121) не услаждашеся, но паче страхом Божиим ограждашеся, и братолюбием приспеваше, и славохотия уклоняшеся, и сего рода благодать Божия умножашеся на нем, и держава распространяшеся, и не хотяше сам преходити от места на место, во град же Переяславль посла наместники своя, брата же его великого князя Андрея наместницы отбегоша из Переяславля, и тако без крамолы державу имея. Л.120. О начале Даниловского монастыря и о пострижении и о преставлении блаженного великого князя Даниила. Глава 4 Сам же великий князь Даниил на Москве богоугодно государствуя, идеже монастырь честен возгради, иже зовется Даниловский; тогда же в нем и церковь постави во имя преподобного отца нашего Даниила Столпника, в той же монастырь и архимандрита первого устрои, и тако теплейшим к Богу (л.122) желанием в той честной обители, и сам сподобися пострижен быти в святый ангельский образ, богоподражательного иноческого жития, и тако в последнем смиренномудрии к желаемому Христу отъиде в лето 1303 месяца марта в 4 день, конечного же ради смирения, не изволен в церкви положен бытии, но на монастырь, идеже и прочую братию погребаху, тогда же сына его, великого князя Юрия, переяславцы взявши к себе (л.122 об.) государствовати, егоже и на погребение ко отцу не пустиша, потом же и великий князь Андрей Александрович прииде из орды, и во иноческий образ облечеся и во смирении покаяния преставися к Богу, месяца иуня в 27 день и положен бысть на Городце иже на Волзе. Л.120. О пренесении Даниловского монастыря во град Москву. Глава 5 Последи же сих летом двадесяти и седми прешедшим, 6838 (1330) месяца мая в 1 день великий князь Иоанн, зовомый Калита, сын сего блаженного великого князя Даниила Александровича, той же монастырь Даниловский и со архимандритиею преведе внутрь града Москвы, на свой царский двор, идеже церковь постави во имя боголепного (л. 123 об.) Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и монастырь честен устрои. Древний же монастырь Даниловский и все наследие Даниловского монастыря, и самый погост Данииловский, и иные села Даниловские вручи архимандриту святого Спаса, да вкупе оба монастыря под единым началом паствы не скудно устраяются, мноземже летом прешедшим и монастырь Даниловский оскуде (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Так понимает сие место и св. Антоний Великий : «Блаженный Ап. Павел, говорит Св. Антоний, рассуждая о девстве, говорит: о девах повеления Господня не имаме, Он не имел повеления, поскольку не все могут носить тяжкое бремя девства. По сей причине оно и предоставлено свободе тех, кои могут оное носить.» 22 «Не сказал Св. Апостол Павел, говорит святой Златоустый, о девах повеления Господня не полагаю, но повеления не имам. Как бы так он сказал: «если бы я, побуждаемый человеческим рассуждением, сие заповедал, то бы оно не достойно было вероятия; когда же Богу сие угодно было, то это есть благонадежный залог к вере». 23 Вот основание монашескаго обета девства. б) Содержание обета. Итак что же есть девство? Каждый, говорит знаменитый пастырь нашей Церкви, по собственному опыту знает девство, как естественное состояние, предшествующее браку, не испытавшее тайн брака, не пробужденное к познанию их. Это только трава лилии, а не цвет; только леторосль яблони, а не яблоко благовонное. Девство младенчества, потому самому, что есть просто естественное состояние, не есть дело свободы, ни плод подвига, след. не есть добродетель. Прилично оно называется невинностью, потому, что в нем нет вины, противоположной девству; но и все тут: а еще нет в нем превосходного достоинства, принадлежащего девству совершенному. Девство, как подвиг, как добродетель, как цвет чистоты, как плод целомудрия, как путь совершенства, является тогда, когда человек в возрасте, по обыкновенному ходу телесной природы, более или менее располагающем к супружеству, не предаваясь влечению природы, не увлекаясь обычаем, примерами, приятностями и нуждами общежития, решается не приобщаться браку, а соблюсти девство навсегда». 