(31 окт.; CPG, N 9402; Secretarium V//ACO II. Vol. 1. P. 247-403). Самое пространное деяние, отмеченное особенно продуманной «архитектурой» ( Conte. 1989. P. 64), в богословском отношении является «центром тяжести» Л. С. При его открытии папа св. Мартин объявил о готовности представить святоотеческие сочинения, но прежде по предложению Леонтия, еп. Неаполя, зачитали постановление V Вселенского Собора (3-е деяние) о необходимости следовать учению Вселенских Соборов и св. отцов с перечислением 12 избранных отцов. Далее перешли к чтению обширного святоотеческого флорилегия (ACO II. Vol. 1. P. 258-315), включающего цитаты свт. Амвросия Медиоланского, блж. Августина , свт. Василия Великого , свт. Амфилохия Иконийского, свт. Григория Нисского, свт. Григория Богослова , свт. Кирилла Александрийского, свт. Льва Великого, свт. Афанасия I Великого , свт. Иоанна Златоуста, Феофила I Александрийского, свт. Епифания Кипрского, Севериана Габальского, свт. Илария Пиктавийского, «Ареопагитик» , Псевдо-Иустина, Псевдо-Кирилла Иерусалимского, свт. Ефрема Антиохийского, Иоанна Скифопольского и свт. Анастасия I Синаита , патриарха Антиохийского. Флорилегий разделен на неск. тематических частей. В первых 2 отделах, озаглавленных «О природных действиях» (34 цитаты) и «О природных волях» (10 цитат), показано, что для св. отцов тождество природы или сущности предполагает тождество действия и воли, а различие природ - различие действий и воль; воля является «сопутствующей» (σνδρομος) по отношению к природе. Следующий отдел, «О природных волях Христа Бога нашего» (44 цитаты), показывает, что св. отцы признавали наличие во Христе воли Божественной и воли человеческой; как человек, Он добровольно принимал на Себя страдания, повинуясь воле Божией. Последний отдел флорилегия, «О природных действиях Христа Бога нашего» (35 цитат), показывает веру св. отцов в два Его природных действия. «Святой Собор» резюмировал это чтение указанием на то, что из него хорошо видно противоречие Кира, Сергия, Пирра и Павла св.

http://pravenc.ru/text/2463157.html

Канонический корпус правосл. Церкви сформировался в IX в., при свт. Фотии I , патриархе К-польском. В него вошли 85 Апостольских правил, 20 правил Вселенского I Собора (325), 7 - Вселенского II (381), 8 - Вселенского III (431), 30 - Вселенского IV (451), 102 - Трулльского Собора (691-692), 22 правила Вселенского VII Собора (787), К. Поместных Соборов: Анкирского (314) - 25, Неокесарийского (между 314 и 325) - 15, Гангрского (ок. 340) - 21, Антиохийского (341) - 25, Лаодикийского (ок. 343) - 60, Сардикийского (343) - 20 (по др. нумерации - 21), Константинопольского (394) - 1, Карфагенского (419) - 133 (по др. нумерации - 147), К-польского Двукратного (861) - 17, К-польского в храме Св. Софии (879) - 3; правила отцов Церкви: 4 правила свт. Дионисия Великого , еп. Александрийского, 11 (по др. нумерации - 12, первое правило разделено на 2) - свт. Григория Чудотворца , 15 - сщмч. Петра I , архиеп. Александрийского, 3 - свт. Афанасия I Великого , 92 - свт. Василия Великого , 18 - Тимофея I , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Григория Богослова , 1 - свт. Амфилохия , еп. Иконийского, 8 - свт. Григория , еп. Нисского, 14 - Феофила , архиеп. Александрийского, 5 - свт. Кирилла , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Геннадия I , патриарха К-польского, и 1 - свт. Тарасия , патриарха К-польского. В качестве приложения в некоторые издания свода К. включаются также постановление Карфагенского Собора 255 г., состоявшегося под председательством сщмч. Киприана , о перекрещивании еретиков и правила патриархов К-польских свт. Иоанна Постника , свт. Никифора I Исповедника и Николая III Грамматика , в состав канонического корпуса не входящие. Включение в канонический корпус правил Вселенских Соборов не нуждается в особом пояснении. Вселенский Собор - орган вселенского епископата, носителя высшей церковной власти. Вселенские Соборы, по учению Церкви, непогрешимы. Их непогрешимость вытекает из догмата о непогрешимости Церкви. Непогрешимое, боговдохновенное правило, принятое применительно к конкретной обстановке, может утратить характер действующей нормы только потому, что изменились обстоятельства, продиктовавшие его появление. Признание К. непогрешимыми не ставит неодолимого барьера для церковного правотворчества в той области, которая уже регулирована правилами Соборов.

