М., 1852), свт. Амфилохия Иконийского (Амфилохий Иконийский, свт. Послание к Селевку о том, какие книги приемлются//Книга правил. С. 285–286; Его же. Не должно отчаиваться в спасении: Беседа о покаянии. Киев: КПП, 1911), свт. Амвросия Медиоланского (Амвросий Медистанский, свт. Две книги о покаянии. М., 1884; Его же. Творения по вопросу о девстве и браке. Казань, 1901), аввы Евагрия Понтийского (Евагрий Понтийский. Наставления о подвижничестве II Добротолюбие. Т. 1. СТСЛ, 1993. С. 569–638), свт. Епифания Кипрского (Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей Панарий, или ковчег//Творения. Ч. 1–5. М., 1863–1882; Его же. О мерах и весах//Творения. Ч. 6. М., 1885. С. 213–266), пресвит. Руфина (Руфин, пресвит. Жизнь пустынных отцов СТСЛ, 1898), бл. Иеронима Стридонского (Иероним Стридонский, бл. Письмо к папе Дамасу. О Серафимах и угле//Творения. Ч. 1. Киев, 1879. С. 51–72; Его же. Письмо к Евстохии. О хранении девства//Творения. Ч. 1. Киев, 1879. С. 100–145; Его же. Письмо к Марцелле//Творения. Ч. 1. Киев, 1879. С. 217–219; Его же. Жизнь святого Павла, первого пустынника//Творения. Ч. 4. Киев, 1879. С. 3–12; Его же. Книга о знаменитых мужах, написанная к Декстру, преторианскому префекту//Творения. Ч. 5. Киев, 1880. С. 283–344; Его же. Одна книга толкований на пророка Даниила//Творения. Ч. 12. Киев, 1894. С. 1–145; Его же. Одна книга толкований на пророка Иоиля II Творения. Ч. 12. Киев, 1894. С. 351–415; Его же. Две книги толкований на пророка Аввакума//Творения. Ч. 14. Киев, 1898. С. 130–235), прп. Исихия Иерусалимского (Исихий Иерусалимский, прп. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. СТСЛ, 1993. С. 157–202), прп. Исидора Пелусиота (Исидор Пелусиот, прп. Письма//Творения. В 3 частях. М., 1859–1860), прп. Арсения Великого (см.: Достопамятные сказания. С. 17–27; Древний патерик. М., 1899. С. 45, 272–273), бл. Феодорита Кирского (Феодорит Кирский, бл. Церковная история. СПб., 1852; Его же. История боголюбцев. СПб., 1853; Его же.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Они являются, по словам свт. Афанасия, «источниками истины. Никто к сим да не прилагает, ниже да отъемлет от них что». В этих священных книгах нет ни одного чужого слова, это тот текст, который приняла Церковь (а Она приняла перевод LXX-mu), богодухновенный и непогрешимый. Кроме этого, свт. Афанасий признает каноническими следующие книги: 1 . Плач Иеремии. 2 . Книгу прор. Варуха. 3 . Послание Иеремии. Следующие тексты он считает предназначенными для чтения оглашенным: 1 . Премудрость Соломона. 2 . Премудрость Сирахова. 3 . Есфирь. 4 . Иудифь. 5 . Товия. Свт. Амфилохий Иконийский считает канонической книгой Есфирь. Карфагенский Собор относит к числу канонических: Премудрость Соломона, Товия, Есфирь, Иудифь (а Иппонский Собор (393 г.), чьи постановления легли в основу этого правила, относит к каноническим еще Премудрость Сираха и Маккавейские книги). Лаодикийский Собор считает каноническими: Есфирь, Варух, Плач Иеремии, Послание Иеремии. А 85-ое правило св. Апостолов называет чтимыми и святыми наравне с каноническими: книгой Есфирь, Тремя книгами Маккавеев, – а юным велит читать Премудрость Сираха. Римский Собор 382 года, возглавляемый св. папой Дамасом, в котором участвовал и свт. Амвросий Медиоланский , считает, кроме общепринятых, книгами Священного Писания: Плач Иеремии, Премудрость Соломона, Премудрость Сираха, Товит, Есфирь, Иудифь, Две книги Маккавейские. Прп. Иоанн Дамаскин также считает книгу Есфирь канонической. А относительно Премудрости Соломона и Премудрости Сираха он говорит, что «хотя они отменны и прекрасны, но не находятся в числе (канонических) и не лежали в Ковчеге». Свт. Кирилл Иерусалимский включает в канон Есфирь, Варуха, Плач и Послание Иеремии. Он также подчеркивает, что перевод LXX является богодухновенным. Св. Филарет митр. Московский в своем Катехизисе относит к каноническим книгу Есфири. Ясский Собор 1640 года признал одинаково богодухновенными и канонические, и «неканонические» книги Ветхого Завета. Таким образом, мы имеем пред глазами следующую картину.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

