Песочное. Церковь Димитрия, митрополита Ростовского. Дмитриевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:Между 1768 и 1773. Год утраты:приблизительно 1935 (разрушена) Адрес: Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Песочное Координаты: 57.161691, 39.352181 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Митрополит Димитрий Ростовский был причислен к лику святых в 1757 г. Одним из первых храмов, основанных в его честь, стала церковь в селе Песочное, что неподалеку от Ростова, построенная по указу епископа Афанасия в 1773 г. Между тем, к концу XVIII столетия Песошнинский Димитриевский храм пришел в запустение и был упразднен, поскольку средств на его содержание не хватало: приход был малочисленным и малоимущим – в селе тогда насчитывалось не более десятка дворов. В братстве Яковлевской обители в то время состоял иеромонах Амфилохий – известный старец, который более сорока лет служил гробовым монахом при мощах святителя Димитрия. Закрытие храма Димитрия Ростовского печалило и расстраивало старца Амфилохия, и вот в 1805 г. он решился обратиться за помощью к графу Николаю Петровичу Шереметеву – столичному вельможе, известному меценату и благодетелю Яковлевского монастыря. Идею возрождения Димитриевского храма граф с воодушевлением поддержал. Не медля, он предложил ярославскому архиепископу Павлу возобновить богослужение в Димитриевском храме села Песочное: «Движим будучи усердием и верою к великому сему угоднику, убедительнейше прошу, милостивый мой архипастырь, … подать способ возобновить его, елико можно, и восставить богослужение, снабдя оный священником с причтом. С удовольствием моим готов я в случае нужды дать им содержание». Н.П. Шереметев намеревался покрыть все расходы на ремонт храма, церковные нужды, жалованье причта и полностью взять на себя содержание этой церкви. Архиепископ Павел поручил Ярославской духовной консистории собрать справки о состоянии храма. В начале сентября он отправил графу письмо, в котором выразил искреннюю благодарность за заботу о запустевшей церкви. Архиерей сообщил попечителю, что церковь находится в удовлетворительном состоянии, не требует ремонта и даже в достаточной мере снабжена церковной утварью. На содержание причта, по мнению владыки, требовалось положить четыреста рублей в год, из которых двести рублей составляло жалованье священника, а по сто рублей предназначались дьячку и пономарю. Кроме того, по сто рублей в год следовало выделять на пополнение ризницы и церковные расходы. Всего же, по мнению владыки, годовое содержание храма обошлось бы графу в пятьсот рублей, «дабы сия во имя прославленнаго Святителя Божия воздвигнутая церковь навсегда имела надежное бытие».

http://sobory.ru/article/?object=44907

В стенописи Крестовоздвиженского собора (1676) в Романове (ныне Тутаев) апокалиптический цикл на зап. стене наоса имеет свободную композиционную структуру, необходимое членение создается с помощью облачных полос или элементов пейзажа (горок, водоемов, пещер). Важнейшие в смысловом отношении сюжеты расположены на центральной композиционной оси. Цикл соединен с изображениями 7 Вселенских Соборов, к-рые образуют вместе с «Видением Небесного Иерусалима», заключающим апокалиптический цикл, нижний ярус в росписи зап. стены. В росписи ц. Воскресения Ростовского архиерейского дома (нач. 70-х гг. XVII в.) апокалиптический цикл изображен в зап. и частично в юж. галереях. Среди сюжетов выделяется величественная картина Небесного Иерусалима; цикл дополнен единоличными изображениями - в простенках окон галереи написаны фигуры ангелов в белых одеждах, с мечами. В 1666 г. росписью на сюжеты И. Б. О. было украшено зап. крыльцо Успенского собора Московского Кремля. Это положило начало новой традиции расположения апокалиптических циклов на сводах и стенах храмовых крылец (юж. крыльцо Воскресенского собора в Борисоглебской слободе (ныне Тутаев), 1678-1679; юж. крыльцо Успенского собора в Ростове, 1698; зап. крыльцо ц. прор. Илии в Ярославле, 1715). Четвертый англе вострубил. Затмение небесных светил. Роспись Преображенской (Спаса на Песках) ц. в Ростове. 1890 г. Четвертый англе вострубил. Затмение небесных светил. Роспись Преображенской (Спаса на Песках) ц. в Ростове. 1890 г. Любопытный памятник эпохи «антикварных реставраций» представляет роспись Преображенской (Спаса на Песках) ц. близ Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря в Ростове, исполненная в 1890 г. по заказу Амфилохия (Казанского-Сергиевского), еп. Угличского. Желая украсить Спасскую ц. XVII в. росписью «по древним образцам», еп. Амфилохий избрал миниатюры лицевого Апокалипсиса из собственного рукописного собрания, иконописец К. Я. Леонов воспроизвел их на церковных стенах. Необычная эсхатологическая тема программы росписи была обусловлена особенностями храма, вокруг к-рого в XIX в. сформировался один из крупнейших ростовских монастырских некрополей.

