В IV в. после новой адм. реформы эпохи св. равноап. имп. Константина I Великого (между 314 и 325) провинция Ликия и П. была разделена, причем сев. части П. (у оз. Аскания (ныне Бурдур), Спарта (ныне Ыспарта) и Сагаласс) были переданы Писидии. Во главе новой провинции П. был поставлен praeses (игемон, архонт; с кон. IV в. консуляр, ипатик), ее центром была Перга. П. относилась к диоцезу Асия префектуры Восток. Базилика (ок. V в.) и крестово-купольный храм в порту Сиде. Базилика (ок. V в.) и крестово-купольный храм в порту Сиде. На I Вселенском Соборе в 325 г. из П. участвовали епископы Перги, Термисса, Вервы, Аспенда, Селевкии, Максимианополя и Магида. С этого времени Церковь в П. составляла отдельный диоцез, до V в. не подчинявшийся к.-л. кафедрам из др. регионов. За первенство среди кафедр в П. соперничали Перга и Сида, имевшие статус гражданских митрополий еще с кон. III в. К сер. V в. Церковь П. вошла в число диоцезов К-польской Церкви. В 430 г. состоялся Памфилийский Собор, на котором за заблуждения был низложен еп. Атталии Евстафий. Тем не менее в актах III Вселенского Собора в Эфесе в 431 г. он фигурирует как «митрополит Памфилии». Перга получила статус митрополии в 431 г.; Сида - в 451 г. В общей структуре иерархии КПЦ в сер. V в. выше стояла Сида, в соборных актах 536 и 553 гг. - Перга. Не позже 458 г. П. поделена на 2 митрополии: П. Первая (с центром в Сиде) и П. Вторая (с центром в Перге). Однако к VII в. вновь, и уже окончательно был повышен статус Сиды. В IV в. в П. получили распространение ариане ( энкратиты ), апотактики и македониане. В отдаленную часть П. ок. 391 г. сослали одного из лидеров движения аномеев еп. Евномия Кизического, продолжавшего там проповедовать ( Risch F. X. Eunomios//LTK. Bd. 3. Sp. 989-990). В 390 г. в Сиде под председательством свт. Амфилохия Иконийского, написавшего послание к диакону Панхарию из Сиды, состоялся Собор против мессалиан , бежавших в П. от преследований свт. Флавиана I Антиохийского ( Theodoret. Hist. eccl. IV 10); но и после этого К-польские архиепископы Аттик и Сисинний в 1-й пол. V в. требовали от епископов П., в т. ч. от епископов Амфилохия Сидского и Вериниана Пергийского, преследовать мессалиан ( Phot. Bibl. 52). Эти епископы присутствовали на III Вселенском Соборе 431 г., где мессалиане (евхиты, энтусиасты), по-прежнему распространенные в П., были снова осуждены, и им было запрещено иметь мон-ри (АСО. Т. 1. Vol. 1. P. 5, 7).

