(ειλμπης) – всегда светящий. Свтом Ик. 2 нояб. св. муч. Авфонию, Акиндину и... Из служ. минеи 48. XV в. Син. тип. Библ. л. 2: ν φωτ ειλαμπε. В словаре Востокова сего слова нет. (νναoς) – вечно текущий, всегдашний. Руис источниче чюдесе Икос. 27 окт. св. Андрею Крит. из минеи 1558 г. 275. Рум. муз. χαρε πηγ θαυμτων νναε. В словаре Востокова сего слова нет. Так напечатано в старопечатн. минеях минеи 1710 г. В Кондак. XI в. Син. тип. Библ. 18 авг. в конд. св. муч. Флору и Лавру νναoς переведено: приснотекщии. (εισβαστoςa) – всегда почитаемый, достойный почтения. Въсхвалимь прнохвалнаго. Конд. 13 Февраля св. муч. Мартиниану из больш. часослова Сев. собр. 1 XIV–XV. л. 95 об. υφημσωμεν. μαρτινιανòν τòν εισβαστoν. В словаре Востокова слова прнохвалныи нет. В часослове XIV–XV в. 1. Сев. собр., в старопечатных минеях так же. В больш. часослове XV в. Библ. Хлуд... достохвалнаго, в минеи 1710 г. присночестнаго. Пристпьнъ (προσηνς) – тихий, приятный, угодный. Свтлою пристпьною. исповдани благодатню. Ик. 11 ноябр. св. муч. Мине. Из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. ν φαιδρ κα προσηνε. μoλoγας χριτι. В словаре Востокова сего слова нет. В старопечатных минеях: въ свтлмъ и радостнмъ блгодати; в минеи 1710 г.: во... Проразумтель (προγνστης) – предведец, предузнающий. Свада (sic) ко проразмтель. Икос. 29 янв. на перенесение мощей св. Игнатия Богоносца . Из конд. XI в. 1. Синд. тип. Библ. л. 54 об. γινωσκων ς προγνστης. В словаре Востокова слова проразумтель нет. В минеи XII–XIV в. 65 Син. тип. Бибд. л. 269. свда... В старопечатных минеях и минеи 1710 г. вдыи, ко провдецъ. Простославити ( ρθοτoμεν) – в прямом направлении резать разделять; правильно разсуждать. Graeco-Latinum Leκicon in Nouum Testamentum Schleusner. 1808. T. Second, p. 305. Простославити и прославити блгочьсти великю танн. Конд. 318. отцам из конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. ρθοτoμ (–με) κα δoξζει. τς εσεβεις τo μγα μυστριoν. В словаре Востокова слова простославити нет. В краковской триоди исправити иславити... великое таиньство. В Иосифовской и теперешней исправлетъ и славитъ... таинство. В Икос. 12 мая свв. Епифанию и Герману в минеи служ. 1577 г. 82. Библ. Унд. греческое слово ρθοτoμ (–με) переведено: правоисправлеть; в старопечатных минеях и минеи 1711 г.... вляеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Крпкомдърнъ (κραταιφρων) – крепко, сильно умный, мудрый. Хранило въ истин доблествно и крпкомдръно, противковарств злчьстивы. Ик. 1 августа св. муч. Макавеям из служ. минеи XV в. Библ. Унд. л. 5. φλαξ ντως γενναoς κα κραταιθρων. В словаре Востокова слова крпкомдърнъ нет. В старопечатных минеях, как и в минеи XV в. 85, в минеи 1711 г. Крпъц (θαρσαλες) – смело, отважно, безбоязненно. Ре Гаврил крпъц. Кондак начинающийся второй греч. буквою β на Благовещение Богородицы из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. φησ τ γαβριλ θαρσαλαως (–εως). В словаре Востокова слова крпъц нет. В старопечатных минеях и минеи 1710 г.... дерзостн. Купносъсельникъ (μσκηνoς) – сослужащий, живущий в одной палатке. Агглмь купносъсельникъ, конд. 14 июля св. Мефодию Патриарху Конст. Из служ. минеи XV в. Синод. Тип. Библ. л. 131. В словаре Востокова слова купносъсельникъ нет. В минеи 1813 г. совселникъ. Къзнодиство (μηχανoυργεα) – коварное действие, хитрое замышление, действие. Безаконны кзнодества посрамиста. Конд. 10 окт. св. муч. Евлампию и Евлампии. Из часосл. 