http://pravenc.ru/text/471605.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ (Путилов Александр Иванович; 9.03.1795, г. Романов Ярославской губ.- 7.08.1865, Оптина пуст.), прп. (пам. 7 авг., в Соборе Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых), Оптинский. Род. в большой купеческой семье, родители отличались благочестием и дали детям христ. воспитание. Когда Александру было 10 лет, 2 его старших брата ушли в Саровскую пуст. , после чего он также почувствовал призвание к монашеской жизни. В 1809 г. после смерти отца А. Путилов переехал в Москву и стал служить комиссионером у откупщика, в свободное время посещал церкви и мон-ри. Во время Отечественной войны 1812 г. попал в плен к французам, бежал к родным в Ростов, где также служил комиссионером, но мыслями продолжал стремиться к монашеству. Посещал ростовский Спасо-Иаковлевский мон-рь , где помогал старцу Амфилохию (Яковлеву) в его послушании у раки свт. Димитрия Ростовского . В 1816 г. тайно оставил мир, удалившись в рославльские леса (см. Рославльские подвижники ), где подвизался его старший брат Тимофей (впосл. прп. Моисей Оптинский), и 15 янв. 1816 г. стал послушником; его духовным отцом был иеросхим. Афанасий (Степанов). А. ревностно исполнял различные послушания: был будильщиком братии, рубил дрова, трудился в огороде, ежедневно вместе с братом вычитывал всю церковную службу, стоя переписывал уставом творения святых отцов. 2 февр. 1820 г., в праздник Сретения Господня, келейно пострижен в монашество с именем А. в честь прп. Антония Великого , его восприемником от Евангелия при постриге и духовным отцом стал прп. Моисей. В июне 1821 г. прп. Моисей был назначен настоятелем скита, созданного при Оптиной пуст. по благословению еп. Калужского Филарета (Амфитеатрова ; впосл. митр. Киевский ). А. вместе с братом принимал участие в строительстве скита, 2 марта 1822 г. был определен в число его братии, 24 авг. 1823 г. рукоположен во иеродиакона, в 1825 г., после назначения прп. Моисея настоятелем Оптиной пуст., назначен скитоначальником, рукоположен во иеромонаха 15 авг. 1827 г. А. отличался безграничным смирением, все распоряжения отдавал лишь с благословения прп. Моисея, ввиду малочисленности братии сам исполнял многие послушания, пел на клиросе; совершаемые им богослужения отличались особым благоговением. В скитской церкви было заведено непрерывное чтение Псалтири, А. читал часы наряду с братией, а также в то время, когда вся братия отдыхала. А. и прп. Моисей всемерно содействовали развитию в Оптиной пуст. старчества , приглашая опытных старцев из др. мон-рей. В 1836 г. у А. открылась тяжелая болезнь ног, к-рая причиняла ему жестокие страдания до самой кончины.

