Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМФИЛОХИЙ (СКВОРЦОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский Амфилохий (Скворцов) ( 1885 - 1937 ), епископ Енисейский и Красноярский , благоговейный и мудрый старец, священномученик Память 18 сентября , в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Соловецких , Кузбасских святых В миру Скворцов Александр Яковлевич, родился 17 февраля 1885 года в семье псаломщика села Норваш Цивильского уезда Казанской губернии. Окончил Казанскую духовную семинарию и Казанскую Духовную академию . Поступил на миссионерское отделение по собственному избранию. Совет академии постановил иметь его в виду для замещения кафедры истории и обличения ламаизма и монгольского языка. 22 марта 1907 году пострижен в монашество . В 1908 году возведен в сан иеродиакона . Будучи студентом III-ro курса, в 1909 году был командирован на предстоящие летние каникулы в Астраханскую калмыцкую степь, для изучения калмыцкого языка и изучения деятельности православной миссии среди калмыков Астраханской степи . В 1910 году за сочинение на тему «Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык как средства миссионерского воздействия» ему были присуждены две премии, и он был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. В 1910 - 1911 учебном году слушал лекции на восточном факультете Санкт-Петербургского университета , чтобы изучить монгольский язык до свободного понимания священных рукописей ламаизма . Оставлен при Казанской духовной академии на 1911 - 1912 учебный год профессорским стипендиатом при кафедре Истории и обличения лама­из­ма и монгольского языка. С 16 августа 1911 года - исполняющий должность доцента при названной кафедре. Был одним из активных участников миссионерских съездов, на которых обсуждались вопросы перевода Священного Писания и богослужебных текстов на калмыцкий язык. Отсутствие в то время организованной калмыцкой миссии приводило к тому, что все переводы осуществлялись отдельными миссионерами, зачастую не имевшими связи друг с другом, неоценимый опыт которых оставался невостребованным, а переводы забывались после смерти переводчиков.

http://drevo-info.ru/articles/2348.html

Отец Сергий Дурылин, став с весны 1921 года настоятелем часовни Боголюбской иконы Божией Матери, продолжал служить на Маросейке в определенный день недели. Он рассказал, что в один из этих дней в 1922 году в храм пришла женщина, которая много плакала и поведала о себе, что она из Сибири, из города Тобольска. Во время гражданской войны у нее пропал сын; не знала она, жив он или мертв. Однажды, особенно наплакавшись в молитве к преподобному Серафиму и изнемогши от слез, она увидела во сне самого преподобного. Он рубил топориком дрова и, обернувшись, сказал:«А ты все плачешь? Поезжай в Москву на Маросейку к отцу Алексию Мечёву. Сын твой найдется». И вот та, которая в Москве никогда не бывала, имени отца Алексия не слыхала, решилась на такой далекий и по тем временам трудный путь. Ехать приходилось то в товарном, то в пассажирском поезде. Бог знает, как добралась она. Нашла Маросейку, церковь и батюшку, на которого ей указал преподобный Серафим. Слезы радости и умиления текли по ее лицу. Уже после кончины батюшки стало известно, что эта женщина нашла тогда своего сына. Имеется множество свидетельств благодатной помощи в различных нуждах по молитвам к старцу. Много таких случаев было отмечено при восстановлении храма на Маросейке. В дни памяти батюшки несколько раз неожиданно приходила помощь в оформлении документов, в срочных делах по ремонтным работам в храме и церковном домике; поступали пожертвования. На опыте известно, что когда в скорби обращаются к нему:«Батюшка отец Алексий, помоги», — помощь приходит очень скоро, отец Алексий стяжал от Господа великую благодать молиться за тех, кто к нему обращается. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года старец в миру протоиерей Алексий Мечёв был причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Священномученик Амфилохий, епископ Енисейский (память 18 сентября по старому стилю) С вященномученик Амфилохий, епископ Енисейский (в миру Скворцов Александр Яковлевич) родился в 1885 году в селе Норваши Цивильского уезда Казанской губернии в семье псаломщика. По окончании Казанской Духовной Семинарии в марте 1922 года Александр был пострижен в монашество с именем Амфилохий. В 1910 году он был рукоположен в иеромонаха. Отец Амфилохий окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и оставлен при ней профессорским стипендиатом. В 1910–1911 годах батюшка слушал курс лекций на Восточном факультете Санкт–Петербургского Императорского Университета, а затем исполнял должность доцента в Казанской Духовной Академии по кафедре монгольского языка, истории и обличения ламаизма.