75 Среди бумаг свт. Филарета Московского сохранилась фотолитографическая копия рукописи, выполненная по его заказу (РГБ. ф. 317 (арх. Фил.) 66). Палеографический и линвистический анализ и публикация л. 1–7 (часть ЛВВ) содержатся в работе: Соболевский, 1883–1884; публикация л. 3–7 об., л. 14–19 (части ЛВВ, ЛИЗ) – в кн.: Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) , 1880. С. 45–50, 98–102; публикация л. 10 об. – 11 об. (часть ЛИЗ, с пропусками) – в кн.: Муретов, 1895. С. 60–61. Целиком рукопись опубликована (с пропусками) в статье: Рубан, 1996, но из-за сделанных издателем произвольных изменений в славянском тексте публикация ненадежна; в настоящее время Н. В. Шалыгиной готовится новая публикация памятника. 76 Полный текст рукописи опубликован А. С. Слуцким и Т. И. Афанасьевой в сети Интернет (см. прим. 37). 77 Листы 6 об. – 7 об. (часть ЛВВ) опубликованы в работе: Куприянов, 1857. С. 32. См. также: Орлов, 1909 – здесь (с. XC) приводится и фотокопия л. 5 об. рукописи. Полный текст рукописи опубликован А. С. Слуцким и Т. И. Афанасьевой в сети Интернет (см. прим. 37). 79 Уточнение датировки, основанное на палеографических данных, принадлежит А. А. Турилову. Мы сердечно благодарим А. А. Турилова за неоценимую помощь в работе над настоящей статьей. 80 Листы 12–19, 27, 35–37 (части ЛИЗ) опубликованы (с пропусками) в кн.: Муретов, 1895. С. 62–64, 86, 93–94. См. также: Орлов, 1909. Полный текст рукописи опубликован А. С. Слуцким и Т. И. Афанасьевой в сети Интернет (см. прим. 37). Текст формуляра ЛИЗ по этой рукописи также опубликован (с языковыми упрощениями) в работе: Рубан, 2002. 82 Среди бумаг свт. Филарета Московского сохранилась фотолитографическая копия рукописи, выполненная по его заказу (РГБ. ф. 317 (арх. Фил.) 68); существовали и другие копии, изготовленные в XIX в. (когда рукопись ошибочно считалась древнейшим сохранившимся древнерусским Служебником). Листы 2–10 об. (часть ЛИЗ) опубликованы в кн.: Муретов, 1895. С. 54–61. Целиком формуляр ЛИЗ опубликован (с языковыми упрощениями) в работе: Рубан, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

и повелителю во стомъ дс сн возлюбленном, и прежелаемом нашего державное и бжественное тво. молитвословимъ и блгословлемъ и возлобызаемъ стымъ аплскимъ молще влд хрта имже цри црьствютъ, да даретъ вамъ мирное и да сохранитъ васъ преславныхъ побдительныхъ и побдоносныхъ под кровомъ крилъ своихъ покор под ноз враговъ и сопостатовъ, ко двд и констнтин, и да разршитъ и оумножитъ в похвал во вездсщей многохвалной вр, и во всхъ бощихс гда, и дшевной радости и аминь. и наипаче како сотвор блженные памти оцъ вашъ прнопамтный, црь алей михайловичь, и нюдь во всемъ своемъ да не оставиши быти никакова и о православной вр сопротивно глющимъ: мстиши и предстательств тво о православной вр предстательстветъ и бгъ о стомъ твоемъ и наипаче из литовскихъ странъ или рещ органы, преобраз себ во ангельской свтъ, проходтъ ко православные, и с своимъ и сладкословиемъ прельщаютъ срца простыхъ людей, которыхъ ради, реч блженный павелъ: ймютъ образъ силы же речени сть. о токовыхъ ло просимъ дабы казали великимъ по рбжамъ стаго вашего нюдь да невнидтъ. наше стый црю старое дло, ко наречес стымъ цремъ годное, которое дюще тво сопочтенъ бдеши жениха цркви влки ншего хрта, в ликъ апловъ и праведныхъ црей аминь, великаго посла вашего во еликихъ длхъ поспшествовахомъ псть самъ о томъ да свидтельстветъ, и самъ онь посолъ о вашихъ црьскихъ длхъ столъ и трждалс добраго конца по и вашем. болзньствющ же ко члкъ, и преводчикъ вашего црьскаго величества констнтинъ сто оровъ, какъ оузнавахомъ прежде сег сще из сихь странъ отроча честнаго и родителей правоврныхъ, же добраго и постоннаго, такожде и нн видхомъ стоти во вскомъ дл стаго вашего врно и вседшно и многотрдно послдовавше же ко здшн