Рассказывается об одном брате, желающем отречься от мира, раздавшем все свое имение нищим, однакож несколько и для себя оставившем, следующее: один брат отказываясь от мира, и раздавая все свое имение нищим, оставил несколько для себя и пришел к Авве Антонию. Старец, узнав о том, сказал ему: если ты хочешь быть монахом, то поди вон в то село, купи мяса, обложи им нагое тело свое, и приди сюда в этом положении. Когда брат это сделал, то собаки и птицы начали терзать его тело. Когда брат возвратился, старец спросил его, исполнил ли он его совет? Брат показал ему растерзанное тело свое. Св. Антоний сказал к нему: так нападают демоны и терзают тех, которые отказываясь от мира, хотят иметь деньги 67 . Теперь представим несколько примеров из жизни св. мужей, достигших высшей степени нестяжательности. Так св. Макарий Египетский , когда тать пришел обокрасть его, сам пособил ему скудные свои пожитки вынести из келлии и положить не коня; «Ничего,– думал при сем св. муж, не внесли мы в этот мир, ничего и не вынесем» 68 . Также, когда разбойники хотели напасть ночью на св. Илариона, думая что-нибудь найти у него, но всю ночь искали и не нашли. Поутру увидев его самого, ничего неимеющого, сказали ему: «Если бы на тебя напали разбойники, чтобы ты сделал?» Он сказал: «Нагий (ничего не имеющий) разбоя не боится». «Но они могут тебя убить?» Святой сказал: «Я умереть готов и потому разбойников не боюсь» 69 . Замечательный пример нестяжательности и безпристрастия к внешним благам представляет нам св. Серапион. Однажды идучи в Александрию, человек Божий встретился с нищим, который дражал от холода. Серапион остановился и подумал сам с собою: «Меня почитают постником и Христовым последователем, я между тем ношу ризу! a сей раз Христов погибает от холода! Без сомнения я буду убийцею, если бедный человек замерзнет», – немедленно снял он с себя епанчу и отдал нищему. Серапион сел на распутии, держа под пазухою святое Евангелие, которое повсюду носил с собою; и когда один мимоходящий спросил у него: «Что ты, Отец Серапион, без мантии?» «Сия Божия книга раздела меня»,– показав святое Евангелие, отвечал он. Едва бессребренник выговорил сие, как увидел, что ведут мимо его должника в темницу. Серапион не думал много: тотчас продал Евангелие и удовлетворил заимодавца. Несчастный пошел домой, благословляя равноангельного незнакомца. Когда Серапион пришел в келлию, ученик спросил у него: «Где одежда твоя? " - «Я ее отдал туда,– отвечал бессребренник, – где можно вместо ея получить лучшую». «A где святое Евангелие, опять спросил ученик?» – «Сын мой! – сказал праведный муж, – оно безпрестанно твердило мне: продаждь имение твое и даждь нищим ; а ты знаешь, что оно только одно и составляло все мое имение и так – я продал его и отдал нищим» 70 . Представим еще один частный замечательный пример нестяжательности и безпристрастия к внешним благам.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Одному шестидесятилетнему старцу некто хотел дать несколько денег на необходимые ему потребности, потому что он был, болен и не мог добывать себе пропитания (собственными) трудами рук своих. Но старец сказал ему: вот уже 60 лет прошло, как я добываю хлеб своими руками, и Бог всегда посылал мне потребное, как во время здоровья, так и во время болезни. Так для чего же мне и теперь оставлять упование на Него, и брать то, в чем я не нуждаюсь? Когда же тот просил его взять деньги, хоть для раздачи бедным, то старец сказал: «Это вдвойне мне будет стыдно, когда чрез чужую милостыню приобрету благодарность и славу» 71 . Кроме частных примеров святых мужей, достигших высшей степени нестяжательности, могут служить подобным примером и целые обители иноческие. Так некогда в Скифскую обитель пришел один незнакомец, человек богатый и из