Σνταγμα. Τ. 1. Σ. 42),- под человеколюбием (φιλανθρωπα) имея в виду, очевидно, «икономическую» меру. И. может применяться также при выборе епитимии по отношению к впавшему в тяжкий грех. В церковном дисциплинарном праве перед компетентной властью стоит задача исследовать не только внешние обстоятельства падения, но и намерения согрешившего и с ними сообразовать объем наказания, подобно субъективному вменению в уголовном процессе. Об этом говорит, напр., свт. Василий Великий в послании к свт. Амфилохию , еп. Иконийскому: «Подлежит суду не видимость, но намерение» (Васил. 53). Патриарх Феодор Вальсамон замечает относительно этого положения: «Справедливость (δκαιον) требует осуждать кого-либо не на основании наружного вида и притворства, но на основании расположения и намерения» ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 4. Σ. 209-210). Далее в послании к свт. Амфилохию свт. Василий рекомендует ему «по особенности случая (κατ τ δωμα τς περιστσεως), продолжити наказание, или облегчити» (Васил. 54); во мн. др. местах (см.: Васил. 2, 3, 74, 75, 84, 85) он повторяет, что духовный отец не связан определенным временем отлучения при наложении наказания: оно может ужесточаться или смягчаться, причем не только в момент вынесения приговора (наложения епитимии), но и в процессе несения наказания, в зависимости от усердия, меру которого оценивает духовный судья - епископ. В ряде правил (Васил. 56-58, 60, 62, 65) свт. Василий сам акт суждения о степени виновности согрешившего обозначает глаголом «икономствовать» (οκονομεσθαι). Свт. Григорий Нисский, определяя продолжительность отлучения для соблудивших, говорит о возможности нек-рой свободы в выборе наказания: «Для проходящих же покаяние ревностнее… позволительно устрояющему полезное в церковном домостроительстве (ξεστι τ οκονομοντι πρς τ συμφρον τ κκλησιαστικ οκονομ) сократити время слушания и скорее приводити оных ко обращению» (Григ. Нис. 4). Нередко такая свобода в определении наказания, соответствующего субъективной расположенности согрешившего, образно сравнивается с врачебным методом поиска «приличного недугу врачевания», причем в Трул.

http://pravenc.ru/text/389060.html

Андрей Кесарийский , св. Толкование на Апокалипсис. М., 2009. Афанасий Великий , свт. Против ариан слово первое//Его же. Творения. М., 2015. Т. 1. Василий Великий , свт. Беседа 3, на слова «Внемли себе» ( Втор. 15:9 )//Его же. Творения: В 2 т. М., 2008. Т. 1. Василий Великий , свт. О Святом Духе к святому Амфилохию, епископу Иконийскому//Его же. Творения: В 2 т. М., 2008. Т. 1. Григорий Богослов , свт. Слово 38, на Богоявление, или на Рождество Спасителя//Его же. Творения. М., 2007. Т. 1. Григорий Нисский , свт. Слово против Ария и Савеллия//Его же. Догматические сочинения. Краснодар, 2006. Т. 1. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери//Его же. Полное собрание творений. М., 2014. Т. 3. Аскетическая проповедь . Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о смерти//Его же. Полное собрание творений: В 8 тт. М., 2014. Т. 2. Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры//Его же. Источник знания. М., 2002. Иоанн Златоуст , свт. Толкование на Послание к Евреям//Его же. Творения. СПб., 1906. Т. 12. Кн. 1. Иоанн Златоуст , свт. Толкование на пророка Исаию//Его же. Творения. СПб., 1900. Т. 6. Кн. 1. Иустин (Попович) , прп. Догматика Православной Церкви. Части 1 и 2//Его же. Творения. М., 2006. Т. 2. Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения огласительные//Его же. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 2010. Лев Великий , свт. Слово 2 на Рождество Христово//URL: обращения: 04.02.2022). Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию//Его же. Творения. СПб., 1994. Т. 2. Симеон Новый Богослов , прп. Слово 37, 3//Его же. Слова и гимны. М., 2011. Т. 2. Феодорит Кирский, блж. Толкование на Послание к Римлянам//Его же. Творения. М., 2003. Феофан Затворник , свт. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 2007. Афинагор Афинянин . Прошение о христианах//Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. Галли Н. Христос грядет. Заокский, 2006. Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова . Учительные книги. М., 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

