Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Михайлович Юрганов (26.12.1877, с. Сергинское Пермского у. и губ. (ныне Серга Кунгурского р-на Пермского края) - 15.11.1918, Пермь), сщмч. (пам. 2 нояб., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Сын коллежского асессора. В 1900 г. окончил Пермскую ДС по 2-му разряду. 8 нояб. того же года Пермским и Соликамским еп. Петром (Лосевым) рукоположен во иерея и назначен на священническую должность к храму в честь Сретения Господня в с. Отчино-Сретенское Пермского у. и губ. (ныне Сретенское Ильинского р-на Пермского края). Наряду с пастырским служением заведовал Першатской церковноприходской школой и служил законоучителем в земском муж. уч-ще. 25 нояб. 1904 г. К. был переведен священником в храм в честь Воздвижения Креста Господня в родном с. Сергинском. Был утвержден заведующим Гамской, Жилинской и Подъельниковской церковноприходскими школами. 11 янв. 1907 г. назначен законоучителем Закурьинского земского уч-ща. В 1915 г. стал заведующим Дикаринской церковноприходской школой. Награжден набедренником (1904), скуфьей (1913). 16 июня 1918 г. К. был арестован красноармейцами в с. Сергинском вместе с др. местным священником сщмч. Ананией Аристовым по обвинению в контрреволюционной деятельности и увезен в Пермь. 15 нояб. того же года Военно-революционный полевой суд штаба 3-й армии Восточного фронта приговорил К. к расстрелу. Он был казнен в саду Пермской ДС. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГА Пермского края. Ф. 139. Оп. 1. Д. 13. Л. 3 об.; Ф. 198. Оп. 1. Д. 540. Л. 193 об. Лит.: Шестаков И., свящ. Справочная книга всех окончивших курс Пермской ДС. Пермь, 1900. С. 100; Ершов П. Справочная книга Пермской епархии на 1912 г. Пермь, 1911. С. 35; Пермские ЕВ. 1919. 1/2. С. 13-19; Дамаскин. Кн. 2. С. 132. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Павлович Тетюев (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/1842038.html

Церковь Троицы, по адресу: Щелковский район, г.Лосино-Петровский с.Пречистое (Аристов погост), является объектом культурного наследия регионального значения (ранее памятником истории и культуры местного значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 2). Современный адрес: г/о Лосино-Петровский, г.Лосино-Петровский, с.Пречистое, ул.Лесная, д.10. Кирилл Аминов, 23 мая 2015 г. Бывшее село Пречистое или Аристов погост является самым древним населенным пунктом, территория которого вошла в черту города Лосино-Петровский в 1951 году. Аристов погост располагался в районе городского кладбища у реки Звероножки, а напоминанием о бывшем селе осталась большая Троицкая церковь, построенная в стиле классицизм в 1822-1840 годы. Этот храм на окраине Лосино-Петровского не закрывался в советские годы и сохранил старинное внутреннее убранство. Первое документальное упоминание о церкви на Аристовом погосте относится к первой четверти XVII столетия. В писцовых книгах Московского уезда указано: «Погост Аристов, на речке Вздериноге, а в нем церковь Успения Пречистой Богородицы древяна шатром верх, да два придела: Живоначальной Троицы да Николы Чудотворца». Как видно из этой записи, деревянная церковь изначально имела посвящение Успению Пречистой Божией Матери, откуда и село получило свое второе красивое название – Пречистое. В XVII веке рядом с Успенской церковью стояла еще и вторая деревянная церковь Воскресения Христова. На тот момент храм уже не действовал, стоял «пуст без пения». В дальнейшем вторая Воскресенская церковь в документах больше не упоминалась. Успенский деревянный храм в начале XVIII века, вероятно, был отстроен заново, так как в 1710 году местному священнику был отпущен антиминс для освящения нового храма. Существует легенда, что с конца XIV века и вплоть до разорения в Смутное время на Аристовом погосте стоял женский монастырь. В историческом очерке о Николо-Берлюковской пустыни приводится любопытное местное предание. Схимник Варлаам, бывший ранее настоятелем Стромынского монастыря, после запустения этой обители перешел в некий Успенский Пречистенский девичий монастырь, который предположительно и находился на Аристовом погосте. После разорения Успенской обители поляками, старец Варлаам вместе с инокинями Евдокией и Иулианией прибыли в пустынное место, где позже возникла деревня Авдотьино. Там скитальцы и поселились, принеся с собой из Успенской обители старинный образ Николая Чудотворца. Эту икону старец Варлаам поместил в деревянной часовне, с которой началась история другой известной подмосковной обители – Берлюковской пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=06012