высшего сословия, посмотреть братию и пожертвовать некоторую сумму денег. И увидев нищету братии, он дал Авве большую сумму денег с тем, чтобы он ее разделил между братиею. Но Авва сказал ему: «Возьми свои деньги назад, потому что моя братия ни в чем не нуждается». Когда же тот не переставал просить, то Авва взял деньги, положил перед церковными дверьми и сказал братии: «И если кто из вас будет иметь в чем нужду, тот пусть возьмет отсюда!» Но никто и не коснулся их, многие же из них даже и не хотели видеть. Тогда Авва сказал посетителю: «Бог принял твою жертву, теперь возьми опять свои деньги и раздай нищим» 72 . «Отложив житейские заботы и вступив на подвижническое поприще, говорит св.Феодор Едесский, не пожелай иметь богатства для раздаяния нищим. Это есть коварство лукавого, посредством которого он возбуждает тщеславие и развлекает ум попечением о многом. Хотя бы ты имел хлеб один, или воду, можешь и чрез сие исполнить долг страннолюбия, даже хотя бы и сего не имел, но если только с добрым расположением примешь странного, и предложишь ему слово утешения, то также возможешь получить мзду страннолюбия. Имеешь пример похваляемый Господом в Евангелии вдовицу, которая посредствои двух только лепт превзошла усердие и великое подаяние богатых ( Mamф. XII, 43 ). (Хр. чт. св.Феодора Едесск. деят. гл.)

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Еще одна значимая для изучения литургики работа М.- не имеющее в мировой науке аналогов исследование «О постах Православной Восточной Церкви». Задачей своего исследования автор поставил «проследить судьбу [поста] на христианском востоке в так называемую византийскую эпоху и выяснить его положение в практике Греко-Русской Церкви» (О постах Православной Восточной Церкви. М., 1886. С. 1). В 1-м разделе (С. 2-32) работы автор делает обзор источников для реконструкции системы постов и практики пощения, а во 2-м (С. 32-134) рассматривает историю происхождения каждого из многодневных и однодневных постов. Неск. исследований М. посвятил вопросам книжной справы патриарха Никона и в целом старообрядческому расколу. Так, в ст. «Как у нас правились церковные книги» (1883) М. на материалах архива Типографской б-ки в Москве знакомит читателя с приемами справщиков, а в ст. «Как у нас правились Типик и Минеи» (1884) поэтапно описывает историю исправления этих богослужебных книг, указывает на основные недочеты и ошибки и дает рекомендации, как можно было бы решить те или иные проблемы. Из исследований М. по церковной археологии особого внимания заслуживают работы: «Об устройстве церковно-археологических музеев» (1872) - в ней автор перечисляет основные принципы, в соответствии с к-рыми следует организовывать работу археологических музеев, сохраняющих памятники церковной старины; «Омофор» (1871) - в статье описана история происхождения и использования этого предмета епископского облачения; статьи по истории архитектуры новгородских церквей («Архитектура и живопись древнейших новгородских церквей» (1873), «Церковно-строительная деятельность в Новгороде» (1876)); статьи, написанные М. в рамках проекта создания археологического словаря (Материалы для Археологического словаря (1880)). Нек-рые рецензии М. имеют самостоятельное научное значение: напр., отзывы на издания архим. Сергия (Спасского) («Полный месяцеслов Востока»; 1878), архим. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) («Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII в.» и «К статье о греческом Кондакаре XII-XIII в.»; 1880), Л. Гейтлера («Древнейший славянский Требник»; 1883) и др. Архив М. и неопубликованные труды

http://pravenc.ru/text/2561854.html

