Примите ее о Господе, как достойно святым, и помогите ей, в чем будет иметь нужду у вас, ибо была она помощница многим и мне самому. Привет Прискилле и Акиле, сотрудникам моим о Христе Иисусе: они голову свою полагали за душу мою – их и не я один благодарю, но и все церкви языческие. Привет и домашней их церкви. Привет Епенету, возлюбленному моему – он начаток Ахаии во Христа. Привет Мариами, много потрудившейся для нас; Андронику и Юнии, сродникам моим и узникам со мною – они славны в Апостолах и прежде меня уверовали во Христа. Привет Амплию, возлюбленному мне о Господе. Привет Урбану, сотруднику нашему во Христе, и Стахию, возлюбленному мне. Привет Апеллесу, испытанному во Христе. Привет сущим из дома Аристовулова. Привет Иродиону, сроднику моему. Привет сущим у Наркиса, которые о Господе; Трифен и Трифосе, труждающимся о Господе; Персиде возлюбленной, много потрудившейся о Господе. Привет Руфу, избранному о Господе, и матери его и моей. Привет Асинкриту, Флегониту, Ерму , Патрову, Ермию и сущей с ними братии. Привет Филологу и Юлии, Нирею и сестре его и Олимпану и сущим с ними всем святым. Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Привет вам от всех церквей Христовых. Молю же вас, братия, блюдитесь от тех, что производят распри и раздоры вопреки учению, коему научились вы, и уклоняйтесь от них. Такие люди служат не Господу Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием прельщают сердца простодушных. Ваше же послушание всем известно, и радуюсь я о вас, но желаю, чтобы вы мудры были во всем во благо, и просты (чисты) для всякого зла. Бог же мира сокрушит сатану под ноги ваши вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. Привет вам от Тимофея, сотрудника моего, и Лукия, Иасона и Сосипатра, сродников моих. Привет вам в Господе и от меня Тертия, писавшего сие послание. Привет вам от Гаия, странноприимца моего и для всей церкви. Привет вам от Ераста, городского казначея, и брата Кварта. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Рим.16:6 .  Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас. Рим.16:7 .  Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа. «Юнию». Правильнее видеть здесь мужское имя ( Ιουνι– Иуниан), так как к женщине не идет замечание, что она «прославилась между апостолами». «Сродников моих» – т. е. родственников моих. Слово συγγενες – сродники нельзя понимать в смысле «единоплеменники», потому что так другие иудеи (Акила, Прискилла, Мариам) не названы здесь. – «Между апостолами». Здесь разумеются не 12 апостолов, среди которых не могли быть помещены Андроник и Юния, а вообще проповедники о Христе, среди которых означенные христиане занимали видное положение. Рим.16:8 .  Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе. Рим.16:9 .  Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне. Рим.16:10 .  Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова. «Из дома Аристовулова». О самом Аристовуле Апостол не упоминает, вероятно, потому, что тоже был христианином. Может быть, это был принц из дома Ирода, некоторое время живший в Риме, а потом уехавший в Иерусалим, оставив свой дом в Риме на попечение рабов своих. Рим.16:11 .  Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе. Рим.16:12 .  Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. Рим.16:13 .  Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою. «Избранного в Господе», т. е. выдающегося по своим христианским добродетелям. Рим.16:14 .  Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. Рим.16:15 .  Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых. Рим.16:16 .  Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы. По прочтении послания, читатели должны приветствовать и друг друга священным лобзанием, которое служило в древности на Востоке выражением приветствия при встрече и расставании ( 1Пет 5:14 ; Апостол. пост. XI,57, 12; VIII,5, 5). Оно называется святым, как выражающее дух христианского единения. – «Все церкви». Очень возможно, что действительно все Церкви восточные, знавшие о том, что Апостол пишет послание в Рим и сам собирается туда, просили его передать и их приветствие Церкви Рима, столицы империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рим покорил уже тогда Африку и Грецию и, широко распространяя свою власть по другим частям света, но как бы не будучи в силах поддерживать сам себя, так сказать, изнемогал от собственного своего величия. Он дошел до сильных внутренних мятежей, затем до союзнических, а вскоре и гражданских войн, и до такой степени обессилел