В синоде по этому вопросу лично присутствовал патриарх антиохийский Афанасий и иерусалимский Досифей, подписавшиеся под этою грамотою. Но и на этом дело не кончилось. Чрез два года Анания снова выступил с своими притязаниями, и еще с большим упорством. Передадим рассказ об этой последней попытке его словами грамоты патриархов Каллиника и Досифея, как видно уже значительно выведенных из терпения проделками бывшего игумена Синая. «Анания и после того не обратился по человечески, не восчуствовал своего заблуждения, не хотел сделаться добрым, но оставаясь нераскаянным как диавол, не переставал восставать против неба, и поэтому, распаляясь более и более в замыслах сопротивления, собрал нескольких единомысленных ему людей одного с ним сорта и одной, как говорят, выделки, выдающих себя за братий монастыря (синайского), монахов дерзких и надменных, уличных крикунов и погонщиков, развратнейших и невежественнейших, и составив из них, как атаман, шайку разбойников, прибежал вместе с ними сюда. Сначала они потребовали церковного суда, порицая блаженнейшего патриарха иерусалимского владыку Досифея, будто он несправедливо поступает с ними; но не могли доказать никакой несправедливости его, как это показывала и грамота архиепископа их Иоанникия, принесенная ими. А тот изобретатель скандалов (Анания) коснулся и некоторых оправданий, высказывая многое, что представляло в себе невежественную и смешную смесь неразумия и наивности. Когда созван был синод и они были позваны к ответу, имеют ли они какие нибудь доказательства того, что проповедывал Анания и что они признают истинным, – того, что он есть автокефальный епископ и должен именоваться μακαριτατος, что он не должен поминать рукоположившего его патриарха, и всего вышеизложенного, они ничего не могли доказать, не могли сказать даже слова, подходящего к предложенным вопросам. Они ссылались только на новеллу императора Юстиниана и на определение патриарха Иеремии. Синод покакал им всю несостоятельность их объяснения упомянутых документов в пользу автокефальности Синайского архиепископа; но они остались неудовлетворенными судом патриархов и искали другого, не церковного суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Манглисские: еп. Христофор (Цицкишвили) (титулярный, 19 марта - 13 июня 1922); еп. Сухумо-Абхазский Ефрем (Сидамонидзе) (27 марта - 4 июля 1927); митр. Ниноцминдский Каллистрат (Цинцадзе) (4 июля 1927 - 21-22 июня 1932); он же, как католикос-патриарх (21-22 июня 1932 - 3 февр. 1952); вдовствовала (3 февр. 1952-1959); митр. Урбнисско-Маргветский Давид (Девдариани) (1959-1972); он же, как католикос-патриарх Давид V(VI) (Девдариани) (1972-1974); еп. (с 1978 - митрополит) Георгий (Гонгадзе) (13 янв. 1974 - 1 окт. 1980); архиеп. Фаддей (Иорамишвили) (1 окт. 1980 - 25 авг. 1986); митр. Батумско-Шемокмедский Константин (Меликидзе) (25 авг. 1986 - 15 мая 1992); еп. Иов (Акиашвили) (17 мая 1992 - 25 дек. 1992); архиеп. Анания (Джапаридзе) (25 дек. 1992 - 17 июня 1995); Манглисско-Цалкский: архиеп. (с 15 нояб. 2001 - митрополит) Анания (Джапаридзе) (17 июня 1995 - 11 окт. 2013); Манглисско-Тетрицкаройский: митр. Анания (Джапаридзе) (с 11 окт. 2013). Арх.: ГЦИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 460. Л. 8; Ф. 1698. Оп. 1. Д. 39. Л. 31; Ф. 2100. Оп. 1. Д. 9. Л. 2; Арх. Груз. Патриархии. Д. 621. Л. 28; Д. 1819; Д. 1973. Л. 5; Д. 1839. Л. 28; Д. 1859; Арх. Службы госбезопасности Грузии. Протокол 49; Протокол 51; Протокол 68. Лит.: Карбелашвили П. Грузинские духовные и светские наречия. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Описание рукописей/Кутаисский ист. музей. Тб., 1953. Т. 1. С. 205 (на груз. яз.); Пайчадзе Г. К истории рос.-груз. отношений 1-й четв. XVIII в. Тб., 1960. С. 232 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тб., 1978. С. 119 (на груз. яз.); Каллистрат (Цинцадзе), митр. Церковь св. Георгия Квашвети в Тбилиси. Тб., 1994 (на груз. яз.); Анания (Джапаридзе), митр. Церковные Соборы Грузии. Тб., 2003. Т. 1: Законодательные Соборы XII-XX вв. С. 341, 368; Т. 2: Соборы IV-XVIII вв. С. 233 (на груз. яз.); Матешвили Л., диак. Манглисско-Цалкская епархия//Карибче (Врата). Тб., 2005. Вып. 19 (на груз. яз.); Талаквадзе Н. Из дневника гражданина-священника. Тб., 2013. С. 210 (на груз. яз.). Г. Мачуришвили