Когда таким образом рассказал он Авве Макарию самое дело и объявил об имени брата: святой поспешил к сему брату, нашел, что сия самая была причина его погибели, нашел, что он не хотел признаваться, нашел, что он не имел обыкновения открывать своего состояния, а посему враг и кружил его как хотел. Когда святой спросил: «Каково твое состояние брат?» Он отвечал: «Твоими молитвами, хорошо». Когда святой еще спросил у него: «Не воюют ли против тебя помыслы?» Он отвечал: «Я нахожу себя хорошо». И дотоле не хотел ни в чем сознаться, доколе искуством святого не доведен был до того, что рассказал свое состояние. Укрепивши его беседою иэ слова Божия, св. Макарий возвратился; враг по обыкновению своему опять пришел к сему брату, в намерении низринуть его, но был посрамлен: ибо нашел его укрепленным, нашел его уже не таковым, чтобы можно было над ним издеваться. Итак он удалился от него, не сделав ничего, удалился со стыдом. Посему, когда святой опять спросил у него: «В каком состоянии оный брат, друг твой?», то он уже не назвал его другом, но врагом и проклинал, говоря, «что и он развратился, что и он не повинуется мне, но стал свирепее всех». Вот почему враг ненавидит гласа утверждения! Потому что он всегда ищет нашей погибели. Вот почему он любит располагающих самими собою! потому что они содействуют диаволу, сами себе строя ковы. Я не знаю другой причины падению монаха, кроме доверенности к своему сердцу. Некоторые говорят: «Человек падает от того, или от другого»; но я не знаю, сказал, другой причины падению, кроме сей. Ты увидел, что кто нибудь пал? Знай, что он располагал собою. Нет ничего опаснее, как самому располагать собою; нет ничего сего гибельнее!» 111 «Как поступил диавол с Адамом и Евою, говорит св. Антоний В.; так поступает и с теми, которые следуют своим склонностям, во всем довольствуются своим мнением и суждением, не хотят последовать наставлениям отцев своих, которые совершеннее их и умеют различать добро от зла. Те люди, дети мои, которые исполняют желания сердца своего и думают, что они достигли совершенства по причине благословения отцев своих, подобны птицам, которыя делают себе гнезда на высоте, но слетают на землю, и здесь уловляются в сеть птицеловами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Диавол старается произвесть в сих людях уверенность, что они по духу своему и велики и славны, превосходят многих других людей; посему они не хотят повиноваться отцам своим, так что об них можно сказать, что они подобны горькому несозревшему винограду. Они действительно подобны ему, потому что наставления отцов для них неприятны, и они думают о себе, что все знают. Итак дети мои, разумейте, что вы не будете успевать, возрастать и усовершаться в добродетели, если не будете повиноваться отцам своим, которые уже достигли совершенства. И сами отцы наши повиновались отцам своим и следовали их наставлениям, и потому возрасли и усовершились в благочестии, и сделались учителями других». 112 «Несчастен и достоин презрения, кто не приучил себя к послушанию, но всегда ропщет!» 113 «Кто в братстве отшельническом, говорить знаменитый Пастырь нашей Церкви, более желает поступать по своей воле, или даже повелевать, нежели покоряться: тот еще не удалился от гордости и честолюбия мира. Заботливо надлежит ему осмотреться, чтобы не приблизиться к сонму Корея, которого конец показал, что чистая пустынная земля не хочет носить на себе властолюбивых и мятежных» 114 . Заключим наше рассуждение сим кратким наставлением одного учителя нашей Церкви. «Дважды ты обещался, говорит он, Христу работать верою и правдою, при Крещении и пострижении. Внимай сему, возлюбленне, и всегда поминай свои обеты, и по ним поступай и живи, да не яко лживый на суде оном осудишься» 115 . 111 Хр. Чт. Св. Аввы Дорофея наставление в том, что не должно располагать собою по собственному разуму. «А на подвизающихся под смотрением Отцов чрезмерно ярятся враги жизни нашей – демоны,– говорит св. Феодор Едесский; скрежеща на вих зубами своими, и всевозможныя вымышляя хитрости. Чего они не делают! Чего им не внушают, дабы исхитить их из отеческих обятий? Представляют причины, повидимому благовидные; изобретают побуждения к раздору, возбуждают ненависть к отцу, увещаниям его дают вид порицаний, а обличения представляют в виде взощренных стрел.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