http://pravenc.ru/text/2578772.html

Автором 1-го последовательного толкования на Евангелие от Луки был Ориген, посвятивший этому тексту 39 гомилий (CPG, N 1451). Последние сохранились целиком в лат. переводе блж. Иеронима Стридонского; известны неск. греч. фрагментов. Кроме того, Ориген выступил автором комментария на Евангелие от Луки, к-рый сохранился фрагментарно. О влиянии гомилий Оригена на последующую традицию комментирования Евангелия от Луки свидетельствует то обстоятельство, что отдельные толкования Оригена воспроизводятся (без указания авторства) в поздневизант. экзегетических произведениях, обобщающих наследие греч. патристики I тыс. Так, комментарий блж. Феофилакта Болгарского на притчу о милосердном самарянине точно воспроизводит соответствующие замечания Оригена. Др. полностью сохранившимся толкованием на 3-е Евангелие является комментарий на Евангелие от Луки свт. Кирилла Александрийского (CPG, N 5207), не сохранившийся на языке оригинала, за исключением 3 бесед и фрагментов в катенах ; полный текст свт. Кирилла известен по сир. переводу. Как показал митр. Волоколамский Иларион (Алфеев), греч. текст толкования свт. Кирилла мог быть известен еще блж. Феофилакту Болгарскому, к-рый резюмирует объяснение притчи о блудном сыне наблюдениями и ремарками, близкими к тексту свт. Кирилла (ср.: Theoph. Bulg. In Luc.//PG. 123. Col. 961 и Cyr. Alex. In Luc. 107; Иларион (Алфеев), митр. Иисус: Жизнь, учение, наследие. Т. 4: Притчи Иисуса (в печати)). Все остальные известные тексты, к-рые, судя по их содержанию, были комментариями на Евангелие от Луки, сохранились фрагментарно, как правило в составе катен. Так, известны 2 фрагмента комментария на Лк 22. 42 и Лк 22. 45-46, принадлежащие сщмч. Дионисию Александрийскому (CPG, N 1586); этот незначительный по объему текст является тем не менее важным свидетельством того, что традиция комментирования Евангелия от Луки в александрийской школе была продолжена в 1-м поколении учеников Оригена. Первым представителем антиохийской богословской школы, написавшим комментарий на Евангелие от Луки, был Тит Бострийский. Его сочинение сохранилось в составе катен в значительном объеме (CPG, N 3576; Sickenberger J. Titus von Bostra: Stud. zu dessen Lukashomilien. Lpz., 1901). Фрагменты утраченных комментариев на Евангелие от Луки принадлежат свт. Афанасию Александрийскому (схолии на Евангелие от Луки; CPG, N 2141. 9), свт. Амфилохию Иконийскому (CPG, N 3248. 1), Евсевию Кесарийскому (CPG, N 3469. 11), Феодору Гераклейскому (CPG, N 3563), Аполлинарию Лаодикийскому (CPG, N 3692), Епифанию Констанцскому (атрибуция считается сомнительной; CPG, N 3785), Феодору Мопсуестийскому (CPG, N 3842), Виктору Антиохийскому (CPG, N 6534), Евлогию Александрийскому (CPG, N 6974; 3 фрагмента), Севиру Антиохийскому (CPG, N 7080. 3) и прп. Иоанну Дамаскину (CPG, N 8087. 10).

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Иоанна. Климент Александрийский много раз цитирует Первое Послание и один раз определяет его как «большее» ( Clem. Alex. Strom. II 15. 66. 4), что, вероятно, подразумевает знакомство Климента с «меньшими» Посланиями ап. Иоанна, по крайней мере со Вторым. Однако большинство авторов III в., включая сщмч. Ипполита Римского и сщмч. Киприана Карфагенского, не знают о существовании Третьго Послания ап. Иоанна (сщмч. Ипполит вообще цитирует только Первое Послание и только в одной гомилии, к-рая сохранилась в переводе на груз. яз.,- Traités d " Hyppolyte sur David et Goliath/Ed. G. Garitte. Louvain, 1965. Vol. 2. (CSCO; 264); в гл. 3. 2 и 7. 1 - 1 Ин 4. 14; в гл. 7. 11 - 1 Ин 5. 19). Ориген первым называет Первое Послание ап. Иоанна «кафолическим» (соборным) Посланием ( Orig. In Ioan. comm. 1. 138; 2. 149) и прямо говорит о существовании Второго и Третьего Посланий ап. Иоанна, хотя и отмечает, что нек-рые сомневаются в их подлинности ( Euseb. Hist. eccl. VI 25. 9). Евсевий Кесарийский, вероятно, следует Оригену, признавая Первое Послание как труд И. Б. и сомневаясь в подлинности Второго и Третьего Посланий, хотя и не отвергая их (Ibid. III 25. 3; Idem. Demonstr. 3. 5. 88). Офиц. признание Посланий И. Б. на Востоке происходит в IV в. и зафиксировано у свт. Кирилла Иерусалимского ( Cyr. Hieros. Catech. 4. 33), в 60-м прав. Лаодикийского Собора, в 39-м послании свт. Афанасия Великого о праздниках (Афан. 2), у свт. Григория Богослова (Григ. Наз. Прав. из: Greg. Nazianz. Carmina. 12. 31) и в 85-м Апостольском правиле. Однако колебания относительно подлинности Второго и Третьего Посланий встречаются еще у свт. Амфилохия Иконийского ( Amphil. Icon. Iamb. ad Seleuc. 313), что, видимо, связано с влиянием антиохийской традиции, в к-рой признавалось подлинным только Первое Послание (Феодорит Кирский и свт. Иоанн Златоуст также толкуют только его). На Западе процесс признания Второго и Третьего Посланий происходил, видимо, под вост. влиянием и благодаря деятельности тех отцов, к-рые бывали на Востоке, в частности свт.