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Священномученик Анания Дубницкий: Я страдаю за веру и должен пострадать за нее до конца В 1929 судили «за неуплату налогов», в 1932 — за «нелегальное врачевание», в 1938 году — расстреляли. За «участие в повстанческой организации». 7 августа, 2014 В 1929 судили «за неуплату налогов», в 1932 — за «нелегальное врачевание», в 1938 году — расстреляли. За «участие в повстанческой организации». В дни братоубийственной войны на Украине мы вспоминаем жития украинских новомучеников, прося их о заступничестве и умирении враждующих. Родился 14 октября 1884 года в селе Козловка Полтавской губернии в семье священника Гервасия Дорофеевича и Евфросинии Дубницких. В семье было семеро детей, двое из которых — старший Василий и Анания — стали священниками. Окончил Лубенское духовное училище и Киевскую семинарию. Хиротония состоялась в 1910 году. Отец Анания получил назначение в Свято-Покровскую церковь села Старое Золотоношского уезда Полтавской губернии (сейчас — село Васютинцы). Жена отца Анании, матушка Мария Акимовна (в девичестве Кузьменко), родилась в 1890 году и воспитывалась набожной бабушкой Иустинией (родители умерли, когда она была еще маленькой). Благочестивая бабушка привила девочке искреннюю любовь к Богу, стремление к молитве и храму. Мария была взята в дом к отцу Гервасию, где она с выполняла многочисленные обязанности домашней хозяйки. Девушка ревностно служила не только в доме своих благодетелей, но и в церкви, где батюшка учил ее петь и помогать ему в богослужении. Скромностью и целомудрием она привлекла к себе сердца всей семьи Дубницких. Поселившись в приходском доме при Свято-Покровской церкви села Старое, куда переехали молодожены, отец Анания с матушкой до октябрьских событий 1917-го года вели жизнь образцовой семьи сельского священника. За время своей супружеской жизни они родили и вырастили пятерых детей: сыновей Николая (1917 года рождения) и Александра (1918), дочерей Ольгу (1924), Анну (1928) и Серафиму (1929). Две младшие дочери святого — Анна и Серафима — живут в селе своих предков по сей день. Активные члены бывшего прихода отца, они ревностно посещают все церковные богослужения, поют на клиросе и ведут жизнь, достойную памяти святого.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-an...

Еще будучи юношей, он стерег одежды убийц архидиакона Стефана. Не довольствуясь гонением христиан в Иерусалиме, он испросил у первосвященника письма в Дамаск, чтобы там отыскивать христиан и приводить их в Иерусалим на мучения. Когда он со своими спутниками приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет, превосходивший солнечное сияние. От света небесного Павел, или Савл, ослеп и пал на землю. Потом он услышал голос Господа: «Савл! Савл! Что ты Меня гонишь?» Савл спросил: «Кто ты, Господи?» Голос отвечал: «Я – Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Господи! Что повелишь мне делать?» Господь отвечал: «Иди в Дамаск: там тебе будет сказано, что делать». Савла повели в Дамаск. Там был ученик Христов, Анания, и Господь в видении сказал ему: «Иди в улицу, называемую Прямой. Там, в доме Иуды, спроси тарсянина Савла. Он теперь молится и видел в видении, что человек по имени Анания придет к нему и, возложив на него руку, возвратит ему зрение». – «Господи! – сказал Анания, – я от многих слышал, что он сделал много зла святым Твоим в Иерусалиме, да и сюда пришел, чтобы гнать призывающих имя Твое». Господь отвечал: «Иди, ибо Я избрал этого человека, чтобы пронести имя Мое к народам, и царям, и сынам израилевым». Анания пошел к Савлу, возложением рук исцелил его и