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич; 17.02.1885, с. Норваши Цивильского у. Казанской губ.- 1.10.1937, Кемеровская обл.), сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Красноярский и Енисейский. Род. в семье псаломщика, был младшим из 11 детей. Сщмч. Амфилохий (Скворцов), еп. Енисейский Сщмч. Амфилохий (Скворцов), еп. Енисейский Первоначальное образование получил в Чебоксарском ДУ, по окончании к-рого поступил в Казанскую ДС. С юных лет ощутил призвание к иноческой жизни и, учась в семинарии, решил принять постриг в одном из отдаленных мон-рей. Однако духовник посоветовал ему отложить на время это намерение и поступить в ДА. А. Скворцов поступил в КазДА и 22 марта 1907 г., учась на 1-м курсе, был пострижен в мантию с именем А. В 1909 г., на 3-м курсе, А. был командирован в Астраханскую степь для изучения калм. языка и деятельности правосл. миссии среди калмыков. В совершенстве изучив калм. язык, а также лит-ру (в большей своей части рукописную, находившуюся в архивах), посвященную переводам библейских и богослужебных текстов на этот язык, А. защитил канд. дис. «Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык как средства миссионерского воздействия». В 1910 г. А. был рукоположен во иеромонаха, в том же году окончил КазДА со степенью канд. богословия и был оставлен при академии на 1911/12 учебный год профессорским стипендиатом на кафедре истории и обличения ламаизма и монг. языка. Был одним из активных участников съездов миссионерских, на к-рых обсуждались вопросы перевода Свящ. Писания и богослужебных текстов на калм. язык. Отсутствие организованной Калмыцкой миссии приводило к тому, что все переводы осуществлялись отдельными миссионерами, зачастую не имевшими связи друг с другом; их опыт оставался невостребованным, а тексты забывались после кончины переводчиков. А. предложил организовать постоянно действующие Калмыцкую миссию и переводческую комиссию. Комиссия должна была заниматься распределением текстов среди переводчиков, анализом и окончательным редактированием переводов, а также рецензированием переводов, появлявшихся помимо комиссии. Тексты переводов предполагалось передавать в школы, где проверялась бы их понятность для инородцев, и только после этого публиковать. Для оперативности публикаций переводов комиссия нуждалась в праве выпускать их без предварительной цензуры.

http://pravenc.ru/text/114616.html

Все его книги, часто огромные по объему и в своем изданы стоившие больших денег, все почти статьи его, исследования и издания были направлены к одной обширной и многосторонней области археологи, преимущественно церковной. Как можно было видеть из предшествующего, преосвящ. Амфилохий, подобно своему сотоварищу в работах по этой части, отцу архим. Леониду, едва не все места своего более или менее продолжительного пребывания ознаменовал описанием их и древностей, в них заключающихся, применением к делу своих археологических познаний, и всюду обнаруживал вкус истинного археолога-любителя и знатока. Так, в Даниловом монастыре он, быв настоятелем его, в 1880-хъ годах сам руководил расписыванием стен соборного храма по тем образцам, которые сам же, как глубокий знаток древне-русского художественного стиля, издал, – разумеем образцы древне-русских рисунков, заставок виньеток и заглавных букв из рукописных евангелий, псалтирей и других рукописей 9–17 веков по большей части им же самим и описанных 120 ; а в Обществе любителей духовного Просвещения, в котором вообще принимал живейшее и деятельнейшее участие, он же именно быль одним из самых деятельных участников и даже некоторое время председателем отделения иконоведения, имевшего целью собирание, разбор и описание древне-русских. икон, но к сожалению потом прекратившего свою деятельность. И свое пребывание в Ростове в последние годы жизни преосв. Амфилохий увековечил тем, что, по его желанию, на паперти Спасской церкви Яковлевского монастыря, в котором он жил, изображены пять характерных картин из Жития св. Иоанна Богослова особой редакции 17 века, по рукописи, лично ему принадлежавшей. Подобно же о архим. Леониду, преосв. Амфилохий быль, как мы уже замечали мимоходом., и в своих симпатиях вообще и в своих археологических изысканиях и работах в частности истинно русский человек и искренний любитель всего отечественного. Работая, напр., в области палеографии греческой, преосв. Амфилохий, как сам признается, работал не для чего другого как только для того, чтобы „принести посильную лепту нашим соотчичам, единоплеменникам