Помпей направил в  Иудею своих посланников Габиния и  Скавра, поручив им разобраться в  иудейских делах. Когда Скавр поспешил в Иудею, к нему, как рассказывает Иосиф Флавий, «явились посланные как от  Аристовула, так и  от  Гиркана с просьбой оказать поддержку. За это Аристовул обещал заплатить ему четыреста талантов и  такую  же сумму обещал ему Гиркан, но Скавр склонился на сторону Аристовула, потому что тот был богаче и менее требователен… В силу этих соображений он… получил с него деньги и освободил его от осады, причем повелел Арете удалиться, иначе он будет объявлен врагом римского народа» (Иосиф Флавий, Иудейские древности, т. 2. М., 1994, с. 53). При отступлении от стен Иерусалима набатейцы подверглись нападению со стороны отряда Аристовула. Но когда Помпей прибыл в Дамаск, к нему туда снова явились посланцы соперничавших братьев Аристовула и Гиркана, каждый домогаясь принятия решения в свою пользу. Некоторое время спустя Помпей занялся ситуацией, сложившейся в Иудее, и принял решение, поддержанное фарисеями, упразднить вовсе царскую власть в стране и передать управление первосвященникам. Аристовул колебался, но в конце концов подчинился ультимативному требованию Помпея и капитулировал, часть его армии, однако, отказалась подчиниться. В 64 г. до Р.Х. легионеры вошли в Иерусалим без сопротивления; но готовые стоять до конца иудейские воины заняли Храм, окруженный стеной с мощными крепостными башнями, и всю храмовую скалу. Помпей приказал начать осаду, которая продолжалась в течение трех месяцев. Башни удалось разрушить ударами таранов. Первым из римлян поднялся на крепостную стену сын Суллы Корнелий Фауст. После захвата крепости и Храма, по словам Иосифа Флавия, «некоторые из иудеев были перерезаны римлянами, другие своими же земляками, были и такие, которые кидались в  бездну... Таким образом, погибло до  двенадцати тысяч иудеев, римлян же пало очень немного» (Иосиф Флавий, Иудейские древности, т. 2., с. 58). «В то время как враги ворвались в Храм и стали избивать всех там находившихся,– пишет тот же историк,– священнослужители… не прерывали своего священнодействия, и их не могли принудить к бегству ни страх за свою жизнь, ни множество убитых уже товарищей, потому что они были убеждены, что лучше подвергнуться своей участи, оставаясь у жертвенника, чем в чем бы то ни было нарушить предписания законов» (Иосиф Флавий, Иудейские древности, т. 2., с. 57–58).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Там купались слуги и некоторые из наперсников царских. Ирод уговорил и Аристовула освежиться купаньем. Уже смеркалось. Царедворцы, настроенные заранее Иродом, стали, как бы играя, погружать Аристовула в воду, и эта шутка продолжалась дотоле, пока, наконец, он не задохся в воде. Чрез меру пышные похоропы и рыдания Ирода не скрыли от проницательной матери виновника злодейства: она обо всем уведомила Клеопатру. Египетская царица побудила Антония потребовать Ирода к ответу. Отправляясь в Лаодикию на суд к Антонию, Ирод оставил управление делами в руках дяди своего Иосифа, женатого на сестре его Саломии. Царь дал ему тайное повеление, в случае своей смерти, умертвить Мариамну, чтобы она не вступила в новое супружество. Богатые дары оправдали Ирода перед Антонием. По возвращении своем, Ирод узнал, что Мариамне сообщено тайное повеление, данное насчет ее Иосифу, и неосторожный дядя был казнен. Потерянное Антонием сражение при Акциуме доставило верховное владычество над Римскою державою Октавию. Ирод, пользовавшийся дружбою Антония, видел необходимость снискать благоволение нового властители. Не зная, какой оборот примут его дела, он не хотел, чтобы кто-нибудь из царского рода оставался в его отсутствие в Иерусалиме, и потому взвел обвинение на Гиркана в сношении с Малхом, царем Аравийским, и приказал лишить жизни осмидесятилетнего старца. Тещу и жену велел держать под строгим присмотром в одной крепости, и насчет обеих отдал приставникам тайно то же повеление, какое дано было и во время поездки к Антонию в Лаодиию. Своею откровенною речью, обещанием быть и Октавию таким же верным другом, каким был доселе Антонию, великолепными подарками и различными одолжениями Ирод успел приобрести и уважение, и дружбу повелителя Рима. Но он совсем потерял любовь и уважение жены. Мариамна, и в этот раз узнавшая роковую тайну, встретила его холодно, и при одном случае попрекнула его убийством отца ее и брата. Минутою раздражения, в какое приведен был Ирод упреками своей жены, воспользовалась сестра его Саломия, ненавидевшая свою невестку за оказываемое ей презрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