http://pravenc.ru/text/1470259.html

Канонический корпус православной Церкви сформировался в IX в., при свт. Фотии I, патриархе Константинопольском. В него вошли 85 Апостольских правил, 20 правил Вселенского I Собора (325), 7 – Вселенского II (381), 8 – Вселенского III (431), 30 – Вселенского IV (451), 102 – Трулльского Собора (691–692), 22 правила Вселенского VII Собора (787), Каноны Поместных Соборов: Анкирского (314) – 25, Неокесарийского (между 314 и 325) – 15, Гангрского (ок. 340) – 21, Антиохийского (341) – 25, Лаодикийского (ок. 343) – 60, Сардикийского (343) – 20 (по другой нумерации – 21), Константинопольского (394) – 1, Карфагенского (419) – 133 (по др. нумерации – 147), Константинопольского Двукратного (861) – 17, Константинопольского в храме Св. Софии (879) – 3; правила отцов Церкви: 4 правила свт. Дионисия Великого, еп. Александрийского, 11 (по другой нумерации – 12, первое правило разделено на 2) – свт. Григория Чудотворца , 15 – сщмч. Петра I, архиепископа Александрийского, 3 – свт. Афанасия I Великого, 92 – свт. Василия Великого , 18 – Тимофея I, архиепископа Александрийского, 1 – свт. Григория Богослова , 1 – свт. Амфилохия, епископа Иконийского, 8 – свт. Григория, епископа Нисского, 14 – Феофила, архиепископа Александрийского, 5 – свт. Кирилла, архиепископа Александрийского, 1 – свт. Геннадия I, патриарха Константинопольского , и 1 – свт. Тарасия, патриарха Константинопольского. В качестве приложения в некоторые издания свода канонов включаются также постановление Карфагенского Собора 255 г., состоявшегося под председательством сщмч. Киприана, о перекрещивании еретиков и правила патриархов Константинопольских свт. Иоанна Постника , свт. Никифора I Исповедника и Николая III Грамматика, в состав канонического корпуса не входящие. Краткий свод канонических определений Вселенских Соборов I Вселенский собор в Никее в 325 году оставил нам 20 правил: Правило первое запрещает принимать в клир лиц, которые сами себя оскопили; Правило второе запрещает производить в священные степени новообращенных;

http://azbyka.ru/kanony-pravila-cerkovny...

