Аполлинарий. Вероятно, в это время он положил начало своего дружества с иеромонахом Яковлевского монастыря Амфилохием, который 40 лет предстоял раке святителя Димитрия и скончался в 1824 году. По возвращении в Москву, Филарет продолжал почти до самой кончины наставлять и помогать ближним. Нередко случалось, что от множества посетителей, старец не имел времени ни для трапезы, ни для краткого отдыха, несмотря на мучительную болезнь (грыжа), от которой страдал постоянно. Прозорливость старца была поразительная. Он отвечал прямо на мысли, иногда случалось, что кто-нибудь говорил ему совсем противное тому, что знал или чувствовал, а старец, как бы не слушая рассказа, отвечал прямо на внутреннее настроение этого человека, и он приходил в страх, и исповедовал истину. Исповеди, как таинства, он не совершал, но ему многие открывали свои грехи с тем, чтобы получить от него назидание и умиротворение совести. Подобно другим новейшим подвижникам благочестия Филарет давал письменные ответы спрашиваемым его заочно (писал крупными буквами). Крестьянка графини Орловой-Чесменской в слезах рассказывала о. Филарету, что сын ее, приказчик московского торговца (на Калужском рынке), посланный своим хозяином для собирания долгов, уже несколько недель пропал без вести. «Сядь, друг», говорит ей кротко и милостиво добродушный старец: «полно плакать: твой сын не пропал; он находится в хорошем месте и скоро придет». Действительно, он вскоре возвратился; вместо того, чтобы производить сбор денег, он пытался поступить в какой-нибудь из дальних монастырей, но без паспорта нигде не был принимаем и принужден возвратиться. Через несколько времени, этот молодой приказчик, по внушению матери, пришел к старцу – испросить благословение на поступление в монастырь. Мудрый старец сказал ему: «в монастырь не долго благословить, по трудно жить в монастыре, ты не вынесешь. Погоди, дитя мое, погоди!» Племянница генерала Л....на, Екатерина, приехала к о. Филарету вместе с своим женихом. Старец, благословляя невесту, сказал тихо, «что ее ждет жених лучший».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С поправками переписчика в тексте. Подробнее об этом летописце говорится в предисловии преосвященного Амфилохия к летописцу святителя Димитрия, недавно вышедшему из печати. – Переплёт бумажный. 31. Летописец келейный святого Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 393 листах. Переплёт кожаный. 32. Патерик или о подвижничестве блаженных отцев. Скоропись XIX века, в 4-ку, на 238 листах. Переплёт бумажный. 33. Житие святого Димитрия, митрополита Ростовского. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 18 листах. Из библиотеки С.Саковнина. – Переплёт бумажный. 34. Жизнь святого Димитрия митрополита, Ростовского чудотворца. Сочинение Александры Зражевской 1849 года. Скоропись XIX века, в 4-ку, на 30 листах. Заглавный лист печатный. – Переплёт бумажный. 35. Жизнь святого чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, составленная из собственных его дневных записок и писем с некоторыми дополнениями к изданному уже житию сего угодника Божия усерднейшим почитателем великого святителя Д.Приклонским 1845 года. Скоропись XIX века, в лист, на 62 листах. Переплёт сафьянный. 36. Описание о мощах и чудесах святителя Димитрия (числом 301). Чёткий полуустав конца XVIII века, в лист, на 216 листах. Переплёт кожаный. 37. Акафист и чудеса святого Димитрия. Полуустав XIX века, в лист, на 253 листах. Лист 1. Акафист святому Димитрию, сочинённый священником Димитрием. – Лист 23. Описание чудес святого Димитрия, числом 301. – Лист 251. Житие святого Иакова, епископа Ростовского. – Переплёт кожаный. 38. Чудеса иже во святых отца нашего Димитрия митрополита, новоявленного Ростовского чудотворца. Скоропись XVIII века, в лист, на 137 листах. Переплёт кожаный. 39. Другой, точно такой же экземпляр вышеуказанного произведения. 40. Служба, житие и чудеса (числом 69) Гурия и Варсонофия Казанских. Полуустав XVII–XVIII веков, в лист, на 95 листах. С собственноручными поправками святого Димитрия. – Переплёт кожаный. 41. Житие святого Даниила игумена, Переяславского чудотворца, с чудесами (числом 50). Скоропись начала XIX века, в лист, на 100 листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