24 Но одно отречение от брачного союза не составляет истинного и совершенного девства; совершенное девство состоит как в чистоте тела, так и души. He посягшая печется о Господних, како угодити Господеви, да будет свята телом и духом, говорит св. Апостол Павел ( 1Kop. VII, 34 ). «He тело только должно соблюдать нерастленным, говорит и Св. Мефодий, нужно заботиться и о душе и украшать ее праведностью» 25 . «Телесное удаление от всего принадлежащего браку, еще не есть совершенное девство, а только низший степень оного; ибо стремление и приближение к Богу, как Существу духовному, может и должно совершаться в духе; девство же тела отемлет только препятствия стремлению духовному, и пресекает стремления противоположные» 26 . «Какая польза, говорит блаж. Диадох , сохранившему тело свое девственным, когда душу его растлевает демон непослушания? или как получит венец тот, кто подавил в себе чревонеистовство и всякую телесную похоть, а самомнение, самолюбие оставил без внимания?» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

23 Златоуст. Книга о девстве. Во всей седьмой главе Ап. Павел отвечает Коринфянам на вопросы их касательно прав супружества и предлагает вместе совет и касательно девства и безбрачной жизни, кроме объясненного нами ясного места о совете девства. Приведем свидетельство еще на одно место одного Отца Церкви, именно:»Хощу бо, да вси человеки будут, якоже и аз, но кийждо свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице. Очевидно, говорит св. Ефрем Сирин , что Апостол здесь различает мирян от отвергшихся мира (девственников), когда говорит кийждо свое дарование имать от Бога, ов же сице.Ов убо сице т.е. дарование пребывать в девстве, ов же сице т.е. дарование жить в супружестве. Ни мирянам Ап. Павел не запрещает вступать в брак законно, ни отвергшихся мира (девственников) освобождает от воздержания. Мирянам повелевает говоря: но блудодеяния ради кийждо да свою жену имать, и еще честна женитва во всех и ложе нескверно, ( Ebp. XIII, 4 ) блудником же и прелюбодеем судит Бог, отвергшимся мира заповедует воздержание: всяк подвизайся, от всех воздержится ( 1Kop. IX, 25 ).Если бы слово заповедало всем: лучше женитися, нежели разжигатися, то бы никто не упражнялся в сей добродетели (воздержания); ни Илия Фесвитянин, ни Елиссей, ни Иоанн Креститель, ниже те, которые скопили себя ради Царствия небеснаго, и сохранили плоть свою чистую Богови, ниже сам Апостол воздержался бы». Тв. Ефрема Сирина .   29 Воздержание и целомудрие, говорит св. Киприан,состоит не в одной непорочности плоти, но и в скромности одежд и в целомудрии украшений, чтобы, по Апостолу, непосягшая была свята и телом и духом. ( 1Kop. VII, 34 ). «Слово об одежде девственниц». Многие, говорит Авва Геронтий, искушаемые плотскими похотьми, хотя и не приближались к телам, мысленно любодействовали и сохраняя телесное девство, духом любодействуют. Посему-то очень хорошо сказано: «всяцем хранением блюди сердце твое» ( Npumч. IV, 23 ). «Господь сказал: всяк, иже воззрит на жену, во еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем ( Mф. V, 28 .) Посему как есть любодеяние сердца: то должна быть противоположная сему пороку добродетель – девство сердца. И если для охранения девства от соблазна и нечистоты, нужно умерщвлять чувство зрения: то по сравнению можно понять и убедиться, что подобным образом нужно умерщвлять и прочие чувства, как то: слух от слушания нескромных и соблазнительних речей, вкус, обоняние, осязание – от соответствующих им ощущений, наклоняющих к неге и роскоши». Христ. Учение о девстве Митроп. Моск. Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Некоторые худо изясняют слова Господа, аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имение имаши сокровище на небеса: и гряди в след Мене. «Думают, говорит св. Кассиан, что обладание собственным богатством и от избытков оного подаяние требующим гораздо блаженнее нищеты. Таковые должны знать, что они не отреклись еще мира, и не достигли монашеского совершенства, поскольку стыдятся для Христа восприять нищету Апостола, и трудами рук своих служить самим себе и другим требующим; самым делом исполнить монашеский обет и прославиться с Апостолом. Они должны, расточив прежнее богатство, в голоде и жажде, в стуже и наготе, добрым подвигом подвизаться с Апостолом ( 