P., 1883. P. 319-320). Иоанн Дамаскин, ссылаясь на Житие свт. Василия Великого, составленное, возможно, его учеником и преемником Елладием, написал, что однажды святитель молился перед иконой Божией Матери, на которой был также изображен М., прося избавить христиан от тирана Юлиана. Неожиданно мученик исчез, а затем вновь предстал с окровавленным копьем ( Ioan. Damasc. De imag. I//PG. 94. Col. 1277). Однако и в Житии свт. Василия Великого, приписываемом его современнику свт. Амфилохию Иконийскому (BHG, N 247), и в Житии, предположительно составленном Елладием, говорится, что повеление убить Юлиана М. получил не от Христа, а от Пресв. Богородицы. Проснувшись, свт. Василий отправился в базилику М., где покоились мощи мученика, и увидел, что доспехи святого, к-рые также хранились там, исчезли ( Combefis F. Sanctorum Patrum Amphilochii, Methodii et Andreae Cretensis opera omnia. P., 1644. P. 181-182). Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.) со свойственной ему свободой изложения трактует сведения из «Церковной истории» Созомена и добавляет к сонму апостолов и пророков, явившихся во сне не названному по имени воину-христианину, мучеников, 2 из которых - Артемий и М. ( Niceph Callist. Hist. eccl. X 35//PG. 146. Col. 552). Никифор Григора (XIV в.) составил между 1322 и 1327 гг. Панегирик М. (BHG, N 1277), большая часть которого посвящена рассказу о чудесном видении свт. Василию Великому и о смерти Юлиана Отступника ( Binon. Documents grecs inédits. 1937. P. 41-44). Во время понтификата папы Римского Николая I (858-867) Житие свт. Василия Великого, приписываемое Амфилохию, было переведено на лат. язык Анастасием Библиотекарем (BHL, N 1022) и получило широкое распространение на Западе. Во многом именно благодаря переводу Жития свт. Василия, где говорится о смерти Юлиана Отступника от руки М., а не тексту Мученичества М. святой получил известность в средневек. Европе. Перевод Анастасия породил ряд позднейших переработок: перевод Евфимия (до 868; BHL, N 1023) и перевод Урса (нач. X в.; BHL, N 1024).

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Книга Правил — (полное название: «Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец») — сборник церковных канонов (правил), официальный источник действующего канонического права Русской Православной Церкви. Впервые издана Святейшим Синодом в 1839 году в русском переводе, несколько стилизованном под церковнославянский, с целью замены Кормчей книги. До революции она печаталась только в синодальной типографии, официальном издательстве Русской Православной Церкви. Важным преимуществом Книги Правил является то, что каноны в ней воспроизводятся полностью и отделены от разнородного правового материала либо меньшей авторитетности, либо вовсе утратившего силу, чем была наполнена Кормчая. В Книге Правил отсутствуют классические толкования византийских канонистов и лишь изредка присутствуют особые толкования отдельных канонов, помещенные издателями. Любые другие сборники канонов не называются Книгой правил и никогда не рассматривались как официальные церковные издания. В ее состав входят 85 Апостольских правил ; правила семи Вселенских Соборов ; правила Поместных Соборов : Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Сардикийского, Констанинопольского собора 394 г., Карфагенского собора 419 г., Двукратного Собора, Констанинопольского собора в храме Св. Софии 879 г.; правила святых отцов: свт. Дионисия Великого, свт. Григория Чудотворца , сщмч. Петра Александрийского , свт. Афанасия Великого , свт. Василия Великого , Тимофея, архиеп. Александрийского, свт. Григория Богослова , свт. Амфилохия Иконийского , свт. Григория Нисского , Феофила, архиеп. Александрийского, свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, свт. Геннадия I, патриарха Констанинопольского, свт. Тарасия, патриарха Констанинопольского. Дополнительные каноны, ошибочно приписываемые Иоанну Постнику и Никифору Исповеднику, которые входят в состав греческого Пидалиона, не вошли в Книгу Правил. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/kniga-pravil