http://pravenc.ru/text/115872.html

«Что мало перед сим внутро земли его скрывало, Из того, Димитрий, сосуд тебе изваял, Кой в знак святителю почтенный полагаю, От моих сокровищ тебе я посвящаю, Когда в честь тебя я, святитель, посвятил, Не мню, чтоб кто сей в иное употребил. 1759 года». Монастырь удостаивался неоднократно и посещения государей, особенно памятен для него приезд императора Александра I, что было 23 августа 1803 года. Осмотрев храмы и поклонившись св. мощам, император посетил здесь благочестивого старца, гробового иеромонаха Амфилохия. Затворившись в его келлии, он беседовал с ним наедине более получаса. Амфилохий не долго жил после этого события: старей скончался 26 мая 1824 года, 75 лет от рождения. Память о нем, как о великом подвижнике, и посейчас еще свежа в народе, который почитает его за святого мужа. С не меньшим почитанием народ относится и к племяннику его, знаменитому архимандриту Иннокентию 14 . До пострижения своего в монашество он был простым сельским священником; но потом, после преждевременной кончины его жены, он в 1813 году поступил в число братства Спасо–Яковлевского монастыря и в 1818 году уже был назначен его архимандритом. Время его управления было самым цветущим временем в истории этого монастыря. Слава его гремела повсюду. Он был некоторое время духовником гр. А. А. Орловой, которая много сделала пожертвований в эту обитель. Сам же Иннокентий был бессребреником и все, что имел, развал нищим и бедным людям, так что после его смерти осталось лишь несколько серебренных пятаков. В монастырской библиотеки, между прочим, сохранилась тетрадка современника Иннокентия, иеродиакона Иринарха, в которой простым языком описаны последние дни жизни этого почтенного старца. Заканчивая наше описание, скажем вообще, что каждый посетитель этой обители может в ней найти не мало такого, что в состоянии будет удовлетворить и его религиозное чувство, и его любознательность. Здесь все находится под обаянием славы великого святителя Димитрия, этого талантливого обличителя раскола, духовного витии, ученого богослова, историка, поэта и драматурга.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

Приделанная в 40-х годах к Зачатьевскому храму обширная паперть росписана по стенам священными изображениями. Близ северной стены погребен знаменитый подвижник, гробовой иеромонах Амфилохий. Скромный мраморный памятник обозначает место упокоения этого благочестивого старца. За памятником в стене, в полукруглой нише, поставлена келейная икона о. Амфилохия, перед которой, по завещанию графини Орловой-Чесменской, горит неугасимая лампада. Рядом с старцем Амфилохием погребен не менее знаменитый архимандрит этого монастыря Иннокентий, скончавшийся 27-го марта 1847 года. Его памятник еще скромнее. Небольшой, прекрасной работы (теперь сильно попортившийся), портрет архимандрита живо напоминает собой многочисленным, хотя год от года и убывающим, поклонникам, выразительные черты лица усопшего, красноречиво говорящие о добродетели и уме этого симпатичного старца. С левой стороны к Зачатьевскому храму пристроена церковь во имя св. Иакова, сооруженная в 1836 году графиней А. А. Орловой-Чесменской, при неусыпных трудах архимандрита Иннокентия. Раннее на этом месте была небольшая церковь , построенная в 1725 году. Живопись в этом храме сделана известным художником Тимофеем Медведевым; им же написаны и местные иконы. Самое же главное украшение этого храма составляет картина итальянца художника Карачи «Спаситель в терновом венце» – дар графини Орловой. Картина эта была куплена Алексеем Орловым за границей, за 10,000 рублей, и находилась у него в Москве. Архимандрит Спасо-Яковлевского монастыря Иннокентий Следующая церковь , во имя св. Димитрия, о пяти куполах. При ней, вместо паперти, устроен портик, который, как и весь храм, обставлен над фронтонами высокими колоннами и капителями коринфского и ионического орденов. Между колоннами сделаны ниши и в них поставлены гипсовые изображения разных святых в человеческий рост. Церковь эта, обыкновенно, называется Шереметьевской, потому что покойный граф Николай Петрович Шереметьев был одним из крупных вкладчиков при ее постройке. По рассказам старожилов, граф Шереметьев дал обещание выстроить этот храм в память св. Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

