели было следствием насилия? Неужели мы привлекаем вас против вашей воли? «Для чего ты положил это в сердце твоем?» Три чуда в одном и том же случае: одно состояло в том, что Петр узнал то, что совершено было тайно, другое – в том, что он определил мысленное настроение Анании, и третье – в том, что Анания лишился жизни по одному лишь повелению. Многие из нечестивых, выставляя на вид то, что случилось с Ананией и Сапфирой, присуждают верховного из апостолов к смерти. Но обвинение касается не Петра, а скорее Духа Святаго, произнесшего на них справедливый приговор: потому что Петр только изобличил их во лжи, а жизни лишил их обоих, как одинаково согрешивших, имеющий власть над жизнью и смертью Дух Святый. То же нужно сказать и о Сапфире, потому что не Петр убил ее, но так как прегрешение было делом обоих, то Судия одинаково наказал того и другую. Поэтому-то Петр, как знавший об этом и всегда вещавший Духом Святым, и изрек этот, принятый им от Того же Духа, глас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Обогатив церковную сокровищницу своими творениями, в которых излилась его Боголюбивая душа, стяжав общее почитание своей благочестивой жизнью, преп. Роман скончался около 510 г. Был погребён в Кировом храме, где потом и совершалась память его с особым торжеством. «Божественными добродетельми духа измлада украсився, Романе премудре, – воспевает творца церковных песен сама Церковь , – Церкви Христовей пречестное украшение был еси: пением бо прекрасным украсив ю, блаженне». «Се питаеши обильно мудрыми учениями и красными песнопениями помыслы наши и исполнявши сладости Божественнейшия, Романе благогласе». «Вдохновенными песнями ты, блаженный, возвестил неизреченное домостроение Христово и венчал всех святых хвалами; с ними, премудрейший отче, ты прославил чистую Деву и истинную Матерь Божию, с Коей предстоя Троице, помилуй нас!» «Подаждь желающим Божественного дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красота Церковная!» Святого Апостола Анании от 70 Избранный Иисусом Христом в число 70-ти Апостолов, ученик Спасителя – Анания жил в г. Дамаске, когда Господь явился ему в видении и повелел пойти к Тарсянину, по имени Савлу, который «теперь молится и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел» 1 … И когда Анания выразил недоумение, как идти ему к человеку, сделавшему много зла святым Божиим в Иерусалиме, то «Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми, и Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё» 2 . И тогда «Анания пошёл и вошёл в указанный Господом дом и, возложив руки на Савла, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа!» 3 . И когда Савл прозрел, то Анания крестил его; впоследствии же, когда Иудеи искали случая убить Павла за то, что из гонителя Христа он сделался ревностным проповедником учения Его, то Анания с другими учениками ночью, взяв Павла, спустили его по стене дома в корзине, чтобы спасти его от стороживших его у ворот дома Евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вспоминая в этот день Влахернское чудо, Русская Церковь обращается к Пресвятой Богородице: «Яко же тамо сущая народы в церкве милостивно покры, тако и нас, грешных раб Твоих, покрый кровом крилу Твоею». Мы просим Богородицу помолиться Богу «за ны грешныя, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». И милосердно склонив слух Свой к народной молитве, Матерь Божия и ныне, как тысячу лет назад, с ликами святых входит невидимо в храм и, простирая ко Господу пречистые руки, молится за нас, принимая под Свой благодатный Покров. Святой Апостол от 70-ти Анания Святой Апостол от 70-ти Анания , епископ города Дамаска, был из числа 70-ти учеников Христовых. В книге Деяний повествуется, что однажды ему явился Господь и повелел найти тарсянина по имени Савла, ибо Савл избран Богом, чтобы возвещать Имя Его «пред народами и царями и сынами израилевыми». Святой Анания знал, сколько зла причинил Савл иерусалимским христианам, но, следуя Божественному гласу, крестил обратившегося гонителя Церкви, будущего великого апостола и проповедника Павла ( Деян.9:10–19 ). Святой апостол Анания смело проповедовал о воскресшем Христе иудеям и язычникам. Благовествуя спасение, он прошел из Дамаска в Елевферополь и истинность своей проповеди доказывал исцелением больных. Правитель города язычник Лукиан всех уверовавших во Христа повелел предавать мучениям и смерти. Идолопоклонники, раздраженные проповедью святого Анании, схватили его и привели к правителю, который стал принуждать Апостола к принесению жертвы языческим богам. Святой Анания ответил язычнику: «Я поклоняюсь Единому истинному Богу моему, Иисусу Христу; я видел Его очами своими и с Ним из уст в уста беседовал, не только тогда, когда Он жил на земле как Человек, но и по вознесении Его на Небеса. Он нас всех избавил от власти диавола и привел к Отцу Своему. Я поклоняюсь Ему, а не бесам, желающим погубить весь род человеческий». Правитель стал угрожать Анании муками, но он был тверд в исповедании Христа. Подняв к небу руки, святой апостол молился: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Благословенного Отца! Внемли молитве моей и удостой меня участи блаженных апостолов в будущей жизни. Как спас Ты Савла Своим Светом, так и спаси меня от руки сего нечестивца, сопротивляющегося Истине; да не исполнится на мне его воля, да не уловит он меня сетями коварства своего; не лиши меня и Царства Небесного, уготованного всем любящим путь Истины Твоей, указанный Тобою, и сохраняющим заповеди Твои».