страна иметъ извыча которые с нимъ мир согластс требютъ сперва совершити вское потребное дло с ве ликим ъ и тогда послати пословъ своихъ, нмцы согласишас о мир перво договорилис о нжныхъ и вс постанов на мр впредъ без договорилис послать пословъ своихъ собоихъ странъ, и тмъ посломъ какихъ чиновъ и какои степени людемъ быть, и гд тмъ посломъ сойтитс, и прохати одном водно гдрьство, а дргом в дргое, и тако по оучинилос и дламъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Предисловие В 1858–59 годах было напечатано мое описание рукописей на пергамене, числом 33, и 8 рукописей на бумаге, Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки, –в Известиях Императорской Академии Наук. Тогда же было окончено мною описание остальных рукописей на бумаге. В Новом Иерусалиме мною были приготовлены из некоторых рукописей: I) литографические снимки: а) греческой литургии св. Василия Великого и части литургии преждеосвященных даров, в 7 и 1/4 арш. и 1 и 1/2 вер. с обеих сторон, б) запись из служебника 1380 года, в) несколько страниц заглавных букв из Юрьевского евангелия 1118–28 года и г) и несколько страниц из почерка письма св. патриарха Никона ; II) резанные на пальме буквы и заставки из Юрьевского евангелия 1118–28 г., резанные заглавные буквы на пальме из пандекта Антиоха XI в., из Ирмолоя XII–XIII в. и греч. литургии XI–XII в. и XIV в.; III) два хромолитографированные снимка из синодика царевны и великой княжны Татианы Михайловны: а) родословное дерево Русских великих князей и царей и 2) рисунок о смерти праведника.–В 1858–59 г. покойным фотографомъ-самоучкою А. Е. фонъ-Бергом сделаны были фотографические снимки со всех пергаменных рукописей и некоторых, писанных на бумаге по одной странице 1 и разрисованных, с соблюдением красок подлинника, им самим вместе с его сестрою 3. К. фонъ-Берг. Но таких фотографических снимков было сделано очень ограниченное число экземпляров (не более 5-ти). Правильным определением времени написания некоторых из рукописей я обязан ординарному академику Измаилу Ивановичу Срезневскому , который, по моей просьбе, обязательно делал означение времени на самих рукописях. За то ему глубокая от меня признательность. По открытии г. Срезневским в 1858 году записи в Юрьевском Евангелии, я сличил оное в 1858–59 годах со всеми пергаменными евангелиями Воскресенской библиотеки, одним, писанным на бумаге в XIV–XV веке, и сделал сравнительный словарь. Часть этого труда в Известиях Археологических напечатана; до 7-ми листов этого же труда напечатано в Чтениях Общества любителей духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Переплет кожаный в досках ветхий. 68-й. Синодик, писанный уставом 1733-го года в лист на 58-ми листах. С 59 до 106 не писано ничего. На обороте заглавного листа в кругу овальном написано время написания сего синодика 1733-го года. На 1-м листе в заставке нарисован Деисус, и заглавная буква раскрашена разными красками. Переплет кожаный в досках, местами ветхий. 69. Синодик, писанный уставом 18-го века в поллиста, на 125-ти листах. С 126 до 141-го ничего не писано. На 1-м листе заставка и кругом бордюры напечатаны черными красками. Вверху в средине изображено Благовещение Пресвятые Бцы – На 105-м листе писан род крестника святейшого патриарха Никона , думного диака, Андрея Андреева сына Переплет кожаный в досках с оторванными застежками. Листы из переплета повыбиты. 70-й. Синодик, писанный уставом конца 18-го века в лист на 20-ти листах. С 21 по 47. ничего не писано. На 1-м листе в четвероугольной рамке нарисована смерть, с ее символами. На 2-м листе в четыреугольной раскрашенной рамке написано название сей книги. На 3-м листе заставка с изображением Всевидящого ока, креста и скрижалей. Переплетен в зеленый бархат с досками внутри. Средники, наугольники и места, где утверждаются застежки, безпробного серебра. По обрезу золочено. 