сподобил его святого крещения. С этого времени Савл стал таким же ревностным проповедником Евангелия, каким прежде был гонителем. Сперва чуждались его как иудеи, так и христиане: иудеи досадовали на его обращение, а христиане не верили искренности обращения. При участии апостола Варнавы Савл был, наконец, принят в общение с прочими апостолами. Этого-то Савла Господь избрал на подвиг проповеди среди язычников, и Савл справедливо мог сказать о себе, что он при помощи благодати Божией потрудился более всех. Он проповедовал преимущественно среди образованных греков и римлян, не щадя ни трудов, ни самой жизни, которую, как он говорил, охотно бы отдал за спасение ближних, которых любил всем пламенем своего сердца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

От народной тесноты Анания не мог приблизиться к Господу, и, дождавшись, времени, когда разойдётся народ, он встал на камень и, пристально смотря на лицо Спасителя, старался изобразить Его, но никак не мог сделать этого, ибо Божественное лицо Господа чудесно изменялось. Долго трудился Анания, но не было никакого успеха. Тогда Господь велел апостолу Фоме привести стоящего на камне живописца. Когда Ананию привели к Спасителю, тогда Господь назвал его по имени и по занятию – живописцем. «Где письмо князя твоего Авгаря, которое принёс ты Мне из Едесса?» – спросил Господь. Анания пришёл в удивление и ужас от прозорливости Господа и потом с трепетом подал письмо князя в руки Спасителю. Господь прочитал письмо и, исполняя желание Авгаря и живописца его, велел принести воды, умыл пресвятое лицо Своё и отер Его, поданным Ему четырёхугольным полотенцем, и вдруг на полотне изобразилось пресвятое подобие Божественного лица Господа. Подавая его Анании, Господь сказал: «Неси и отдай пославшему тебя». Это было в последние дни земной жизни Господа, незадолго до страданий Его. Анания возвратился в Едессу к своему князю и вручил ему образ Спаса Христа, и тот получил исцеление. Так Господь наш Иисус Христос Своим собственным примером благоволил освятить почитание икон. Вслед за Ним это почитание освящено примером и святых апостолов. Так, апостол и евангелист Лука написал икону Божией Матери и святых апостолов Петра и Павла. А после времён апостольских об иконопочитании свидетельствуют многие церковные писатели. Афанасий Великий называет безумными тех, кои по гордости своей не почитают Креста и святых икон. Святой Амвросий Медиоланский говорит: «Почитайте Господа в изображениях». Святой Василий Великий пишет: «Чту начертания святых икон и поклоняюсь пред ними особенно потому, что они преданы от святых апостолов и не запрещены». Шестой Вселенский Собор подтвердил почитание святых икон (82 правило). А Седьмой возвёл это почитание на степень догмата, то есть истины святой и непреложной. При таких исторических данных можно ли говорить, как это делают сектанты, что об иконопочитании ничего не говорится в Святом Писании и что его не было в древней христианской Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

История Анании и Сапфиры В четвертой и пятой главах Деяний святых апостолов рассказывается о массовом добровольном отказе от личной собственности в общине первых христиан и передаче всех средств на общие нужды. Но Анания, член первохристианской иерусалимской общины, и его жена Сапфира решили обмануть апостолов и утаить часть вырученных средств: Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.      Есть в Новом Завете история, которая вызывает страх и смятение у каждого, кто о ней знает. Это гибель Анании и Сапфиры — супругов, которые попытались обмануть Духа Святого, за что тут же были наказаны мгновенной смертью. И, наверное, более всего здесь шокирует радикальная непохожесть такого Божьего действия на все, что рассказывает нам о Боге Евангелие. Иисус — воплотившийся Бог, много раз показывал Свою ничем не ограниченную власть над бесами, природой и стихиями, но ни разу не употребил эту власть для наказания провинившихся.