и единоверцам 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Я поспешил прямо в Яковлевский монастырь, к Святителю Димитрию. Подходя к собору вспомнил, что мне поручено было поклониться гробу добродетельного старца Амфилохия, 40 лет молитвенно простоявшего у возглавия мощей угодника Ростовского, и не знал, где найти его могилу. Уже смеркалось, соборная трапеза была отперта, там хотел я дождаться открытия самой церкви. Любопытство привлекло меня к высокой мраморной гробнице, украшенной знаками схимническими, – и я прочел имя Амфилохия! О, с каким внутренним утешением простерся я пред сим памятником великого старца, многие годы светившего своими добродетелями не только пределам Ростовским, но и столице! На нем почивало видимое благословение Святителя, которое обильно передавал усердным к его памяти. Чувствительна для обители потеря Амфилохия, отбывшего свою стражу! Отперли собор, отперли и тяжкую серебряную крышу раки, с украшениями архиерейскими, пожертвованную благочестием Елисаветы для хранения мощей Святителя, и присланную Екатериною в год ее воцарения. Открылся святой угодник, ревнитель православия, ревнитель просвещения, почиющий по многих трудах, над самым тем местом, которое смиренно избрал себе для смертного отдыха, не в великолепном соборе митрополии Ростовской, вместе с своими предшественниками, но в уединенной обители св. Иакова, основанной сим Епископом, по несправедливом изгнании, и освященной его мощами. Здесь хотел возлечь Димитрий, и прославился и прославил место. Я прикоснулся устами к обнаженному челу его, некогда вмещавшему столько благих помыслов для пользы церкви и отчизны, которое долго сияло для них ярким светильником и ныне точит исцеления болящим. Со мною вместе тихо приложилась одна недужная; для нас только отперли церковь , за нами ее опять заперли. Тогда же посетил я Архимандрита Иннокентия, достойного племянника Амфилохия. – Дряхлый старец, удрученный болезнями, с трудом мог подняться с своих кресел, чтобы приветствовать во мне прежнего своего знакомца. «Я видел из окна, как вы с недоумением ходили по монастырю,» радушно сказал он, и хотел уже послать монаха, чтобы он вас проводил в собор, ибо я всегда так делаю с новыми пришельцами, еще незнающими обители. Хожу и действую я весьма криво, милостивый государь, но по крайней мере сижу прямо: против меня угодник и к нему указываю я всем дорогу.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 18 (1 октября) Священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский Священномученик Амфилохий (в миру Александр Яковлевич Скворцов) родился 17 февраля 1885 года в селе Норваши Цивильского уезда Казанской губернии в семье псаломщика Якова Васильевича Скворцова, у которого было одиннадцать детей  –  трое сыновей и восемь дочерей. Александр был самым младшим. Старшая его сестра вышла замуж в Польше еще до рождения Александра, и он ее никогда не видел. Один из его братьев служил священником в Казанской епархии. Первоначальное образование Александр получил в Чебоксарском духовном училище. С юных лет он чувствовал призвание к иноческой жизни и хотел вступить в число братии одного из отдаленных монастырей еще учась в семинарии. Духовный отец, однако, посоветовал ему отложить на время это благое намерение и поступить в Духовную академию. Александр Яковлевич поступил в Казанскую Духовную академию и 22 марта 1907 года, на первом курсе академии, был пострижен в мантию с именем Амфилохий. После пострига ректор академии произнес соответствующее случаю сло­во, сказав, что на основании личного опыта знает то благодатное озаре­ние души, какое бывает после пострига, которое навсегда сохраняется в ду­ше инока. Обращаясь к монаху Амфилохию, ректор сказал, что существует три вида скорбей: это скорби, присущие всем христианам в их стремлении к небесному совершенству вследствие несоответствия действи­тель­ности идеалу: «многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22), эти скорби спасительны; во-вторых, это скорби уныния перед высотой Евангельского идеала. «Монахам присущ второй вид скорбей, и путь избавления от них  –  это молитва и созерцание примеров доброде­телей». И, в-третьих, это скорби пастырские, которыми страдал Христос в са­ду Геф­симанском в ночь, в которую был предан за спасение мира (Мф. 26, 38). Один из студентов академии посвятил новопостриженному иноку стихотворение:

http://fond.ru/kalendar/906/amfilohiy/