Автор Аристов Н. С. Семейный архив Курочкиной М.А. Выпускница женской гимназии Соколова Александра Фотография 1913 г. Автор Аристов Н. С. Семейный архив Свято-Успенский женский монастырь Фотография Тихонравова Николая Михайловича, участника революционных событий 1905-1907 гг., 1917 г., первого директора АПУ. Фотография 1912 г. автор Аристов Н. С. Музей — заповедник Александровская Слобода Фотография гимназистки Любы. 1912 год. Автор Аристов Н. С. Свято-Успенский женский монастырь Желая начать свое дело, Николай Степанович переехал в город Александров и 8 мая 1899 года открыл фотоателье. У Николая Степановича и его супруги Лидии Владимировны в Александрове родилось четверо детей — три дочери (одна из них умерла во младенчестве) и сын, при рождении которого Лидия Владимировна скончалась. Крестными родителями мальчика стали Александр Платонович, учитель Николая Степановича в области художественной фотографии, и сестра Юлия. Овдовев, Николай Степанович сам воспитывал дочерей. Благочестивый церковный человек, он и дочерей воспитал в благочестии и любви к Церкви. Старшая дочь, Лидия, в детстве переболела менингитом, последствия которого остались у нее на всю жизнь, и за ней необходим был уход. В 1917 году Николай Степанович пере­ехал с дочерьми в Сергиев Посад и открыл здесь фотоателье, которое просуществовало до 1929 года, когда окончательно определились масштабы экономической катастрофы, коснувшейся и города, и деревни, и в страну вернулся военный коммунизм с присущим ему стремлением уничтожать всякую инициативу. Остаток своей жизни Николай Степанович решил целиком посвятить служению Церкви. И Господь принял его намерение, но уготовал ему и мученический венец. Выписка из протокола заседания тройки НКВД по делу Николая Аристова и других членов «контр­революционной нелегальной организации “Истинных христиан”» В июле 1930 года Николай Степанович был рукоположен во диакона ко храму святых апостолов Петра и Павла или, как его называли иначе, Воскресения Словущего в Сергиевом Посаде, переименованном к тому времени в Загорск.

http://foma.ru/chto-zastavilo-uspeshnogo...

Однако более всего в то время его стала привлекать фотография, получившая тогда большое распространение и добившаяся значительных успехов как по качеству, так и по художественности исполнения. К концу XIX — началу ХХ столетия фотография из средств отображения того или иного события или фиксации внешнего облика человека, заменяя для людей небогатых дорогостоящий живописный портрет, стала законно претендовать на художественность, занимая свое место среди произведений искусства. Художник-фотограф уже не просто фиксировал событие, но старался передать характерные черты человека, проникнуть в его настроение, внутреннее состояние, в его чувства и переживания. В иных случаях, благодаря применению технических средств, фотография и по внешнему исполнению стала соперничать с живописью. В середине XIX столетия будущие мастера художественной фотографии стали получать образование в Санкт-Петербургской академии художеств, одновременно с фотографией занимаясь живописью и иконописью. Некоторые из них за свои работы в области художественной фотографии были награждены международными дипломами и золотыми медалями. Намереваясь исполнить давнее свое желание, Николай в 1896 году переехал в Сергиев Посад, где у его сестры Нины был свой дом, и поступил учеником к известному тогда в городе фотографу, Александру Платоновичу Платонову, лауреату многих международных премий. Фотографическая мастерская Платонова находилась в здании, пристроенном к Ново-Лаврской гостинице на Александровской улице. Оборот фотографии из фотоателье Фотография Гимназистка. Автор Аристов Н. С. 1900 год Александровский художественно-краеведческий музей Фотография Семейная пара Максимовых Автор Аристов Н. С., 1905 год Семейный архив Максимовой И. В. Фотография семьи военного. 1905 год Автор Аристов Н. С. Коллекция Александра Воробьева Вологодская обл., п. Вожега Групповой портрет братьев Новожиловых. Автор Аристов Н. С. 1916 год Семейный архив Новожиловых Выпускница женской гимназии гимназии Курочнина Александра Фотография 1913 г.

http://foma.ru/chto-zastavilo-uspeshnogo...