в) Цель обета послушания. К чему ведет такое послушание монашеское? Оно споспешествует к достижению высшего нравственного совершенства; облегчает разумение воли Божией, сообразно с нею инок должен поступать во всякое время и на всяком месте; предваряет ошибки, по коим бы он мог избрать для себя что-либо вредное; словом, освобождает его от опасностей собственного произвола и вручает управлениио Божию. «Когда я был в киновии, говорить св. Авва Дорофей , я во всем открывался старцу Авве Иоанну и никогда не решался сделать что-либо без совета. Случалось, что помысл внушал мне: «не то же ли скажет тебе и старец? Для чего тебе безпокоить его?» Но я отвечал помыслу: «проклят ты, и твое суждение, и твой разум, и твое мудрование, и твое ведение; потому что ты знаешь, то от демонов знаешь. «Итак я шел и спрашивал старца, и случалось, что старец действительно иногда давал мне тот же совет, какой мне представлялся прежде. Тогда помысл говорил мне: «Вот что, то же самое и я говорил тебе: не напрасно ли ты безпокоишь старца!» Я отвечал помыслу: «теперь это хорошо, теперь это происходнт от Святого Духа; а твой совет был худ, потому что происходил от демонов и от страстного состояния».Таким образом я, не попросив совета, никогда не дозволял слушаться своего помысла. И поверьте мне, братия, что я находился в великом спокойствии, в великой безпечальности, так что начал уже безпокоиться о сем, ибо слышал, что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие; ( Дeяh. XIV, 21 ), а я не замечал в себе никакой скорби. Посему и страшился, и был в недоумении, не зная причины сего спокойствия, пока наконец не обяснил мне старец, сказав: «не скорби, ибо всяк, кто отдает себя отцам в послушание, наслаждается сим спокойствием и безпечальностию 101 . Вот как послушание начальникам и старцам освобождает истинно послушных иноков от опасностей собственного произвола. д) Важность и ненарушимость обета послушания. На лествице иноческих обетов обет послушания есть высшая и потому самая трудная ступень.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Таким образом, монашеское произвольное послушание состоит в совершенной и свободной покорности настоятелям и старцам духовным во всем с полною доверенностию к ним. «Монах, во всех делах своих в келлии и в рассуждении всякой капли воды, которую хочет пить, говорит св. Антоний, должен руководствоваться советами старших» 93 , и вместо ключа иметь язык духовного своего отца, который бы п отверзал его уста для принятия пищи, и заключал, говорит другой учитель Церкви» 94 . Ибо «отрекшийся себя и своей воли во всем, уже должен делать не то, что хочет, а то, чему его учат. Да и разум не позволяет, чтобы вверивший себя управлению других, по своему произволу, избирал то, что ему кажется полезным; напротив руководители должны определять его к тому, к чему признали его способным о имени Господа. В противном случае, по собственному своему желанию избирая для себя занятие, он подвергает себя осуждению, во-первых за самоугождение, а во-вторых за то, что пристрастился к известному художеству, либо по любви к мирской славе, либо из желания большей корысти, либо по другой какой причине, или за то, что по лености и празднолюбию предпочитает легчайшее. А действующий по таким побуждениям, очевидно, еще не освободился от