Основу научной (историко-филологич., текстуальной и богословской) С.э. заложил преемник Климента Александрийского Ориген. От него ведет начало критика библейская, и его труды оказали большое влияние на ее дальнейшее развитие. Ориген был представителем александрийской школы экзегезы, отдававшей первенство аллегорическим методам толкования Библии. Напротив, антиохийская школа экзегезы, основанная сщмч. Лукианом, предпочитала историческое, буквальное толкование. 2. Классический период. В этот период антиохийское направление имело наибольшее число сторонников. Среди них свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский , блж. Феодорит Киррский, прп. Исидор Пелусиот и др. К той же школе относится и Феодор Мопсуестский, богословские теории которого были позднее осуждены Церковью. По своим исходным установкам к антиохийской школе близки сирийские школы Нисибина и Эдессы (прп. Ефрем Сирин , Раббула и др.). Первый труд по введению в Свящ. Писание принадлежит сир. монаху Адриану Антиохийскому, автору самого термина “исагогика”. Взгляды александрийской школы в 4 в. выражал свт. Григорий Нисский , одновременно примыкавший к т.н. ново-кесарийской традиции, представленной его братом свт. Василием Великим и свт. Григорием Назианзином . Эта традиция стремилась примирить т. зр. школ Александрии и Антиохии. Для вопроса о каноне большое значение имеют труды свт. Афанасия Великого , Евсевия Кесарийского , свт. Амфилохия Иконийского , свт. Епифания Кипрского . Классиком латинской С.э. считается блж. Иероним, усвоивший филологические и критические методы Оригена. Элементы аллегорической экзегезы были введены на Западе свт. Иларием Пиктавийским , свт. Амвросием Медиоланским и Евхерием Лионским. Итог античной лат. С.э. был подведен блж. Августином, который предпринял попытку точно сформулировать правила библейской герменевтики. 3. Основные принципы С.э. С нач. 2 в. перед отцами и учителями Церкви встали две задачи: а) сформулировать догматич. и нравств. истины христианства на языке своего времени и б) рецептировать элементы тогдашней греко-римской культуры для толкования церк. вероучения и Библии. Выполнению этих задач немало способствовали энциклопедич. знания, которыми обладало большинство св. отцов. Будучи выдающимися представителями античной культуры 3–4 вв., они своим образованием значительно превосходили современных им языческих философов и писателей.

http://azbyka.ru/ekzegeza

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов , составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви. В состав К. п. входят 85 Апостольских правил, Правила Вселенских Соборов (20 правил Вселенского I Собора , 7 - Вселенского II Собора , 8 - Вселенского III Собора , 30 - Вселенского IV Собора , 102 - Трулльского Собора , 20 - Вселенского VII Собора ), Правила Поместных Соборов (25 правил Анкирского Собора (см. в ст. Анкирские Соборы ), 15 - Неокесарийского Собора , 21 - Гангрского Собора , 25 - Антиохийского Собора (см. в ст. Антиохийские Соборы ), 60 - Лаодикийского Собора , 20 - Сардикийского Собора , 1 - К-польского Собора 394 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы ), 133 (по другой нумерации, 147) - Карфагенского Собора 419 г. (см. в ст. Карфагенские Соборы ), 17 - Двукратного Собора , 3 - К-польского Собора в храме Св. Софии 879 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы )), Правила святых отцов (4 правила свт. Дионисия Великого , 12 - свт. Григория Чудотворца , 14 - сщмч. Петра I Александрийского, 3 - свт. Афанасия I Великого , 92 - свт. Василия Великого , 18 - Тимофея I , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Григория Богослова , 1 - свт. Амфилохия Иконийского, 8 - свт. Григория Нисского, 14 - Феофила I , архиеп. Александрийского, 5 - свт. Кирилла , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Геннадия I , патриарха К-польского, и 1 - свт. Тарасия , патриарха К-польского). До издания К. п. в слав. Церквах каноны были известны по их переводам в разных редакциях Кормчей книги . Недостатками печатной Кормчей, использовавшейся в Русской Церкви, были далекий от совершенства перевод, а также то обстоятельство, что большая часть помещенных в ней нормативных актов устарела и вышла из употребления (напр., законы визант. императоров). В 1839 г. взамен Кормчей книги Святейшим Синодом была опубликована К. п. Работа над изданием велась в 1836-1839 гг. в связи с подготовкой Свода законов Российской империи. До революции К. п. печаталась только в синодальной типографии, офиц. издательстве Русской Церкви. Первое издание К. п. было снабжено греческим текстом канонов, в последующие, как правило, входил только перевод. Начиная со 2-го издания (1843), К. п. была снабжена алфавитно-предметным указателем.