762 Догадка ученых, не следует ли понимать эпитет «μγας» в смысле не «великий», а «старший», в отличие от других Иродов, имеет свою силу. См. Богородский, Прав. Соб. 1896 г. I, 497–522 стр. См. ниже, стр. 342, прим. 764 Ирод сделал это под предлогом признательности к 80-летнему старцу, не перестававшему быть в должном почтении Иудеев, а на самом деле, чтобы притворным оказанием ему чести (называя своим отцом) расположить к себе народ, и главное – чтобы иметь «в руках» этого маститого Асмонея, легко могущего оказаться виновником какой-либо опасной Ироду пересмены. Вот почему, в скором же времени, Ирод сам поспешил оклеветать его пред народом, и умертвил. 766 Иосиф насчитывает 3 случая такого нарушения: Ония, возведенный Антиохом Епифаном, вместо брата – Иисуса, 2) Аристовул, сменивший Гиркана и 3) Аристовул, поставленный Иродом вместо Ананела. Когда Иосиф говорит при этом, что закон о неприкосновенности первосвященнического сана «прежде всех» нарушил Антиох, то он имел в виду или последний период Еврейской истории, или беспричинные, самовольные смены первосвященника, так как случаев подобных смен вообще можно насчитать более 3-х. 767 Лаодикия, южнее от Антиохии, на море, куда Антоний пристал, отправляясь (весной 34. г.) против Армянского царя Armavasdes’a. 768 Сама Мариамма едва ли могла любить Ирода; в περ λ.Ι, 22, 2, Иосиф прямо говорит о ее ненависти; он говорит, впрочем, так много и другого худого не только о Мариамме, но и вообще о Маккавеях, современниках Ироду. Но если все остальное и согласовалось с явно тенденциозным намерением из лести к Римлянам обелить Ирода, ставленника Римлян, и представить его как бы агнцем, страдавшим от порочности и злонравия Маккавеев, – то ненависть Мариаммы к Ироду понятна и без этой тенденциозности. И что в этой ненависти не было еще ничего преступного – как старается представить Иосиф, всегда опровергающий свои похвалы Ироду выразительными фактами, – говорит простая человеческая справедливость, которая более оскорбляется не поведением Мариаммы, вполне натуральным, при данных условиях, а скорее наивными рассуждениями Иосифа и Ирода, что жена из-за чувственной ласки хотя бы изверга мужа должна подавлять в себе все душевные движения, и удовлетворяться ролью одалиски своего повелителя и быть рабой своей свекрови и золовки. (Богор. 510).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Но не следует ли из этого, что факт перевода Пятикнижие при Филаделфе был во времена Аристовула фактом общеизвестным и признавался на достаточных основаниях вполне достоверным. Таким образом, в свидетельстве Аристовула мы имеем несомненное подтверждение того, указанного в Аристеевом письме, факта, что иудейский закон был переведен на греческий язык при Птоломее Филадельфе. Но как скоро справедливо то, что начало перевода ветхозаветных книг на греческий язык было положено при Птоломее Филадельфе, то необходимо признать, что дело это совершилось не иначе, как по желанию и настоянию самого Филадельфа: почин в этом деле никак не мог принадлежать в то время александрийским иудеям. Лишь в правление Филадельфа иудеи наполнили собою Александрию, куда они прибыли частью из Палестины, частью из некоторых местностей Египта, где они были поселены или поселились при Александре Великом и за тем при Птоломее Первом. Но, стекшись в Александрию, иудеи, конечно, принесли туда с собой язык своего прежнего отечества, каковым, во всяком случае, не был язык греческий, уже в последствии распространившийся повсюду в пределах бывшей Александровой монархии. Таким образом, новые насельники столицы Птоломеев только здесь могли впервые ознакомиться с языком греческим и начать постепенное усвоение его. Правда, при Филадельфе в Александрии находились такие иудеи, которые, живя там со времен Птоломея Лага, конечно, основательно усвоили греческий язык; но, во-первых, с усвоением чужого языка, они едва ли забыли свой природный настолько, что были не в состоянии понимать его; а во-вторых, они были очень немногочисленны по сравнению с массой только что прибывших в Александрию их единоверцев. При таких условиях иудеи александрийские едва ли могли в первую половину царствования Филадельфа, почувствовать настоятельную потребность в переводе священных ветхозаветных книг на греческий язык, и необходимость, не медля удовлетворить этой потребности, не смотря на новость дела и свое глубокое уважение к оригинальному священному тексту; трудно даже предположить, чтобы в то время в их среде могла зародиться серьезная мысль о переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