страстей. Ибо кто желает удовлетворять своим наклонностям тот не отвергся себя самого; кто еще стремится к корысти и славе, тот не отказался от мирских деяний; кто не подъемлет трудного бремени, тот еще не умертвил земных своих членов, но обнаруживает в себе признаки гордого самолюбия: ибо думает, что его-то собственное суждение гораздо справедливее, нежели определение многих людей» 95 . Итак инок, отрекшийся своей воли, должен слушаться своих духовных опытных наставников во всем, и слушаться с полною доверенностью к ним. «По вступлении в поприще благочестия, говорит св. Лествичник, и мирского отвержения, уже не должны со всею строгостию рассуждать о добром нашем подвигоположнике, хотя в нем как в человеке, может быть, и усмотрим некоторыя маловажныя погрешности. Иначе мы с оным строгим рассуждением о делах настоятеля своего никакой не получим пользы от мирского отвержения.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Так составленного канона, по одному тропарю каждому апостолу, без Богородичных, нет ни в древнейших списках греческих рукописей, ни в славянских. В славянских XII века Синод. Библиотеки с крюковыми нотами есть оба полные канона Феофановы – св. Ап. Варнаве и Варфоломею. Здесь они мною сличены, разница в переводе незначительна. В списке XII в. есть грубые ошибки писца. Напр., вм. прьви, написано: правъ (προτουργς), вм. зычна, написано: изщена (τν θνν). Достоуважаемый глубокий знаток наших древнейших славянских рукописей, И. И. Срезневский , при описании юсовых памятников, на стр. 159 выразился так: „выговор рассматриваемых рукописей (юсовых) сближается с простонародным выговором Русским»; и привел несколько примеров, в числе коих род. множ. заповдей, а во 2-м описываемом мною отрывке есть окончание такое же: мжеи. Русское простонародное наречие в сем отрывке есть в сих словах: паметь, безначелныи. Оно употребляется в Калужской губернии, Малоярославецком уезде, в деревнях прихода села Любиц; и второе наречие во 2-м отрывке: уцитель, употребляется в тех деревнях и в Новгороде. По этим двум замечательным отрывкам Болгарским, с простонародным наречием калужским и новгородским, нашим составителям древле-славянских грамматик XIX в. надо изменить свое правило, что , вм. , пишется, будто только в средне-болгарском наречии XV в., как заметил мне достопочтеннейший А. С. Павлов . Кроме сих двух отрывков, , вм. , во многих памятниках юсового письма, изданных И. И. Срезневским , употреблено в XI, XII, XIII и XIV веках, а в более древних и с простонародным русским наречием. В сем памятнике написано титло над словом: прблагы, чего я не встретил в юсовых памятниках , изданных Изм. Ив. Срезневским, ни в XI, XII, и XIV в. Тем более сего встретить нельзя в среднеболгарском наречии XV в. В Октоихе же Струмицком, самодревнейшем, относимом мною к XI веку, подобные слова с подобными титлами есть. Смотри там 2-ю таблицу: молитвами, блаже, пророци. В сем отрывке после 11 июня следует начало канона пророкам Илие и Елисею. По-гречески и

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

ани года». Евангелие 1118–28 года мною сличено, прежде всего, с ныне принятым Славянским Евангелием, изданным в 1856 году в малом формате. Страстные же Евангелия сличал я со страстными же, изданными особою книжкою в 1749-м году. Потом сличено оно было с тремя Евангелиями, писанными на пергамене, хранящимися в Воскресенской библиотеке под 2,3 и 4-м 1 , одним, писанным на бумаге на Афоне, болгарским наречием, не позже 1420г. 2 , и пергаменным, хранящимся в Воскресенской ризнице, писанным в 1468 г. в Новгороде хлебным ключником архиепископа св. Ионы, значащимся при сличении под 6-м. Наконец, сличено оно было с Остромировым Евангелием 3 . И всё, чем отличается разбираемое Евангелие от ныне принятого Славянского