1. XIV–XV в. Сев. собр. τν παρανμων μηχανoυργεας σχoυναν. В словаре Востокова сего слова нет. В старопечатных минеях так же, кроме одного слова: посрамиш, а в минеи 1710 г. пребеззаконныхъ. (παγετòς) – мороз, лед. Въ ледни зим. Боле цвьтуть паче. Ик. 2 августа на перенесение мощей св. первомученика Стефана, из конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. В словаре Востокова слова нет. В минеи XV в. 85. Библ. Унд. л. 12. в лед зимнмь мнжае цъвтть (sic). ν παγετ χειτνoς. πλεν νθоσι μλλоν; в минеи 1711г. и старопечатных минеях... цвтть паче. Лча пщати (κτινоβоλεν) – бросать лучи, быть осияну. Лча пщаши на земли и на мори. Конд. XI в. 1. Синод. тип. Библ. κτινоβоλς (–λες) ν γ κα ν θαλσση. Икос. 15 сент. св. муч. Евфимии. У Востокова сего слова нет. (φιλоπργμων) – хлопотливый, деятельный, рачительный. десницею. Конд. на антипасху. Из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. τ φιλоπργμоνη (–γμoνι) δεξι. В словаре Востокова слова нет. В Краковской триоди, Иосифовской и нынешней печати так же напечатано, как в Кондакаре XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

О самодревнейшем Октоихе XI века югославянского юсового письма, найденном в 1868 году А. Ф. Гильфердингом в Струмнице Источник Октоих Струмницкий 1 Писан уставом по нарезам на пергаменте на 84-х листах. Длина пергамента 5 3 / 4 вершка, ширина 4 1 / 4 в. к корешку от писаного 1 / 2 в. к правой стороне 1 в. к верху 5 / 8 в. к низу 3 / 4 в. Число строк на странице неопределенно: 23. 24. 25. 26. 27. и 28. 2 Пергамент выделан не довольно хорошо; есть немало повреждений и по краям и по средине; у краев же от времени почернел. Заглавные буквы довольно простые. Заглавия писаны киноварью пунцового цвета. У заглавий и ирмосов вместо украшен й писаны точки . : или в роде: ее, и кой где в роде поперек написанной буквы Ж или переменно: 3. Колер чернил темный и местами темно-серый. В сей рукописи первых 3-х гласов недостает. Лист первый начинается тропарем мученичным канона 1-й песни 4-го гласа в четверток св. Апостолам: въри не атвориша ннин. Здесь в каноне и в других канонах седальны написаны после 3-й песни и не по одному, а по четыре и более, которые у нас положено петь или читать после 1-й и 2-й кафизм. Так они написаны в. Греческом октоихе XII–XIII века Севастьяновского собрания 74. Только в Греческом не все те седалны, какие есть в описываемой рукописи. После 1-го листа вырезано, и следующий 2-й лист начинается 7-ю песнею того же канона, которая здесь не по-Славянски названа, а по-Гречески δ, что встречается всей единственной и древнейшей рукописи много раз почти до конца ее. На обороте 82-го листа оканчивается такое название. После 4-го листа недостает. Лист 5-й начинается концом стихиры уже 5-го гласа: трети днь въскрсе дш наш. На листе 6-м над Антифоном: ркшихъ… написано в 5-ти отделениях не оу апл (не. оу. апл. (не. оу. апл. а далее по бледности букв трудно прочитать. В этих отделениях означено, когда в какую неделю читается утреннее Евангелие и Апостол. Первый канон воскресной службы 5-го гласа в Греческом Октоихе XII–XIII века Севастьяновского собрания написан вторым, как и теперь в печатном Октоихе. Тропари, которых нет в 5-й песни 1-го канона в печатном Октоихе, и которые есть здесь, находятся в Славянском Параклитике XIII–XIV в. Синод. Типографской Библиотеки 3 . Кондак и икос написаны в своем месте после 6-й песни. В Славянских рукописных Октоихах XIV в. и позднее нет кондаков и икосов по 6-й песни. Они печататься начали в канонах только в начале XVII века. В Славянском Параклитике XIII–XIV в. они написаны в конце всех канонов. В Греческом XII–XIII в. Севастьяновского собрания они написаны после 6-й песни, а в рукописном Греческом Октоихе 1471 года, его же собрания, нет кондаков с икосами нигде.