http://pravenc.ru/text/469832.html

62. Спасский, ук. соч., с.474-475. 63. Есть другое мнение, которое приводит в своем толковании на посл. свт. ап. Павла к Ефесянам св. Феофан Затворник, - что оно было в Иерусалиме. 64. Сочинение, которое свт. Григорий Нисский написал после кончины свт. Василия Великого, в дополнение к сочинению его " Шестоднев " . 65. Переводчик и комментатор преп. Максима. 66. " преступление заповеди " означает сознательный личный грех: вольное соучастие с Адамом. 67. Златоуст. Творения. Изд. СПБ Дух. Акад., 1905. Т.10, kh.I, Беседы на Послание к Ефесянам, гл.1, ст.4. 68. митр. Антоний (Храповицкий). " Нравственная идея догмата о Святой Троице " и " Нравственная идея догмата о Церкви " , Юбилейный Сборник. Белград, 1935 г. 69. свт. Григорий Нисский. Or. Contra Gentes, cap.30 Migne, t.25, col.61A. 70. Ср.: Н.А. Бердяев. Истина Православия. Вестник РЗЕ Патр. Экз. 1953 г., с.8. " Мы не опускаем здесь те же мысли, так как настоящая статья была уже написана нами, когда появилась статья Н.А. Бердяева " . - Прим.14 в оригинале статьи в " Вестнике РЗЕ " , с.211. 71. Там же. 72. свт. Василий Великий. " О Святом Духе " (к святому Амфилохию, епископу Иконийскому). Творения. Москва, 1993, ч.III, с.282. 73. Там же, с.271. 74. свт. Григорий Нисский. Об устроении Человека. 75. Пастырь Ерма, Видения, kh.2,IV. Антология. Ранние отцы Церкви. Изд. " Жизнь с Богом " , Брюссель, 1988. 76. " Мураториев канон " - самый древний список священных книг НЗ, найденный библиотекарем и архивистом итальянского герцога Моденского Людовиком Муратори в XVII веке. Этот список ученые относят к концу II в., поскольку там упомянуты как современники автора папа Пий Первый, Ерм, Маркион и др., которые все жили во II в. 77. Пастырь Ерма, с.105. 78. ук. соч., с.171. Климент и Грапта предполагаются здесь известными Ерму и современным ему христианам, и потому, кроме имен, ничего о них более не говорится. Под Климентом разумеется знаменитый епископ Римской церкви, который от прочих предстоятелей этой церкви отличается данным ему правом сноситься с другими церквами. Грапта, как думают ученые, была диаконисса или попечительница о вдовах и сиротах Римской церкви. Под " книгами " , которые поручено Ерму писать после того, что ему будут сообщены все откровения, очевидно, должно разуметь экземпляры не той данной старицею в видениях книги, но настоящей книги " Пастырь " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

7 .2. ОТЗЫВ преподавателя иеромонаха ДИОНИСИЯ (Шленова) на кандидатскую диссертацию студента IV-ro курса Московской Духовной Академии иеромонаха ВАССИАНА (Змеева) по кафедре Патрологии на тему: «Святитель Амфилохий Иконийский как церковный писатель и богослов». Основной задачей диссертанта стало изложение богословских воззрений святителя Амфилохия Иконийского , одного из великих отцов Церкви. Особую ценность работе придаёт то, что иеромонах Вассиан хорошо изучил по первоисточникам сочинения свт. Амфилохия, и некоторые из них перевёл на русский язык. В своих рассуждениях и оценках он отталкивается от уровня современной патрологической науки, развивавшейся по преимуще- —395— ству на Западе. В то же время автор пытается как можно более возвысить значение святителя, продолжая традицию отечественной патрологии: в опенке значения святителя Амфилохия для православного богословия излагается точка зрения знаменитого патролога профессора Ивана Васильевича Попова, автора единственного специального русскоязычного исследования о творчестве этого святого отца в начале XX века. Диссертант в своём исследовании по-новому прочитывает сочинения святителя, а также опирается на недавно изданные сочинения свт. Амфилохия, не известные профессору Попову. Во вступительной части диссертации критикуются возрения некоторых западных исследователей, которые не нашли у свт. Амфилохия оригинальной богословской системы, хотя самому