На русский язык переведены «Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божию» А.И. Сидоровым с подробными комментариями. Этот перевод опубликован сначала в журнале «Альфа и Омега», а затем отдельным изданием в серии «Библиотека отцов и учителей Церкви» 3 . Мы впервые начинаем публикацию на русском языке «Глав против монофелитов» и «Флорилегия против монофелитов». «Флорилегий» содержит цитаты из сочинений ариан и Аполлинария, которые учили о том, что Христос имел только Божественную волю, и цитаты из святых отцов, опровергающие это мнение еретиков. Прп. Анастасий этой подборкой свидетельствует о единомыслии монофелитов с указанными древними ересями по поводу отсутствия во Христе человеческой воли. Тут же Синаит приводит антиарианские и антиаполлинарианские высказывания ранних святых отцов: свт. Афанасия Великого , свт. Григория Нисского , свт. Василия Великого , свт. Амфилохия Иконийского , свт. Амвросия Медиоланского и др., утверждающих наличие у Христа человеческой воли наряду с Божественной. Это обычный в логике ход – сведение учения противников к абсурду, то есть к уже осужденным Церковью ересям, которые отвергают и сами монофелиты. В первой из шести «Глав против монофелитов» прп. Анастасий раскрывает учение о естественном, противоестественном и сверхъестественном состояниях человеческой воли. Во второй главе Синаит разбирает и опровергает некоторые положения еретического учения. В третьей главе подтверждает учение о двух волях Христа с помощью цитат из Ареопагитского корпуса. В четвертой и пятой главах комментирует те места из Ареопагитского корпуса, где говорится о богомужней энергии Христа. В шестой сводит учение монофелитов к манихейскому докетизму. Особенность монофелитской полемики против православных в том, что монофелиты, говоря о единстве во Христе воли и действия, признают человеческую волю и человеческое действие только злыми, только противоборствующими Богу, именно поэтому Бог Слово при Воплощении не может воспринять их. В ответ на это святой отец говорит о том, что человеческая воля и после грехопадения может находиться в трех состояниях:

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Агафангел (Саввин), митр. Одесский и Измаильский 932, 1050, 1089, 2091 Агеева Е. А. 749, 1198 Агеева К. В. 422 Агния (Стародубцева А. В.), 1020 Адам, ветх. праотец 223, 1419 Адриан (Ангелов), келарь 1360 Адриан Кентерберийский, (Сур., свт.) 1253 Азовкин С. см. Паисий (Азовкин), иером. Айдан Линдисфарнский, (Сур., свт.) 1253 Аксаков К. С. 2469, 2916, 3194 Аксючиц В. В. 1570, 1575, 2854 Алабин Л. Н. 1616 Албаний Уэльский, (Сур., мч.) 1253 Алдошина Н. Е. 2551 Александр I, импер. 2914 Александр II, импер. 743 Александр (Могилев), архиеп. Костромской и Галичский 1055, 2041 Александр Свирский , игум., прп. 1242, 1273 Александр (Тимофеев), архиеп. Саратовский и Вольский 902 Александр (Федоров), игум. 1656 Александр Хотовицкий, протопр., сщмч. 1247 Александров Б. М. 192 Алексеев А. А. 31, 45, 64, 74, 183, 240 Алексеев А. И. 737 Алексеева А. С. 3134 Алексеева Л. 2399 Алексей Михайлович, царь 732 Алексий, митр. всея Руси, свт. 695, 1274 Алексий, человек Божий, прп. 1262, 3041 Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси 546 , 549, 592, 597, 893, 907, 962–967, 2300–2307 Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси 585, 587 , 598,770, 927, 933, 949, 968, 969–972, 1037, 1047, 1051–1053, 1056, 1093–1096, 1100, 1103, 1104, 1108, 1110, 1111, 1118, 1203, 1542, 1576, 1577, 1657, 2070, 2287, 2572, 2642, 2679, 2680, 2709, 2783, 2807, 3135 Алексий Бортсурманский (Гнеушев), иерей, св. прав. 1254 Алексий (Виноградов) , иером. 103 Алексий Зосимовский (Соловьев) , иеросхим., прп. 1254, 2293 Алексий (Кутепов), архиеп. Тульский и Белевский 1296 Алексий (Макринов), иером. 98 Алексий Медведков, (КНП, св. прав.) 1183 Алексий Мечев , прот., прав. 1254, 1303 Алексий (Поликарпов), архим. 2135 Альфред Великий, король, (Сур., св.) 1253 Амвросий (Ключарев) , архиеп. Харьковский и Ахтырский 789, 790, 3122 Амвросий Медиоланский , еп., свт. 399, 400, 2577 Амвросий Оптинский (Гренков) , иеросхим., прп. 1246, 1304, 2570 Аммон Нитрийский, Египетский, прп. 282, 283, 401 Амфилохий Иконийский , еп., свт. 402

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОННА Прав. Нонна Назианзинская. Икона. Иконописец Дмитрий Школьник. Нач. XXI в. (ц. ап. Иоанна Богослова в Мемфисе, США) Прав. Нонна Назианзинская. Икона. Иконописец Дмитрий Школьник. Нач. XXI в. (ц. ап. Иоанна Богослова в Мемфисе, США) [Греч. Νννα] (кон. III - нач. IV в., Иконий (?) - после 374, Назианз), прав. (пам. 5 авг.). Жена свт. Григория , еп. Назианза, мать св. Горгонии , свт. Григория Богослова и св. Кесария . Основным источником сведений о Н. являются сочинения свт. Григория Богослова - слова, посвященные памяти брата Кесария, сестры Горгонии, отца ( Greg. Nazianz. Or. 7, 8, 18), а также автобиографическая поэзия ( Idem. De vita sua; Idem//AG. 8. 24-74). Отца Н. звали Фильтатий (AG. 8, 58; 136), мать - Горгония (AG. 8, 136). Братом Н. был Амфилохий (или Амфилох), к-рый умер до 361 г. (Ibid.; PLRE. Vol. 1. P. 57), отец свт. Амфилохия Иконийского ( Kopecek. 1973. P. 457). Ж. Бернарди считает, что Н. происходила из Икония ( Bernardi. 1995. P. 106), Р. Ван Дам - что она родилась в Каппадокии ( Van Dam. 2003. P. 88). Семья Н. была христианской. Свт. Григорий говорит, что Н. изначально была посвящена Богу ( Greg. Nazianz. Or. 7. 4, 1), тем не менее была выдана замуж за Григория, принадлежавшего в то время к секте ипсистариан . Бернарди предполагает, что их бракосочетание состоялось ок. 305 г. ( Bernardi. 1995. P. 106), а сестра Горгония была намного старше Григория и, возможно, уже была замужем к моменту его рождения (P. 108). По мнению Ван Дама, Григорий и Н. поженились в 20-х гг. IV в. ( Van Dam. 2003. P. 88). Н. могла быть моложе своего мужа на 20-30 лет, а для него это был 2-й брак ( Idem. P. 41). В семейной жизни Н. была покорна мужу, однако прилагала все усилия к обращению его в христианство, действуя упреками, увещеваниями, «отчуждением» (возможно, отказом в супружеской близости), но более всего подавая пример молитвой, постом и собственным добронравием. В конце концов Григорий Старший увидел сон, в к-ром пел стих из псалма: «Возрадовался, когда сказали мне: в дом Господень пойдем» (Пс 121. 1), после чего не только уверовал и крестился (в возрасте 45 лет), но и был рукоположен во священника и епископа. Григорию Старшему пришлось делать выбор между женой-христианкой и др. родственниками, с к-рыми Н. отношений не поддерживала ( Van Dam. 2003. P. 88).