2Kop. XI, 27 ). Ибо, если бы сей Апостол почитали прежнее богатство необходимым к совершенству; то не презрел бы своего достоинства. Он говорит о себе, что он был знаменит родом и Римский гражданин. Также и Иерусалимляне, которые продавали свои дома и поля, и цены их полагали при ногах Апостолов, не делали бы сего, ежели бы знали, что Апостолы поставляют блаженство более в том, чтобы пропитываться собственным имением, а не трудом своим и приношением от язычников. Но еще яснее вразумляет вас о сем упомянутый Апостол в послании своем к Римлянам, говоря так: ныне же гряду в Иерусалим, служай святым... Оне (Македония и Ахаия ) благоволиша, и должни им суть( Puм. XV, 25, 27 ). И сам он поскольку часто подвергался узам, темницам и трудности путешествия, что препятствовало ему собственными руками по своему обыкновению, доставать себе пропитание, получал потребное от братий, приходивших к нему из Македонии, как говорит: скудость мою исполниша братия, пришедше от Македонии (3 Кор. XI, 9). И к Филиппийцам пишет: Весте вы, Филиписсиане, яко егда изыдох от Македнии, ни едина ми Церковь общевася в слово даяния и приятия, точию вы едини: Яко и в Солунь и единою и дващи в требование мое посласте ми (Филипп. IV, 15, 16). И так ежели хотим последовать Евангельской заповеди, и всей первенствующей. Апостолами основанной Церкви,– мы не должны доверять своим мнениям, и Божественные изречения понимать превратно: но отвергши не определенный и противный вере смысл их, мы должаы принимать их по точному смыслу Евангелия. Ибо таким образом будем в состоянии и последовать стопам Отцев, и никогда не отступать от общежительных уставов и истинно отречься сего мира. Прилично и здесь воспомянуть о слове одного святого. Говорят, что св. Василий, Епископ Кесарии Каппадокийской, одному сенатору, хладно отвергщемуся мира и оставившему для себя нечто из своего имения, сказал следующее: «И сенаторство ты потерял, и монашества не приобрел». Итак, со всем тщанием надобно исторгнуть из своей души корень всех зол – сребролюбие, твердо зная, что когда оставлен корень, то удобно произрастают ветви». (Хр. чтение. «3-й порочный помысел о сребролюбии».)

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Пожар 26 сентября 1824 года уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской церкви, все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М.М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П.Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая 1828 года состоялась закладка храма, 7 октября освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М.М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский художник Н.Д. Гладков расписал стены храма. В 1840 году для Введенской церкви Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в 1845 году пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В 1854 году неизвестным благотворителем в Троицкий собор монастыря была передана написанная в Троице-Сергиевой лавре икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского В 1848-1852 годах монастырь был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 году над святыми вратами в южной стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский». Варницкий Троицкий Сергиев монастырь. Литография. Нач. XX в. (ГИМ) 25 сентября 1892 года, когда праздновалось 500-летие преставления прп. Сергия, праздничную литургию в монастыре совершил Угличский еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) в сослужении духовенства 22 храмов и 5 монастырей. В том же году при монастыре были устроены странноприимный дом и богадельня для престарелого духовенства Ярославской епархии , училище. Обители принадлежало несколько часовен при Московской дороге и при железнодорожной станции «Ростов». На средства купцов В. А. Мальгина и И. А. Рулёва в 1897 году в монастыре были произведены ремонтно-реставрационные работы. Благодаря пожертвованиям ростовских купцов к началу XX века капитал монастыря, хранившийся в гос. банке, насчитывал более 60 тыс. руб. Многие благотворители монастыря (купцы М. М. и Д. М. Плешановы, В. А. Малыгин и др.) похоронены на монастырском кладбище, у алтаря Введенской церкви.