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Только ирмосы 6-го гласа: Волною морскою повторены… в другой раз. При повторении 1-й ирмос значительно в переводе изменен. Вместо ирмоса 3-го другой написан, а 7, 8 и 9-го ирмосов недостает. Из Богородичных канонов, обыкновенно в древности помещаемых в так называемых параклитиках к Богородице или Богородичникахъ (θεοτοκριοις) здесь только один помещен: многими содержим напастьми… в пяток на утрени, и тот не весь. За недостающими листами здесь остались только тропари 9-й песни. В печатном октоихе он положен на повечерии во вторник. Автор сего утешительного канона в Славянских молитвенниках надписывается еостерикть монахъ. Фабриций в XI t. р, 719 заметил о сем Феостерикте, что он писал около 830 г. еще современник св. Кириллу и Мефодию. Стихир по алфавиту, которые есть в печатных Октоихах и в рукописном XII–XIII в. Севастьян. собрания, здесь нет ни одной. О седальнах на л. 37 об, хотя они написаны (числом 6-ть) после 3-й песни, но замечено с по први ка гл : по англ. по втори ка. или по: г. н. с. гл. нв. г. Состав этого первого Октоиха на Славянском языке, переведенного с Греческих подлинников вместе с писателями, большею частью современными св. Кириллу и Мефодию, был их. Вполне верно летописное сказание св. Нестора: преложиста. апостолъ еуангелье. посемъ преложиста псалтирь и охтаикъ. Октоих такая нужная книга при православном Богослужении, что без него обойтись нельзя. Скорее можно обойтись без служебных месячных миней, состав которых в древности был короче, чем без октоиха, где есть служба на всю неделю. Две книги служебных миней 1096 и 1097 года коротки. Коротки и древние Греческие Псалтири, какова IX–X в. Греческая Псалтирь, принадлежавшая прежде Лобкову, а теперь А. И. Хлудову, Греческая Псалтирь Х в. Норовская. Немного длиннее ее Славянская Псалтирь 1296 Московской Синод. Библиотеки. В Славянской после кафизм писаны молитвы и тропари, чего в древних Греческих нет. Судя по составу, правописанию, языку и влиянию Греческой письменности X и начала XI века, на сию рукопись, кажется можно безошибочно отнести написание ее ранее всех известных нам письменных памятников XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Во 2-й странице снимка есть немного букв, слов и украшений из Греческих рукописей X в. и начала XI чтобы, насколько можно было уяснить те надстрочные знаки, каких мне не встретилось видеть в Славянских рукописях. Писцов сей рукописи было не более 4-х, что можно видеть из их правописания некоторых характерных букв каждого писца. Особенно резко бросается в глаза написанный ими союз: ио. Один писал и, другой иъ, третий: иь, но писавший и в одном месте чрез строку раз написал: иъ. 4-й писец на обороте 77 листа написал несколько строк. На последней строке буквы: х. щ и ц имеют по написании их внизу черточки, ниже которых написаны тонкие отвесные линии. Буквы имеющие линии, выходящие из линейки, в Греческих рукописях X века на нижней последней строке не редко так писались. Буква , м, и и здсь в письме употреблены. – Почерк письма трех писцов свободный, местами редкий и широкий. Буквы: р, ц, щ, х, своими оконечностями касаются всей следующей строки так, что эти оконечности остаются на 2-й строке и между ими пишутся слова, а иногда и по оконечностям пишутся на 2-й строке. Киноварью заглавные буквы писались в одно время с строками писанными чернилами, Нижние линии их не записывались писцами, а они писали, пропуская киноварью написанную букву между ими. В этой Струмницкой рукописи, писанной в Македонской земле, отколе родом св. Кирилл и Мефодий, не одним писцом, есть и наши дорогие Русские наречия: Новгородское: цисти, Московское: пробадамъ. не можетъ. полатоу не полимаа, и Калужское: пишеть, видить. Есть в ней говор простонаречия: нокти. Фторое. ташкыми. В одной стихире 34 6-го гласа: т ги сщааго по всеи твари очень заметен древний доступный язык в IX–X и XI в. всем Славянам, а теперь только нам Русским. Если выбросить кой где древнее правописание и заменить его нынешним, то Русский не поверит, чтобы это писано так давно по-славянски в Македонской земле, где с Греческого языка на Славянский переводились св. Кириллом и Мефодием св. Писание и все наши Богослужебные книги, тогда бывшие короче, что доказывает драгоценнеиший первого Кирилловского и Мефодиевского состава сей Октоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