V Мне доводилось не один раз бывать и прежде того в Ростове, и с покойным мужем бывали мы не однажды, а тут я узнала, что отец Амфилохий очень слабеет; я была его духовною дочерью, очень любила и уважала этого великого старца, и решила, не теряя времени, съездить помолиться к мощам святителя Димитрия и получить в последний, может быть, раз благословение благочестивого и строгого подвижника. Ему тогда было уже с лишком семьдесят лет, и более сорока лет он находился гробовым иеромонахом при мощах святителя. 589 Очень мне было грустно после отъезда моих молодых, и, проводив их, я собралась ехать развлечь себя, дочерей и помолиться ростовским угодникам Божьим и чудотворцам. Август был уже на исходе, но погода стояла еще хорошая. Помолясь у Троицы, мы поехали далее. В Переяславле останавливались и служили в Данилове монастыре молебен у мощей преподобного Даниила, в Никитском – у преподобного Никиты Столпника и в Федоровском женском монастыре панихиду на могиле Елизаветы Ивановны Взимковой, от которой новгородское череповское имение перешло к батюшке, потом ко мне, а я отдала его в приданое дочери Посниковой. Выехали мы рано утром и в тот же день, сентября 1, были в Ростове. За несколько дней до нас в Ростове был государь Александр Павлович, два раза в один день посетил Яковлевский монастырь и, зная и уважая иеромонаха Амфилохия, ходил к нему в келью и более получаса провел у него в духовной беседе. В 1818 году в бытность свою в Ростове государыня императрица Мария Феодоровна посещала Яковлевский монастырь, и так как в то время там не было настоятеля, недавно пред тем умершего, то принимал императрицу старец Амфилохий как старейший из братии, и государыня с ним милостиво беседовала. За несколько месяцев пред тем ему был высочайше пожалован наперсный алмазный крест. 590 Он был родом из самого Ростова, где отец его был священником в одной из приходских церквей, а дед, тоже священник в одном селе, был рукоположен самим святителем Димитрием. Мирским именем отца Амфилохия звали Андреем; он с детства, говорят, любил ходить в церковь и плакивал, когда ему случалось проспать утреню.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В 1950 году сыну Василию удалось вызволить её из больницы. В 1952 году Анастасия Яковлевна получила 3 группу инвалидности, благодаря которой избежала повторных арестов. Она открыто посещала храмы, совершала паломничества по святым местам, проповедовала, раздавала верующим переписанные от руки молитвы… В 1953 году Анастасия Яковлевна стала духовной дочерью старца Кукши 69 (ныне прославленного). Старец благословил Анастасию Яковлевну раздавать молитвы «за младенцев убиенных во чреве». По благословению своего духовного отца Анастасия десять лет пела и руководила церковным хором бесплатно, а на жизнь зарабатывала тем, что по ночам читала в храме псалтырь по усопшим. Из воспоминаний одной из певчих храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»: «Она была очень талантливым регентом. Службу знала так, как никто другой не мог… Матушка всё делала с молитвой, собранно, спокойно». В 1964 году Анастасия становится духовной дочерью старца Амфилохия 70 (ныне прославленного). В шестидесятые годы старец тайно постриг Анастасию в рясофор с сохранением прежнего имени. С 1971 года, после смерти старца Амфилохия, монахиню духовно окормлял старец Савва. За смиренное несение скорбей, великую веру и любовь к людям мученица за веру удостоилась даров Святого Духа: прозорливости, благодатной молитвой, по которой исцелялись сотни людей. Из воспоминаний молодого священника: «Я спросил: «Скажите мне что-то важное, как мне жить, чем могу быть полезен?» Матушка посмотрела на меня и тихо-тихо сказала два кратких и удивительно ярких слова: «Люби людей». И эти слова были сказаны с таким чувством, с таким пониманием, что запали мне в душу на всю жизнь… Старица наставляла: «Всегда надо идти узкими вратами. Терпите! Думаете, я не знала, что меня гнать будут? Знала, но надо терпеть. Надо, чтобы обо мне говорили плохое, тогда по – Божиему будет…» Праведница советовала всем молиться на ненавидящих и обижающих. Одной из духовных дочерей даже посоветовала заказать молебен о «разлучнице». Из воспоминаний духовных детей: «Не раз по молитвам матушки рождались дети у неплодоносящих. Однажды в ответ на такую просьбу Н. Матушка дала ей какой-то корень, и Н. родила… Господь даровал ей знание целебной силы растений… Она хорошо знала свойства корней и трав, собирала их и для Святейшего Патриарха Пимена… Но всё же главным средством от недугов была её молитва, потому что во многих случаях просимое исполнялось безо всяких корней…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Встреча с Православием Иеромонах Иоанн (Лудищев) Иван Яковлев Некоторым образом Русскую Православную Церковь связывает с обителью святого Антония то, что и на Руси родоначальником монашеского