и истощил себя, что перед ним предстала необходимость изменить государственный строй, чтобы стать под управление царей. Итак, знаменитейший правитель римского народа Помпеи, вступив с войском в Иудею, взял город, отворил храм (но не с молитвенной набожностью, а по праву победителя, и вошел в него не как благочестивый почитатель, а как поругатель святыни) и проник в святая святых, куда входить не дозволялось никому, кроме первосвященника; затем, утвердив Гиркана в первосвященническом сане и поставив над побежденным народом надзирателем или, как тогда называли, прокуратором, Антипатра, увел с собою Аристовула в оковах. С того времени иудеи стали данниками Рима. Затем Кассий ограбил и сам храм. Наконец, несколько лет спустя, иудеи подверглись наказанию иметь царем чужестранца Ирода, в царствование которого родился Христос. Ибо наступила уже полнота времен, определенная пророческим Духом через патриарха Иакова: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт. 49:10 ). Итак, иудеи не переставали иметь князей из иудеев до Ирода, в лице которого они получили себе первого чужеземного царя. Но наступило уже время прийти Тому, Кому было отложено данное Новому завету обетование, что Он будет чаянием народов. Чаять же Его грядущего, как чают ныне, что Он придет для совершения суда в блеске славы, народы не могли бы, если бы прежде не уверовали в Него, пришедшего для принятия суда в уничижении терпения. Глава XLVI. О рождении нашего Спасителя, вследствие чего Слово стало плотию, и о рассеянии иудеев среди всех народов, как было предсказано пророками Итак, когда в Иудее царствовал Ирод, а у римлян, с изменением государственного строя, императором был Август Цезарь, с которым в мире настали времена спокойствия, согласно предшествовавшему пророчеству ( Mux. V, 2 ), в Вифлееме Иудейском родился Христос как человек видимый – от человека Девы, а как Бог сокровенный – от Бога Отца. Ибо пророк предсказывал: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Uc. VII, 14 ; Mф. I, 23 ; Лyk. I, 31 ). В доказательство Своей божественности Он совершил много чудес; о некоторых из них, насколько это представлялось достаточным для проповедания о Нем, повествует Евангельское писание. Первое из них то, что Он таким чудесным образом родился, а последнее – что со Своим воскресшим из мертвых телом вознесся на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Римский император идумеянина Антипатра поставил прокуратором – правителем Иудеи, и династия царей Маккавеев перестала существовать, а Иудея вошла в состав Римской империи. После смерти Антипатра Иудеей управлял Фесаил, его сын, а Галилеей – Ирод Младший, его сын. Вскоре сын Аристовула II бежал из плена из Рима и захватил Иерусалим. Своему дяде Гиркану II обрезал уши, чем лишил его первосвященнического сана, а Фесаила заключил в темницу, где он и умер. А правителю Галилеи Ироду Рим дал военную силу, и он овладел Иерусалимом, казнил Антигена и стал единодержавным иудейским царем. Это было в 37 году до Рождества Христова. Стал истреблять род Маккавеев и казнил многих иудеев. Исполнялось пророчество – восточные мудрецы пришли к Новорожденному Царю Иудейскому во Иерусалим, звезда Которого взошла на востоке. Все ожидали Мессию. Великие монархии: Египетская, Вавилонская, Персидская – исчезли, Рим стал властелином мира и сблизил все народы. И началось томительное искание истинного Бога. Многие обращались в иудейство, философы, историки воспевали Младенца, Который сойдет с небес и водворит мир. Иудеи ждали по пророчеству Христа: одни как всемирного Завоевателя, Который покорит Иудеям весь мир и создаст еврейское царство, а другие, духовные люди из иудеев, ждали истинного Мессию, Который искупит человека от рабства греху и утвердит вечное Божие Царство. И Ангелы, возвещая новую эру в истории человечества в рождении Спасителя, воспели над Вифлеемом: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк.2:14 ). Из третьей книги Ездры Сотница 1 . Так говорит Господь Вседержитель: переселюсь к другим народам и дам им имя Мое, чтобы соблюдали законы Мои ( 3Ездр.1:2224 ). 2 . Так как вы Меня оставили, то и Я оставлю вас, ибо вы осквернили руки ваши кровью ( 3Ездр.1:2526 ). 3 . Так говорит Господь Вседержитель: не Я ли умолял вас, как отец сыновей и как мать дочерей и как кормилица питомцев своих ( 3Ездр.1:28 ). 