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таков был Павел, пока Господь не благоволил призвать его к апостольскому служению. И вот этот гонитель Церкви идет в Дамаск, восточный город, с теми же полномочиями от первосвященников, чтобы и там преследовать учеников Христовых. Думал ли он, что сам придет в Дамаск послушным учеником Христовым? Но так судил Господь, и Его всемогущая благодать внезапно претворила этого жестокого гонителя Церкви в ревностного распространителя учения Христова. Он уже приближался к Дамаску, как вдруг осиял его с неба свет паче солнечного. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Ужаснулся Савл, затрепетало его сердце, но он мог еще собраться с силами и спросить: «Кто Ты, Господин?» Господь отвечал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Трепещущий Савл еще дерзнул спросить: «Господи, что повелишь мне делать?» И Господь ответил ему с неба: «Встань и иди в город; там сказано будет тебе». И он встал и с открытыми очами ничего не мог видеть, потому что ослеп. Спутники взяли его за руку и привели в город. Они сами были в трепете, потому что слышали голос, но ничего не видели. В Дамаске был ученик Христов до имени Анания. Ему явился Господь и сказал: «Анания, пойди в такой-то дом и спроси там Савла, родом из Тарса». Анания отвечал: «Господи, я слышал, что этот человек пришел сюда вязать христиан и отдавать под стражу». Но Господь ответил: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами, и царями, и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько сам он должен пострадать за имя Мое». Анания исполнил волю Господню: пошел к Савлу, возложил на него руки, исцелил от слепоты и затем просветил его святым крещением. Точно другим стал после этого Савл: он тут же стал проповедовать в иудейских синагогах об Иисусе, что Он есть воистину Сын Божий, Христос, Спаситель мира, так что все дивились и не верили своим глазам, зная наверное, что пред ними тот самый Савл, который пришел в Дамаск, чтобы преследовать Христово учение, а не прославлять Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Так, синайский архиепископ Лаврентий, посвященный в 1593 году вопреки канонам и правам Александрийского патриарха, освятил своевольно церковь в синайском метохе в Каире – в Джувании – и стал в ней открыто совершать богослужение, не спрашивая разрешения патриарха. Этого мало: Лаврентий стал облекаться в патриаршее облачение, при богослужении носил митру, которую на Востоке носили одни только патриархи, и не снимал ее, вопреки уставу, при освящении Святых Даров на литургии. Долго пришлось бороться с Лаврентием тогдашнему Александрийскому патриарху Кириллу Лукарису, и только в 1620 году Лаврентий был осужден и низложен. Низложение Лаврентия не остановило, однако, последующих епископов от попыток так или иначе сделаться автокефальными. Так, Иоасаф, преемник Лаврентия, хотя и отказался при своем поставлении от притязаний на совершение богослужения синаитами в церкви в Джувании, однако впоследствии не сдержал своего обещания, пока, наконец, не был осужден и низложен Собором в Константинополе в 1646 году 22 . Но дело Лаврентия и Иоасафа нашло себе самого энергичного представителя в лице преемника Иоасафа, архиепископа Анании. Опираясь на подложную грамоту Юстиниана, которая, однако, была признана подлинною Собором 1575 года, Анания смело и открыто признал себя автокефальным, отменил возношение имени патриарха Иерусалимского на литургии, в письменных актах и при богослужении стал величать себя, подобно патриархам, титулом «блаженнейший», а не «боголюбезнейший» и «мерность наша», а не «смирение наше», как титулуются епископы, и т.п. Узнав о поступках Анании, Иерусалимский патриарх Нектарий пытался было вразумить его, но Анания не обратил на его увещания никакого внимания. Тогда по просьбе Нектария в дело вступился Константинопольский патриарх, и так как Анания упорствовал в своих домогательствах, то в 1670 году в Константинополе собрался Собор, на котором присутствовали патриархи: Константинопольский, Иерусалимский Досифей, девять митрополитов и епископов и др. На этом Соборе Анания был объявлен лишенным сана и прав, о чем и составлена была синодальная грамота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010