http://pravenc.ru/text/2577951.html

Личный опыт иноческой жизни, изучение монашества в Египте и Палестине, общение со многими подвижниками привели святителя к убеждению о преимуществе общежития, особенно для новоначальных иноков. Святитель Василий Великий стал таким же основателем киновий в Малой Азии, как и прп. Пахомий в Египте. В основание общежительной формы иночества святитель положил три главных принципа: организованность, дисциплина и социальное служение. «Св. Василий первый оформил институт послушничества и разработал обряд пострижения в монашество. Особое ударение он сделал на послушании. Говорят, что до св. Василия монахи понимали больше бедность и чистоту, чем послушание. Василий предписал строгие епитимьи для тех, кто будет предпринимать аскетические подвиги без благословения духовника» 549 . Характерная черта киновий в Малой Азии – они не были общежительными в строгом смысле слова, как монастыри прп. Пахомия Великого , но включали в себя и «элементы отшельничества», что роднило их с палестинскими лаврами. Деятельное участие в редактировании «Правил» свт. Василия Великого принимал свт. Григорий Богослов . После смерти свт. Василия Великого малоазийским иночеством стал руководить свт. Григорий Нисский . Он дал мистическое объяснение монашества, в свете которого монахи нашли свое место в Церкви и признали, что без нее и без церковных Таинств невозможен и сам мистический идеал монашества 550 . Ближайшим сподвижником свт. Григория Нисского в устроении малоазийского монашества был ученик свт. Василия Великого , свт. Амфилохий Иконийский . Благодаря их трудам к началу V в. монашество в Малой Азии встало на твердую почву. Синай Священная гора Синай с древности была населена христианскими подвижниками. Одни укрывались здесь от гонений, других сюда уводили в плен сарацины. Окончательно иночество утвердилось здесь в IV веке, когда кончились гонения на христиан. Отшельников привлекали сюда и священные воспоминания о великих событиях, явленных здесь в ветхозаветные времена, и пустынность Синая. Путешественники говорят, что даже дикие звери не остаются здесь жить и, зашедши случайно из пустыни Аравийской, спешат удалиться в более обитаемые места. Окрестности горы Синай весьма удобны для уединенного подвижничества. До вступления на престол Юстиниана I , иноки синайские не имели монастыря, у них были только одна крепкая башня и близ нее небольшой храм, построенные равноапостольной Еленою. В 557 году, при императоре Юстиниане, по просьбе иноков, здесь был воздвигнут монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О ранних ересях в Л. известно мало. В энкомии свт. Андрея Критского свт. Николаю Мирликийскому (VI в.) упоминается местный еп. Феогний, примкнувший к маркионитам. В Житиях свт. Николая говорится о его борьбе с арианами, о присутствии которых в Л. известно также из письма свт. Василия Великого свт. Амфилохию Иконийскому ( Basil Magn. Ep. 218), где он просит послать «ревностного мужа» в Л., чтобы посоветоваться там с православными епископами и пресвитерами о совместной борьбе с ересью. Известны также македониане. В 401 г. свт. Иоанн Златоуст низложил за симонию еп. Проересия из Л. Монофизитство мало затронуло Л., к-рая оставалась оплотом халкидонского православия. В 449 г. митр. Роман подписал постановления II Эфесского Собора в пользу монофизитства, но в 451 г. с 14 своими епископами он поддержал халкидонское вероисповедание. В 458 г. приверженность православию подтвердили митр. Петр и 21 его епископ. В V в. в Л. жил монофизитский отшельник Леонтий. В 518 г. епископы Л. осудили Севира Антиохийского, а епископ Эноанды Пальмарий упрекал имп. Анастасия I в симпатии к монофизитам. Для Л. VI в. характерно появление крупных мон-рей, особенно в горной части Южной Л. Среди них мон-ри св. Иоанна Крестителя в Акалиссе, Св. Сиона, св. Иоанна в Лагве (владения последнего были освобождены от постоя солдат). Мон-ри занимались в т. ч. активной благотворительностью, особенно во время эпидемии чумы 542 г. Игумен Св. Сиона св. Николай , став епископом Пинар, дал 400 солидов из средств своей обители на строительство городского храма Богородицы. Он и его дядя Иоанн часто совершали паломнические поездки в Палестину и заимствовали идею посвящения храма Св. Сиону. В Палестине же подвизались выходцы из Л. преподобные Герасим Иорданский (V в.) и Конон , игумен лавры св. Саввы (VI в.) В своем Законе 535 г. имп. Юстиниан I (Novell. Just. 5 2) упоминает ликийского старца-подвижника Зосиму, возможно из Идира. Ок. 600 г. в Л. существовала и жен. обитель с 40 насельницами. В 724 г. в Милоитах подвизались 2 столпника; в монашеский столп был превращен и один из античных ликийских мавзолеев в Ксанфе. Между 820 и 842 гг. в горах Кундуриада близ Мир подвизался прп. Иоанникий Великий , пришедший сюда с Олимпа Вифинского. В 1-й пол. XI в. существовал монастырь в Ариканде; еще один средневизантийский мон-рь был в Аккуле. В XI в. монахи жили при храме свт. Николая в Мирах и охраняли гробницу святого.