Предисловие Основание рукописному собранию в Ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре главным образом положено приснопамятным для этой обители архимандритом Авраамием Флоринским. Хотя в монастыре и было ранее несколько рукописей, принадлежащих святителю Димитрию и внесённых, по открытии его мощей во второй половине XVIII века, как надо полагать, Ростовским митрополитом Арсением Мациевичем, но этих рукописей было очень мало, так как вся библиотека святителя Димитрия после его смерти поступила в Москву и находится теперь в Синодальной библиотеке и частью в библиотеке Московской Синодальной типографии. Архимандрит Авраамий пожертвовал всё своё рукописное собрание и большую часть печатных книг монастырю. После его смерти библиотека монастырская одно время была в большом беспорядке и, как надо полагать, некоторые рукописи даже утрачены, но бывшим за последнее время ризничим Гавриилом (†1891) была приведена в порядок, а рукописи, принадлежащие святителю Димитрию, и его собственноручно писанные проповеди были исследованы преосвященным Амфилохием и частью напечатаны в разных духовных журналах. Основатель рукописного собрания Спасо-Иаковлевского монастыря Авраамий Флоринский, по словам В.И.Лествицына 1 , родом из малороссийских мещан, обучался в Киевской Академии, где пострижен в 1753 году, и с 1752 по 1758 год был учителем, проповедником и префектом этой академии; в 1758 году определён настоятелем в Виленский Свято-Духов монастырь с титлом Виленского приора или старшего; в 1762 году посвящён во Владимирский Царе-Константиновский монастырь архимандритом и определён ректором Владимирской семинарии; в 1773 году переведён в Ростовский Борисоглебский, в 1775 году в тамошний же Авраамиев монастырь, в 1776 году вызван был в Санкт-Петербург на чреду священнослужения, а в 1786 году переведён в Иаковлевский монастырь и здесь скончался в 1797 году апреля 30. Будучи в Авраамиевом монастыре, он, по указу Святейшего Синода, исправлял, и во многих местах вновь переводил, старинный перевод Бесед Златоустовых на Матфея евангелиста, изданный в 1664 году, а также и другой старинный же переводе Бесед того же отца на евангелиста Иоанна, изданный в 1655 году. Исправленные им переводы оба напечатаны в Москве, первый в 1781 году, а второй, пересмотренный ещё преосвященным Иринеем Клементьевским , в 1793 году. Из многих его в разных местах говорённых поучений напечатано одно только в Москве в 1807 году, говорённое в 1786 году на память святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Библиотеку свою, состоявшую из довольного числа книг, он всю завещал монастырю Иаковлевскому. Портрет его – в «Собрании портретов россиян» Платона Бекетова (М., 1821 год);

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

Преосвященным митрополитам сослужили: епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий; епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний; благочинный церквей первого округа Астрахани, настоятель Иоанно-Златоустовской церкви протоиерей Виктор Гнатенко; секретарь Астраханской епархии протоиерей Михаил Пристая; настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев; руководитель Издательского отдела Казахстанского митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко); руководитель Информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов; настоятель Князь-Владимирского собора Астрахани протоиерей Александр Успенский; клирики Астраханской митрополии и Казахстанского митрополичьего округа. На богослужении присутствовали губернатор Астраханской области А.А.Жилкин, председатель правительства Астраханской области К.А.Маркелов, председатель Думы Астраханской области А.Б. Клыканов, руководитель администрации губернатора Астраханской области К.З.Шантимиров, министр жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области В.А.Яковлев, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии, доктор медицинских наук, профессор Н.А.Дайхес, начальник департамента здравоохранения Смоленской области В.И.Степченков, представители администрации города Астрахани и Астраханской области. Богослужение завершилось славлением перед ковчегом с честным Поясом Богородицы. Глава Казахстанского Митрополичьего округа поздравил владыку митрополита Иону, епископа Антония, клириков, монашествующих и мирян Астраханской митрополии с радостью принесения Пояса Царицы Небесной. Митрополит Астраханский Иона сердечно поблагодарил митрополита Александра за предоставленную верующим Астрахани возможность поклониться великой православной святыне и поздравил главу Православной Церкви Казахстана с днем рождения. В подарок митрополиту Александру глава Астраханской митрополии преподнес резной деисис — образ Спаса Вседержителя с Предстоящими — Пресвятой Богородицей и Предтечей Иоанном. На молитвенную память о священных торжествах митрополит Александр подарил владыке памятную панагию, выполненную алма-атинскими ювелирами и являющуюся копией панагии приснопамятного старца-митрополита Иосифа (Чернова).

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/20/mi...