О нём Евсевий сохранил нам некоторые сведения, весьма любопытные, потому что они показывают первые опыты толкования ветхозаветных посланий, которому сначала последовал Филон и следы которого впоследствии заметны у писателей Александрийских у св. Климента и у Оригена . Аристовул, обосновывая аллегорическое толкование Священного Писания, отвергал прямое значение всех антропоморфических выражений Пятикнижия, и в этом духе объяснял многие места у Моисея, принимая их как иносказания. Впрочем, Евсевий возводит до самого первосвященника Елеазара такой метод аллегорического толкования 329 . В Моисеевом описании схождения Бога на гору Синайскую в огне и в гласе трубном ( Исх.19:18 ) Аристовул видит только фантастический призрак, посредством которого Бог хотел показать всему собравшемуся народу Своё могущество. Таким же образом объясняет он выражение: „и почи в день седмый от всех дел Своих“. Наконец, у Аристовула в первый раз встречается мысль, что мудрость греков произошла от знания книг Ветхого Завета. Самым известным представителем иудейской школы в Александрии является Филон. Родившись в самой Александрии, он до такой степени воспитанием своим присвоил себе учение и философию греков, и в особенности Платона, что греческие писатели церкви составили пословицу: „ Φλων πλατωτζει, Πλτων φιλονζει“ 330 . По примеру Платона Филон пользуется теорией цифр и геометрическими фигурами 331 , а способ толкования Священного Писания вполне изложен в его трёх книгах об аллегориях закона, к которым следует ещё отнести сочинения о Херувиме, о жертвоприношении Каина и Авеля, биографии патриархов и книги о жизни Моисея. В каждом происшествии, с прямым материальным смыслом Филон отыскивает иносказательное отвлечённое значение, так что толкование его не объясняет буквальное значение Священного Писания, а обращает его в одни символы, и самый текст не подвергается критическому разбору, а только служит автору поводом к развитию собственных теорий под видом толкований. Несмотря на существенную примесь учения, заимствованного от греков или от восточных народов, Филон всё-таки не покидает родных преданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антипов Александр Владимирович, заведующий хирургическим отделением, Павлово-Посадская ЦРБ, Павловский Посад, Московская область «Александр Владимирович специалист высшей категории, с 1992 года работал в Павловском Посаде, возглавлял хирургическое отделение. Он всего себя отдавал служению людям. Многие жители благодарные ему за спасение близких», — написали коллеги. Алексей Аристов, заместитель главного врача Нижегородской городской больницы 33. «Огромная потеря для нижегородского медицинского сообщества и для всех нас», — написал заместитель губернатора Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов. Алексей Аристов закончил Горьковский медицинский институт им. С. М. Кирова в 1981 году. Архипова Светлана Борисовна, 55 лет, медицинская сестра, Обуховская городская больница, г. Обухово, Московская область   Аседова Сакинат, 45 лет, санитарка, Дагестанские огни, Дагестан Асратян Арпик Ашотовна, 69 лет, эпидемиолог, Москва, Сеченовский университет  Арпик Асратян (слева) Арпик Асратян была доктором медицинских наук, крупным специалистом в области лечения вирусных гепатитов. Она ранее работала профессором на кафедре эпидемиологии института профессионального образования Сеченовского университета. 7 апреля скончался муж Асратян — известный физик Мишик Казарян. Асхабов Магомед Арипович, 66 лет, зам. Главврача, Тляратинская ЦРБ, Дагестан Асхабова Патимат Абуталибовна, медсестра, ГКБ 2, г. Махачкала, Дагестан «Она была очень внимательной, доброй, отзывчивой, весёлой, жизнерадостной. За годы работы в больнице она помогла очень многим людям, а в последнее время, когда началась эпидемия, работала в самой опасной красной зоне, не жалея себя, и, к сожалению, сама стала жертвой этого жестокого вируса, который на сегодняшний день очень близок ко всем нам независимо от обстоятельств и его названия, будь то кононавирус, пневмония или COVID-19….», — написали коллеги.   Ахмедов Магомед Гасанкадиевич, 65 лет, хирург, Дахадаевская ЦРБ, село Уркарах, Дагестан Ахмедов Ахмед Курбанович, 40 лет, заведующий терапевтическим отделением, Акушинская ЦРБ, с. Акуша, Дагестан

http://pravmir.ru/mediki-pogibshie-ot-co...