http://pravenc.ru/text/2110501.html

Спаситель (Спас «Недреманное Око») с предстоящими Богородицей и архангелом. Икона Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря. Сер. XVI в. (ГММК) Спаситель (Спас «Недреманное Око») с предстоящими Богородицей и архангелом. Икона Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря. Сер. XVI в. (ГММК) III. Божество Духа. Свт. Василий Великий отстаивает единосущие Отца и Св. Духа. Дух «числим в блаженной и Святой Троице» (Adv. Eunom. III), причастен Божеству (ibidem), соединен с Отцом и Сыном во всем, в славе и вечности, в силе и царстве, во владычестве и Божестве ( Basil. Magn. Ep. 105); во всем неотлучен и неотделим от Отца» (De Spirit. Sanct. 14). Свт. Василий пишет особый трактат о Св. Духе, адресуя его свт. Амфилохию Иконийскому. Впрочем, по соображениям церковной икономии и ситуации того времени он нигде в этом произведении прямо не называет Св. Духа Богом, но в то же время раскрывает учение о Духе в связном и целостном богословском исповедании. В этом он следовал за свт. Афанасием, к-рый утверждал Божество Св. Духа в своих Посланиях к еп. Серапиону Тмуисскому. Для свт. Афанасия важны были сотериологические предпосылки. В учении о Слове он исходил от образа Христа как Богочеловека, от явления Слова; в учении о Духе - от явления Духа, от Его освящающих действий. Только единосущное Слово Отчее могло Своим воплощением оживотворить и тем спасти тварь, и только Божественный Дух может освящать и тем спасать, соединять с Богом. От действительности спасительного Богообщения следует заключение о Божественности Спасителя и Утешителя. Так же рассуждает и свт. Василий Великий. Его книга о Св. Духе есть прежде всего книга об освящении. Свт. Василий Великий исходит из опыта духовной жизни, к-рая начинается с таинства Крещения. Крещение есть образ смерти и жизни - «и залог жизни подается Духом» (Adv. Eunom. III). В Св. Духе мы соединяемся с Богом, «Бог живет в нас через Духа». Более того, «нет вообще никакого дара, который нисходил бы к твари без Духа Святого» (De Spirit. Sanct. 24).