http://pravenc.ru/text/1841560.html

Прп. Евфимий перевел 26 " Бесед "  прп. Макария Великого ; " Учения святого отца нашего Зосима "   ; 5 " Учений " прп. Ефрема Сирина ; " Поучения о Св. Духе " свт. Григория Богослова ; " Беседы о молитве Господней " свт. Григория Нисского . Особое место в переводах прп. Евфимия занимают сочинения прп. Максима Исповедника : " Вопросоответы к Фалласию " ; " Диспут с Пирром " ; " Вопросоответы к Фалласию (о страстях) " ; экзегетические сочинения " Слова Евангелия, избранные из сказаний св. Максима Исповедника "  и " Перевод апории свт. Григория Богослова о Рождестве Христовом " ; " Хвала и слава Богородице и Приснодеве Марии " и песнь Богородицы , а также Житие прп. Максима . Из произведений свт. Андрея Критского известны переводы трёх Слов: на день памяти вмч. Георгия, на Воздвижение, на Успение , где авторство приписывается свт. Василию Великому. Переводы Евфимия Святогорца агиографической литературы содержатся в трёх  " Сборниках прп. Евфимия " (XI в.). В 1-й  включены Житие Григория IV, папы Римского, Житие свт. Василия Великого, приписываемое свт. Амфилохию Иконийскому, Жития свт. Григория Богослова, свт. Николая, архиеп. Мирликийского; Мученичества вмч. Феодора Стратилата, вмч. Прокопия, вмч. Феодора Тирона и пострадавших с ним в Перге. 2-й сборник  содержит " Житие святого отца нашего Онуфрия Отшельника и других пустынников, которых видел блаженный отец Пафнутий " и Житие прп. Марии Египетской, созданное свт. Софронием I, патриархом Иерусалимским. В 3-й  вошли Мученичество прмц. Февронии, Мученичество вмч. Георгия, принадлежащее Симеону Логофету, и Житие прп. Антония Великого, составленное патриархом Александрийским Афанасием I Великим. Сохранился также текст одной из т. н. систематических редакций Патерика . Прп. Евфимий перевел несколько апокрифических агиографических произведений: Похвальное слово ап. Андрею Первозванному и его Житие, составленные Никитой Давидом Пафлагоном ; " Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего, равноапостольного Баграта, пастыря священнослужителей города тавроменцев - Чалаки Сикилийской, описанное учеником его, епископом Евагрием " ; " Житие и проповеди апостола Иоанна Богослова " , составленные прп. Прохором .

http://drevo-info.ru/articles/13680585.h...

A 19, X в.), Кларджетском (НЦРГ. A 144, Хв.) и Афонском (по каталогу А. Цагарели - Ath. 80, по каталогу Р. Блейка - Ath. 11, X в.). В 1-ю, обширную часть (Л. 1-271 об.) входит 97 чтений (в Синайском - 50, в Удабнойском - 46, в Тбетском - 74, в Кларджетском - 63, в Афонском - 42). Авторами гомилий являются свт. Григорий Чудотворец (3-я на Благовещение; в греч. традиции известна под авторством свт. Григория Нисского - Garitte. 1956. Р. 73. N 3), свт. Прокл , архиеп. К-польский (о Пресв. Богородице - BHG, N 1129), прп. Епифаний Кипрский (о св. Деве Марии), свт. Иоанн Златоуст (на Благовещение, на Рождество Христово, о мучениках, 2 гомилии на Крещение Господне - PG. 59. Col. 535-542), свт. Мелетий I , архиеп. Антиохийский (на Благовещение, на Рождество Христово, после Рождества Христова, на рождество св. Иоанна Предтечи), свт. Афанасий I Великий , еп. Александрийский (против несториан о Боговоплощении Иисуса Христа - PG. 28. Col. 25-30), сщмч. Климент , еп. Римский («Послание по повелению св. апостолов всем истинным апостольским Церквам о праздниках» - фактически 13-я гл. 5-й кн. Апостольских постановлений), свт. Григорий Богослов (на Рождество Христово и на Крещение Господне), свт. Григорий Нисский (на Благовещение), свт. Амфилохий , еп. Иконийский (2 гомилии на память св. Василия Великого - BHG, N 247-248), св. Иулиан , еп. г. Толет (на Крещение) ( Кекелидзе. 1918. Т. 1. Ч. 1. С. 10-15; Он же. 1980. С. 492; Абуладзе. 1944. С. 255-293, 289-290; Шанидзе. 1959. С. 16-55, 70-82), а также Евсевий , еп. Александрийский, свт. Григорий I , патриарх Антиохийский, Евстохий , патриарх Иерусалимский, пресв. Тимофей Иерусалимский и свт. Василий Великий . Помимо гомилетических текстов в 1-й части также помещены апокрифические произведения: Мученичество ап. Иакова ( Кекелидзе. 1946. Т. 1. Ч. 2. С. 98-100; Шанидзе. 1959. С. 55-57; возможно, греч. аналог - BHG, N 736z.- Esbroeck. 1975. P. 123), «Явление святых Захарии, Симеона и Иакова, первого епископа» ( Кекелидзе. 1946. Т. 1. Ч. 2. С.