В нее поступали периодические издания: российские духовные (163 наименования, была представлена периодика всех епархий) и светские (215 наименований, гл. обр. с нач. XIX в., отдельные издания 2-й пол. XVIII в.), иностранные (111 наименований). Максимальное количество посещений б-ки было отмечено в 1908/09 уч. г. и составило до 9 тыс. чел., подавших до 30 тыс. требований на получение книг. В 1869 г. был учрежден Отдел иконоведения, действовавший до 1876 г. и в 1896-1900 гг. Его появление было вызвано потребностью представить образцы иконописания, соответствующие правосл. догматике и канонам, составить описи древних икон, дать их классификацию по стилям, школам, установить хронологические рамки их появления и т. д.; перед отделом была поставлена задача создания постоянной выставки образцов иконописного искусства, подготовка руководства для иконописцев. В работе отдела участвовали архимандрит (впосл. епископ) Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), Д. М. Струков , благотворитель Д. И. Хлудов (см. в ст. Хлудовы ), Токмаков, археограф и историк В. И. Холмогоров и др. Деятельность Отдела иконоведения привела к формированию в ОЛДП коллекции икон (первые пожертвования поступили в 1869), что способствовало созданию в 1870 г. музея, к-рый действовал при ОЛДП до 1876 г., а затем был возобновлен в 1900 г. В музее хранились иконы (в 1913 г.- 200 старинных икон; см.: Козлов. 1997. С. 140), редкие издания по археологии и фотографические снимки икон, храмов, различные предметы древности. В 1896-1900 гг. действовал Историко-археологический отдел, созданный на основе возникшего в 1889 г. Комитета по описанию церквей и приходов Московской епархии. В состав комитета входили М. С. Боголюбский (председатель), Н. А. Копьёв, В. Ф. Руднев, Д. М. Струков, В. И. и Г. И. Холмогоровы . Члены комитета (позднее отдела) занимались составлением историко-статистического описания Московской епархии. Титульный лист кн. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». М., 1915 Титульный лист кн. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения».

http://pravenc.ru/text/2578105.html

архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (20.06.1818–20.07.1893) Филология Нравственное богословие архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) Епископ Угличский, викарий Ярославской епархии, археограф, палеограф. Биография В миру Сергиевский-Казанцев Павел Иванович, родился в семье священника с. Любец Боровского уезда Калужской губернии 20 июня 1818 г. Окончил Калужскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. 14 ноября 1842 г. на втором курсе академии постригся в монашество. 1 августа 1844 г. был рукоположен во иеромонаха и 1 августа 1845 г. по окончании академии назначен в Суздаль учителем и смотрителем Духовного училища. В 1852 году получил назначение на должность настоятеля в Ростовский Борисоглебский монастырь, с возведением в сан архимандрита. Как начальник о. Амфилохий отличался величайшим добродушием и полным отсутствием формализма. 28 июля 1858 г. назначен настоятелем Ставропигиального Воскресенского монастыря, именуемого " Новый Иерусалим " , обладающего драгоценной библиотекой из старинных рукописей. Это назначение определило дальнейшую деятельность о. Амфилохия. Ранее в 1845 году он издал в Москве свое академическое сочинение о трех обетах монашества - девстве, нестяжании и послушании, теперь же он занялся исключительно палеографическими трудами. В 1860 году, после четырехлетнего (?) управления Новоиерусалимским монастырем, он переселился в Москву и в течение 10 лет состоял в числе братии Московского Покровского миссионерского монастыря, предаваясь научным занятиям. В 1863 году избран членом-корреспондентом Академии Наук по греческой и славянской палеографии. 