Особое место в переводах прп. Евфимия Святогорца занимает гомилетическая литература. Сохранилось 13 сборников , с большей или меньшей полнотой содержащих гомилии свт. Григория Богослова . Сюда входят 15 праздничных гомилий (1, 11, 14-16, 19, 21, 38-45) и 9 богословских (2, 3, 20, 29-31, 37, 48, 96). Переводы изучаются в Национальном центре рукописей Грузии (ранее - Институт рукописей Корнелия Кекелидзе), в 5 томах издано 10 литургических гомилий: 1, 41, 44, 45 (Vol. 1), 15, 19, 24 (Vol. 2), 38 (Vol. 3), 43 (Vol. 4), 39, 40 (Vol. 5) (Greg. Nazianz. Opera). Из 3 мест 31-й гомилии прп. Евфимий изъял философские суждения свт. Григория и заменил их более понятными для простых прихожан, основанными на 15-й гомилии свт. Василия Великого " О вере " . Стремясь пополнить 42-ю гомилию сведениями из области догматики, прп. Евфимий включил в нее фрагменты из 101-го и 102-го богословских посланий свт. Григория. Краткую третью гомилию преподобный соединил со второй, а вторую также перевел отдельно. 48-я гомилия " Похвала св. вмч. Димитрию " , ранее известная как перевод прп. Давида Тбели , представляет собой компиляцию Мученичества вмч. Димитрия Солунского  и 24-й гомилии " Похвала св. мч. Киприану " . На основе отрывка о чудесах из Жития свт. Василия Великого, приписываемого свт. Амфилохию Иконийскому , и Надгробного слова свт. Василию Великому, составленного свт. Григорием Богословом, прп. Евфимий создал Житие свт. Василия; на основе 29-й и 31-й гомилий свт. Григория - полемическое соч. " Спор " . К переведенным Евфимием Святогорцем гомилетическим произведениям относятся также дидактические гомилии св. отцов, которые он называет " Поучениями " . 21 " Поучение "  свт. Василия Великого  - один из ранних переводов прп. Евфимия, в списке прп. Георгия Святогорца он стоит на втором месте. Переводы " Поучений " и Псалтири объединены прп. Евфимием в сборнике «Этика» . В перевод 15-й гомилии свт. Василия Великого " О вере " прп. Евфимий внес довольно крупный фрагмент из 29-й и 30-й гомилий свт. Григория Богослова " О Сыне " , а в гомилию " О Св. Духе " - фрагмент из одноименной гомилии свт. Григория.

http://drevo-info.ru/articles/13680585.h...

отцами. Далее заслушали исповедания веры Вселенских Соборов 84 : Никейский Символ веры , Никео-Константинопольский Символ веры , 12 анафематизмов свт. Кирилла Александрийского (названные в латинском тексте актов «символом 200 отцов в Эфесе»), Халкидонский орос и 14 анафематизмов Вселенского V Собора. Завершилось заседание пространной речью Максима Аквилейского 85 , который заявил, что учение Кира, Сергия, Пирра и Павла имплицитно осуждено в анафемах против Ария, Аполлинария, Феодора Мопсуестийского и Нестория, также учивших об одной воле и об одном действии Христа. Они приходят к отрицанию во Христе совершенных божества и человечества и отвержению Халкидонского Собора, и хотя ссылаются на слова «Томоса» папы св. Льва I Великого: «Та и другая природа (μορφ, natura) действует в общении с другой так, как ей свойственно», но придают им произвольное и ложное значение, поскольку эти слова указывают на два природных действия Христа в их «неслитном и нераздельном единстве». 5 деяние 86 Самое пространное деяние, отмеченное особенно продуманной «архитектурой» 87 , в богословском отношении является «центром тяжести» Л.С. При его открытии папа св. Мартин объявил о готовности представить святоотеческие сочинения, но прежде по предложению Леонтия, еп. Неаполя, зачитали постановление V Вселенского Собора (3-е деяние) о необходимости следовать учению Вселенских Соборов и св. отцов с перечислением 12 избранных отцов. Далее перешли к чтению обширного святоотеческого флорилегия 88 , включающего цитаты свт. Амвросия Медиоланского, блж. Августина, свт. Василия Великого , свт. Амфилохия Иконийского, свт. Григория Нисского, свт. Григория Богослова, свт. Кирилла Александрийского , свт. Льва Великого , свт. Афанасия I Великого, свт. Иоанна Златоуста , Феофила I Александрийского, свт. Епифания Кипрского , Севериана Габальского, свт. Илария Пиктавийского, «Ареопагитик», Псевдо-Иустина, Псевдо- Кирилла Иерусалимского , свт. Ефрема Антиохийского, Иоанна Скифопольского и свт. Анастасия I Синаита, патриарха Антиохийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