http://pravenc.ru/text/149441.html

Epistola LII Ad Antonianum. Cypriani Carthaginiensis opera. Antwerpiae 1589, p. 89). Вне Церкви - нет единства со Христом, нет освящающей благодати Святого Духа, которая действует в церковных Таинствах. Поэтому вне Кафолической Церкви не может быть ни действительного Крещения, ни Евхаристии, ни рукоположений, ни апостольского преемства. Вне Церкви ни один человек не может называться христианином в полном смысле этого слова. Следовательно, вне Церкви нет спасения (Extra Ecclesiam nulla salus). Всякий раскольник - " враг алтаря, возмутитель против жертвы Христовой, изменник в отношении веры, в отношении благочестия - святотатец " (De Unitate Ecclesiae. PL. 4. col. 501-502. Русский перевод . Святитель Василий Великий в " Первом каноническом послании " святителю Амфилохию Иконийскому ссылался на свт. Киприана и его единомышленника свт. Фирмилиана Иконийского: " Но, впрочем, древним, разумею Киприана и нашего Фирмилиана, рассудилось всех их - и кафаров, и енкратитов, и идропарастов - подвести под одно определение, потому что хотя начало отделения было вследствие раскола, но отступившие от Церкви не имели уже на себе благодати Святаго Духа, так как преподаяние оной оскудело по пресечении преемства, и хотя первые отделившиеся имели рукоположение от отцов и чрез возложение рук их получили духовное дарование, но, отторгнувшиеся, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать и не в состоянии были передавать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему крещенных ими, как крещенных мирянами, когда приходят в Церковь, повелели очищать истинным Крещением, Крещением церковным " . (Свт. Василий Великий. Послание 180 каноническое к Амфилохию Иконийскому. Греч. Текст: Γ.Α.ΡΑΛΛН ΚΑΙ Г. ПОТΛН Σ Υ Ν Τ Α Γ Μ Α " Τ Ω Ν Θ Ε Ω Ν ΚΑΙ ΙΕΡΩΝ ΚΑΝΟΝΩΝ. ΑΘΗΝΗΣΙΝ 1854. σελ . 88-92).  Святитель Оптат Милевитский, обличая раскол донатистов, утверждал: " Кафолическую веру формирует простое и правое разумение закона, единое и истинное таинство, и единодушие (Catholicam facit simplex el verus intellectus in lege, singulare ac verissimum sacramentum, et unitas animorum).

http://mitropolia.spb.ru/docs/o-priznani...

У Великих Каппадокийцев выражение τρπος πρξεως не имело еще значения устойчивого богословского термина. Такой характер оно приобрело у свт. Амфилохия Иконийского , учившего, что имена божественных Лиц представляют собой наименования «образа существования» (τρπου πρξεως) (см.: Amphilochius Iconiensis. Fragmenta 15//Amphilochii Iconiensis opera/C. Datema, ed. Turnhout: Brepols, 1978. P. 263–266). Благодаря сочинениям свт. Амфилохия уже к началу V столетия выражение «образ существования» становится общепринятым богословским термином (см.: Флоровский. Восточные отцы... С. 199; Попов И.В. Труды по патрологии. Сергиев Посад, 2004. T. 1. С. 269–270). Исходя из тринитарного учения Великих Каппадокийцев, прп. Иоанн Дамаскин впоследствии будет утверждать, что в учении о Пресвятой Троице ипостась обозначает «безначальный образ вечного существования каждого [Лица]» ( ναρχος τρπος της κστου δου πρξεως) (см.: Ioannes Damascenus. Capita philosophica 67. S. 140). 302 См.: Gregorius Nyssenus. Ad Graecos ex communibus notionibus//Gregorii Nysseni opera... P. 20. 303 Об учении монархиан-модалистов см.: Болотов. Учение Оригена о Св. Троице... С. 109–120; Болотов. Лекции по истории древней Церкви. С. 309–320; Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., 1994. С. 8183; Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). К., 1991. С. 150–152; Спасский. История догматических движений. С.44–59, 110–115. 304 Basilius Magnus. Epistola 236 ad Amphilochium Iconiensem 6//Saint Basile. Lettres III... P. 54. 305 Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica magna 2//Grégoire de Nysse. Discours Catéchétique/E. Mhlenberg, ed. R. Winling, intr., trad., not. P.: Editions du Cerf, 2000 (SC; 453). P. 149. 306 Gregorius Theologus. Oratio 33, adversus Arianos, et de seipso//Grégoire de Nazianze. Discours 32–37. P., 1985 (SC; 318). P. 194. 14–15. 307 Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica magna 1//Grégoire de Nysse. Discours Catéchétique... P. 147. 309 Gregorius Theologus. Oratio 39, in Sancta Lumina//Grégoire de Nazianze. Discours 38–41. P., 1990 (SC; 358). P. 172. 19–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010