С. Девятова Скачать epub pdf Схимонахиня Феодосия (1917–2007) Схимонахиня Феодосия (в миру Анна Леонтьевна Яковлева) родилась в  апреле 1917 года в благочестивой многодетной семье в деревне Бунино Фатежского района Курской области. Весь Курский край знал и сейчас помнит  подвижницу.  Приезжали к ней из Москвы, из Санкт-Петербурга, из многих мест России. Ее называли Курской старицей.  Матушка тайно молилась и помогала многим людям. Подвижница сподобилась побывать у великих старцев, ныне прославленных: преподобного Амфилохия Почаевского (1897–1971), преподобного Кукши Одесского (1875–1964),  преподобного  Лаврентия Черниговского (1868–1950), преподобного Серафима (Амелина) (1874–1958). Матушка была знакома со схиархимандритом Ипполитом (Халиным) (1928–2002),   со схиархимандритом  Иоанном (Масловым) (1932–1991) и другими Глинскими старцами, с Белгородским старцем архимандритом  Серафимом (Тяпочкиным) (1894–1982)). схиархимандрит Ипполит (Халин) (1928–2002) начинал в Глинской пустыни, в 1991 году был назначен настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958) был прославлен в 2008 году.) Прислушивался к духовным советам  схимонахини Феодосии ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (в юности он вместе с матушкой пел на клиросе). Часто посещали матушку монахи Курско-Коренной обители, и она любила  эту обитель. Наместник Курско-Коренной Пустыни игумен Вениамин (Королев), очень почитал матушку, он ни раз предлагал ей переехать в обитель. Приезжал к старице и настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников). С большим теплом  вспоминают подвижницу сестры из монастыря Казанской иконы Божией Матери  (с. Большегнеушево Рыльского района, Курской обл.). Матушка часто приезжала к ним.  Схимонахиню Феодосию посещали духовенство из разных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания. У Леонтия  и Акулины Яковлевых, проживавших в деревне Бунино, было десять детей, самую младшую дочь, родившуюся на праздник святых жен Мироносиц,  назвали Анной. Семья была дружная и трудолюбивая. Яковлевы имели большое хозяйство, дом был хлебосольный.  Родители с детства прививали детям любовь к труду. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В районах при немцах действовало 13 церквей: Лебятковская, в пос.Торошино, на ст.Торошино, Палицкая, в пос. Пескови чи, в пос.Бельском, в пос.Верхолино, в пос.Криновицы, в пос.Корлы, в пос.Комно, в пос.Кусва, и в б[ывшим] Сироткинском монастыре, в пос.Устье. Из них 3 церкви (Торошино - погост, Торошино на станции и Палицкая) уничтожены немцами, в Корлах - пострадала, в Песковичах обращена немцами в колонию, в Комно - загажена. В Кусве производится богослужение доселе единственным оставшимся священником о.Мих.Павл..Смирновым. Все остальные священники эвакуированы немцами - насильно или добровольно. Из них известны: прот. К.Зайц, прот. Шенрок, свящ. Конст[антин] ( кн. Шаховской), свящ. Геннадий Бенигсен, свящ. Ив.Спир.Иванов, свящ.Анатолий Кушников, свящ. Иванов, свящ. Ионов, Ефимов, свящ. Петр Жарков, свящ. Калиновский, свящ. Жунда, свящ. И.Ширяев, свящ. Н.Десятинский, свящ. Сер. Донцов, иером. Амфилохий и иером. Сергий. Таковы результаты осмотра храмов и города. 10-го, в четверг, в 11.30 утра, мы с проф. Мавродиным д[олжны] были уехать. Нас провожали на аэродром В.В.Смирнов (секретарь Горкома), С.Н.Давыдов, о.Н.И.Ломакин. Далее мы блуждали опять, ища аэродром, наконец, тот же Л.П.Яковлев помог отыскать его. Летчик Волков прибыл на том же самолете, и мы в 4 ч[аса] вылетели. В 5.45 мы были уже на Ленингр[адском] аэродроме, прекрасно пролетев пространство. К 8 ч[асам] вечера я уже был дома, любезно доставленный на аэродромной машине. 11-го был в канцелярии, 12-го - у А.И. Кушнарева, где все ему рассказал (а накануне в Облисполкоме Е.А.Беловой). 13 августа. Воскресенье. Сегодня служил литургию в Коломягах. Прекрасная, чисто содержимая церковь. Прот. - И.Горемыкин. Председатель - Е.М. Привалов. Живут мирно. Говорил слово. Вечером выношу крест в Никольском. 14 августа. Понедельник. 8 ч[асов] вечера. Вчера в Ник[ольском] соборе после выноса помазывал до конца 1-го часа. [...].Сегодня день смерти Вали (жены - Л.А.). Служил литургию и водосв[ятный] молебен во Владимирском соборе. Потом был в канцелярии. Послал Митрополиту Алексию письмо - доклад о поездке в Псков и о необходимости разрешать священникам служить в соседних церквах в свободные дни, и, кстати, о делах ленинградских.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