До 1765 г. церковь зачатия св. Анны не подвергалась особым перестройкам. Она была, как видно из донесения архимандрита Павла св. Синоду, – пятиглавая с приделом на северной стороне во имя св. Иакова об одной главе. Все главы были деревянные, обиты деревянной чешуей; на большой главе Зачатьевской церкви поставлен железный крест с золоченным яблоком; кровля крыта тесом и выкрашена краской. При входе во храм, с западной стороны, приделана каменная паперть. Кроме того, при церкви устроена шатровая колокольня с небольшим железным крестом, на которой находится шесть небольших колоколов. Внутренность церкви украшена стенным письмом. Иконостас о пяти ставах с выгибкой; Царские врата и иконостас столярной работы с лицевой резьбой, при чем на иконостасе, тумбах, клеймах, равно как и около клейм, резьба самая мелкая. Иконостас, в котором находится 50 икон живописного письма – не золочен; пол в церкви чугунный. С 1776 года, т. е. вскоре после открытия мощей св. Димитрия, начались и другие каменные постройки; между прочим, устроена каменная ограда с башнями, в которых при перестройке, бывшей в 1808 году, сделаны круглые венецианские окна. В верхнем этаже одной из этих башен сделана лестница, которая ведет на площадку самой крыши, откуда открывается великолепный вид на заозерье, так что в ясный день простым глазом можно видеть до 30 церквей, стоящих вокруг озера и близ Московской шоссейной дороги. Соборная церковь , построенная митрополитом Ионой, теперь во многом изменила свой вид. Альфресковое письмо, переписанное около 1780 г. гробовым иеромонахом Амфилохием, вполне сохранило свои прежние изображения, не смотря на то, что впоследствии, как кажется, неоднократно поправлялось. Замечательный иконостас вместе с иконами, писанными харьковским живописцем Венедиктом Вендерским, был сооружен в 1780 г. 6 В алтаре за престолом находится другой иконостас с иконами, обложенными серебренными венцами с драгоценными камнями. Кроме того, в храме есть несколько вышитых дорогих икон, принесенных в дар графиней А. А. Орловой-Чесменской; в алтаре находится серебренная вызолоченная дарохранительница в виде храма, весом 1 п. 25 ф. – дар графа Н. П. Шереметьева.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

Два каменных четырехугольных столба, поддерживающие своды и купола церкви, обставлены иконостасом с драгоценными образами. На одном из этих столбов находятся: образ Толгской Божией Матери, написанный гробовым иеромонахом Амфилохием, и келейный – св. Димитрия с изображением Ватопедской Божией Матери. Эта икона перевезена была святителем Димитрием в Ростов вступлении его на митрополию. На другом столбе помещена икона Пресвятой Богородицы Боголюбской с изображением на ней Ростовских чудотворцев; с ней встретили св. Димитрия ростовские граждане в 1702 г. Как эта икона, так и келейная, в день погребения св. Димитрия были перенесены вместе с телом его в монастырь. На северной стороне храма, вблизи алтаря, находится гробница св. Иакова. При первоначальном устройстве храма митрополитом Ионой над гробницей святителя находился каменный арксолий, подобный открытому в 1884 году в Успенском соборе над древним гробом св. Леонтия 7 ; но в 1779 году арксолий был разобран и вместо его поставлена деревянная резная сень, уничтоженная в 1845 году. Над гробом св. Иакова сделана графиней Орловой-Чесменской серебренная рака ценой в 9276 руб.; на боках ее вычеканен суд св. Иакова над блудницей и другие чудеса святителя, вместе с тем позолоченными буквами написаны на ней краткие сведения житии. Близ южных врат стоит небольшая деревянная витрина с ковчегом, заключающим в себе частицы святых иноков, избиенных в обители св. Саввы. Этот ковчег пожертвован в монастырь знаменитым Ростовским митрополитом Арсением Мацеевичем в 1758 году 8 . У юго-западного угла в великолепной серебренной раке под такой же сенью открыто почивают мощи св. Димитрия митрополита Ростовского. Рака сделана в виде гробницы – совершенно гладкая и только на серебренной тяжелой крышке ее находится архиерейские принадлежности: митра, посох, дикирий и трикирий. Внутри рака обита малиновым бархатом, в нее поставлен кипарисный гроб, вмещающий в себе уже тот деревянный, в котором были обретены мощи святителя. Он обит белым гладким атласом и позументом. Мощи святителя Димитрия почивают в полном архиерейском облачении.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