http://drevo-info.ru/articles/13678131.h...

Значительное число уникальных памятников попало в музей как в качестве даров отдельных лиц, так и в составе частных коллекций, поступивших в музей: Щукина (иконы, пелены, рукописи, предметы мелкой пластики, церковная утварь, архивы церковных деятелей, в т. ч. епископов Дмитровского Леонида (Краснопевкова) и Угличского Амфилохия (Сергиевского-Казанцева)), Уварова (христ. археология, иконы, документы, рукописи), Барсова (материалы по истории сев. церквей и мон-рей), И. А. Вахрамеева (рукописи, в т. ч. знаменитое лицевое Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких кон. XVI - нач. XVII в.), А. В. Морозова (иконы), С. П. Рябушинского (иконы). В И. м. хранятся ценные документы по истории Русской Церкви (Деяние К-польского Собора 1593 г., Деяния Московских Соборов 1654, 1657, 1666-1667 гг., подготовительные материалы к Собору 1666-1667 гг., грамоты жалованные, благословенные, настольные, ставленные, вкладные, грамоты К-польских патриархов, материалы о связях с К-польским Патриархатом и Западнорусской митрополией); сочинения и автографы церковных иерархов и глав Русской Церкви. Широко представлены памятники церковной письменности (жития, сказания, гимнография, певч. книги), в т. ч. такие раритеты, как Изборник Святослава 1073 г., Мстиславово Евангелие XII в., новгородские служебные Минеи XII в., Юрьевское Евангелие (1119-1128), Галицкое Евангелие (1144), Псковский Апостол с цитатой из «Слова о полку Игореве» (1307), Геннадиевская Библия (1499), Великие Минеи-Четьи митр. св. Макария (сер. XVI в.), Чудовские (1600) и Милютинские Минеи-Четьи (1646-1654). Арх.: ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 1 (архив А. С. и П. С. Уваровых); Ф. 440 (архив И. Е. Забелина); Ф. 136 (архив А. В. Орешникова). Ист.: [Бестужев-Рюмин К. Н.] Смысл и значение «Музея им. Государя Наследника Цесаревича»//Голос: Газ. 1873. 31; Устав Музея им. Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. М., 1874; Музей памяти Ф. М. Достоевского в Имп. Рос. Ист. музее им. имп. Александра III в Москве, 1846-1903 гг./Сост.: А.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

Невозможно переоценить то значение, которое имели для развития литургики как науки процесс постепенного описания рукописных собраний важнейших библиотек, исследования в области палеографии и древней рукописной книжности. Опубликованные во 2-й половине XIX века описания древнейших кодексов из собрания новгородского Софийского собора 67 , славянской части Синодального собрания рукописей в Москве 68 , рукописных собраний Воскресенского Новоиерусалимского 69 и Соловецкого 70 монастырей и другие археографические публикации заложили прочную основу для дальнейших изысканий, в том числе в области истории православного богослужения у славян. Автор описания рукописного собрания Воскресенского Новоиерусалимского монастыря архимандрит (впоследствии епископ Угличский) Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) († 1893) был крупнейшим специалистом по греческой и славянской палеографии своего времени. В частности, он опубликовал множество выписок из различных рукописей, в том числе литургических, проделал большую работу по изучению текстологии славянской Библии , а также издал целый ряд памятников византийской и древней славянской гимнографии 71 . Среди его трудов в области истории гимнографии выделяется объемная монография «Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII в. по рукописи Московской Синодальной библиотеки с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов...» (Москва, 1879). Большинство работ епископа Амфилохия сохраняют свою научную актуальность и сегодня, поскольку опубликованные им древние источники зачастую никем более не издавались. В