автору придётся пойти по тому же пути. Дальнейшие рассуждения строятся с позиции верности святителя церковному Преданию и его стремления принести пользу Церкви, которая нуждалась «не в оригинальности, а в углублении каппадокийского богословия». В 1-й главе пространно излагается житие свт. Амфилохия. Исследование переписки свв. Василия Великого и Григория Богослова со свт. Амфилохием, а также ссылки на свидетельства древних историков позволили взглянуть на житие святого отца в общем контексте истории Церкви IV в. Иногда диссертант уклоняется в изложение тех вопросов, которые уместно было бы рассмотреть в специально выбранных для этого главах, с другой стороны, некоторые места требуют более подробного изложения, напр., слишком кратко сказано о проведении святителем Иконийского собора, хотя этому вопросу посвящён специальный раздел (с. 18, 19). Автору следовало бы охарактеризовать мессалианское учение, против которого был направлен Сидский собор (с. 27–29) – антииерархическая направленность мессалиан хорошо подчёркивает защищаемый автором практический характер сочинений свт. Амфилохия, защитника церковных интересов. Житие святителя заканчивается годом смерти. В традиционных трудах по патрологии говорится о посмертном почитании, канонизации, дне памяти, са-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—13— ностью Московской Духовной Академии и Семинарии, позволят новому изданию уверенно занять в ряду имеющихся журналов своё место, явить свой неповторимый облик, помочь возрождению русской богословской науки. Структура журнала в основном следует плану дореволюционного. B I отделе будут помещаться переводы, во II – научные статьи, в III – публицистический материал, посвящённый образованию и другим вопросам современности, а также воспоминания, проповеди , слова и речи, в IV – библиографические материалы и, наконец, в V – протоколы Совета и отчёты, отражающие внутреннюю жизнь Академии. Нумерация нового журнала продолжает имеющуюся, издающийся ныне том выходит под номером 3. Периодичность журнала будет определяться количеством поступающего материала, и во многом зависит от активности и заинтересованности профессоров и преподавателей Московской Духовной Академии и Семинарии. Дореволюционный «Богословский вестник» был журналом одной только Академии, возрождённый журнал относится к Московской Академии и Семинарии, которые со 2-й половины XX в. находятся в нераздельном единстве. Мы выражаем искреннюю признательность всем, кто предоставил материалы для публикации, помогал и содействовал изданию журнала. Главный редактор ректор Московской Духовной Академии и Семинарии Амфилохий Иконийский, свт. Слова «О ново крещёных» и «О Закхее»/Пер., вступ. ст. пером. Вассиана (Змеева)//Богословский вестник 2003. Т. 3. 3. С. 14–30 —14— Отдел I. Творения св. отцов в русском переводе Творения свт. Амфилохия Иконийского (ок. 340/345 – † после 394) долгое время оставались неизученными и не так часто привлекали к себе внимание учёных патрологов. Между тем они представляют большой интерес в связи с тем значением, которое сам он имел в истории Христианской Церкви второй половины IV века. Уже при жизни святитель пользовался немалым авторитетом и уважением в глазах современников. Неоспоримо свидетельствуют об этом его дружеские отношения со свт. Василием Великим , родственные связи со свт. Григорием Богословом , вовлеченность мысли свт. Амфилохия в круг богословских интересов каппадокийской школы. Вместе со свт. Григорием Богословом он внёс значительный вклад в формирование христологических понятий, использовавшихся в полемике Православной Церкви с монофизитами. Именно с ним связывают завершение сложения троической терминологии, в частности введение в употребление в качестве тринитарного термина такого понятия, как «образ бытия Лиц Святой Троицы».