текста, мною выписано при сличении. Только слова, часто повторяемые, я опускал. Таковы слова: година и часъ, книгчи и книжницы, миръ съ и миръ, вьсь миръ и миръ, писани и книгы, ради и дл, збьныи и збомъ, ми и мн, мир и мирови, въходити и вълзати, въскрешати и въставати, съвпрошатис и сътзатис. Из сличения, мною сделанного, видно, что в Новгороде переписчики Евангелий придерживались двух редакций. Первой редакции держались писцы Остромирова Евангелия, Евангелия под 4-мъ и 6-мъ и Афонского Евангелия под 5-м во многих местах; а второй редакции – писцы Евангелия 2 и 3-го и разбираемого Евангелия. К первой редакции, как можно судить по сличению Евангелия Мстиславова на Св. Пасху с Остромировым, сделанному г. Шевыревым, можно отнести и Мстиславово Евангелие. Поэтому, мне кажется, все-таки весьма справедлива мысль нашего знаменитейшего, глубокоученейшего пастыря Церкви, Высокопреосвященного Митрополита Московского Филарета, что остаток трудов св. просветителей Кирилла и Мефодия есть Остромирово Евангелие. А Мстиславово Евангелие, как списанное с Остромирова, но полнее апракос, есть остаток же, только полнее, тех же трудов св. Кирилла и Мефодия. И разбираемое Евангелие в тексте почти не разнится от Остромирова Евангелия, кроме слов, уясняющих прежние неясные слова, и переводимых с Греческого на Русский, которые были не переведены. Подробное сличение, мною составленное, показывает, чем отличается разбираемое Евангелие от прочих Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Славословествити (δоξоλоγεν) – славословить. Аггли с славословестветь. Конд. 25 дек. Рождеству Христову. Из конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. γγελоι μετ πоιμνων δоξоλоγоσι. В словаре Востокова сего слова нет. В больш. часосл. XIV–XV в. 1. Сев. собр.... пастырми... славословять. Так и в старопечатных минеях и минеи 1710 г. Совоставити (ξαναστσαι) – приказать встать, поднять. Раслабленаго словомъ совоставилъ еси. Икос в неделю раслабленнаго из конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. τòν παρλυτоν. λγω θεκ σ ξανστησας. В словаре Востокова слова совоставити нет. В Краковской и Иосифовской и теперешней триодях так же, как в кондакаре XI в. Страстолюбьць (φιλоμρτυς) – любящий мучеников. Похвалимъ... вси стртолюбци. Конд. 12 авг. св. муч. Фотию и Аниките, из устава XIII–XIV в. 328. Син. Библ. л. 278. μακαρσωμεν... πντες φιλоμρτυρες. В словаре Востокова слова стрстолюбьць нет. В больш. часослове Библютеки Хлудова и в старопечатных минеях слова: стртолюбци пропущено. В печатной греч. минеи вм. φιλоμρτυς напечатано: φιλαθλоς. Стрстоносица ( θλоφρоς) – награду получающая, страдания, подвиги переносящая, подвигоположница. Тя жена стрстоносице первострадалн ви. Из служ. минеи Библ. Ундол. 87. 1561 г. Икос. 24 сент. св. первомуч. Фекле. γυναικν θλоφρων σε πρταθλоν δειξεν. В словаре Востокова сего слова нет. Страстоположникъ (θλоθτης) – кто назначает награду за подвиги, за страдания или мучения. Молитва 3 ми содлаи ха страстоположника твоего, подати ми слово блгти. Ик. св. Каллистрату 27 сент. из служ. минеи 1561г. 87. Библ. Унд. л. 418. ξιλωσαι κμо χ τòν θλоθτην σоυ. τõν παρασχεν μоι λγоν ν χριτι.. В словаре Востокова нет. Так оно напечатано: в минеях старопечатных и 1710 года. В минеи XV в. 8. Син. тип. Библ. написано в кондаке 7 числа: страдоположника. Сжитель (συμπоλτης) – согражданин; сожитель, вместе живущий с кем. вис сжитель анггеломъ. Ик. 11 янв. св. Феодосию. Из конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. φθης συμπоλτης γγλων. В словаре Востокова сего слова нет. В Сербской 6-ти месячной минеи XIV в. 75. Библ. Унд... сжитникь... В старопечатн. минеях... согражданинъ... в минеи 1710 г. вилс еси согражданинъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010