свою очередь, один из авторов описания рукописного собрания Соловецкого монастыря, профессор Казанской Духовной академии Николай Фомич Красносельцев († 1898), также был высококлассным специалистом по литургике. Более того, Красносельцева можно считать основателем наиболее прославленной научно-литургической школы православного мира 72 . Ему принадлежат: монография о наиболее интересных с точки зрения историка византийского богослужения греческих и славянских рукописях Ватиканской библиотеки 73 ; публикация корпуса диатаксисов Божественной литургии XIII–XV веков 74 ; серия работ о древних византийских 75 и русских 76 литургических толкованиях; монография, продолжающая работу свящ. К. Никольского о чинопоследованиях древнерусского Требника, вышедших из употребления после патриарха Никона 77 ; многочисленные публикации по церковной археологии и апокрифическим и псевдоэпиграфическим памятникам византийской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Потом видит во сне мужа, носящего больший свиток. Вот, говорит явившийся послушнику, смотри: половину долга твоего зачеркнул Владыка; подвизайся и за другую половину! Брат открыл это видение одному старцу и продолжал с прежним терпением свое послушание. Если день проходил по обыкновению в терпении оскорблений от сурового старца; то послушник на вопрос того доброго старца, которому известна была тайна его жизни: как прошел день? Успели ли мы вычеркнуть что из свитка? Отвечал: так, отче, мы ныне не много потрудились. Но когда день проходил мирно, без досаждений и биений, то послушник плакал и говорил: злой был ныне день; мы не приобрели ничего! Так прошло еще шесть лет, и терпливый брат скончался. Добрый старец после сего видел преставльшегося среди мучеников, и слышал, что он там молит Бога за строптивого старца. Господи, так говорил новый мученик, как Ты помиловал меня ради старца, так и его помилуй по Благости Твоей ради меня, раба твоего! Чрез сорок дней по смерти послушника, скончался и его старец, и отведен был в место покоя вечного. 108 Кроме сего, сколь важен подвиг послушания, это видно из того, что Бог оказывает особенное благоволение к тем, которые отличаюся сею добродетелию, именно иногда Он награждает подвижников ея даром чудотворения. Так некогда один старец приказал Иоанну (Колову) воткнуть сухое дерево и каждый день поливать водою до тех пор, пока оно даст плод. Послушник, не смотря на отдаленность воды, исполнял заповедь в продолжение трех лет. И чтож? сила послушания оживила мертвое дерево; оно процвело и принесло плод. Тогда старец созвав братий, и показывая им плод сухого дерева, сказал: возмите и вкусите, вот плод послушания! В другой раз старец сказал тому же послушнику: в таком-то месте я видел помет гиены; поди и принеси его ко мне. «Что ж, отче, – спросил Иоанн, – если найдет на меня сама гиена?» «Если найдет, то ты свяжи зверя и приведи сюда». Иоанн, пошедши вечером, действительно увидел саму гиену, и, не думая ничего, тотчас погнался за зверем, и говорил: постой, мне отец велел связать тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Один великий старец, будучи в Ангелоподобном виденин, видел на небеси четыре степени, знаменующие совершенство подвижников. На первом степени стоял недугами удрученный, но благословляющий имя Господне; на другой безкорыстный странноприимец, и всегда услуживый; на третьей безмолвный пустынножитель; наконец четвертую и самую высшую степень занимал послушный своему наставнику, и ради Бога всем сердцем ему преданный. Сей человек за послушание носит щит и багряную одежду в знамение того, что послушлив был даже до смерти, и паче всех блистал славою. Для чего сей, повидимому меньший делами, возвеличен более прочих, подумал удостоенный небесного видения старец! «Для