4 . Чтобы вы были Мне народом, и Я вам Богом, чтобы вы были Мне сынами и Я вам Отцом? ( 3Ездр.1:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Святой Амплий, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе» (Рим.16:8), был епископом в городе Диосполе [ 49 ], где проповедовал Христа. Скончался в городе Одиссе [ 50 ], будучи умерщвлен еллинами за свою проповедь о Христе [ 51 ]. Святой Урван, о котором святой апостол Павел вспоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте Урвана, сотрудника нашего во Христе» (Рим.16:9), был епископом в Македонии [ 52 ]и скончался мученически [ 53 ]. Святой Наркисс [ 54 ], о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе» (Рим.16:11), был епископом в Афинах [ 55 ]. Святой Апеллий [ 56 ], о котором упоминает в том же послании святой апостол Павел, говоря: «Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе» (Рим.16:10), был епископом города Смирны [ 57 ]. Святой Аристовул, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте верных из дома Аристовулова» (Рим.16:10), был епископом в Британии [ 58 ]и там после долгих трудов и страданий скончался [ 59 ]. Святой Иродион или Родион, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего» (Рим.16:11), был епископом в Патрах [ 60 ]. Скончался мученически в Риме [ 61 ]. Святой Агав имел дар пророчества. О нем упоминается в Деяниях Апостольских в таких словах: «пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» (Деян. 21: 10–11; ср. 11:28). Апостол Агав проповедовал во многих странах и многих обратил к Христу. [ 62 ] Святой Руф [ 63 ], о котором упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе» (Рим.16:13), был епископом в Фивах, городе Греции [ 64 ]. Святой Асинкрит, который упоминается в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Гиркании, малоазийской области, где много пострадал за имя Христово [ 65 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ст. 10. … В сто восемьдесят восьмом году живущие в Иерусалиме и в Иудее, и старейшины и Иуда – Аристовулу, учителю царя Птоломея, происходящему из рода помазанных священников, и пребывающим в Египте Иудеям – радоваться и здравствовать… Так начинается второе письмо палестинских иудеев в Египет. Год написания его есть, очевидно, 121-й до Р. X. Таким образом, упоминаемый здесь Иуда, не есть известный Иуда Маккавей, а, как полагают – родственник Иоанна Гиркана, которому сей последний, занятый войною с сирийскими вождями, поручил внутреннее управление страной. Упоминаемый же здесь царь египетский есть Птоломей Евергет. У него-то и был учителем некто из ученых священников иудейских, по имени Аристовул. Ст. 14. …Именно, когда Антиох, как бы, намереваясь сочетаться с нею (богиней Нанеей), пришел в храм ее, а, бывшие с ним, друзья пришли взять деньги, как приданое…, и проч... В древности не редки примеры подобных сумасбродств. Ибо, как Юпитер и другие боги Олимпа, по мифологии Греков, совокуплялись с дщерями человеческими, так и люди-герои посягали на супружеские союзы с богинями. Афиняне обещали Марку Антонию в замужество свою богиню Минерву, и новый супруг ее потребовал у них вместо приданого – тысячу талантов денег. Римский император Гелиогабал устроил церемонию свадьбы с богиней Уранией, Каллигула замышлял то же самое 1158 . Ст. 19–36. Рассказ о священном огне с жертвенника всесожжений, который, будто бы, скрыт был на дне безводного колодезя и таился там во все время плена Вавилонского, – сей рассказ запечатлен характером баснословия. Ибо в канопических книгах Ездры и Неемии, а, равно, и у пророка Иеремии, на которого ссылается писатель 2-й книги Маккавейской, ничего подобного не уноминается. Глава 2. Продолжение второго письма палестинских иудеев, и предуведомление от автора второй книги Маккавейской а) Рассказ о том, как пророк Иеремия приказал переселяемым в плен Иудеям взять от огня священного и скрыть его, а, равно, и о том, как тот же пророк Иеремия скрыл на горе Наваф скинию Моисея и ковчег завета, в некотором потаенном месте и предсказал, что, некогда, они будут со славою открыты (ст. 1–12). б) Примечание об исторических трудах Неемии, собравшего сказания о царях и пророках, и об исторических записках некоего Иуды; предложение этих записок египетским иудеям и увещание им – совершать праздник очищения храма Иерусалимского (ст. 13–19). в) Писатель второй книги Маккавейекой излагает свое намерение изложить вкратце пятикнижную историю некоего Иасона Киринейского о подвигах Иуды Маккавейского, при Антиохе Епифане и сыне его Антиохе Евпаторе (ст. 20–33).