Воспоминания А.Я. Артынова в целом подтвердились архивным, нотариально составленным документом, отчасти устными источниками XX в. Определены хронологические рамки существования курантов на колокольне церкви Никиты мученика. Известно также, что во время строительства колокольни благочинным села Поречья являлся Иван Андреевич Порецкий, племянник гробового старца Амфилохия, будущий архимандрит Спасо-Яковлевского монастыря Иннокентий. Время и люди не сохранили убранства этой замечательной башни. Куранты сгорели во время пожара в мае 1920 года. Колокола были сброшены и отправлены «на нужды индустриализации» в 1930 г. Реставрация, проводившаяся в начале 70-х г.г. XX столетия, так и не была закончена до конца. В настоящее время Ярославской митрополии необходимо поддержать заявку Департамента культуры Ярославской области, поданную в Целевую программу Министерства культуры РФ – о финансировании проектных работ по ее реставрации в 2014 году. Направить в Министерство, в адрес министра культуры РФ В.Р. Мединского искреннее письмо Пантелеимона – митрополита Ярославского и Ростовского. Ведь ясно, что памятник будет передан Русской Православной церкви. Устройство на колокольне смотровой площадки для туристов позволит православному приходу пос. Поречье-Рыбное, а вместе с ним и Ярославской Митрополии зарабатывать неплохие деньги. Появится возможность для ремонта и реставрации всего храмового комплекса, стоящих рядом с колокольней храмов, возобновления ограды. Дальнейшего развития православного туризма. Заявка в Министерство подана. Митрополии нужно ее сейчас только поддержать. Примечание: основной текст статьи был написан автором 24 ноября 1999 г. А.Г. Морозов Комментарии и обсуждение Колокольня в с. Поречье-Рыбном славится, как самая высокая колокольня в России, из расположенных не в городе, высота её 94 м. По местному преданию, построена она в 1799 г. строителем-самоучкой крестьянином А. С. Козловым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=61234