30 декабря 1874 г. назначен настоятелем Московского Данилова монастыря. За время пребывания в монастырях архимандрита Амфилохия, труды по палеографии потекли обильным потоком. Труды приносили ему неоднократно ученые премии от Академии Наук (уваровскую, демидовскую, ломоносовскую), сделали его ученое имя известным не только в России, но и за границей и принесли ему звание почетного члена многих ученых учреждений. Живя в Москве, он занимался изучением древне-славянских и греческих богослужебных рукописей, хранившихся в Румянцевской и Синодальной библиотеках. Все его сочинения по палеографии, изданные, конечно, не для широкого круга читателей, имеют неоспоримое значение для науки и многие содержащиеся в них данные, касающиеся древних рукописей и в особенности древнего церковного искусства, особенно по иллюстрировании книг, вошли уже в общенародный обиход.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИЛОХИЙ (Сергиевский-Казанцев Павел Иванович; 20.06. 1818, с. Любицы Малоярославецкого у. Калужской губ.- 20.07.1893, г. Ростов Ярославской губ.), еп. Угличский, вик. Ярославской епархии. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев ), еп. Угличский. Кон. 80-х - 90 -е гг. XIX в. (ГИМ) Амфилохий (Сергиевский-Казанцев ), еп. Угличский. Кон. 80-х - 90 -е гг. XIX в. (ГИМ) Род. в семье причетника. Учился в Боровском ДУ (1829-1835) и Калужской ДС, после окончания к-рой в 1840 г. поступил в МДА. 14 нояб. 1842 г. принял монашество, 1 авг. 1844 г. рукоположен во иеромонаха. В 1844 г. окончил МДА со степенью канд. богословия и назначен смотрителем Суздальского ДУ. С 1852 г. архимандрит, смотритель ростовских духовных уч-щ, настоятель Борисоглебского на р . Устье мон-ря, с 1858 г. настоятель Новоиерусалимского мон-ря . В 60-х гг.- в числе братии Угрешского во имя свт . Николая, затем московского в честь Покрова Пресв. Богородицы миссионерского мон-рей, вел научную работу. С 1874 г. настоятель Данилова московского мон-ря . 1 мая 1888 г. хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии, жил в Ростове. Основные научные интересы А. лежали в области слав. и греч. палеографии. Он исследовал и издал такие важные памятники слав. письменности, как Галицкое Евангелие 1144 г., болгарские Струмицкий Октоих XIII в. и Карпинский Апостол нач. XIV в., Румянцевский Апокалипсис нач. XIV в., опубликовал слова и поучения свт. Димитрия Ростовского . А. получил Демидовскую премию за исследование о Пандекте Антиоха, Ломоносовскую премию имп. СПб АН (1883) за труды по греч. палеографии и издание текстов и вариантов Псалтири и Галицкого Евангелия, был удостоен Высочайшей благодарности за труд «Житие, страдания и чудеса св. Димитрия царевича». Важнейший труд А. по греч. палеографии - «Палеографическое описание греческих рукописей с IX по XVII в. определенных лет». Как исследователь он отличался редким трудолюбием (напр., в изобилии калькировал образцы почерков для палеографических занятий), работоспособностью и продуктивностью. Однако из-за отсутствия серьезной филологической подготовки в его трудах встречаются неточности. В связи со своими учеными занятиями А. собирал древние рукописи (отчасти через духовную консисторию из числа конфискованных у старообрядцев), по окончании работы над определенной темой соответствующие рукописи он передавал в публичные б-ки. Собрания рукописных книг из коллекции А. имеются в РГБ (Ф. 7), РНБ (в составе Основного собрания), Дмитровском краеведческом музее, отдельные материалы в РГАДА (Ф. 1605, 1626). Архив А. находится в ОПИ ГИМ.