Наконец, в третьем месте Логос является тождественным не только с Софией, но и с ветхозаветным Ангелом Иеговы: «Когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла средины, сошел с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всесильный Логос Твой, как грозный воин. Он нес острый меч – неизменное Твое повеление, и, став, все наполнил смертию; он касался неба и ходил по земле» 327 . Тождество Логоса с Софией открывается здесь не только из усвояемого Логосу эпитета Премудрости παντοδναμος, но и опять из того обстоятельства, что во всей исторической части нашей книги (с гл. 14 до конца) действующим лицом в истории евреев, как мы говорили, является Премудрость Божия. Личность Логоса и его тождество с ветхозаветным Ангелом Иеговы следует из того, что ему, как и таргумической Мемре, усвояется здесь функция ветхозаветного ангела-мстителя. Итак, хотя в книге Премудрости Соломоновой мы и находим уже все основные черты филоновского Логоса, т. е., с одной стороны, слияние Логоса с приточной Хокмой и ветхозаветным Ангелом Иеговы, в духе таргумической Мемры, а с другой – усвоение ему всех предикатов пантеистическо-стоического Логоса, но при всем этом мы не находим в нашей книге тех крайностей в развитии этих определений Логоса, какими характеризуется иудейско-александрийская философия. Так, в нашей книге нет ни малейшего намека на метафизическую необходимость посредствующей роли Софии-Логоса между абстрактно-беспредикатным Божеством и индивидуально-конкретной областью бытия; точно так же идея личности Логоса не доведена до понятия ее тварности, как впоследствии у Филона; наконец, космическая Премудрость, совпадающая в нашей книге со стоическим Логосом, еще не отождествлена с божественно-субъективной Премудростью, т. е. с самим Божеством, в качестве Его разума и имманентной силы. Более прямые и решительные следы иудейско-александрийских воззрений находим в отрывках из сочинений Аристовула. Синкретизм и аллегория здесь уже не ограничиваются только тем, что согласно с Ветхим Заветом и может быть примирено с ним, – у Аристовула мы находим уже такие воззрения, которые стоят в решительном противоречии с Писанием 328 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Писания к гомилетическим целям, а не исследованием рациональной глубины, как то было с изысканием эллинистов. Последнее раввины стали окончательно отвергать на основании излюбленного своего принципа, будто «свящ. Писание не идет за пределы своего простого смысла». 149 Они настаивали с полною строгостью на том, чтобы мы не вникали в дальнейшие цели и разумное объяснение закона, а только повиновались ему. Но именно это разумное объяснение закона александрийцы пытались обрести под его буквой. В этом именно смысле старался объяснять свящ Писание Аристовул, эллинский иудей из Александрии (около 160 года до Р. Хр.). Из его, посвященного царю Птоломею (Филометору) сочинения, которое, как кажется, служило комментарием на Пятикнижие, сохранился до нас только отрывок (у Климента александрийского и Евсевия). 150 По Клименту александрийскому , Аристовул стремился «выводить перипатетическую философию из закона Моисеева и из других пророков». Таким образом, когда мы читаем о том, что Бог стоял, это обозначает прочный порядок мира, – что Он сотворил мир в шесть дней, это означает правильное преемство времени; – субботний покой означает сохранение всего сотворенного. В Библии подобным образом можно было находить всю систему Аристотеля. Для чего же все это делалось? Конечно, не Библия заимствовала знания от Аристотеля, а Аристотель и другие философы заимствовали его из Библии. Таким образом, по Аристовулу, Пифагор, Платон и другие мудрецы. действительно приобрели свои знания от Моисея и находимые в их писаниях преломленные лучи соединялись во всей их славе в Torah. Путь этот был крайне заманчив; но раз вступив на него, было невозможно оставаться в покое. Аллегорическому методу оставалось только придать устойчивость, сведя его к известным принципам, или правилам критицизма, и приведя если не в однородную систему, то, по крайней мере, в связь разнородную массу греческого философствования и иудейского богословствования. Задача эта выпала на долю Филона александрийского, родившегося около 20 года до Р.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

