4 окт. 1929 г. Е. оповестил епископов и духовенство Московского Патриархата, проживающих в Америке, о том, что он убедился в недостаточности полномочий Херсонского и Одесского митр. Платона (Рождественского) в управлении Североамериканской епархией, а также в том, что титул и положение Митрополита всея Америки и Канады не имеют существования и власти в Русской Церкви и являются следствием неканонического захвата им Североамериканской Церкви. В тот же день Е. объявил, что после отъезда архиеп. Александра (Немоловского) каноническую силу по Североамериканской епархии имеют только его распоряжения как Бруклинского епископа, 1-го викария и старшего архиерея Алеутской и Североамериканской епархии. 29 апр. 1933 г. в г. Ниагара-Фолс шт. Нью-Йорк Е. вступил в антиканонический гражданский брак. 5 авг. лишен священного сана Антиохийским Патриархом Александром III (Таханом) с признанием со дня вступления в брак всех его священнодействий недействительными. Е. отказался подчиниться решению Антиохийского Патриарха, объявив, что состоит в юрисдикции Московской Патриархии. 4 окт. 1933 г. постановлением Патриаршего Местоблюстителя Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Свящ. Синода РПЦ также был лишен сана с признанием всех совершенных им после брака священнодействий недействительными. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 644. Л. 54. Лит.: [Письмо митр. Платона (Рождественского) еп. Сан-Францисскому Алексию]//Рус. жизнь: Газ. Сан-Франциско, 1928. 17; [Имеют ли под собой почву слухи об автокефалии Североамериканской Правосл. Церкви]//Там же. 49; РПЦ в Сев. Америке: Ист. справка. Джорд., 1954. С. 32-42; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 145-146; Orthodox America, 1794-1976. Syosset (N. Y.), 1975. S. 195; О вступлении в брак Архиеп. Бруклинского, викария Северо-Американской епархии, от 4 окт. 1933 г.//ЖМП. 1934. 18/19. С. 1, 4-5 (то же//ЖМП, 1931-1935 гг. М., 2001. С. 196, 201-204). И. А. Маякова Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Вакульский Антоний Яковлевич; 1862-1933), еп. Аляскинский, правосл. миссионер в Америке, писатель

http://pravenc.ru/text/187711.html

Следующая тема – почитание тела праведника – отражена в экспозиции в виде многочисленных икон, каждая из которых несет наряду с собственно образом угодника Божия изображение самой раки с его нетленными мощами. Любили заказывать иконописцам подобные святыни с образами преподобного Алексия человека Божия, преподобного Павла Обнорского, святителя Спиридона Тримифунтского. А вот живописный холст из Церковного музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в качестве гробовщика у раки святителя Димитрия Ростовского доносит до нас не собирательный образ монашествующего, а портрет конкретного лица – иеромонаха Амфилохия (Яковлева), духовника графини Анны Орловой-Чесменской (+1848), в старчестве удостоившегося аудиенции у императора Александра I. Чрезвычайно разнообразным получился зрительный ряд заключительного раздела выставки – «Загробный мир и загробное воздаяние». Здесь и мытарства блаженной Феодоры из Синодика с иллюстрированным житием Василия Нового (XVIIIb., фонды Музея им. Андрея Рублева), и миниатюрная модель гроба из коллекции первого заведующего Церковно-археологическим кабинетом Московской духовной академии протоиерея Алексия Остаповича (конец XIX века, мастерские Троице-Сергиевой лавры), и большеформатная икона Страшного Суда (середина XVII века, Ярославль) из собрания коллекционера Константина Воронина. Последний памятник недавно отреставрирован и лакирован, но заметные невооруженным глазом потертости, деформации и шероховатости на нем остались. «Возможно, это связано с использованием святыни в специфическом «Действе Страшного Суда» за неделю до Прощеного воскресения, - предполагает Липатова. – Подробное его описание донес до нас Чиновник Успенского собора Московского Кремля. Богослужение, неизменно возглавлявшееся архиереем (в Москве обычно Патриархом), заканчивалось омыванием иконы святой водой и торжественным кроплением «царя и людие»». Поможет посетителям в этом кратком, но поучительном путешествии по загробному миру в иконах бесплатный аудиогид, разработанный к выставке при содействии волонтера музея Георгия Степанова.