Так я и проснулся» 337 . Мария Петровна, которой адресовалось процитированное выше письмо, приняла на себя бремя настоятельства в 1785 году и несла его 28 лет. Хотя после кончины старца она ослушалась его устава и тайно приняла схиму с именем Марфа, но до конца жизни продолжала почитать его как святого, а в завещании писала сестрам: «Помните всегда, что нам батюшка Феодор приказывал, чтобы иметь безропотное послушание, смирение и терпение, а если будете иметь сии три добродетели, чрез оные будет в нас и любовь, а где любовь – тут будет и Бог». В другом обращении к сестрам она прямо писала о старце как о предстателе: «Батюшка наш может нас представить ко Господу Богу и сказать: Се аз дети моя». И действительно, личность и учение святого Феодора пронизывали все стороны жизни Алексеевских сестер 338 . Схимонахиня Марфа (Протасьева) прожила недолгую жизнь, она умерла в 1813 году, в возрасте 53 лет; однако потомки по достоинству оценили ее вклад в женское монашество и нашли ей место среди выдающихся подвижников церкви XVIII столетия. И в ее жизнеописании красной нитью проходит образ старца Феодора Санаксарского , который называется здесь «мудрым и истинным подвижником, духовною крепостию своею напоминающим собою древне–христианския времена» 339 . Е. Поселянин говорит о том, что после кончины отца Феодора схимонахиня Марфа «искала советов у о. Амфилохия(,) иеромонаха Ростовскаго Спасо–яковлевскаго монастыря, хотела ехать к знаменитому старцу Паисию в Молдавию, но получила извещение от Бога о скорой кончине» 340 и поневоле отказалась от этого путешествия. В именном указателе к книге «Житие и писания молдавскаго старца Паисия Величковскаго » 341 дается такая справка о Марие Протасьевой: «По благословению старца Феодора была начальницей женской общины. По его кончине обращалась за духовным советом к молдавским старцам Паисию и Софронию, для своей общины заказывала списки книг в Нямецком монастыре. В Софрониевой пустыни хранилась плашаница «построенная» в 1801 году в Арзамасском Алексеевском девичьем монастыре, тщанием архимандрита Феодосия».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Макарий Глинский. Икона. 2013 г. (Глинская пуст.) (Шаров Матвей Терентьевич; 1802 (1801?), г. Ефремов Тульской губ.- 21.02.1864, Глинская пуст. Курской губ.), прп. Глинский (пам. 21 февр.), иеросхим. Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Первое жизнеописание М. (Краткое описание жизни. 1893) составлено на основе воспоминаний иноков Глинской пуст. и неск. писем старца. Род. в богатой мещанской семье, имел 2 братьев и сестру. С детства отличался набожностью. В 1828 г. поступил в Глинскую пуст., находился под рук. игум. прп. Филарета (Данилевского) . Первоначально Матвей трудился на монастырской пасеке, в 1830 г.- на братской кухне, с 1831 г. исполнял послушание ключника (заведующего пищевыми припасами), с 1838 г.- помощника ризничего. 16 дек. 1833 г. игум. Филаретом был пострижен в монашество с именем в честь прп. Макария Великого, 23 окт. 1837 г. по настоянию игумена рукоположен в сан диакона, 28 февр. 1839 г.- в сан иерея. С 1842 г. по инициативе благотворителей Т. Б. и А. М. Потёмкиных в Харьковской губ. восстанавливалась Святогорская пуст. (см. Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра ), в к-рую в 1844 г. перевели часть глинской братии, в т. ч. благочинного иером. Амфилохия (Скубырина; впосл. иеросхим. Анатолий). В том же году насельники единодушно избрали М. благочинным Глинской обители. Согласно жизнеописанию, преподобный, стремясь сохранить мир среди монахов, «разделял свою любовь на две равные части». С одной стороны, беспрекословно исполнял приказания настоятеля (1841-1855) игум. Евстратия (Яковлева), а с другой - умел разрешать конфликты в повседневной жизни насельников, покрывая любовью их недостатки. Исполнял чужие послушания, порой самые тяжелые: напр., неоднократно по ночам тайно месил хлеб в хлебопекарне. 7 июня 1846 г. за отличное служение в должности благочинного М. был награжден набедренником. 18 июня 1848 г. М.