А.И.О: Они даже не знают, что писал Амвросий Медиоланский … «Ты сможешь твердо перенести (временные страдания за веру)… если будешь представлять себе страшный суд Божий и муки вечного наказания» (свт. Амвросий Медиоланский . Об обязанностях священнослужителей, 1.28.188) Что писал Амфилохий Иконийский … «Когда приводишь в исполнение внушения диавола, тогда печалься сокрушайся, плачь, поскольку стремишься в вечный огонь» (свт. Амфилохий Иконийский . Беседа о покаянии). Что писал Афанасий Великий … «Назначен Им день, в который (Он) воздаст одному вечную жизнь, а другому вечное мучение» (Свт. Афанасий Великий . Толкование на Псалмы, 36) Также святитель называл учение Оригена , «проповедовашего, что будет конец мучению и Бог простит всякий грех и людям и бесам» среди тех примеров «нечестивой хулы», в которую можно впасть, «если в божественных Писаниях будем многое разуметь буквально» (свт. Афанасий Великий . Из бесед на Евангелие от Матфея). Что писал Василий Великий … «Господь то решительно говорит, что пойдут сии в муку вечную ( Мф. 25, 46 ), то отсылает иных в огонь вечный( Мф.25:41 ), а в другом месте добавляет: где червь их не умирает и огонь не угасает (мк.9:47–48)… Если при таком числе подобных свидетельств многие как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, чтобы свободнее отваживаться на грех , то сие, конечно, есть одна из козней диавольских» (свт. Василий Великий . Правила, пространно уложенные, вопрос, 267) Что писал Григорий Богослов … «Есть еще и ужаснейший огонь, который заодно действует с червем неусыпающим, не угасим, но увековечен для злых» (св. Григорий Богослов ,Слово 40). «Уделом (их) кроме прочего, будет мучение… – отвержение от Бога и стыд в совести которому не будет конца». Св. Григорий Богослов , Слово 15. Епифаний Кипрский …. «И тому верует святая матерь наша Церковь … что будет воскресение мертвых вечное осуждение, (и) Царствие Небесное». (Св. Епифаний Кипрский . Краткое истинное слово о вере Церкви; Слово якорное, 97).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Ряд сочинений свт. Василия Великого содержит нек-рые данные о Д. и полемику с духоборцами. 3-я кн. трактата «Против Евномия» (Adversus Eunomium) посвящена учению о Св. Духе и опровержению еретических мнений по этому вопросу. Первым духоборцем свт. Василий называет Евномия ( Basil. Magn. Adv. Eunom. II 33), поскольку тот учил, что Сын - творение Отца, а Дух - творение Сына ( Eunomius. Apol. 25). В 374 г. свт. Василий приступил к составлению обширного трактата «О Святом Духе» ( Basil. Magn. De Spirit. Sanct.) против еретических взглядов Евстафия , еп. Севастийского; трактат включает многочисленные сведения о Д.; получил распространение лишь после 376 г. Кроме того, теме Д. и его основным действующим лицам посвящен ряд писем свт. Василия. Евстафия Севастийского он называет главой духоборцев (πρωτοσττης στ τς τν Πνευματομχων αρσεως - Idem. Ep. 263. 3) и описывает долгий путь его богословских исканий, закончившийся оформлением новой ереси - Д. ( Idem. Ep. 244. 9). Свт. Григорий Богослов многократно вступал в открытую полемику с духоборцами, в особенности в к-польский период (379-381). Этому посвящены целиком Слово 5 о богословии ( Greg. Nazianz. Or. 31) и отчасти Слово на Пятидесятницу ( Idem. Or. 41. 6-7). Свт. Григорий Нисский составил трактат Против македониан о Св. Духе ( Greg. Nyss. Adversus Macedonianos de Spiritu Sancto), в к-ром подробно излагается учение Д. и приводится развернутое опровержение доводов еретиков. Свт. Григорию также принадлежит письмо, дошедшее в корпусе писем свт. Василия, где кратко представлена суть Д. ( Basil. Magn. Ep. 189. 4). В 376 г. в Иконии свт. Амфилохий Иконийский при поддержке свт. Василия Великого провел церковный Собор, который предал учение Д. анафеме. По окончании Собора он составил послание, отражающее учение Собора, а также основные положения осужденного учения ( Amphilochius Iconiensis. Epistula synodalis//Opera/Ed. C. Datema. Turnhout, 1978. P. 219-221). Александрийский дидаскал Дидим Слепец уделил немало внимания учению о Св. Духе, к-рое начало формулироваться в результате богословской полемики с еретиками. Этой теме посвящен отдельный трактат Дидима ( Did. Alex. De Spirit. Sanct.; до 381). В нем приводятся важные свидетельства об особенностях аргументации сторонников Д., хотя автор не ставит перед собой задачи последовательно изложить содержание учения духоборцев. В трактате «О Святой Троице» (De Trinitate) Дидим помещает пространный фрагмент диалога между македонианином и православным, где также приводится подробная богословская аргументация еретиков ( Did. Alex. De Trinit. 8//PG. 39. Col. 604-605). Феодор Мопсуестийский в 392 г. принял участие в богословском диспуте со сторонниками Д. в сир. г. Аназарв и оставил подробный отчет об этом состязании, из к-рого вышел победителем ( Theod. Mops. Controvers.//PO. T. 9. Fasc. 5. Col. 637-667; Barhadb. Hist. eccl. 19//Ibid. Col. 506-507).