http://pravenc.ru/text/114636.html

Амфилохий (Сергиевский-Казанцев Павел Иванович), еп.Угличский, вик. Ярославской епархии Родился в семье священника с.Любец Боровского уезда Калужской губернии 20 июня 1818 года. Окончил Калужскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. 14.XI.1842 на втором курсе академии постригся в монашество. I.VIII.1844 был рукоположен во иеромонаха и I.VIII.1845 года по окончании академии назначен в Суздаль учителем и смотрителем Духовного училища. В 1852 году получил назначение на должность настоятеля в Ростовский Борисоглебский монастырь, с возведением в сан архимандрита. Как начальник о.Амфилохий отличался величайшим добродушием и полным отсутствием формализма. 28.VII.1858 назначен настоятелем Ставропигиального Воскресенского монастыря, именуемого «Новый Иерусалим», обладающего драгоценной библиотекой из старинных рукописей. Это назначение определило дальнейшую деятельность о.Амфилохий. Ранее в 1845 году он издал в Москве свое академическое сочинение о трех обетах монашества – девстве, настяжании и послушании, теперь же он занялся исключительно палеографическими трудами. В 1860 году, после четырехлетнего управления Новоиерусалимским монастырем, он переселился в Москву и в течение I0 лет состоял в числе братии Московского Покровского миссионерского монастыря, предаваясь научным занятиям. В 1863 году избран членом-корреспондентом Академии Наук по греческой и славянской палеографии. 30.XII.1874 года назначен настоятелем Московского Данилова монастыря. За время пребывания в монастырях архимандрита Амфилохия, труды по палеографии потекли обильным потоком. Трудоспособность у о.архимандрита была необычайная. Труды приносили ему неоднократно ученые премии от Академии Наук (уваровскую, демидовскую, Ломоносовскую), сделали его ученое имя известным не только в России, но и за границей и принесли ему звание почетного члена многих ученых учреждений. Живя в Москве, он занимался изучением древнеславянских и греческих богослужебных рукописей, хранившихся в Румянцевской и Синодальной библиотеках. Все его сочинения по палеографии, изданные, конечно, не для широкого круга читателей, имеют неоспоримое значение для науки и многие содержащиеся в них данные, касающиеся древних рукописей и в особенности древнего церковного искусства, особенно по иллюстрировании книг, вошли уже в общенародный обиход.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

М., 2002. Вып. 1. ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΙΚΑ – ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΙΚΑ: Studi e ricerche intorno a S. Giovanni Crisostomo, a cura del comitato per il XV o centenario della sua morte, 407–1907. R., 1908. CoptBAS – The Coptic Liturgy (of St. Basil)/By Committee formed by His Holiness Pope Shenouda III. Cairo, 1993. Алмазов, 1894 – Алмазов А. И. Тайная исповедь в Православной восточной Церкви: Опыт внешней истории (Исследование преимущественно по рукописям). Одесса, 1894. М., 1995р. Т. 3. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) , 1875 – Амфилохий, архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М., 1875 2 [доп. изд. описания, вышедшего в 1859 г.]. С. 10–18, 63–77. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) , 1880 – Амфилохий, архим. Палеографическое описание греческих рукописей XI–XVII веков определенных лет. М., 1880. Т. 3. Афанасий (Евтич) , 2007 – Amahacuje Божанствена лumypruja. 2007. Т. 1. Афанасьева, 2004 – Афанасьева Т. И. Славянская литургия Преждеосвященных Даров XII–XV вв.: Текстология и язык. СПб., 2004. Афанасьева, 2005 – Афанасьева Т. И. К вопросу о порядке следования листов и составе Синайского глаголического Служебника XI в.//Palaeobulgarica. София, 2005. Т. 29: 3. С. 17–35. Афанасьева, 2006 – Афанасьева Т. И. Древнеславянские переводы анафоры литургии Иоанна Златоуста в Служебниках XI–XIV вв.//Вереница литер: К 60-летию В. М. Живова /ИРЯ РАН; А. М. Молдован, отв. ред. М., 2006. С. 175–192. Афанасьева, 2007 – Афанасьева Т. И. Южнославянские переводы литургии Иоанна Златоуста в Служебниках ΧΙ–ΧV вв. из российских библиотек//Многократните преводи в Южнославянското Средневековие. София, 2007. С. 253–265. Афанасьева, 2008 – Афанасьева Т. И. Состав, источники и этапы формирования «Толковой службы»//Лингвистическое источниковедение и история русского языка 2006–2007. М., 2008 [в печати]. Бернацкий, Желтов, 2005 – Бернацкий М. М., Желтов М. , диак. Вопросоответы митрополита Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в нач. XII в.//ВПСТГУ I. 2005. Вып. 14. C.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010