http://pravoslavie.ru/90505.html

I. Св. апостол Павел, память коего вместе с первоверховным ап. Петром ныне празднуется, был иудей из колена Вениаминова, житель киликийского города Тарса, имевший права римского гражданина и, наставленный в строгих правилах фарисейских, был сперва ревностным гонителем Христовой веры. Еще будучи юношею, он стерег одежды убийц архидиакона Стефана. Не довольствуясь гонением христиан в Иерусалиме, он испросил у первосвященника письма в Дамаск, чтобы там отыскивать христиан и приводить их в Иерусалим на мучения. Когда он со своими спутниками приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет, превосходивший солнечное сияние. От света небесного Павел, или Савл, ослеп и пал на землю. Потом он услышал голос Господа: «Савл! Савл! что ты Меня гонишь?» Савл спросил: «кто ты, Господи?» Голос отвечал: «Я – Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Господи! что повелишь мне делать?». Господь отвечал: «иди в Дамаск: там тебе будет сказано, что делать». Савла повели в Дамаск. Там был ученик Христов, Анания, и Господь в видении сказал ему: «иди в улицу, называемую Прямою. Там, в доме Иуды, спроси тарсянина Савла. Он теперь молится и видел в видении, что человек, по имени Анания, придет к нему и, возложив на него руку, возвратит ему зрение». – «Господи! сказал Анания, я от многих слышал, что он сделал много зла святым Твоим в Иерусалиме, да и сюда пришел, чтобы гнать призывающих имя Твое». Господь отвечал: «иди, ибо Я избрал этого человека, чтобы пронести имя Мое к народам, и царям, и сынам израилевым». Анания пошел к Савлу, возложением рук исцелил его и сподобил его святого крещения. С этого времени Савл стал таким же ревностным проповедником Евангелия, каким прежде был гонителем. Сперва чуждались его как иудеи, так и христиане: иудеи досадовали на его обращение, а христиане не верили искренности обращения. При участии апостола Варнавы Савл был, наконец, принят в общение с прочими апостолами. Этого-то Савла Господь избрал на подвиг проповеди среди язычников, и Савл справедливо мог сказать о себе, что он при помощи благодати Божией потрудился более всех. Он проповедывал преимущественно среди образованных греков и римлян, не щадя ни трудов, ни самой жизни, которую, как он говорил, охотно бы отдал за спасение ближних, которых любил всем пламенем своего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Во блаженном успении да упокоит Господь душу сего, истинно покаявшегося, Своего раба и сотворит ему вечную память! Схимонах Анания Происхождение и род мирских занятий будущего старца Анании († ранее 1923) до его появления в Соловецкой обители нам остаются неизвестными. Всей его жизни в монастыре было более 52 лет, а на разных послушаниях во святой обители, включая и начальственные, провел он около 40 лет. Как ни старался отец Анания скрывать от ближних свои иноческие подвиги, это ему не удалось. Добродетели, которыми одаривал его Господь, выдавали в нем подвижника. Вы – свет мира, – сказал Господь. – Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме ( Мф. 5:14 – 15 ). Окружающая многочисленная монастырская братия стала почитать отца Ананию за монаха высокой духовности и, несмотря на его формальную малограмотность, его считали глубоко посвященным в тайны духовной жизни, изведавшим и испытавшим многое на самом себе. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5: 16 ). Старец Анания стал служить для братии живым примером всегдашней уравновешенности, безропотности и терпения болезней. Он довольствовался исключительно общей братской трапезой – это было строгое соблюдение заветов преподобного Зосимы, основателя монастыря, – ничего из снедей, то есть пищи, не иметь и не вкушать в своей келье. К тому же старец отличался безмерной нестяжательностью. Один из братии, больничный служитель, рассказывал о нем следующее: «Однажды я был вызван к отцу Анании – осмотреть его больную ногу, Войдя в келлию, нашел его сидящим за работой. Он щипал пенку, хотя ему тогда было от роду уже около 82–х лет. Обстановка кельи была чрезвычайно убогой: в углу – стол, небольшой шкаф с церковными одеждами и монашескими принадлежностями, да посередине ее – маленький столик, на котором лежало коечто из предметов для рукоделия. В другом углу висел простой рукомойник. Более ничего в келье не было, даже отварной воды для питья. И той вовсе не оказалось, когда она потребовалась для перевязки и примочки больной ноги отца Анании. Среди братии было известно, что всё, что ни получал отец Анания, он тотчас раздавал, почти ничего себе не оставляя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Он очень раскаивался в том, что преследовал Церковь , и печалился, и молился, и просил Бога, чтобы было прощено ему» (Феофилакт). Что касается до внешней причины ослепления Савла, то сам он впоследствии говорил, что «от славы света того лишился зрения» ( Деян.22:11 ). И блаженный Феофилакт пишет: «очи Павла пострадали, потому что избыток света обыкновенно действует болезненно, так как и глаза имеют меру (восприемлемости света). Говорят также, что и чрезмерный звук делает глухими и бесчувственными (к звукам)». 