того, вдруг ответствовал ему таинственный глас, что странноприимец упражняется в добродетели, столь любезной его сердцу, по своей воле; равно и пустынник, удаленный от света по своему благорассуждению, и живет свободно; что касается до удрученного недугами, он бы с радостию переменил их на здравие. Но сей, обязавшийся труднейшим делом послушания, оставив все свои желания, зависит от Бога и своего наставника; потому он и получил большую пред другими славу». «Итак, дети, – продолжает тот же старец, – доброе дело послушание для Господа. Послушание, ты спасение всех верных, ты мать всех добродетелей, ты отверзаешь небеса и возводишь людей от земли на оныя, ты питаешь всех Святых, они чрез тебя усовершаются, ты обитаешь с Ангелами!» 102 «Блажен, кто научился истинному и нелицемерному послушанию; ибо таковой человек есть истинный последователь благого Учителя нашего, Который послушлив был даже до смерти ( Флn. II, 8 ). Поистинне блажен, кто научился повиновению: ибо будучи подражателем Иисусу Христу, он соделывается и сонаследником Его». 103 Инок посредством сей добродетели (послушания) так может усовершиться, как ни от какой другой не может. «Как путник, говорит св. Авва Дорофей , нашедши жезл, и опираясь на него, с помощью его скорее совершает путь, так бывает и с идущим по пути отсечения своей воли. Ибо кто отсекает собственную свою волю, тот чрез сие приобртает безпристрастие, а от безпристрастия переходит при помощи Божией в совершенное бесстрастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

2 Причем одним это может нравиться, а у других, наоборот, вызывать скорее отрицательную реакцию. 3 Кому мы обязаны целому ряду принятых ныне переводов богослужебных книг, а также такими текстами, как " Учительное известие " при славянском Служебнике. 4 Автографы перевода Евфимия (см. о нем: Исаченко-Лисовая Т. А. Евфимий, келарь Чудова монастыря// Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 287-296; Strakhov[a] О. В. The Reception of Byzantine and Post-Byzantine Culture and Literature in Muscovite Rus " : The Case of Evfimii Chudovskii (1620s[?]-1705). Diss.: Brown University, 1996) доныне хранятся в Синодальной библиотеке в ГИМе. 2 2 диакон Михаил Желтое, ЦНЦ " ПЭ " , МДА, ПСТГУ " Историко-литургические аспекты сакраментологии " Но настоящий расцвет научное исследование византийского, славянского и грузинского богослужения пережило в России во 2-й половине XIX – начале XX в. Трудами таких ученых, как еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), Александр Иванович Алмазов, Александр Петрович Голубцов, Алексей Афанасьевич Дмитриевский, Иван Алексеевич Карабинов, Николай Фомич Красносельцев, Иван Данилович Мансветов, Сергей Дмитриевич Муретов, Михаил Николаевич Скабалланович, Полихроний Агапиевич Сырку, Борис Александрович Тураев, прот. Константин Никольский, прот. Александр Петровский, прот. Корнелий Кекелидзе и других5, православная историческая литургика поднялась на огромную высоту. Было издано множество ценнейших текстов – в том числе, и прямо относящихся к вопросу о богословии таинств в древней Церкви (например, найденный и впервые изданный А. А. Дмитриевским Евхологий Сарапиона Тмуитского6). Всего за несколько десятилетий историческая литургика из малоразвитого раздела церковной археологии стала глубокой и серьезной наукой, мощным инструментом, ценным самим по себе, но применимым также и для решения проблем в областях истории и богословия. В частности, если вернуться к вопросу о литургических аспектах сакраментологии, то есть о сугубо богословском использовании достижений литургики, то необходимо отметить такие работы русских дореволюционных ученых, как монография А.

http://religare.ru/2_47480.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010