жития был преподобный Антоний, тоже великий — Киево-Печерский, носивший имя в честь основателя монашества. В России дело преподобного Антония Великого принесло свои богатые плоды — преподобные Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Сергий и Герман Валаамский, Серафим Саровский многие другие известные и неизвестные последователи святого Антония продолжили духовный труд древнего подвижника. Архимандрит Антоний (Гулиашвили) Иван Яковлев 30 января 2006 года исполняется 1650 лет со дня преставления преподобного Антония Великого. Почти тысячу семьсот лет на земле древнего Египта стоит один из самых древнейших монастырей христианского мира, являясь видимым свидетелем тех далеких времен, о которых мы читаем в патериках и житиях преподобных отцов. Ход истории привел к тому, что обитель святого Антония сейчас не относится к числу православных монастырей, но образ христианской жизни, основоположником которого был преподобный Антоний Великий, не затерялся в веках, став примером для множества его последователей, ищущих духовного совершенства. Иеромонах Симеон (Томачинский) Митрополит Амфилохий (Радович) Иеромонах Иоанн (Лудищев) Гермоген Шиманский Евгений Поселянин Иеромонах Иоанн (Лудищев) Евгений Поселянин Гермоген Шиманский Книги, которые относятся к частному богослужению, бывают двух родов. Одни из них имеют свое особое содержание; это книги — Требник, Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви; Последование молебных пений и др. Книги второго вида по своему содержанию представляют собой извлечение из книг, употребляемых при общественном богослужении, и приспособлены для частного (домашнего) употребления; это — Акафистник, Каноник (содержащий в себе молитвы утренние и вечерние, ряд акафистов, молитвы ко Причащению и месяцеслов), Молитвослов, Правильник и др. Священномученик Иоанн (Поммер) Митрополит Амфилохий (Радович) Евгений Поселянин В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page21_1078.ht...

Архимандрит Апполинарий Пулашкин с 1806 по 1818 г. был настоятелем Ростовского Яковлевского монастыря. Архимандрит Апполинарий Пулашкин с 1806 по 1818 г. был настоятелем Ростовского Яковлевского монастыря. Иеромонах Амфилохий, в мире Андрей, был уроженец г. Ростова, сын священника прихода св. Иоанна милостивого, дед его был священник с. Поречья-Рыбного, рукоположенный св. Дмитрием митрополитом Московским. Андрей был сначала причетником, а потом дьяконом в том же приходе. Он отличался кротким нравом, благоразумием и строгостию жизни, вместе с тем он был искусный иконописец и находился в числе художников, собранных по воле императрицы Ekamepuhы II для возобновления стенного письма в Московском Успенском соборе и других кремлевских соборах. На долю кисти ростовского дьякона Андрея всецело досталась, кроме других работ в Успенском соборе, и паперть Благовещенского собора. По окончании московских работ он скоро лишился своей супруги; вслед за этим событием он пил в 1777 году в иночество в обитель св. Иакова. Здесь с 1780 г. началось его служение должности гробового старца, при раке св. Димитрия. Подобно тени слава следовала за его смирением. Он сделался известным не только жителям Ростова и окрестных мест, но и богомольцам всех краев России, и многие знатные особы считали за счастие быть духовными детьми Амфилохия. Его удостоил посещением император Aлekcahдp I и долго с ним беседовал. Иеромонах Амфилохий, в мире Андрей, был уроженец г. Ростова, сын священника прихода св. Иоанна милостивого, дед его был священник с. Поречья-Рыбного, рукоположенный св. Дмитрием митрополитом Московским. Андрей был сначала причетником, а потом дьяконом в том же приходе. Он отличался кротким нравом, благоразумием и строгостию жизни, вместе с тем он был искусный иконописец и находился в числе художников, собранных по воле императрицы Ekamepuhы II для возобновления стенного письма в Московском Успенском соборе и других кремлевских соборах. На долю кисти ростовского дьякона Андрея всецело досталась, кроме других работ в Успенском соборе, и паперть Благовещенского собора. По окончании московских работ он скоро лишился своей супруги; вслед за этим событием он пил в 1777 году в иночество в обитель св. Иакова. Здесь с 1780 г. началось его служение должности гробового старца, при раке св. Димитрия. Подобно тени слава следовала за его смирением. Он сделался известным не только жителям Ростова и окрестных мест, но и богомольцам всех краев России, и многие знатные особы считали за счастие быть духовными детьми Амфилохия. Его удостоил посещением император Aлekcahдp I и долго с ним беседовал.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010