http://e-vestnik.ru/culture/smert_na_iko...

Профессор А. П. Лебедев , читавший лекции в московских духовной академии и университете, был выдающимся византологом и великолепным знатоком истории Древней Церкви. Лучшая его книга– «История первых Вселенских Соборов» (1879). Им написан также целый цикл работ по истории Византийской Церкви. В области истории Древней Церкви самым большим русским ученым был профессор Петербургской духовной академии В. В. Болотов (1853–1900). Он соединял в себе дар историка-аналитика и патролога с широким богословским кругозором. В его первой книге, посвященной Оригену , дан исчерпывающий анализ учения этого мыслителя о Святой Троице, включенного в историю святоотеческой мысли, соотнесенного со Священным Преданием. В монографии вскрыты сложные взаимоотношения между оригенизмом и арианством. Главный труд В. В. Болотова – академический курс «Истории Древней Церкви» издан после кончины профессора по студенческим записям. Для «Истории» Болотова характерны высокая достоверность и надежность излагаемых фактов, умелое их соединение. На фоне живо написанной общей картины церковной жизни дан глубокий анализ отдельных исторических и богословских вопросов. Особенно велики достоинства 4-го тома, где содержится чрезвычайно емкий очерк истории богословской мысли эпохи Вселенских Соборов. По глубине и тонкости анализа, по доказательности аргументов, по убедительности выводов этот том принадлежит к лучшему из всего, что написано отечественными церковными историками и патрологами. Ранняя кончина прервала труд выдающегося ученого. 15. Монастыри и монашество В 19 в. у российского правительства складывалось иное, в сравнении с 18 столетием, отношение к монастырям. В народном благочестии, в православии, в монашестве власти научились видеть одну из самых твердых духовных опор государства. Император Александр I часто посещал православные обители и беседовал с духовно опытными подвижниками и старцами. В 1812 г. монах Александро-Невской лавры Авель предсказал ему взятие Парижа. В 1816 г. в Киеве царь исповедовался у иеросхимонаха Вассиана, в 1823 г. в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре Александр I посетил иеромонаха Амфилохия, в 1825 г. в Александро-Невской лавре он беседовал со схимником Алексием. Он посещал также Валаамский монастырь, где беседовал с известным подвижником старцем схимонахом Николаем. К монастырям благосклонно относились Николай I и Александр III.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ок. 1820 г. княгиня познакомилась с архиеп. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) , личность и руководство к-рого оказали решающее влияние на ее дальнейшую деятельность. Мещерская решила учредить вместо богадельни жен. общежительный мон-рь, в пользу обители внесла в сохранную казну 10 тыс. р. и 8 дес. земли. Княгиня обязалась обеспечивать сестер буд. мон-ря всем необходимым. Поддержавший ее начинание архиеп. Филарет направил в Синод ходатайство об учреждении мон-ря, а также составленные им для общежития правила. Святитель писал, что у Мещерской «уже имеют жительство приватно несколько бедных лиц женского пола, между которых вводится тот самый общежительный порядок, который изложен в тех правилах, почему надеяться можно, что в исполнении оных затруднений не будет». 4 мая 1822 г. архиеп. Филарет освятил Троицкий храм в Аносине и открыл общежитие, утвердив его попечительницей кнг. Мещерскую, всем сестрам разрешил носить черную одежду и камилавки без покрывал. 4 июня по благословению святителя состоялся 1-й постриг в рясофор 5 сестер. Ок. 1822 г. Мещерская решила окончательно «оставить и мир, и домашний быт». Благословение на постриг княгине дали свт. Филарет, митр. Серафим (Глаголевский), Владимирский еп. Парфений (Чертков) , ростовский старец иером. Амфилохий (Яковлев) . «Сколько лет удерживали,- писала Мещерская,- а теперь все, в разных местах находясь, в одно почти время разрешили мне и прислали свое благословение». Все недвижимое имущество, находившееся в различных губерниях, Мещерская передала дочери Анастасии, назначила награждение своим людям и отпустила на волю крепостных воспитанниц. Дочь обязалась доставлять ежегодно в обитель муку, крупы, дрова и проч., к-рые насельницы получали от княгини, и, приняв на себя все долги последней, выплатить обители 20 тыс. р. единовременно и выдавать ежегодно по 600 р. до кончины матери. 17 апр. 1823 г. княгиня была облачена в рясофор и поступила в Борисоглебское общежитие. Мещерская подала прошение на имя Московского митр. Филарета об обращении общежития в мон-рь, присоединив к нему планы всех существующих зданий и указав на те, которые намеревалась выстроить на свой счет. 25 июня 1823 г. общежитие получило статус девичьего мон-ря.