Говоренные им проповеди едва ли где были в печати. (Строев. Списки иерархов, стр. 559, 956; Волог. епарх. вед. 1870 г.; Яросл. епарх. вед. 1892 г. 33). Аристов Иван Петрович Аристов Иван Петрович , окончил курс в Ярославской семинарии в 1823 и в Петербургской духовной академии в 1827 г. магистром. Службу свою он начал с 16 сентября 1827 года преподавателем математики и французского языка во Владимирской семинарии; в октябре 1829 года перемещен в Ярославскую семинарию преподавателем математики и еврейского языка и, не оставляя службы при семинарии, определен 14 февраля 1831 г. священником к церкви Никиты мученика, а 11 января 1834 г. перемещен к Николо-Надеинской и 1-го января 1845 г. получил сан протоиерея. Службу при семинарии протоиерей Аристов оставил 1 июля 1853 года, при чем назначена ему полная пенсия, а 15 марта 1855 г. переведён протоиереем в Ярославский собор, состоя которым и скончался 19 апреля 1867 года. С 4 марта 1858 года он был законоучителем (безмездно) в Ольгинском детском приюте, а с 24 сентября 1854 г. состоял членом Ярославского статистического комитета. Как во время службы своей священником в приходских церквах, так и настоятелем собора, он часто произносил поучения, и между прочим два, по распоряжению епархиального начальства, в 1850 году в селе Федоровском Ярославского уезда, одно пред «приобщением», а другое после «приобщения св. тайн» 350 душ крестьян, не бывавших у исповеди и причастия от 7 до 60 лет. В печати же находится одно его «слово в неделю расслабленного», помещенное в Яросл. епарх. вед. 1861 г. 20). Кроме того, по поручению Св. Синода, 1830 г. он участвовал в переводе «бесед св. Иоанна Златоуста », именно толкований его на послание к Филиппийцам, изданных потом Св. Синодом в 40-х годах. Оставшееся в рукописи сочинение его, за которое получил он от Петербургской духовной академии степень магистра, носит такое заглавие: «Взгляд разума на таинства, содержимые православною церковью». (Чистович. Ист. С.Пет. дух. академии. Спб. 1857 г.; Яросл. епарх. вед. 1861 г. 20; 1867 г. 22; 1871 г. 39; 1872 г. 10). Арсеньев Яков Арсеньевич

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Когда в июне 1978 года Бориса Аристова назначили послом СССР в Варшаву, к нам в разведку приехал Андропов. Аристов ему пожаловался, что мы в разведке якобы распространяем алармистские настроения по Польше. Андропов тогда сказал мне по телефону со ссылкой на слова Аристова, что управление сгущает краски. На что я ответил: «Мы не сгущаем краски. У нас нет никакого интереса. Говорим только о том, что реально происходит в Польше». Мы провели в Ясенево отдельное заседание по Польше, на котором я сказал Андропову в присутствии десятка генералов: «Социализм в Польше стремительно исчезает, теряет свои позиции». Андропов задал вопрос: «На чем же он держится?» Я ответил: «Если по-честному, то власть держится только на скелете Объединенной рабочей партии, МВД и армии. Больше никто не поддерживает власть. Церковь, костелы имеют большую популярность, чем парткомы. Состояние общества жуткое, что тоже связано с большими затратами на военные нужды (поляки же участвовали во всех наших военных проектах). Все началось с продуктов питания. События в Гданьске начались с того, что внезапно повысили цены на мясо, увеличили нормы выработки на предприятиях». Андропов спрашивает: «Что там происходит с питанием?» Я отвечаю: «Нехватка мяса». Андропов дополнительно уточняет: «Сколько поляки потребляют мяса?» Я привожу данные: «46-47 килограммов на душу населения в год». Тут Андропов говорит: «У нас в СССР 37 килограммов на душу населения. А почему мы не бунтуем?» Я отвечаю: «Юрий Владимирович, у нас разный уровень терпимости». Андропов после этого позеленел. Помню, как он сказал в завершение: «Ну ладно. У нас не будет ни победителей, ни побежденных. Продолжайте следить за обстановкой в Польше». Когда Аристов приехал в Польшу, генерал Войцех Ярузельский через некоторое время ввел военное положение. Аристов умолял о помощи. Мы тогда сказали: «Подождите, мы же - КГБ, можем только проинформировать. У нас нет бронетанковых войск, которые можно вам послать на помощь» (улыбается). Так что Восточная Европа была пунктом нашего столкновения с Андроповым. Ранее я вам рассказал о Китае. Андропов не был сам сторонником «ястребов». Но после китайских дел он сказал: «Дайте мне хорошего помощника по Китаю». Мы выделили Андропову нашего лучшего специалиста по Китаю. Фамилию его не могу назвать. Он сейчас еще работает. Этот специальный помощник по Китаю был с Андроповым до конца жизни.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/30/niko...