71-й. Синодик, писанный уставом конца 18-го века в лист на 21-м листе; 22, 23 и 24 не писаны. Переплет кожаный. 72-й. Поминание Натальи Никитиной, Нащокиной, писанное скорописью 1774-го года на 3-х листах в поллист. Обложено политурою. 73-й. Отправление вселенских паннихид, в 2-х книжках, писанное уставом в лист в конце 18 века; 1-я на 5-ти листах, а 2-я на 13-ти листах. Переплет кожаный. 74-й. Сократительный реестр целогодного поминовения царей и цариц, писанный уставом в поллиста в 2-х книжках в конце 18-го века; 1-я на 12-ти листах, и 2-я на 12-ти листах. Переплет кожаный без политуры. 75-й. Творения св. Дионисия Ареопагита с толкованием, писанные уставом во многих листах в два столбца, из коих один, толковательный, писан довольно мелким уставом, в лист, Сербским наречием на толстой серой бумаге на 316-ти листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

1) «Книга Беседы Евангельские на Евангелиста Матфея. Писано мелким уставом». 2) «Триодь цветная харатейная в десть знаменная». 3) «Книга правило Никонское в десть, полууставное мелкое письмо». 8) «Две книги Антиоха письменные, одна на хартии, а другая на бумаге». Другая только сначала писана на бумаге. 5) «Книга Матфея иеромонаха правильная в десть, писана уставом. Застежки же серебряные». С 474 по 494 лист описаны здания бывшего деревянного монастыря. – 495 – 524. Конюшенный двор и другие вне монастыря здания. – 525 – 532. Описание пустыни св. патриарха Никона : – Переплет корешковый. 172-й. Опись церковному имуществу Воскресенского мнтр, писанная скорописью 1681-го года в поллиста на 122-х листах. С 116-го листа до конца написано росписание имен и Фамилий, служащих при мнтре. Без переплета в тетрадях. 173-й. Опись церковному имуществу Воскресенского мнтр, писанная скорописью 1698-го года в поллиста на 107-ми листах. Но листам скреплено постриженником св. патриарха Никона , иеромонахом Мардарием, иеромонахом Мисаилом, иеромонахом Акиндином и Ризничим иеродиаконом Сосипатром. Без переплета в тетрадях. 174-й. Книги приходные и расходные деньгам великих гдрей жалованья на городовое казенное строение со рчн (1690), рч (1691) с (1692) са (1693) св (1694) годов, писанные скорописью в поллиста, на 58-ми листах. Без переплета в тетрадях. 175-й. Приходорасходные книги 1693-го года, писанные в поллиста скорописью на 119-ти листах. Выписываю из тех и других книг любопытное и достойное замечания: Л. 19 об. Октябрь. Въ г. днь принято у гробового старца Ироклимана свечных днгъ девятнадцать алтын четыре деньги. В д днь продано с Фаворского скотного двора двадцать баранов села Вознесенского бобылю Пашке Корнильеву, взято два рубли восемь алтын две денги. – 22. Декабрь. въ днь гдрн благородна црвна и велнка кнжна Татиана Михайловна пожаловала властем и братии за стол на корм денег сорок рублев. Да на митню сорок рублев и те млтинные днги все розданы, в приход и в росход их не класть.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

– 241. После пятой главы вдруг следует 56, о пошествии с кодомны царя и великого князя Ивана Васильевича и о рядстве его, и оканчивается 63-ю главою. На 251 листе написано: рчг года (1685) марта в днь поносной влсти приказной старец Сергий. – 252. Григория Смиренного инока и презвитера слово похвальное преподобным и Богоносным отцем, иже в посте просиявшим. В субботу сырную. – 279 об. От Никонския книги о Феодоре священнем. – 281 об. Св. отца нашего Анастасия Синайского о неизглаголанных помыслах хульных не кончено. Писан в 17 веке. Переплет корешковый. 156-й Родословная книга великих князей, удельных князей и царей, писанная скорописью в поллиста на 152-х листах в 17-м веке. Оканчивается царем и велик. князем Феодором Иоанновичем. Л. 145. Родословие великих князей Литовских. – 147. Родословец великих князей Литовских выписан в Казани из е Преображенские книги. А первому несогласует. – 151. О Великом князе Витовте. Переплет кожаный с 2-мя медными застежками. 