http://pravenc.ru/text/187027.html

Так как в Ростове исстари много было иконописцев и, в особенности, мастеров, пишущих иконы по финифти, то и он научился этому мастерству и сделался искусным иконописцем. Когда он пришел в совершенный возраст, отец его женил, и он был в скором времени после того посвящен в дьякона и имел дочь. При покойной императрице Екатерине потребовалось в Москве поновить Успенский собор живописью. Для этого велено было выбрать хороших мастеров и преимущественно из духовенства, которое тогда много в этом упражнялось. В числе прочих сподобился и ростовский дьякон Андрей потрудиться во храме Успения богоматери. Покуда он в Москве работал, жена его умерла. Возвратясь на родину, он погоревал о жене, дочь свою отдал кому-то из родных на воспитание, а сам пошел в Яковлевский монастырь и по прошествии немногих лет был пострижен, посвящен во иеромонаха и назначен гробовым к мощам святителя. Жизнь его была самая строгая, подвижническая, и в особенности он отличался кротостью, терпеливостью и смирением. Весь город его чтил и уважал, и все, посещавшие Ростов, желали быть его духовными детьми. Между прочим, в числе их была и графиня Орлова, которая по нескольку недель гащивала в Ростове, преимущественно во время Четыредесятницы. Он первый указал ей на отца Фотия, который был в начале 1820-х годов неизвестным игуменом какого-то новгородского монастырька и был почему-то известен отцу Амфилохию. Впрочем, не мудрено, потому что его все знали, и когда графиня Орлова стала просить у старца указать ей на опытного человека, руководительству которого она могла себя вверить, он ей тогда и указал на Фотия; это было или в 1820 или в 1821 году. С этих пор Фотий и пошел в гору, его стали переводить из монастыря в монастырь и, наконец, перевели в Юрьев монастырь, который и обязан ему тем, что он из него сделал при щедрой помощи Орловой. Случившееся пред нашим приездом посещение государя так обрадовало отца Амфилохия и потрясло, что дня два спустя, 25 или 26 августа, с ним сделалось дурно в церкви, и его оттуда вынесли на руках, и что он с тех пор все пребывает у себя в келье.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Однако слабость его не помешала ему нас исповедать, но сидя, и он благословил нас иконами. Он был, по-видимому, в прежнее время довольно высокого роста, но тут он был уже сгорблен, очень худ и бледен и говорил слабым и едва внятным голосом; видно было, что свеча догорала. Настоятелем монастыря был в то время родной племянник отца Амфилохия архимандрит Иннокентий, бывший прежде священником и, овдовев, пошедший в монашество. Он был невысок ростом, довольно плотный, с очень приятным лицом и весьма ласковым, мягким взглядом; человек приветливый и умевший говорить очень красно и сладко. Он был настоятелем почти тридцать лет и заслужил общее уважение. Под конец он стал страдать ногами, сделались раны, потом оказалась у него каменная болезнь от долгих стояний и продолжительных служений, и он умер в конце 1840-х годов. Его очень любила Орлова, которая тоже немало сделала и для Яковлевского монастыря. Отец Амфилохий недолго пожил после нас; в мае месяце следующего 1824 года его не стало: он, говорят, скончался тихо, заснул с молитвою в устах. VI Упомянув о Фотии, при случае скажу все, что про него слышала от людей, коротко его знавших, и, между прочим, от тех же Посниковых, которых Орлова с ним познакомила. Одни его чересчур хвалили, другие взводили на него напраслины и всячески на него клеветали; доставалось и на долю Орловой. Вся его монашеская жизнь была на моей памяти; часто говаривала мне про него Катерина Сергеевна Герард, великая