http://pravenc.ru/text/2579124.html

Взгляды Аполлинария вызвали острые дебаты, развернувшиеся в основном уже после смерти свт. Афанасия (373 г.). Забегая вперед, скажем, что Аполлинарий и его учение были осуждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.), однако его многочисленные ученики совершили ряд подлогов, чтобы сохранить его учение: его сочинения размножались и надписывались уважаемыми именами, такими как св. Григорий Чудотворец, свт. Афанасий, свв. папы римские Юлий, Дионисий и Феликс. Жертвами этих подлогов стали многие отцы Церкви, в том числе и такой человек, как свт. Кирилл Александрийский. 2. Вернемся к ситуации, сложившейся после кончины свт. Афанасия. Его место заняли Великие Каппадокийцы: свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский (младший брат свт. Василия), Амфилохий Иконийский с их друзьями и единомышленниками. Никогда в Церкви не было такой блестящей богословской плеяды в одном поколении. Свт. Василий (329–79) родился в аристократической христианской семье. Его бабка св. Макрина была исповедницей веры, его сестра, тоже св. Макрина, была ученой монахиней, два брата стали епископами. С 18 лет Василий учился в Константинополе у знаменитого софиста Ливания, а потом поехал учиться в престижный Афинский университет (это была Академия, основанная еще Платоном). Там он подружился со свт. Григорием Назианзиным (Богословом) и познакомился с будущим императором Юлианом Отступником, державшимся, по словам свт. Григория, нелюдимом. Вернувшись домой, Василий крестился в 354 г. (25 лет). Около года он предавался строгому аскетизму, путешествовал в Сирию и Египет. Примерно год спустя он основал вместе со свт. Григорием и несколькими другими друзьями-единомышленниками монастырь, имевший несколько интеллектуально-аристократический характер. Друзья совместно молились, читали Писание и отцов. В частности, они прилежно изучали Оригена и даже опубликовали антологию из его писаний под названием “Филокалия” (“Добротолюбие”). В 360 г. Василий был поставлен в чтецы, а затем рукоположен в пресвитеры, а в 370 г. избран митрополитом Кесарии Каппадокийской. Василий вырос среди омиусиан (подобосущников). Ему предстояло объяснить единосущие таким образом, чтобы оно стало приемлемым для них. Чтобы сплотить силы Православия, свт. Василий вступил в переписку со свт. Афанасием и с папой Римским Дамасом. Он пытался убедить Рим признать в антиохийском расколе права Мелетия, а не Павлина, ибо хорошо понимал всю богословскую правоту Мелетия. Но увы, в Риме он встретил только узколобое непонимание.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

Амфилохию Иконийскому, как Отцовство, Сыновство и Освящающая сила (Ep. 214, 236). В определении личных свойств свт. Григорий Богослов избегает имен «отцовство», «сыновство», не называет и личным свойством Духа святость. Как правило, он определяет свойства Ипостасей как нерожденность, рождение и исхождение. При этом свт. Григорий предостерегает от выяснения точного смысла этих определений. При определении ипостасных особенностей свт. Григорий Нисский также отклоняется от др. каппадокийцев, особенно от свт. Василия. Отца и Сына он различает как Нерожденного и Единородного, γννητος и μονογενς (два образа бытия: быть нерожденным и быть единородным). Свт. Григорий Нисский говорит не просто о рожденности Сына, но подчеркивает имя «Единородный», чтобы яснее отличить неисповедимый образ бытия Сына и Духа. Не удовлетворяясь определением Ипостаси Св. Духа, как «святыни» у свт. Василия, не находя достаточным термин κπρευσις у свт. Григория Богослова, свт. Григорий Нисский видит отличительное свойство третьей Ипостаси в том, что она - третья: от Отца через Сына (δι υο). Свт. Григорий Нисский подчеркивает единство начала. «Через Сына» почти равнозначно «от Отца», ибо Отец есть имя первой Ипостаси в отношении ко второй. Отец есть начало и причина (ρχ κα ατα) Сына и Духа ( Basil. Magn. Ep. 210); от Него рождается Сын и исходит Св. Дух, и потому бытие трех Ипостасей не вносит никакого разделения в Св. Троицу, т. к. Сын и Дух возводятся к одному началу и одному виновнику их бытия. Положение о том, что Отец есть πηγ (источник) и ρχ (начало) для двух остальных Лиц Св. Троицы, было общим принципом, принимаемым одинаково и всеми богословами первых 3 веков христианства, и свт. Афанасием. Но в самом понимании этой монархии каппадокийцы существенно отличаются от церковных авторов I-III вв. по Р. Х. Они устраняют субстанциальный субординационизм Оригена. Отец есть начало и причина (ατα) Сына и Духа,- говорит свт. Василий,- но «природа (φσις) Отца, Сына и Духа одна и та же и Божество едино» (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/149441.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010