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Тогда Симон призвал обоих сыновей своих Иуду и Иоанна, и сказал им: «я и братья мои, и дом отца моего, противоборствовали врагам Израиля, от юности нашей и доныне, и неоднократно Избавляли мы Израиля. Теперь я состарился, а вы милостью Божьей уже в возрасте; будьте вместо меня и брата моего и сражайтесь за народ наш, помощь же придет к вам с небес!» Он отпустил их в битву, с двадцатью тысячами воинов» около Модина, гробнице их предков, встретили сыны Симоновы полчища врагов: – побежден был Кендевий, ранен старший из Маккавеев, Иуда; но меньшой преследовал врагов до пределов Филистимских и возвратился с миром. Первосвященнику Симону суждено было погибнуть от меча, подобно всем своим братьям, и даже не во дни брани, но посреди водворенного им благосостояния, от руки единокровных изменников. Некто Птоломей, зять его, поставлен был им воеводой в Иерихоне, и превознесенный своими богатствами, замыслил восхитить власть из рук Симона и детей его. Изменник пригласил Первосвященника, обходившего страну свою, с семейством, исключая сына Иоанна, на пиршество в крепость Док, и там, посреди пира, умертвил Симона, двух сыновей его, Иуду и Маттафию, и некоторых из служителей. Он писал к Царю, чтобы прислал к нему воинов для покорения страны, и послал также единомышленников своих, захватить крепость Иерусалимскую и святилище, а других в Газару, чтобы умертвить Иоанна. Но Иоанн уже был предупрежден, верными людьми, о смерти отца и братьев. И мужеством своим не только отразил опасность от себя и своего народа, но и наследовал сан архиерейский; он возвеличил землю Иудейскую, мудрым и долгим своим правлением. Здесь оканчиваются книги Маккавейские, за сто двадцать лет до пришествия Мессии, ожидаемого пять с половиной тысячелетий. Святое Писание ветхого завета, после столь ясных о нем пророчеств, и раскрытия дивного промысла Божия, о роде человеческом, в особенности о народе Израильском, как рассаднике истинного Богопознания, показало еще однажды, в лице Маккавеев, как сила Божия совершается в немощи, и умолкло до новозаветных откровений. После кончины третьего брата из сей великой семьи, оно не сохранило, в книгах своих, ни тридцатилетнего счастливого правления Иоанна Гиркана, который один из всех Маккавеев скончался своей смерть, ни краткого владычества жестокого его сына Раистовула, который присоединил венец царский к митре архиерейской, ни междоусобий его внуков, Гиркана и Аристовула, которые навлекли на себя иго союзников Римских и погубили все свое потомство, уступившее место иному, чуждому роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Это было продолжением исповедания Себя как Сына Божия, начавшегося на суде Синедриона. На повторный вопрос Пилата: " итак Ты Царь? " Иисус спокойно и со властью сказал: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин. 18, 37). Слова что есть истина? не содержали никакого вопроса. Это был ответ неверующего, скептически настроенного человека. Выйдя, игемон сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке (Лк. 23, 4). Но иудеи не собирались уступать. Они вновь пытались представить Прокуратору проповедь Спасителя политически опасной: " возмущает народ, уча по всей Иудеи, начиная от Галилеи до сего места " (Лк. 23, 5). При упоминании о той области, которая была в то время под властью тетрарха Ирода Антипы, Пилат принимает неожиданное решение: отправляет к нему на суд Узника. Второй сын Ирода Старшего от самарянки Малфаки, воспитанный в Риме, став по смерти отца (4 г. до Р.Х.), властителем Галилеи и Переи, своей политикой старался угодить императорам. Укрепив пограничную крепость Беф-Хоран, он назвал ее именем жены Августа Ливиадой. После смерти императора Ирод назвал ее в честь жены нового монарха Тиверия - Юлиадой. Построив на берегу Геннисаретского озера новую столицу, он дал ей имя римского императора - Тиверада. Часто проповедуя в городах и весях близ Галилейского моря, Спаситель никогда не входил в Тивериаду. Когда Иисус Христос учил в Пиреи, к Нему пришли фарисеи и сказали: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя (Лк. 13, 31). Из ответа Спасителя можно заключить, что тетрарх не желал, чтобы в его областях находился Иисус и послал к Нему фарисеев. Поэтому Он называет Ирода лисицей (Лк. 13, 32). Расслабленный греховной похотью, Антипа вступил в прелюбодейный брак с дочерью своего сводного брата Аристовула Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Обличавшего его великого Пророка и Предтечу Иоанна он заключил в крепость Махерон близ Мертвого моря. В разгар пиршеских удовольствий, подстрекаемый Иродиадою, Ирод предал смерти святого Крестителя Господня.

http://pravoslavie.ru/put/040409102211.h...