поклонница митрополита Филарета, не совсем долюбливавшего Фотия, но и она, хотя и не превозносила его до небес, никогда дурно про него не отзывалась. Откуда он был родом, хорошенько не припомню; кажется, отец его был причетником, по фамилии Спасский; мальчика звали Петром. Он учился очень усердно, так что по окончании всех учений был сам сделан законоучителем. Жизни он был очень воздержной и совсем монашеской, хотя еще и не был монахом. Кто обратил на него сперва внимание – не знаю, но только он в скором времени попал в настоятели в Новгородскую губернию и был игуменом Сковородского и Деревяницкого монастырей; в котором прежде – не знаю, и тут он и познакомился с Орловой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Протасьева Мария Петровна – настоятельница Арзамасской Алексеевской общины. В схиме Марфа. 2 марта 1760 † 30 апреля 1813. Происходила из старинного дворянского рода Костромской губернии, родилась в Ростове. 15-ти лет ушла из дому странствовать. Поступив в Костромской монастырь, ездила в Соловки к сосланному туда о. Феодору Санасксарскому. По его благословению поступила в Алексеевскую Арзамасскую общину, которой руководил старец. В 1785 г. сделана ее настоятельницей. Приняла тайную схиму с именем Марфы. При ее управлении община процвела духовно, м.Марфа явно и втайне благотворила многим. После кончины старца Феодора м.Марфа искала советов у о. Амфилохия, иеромонаха Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, переписывалась со старцем Паисием Величковским и хотела ехать к нему, но получила извещение от Бога о своей скорой кончине. Имела дар духовной беседы. – 119. Пфель К.К. – главный доктор Московского сухопутного госпиталя. – 142. Раиса – монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря. В мире Е.С.Загряжская. Ею принесен в дар монастырю серебряный киотец с частью Ризы Господней. – 299. Рафаила – монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря. – 192. Савватий – иеросхимонах Оптиной Пустыни. 1833 † 1895. В мире Сергей Адрианович Нехорошев. Из болховских мещан. В число братства Оптиной Пустыни определен 12 августа 1857 г., на послушническую вакансию – 17 сентября 1858 г. Рясофором накрыт 16 февраля 1859 г., в монашество пострижен 22 октября 1866 г. Был пономарем в скиту. 31 декабря 1872 г. рукоположен в иеродиакона, а 31 декабря 1878 г. – в иеромонаха. С 1879 г. из-за болезни чередного служения не исправлял. – 55. Самуил – в 1819 г. иеродиакон, после 1822 г. – иеромонах Глинской Богородицкой пустыни, ученик Глинского игумена Филарета. В 1824 г. исполнял послушание ризничего. – 16, 29. Сандулов С.Я. – родственник старца Макария, казначей уездного казначейства в городе Льгове Курской губернии. – 10. Сандулова Авдотья Ивановна – двоюродная сестра старца Макария. – 9. Семей – вениамитянин, сын Геры из рода Саулова. Встретил царя Давида и его свиту с грубыми проклятиями и камнями, когда тот бежал из Иерусалима при возмущении Авессалома. Когда Давид возвращался с торжеством в Иерусалим, Семей первый вместе с друзьями вышел ему навстречу. Он пал ниц к царским ногам, умоляя его о прощении своего греха, и был пощажен Давидом. Далее до последних дней жизни Давида в Библии нет никаких сведений о Семее. Умирающий Царь в наставлениях сыну Соломону особенно предостерегает его против Семея, в верности которого он, очевидно, сильно сомневался. По смерти Давида Семею было приказано не оставлять Иерусалима и ни под каким предлогом не переходить потока Кедронского под страхом неминуемой смерти. Однако спустя три года Семей нарушил царское приказание: он удалился в Геф, чтобы найти двух своих убежавших слуг. Узнав об этом, Соломон, по возвращении Семея, велел предать его смерти. – 213.