157-й. Родословная князей и бояр, начинающаяся с родословной великого князя Ивана Даниловича Калиты, оканчивается родом Сорокоумыхъ–Глебовых, писанная скорописью в 17-м веке в поллиста на 88-ми листах. С 89 до 123 листа почти все листы неписаны. Л. 74. Господство великих князей Литовских. – 119. Род Шереметевых. – 122. Краткая выписка из летописца Нижегородского княжения. На обороте верхней переплетной доски написано: «книга Родословная обители стаго живоноснаго Хртова мнтр нового Иерусалима казначея старца Марка Щербакова келейная письма его руки». Казначей Марк жил в 2-й половине 17-го века. Переплет кожаный с 2-м медными застежками. 158-й. Космография краткая, писанная скорописью казначеем Маркою Шербаковым в поллиста на 75-ти листах. На 1–8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26 28 и 30-м листах в 1690-м году казначеем Щербаковым внизу по листам так скреплено: «Лета зрчн (1690). Сия книга глема Космография обители стаго живоноснаго Хртова мнтр, нового Иерусалима казначея старца Марка Щербакова». На 71-м листе им же написано так: « Кнга Космография обители стаго живоноснаго Хрттова д мнтр новаго казначея старца Марка Щербакова келейная письма его руки». Переплет корешковый.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

На 2-й строке молитва трисвятаго: ο τρισαγα φωνη над две точки, под а йоты подписной нет и сложное прилагательное τρισαγιος поставлено в женском роде, хотя другия сложные прилагательные в сей же рукописи поставлены и в мужеском роде при женском существительном. На 21-й строке молитвы трисвятаго: επισχεψε по древнему написано вместо: επσχεψαι Вместо иногда пишется η напр.μολησμν вм. μολσμων, ημων вм. μων. Есть много и других отличий в правописании, которых при кратком описании сих рукописей, нельзя поместить. Но все отличия мною особо отмечены. В возгласе: В первых помяни Господи архиепископа нашего вверху над архиепископом, другим, но древним почерком, надписано Διμητηγ. В каком городе Греческой области был архиепископ Димитрий, не имея каталога Греческих святителей, не могу определить. Пергамен местами ветх. Буквы некоторые пожелтели, а другия очень черны, как будто теперь писано. 33. Один пергаминный листок, в роде же свитка, на котором часть литургии св. Василия Великого написана на древнем Греческом языке. Длины без вершка аршин, ширины 1 четверть аршина и 1.25 вершка. В шести местах проедено, как заметно, мышами. Начинается неполною молитвою 3-го антифона; оканчивается неполною молитвою трисвятого. Почерк письма прекрасный. Правописание почти везде правильное. Иота подписная в дательном и сослагательном употребляется. Древних дыханий не видно. По почерку письма относится к X–XI веку. 20 Оборот сего свитка не писан. II. Рукописи на бумаге. 1. Четвероевангелие, писанное уставом на толстой лощеной сероватой бумаге в лист в два столбца на 231 листе. Со 2-го, пропусти 6-й лист с вставленною в нем шелковою материю лилового цвета для сбережения заставки при начале Евангелия от Матфея по 46-й лист включительно, в 1658 году скреплено рукою св. Патриарха Никона так же, как и в других книгах здешней Библиотеки, с тою только разницею, что на 18, 19 и 20 листах написано своего Гдр ва строения. Пред началом каждого Евангелиста заставки фигурные и раскрашенныя. Начальные буквы в начале каждого Евангелия также раскрашены и фигурные. С 219 по 223-й об., сборник 12 месяцем. Далее следует устав, какия читаются Евангелия с недели мытаря и фарисея по понедельник а по пятьдесятнице. После сего устав Евангелий на всяку потребу. На листе 226-м об., о приобретшем сие четвероевангелие на Афоне так написано: «В лето (1430) прек плена бысть книга сиа. Ермона. хом Афанасием Русином в стой горе афонстей. в обители царстей, в пандократору. в нарицаемей лавре в царство греческого царя кур Калоуана Палеолога, и при святейшем Патриарсе Константинополь кур и пренесена бысть от Греческого царства на Роусь Бго спасаемого и Бгом възлюбленного града тфери. При Блгочьстивом и при Бголюбивом и многомилостивом, и монахолюбивом Великом князи Борисе Александровиче, и дана бысть книга стй Бце на перемр въ лто цнд (1436) при игумене