Выше мы сказали, что загадочная для нас личность Аристовула могла быть хорошо известна иерусалимским старейшинам, но, кроме того, мы имеем и прямые свидетельства действительного существования этой личности. В письме Аристовул ясно назван учителем царя Птоломея (I, 10). Этот Птоломей должен быть не кто иной, как Птоломей Филометор, царствовавший от 181–145-го года до Р. Хр. На время его-то царствования и приходится год появления письма 164/63 до Р. Хр. Следовательво и под Аристовулом из гл. 10 ст. 2-ой Макк. книги мы должны понимать известного иудейского перипатетика, жившего в Египте в царствование Птоломея Филометора, что подтверждают и Климент Александрийский 116 и Евсевий 117 . Из свидетельств историков видно, что Аристовул посвятил Птоломею Филометору аллегорическое разъяснение пятикнижия Моисеева с целью посвятить его в тайны иудейского закона; очень возможно, что Аристовул сообщал монарху и устно свои взгляды, за что и получил почетное прозвище „διδασκαλος“ – «учителя или советника царя». Есть в письме слова, еще точнее определяющие личность Аристовула, это: „происходящему из рода помазанных священников“. Слова „χριστων ιερεων“ ясно указывают, что Аристовул происходил из первосвященнического рода, так как помазание совершалось над принимающими сан первосвященника, а не священника. Итак, по всем приведенным нами данным, Аристовул личность далеко не безызвестная; как видно, он пользовался особенным уважением египетских иудеев, по причине своих отношений к царю египетскому и также по своему происхождению из рода первосвященнического, одним словом, он был самой подходящей личностью, чтобы оказать поддержку просьбе составителей писем к египетским единоверцам. В подтверждение нашего взгляда на личность Аристовула мы можем сослаться на Низе 118 , который говорит: «адресат Аристовул был достоверно известный еврейский философ, который писал в царствование Птоломея Филометора». Перейдем теперь к разбору мнимых неточностей и легендарных сказаний, которые находятся во втором письме и которые, будто бы очевидно, говорят против подлинности его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Антиох XIII Азиатский, сын Антиоха XII Дионисия, приезжал в Рим и жил в нем два года, ходатайствуя о возвращении себе Сирии, которою управлял Тигран. Опасность Иудее от Тиграна Саломия отвратила дарами. Лукулл, победив Тиграна, передал Сирию последнему из Селевкидов Антиоху XIII Азиатскому, который царствовал 5 лет (69–64=5 л.). Гиркан II, сын Ианнея и Саломии, по смерти своей матери носит венец царский только 3 месяца в 67 г. Разбитый Аристовулом близ Иерихона и оставленный своими воинами, которые перешли на сторону его противника, он отказался от звания царя и Первосвященника в пользу брата. Аристовул II, сын Ианнея и брат Гиркана II, царствует 3 года. По окончании смуты в Египте, Птоломей XI Авлет, т.е. флейщик, или Ноф, т.е. незаконнорожденный, побочный сын Птоломея XIII Латура, непринятый в 81 г. Египтянами, вступает на Египетский престол и царствует всего 14 л. (60–52=14 л.) В том же году Помпей приходит в Азию на смену Лукулла для войны с Митридатом, царем Понта, и его зятем Тиграном, царем Армении. Идумеянин Антипатр, друг Гиркана II, убедил последнего бежать с ним в Петру к Аравийскому царю Арете, и склонил Арету к войне против Аристовула II. Арета разбил царя и осадил его в Иерусалимском храме. Оба брата начали искать посредничества у Скавра, легата Помпея, бывшего в Сирии. Скавр, за 400 талантов, принял сторону Аристовула II и заставил Арету снять осаду. Одобренный защитою, Аристовул поразил брата Гиркана и Арету. Помпей, загнавши Митридата в Колхиду, сделал Тиграна вассальным царем Рима. Потом он торжественно вступил в Сирию, и, не встретив никакого сопротивления со стороны Антиоха XIII, обратил Сирию и Финикию в Римские провинции. Когда Помпей объезжал Келе-Сирию, к нему в Дамаск явились Гиркан и Аристовул II с жалобами друг на друга. Помпей, сделав легкое замечание Аристовулу, обещал разобрать спор по прибытии в Иудею. Габиний, посланный Помпеем, заставил Аристовула сдать Римлянам крепости Иудейские и двинулся на Иерусалим. Аристовул вышел к нему навстречу и обещал сдать город, но его воины, запершись в Иерусалиме, не впускали туда Габиния, за что Аристовул был взят под стражу. Впрочем, одна часть граждан согласилась отворить ворога, и Помпей вошел в город. Тогда воины, верные Аристовулу II, заперлись в укрепленном храме. Три месяца они упорно держались на крутизнах храмовой горы, осажденных погибло до 12 т. Помпей, по взятии храма, вошел со своею свитою в святая святых. Он не коснулся ни священных сосудов, ни сокровищ, но взял с Иудеев 10 т. талантов. Иудея обращена в Римскую провинцию; Гиркану возвращено первосвященство, без титула царя; Аристовул II уведен с детьми в Рим для триумфа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010