255 Откровение Анании в сонном видении о посещении Савла, соответствующее таковому же видению Савла об Анании (ст. 12), показывает славное исполнение пророчества об излиянии Духа Божия таком, силою которого увидят чудные сны многие рабы Господни ( Иоиль.2:28–30 ), одним из которых и был Анания – еще только ученик по вере в Христа, хотя, как Иудей, он пользовался за свое благочестие великим уважением всех Евреев ( Деян.22:12 ). Таким и даже большим уважением Анания за свое христианское благочестие пользовался впоследствии и от христиан, почему поставлен был во епископа Дамаского и затем после многих трудов благовестия запечатлел свою преданность Христу мученичеством в городе Елевферополе Иудейском (см. «Четьи-Минеи> , октябрь 1). Как послушный ученик Господа, Анания живо отозвался на дивный призыв Господень, повелевавший ему встать и идти к Савлу, причем указано было точно место его жительства, а также и то, чем он теперь занимается, что, конечно, могло быть важным в смысле разъяснения, что поручение касается дела святого. Говорят, что прямая улица, на которой жил Савл в Дамаске, зовется так доселе, как редкая из множества улиц сего великого города Азиатского востока, где вообще улицы очень искривлены всячески. Это, по-видимому, малое свидетельство, имеет однако большое значение в смысле всестороннего соответствия возвещаемого здесь полной действительности во всех ее частностях и даже кажущихся мелочах, в которых особенно путаются сказатели ложных событий. Молитва Апостола в раннее время, когда даже ревностный законник Анания спал, показывает, что и Савл был возбужден Господом, после чего, вставши, он и молился, готовясь встретить Ананию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Об идеальном совершенстве Своего внешнего вида засвидетельствовал и Сам Христос. Он Сам сказал о Себе, что Он есть образ Бога Отца, отражение Его вечной славы и всех Божественных совершенств, которые в своей совокупности представляют неизреченную Божественную красоту. На просьбу Филиппа – «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас», – Иисус кротко, с нежным укором, сказал ему: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?» ( Ин. 14:8–10 ). И если Сам Христос сказал о Себе – «видевший Меня видел Отца», то этим ясно указал, что совершенства Бога Отца отражались чрез плоть Христа во всем Его внешнем виде в идеальной Его красоте. Слова Христа поясняет нам и ап. Павел. Об Иисусе он говорит так: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, возсел одесную (престола) величия на высоте» ( Евр. 1:3 ). И в другом месте он говорит тоже о Христе: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» ( Флп. 2:6 ). Значит, Он был не фиктивным, но реальным отражением славы Бога Отца, Он был «Бог во плоти» ( 1Тим. 3:16 ), а потому Он представлял Собою и по телу идеальное совершенство. И эта-то идеальнейшая Божественная красота Его внешнего вида была так ужасно попрана людьми и превращена в страшное безображие, так что все от ужаса отвращали лицо своего от Него, когда Он, обнаженный, стоял на Голгофе пред лицом всего Еврейского народа и человеческого рода! Божественная красота лика Христа Спасителя неизобразима человеческим искусством и неописуема творческим пером художника-поэта. Есть предание, которое ясно и определенно говорит об этом. Едесский царь Авгарь V был болен страшною болезнию синей проказы, ломотою в костях и расслаблением всех членов. Он слышал о необыкновенной доброте Христа и Его дивных делах милосердия. Он узнал, что Христос никому не отказывает из несчастных в их просьбе, – всем помогает, всех исцеляет. Веря в такую доброту и чудодейственную силу Христа, он желал видеть этого Великого Чудотворца и получить от Него исцеление. Но так как ему самому нельзя было отправиться в Иудею и, с другой стороны, он не надеялся, чтобы Иисус пришел к нему, то он послал искусного живописца Ананию и приказал ему снять портрет с Иисуса, чтобы видеть ему, по крайней мере, изображение лица Спасителя и облегчать свои страдания, взирая на него. Анания, исполняя приказание царя, уловил удобный момент, чтобы снять на полотно подобие лица Иисуса. «Он встал на камень и, смортя пристально на лицо Спасителя, старался изобразить Его на полотне. Но задача оказалась невыполнимою. Лишь только Анания переносил на полотно подобие Спасителя и снова взглядывал на Него Самого, то лицо Спасителя изменялось, и Анания должен был начинать снова; но снова происходило то же изменение Божественного лица, так что Анания, долго трудившись, не мог изобразить Его лица» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010