http://pravenc.ru/text/180631.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Свт. Григорий Богослов и его отец проповедуют христианам Назианза. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XII в. (Parisin. gr. 550. Fol. 279) Свт. Григорий Богослов и его отец проповедуют христианам Назианза. Миниатюра из Гомилий свт. Григория Богослова. XII в. (Parisin. gr. 550. Fol. 279) (275/80 - ок. 374), свт. (пам. греч. 1 янв.), еп. Назианза (старший), отец свт. Григория Богослова . Основными источниками сведений о жизни Г. служат сочинения свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Or. 18. 6, 7, 8, 15; 43. 37; idem. De vita sua. 41-56, 345, 494-517; idem. Epitaphia in Patrem//PG. 38. Col. 38-43). Григорий Богослов называет отца святым ( Greg. Naz. Or. 18. 28) и дает его словесный портрет: «Он кроток, не гневлив, спокоен по наружности, горяч духом, богат видимыми дарами, еще более - дарами сокровенными» ( Idem. Or. 7. 3). Состоятельный горожанин из г. Назианз (Каппадокия), Г. до перехода в христианство был членом секты ипсистариан (ψιστριοι - почитатели Зевса Высшего (Ζες ψιστος), по имени к-рого и получили свое название ( Idem. Or. 18. 5)). К этой секте он, видимо, принадлежал с рождения, т. к. известно, что мать Г. хотела лишить его наследства, узнав о переходе сына в христианство, но впосл. передумала (Ibidem). Г., отличавшийся высокой нравственностью, был обращен в христианство своей женой св. Нонной , принадлежавшей к Церкви от рождения (ее родным братом был свт. Амфилохий, с 373 еп. Иконийский); Г. принял св. Крещение в возрасте ок. 45 лет от Леонтия, еп. Кесарии Каппадокийской, перед тем как тот отправился на I Вселенский Собор в Никею. Свт. Григорий Богослов сообщает о чудесном свете, к-рый осиял новопросвещенного. Вскоре Г. принял сан священника. В 328 или 329 г. Г. занял епископскую кафедру Назианза, долгое время пустовавшую. Хотя в богословских познаниях он уступал нек-рым клирикам, но в благочестии превзошел мн. современников. Г. и Нонна имели 3 детей: старшую дочь св. Горгонию , свт. Григория Богослова и Кесария.