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Им составлено описание Глинской пустыни, уставы для трех женских монастырей, переписаны многие святоотеческие и богослужебные книги. При постоянном упражнении он получил от Бога дар непрестанной умно-сердечной Иисусовой молитвы. О.Филарет удостоился при жизни явления Божией Матери. – 16, 29. Филарет – старец, Новоспасский иеромонах. В схиме Феодор. 9 мая 1758 † 27 августа 1842. В мире Феодор Николаевич Пуляшкин. Родился в семье купца города Вязьмы Смоленской губернии. Тринадцати лет поступил в Саровскую пустынь, а затем в Московский Симонов монастырь. В 1785 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона. В 1788 г. перемещен в Александро-Невский монастырь, а в следующем году рукоположен в иеромонаха. В 1794 г. определен в больничную церковь Московского Новоспасского монастыря, в 1798 г. избран братским духовником, но уже на следующий год от всех должностей уволен по болезни и оставлен на больничном содержании. Несколько лет провел в безмолвии, затем вышел на открытое служение ближним. В 1826 г. был келейно пострижен в схиму с именем Феодора. Похоронен в усыпальнице Новоспасского монастыря под алтарем Знаменской церкви. Старец Филарет находился в духовном общении с архимандритом Александром Арзамасским, схимонахом Афанасием (Захаровым), иеромонахом Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Амфилохием. Обладал в высокой степени духовными дарами мудрого совета и прозорливости. Старец Макарий по его совету перешел из Площанской в Оптину Пустынь. – 37, 70, 118. Филофей – преподобный Синайский. Начало IX в. Инок и впоследствии игумен обители Купина на горе Синай. Известен своими трудами аскетического характера, ему принадлежат «40 глав о трезвении», «О бодрствовании и молитве» и другие сочинения, часть из которых вошла в русское Добротолюбие. – 316. Филофей – епископ Костромской и Галичский. 1808 † 29 января 1882. В мире Тимофей Григорьевич Успенский. Родился в селе Заколякине Даниловского уезда Ярославской губернии. В 1832 г. окончил Московскую духовную академию и тогда же пострижен в монашество. С 1832 по 1842 гг. был бакалавром Московской и инспектором Петербургской духовных академий. С 1842 по 1849 гг. служил ректором духовных семинарий: Харьковской, Вифанской и Московской. В 1849 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 1853 по 1857 гг. был епископом Костромским. В 1857 г. перемещен в Тверскую епархию. В 1861 г. возведен в сан архиепископа, а в 1876 г. назначен митрополитом Киевским и Галицким со званием священноархимандрита Киево-Печерской лавры. По отзывам современников, отличительною чертою высокопреосв. Филофея было подвижничество в самых высоких и строгих формах, не умеряемое ни болезнью, ни старостью, и особый благостный характер. – 169.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Такие подвижники встречались даже в городских и столичных монастырях, которые находились в условиях вообще менее благоприятных полному отречению от благ мира, а некоторые, будучи управляемы за глаза настоятелями из ученых монахов, обремененных другими школьными или епархиальными должностями, не отличались даже внешней дисциплиной. Имп. Александр относился к монашествующему духовенству еще с большим благоговением, чем к белому. Он знал лично многих иноков известных своей подвижнической жизнью и любил беседовать с ними. Есть предание, что еще в 1812 г., в самое тяжкое для него время борьбы с Наполеоном, он призывал к себе некоего монаха Авеля, который был известен своими предсказаниями