В 1888 г. м-рь передан из Синодального ведом. в епархиальное и назначен для местопребывания викариев Ярославских, епископов Углицк. В соборном храме во имя Зачатия св. Анны, существующем с 1691 г., покоятся мощи перед север. дверями алтаря еп. Иакова, а в юго-зап. углу св. Димитрия, бывшего с 1702 г. епископом Ростовским и скончавшегося в 1709 г. 28 октября. На паперти собора находится мраморная гробница, под которою покоится тело инока Амфилохия, бывшего с 1780 г. по смерть свою в 1824 г. 26 мая в должности гробового старца при мощах св. Димитрия; тут же погребен архимандрит Иннокентий, управлявший обителью 29 лет и скончавшийся в 1847 г. 27 февр. “Опис. Ростов. ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского-Димитриева мон. и приписного к нему Спасского, что на Песках”, Спб., 1849 г.; “Св. Димитрий, митроп. Ростовский”, Москва, 1849 г.; “Опис. жизни иером. Амфилохия”, Москва, 1839 г.; “Жизнь св. отца нашего Димитрия, митроп. Ростовского”, Москва, 1861 г.; “Ист. Росс. Иер.”, II, 527; Ратшин, 550; “Опис. монаст.”, 1817 г., 129; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и монаст.”, 95; “Словарь ист. о свят.”, 91, 125; “Путеш. ко свят. мест. Русск.”, I, 61; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.”, в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.”, 1847 г., 2, 35; Журавлев, “Путев. по Ярослав. губ.”, 301; “Памятн. Веры”, 150; Крылов, “Истор. статистич. обозр. Ярославской епархии”, 61; “Ежегодник Владимирск. губ. стат. Комит.”, III, Отд. I, 79; Бакмейстер, “Топограф. известия”, 1771 г., 106; “Ярослав. г. в.”, 1847 г., 11 (погребение архим. Иннокентия), 15 (речь по поводу погребения); 1853 года, 50 (Ростов в 1802 г.); “Церковн. вед.”, 1888 г., 16, 79 (о передаче в епарх. вед.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 93 223 (св. Иаков еписк.), 270, 474 (св. Димитрий Ростов.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 365, 25; Ключевский, “Жит. свят.”, 462; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 195, 252 (св. Иаков); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1872 г., IV, Отд. 2, 142 (архим. Феоктист 1775 г.); 1876 г., III, Отд. 2, 49 и 1877 г., V, Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

98 Архимандрит Василий Базилевич с 1778 г. Ректор Год кончины его в 1798 г. в Ист. Российск. иерархии (Т. 1, стр. 643) показан неверно. 100 Иеракс (Емельянов) – префект Харьковского Коллегиума. Сведения о нём в Ист. российс. иерархии (стр. 643) не точны. 101 Амфилохий Леонтович из Ростовского Яковлевского монастыря переведён в 1786 г. в Киевский Межигорский. 102 Иоиль с 1776 г. архимандрит Спасского в Ярославле монастыря: 3-го июля 1787 г. уволен на покой, а монастырь обращён в архиерейский дом. 103 Из архимандритов Новгородского Хутынского монастыря 21 апреля 1786 г. рукоположен в епископа Старорусского, Викария Новгородской епархии; с 6-го мая 1788 г. епископ Тамбовский, – скончался 23 декабря 1811 года. 104 Арсений (Димитрий) Тодорский родился в 1744 г., учился в Коломенской и Рязанской семинариях, и затем в Московской академии. В 1771 г. пострижен в монашество и назначен префектом Коломенской семинарии; 1773 г. определён игуменом Спасского Коломенского монастыря; с 6 апреля 1774 г. архимандрит Голутвина Богоявленского монастыря и ректор семинарии; 30 июня 1788 г. настоятель Ростовского Борисоглебского монастыря и ректор Ярославской семинарии. Отсюда вызван в Петербург на чреду священнослужения и в 1792 г. назначен настоятелем Троицко-Сергиевой пустыни, близ Петергофа; 16-го декабря того же года переведён в Кириллов Белоезерский, а отсюда 21-го июня 1796 г. – в Новгородский Юрьев монастырь; 15-го августа того же 1796 года рукоположен в епископа Вологодского, и там 15-го июня 1802 года скончался. 106 В дневнике А. Арсения под 20 марта 1786 г. записано: «писаны по почте письма к Обер-Секретарю Наумову и Каменскому. 107 Царевич Грузинский (Карталинский?) Антоний II – хиротонисанный 30 июля 1786 года в Царском селе в митрополита Ниноуминдского, вступил на Мухедскую кафедру из митрополитов Алавердских в 1789 г.; вызван 1811 г. июня 10 дня в Москву; жил с 1812 г. в Нижнем-Новгороде, сохраняя звание католикоса; скончался 21 декабря 1827 г. и погребён в Нижегородском Преображенском соборе. (Иерархия Всероссийской церкви, Н. Д. М. 1892 г., стр. 187).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010