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Взыде яко светолучное солнце на высоту небесную и осияющи вселенную, тако ты, благоверный княже Данииле, в Богопорученном ти граде Москве, освяти и просвети весь град и обитель свою, и вся люди, живущия в них, и вся страны Российския земли своими чудесы. Видимых и невидимых враг всякаго наведения избави нас, молимся тфбе, благоверный княже Данииле, и от нестерпимых им бед свободи. Богородичен: О, Всемилостивая Госпоже Богородице, к рождшемуся из Тебе о нас молися, скорби наши на радость претвори. Ин канон, глас 1 -ый Песнь 1 Ирмос. Твоя победительная десница, боголепно в крепости прославися, Та бо бессмертне яко всемогущая, противныя сотре, израильтяном путь глубины новосоделавшая. Благочестиваго и венценоснаго князя Даниила по достоянию восхвалим, чудес подателя обильнаго, спасающаго души наша. Престолу оубо предстоя благодати и со всеми ангелы радуяся, днесь мирови раздает богатство, темже согласно зовем ему: Спаси нас молитвами твоими, блаженне. Слава: Песньми и пенми восхвалим блаженнаго князя Даниила, и честную его и многоцелебную раку обступающе любезно облобызающе, сице вопием: Радуйся, граду своему Москве многосветлый светилниче и твердый заступниче. И ныне: Ума моего, Всенепорочная, омрачение, светом Твоим отжени и тмы избави мя вечнующыя, яко да пою величия Твоя. Песнь 3 Ирмос. Несть свят якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего. – Благоверный княже Данииле, вси людие празднуют и множество иночествующих постник покланяются тебе, видевши от Бога данныя тебе преславныя чудеса, ко всем просящим у тебе милости. Молим тя, благоверный княже Данииле, и облобызаем честныя мощи твоя, к покаянию управи нас и не лиши нас душеспасеннаго исполнения. Ин Ирмос. Едине ведый человеческого существа немощь и милостивно в не воображся, препояши мя с высоты силою, еже вопити Тебе, Святый одушевленный храме, неизреченной славы Твоей человеколюбче. Светильник света явися благочестивый князь Даниил, недуг глубокую тму разрешающ всегда и зарею светлою чудес озаряющ премудрый.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Поскольку Господь и Промыслитель того и другого не противополагает одно другому; ибо и в девстве и в браке может быть соблюдено благочестие; а без благочестия и девство не целомудренно и брак не честен. Св. Амфилохия Еп. Иконийского слово на Сретение Господне. Хр. Чт. Святые Отцы предостерегают и брачных от упреков безбрачных. Все сии упреки св. Григорий Богослов поместил в одном разговоре, писанном стихами, между плотскою и духовною жизнию, где под плотскою он разумеет жизнь брачную. Итак жизнь плотская (брачная) вопрошает духовную: Да прошу сказать, каким бы образом мог существовать род человеческий, если бы не было брака, уставленного природою и одобряемого заковом? Духовная отвечает: Правда, закон одобряет брак; но теперь можно быть от него уволену, если кто быстрыми шагами стремится в другую, лучшую внешней, страну, в которой не существует никакого порока и в каких брачных связей от чего же так недавно вошла в употребление безбрачная жизнь, вопрошает еще плотская жизнь? «Она и прежде была в употреблении, отвечает духовная, только скрытно: но с того времени, как Дева учинилась Божиею Матерью, уже