Все мы высоко держим знамя высокообразованного нашего старославянского языка и, считая его общим нашим достоянием, завещанным нам предками нашими, мы вместе с тем желаем иметь общим один живой славянский язык». Под документом – подписи:40 русских, 7 болгар, 26 сербов, 14 словаков, 23 хорвата, 24 словенца и 66 чехов. Всего 200 подписей. (Ф.Ф. Аристов, стр.175). Свои взгляды на общеславянский язык Добрянский сформулировал в своей работе «Взгляд на вопрос об общеславянском языке» (1888). Указав на то , что все славяне, кроме поляков, признают необходимость духовного объединения всех ветвей славянского народа, именно посредством общеславянского языка, каковым по общему согласию должен быть язык русский. С другой стороны Добрянский был горячим поборником сохранения языка церковно-славянского в богослужении славян, а отчасти и в духовной их литературе, по историческому его значению и по близости к этимологическим основам славянской речи. В постепенном же распространении между латинствующими греко-славянами кирилловской графики он видел одно из важных условий их сближения с письменностью славян православных, а вместе как бы внешний барьер против слияния с народами запада, аналогичный юлианскому календарю в счислении времени. Неудивительно, что Добрянский был непримиримым врагом языкового раскола в среде ветвей русского народа. Возникновение и распространение у малоруссов и червоноруссов особого образованного языка, как бы плеонастического дублета для языка Пушкина и Гоголя, он считал предательской изменой и вековым преданиям русского народа, и кровным интересам как этого народа, так и всего грекославянского мира. (Ф. Аристов, стр215) В это же время Д. пишет следующие труды: «Аппеляция И. Г. Наумовича»(1883 г.), в которой пытается защитить отлученного от римокатолической церкви о. Иоанна Наумовича за приверженность «схизме», и противопоставляет упадку галицко-русской греко-католической церкви, корень которого он видит в латинизации, цветущее состояние Церквей Православных. «При таком положении дел никто, вероятно, не удивлялся бы, если русские униаты, не без основания приписывающие догматической унии угрожающую опасность лишиться установлений церкви греческой и потерять, сверх того, свою национальность, для предотвращения такой, угрожающей им нравственной смерти, бросили самою унию, давно уже возвратились в лоно греко-восточной церкви» (Ф. Аристов, стр.178).

http://pravoslavie.ru/5244.html

В работе «О современном религиозно-политическом положении Угорской Руси» (1885) Добрянский прямо советует своим землякам не ждать помощи от Рима, «всегда наказывавшего русский народ за верность ему», и вообще от «чересчур уж гордого, но, тем не менее, отжившего век свой дряхлого Запада». Далее Добрянский утверждает, что в случае продолжения политики латинизации, возвращение галицких и угорских русских в Православие станет неизбежным и в открытую призывает читателей к этому шагу, что в условиях католической Австро- Венгерской империи было неслыханной дерзостью: «прекращения опеки в делах Церкви (речь идет об опеке иноплеменной власти) в можно достигнуть только путем воссоединения нашей церкви с православной, греко-восточной». Если предлагаемый Добрянским собор галицко- и угро-русских униатов, призванный противостать латинизации, не будет созван, «мы не будем виноваты, если весь народ наш последует примеру двенадцати миллионов своих братьев (речь идет о воссоединении белорусских и холмских униатов), чтобы в воссоединении с православием найти вечный и прочный путь к своему спасению». Эта книга была в Австрии запрещена. (Ф. Аристов, стр.180) В книге «Наименование австро-угорских русских» (1885) автор на основании лингвистического, филологического и исторического анализа показывает идентичность понятий «русин», «русский», «русский», «российский». Это полемический труд против официальной «австро-украинской пропаганды», утверждавшей, что названия «русский», «рутенский» относятся только к Галичине и Малороссии, а «российский» и «русский» – только к великороссам. Однако Добрянский иллюстрирует несерьезность подобных утверждений и вновь декларирует этническое, языковое и национально-культурное единство всех русских народностей: «Добрянский – Сачуров констатирует, что все русские люди Австро-Угрии и России называют себя в мужском роде «русин», «руснак», или «русский», в женском роде только «русска», и каждый из них «утверждает, что говорит по «по-русски»,нисколько даже не подозревая того – если его этому не учили в школе, что филологи и этнографы стараются разделить друг от друга велико-, мало-, бело-, червоно- и черно-руссов» (Ф.Ф. Аристов. стр.181).