Также, когда через несколько времени у Аристовула возник конфликт с Помпеем, то сторонники Аристовула надеялись выдержать в храме осаду римлян; они «заняли храм, и, разрушив мост, который идет от него к городу, решились выдержать осаду» (Древн. XIV.4:2), и хотя Поимей взял храм, но только после больших усилий, воспользовавшись, к тому же, субботним покоем евреев (там же). Ирод, предпринявши перестройку храма, еще более увеличил и усилил его укрепления: он усилил толщину стен, устроил тройную ограду вокруг храма; башню, находившуюся внутри ограды, превратил в настоящую крепость, назвав ее Антонией, устроил подземные ходы. Если прибавить к этому, что холм на котором расположен был храм, имел скалистые стороны, упирающиеся на дно глубокой долины, настолько глубокой, что «у тех, кто смотрел в нее сверху, кружилась голова» и «кто хотел посмотреть на самое дно долины, тот должен был опасаться, чтобы не упасть в обморок» (Древн. XV.11:8), – то мы можем представить себе, какую внушительную крепость представлял собой храм 185 . Он был прямо иерусалимским кремлем; Иосиф Флавий говорит, что «храм был цитаделью для города» (BoйhaV.5:8). «Гора храма, – говорит Гольтцман, – была национальной твердыней, и осады города римлянами направлялись, главным образом, к овладению храмом» 186 так что Тит, например, «не взяв храма, не считал безопасным (обеспеченным) обладание и городом» (Война V.9:2). Отсюда же понятно, почему храм во время войн, особенно во время последней междоусобной войны и войны с римлянами, играл важную роль, почему им старалась овладеть та или иная партия: храм давал владеющему им несомненные военные выгоды, обеспечивая, благодаря своим укреплениям, известный военный успех. Посему, например, зилоты, «овладев внутренним храмом и всеми находящимися в нем запасами, еще сильнее сопротивлялись Симону» (Война V.3:1), Равным образом, когда Кестий подступил к Иерусалиму, то «мятежники, – говорить Флавий, – устрашившись стройной организации римлян, покинули наружный части города и пошли во внутреннюю и в храм» (Война II.19:4), очевидно, надеясь на укрепления последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Протоиерей А. Орлов – – – (за 1912г.) Корпорации Астраханской Дух. Семинарии: Д. К. Вышеславов А. П. Орлов Е. Г. Кириано А. А. Мигулин Корпорации Витебской Дух. Семинарии: Е. П. Белоусов П. В. Полозов А. П. Триодин Ф. В. Ланге В. К. Каширенинов И. В. Мацкевич Корпорации Вифанской Дух. Семинарии: Архимандрит Герман А. А. Сперанский Ив. Николин А. Соколов Свящ. А. Зверев В. Цветков С. Крылов С. Федченков М. Некрасов Корпорации Волынской Дух. Семинарии: Архимандрит Аверкий Иероманах Тихон А. Житов Корпорации Воронежской Дух. Семинарии: И. П. Романов Корпорации Екатеринославской Дух. Семинарии: Г. Старокадомский В. Зеленцов В. Тацентов В. Гресков Протоиерей А. Одинцов Корпорации Иркутской Дух. Семинарии: И. Арефьев К. Денисов Беляев Свящ. И. Часоводов А. Никольский Троицкий Корпорации Костромской Дух. Семинарии: Ректор Семинарии протоиерея В. Чекин В. Преображенский Л. Грандилевский Н. Остроумов Корпорации Московской Дух. Семинарии: пожертвования за 1912год: Ректор Семинарии Архим. Филипп П. Минин С. Световидов Д. Минервин А. Десницкий С. Голощапов С. Кедров Н. Розанов С. Никитский М. Струженцов В. Протопопов А. Петропавловский Д. Смирнов Н. Виноградский В. Цветков Е. Лебедева М. Ильинский Иеромонах Серафим И. Аристов пожертвования за 1913год: Архимандрт Сергий С. Световидов Иеромонах Серафим Д. Аллемапов С. Кедров С. Голощапов М. Струженцов Н. Розанов С. Никитский Н. Троицкий П. Минин В. Цветков А. Петропавловский Д. Смирнов Н. Виноградский М. Аристов Лебедева Семенов —53— 13. Корпорации Новгородской Дух. Семинарии: Ректор Семинарии Архим. Тихон Инспектор Семинарии М. Кедринский H. В. Громцев A. В. Гедевский Корпорации Олонецкой Дух. Семинарии: Инспектор Семинарии В. Лебедев М. Смирнов А. Бурцев С. Олесевич Корпорации Оренбургской Дух. Семинарии: на стип. 52 курса Ректор Семинарии протоиерей И. П. Кречетов Г. И. Филиппович Корпорации Орловской Дух. Семинарии: От бывших питомцев Моск. Дух. Акдемии Корпорации Пензенской Дух. Семинарии: К. Соколов Л. Рождественский Корпорации Подольской Дух. Семинарии:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010