http://pravenc.ru/text/166527.html

Вассиан (Патрикеев) в процессе работы над Кормчей предпринял специальное исследование различных источников о Г., в результате к-рого пришел к выводу, что Г. участвовал в VI Вселенском Соборе (Каталог славяно-русских книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2005. Вып. 1. С. 287). Служба Г. впервые переведена не позднее 2-й пол. XI в., содержится под 24 нояб. уже в новгородских комплектах служебных Миней 90-х гг. XI в. (РГАДА. Тип. 381. 91, 1097 г.) и 1-й пол. XII в. (ГИМ. Син. 161); текст издан И. В. Ягичем. Во 2-й раз служба Г. переведена в 1-й пол. XIV в. в Болгарии или на Афоне и содержится под 23 нояб. в составе служебных Миней по Иерусалимскому уставу; рус. списки известны с 1-й пол. XV в. Посвящения Г. храмов на Руси и в правосл. слав. странах неизвестны. Лит.: Вздорнов Г. И. Роль слав. монастырских мастерских К-поля и Афона в развитии книгописания и худож. оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 180, 198. Прил. 17; Hannick Ch. Maximos Holobol in der kirchenslav. homiletischen Literatur. W., 1981. N 107. S. 146; Иванова К. «Западни» светци в състава на староизводните Чети-Минеи: (Предв. бележки)//Средновековна христ. Европа: Изток и Запад. София, 2002. 5. С. 354-355; Древности мон-рей Афона в России/Кат. выст. М., 2004. 3. 26. С. 198. А. А. Турилов Гимнография Согласно Типикону Великой ц . X-XI вв., память Г. приходится на 24 нояб. вместе с памятями нек-рых др. святых; богослужебное последование не приводится ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 112). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. указывает память Г. 23 нояб., относительно службы этого дня говорится, что на утрене читается житие святого (ГИМ. Син. 330, л. 99). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 61) память Г. отмечена под 24 нояб. (23 нояб.- память свт. Амфилохия Иконийского), без богослужебного последования. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 324-325), память Г. также празднуется 24 нояб. и приводится полное последование службы; память Г. соединена с памятью вмц. Екатерины (имеющей нек-рое преимущество) по типу вседневной службы с «Бог Господь» . В Иерусалимском уставе память Г. окончательно фиксируется под 23 нояб. (см., напр., принятый ныне в РПЦ Типикон: [Т. 1.] С. 280); последование Г. соединяется с последованием свт. Амфилохия Иконийского по типу службы 2 малых святых без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/166517.html

Все письма свт. Григория Нисского написаны в период его епископства в течение ближайших десяти лет после смерти свт. Василия 148 . Они адресованы разным лицам или группам лиц и отличаются чрезвычайно разнообразной тематикой. Письма свт. Григория Нисского дают представление не только о личности самого свт. Григория Нисского, его характере, интересах, обстоятельствах его жизни и деятельности, но и о состоянии византийского общества и Церкви того времени. Большинство из писем свт. Григория Нисского (например, 9-е, 10-е, 11-е, 12-е, 28-е) представляют собой частную переписку. В 1-м письме свт. Григорий Нисский жалуется на обрушившиеся на него беды и повествует о своем конфликта с епископом Элладием Кесарийским. Два следующие письма, 2-е и 3-е, написаны вскоре после поездки свт. Григория Нисского в Иерусалим и посвящены теме паломничества в Святую Землю, которое свт. Григорий Нисский, сохраняя благоговейное отношение к святыням, считает ненужным и бесполезным ввиду сопряженных с ним трудностей и опасностей. В 4-м письме говорится о том, почему праздник Рождества Христова совершается в день зимнего солнцестояния, а не весеннего равноденствия. В некоторых письмах рассматриваются отдельные догматические вопросы. Так, в 5-м письме, сохранившемся в двух несколько различающихся версиях 149 и написанном во время «Севастийского пленения» свт. Григория Нисского , он защищает свое православие в учении о Св. Троице. 24-е письмо «К еретику Ираклиану» также посвящено триадологии. Некоторые письма посвящены нравственно-каноническим вопросам. Так, в 17-м письме указываются свойства, которые должен иметь будущий епископ, а в 21-м письме, адресованной епископу Авлавию, – обязательные для него правила жизни. Некоторые письма рекомендуют кого-либо или ходатайствуют за кого-либо, например, 7-е и 8-е. В 19-м письме свт. Григорий Нисский описывает свои злоключения во время выборов Севастийского епископа. Письмо 25-е, адресованное свт. Амфилохию Иконийскому , содержит важные сведения по истории раннехристианской архитектуры и искусства; в нем подробно описываются части «мартириона» (τ μαρτριον) – церкви в честь мучеников. 6. Подложные сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010