http://pravoslavie.ru/5244.html

Через какой мост идет дорога к Небесам ? Евангелие от Матфея, глава 5 [Мф 5:20-26] . Комментирует протоиерей Павел Великанов. [«...для Бога отношения между людьми настолько значимы, что пока люди находятся в состоянии вражды, не примиряются друг с другом, ни о каком богообщении и речи быть не может. Ближний — это единственный мост, по которому только и можно двигаться к Небесам, к Всевышнему. Да, он шаткий, ненадежный, требующий постоянного ремонта и поновления, его нельзя оставить без внимания ни на минуту, чтобы не рухнуть, - но другого моста нет. ...»]. Фото Юлии Маковейчук//Фома. - — июнь 2022. - С.28-29. - (раздел « Вера », рубрика « Читаем Писание »).  Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Николай (Аристов) . 25.05.1872-10.06.1931 . На фото: Священномученик Николай (Аристов); Оборот фотографии из фотоателье; Выписка из протокола заседания тройки НКВД по делу Николая Аристова и других членов «конрреволюционной нелегальной организации “Истинных христиан”»; Московская Бутырская тюрьма, место заключения и гибели священномученика Николая; Выписка из протокола приговора Николаю (Аристову); Ил.: Священномученик Николай (второй слева вверху) среди других новомучеников и исповедников Церкви Русской. Современная икона//Фома. - – июнь 2022. – С.30-33. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Священномученик Николай родился 25 мая 1872 года в селе Страхово Климовской волости Каширского уезда Тульской губернии, в семье потомственного дворянина Степана Егоровича Аристова, которому в селе Страхово принадлежало имение и более пятисот десятин земли в том же уезде при селе Овечкино. Мальчику исполнилось восемь лет, когда скончался отец, а через пять лет скончалась мать, Мария Ивановна, и его воспитанием и образованием занялись старшие сестры, Нина и Юлия. Николай окончил гимназию и в 1895 году поступил на должность управляющего имением помещика Алябьева в Тульском уезде.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-230-...

В первые годы Советской власти в этом храме совершал свое служение священник Феодор Богоявленский. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян в городе Борисоглебске. Священномученик Феодор Богоявленский Поместным Собором Русской Православной Церкви в 2002 году причислен к лику святых. В настоящее время в храме имеется икона мученика Феодора Богоявленского. По данным Справочной Книги для духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате церкви числились: священник Никольский Петр Ермолаевич, священник Устиновский Василий, диакон Ковалевский Митрофан Андреевич, псаломщик Аристов Иван Николаевич, псаломщик Наливкин Петр Иванович.Причту принадлежало 74 десятины пахотной земли. Количество дворов в приходе насчитывалось 618, в которых проживало свыше 4000 человек. Источник информации -  Поселение на месте нынешнего села Средний Карачан возникло в 1746 г. До 1928 г. село территориально входило в состав Новохоперского уезда Воронежской губернии. Первая деревянная церковь в селе была построена в 1856 г. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Среднем Карачане, Новохоперского уезда, деревянная с такою же колокольнею и каменною оградою, построена в 1856 г. Земли 33 десятины пахатной и сенокосной. Есть на неё план. Прихожан 1660 душ». В 1897 г. храм был перестроен в камне. По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: три священника (Никольский Петр Ермолаевич, Устиновский Василий и ?), диакон (Ковалевский Митрофан Андреевич) и два псаломщика (Аристов Иван Николаевич и Наливкин Петр Иванович). Церквной земли 74 десятины. В селе насчитывалось 618 дворов, в которых проживало 4174 человека. В 1937 году, во время гонения на Православие, приход Михайло-Архангельского храма был закрыт. Ненадолго храм открывался и богослужения в нем совершались с 1945 по 1960 г.г. В эти годы в приходе совершали свой монашеский подвиг инокини, изгнанные воинствующими атеистами из Таволжанского монастыря Новохоперского уезда. Инокини в своих келлиях сохраняли от воинствующих безбожников икону Пречистой Девы Марии " Отрада или Утешение " . Написан тот образ Богоматери был на святой горе Афон в Благовещенской келлии Хиландарского монастыря уроженцем г. Борисоглебска иеромонахом Серафимом (Титовым) еще в 1879 г. Впоследствии из села Средний Карачан икона была передана верующими в Знаменский храм города Борисоглебска, где и находится по настоящее время.

http://sobory.ru/article/?object=11205

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010