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Безусловно, сама тайна Евхаристии предполагает, что за ее видимой стороной скрывается невидимая реальность: зримые хлеб и вино незримо становятся Телом и Кровью Спасителя. Об этом писали множество Отцов Церкви. Например, в «Тайноводственных поучениях», надписываемых в рукописях именем свт. Кирилла Иерусалимского либо его преемника Иоанна, сказано: «То, что представляется хлебом, является не хлебом, но Телом Христовым, хотя и имеет чувственный вкус хлеба, и то, что представляется вином, не вино, хотя и кажется таким по вкусу, но Кровь Христова 4 . Обычно эта невидимая реальность созерцается лишь духовно, как пишет свт. Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелие от Матфея: «Итак, поскольку Слово Божие изрекло Сие есть Тело Мое, доверимся этому и будем верить, и созерцать его [Тело Христово] умственными очами» 5 . Тем не менее, дополнительным средством для укрепления изначальной веры Церкви в истинность евхаристических Тела и Крови и стали рассказы о видениях во время совершения литургии. Возможно, наиболее парадигматическим из этих рассказов можно назвать Житие свт. Василия Великого , приписываемое в греческих рукописях свт. Амфилохию Иконийскому , но ему не принадлежащее (Дж. Уортли датирует составление Жития примерно 800 годом 6 , а А. В. Муравьев считает его произведением Елладия, преемника свт. Василия по Кесарийской кафедре, созданным уже около 380–390 годов, но впоследствии дополнявшимся 7 ). Согласно Житию 8 , блаженный Василий просил у Бога просветить его разум для того, чтобы он мог совершать приношение Бескровной Жертвы Богу собственными своими словами, и чтобы ему для сего была ниспослана благодать Святого Духа. Чрез шесть дней в седьмой, когда Василий, стоя пред престолом в храме, начал совершать предложение хлеба и чаши, ему в видении явился Сам Господь с апостолами и сказал: «По просьбе твоей, уста твои пусть наполнятся хвалою, чтобы ты мог совершать бескровное служение, произнося свои молитвословия». После сего Василий начал говорить и записывать такие слова: Да исполнятся уста мои хваления, яко да воспою славу Твою; Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию и другие молитвы святой литургии. По окончании молитвы, он воздвиг Хлеб, усердно молясь такими словами: Вонми, Господи Иисусе, Христе, Боже наш, от святаго жилища Твоего и от Престола славы Царствия Твоего и прииди во еже освятити нас, Иже горе со Отцем седяй и зде нам невидимо спребываяй…. Когда святитель совершал сие, Еввул с высшими клириками увидели свет небесный, озарявший алтарь и святителя и неких светлых мужей в белых ризах , которые окружали святого Василия. Увидев сие, они пришли в большой ужас и пали ниц, проливая слезы и прославляя Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Д. С. Бирюков. Давид Дисипат, его учение и место в паламитских спорах Биографические сведения Введение Церковная жизнь на протяжении всей истории Церкви никогда не была спокойной. В любую эпоху были отступники, стремившиеся отклонить корабль Церкви Христовой с пути, начертанного Господом. Однако всегда находились исповедники, поставленные Спасителем отстаивать чистоту веры, то откровение Божие на земле, которое Господь дарует людям через учение Православной Церкви. Но всегда наряду с людьми, ко­торые волею судеб становились во главе борьбы за чистоту веры, находились менее заметные и менее известные сподвижники, без которых дело окончательной победы православия не могло бы состояться. Так, во времена арианских споров вместе с великими Каппадокийскими отцами за истину боролись свт. Амфилохий Иконийский , свт. Петр Севастийский и другие, менее известные, поборники православия. Во время монофелитских споров наряду с прп. Максимом Исповедником исповедниками православной веры были Анастасий-апокрисиарий, Анастасий-монах и иные ученики и соратники преподобного. В эпоху паламитских споров одним из значительнейших – но, к сожалению, малоизвестным – поборником чистоты православия и соратником свт. Григория Паламы был монах, его близкий друг, Давид Дисипат . Именно Дисипат с самого начала споров оказывал свт. Григорию Паламе всестороннюю поддержку, имевшую большое значение в истории паламитских споров. Начало жизни Давида Давид Дисипат родился в аристократическом семействе Дисипатов, связанном узами родства с родом Палеологов. Дисипаты составляли известную в Византии династию дипломатов. С другой стороны, имеются сведения о жившем при императоре Михаиле Палеологе митрополите Мануиле Дисипате, который был предстоятелем в том же городе, что и, гораздо позже, свт. Григорий Палама – Фессалониках 1 . Таким образом, члены рода Дисипатов принадлежали к высшим кругам церковного и светского византийского общества. О годе рождения Давида, его детстве и юности ничего не известно. Судя по влиянию Давида в Константинополе, о котором мы можем судить по событиям, связанным с паламитскими спорами, юношеские годы Давида Дисипата проходили в столице Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Иеронима во пресвитера; однако тот поставил условием, что при этом останется свободным монахом и не будет связан с какой-либо церковной юрисдикцией 107 . Тогда же блаж. Иероним познакомился с приехавшим в Антиохию другим сторонником еп. Павлина – свт. Епифанием Кипрским , с которым его впоследствии связала длительная и тесная дружба 108 . Кроме того, блаж. Иероним посещал лекции по Свящ. Писанию и апологетике знаменитого богослова и экзегета, а впоследствии ересиарха Аполлинария Лаодикийского, которые тот читал в Антиохии 109 . Здесь же блаж. Иероним написал свое первое полемическое сочинение – «Разговор против луцифериан» 110 . В 380 г. 111 или 381 г. 112 блаж. Иероним покинул Антиохию и прибыл в Константинополь 113 . Существуют различные предположения о том, что побудило его отправиться туда. Возможно, он хотел принять участие в готовившемся тогда Вселенском соборе 114 и поддержать на нем еп. Павлина Антиохийского в споре с еп. Мелетием 115 . Возможно также, что эта поездка была вызвана стремлением блаж. Иеронима к дальнейшему интеллектуальному росту 116 . Так или иначе в Константинополе он близко познакомился с находившимся там свт. Григорием Богословом , который стал для него новым наставником (praeceptor) и под руководством которого он продолжил свои библейские занятия 117 . Под руководством свт. Григория блаж. Иероним изучил экзегетический метод и труды Оригена , часть из которых он перевел тогда на латинский язык 118 . Позже он также познакомился с прибывшими в Константинополь друзьями свт. Григория Богослова – свв. Григорием Нисским и Амфилохием Иконийским , которые читали ему и Григорию свои антиарианские сочинения 119 . Предполагают, что блаж. Иероним принимал участие во втором Вселенском соборе, проходившем в Константинополе в мае-июне 381 г. сначала под председательством Мелетия Антиохийского , а затем – его друга свт. Григория Богослова , и участвовал в жарких дебатах по вопросу о выборах нового антиохийского епископа вместо Мелетия, умершего в ходе заседаний собора, хотя сам блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Изображение иконы Амфилохий Иконийский, свт. #18877 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Амфилохий Иконийский, свт. #18877 Эта страничка относится к разделу   Амфилохий Иконийский, свт. Скачать или распечатать изображение 18877.jpg 2350x3150, 7.4 MPix, 1840 Kb. 19.9x26.7cm @ 300DPI (29.8x40cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 6 (200) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2012-08-10) Происхождение изображения: Загружено 2012-08-10, анонимно. Описание: 23-Amfilohie.JPG Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Амфилохий Иконийский, свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-18877

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010