импер. Екатерине и Павлу I и немало пострадал от них за свой пророческий дар; этот Авель предсказал ему победу над врагами и взятие Парижа. В 1816 г. император в бытность свою в Киеве тайно посетил славившегося святой жизнью иеросхимонаха Вассиана, с истинно-христианским смирением беседовал с ним около 4 часов, просил исповедать его, как «всех вообще духовных сынов своих»; наместника лавры, который, узнав, что государь находится у Вассиана, поспешил принять его, просил обходиться с ним, «как с простым поклонником, пришедшим в сию обитель искать путей ко спасению, ибо все дела мои, говорил он, и вся слава принадлежат не нам, а имени Божию, научившему меня познавать истинное величие». Оставив лавру, он говорил об ней: «При первом вступлении моем в лавру талое благоговение наполнило мою душу, что могу с Павлом сказать: бых аще в теле или аще кроме тела, не вем, Бог весть». В 1823 г. в ростовском Яковлевском монастыре он посещал благочестивого иеромонаха Амфилохия. В 1825 г. пред отъездом в последнее свое путешествие в Крым он был на богомольи в Александро-Невской лавре и с благоговением внимал суровому поучению престарелого схимника Алексия в его мрачной келье с открытым гробом вместо постели. Более известных иноков нередко принимал он и у себя, когда они приезжали по делам в Петербург. Пользуясь его благорасположением, разные монахи сами просили у него аудиенций и, получив их, излагали перед ним свои представления и просьбы лично.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

В том же журнале домовой конторы за 1813 г. имеются сведения о восстановлении в столице дома графа В.Г. Орлова, которым занимался упомянутый Федор Щербаков, устроивший Ивану Королеву с г.г. Жилярди встречу: «Оне очень похваливают, но обещались сделать малое прибавление для лучшего виду». В приказе графа В.Г. Орлова поречскому бурмистру и Миру от 20 июня 1813 г. зафиксирован выговор, сделанный вотчинной администрации с. Поречья, а именно явившимся в Москву бурмистру Сироткину и «лучшим людям» - Барботкину, Хайлову и Игнатову за то, что ослушались решительного повеления графа и начали строить ограду по измененному плану, с лавками. К сожалению, их имена не указаны. Вотчинной администрации было строго приказано под наблюдением священников с. Поречья – благочинного о. Иоанна Андреева Порецкого и о. Алексея Александрова Голосова, а также ростовского купца В.М. Хлебникова строить ограду так, как «положили они и как показано на планах Г. Жилярди». По всем вопросам, возникавшим по строительству, под угрозой наказания вотчинная администрация должна была приглашать упомянутых священников и В.М. Хлебникова. Почему в качестве наблюдателя за строительством был выбран В.М. Хлебников, прямого ответа источник не дает. Однако имя В.М. Хлебникова несколько раз встречается на страницах вотчинной документации в связи с тем, что он имел с поречскими крестьянами «торговые дела». Ивану Королеву за его усердие о благолепии церквей «Его Сиятельство соизволили сказать спасибо». 30 июня 1813 г. бурмистр Сироткин доносил из Поречья в Москву, в домовую контору, что приказ от 20 июня относительно постройки церковной ограды им был прочтен на мирской сходке. Коротко отметим, что упомянутый в числе наблюдателей строительства о. Иоанн Андреев в конце 1813 – начале 1814 гг. по протекции дяди, гробового старца ростовского Яковлевского монастыря Амфилохия и графини А.А. Орловой-Чесменской, покинул Поречье. 8 сентября 1814 г. он был в Яковлевском монастыре пострижен в иноческий чин под именем Иннокентий.

http://sobory.ru/article/?object=03234

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010