открытнм образом стали провождать ее. Ибо с тех пор Ветхий закон уступил место Новому; царство буквы прошло и настало царство духа». «Но без помощи брака, наконец вопрошает плотская жизнь, мог ли 6ы произойти на свет самый благочестивый девственник?» «Ты смешною мне кажешься, говорит духовная, желая доказать, что брак производит на свет благочестивых мужей. Люди становятся добрыми или злыми в последствии времени; а похоть плотскую производит никто иной, как сеятель злых плевел. И тот был бы достоин осмеяния, кто стал бы хвалиться своими грехами, как будто они содействуют намерениям Верховного Существа. Тв. Григория Назианзина . Подобным образом и другие Отцы Церкви отвечают на сей вопрос: для чего введен брак, и мог ли бы без него распространяться род человеческий? Блаж. Августин говорит, что прежде брак был необходим для распространения народа Божия, из которого должен произойти Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Другое средство для сохранения целомудрия есть молитва . Молитва есть безценное сокровище. Молитва все очищает и освящает, дела, мысли, намерения и желания. «Как невозможно Чермному морю явиться на тверди между звездами; и как нельзя человеку, ходящему по земле, не дышать здешннм воздухом; так не возможно, говорить Исихий, нам очистить сердце наше от страстных помышлений, и прогнать из него мысленных врагов,– без частого призывания имени Иисуса Христа» 55 . Но более всего св. Отцы восстают на обращение с женщинами, как очень опасное для соблюдения целомудрия. Так св. Нил говорит: «Беги обращения с женщинами, ежели хочешь соблюсти целомудрие, и не давай им иметь столько смелости, чтобы могли свободно вести себя при тебе. Ибо в начале они или имеют, или лицемерно показывают скромность; но после во всем делаются дерзски без стыда. При первом свидании глаза потупляют, говорят кротко, плачут жалостно, одеты скромно, вздыхают тяжко, вопрошают о целомудрии, и внимательно слушают. Увидя в другой раз, они уже несколько подняли глаза; в третий – уже бесстыдно смотрят в лице. Ты улыбнулся, – оне во весь рот смеются; наконец наряжаются, и прямо хотят нравиться, бросают взглады, выражающие страсть, поднимают брови, поводят ресницами, обнажают шею и разнеживаются всем телом; заводят разговоры, возбуждающие страсть и стараются выражаться пленительно для слуха, пока наконец совершенно овладеют душею. Это все для тебя уды, заманивающие своею притравою в смерть, и в хитросплетенныя сети, влекущие в погибель. Да не обольстят тебя они ласковыми своими словами: ибо в них кроется злой яд змеиный. Подходи лучше к горящему огню, нежели к молодой женщине, когда и сам молод. Подошедши к огню и почувствовавши боль, тотчас отскочишь: но прельстясь женскими словами, не скоро удалишься. Цветет трава, растущая подле воды; цветет и страсть похоти при обращеиии с женщинами. Ежели пожалеешь на войне неприятеля, он будет врагом тебе; ежели пощадишь страсть, восстанет на тебя. Взгляд женский раздражает сладострастного к похоти, а целомудренного побуждает славить Бога. Ежели страсть твоя спокойна при обращении с женщинами, не верь сему ее возвещению бесстрастия: и собака, окруженная народом, изявляет ласки, но вышедши вон, обнаруживает злость свою. Когда воспоминая о женщине, не ощущаешь в себе страстного движения, тогда можешь думать, что достиг пределов целомудрия: а когда образ ея возбуждает в тебе мечты, и стрелы ея проникают твою душу, знай, что ты далек еще от сей добродетели. Впрочем не оставайся долго с такими мыслями, и не занимайся часто в уме лицем женским: ибо страсть легко возвращается и опасность близка. Как умеренная переплавка очищает золото, а продолжительная может испортить, так продолжительное мечтание о женщине растлевает целомудренное расположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010