http://pravenc.ru/text/2561320.html

В алтаре, за престолом, поставлен также иконостас, на коем резьба вызолочена, гладкия места покрыты белою, а в тумбах голубою краскою. Запрестольныя иконы обложены сребропозлащенными венцами, из коих некоторые украшены алмазами и другими драгоценными камнями; в особенности же замечательны: на правой стороне от престола – образ св. Димитрия Митрополита и св. Иннокентия Епископа Иркутскаго; на левой – образ св. Алексея Митрополита Московскаго и св. Амфилохия Епископа Иконийскаго. Святители представлены в полном Архиерейском облачении; лики их изображены живописью, а одежды вышиты золотом и местами серебром по малиновому бархату: образа сии поставлены в золоченных рамах и закрыты цельными стеклами. Помянутая святыня пожертвована Графинею А.А. Орловой-Чесменскою. За престолом поставлена серебряная, позолоченная Дарохранительница, в виде храма, весом 1 пуд 25 фунт. – дар Графа Н.П. Шереметева. Сия драгоценность обратила на себя особенное внимание Государя Императора Александра I-ro в бытность его в сем монастыре. Иконы в иконостасе живописныя, писаны в 1780 году Харьковским живописцом Венедиктом Вендерским и обложены сребропозлащенными ризами и венцами с дорогими камнями: из них на четырех главных оклады устроены Гр. А.А. Орловой-Чесменскою; перед образом Спасителя по правую сторону и Богоматери по левую от царских врат висят серебряныя, вызолоченныя лампады, перед прочими – серебряныя, без позолоты. Два каменные четырехугольные столба, поддерживающие своды и куполы церкви, обложены в нижнем ярусе иконостасом с драгоценными образами. Особенно достойны замечания: 1) на западной стороне праваго столба – образ Толгския Богоматери, писанный на доске покойным гробовым иеромонахом Амфилохием, длиною в пять четвертей. Позолоченные риза и венец осыпаны бриллиантами и другими драгоценными камнями. На правой руке Богоматери сделан бриллиантовый поруч в виде цветка, в средине его помещен алый яхонт, а края осыпаны изумрудами. В венце начальныя буквы имени Предвечнаго Младенца изображены бриллиантами. Образ поставлен в медном отзолоченном киоте за стеклом и обставлен вокруг богато убранными иконами;

http://sobory.ru/article/?object=05709

Против отца моего Савостин не остался неблагодарным и подарил ему своей работы стенные часы недельного завода с колесом, показывающим числа; бой этих часов с репетицией. Часы эти вот уже около 80 лет ходят без всякой починки по причине своего прочного устройства и хорошего материала, меди и стали. Дмитрий Савостин, его жена и сын Иван померли в Ростове и все погребены в обители св. Иакова. Иван Дмитриев помер в той обители иноком, под именем Михаила, и, умирая, передал свое искусство и инструмент штатному служителю Яковлевского монастыря Ивану Наумову. Передавая Наумову, он поручил ему наблюдать и за часами Артынова. Это, впрочем, благодаря прочности работы часов и не понадобилось. Наумову, пока он был жив, приходилось в Угодичи ездить очень редко и только раз почистить по прошествии нескольких многих годов. Когда устраивались часы в обители св. Иакова, в это время пришел странник, молодой человек, родом грузин, по имени Петр Егоров, судя по паспорту из простолюдинов. Он испросил позволение у архимандрита Апполинария остаться на несколько времени и послужить в обители для братии. Это было ему позволено. Обитель и братия расположили этого странника поступить тут же в иночество. Он постригся под именем Мартирия. По расположению к нему настоятеля новый инок Мартирий был определен под начало к известному по строгости и святости жизни гробовому старцу Амфилохию . От хорошего учителя произошел и хороший ученик. Под рукою Амфилохия Мартирий проходил послушанием все монастырские должности ревностно и усердно, чем и заслужил себе любовь наставника, внимание настоятеля и искреннее уважение братии, неусыпно служа оной. Случай подружил его с сыном часового мастера, молодым человеком и сверстником по летам, тоже иноком. Беседы товарищей касались обителей и их уставов. Савостин превозносил до небес обитель и братию Тихвинского большого монастыря и вместе с тем рассказывал о бесчисленном стечении поклонников в обитель к иконе Тихвинской Божией Матери. Верующие туда стекались из всех концов России, а в особенности из Питера.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010